Формирование двигательных основ и навыков с помощью подвижных игр у учащихся начальных классов
методическая разработка по физкультуре

Савицкая Надежда Олеговна

Двигательная активность положительно влияет на здоровье человека, согласно исследованиям в этой области, формируется устойчивость к инфекционным болезням, повышаются сопротивляемость к простудным заболеваниям, иммунобиологические свойства крови, а также выносливость сила и скорость. Физическое воспитания – это структурный процесс, который направлен на разностороннее развитие человеческого организма, функциональное совершенствование, формирование двигательных основ и навыков с целью достижения физического совершенства. С освоением физической культуры, а именно социальной деятельности, направленной на укрепление здоровья и развития физических способностей человека происходит совершенствование организма, социализация и расширение объема двигательных навыков.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование двигательных основ и навыков с помощью подвижных игр у учащихся начальных классов

В наше время данная тема является актуальной, это связано с тем, что современные дети мало двигаются, после школьных занятий большинство погружается в компьютерные игры или привязаны к интернету и телевизору. Не часто заметишь на спортивной площадке ребят, играющих в футбол или девочек, прыгающих через скакалку.

Двигательная активность положительно влияет на здоровье человека, согласно исследованиям в этой области, формируется устойчивость к инфекционным болезням, повышаются сопротивляемость к простудным заболеваниям, иммунобиологические свойства крови, а также выносливость сила и скорость. Физическое воспитания – это структурный процесс, который направлен на разностороннее развитие человеческого организма, функциональное совершенствование, формирование двигательных основ и навыков с целью достижения физического совершенства. С освоением физической культуры, а именно социальной деятельности, направленной на укрепление здоровья и развития физических способностей человека происходит совершенствование организма, социализация и расширение объема двигательных навыков.

Подвижные игры – средство воспитания физического развития детей, дающее возможность усовершенствовать двигательные способности ребенка. По мнению П. Ф. Лесгафта, подвижная игра – упражнение, посредством которого ребенок готовится к жизни. В подвижной игре задействована игровая и умственная деятельность, физические нагрузки и развлечения. Так скажем, совместим приятное с полезным. Огромное влияние подвижные игры оказывают на формирование личности, на адекватное взаимодействие с внешней средой и на нервно-психическое развитие в целом. При всем вышесказанном именно в играх развивается сила воли, смелость, быстрота реакций, работа в команде и сообразительность. Групповые занятия сближают детей, радость от преодоления трудностей и совместные действия для достижения результата нацеливают на командный дух в команде. Гармоничное физическое развитие, формирование правильной осанки, развитие мелкой моторики и многое другое является следствием освоения физической культуры.

Рассмотрим какие существуют средства физического воспитания:

Рис.1 Средства физического воспитания

П

Под гигиеническими факторы подразумевается: питание, гигиена и режим. Соблюдение гигиенических правил положительно влияет на процесс физического воспитания. Здоровое и сбалансированное питание, правильный режим нагрузок и отдыха, а также чистота в местах занятия спортом, вентиляция способствуют эффективности при занятии спортом.

Физические упражнения: к ним можно отнести все виды занятия физкультурой (спортивно-прикладные, упражнения с предметами и снарядами, гимнастические, и, конечно же, игры). Игры делятся на 3 подгруппы:

  1. Подвижные;
  2. Малоподвижные (Целью является снижение физической нагрузки, переход от возбужденного состояния к спокойному);
  3. Спортивные (Состязания между командами в игровой форме, в основе которых различные технические и тактические приёмы).

Для подвижных игр характерно наличие нравственности, под ней мы понимаем: доброжелательность, совестливость, стремление к взаимопомощи, инициативу. Советский педагог А. С. Макаренко связывал напрямую игровую деятельность с формированием личности, поставив в один ряд с учебной и общественной деятельностью. По его мнению, игра -  труд: «Она приучает человека к тем физическим и психологическим условиям, которые необходимы для работы».

Игры, которые требуют движения или мгновенного прекращения их, побуждают детей к коллективному или индивидуальному творчеству. Такие игры одновременно являются упражнениями для воли, мыслей, движения и внимания. Подвижные игры с мячом также развивают глазомер ребенка, а манипуляции такого рода, как: подбросить, отбить, целиться, передать развивают кору головного мозга.

Таблица 1 – Классификация подвижных игр

По формированию физических качеств

По двигательному содержанию

По использованию пособий и снарядов

По степени физической нагрузки

По сложности

По формированию ловкости

Бег

С использованием предметов

Малой подвижности

Элементарные (сюжетные, бессюжетные, игры с элементами соревнований, игровые упражнения, игры-забавы)

По формированию быстроты

Прыжки

С использование снарядов

Средней подвижности

Сложные (игры с элементами спортивных игр)

По формированию выносливости

Метание

Большой подвижности

По формированию силы

Ползание

Лазание

Равновесие

Таким образом, через подвижные игры и любые активности дети познают окружающий мир, свое возможности, себя, изобретают, развиваются, творят, смотрят на общество другими глазами. В формировании разносторонней личности игры имеют огромный вес, через них ребенок знакомится с коллективом, учится соблюдать правила и чувствует себя нужным в команде, проявляет организаторские качества. Также активизируются обменные процессы в организме, особенно если игры проходят на открытом воздухе. Подвижные игры способствуют оздоровлению ребенка, активизируют творческие навыки и самостоятельность.

Список использованной литературы

  1. Газизова, Ф. С. Подвижная игра – основное средство и метод воспитания физической культуры ребенка / Ф. С. Газизова, Л. В. Сафиуллина // Молодой ученый. – 2019. - №17 (255). – С. 211-212.
  2. Жуков, М. Н. Подвижные игры: Учеб. Для студ. пед. Вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 160 с.
  3. Макаренко, А. С. Игра // Макаренко А. С.: Собр. Соч. М., 1940. Т. 4.
  4. Пензулаева, Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения с детьми. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 112 с.
  5. Фатеева, Л. П. 300 подвижных игр для младших школьников. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 224 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков самостоятельной работы, самоконтроля, самопроверки у учащихся начальных классов

В концепции нового Федерального государственного образовательного стандарта общего образования подчёркивается, что современная школа должна воспитать готовность человека к «инновационному поведению». ...

Подвижные игры для учащихся начальных классов

Здесь подобраны подвижные, наиболее любимые моими учениками, игры. Материал частично собран из интернета, методических раработок, записаны по  рассказам детей....

Формирование основ критического мышления у учащихся начальных классов.

Эта статья была написана для выступления на городском семинаре.  Актуальность применения ТРКМ, и краткое освещение некоторых приемов и методов, которые можно использовать в начальной школе. Также...

Формирование коммуникативных навыков с помощью альтернитивной коммуникации у учащихся II варианта обучения».

Формирования умения учащихся с ограниченными возможностями здоровья (II вариант обучения) использовать доступные средства поддерживающей альтернативной коммуникации в различных жизненных ситуациях, дл...

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ С ЛОГОПЕДОМ С ПОМОЩЬЮ УМК «ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ»

В статье описывается система работы по оказанию целевой коррекционно-педагогической помощи по преодолению нарушений чтения и письма в соответствии с требованиями ФГОС НОО с помощью УМК "Логопедич...

Обучение и формирование нестандартных двигательных навыков у учащихся начальных классов

Обучение и формирование нестандартных двигательных навыков у учащихся начальных классов...

Обучение и формирование двигательных навыков у учащихся начальных классов

Обучение и формирование  двигательных навыков у учащихся начальных классов...