Работа с одаренными детьми по предмету "Физическая культура"
статья по зож по теме

Талайко Наталья Вадимировна

В материале раскрываются особености работы с одаренными детьми. С такой категорией детей необходима комплексная работа: на уроке-в индивидуальном порядке вне урока-работа с семьей. Мои размышления и наблюдения по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odarennost_ili_trudolyubie.docx20.02 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности работы по предмету «Физическая культура»

с одаренными учащимися

Наверно, каждая школа  сталкивается с различными проблемами в работе с одаренными детьми. В первую очередь, задумываясь о системе работы с одаренными детьми, важно понимать, что  работать в данном направлении необходимо со всеми детьми, начиная с обучения в начальных классах. Одна из первых задач образования - помочь ученику раскрыть себя. А если у   ребенка есть потенциально высокие способности в какой-либо деятельности?  Тогда  этот школьник требует еще более пристальной, вдумчивой работы по развитию этих способностей. Часто учитель думает, что одаренный ребенок не нуждается в помощи. Но это совершенно не так!

Что же понимается под термином «одаренность»?

В обыденной жизни одаренность – синоним талантливости. В психологии же под ней понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности -  талантливая личность, зависит от многих обстоятельств: способности ребенка, креативность, психические свойства, социальное окружение и других.

Высоких результатов в спорте позволяет достичь спортивная одаренность, что первоначально значит  -  опережение в физическом развитии возрастных норм. Оно может быть установлено в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения различных внеурочных заданий. Одаренные дети, попадая в коллектив, где у большинства их сверстников средние способности, зачастую испытывают дискомфорт, в связи с тем, что: на уроке физкультуры им недостаточно нагрузки и предлагаемой деятельности; успешность в выполнении заданий и упражнений приводит к недоброжелательности со стороны  других школьников. В результате у одаренных детей формируется стремление не выделяться и их возможности со временем усредняются. И очень важно, чтобы дети с ярко выраженными физическими качествами нашли «своего» неравнодушного учителя. Очень важны система взглядов, убеждений учителя, цели и задачи, которые он ставит перед собой в работе с детьми, межличностное общение. 

Педагоги, работающие с одаренными учащимися, по моему мнению, должны обладать определенными качествами:

- чуткость и доброжелательность, доверительные отношения;

• профессионально грамотным, то есть обладать знаниями педагогики, психологии, теории и методики по предмету;

• быть увлеченным своим делом;

• быть творческим, интеллектуальным, обладать высокой эрудицией;

• быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одаренных детей, и постоянному самосовершенствованию.

Кроме всего учитель обязательно  должен использовать разнообразные формы и методы в работе с  одаренными детьми.

Свою работу начинаю на уроке физической культуры. При проведении тестирования уровня подготовленности, выявляю детей, выделяющихся показателями, оцениваю их физическое развитие. Обязательно беседую с классным руководителем и, по возможности, знакомлюсь с семьей, чтобы понимать: в какой атмосфере они воспитываются, кто их родители, занимались ли они спортом, поддерживают ли своих детей в различных видах деятельности, переживают ли вместе с ними победы и неудачи, научили ли их самостоятельности.

Считаю, что на достижение высоких спортивных результатов детьми влияет воспитание у них таких качеств, как целеустремленность, терпеливость, организованность, дисциплинированность, выдержка, смелость, настойчивость. Обладание такими качествами важно для любого человека, но особенно нужны они спортсменам, желающим добиться высоких результатов. Формирование волевых качеств, мотивации действий, самостоятельности, умений находить нешаблонные решения и средства их реализации могут помочь снизить соревновательный стресс, повысить эффективность тренировок, сохранить здоровье. 
В работе с одаренными детьми широко использую  проектный метод, который повышает уровень умственного развития,  образованности, причем не только по предмету. Информация, которую добывает ученик при работе над проектом позволяет им  стать компетентными. Несомненно, большая часть проектов готовится детьми во внеурочное время. Формы проектов могут быть разнообразными. Это информационный, творческий, исследовательский проекты. Тематика проектов может быть связана с  видами спорта (или каким-то одним),  с важнейшими событиями в мире спорта, сопоставление и сравнение событий, явлений, фактов из истории. 
Важно - предлагать ребятам только те темы, которые им интересны.

В работе с учащимися начальных классов стараюсь привлекать родителей к поддержке деятельности детей; знакомлю их с индивидуальными планами ребенка, подключая к контролю за выполнением. 

При всей значимости урока главенствующая роль в приобщении учащихся к ежедневным занятиям физическими упражнениями, безусловно, принадлежит внеклассной физкультурно-оздоровительной и спортивной работе. Даже дифференцированный подход на уроке не даст такого результата, который достигается правильно спланированной спортивно – массовой работой. Всех выявленных одаренных детей  стараюсь привлечь в спортивные секции, группы внеурочной деятельности. Ежегодно участвуем в городских, краевых соревнованиях с большим количеством видов спорта. По всем видам нереально проводить отдельно секции, поэтому я веду группу «ГТО дает добро», где  идет и максимальное развитие всех физических качеств. Ребятам предлагаются различные творческие задания, тесты предметных олимпиад, проводятся интеллектуальные и спортивно-массовые мероприятия.

Дети спортивной одаренности чаще всего сталкиваются с учебными проблемами. Зачастую, учителя-предметники раздражаются из-за того, что такие ученики пропускают занятия по причине соревнований или репетиций, отказываются заниматься индивидуально или дополнительно. А ведь таким детям также необходима своя индивидуальная программа обучения. И таких программ, как правило, в школах нет. Необходимо много беседовать с одаренными ребятами: об их сильных и слабых сторонах, о необходимости развивать интеллект, о способах планирования деятельности, соблюдении режима дня.

Таким образом, можно сделать вывод, что уровень развития потенциально высоких способностей детей определяется не только природными задатками, но и большой совместной работой всех участников образовательного процесса –  ребенка, педагога и родителей.
       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "В мире слов" по воспитанию языковой культуры в работе с одаренными детьми

Федеральные Государственные Образовательные Стандарты второго поколения  предусматривают разработку образовательным учреждением основных образовательных программ,направленных на выяв...

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми

Работа с одаренными детьми.Формы и методы работы с одарёнными детьми...

Статья на тему: "РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ"

«Физическое воспитание в школе должно бытьтакже хорошо организовано, как и умственное воспитание»Ф.Ф.Эрисман Воспитать ребенка здоровым – это означает с самого раннего детства приучить его вести ...

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...

Организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности

Организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности...

Организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности

Организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности...

Проектно – исследовательская деятельность в работе с одаренными детьми на уроках физической культуры.

В статье обобщен опыт работы с одаренными детьми в рамках реализации проектной деятельности на уроках физической культуры....