Проектно – исследовательская деятельность в работе с одаренными детьми на уроках физической культуры.
статья по физкультуре

Титаренко Ирина Николаевна

В статье обобщен опыт работы с одаренными детьми в рамках реализации проектной деятельности на уроках физической культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В последние время российское  образование  уделяет особое внимание развитию у подрастающего поколения творчества, интереса к исследовательской и научной работе, самостоятельной интеллектуальной деятельности.  Поэтому на уроках физической культуры у учащихся с ранних лет необходимо формировать творческий потенциал, воспитывать культуру исследовательского труда. Все это становится возможным при реализации проектной технологии.

Проектная технология — это в первую очередь личностно-ориентированная технология, в центре которой стоит ученик. Основу технологии составляет деятельность самого учащегося, направленная на развитие учебных, познавательных, творческих способностей. Учитель выступает в роли наставника  демократичного руководителя, консультанта, помощника, тьютора.

Проектная деятельность обучающихся – это вид образовательной деятельности, творческая работа по решению практической задачи, цели и содержание которой определяются в процессе теоретической переработки и практической реализации при участии учителя, завершающаяся  практическим результатом в виде проекта.

Педагогические задачи, которые решает проектная деятельность:

-учит применять базовые знания и умения, усвоенные на уроках, для поиска и решения разнообразных социальных, семейных, личных проблем;

-стимулирует самостоятельную познавательную деятельность детей, когда они ищут способы решения поставленной перед ними проблемы, осваивая новую информацию и новые способы деятельности;

-позволяет рассмотреть сложные объекты с точки зрения нескольких наук, что стирает границы между школьными предметами, показывает учащимся взаимосвязь между различными явлениями, приближая учебный процесс к реальным жизненным ситуациям;

-привлекает детей к социально значимой, созидательной и преобразовательной деятельности, которая обеспечивает формирование различных социальных компетентностей, многих личностных качеств, профессиональных интересов.

Основные педагогические идеи, которые можно использовать в  проектно – исследовательской деятельности на уроках физической культуры: «Я успешен, потому что занимаюсь физкультурой и спортом»  и «Совершенствуя себя – совершенствую окружающий мир».

Проектно – исследовательская  деятельность в работе с  одаренными детьми предполагает реализацию  индивидуально—дифференцированного подхода в обучении - необходимость учета их возрастных, типовых и индивидуальных особенностей. Большинство физически одаренных  детей опережают сверстников  по показателям  физического развития и уровня развития их физических  способностей. Выполнение учебных заданий и упражнений школьной программы даются им легко. Использование проектной технологии в работе с такими детьми помогает поддерживать у них положительную мотивацию к урокам физической культуры, способствует развитию индивидуальных образовательных потребностей и интересов обучающихся.

Умение осуществлять проектно-исследовательскую деятельность начинает формироваться у учащихся с первого класса. Работа по теме: «Исследование влияния занятий физическими упражнениями на показатели физического развития и физической подготовленности» начинается с заполнения обучающимися, при помощи учителя и родителей, таблиц в тетради после сдачи нормативов, в которых  фиксируются их результаты и соотносятся с возрастными нормами уровня развития физических качеств. Учащиеся учатся делать выводы о том, какое физическое качество необходимо развивать дополнительно и при помощи каких упражнений это можно осуществить. В течение года ученики при постоянном текущем  контроле учителя и родителей выполняют намеченный план. К концу учебного года данные этой таблицы сравниваются и ученики видят результаты своей проектно-исследовательской деятельности.

Программы по физической культуре включают  в себя освоение учащимися  теоретических знаний, успешное овладение которыми становится возможным и благодаря проектной технологии. Одаренные дети специальной медицинской группы также могут реализовать себя в данном виде работы по предмету. Например, в начальной школе учащиеся разрабатывают свой режим дня и анализируют, помогает ли четкое распределение дел укреплению здоровья,  успехам в учебе и жизненной активности.

Многие одаренные дети занимаются в системе дополнительного образования, посещают занятия курсов спортивно – оздоровительной внеурочной деятельности  и достигают хороших результатов в разных видах спорта: легкой атлетике, плавании, фехтовании, боевых искусствах и т.д. Индивидуальные проекты помогают этим учащимся повысить свой рейтинг в классе и в лицее, учат правильно формулировать свои мысли и доносить основные идеи до окружающих на хорошо изученном ими материале. Темы таких проектов могут звучать по - разному, например, «Спорт в моей жизни», «Мои спортивные увлечения и достижения»,  «Влияние занятий легкой атлетикой на здоровье школьника», «Воздушная гимнастика: спорт или искусство?» и т.д.

Защита проектов проходит на классных часах, на конференциях во время предметной недели. Ребята учатся выступать перед аудиторией, разъясняют, чем  данный вид спорта полезен для здоровья, демонстрируют свои достижения и мотивируют других детей заниматься этим видом спорта.

Продуктом данной проектно-исследовательской деятельности может  быть не только презентация, но и книжка, буклет и брошюра.

Хорошие результаты в работе с одаренными детьми на уроках физической культуры дает и привлечение их к судейству игр, соревнований, во время которого учащиеся  закрепляют  знания правил игры, эстафеты, учатся анализировать, видеть ошибки других, определять правильность выполнения действий согласно правилам игры, эстафеты. Эти умения можно использовать для реализации социальных групповых проектов во внеурочное время. Их целью является развитие у одаренных  учащихся  творческих, коммуникативных, организаторских  способностей.  Процесс  реализации проекта «Праздник «Будьте здоровы!», разработанного учащимися 4 класса для второклассников,  проходил в несколько этапов, были определены цели и задачи, его актуальность.

Каждый одаренный ученик выбрал для себя поле деятельности и ответственности,  роли распределялись по возможностям и способностям детей: ведущие, сказочные персонажи, судьи, оформители зала и т.д. На заключительном этапе реализованный проект был проанализирован учащимися, сделаны соответствующие выводы.

  Использование проектно – исследовательской деятельности в работе с одаренными детьми позволяет поддерживать положительную мотивацию к занятиям физкультурой и спортом у учащихся, повысить уровень развития их физических качеств, творческой  активности, культуры поведения и общения, взаимодействия с людьми. Все это превращает урок физкультуры из урока лишь двигательной активности в урок образовательного направления, ставит его в один ряд с другими основными предметами и повышает качество образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие учащихся в процессе обучения. Работа с одаренными детьми на уроке и внеурочное время.

В начальной школе работа с одаренными детьми и детьми с повышенной мотивацией к обучению строится в двух направлениях: через учебный процесс и внеурочную деятельность по определенной схеме: диагностик...

Статья на тему: "РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ"

«Физическое воспитание в школе должно бытьтакже хорошо организовано, как и умственное воспитание»Ф.Ф.Эрисман Воспитать ребенка здоровым – это означает с самого раннего детства приучить его вести ...

Выявление и особенности работы с одаренными детьми на уроках английского языка. (обобщение опыта работы)

Урок иностранного языка является благоприятной межкультурной средой для развития одаренных детей.Он обладает огромным потенциалом для всестороннего развития личности. Следовательно, перед современной ...

Работа с одаренными детьми по предмету "Физическая культура"

В материале раскрываются особености работы с одаренными детьми. С такой категорией детей необходима комплексная работа: на уроке-в индивидуальном порядке вне урока-работа с семьей. Мои размышления и н...

Организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности

Организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности...

Организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности

Организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности...