Особенности проведения уроков по физической культуре с младшими школьниками, имеющими особенности в развитии (задержка психического развития).
статья по физкультуре (1 класс)

Кулажская Виктория Дмитриевна

У школьника с ЗПР могут возникнуть трудности при усвоении программного материала по физической культуре. У учащихся могут наблюдаться нарушения пространственной ориентировки, дети затрудняются в понимании инструкции с использованием понятий, обозначающих пространственные отношения. Несформированность системы произвольной регуляции нарушает выполнение программы действий. В группе детей с ЗПР может обнаружиться неравномерность темпа выполнения учебного действия, что ведет к выпадению одного из элементов действия или незавершению самого действия. Повышенная отвлекаемость приводит к многочисленным ошибкам выполнения учебного задания, снижает темп и результативность деятельности. Дети с ЗПР нуждаются в постоянном контроле и дополнительных стимулах.

Обучение предмету «Физическая культура» создает возможности для преодоления не только перечисленных несовершенств, но и других недостатков развития, типичных для учащихся по варианту 7.2. Обучение физической культуре должно строиться с учетом особых образовательных потребностей детей с ЗПР.

Общей целью изучения предмета «Физическая культура»  для учащихся с ЗПР является укрепление здоровья и совершенствование их физического развития, формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека. Так как овладение учебным предметом «Физическая культура» представляет сложность для учащихся с ЗПР, то мы предлагаем несколько основных аспектов, которые позволят сделать урок интереснее, познавательнее и облегчить освоение нового материала:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.94 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности проведения уроков по физической культуре с младшими школьниками, имеющими особенности в развитии (задержка психического развития).

Ключевые слова: физическая культура, задержка психического развития, укрепление здоровья.

На сегодняшний день учебный предмет «Физическая культура» является одним из основных в системе физического воспитания младшего школьника. Укрепление физического здоровья детей, совершенствование их физического развития, воспитание стремления заниматься физической культурой – основная задача уроков физической культуры.

Умение поддерживать здоровый образ жизни, стремиться совершенствовать свои спортивные навыки, адекватно оценивать свои физические возможности способствует формированию общей культуры. Младшие школьники учатся подбору одежды, обуви и инвентаря, соблюдению правил личной гигиены. Выполнение физических упражнений позитивно влияет на физическое развитие и развитие физических качеств, оно развивает разные группы мышц.

В то же время у школьника с ЗПР могут возникнуть трудности при усвоении программного материала по физической культуре. У учащихся могут наблюдаться нарушения пространственной ориентировки, дети затрудняются в понимании инструкции с использованием понятий, обозначающих пространственные отношения. Несформированность системы произвольной регуляции нарушает выполнение программы действий. В группе детей с ЗПР может обнаружиться неравномерность темпа выполнения учебного действия, что ведет к выпадению одного из элементов действия или незавершению самого действия. Повышенная отвлекаемость приводит к многочисленным ошибкам выполнения учебного задания, снижает темп и результативность деятельности. Дети с ЗПР нуждаются в постоянном контроле и дополнительных стимулах.

Обучение предмету «Физическая культура» создает возможности для преодоления не только перечисленных несовершенств, но и других недостатков развития, типичных для учащихся по варианту 7.2. Обучение физической культуре должно строиться с учетом особых образовательных потребностей детей с ЗПР.

Общей целью изучения предмета «Физическая культура»  для учащихся с ЗПР является укрепление здоровья и совершенствование их физического развития, формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека. Так как овладение учебным предметом «Физическая культура» представляет сложность для учащихся с ЗПР, то мы предлагаем несколько основных аспектов, которые позволят сделать урок интереснее, познавательнее и облегчить освоение нового материала:

1. Разделение детей на 2 группы. Коррекционную работу на занятиях физической культурой в классах коррекции с детьми с ЗПР принято строить с учетом выделения двух групп: возбудимых детей и заторможенных. Двигательное беспокойство, нетерпеливость, отвлекаемость, эмоциональная возбудимость и неустойчивость составляют характеристику возбудимых. Заторможенные дети отличаются вялостью, адинамичностью, бедностью движений. Это позволит взаимодействовать и соревноваться детям внутри своих групп, команд, с идентичной двигательной активностью.

2. Использование игровых упражнений на развитие статической выносливости, равновесия, способности удерживать позу. У детей с ЗПР часто встречаются нарушения регуляции мышечного тонуса. Это выражается в повышении или снижении мышечного тонуса, что препятствует удержанию конечностей в определенном положении. Для этого существует ряд подвижных игр с замиранием и перевоплощением в героев, упражнения в беге с остановкой по сигналу учителя и фиксации в определенном положении.

3. Музыкально-ритмическая направленность занятий. Недостаточность уровня движений (нарушение представления о положении и движении частей тела) выражается в бедности защитных, вспомогательных, выразительных, мимических, пластических движений. Наиболее адекватным методом коррекции недостаточности являются музыкально-ритмические занятия. Музыкальный ритм изменяет деятельность нервной системы, вызывает рефлекторное усвоение ритма, растормаживает моторные центры, создает бодрое радостное настроение, воспитывает активное внимание. Для этого в вводную, основную или заключительную часть можно включать музыку, например темп бега можно подстроить под музыкальное сопровождение. Также внести элементы аэробики, с использованием шагов и хлопков.

4. Использование для игр текста, стихов, погружение в игру через историю. Коррекция недостаточности уровня организации движений осуществляется играми по правилам, с осознанием, запоминанием, пересказом их содержания. Предлагаются задания на запоминание траектории движений, пути перемещения в пространстве. Эти упражнения трудны для детей с ЗПР, у которых в первую очередь выступает недостаточность словесной организации движений. Если упражнения сопровождаются речью или пением, снимаются мышечные перенапряжения, скованность движений. Осмысленное произнесение текста, стихов настолько загружает сознание, что движения начинают выполняться полуавтоматически, становятся пластичными. В качестве примера предлагаем игру «Кошки мышки», дети идут тихо на носках до Мышки, когда стихотворение заканчивается, все разбегаются.

Тише мыши, тише мыши,

Кот живет на нашей крыше,

Мышка, мышка берегись,

И коту не попадись.

5. Исполнение команд учителя, сопровождаемые только голосом. Отсутствие логической связи между деятельностью речевой и скелетной мускулатуры позволяет тренировать навык речедвигательной координации. Например, предлагается выстроиться в шеренгу. Сделать три шага вперед,  считать самостоятельно. Далее два прыжка вправо. Далее два поворота кругом. И таким образом любые задания, где дети на слух воспринимают информацию, выполняя анализируют, что необходимо сделать и вслух проговоривают количество и само задание.

Результативность коррекционной работы по преодолению недостатков моторики у детей с ЗПР зависит от работы и подготовки к работе учителя по физической культуре. Поэтому в процессе работы педагог должен руководствоваться как общими принципами организации занятий по физической культуре в определенной возрастной группе, так и психологическими и физиологическими особенностями ребенка с задержкой психического развития.

Список использованной литературы:

  1.  Бабкина Н.В., Коробейников И.А. Типологическая дифференциация задержки психического развития как инструмент современной образовательной практики [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2019. Т. 8. №. 3. С. 125–142.
  2. Власова Ж. Н. Роль физической культуры в формировании здорового образа жизни // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 1.с. 58–62.
  3. Евсеев, С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры: Учебник. В 2 т. Т.1. Введение в специальность. История и общая характеристика адаптивной физической культуры / С.П. Евсеев. – М.: Советский спорт, 2003. - 448 с.: ил.
  4. Специальная педагогика [Текст] : Учеб. пособие для студентов пед. вузов / В.С. Кукушин [и др.]; под общ. ред. В.С. Кукушина. - Scientific magazine "Kontsep, 2014. - 552 с.
  5. . Степаненкова Э.Я Методика проведения подвижных игр - М., Мозаика-Синтез, 2009. Н.Б.Муллаева, Конспекты- сценарии занятий по физической культуре для дошкольников, СПб, детство- пресс, 2005

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности понимания текстов на уроках чтения глухими младшими школьниками имеющими задержку психического развития.

В работе рассматриваются следующие вопросы:-Проблема обучения чтению глухих детей-Проблема обучения чтению  глухих детей        с задержкой психического развити...

«Особенности детей с задержкой психического развития, синдромом дефицита внимания, гиперактивностью и их фрустрирующее воздействие на психику родителей».

«Особенности детей с задержкой психического развития, синдромом дефицита внимания, гиперактивностью и их фрустрирующее воздействие на психику родителей»....

Статья "Особенности формирования основ экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития"

Статья представлена в сборнике: "Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:  из опыта работы"...

Статья: "Внеклассная работа как средство развития основ экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития"

Статья представлена в сборнике:  // Materialy X Mezinarodni vedecko-practicka konference, Veda a Vznik, Dill 19 Pedagogika, Praha Publishing House “Education and Science” s.r.o., 27.12.2013. – 05...

Статья: "Экологический проект, как средство формирования основ экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития."

Статья представлена в сборнике:Актуальные проблемы образования: позиция молодых, часть 2, Челябинск, 2014....