Педагогический проект "Информационно-коммуникативные технологии как средство взаимодействия с семьями обучающихся"
проект по информатике по теме

Буряшкина Елена Анатольевна

Всё шире проявляется роль информационных технологий  в системе  образования и воспитания.  Информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере обучения, они способны повысить эффективность взаимодействия педагогического коллектива школьных учреждений  и родителей при обучении и воспитании школьников. Информатизация начального общего  образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskiy_proekt.doc108 КБ

Предварительный просмотр:

Структура педагогического  проекта

  1. Краткая аннотация проекта
  2. Актуальность.
  3. Цели и  задачи проекта
  4. Основное содержание проекта
  5. Принципы, лежащие в основе педагогического проекта
  6. Основные формы и методы реализации проекта.
  7. Этапы работы над проектом
  8. Ресурсы
  1.  Кадровые
  2. Материально-технические
  3. Нормативно - правовые
  1. Партнёры педагогического проекта
  2. Целевая аудитория
  3.  План реализации проекта
  4. Средства диагностики результатов
  5. Ожидаемые результаты
  6. Социальный эффект
  7. Перспектива дальнейшего развития проекта
  8. Литература и ресурсы интернета

       


          Одна из актуальных проблем, относящихся к вечным проблемам человечества, – воспитание детей. Сегодня эта проблема обсуждается педагогами, психологами, родителями, социологами. Назрела необходимость обновления такого важного направления деятельности общеобразовательного учреждения – как взаимодействие педагога с родителями воспитанников.

           Система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.                                        
        Всё шире проявляется роль информационных технологий  в системе  образования и воспитания.  Информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере обучения, они способны повысить эффективность взаимодействия педагогического коллектива школьных учреждений  и родителей при обучении и воспитании школьников. В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образовательной отрасли, как подчёркивается в государственных документах, признаётся важнейшим национальным приоритетом. Так, например, в «Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года», в главе 2, посвящённой приоритетам образовательной политики говорится следующее: «Для достижения нового качества образования будет осуществляться информатизация образования и оптимизация методов обучения». «Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество» (Из «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года»).                 

Информатизация  образования – это комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют и дети, и педагоги, и администрация МБОУ. Это и создание единого информационного образовательного пространства МБОУ; и использование информационных технологий в воспитательно-образовательном процессе; и разработка интегрированных занятий; и проектная деятельность;  и активное использование  сети  Интернет в образовании. Информатизация начального общего  образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса. Следовательно, творческим педагогам, стремящимся идти в ногу со временем необходимо изучать возможности использования и внедрения новых ИКТ в свою практическую деятельность, быть для ребёнка проводником в мир новых технологий, формировать основы информационной культуры его личности.        

Актуальность: продиктована необходимостью решения проблем использования информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе  школы.

Цель:  Оптимизация управления взаимодействием школы с семьей на основе эффективного использования информационно- коммуникативных технологий, с целью решения актуальных проблем воспитания детей при обоюдной готовности воспитывающих взрослых.

Задачи:

  1. Формировать  информационную культуру  и  ИКТ-компетентность  всех участников образовательного процесса
  2. Интегрировать, внедрить информационные технологии в процессы воспитания, обучения, управления
  3. Создать сайт МБОУ
  4. Создать условия для повышения педагогической, правовой, культурологической  компетентности родителей
  5. Популяризировать деятельность МБОУ

Стремительный рост информационного потока, развитие новых информационных технологий, их возможности – все это предъявляет свои требования к молодому поколению. Имеющийся в настоящее время отечественный и зарубежный опыт информатизации среды образования свидетельствует о том, что она позволяет повысить эффективность воспитательно-образовательного процесса.

          Компьютер, мультимедийные средства – инструменты для обработки информации, которые могут стать мощным техническим средством обучения, средством коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и школьников.

          Взаимодействие с семьёй – важная и сложная сторона деятельности учителя  и других работников общеобразовательного  учреждения. Она направлена на решение следующих задач:

- ознакомление родителей с жизнью и работой учреждения;

- педагогическое просвещение родителей;

- установление единства в воспитании детей;

- изучение и распространение передового опыта семейного воспитания.

          Сотрудничество – это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Сущность данного подхода состоит в объединении усилий общеобразовательных учреждений и семьи для развития личности, как детей, так и взрослых с учетом интересов и особенностей каждого члена сообщества, его прав и обязанностей. Все это возможно при использовании активных форм и методов работы с родителями, и не только в виде психолого-педагогической помощи конкретным семьям, но и активного вовлечения родителей в жизнь школы, участия их в развивающей образовательной работе с детьми. Задача педагогов – заинтересовать родителей, предлагая им как традиционные, так и новые формы взаимодействия.

          Можно выделить следующие традиционные формы работы с семьей: посещение на дому, групповые родительские собрания, общие собрания родителей, индивидуальные беседы, консультации, дни открытых дверей, открытые просмотры; школа молодых родителей; лектории и университеты педагогических знаний; педагогические кружки; уголок для родителей; библиотечка для родителей; и др. Они подразделяются на:

- Коллективные формы работы;

- Индивидуальные формы работы;

- Наглядно-информационные формы работы.

          Традиционные формы помогают организовать содержательную и целенаправленную работу с родителями. Однако использование этих форм не всегда способствует возникновению интереса у родителей к вопросам педагогики и психологии детей.

          В настоящее время педагоги ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества школы с родителями, желая разнообразить и усовершенствовать эту работу. Проводятся дни и недели открытых дверей, родители привлекаются к подготовке утренников, они сочиняют сценарии, стихи, вместе с детьми исполняют песни, участвуют в самых различных конкурсах.

          Еще одним из новых путей взаимодействия является применение компьютерных технологий. Информационные технологии сегодня играют исключительно важную роль в обеспечении информационного взаимодействия между людьми, а также в системах подготовки и распространения массовой информации. Эти средства быстро входят в нашу жизнь, так как они не только создают большие удобства, но снимают многие производственные, социальные и бытовые проблемы. В дополнение ставшим уже традиционными средствам связи (телефон, телеграф радио и телевидение) в социальной сфере все более широко используются системы электронных телекоммуникаций, электронная почта, факсимильная передача информации и другие виды связи. Использование новых информационно-коммуникационных технологий сегодня активно проникает в систему работы педагога с родителями воспитанников.

          Специалисты раскрывают несколько путей применения компьютерных технологий в процессе взаимодействия педагогов с родителями воспитанников. В качестве таких путей выделяют:

- применение программы Power Point;

- применение программы Move Maker;

- организация on-line взаимодействия.

Охарактеризуем возможности, предоставляемые каждым из этих путей.

          Во время проведения родительских собраний большую помощь могут оказать компьютерные презентации, составленные в Power Point. Благодаря презентациям педагог получает возможность представить не только основные теоретические сведения, аналитический материал (графики, диаграммы по результатам успеваемости, результаты анкетирования и т.д.), но и продемонстрировать слайд-шоу о проведенных мероприятиях. Современные возможности использования программы Power Point позволяют включить определенные кадры из фильмов, которые несли бы для родителей дополнительную информацию, касающуюся воспитания ребенка. Информация, полученная таким образом родителями, лучше усвоится и сохранится в памяти гораздо дольше, поскольку она оказывается продублированной через различные сенсорные пути: аудиальные и визуальные.

          Использование информационно-коммуникационных технологий в организации совместной деятельности родителей и детей позволяет значительно расширить возможности воспитательного процесса.

          Значительно расширяют возможности организации эффективного общения с родителями Интернет-ресурсы, общение on-line. Специалисты предлагают несколько путей применения Интернет-ресурсов во взаимодействии с семьями воспитанников:

- телемост;

- телекоммуникационный проект;

- дистанционные конференции;

- создание информационно-методического журнала on-line;

- создание сайта школы.

Рассмотрим каждый из них.

          Современные Интернет-ресурсы позволяют проводить телемост, посвященный современным проблемам подрастающего поколения, в режиме on-line между семьями разных групп.

          Телекоммуникационный проект – это игра-соревнование между группами родителей с использованием электронной почты для связи.

          Работа над проектом делится на несколько этапов:

- этап получения и обсуждения задания;

- этап поиска решений или необходимой информации;

- этап подготовки информации на компьютере.

Задача педагога – организовать участников, направить в нужное русло, распределить правильно время и силы: одновременно идёт поиск информации и подготовка на компьютере. Это связано обычно с ограничением по времени. Но все решения участники должны принимать самостоятельно после коллективного обсуждения.

          Необходима разработка типологии вопросов для дистанционной конференции: сущностные, поясняющие, провокационные и т.п., поскольку от формы вопроса зависит и достижение участниками образовательных результатов.

          В чат-конференции работа ведущего возможна как со всеми участниками конференции, так и одновременно в отдельной комнате с теми участниками, которые пожелали обсудить возникший вопрос или проблему лично с ведущим.

          Точно так же участники конференции могут начать беседу между собой в частном режиме. Возникающая при этом проблема утраты со стороны ведущего функций контроля над деятельностью участников решается при наличии у координатора контрольных вопросов, тестов и заданий, направленных на создание участниками итогового образовательного продукта на конференции.

          Дистанционная конференция, проводимая с помощью электронной почты в режиме списка рассылки, имеет свои преимущества. Данный вид конференции более предпочтителен для организации образовательных телекоммуникаций среди родителей учащихся.

 Другой эффективной формой взаимодействия с семьей является выпуск в образовательном учреждении информационно-методического журнала on-line для родителей. Каждый номер посвящен определенной проблеме воспитания ребенка в семье и образовательном  учреждении. Статьи могут писать не только педагоги, но и специалисты различных служб. Тема номера определяется проблемами, которые волнуют родителей больше всего. Открытие подписки на электронный вариант журнала позволит родителям знакомиться с новыми материалами издания, получая свежий номер по электронной почте.

          Совершенно новый потенциал для взаимодействия родителей и педагога-воспитателя несет в себе создание сайта школы. На сайте любой родитель получает возможность познакомиться с особенностями образовательно-воспитательного процесса в МБОУ, общешкольными традициями, узнать последние новости, и таким образом быть всегда в курсе всех происходящих в школе событий.

          Ноу-хау МБОУ может стать создание сайта класса, на котором каждый родитель может узнать расписание занятий, мероприятия, время встречи учителя с родителями и многое другое. На форуме сайта родитель может задать педагогу любой вопрос, касающийся своего ребенка, а также внести  свои предложения.

          На сайтах МБОУ размещают не только текстовый материал, но и фото, и видео подборки по итогам проведения воспитательных мероприятий. Родители, интересующиеся современными информационными технологиями, могут  сами предложить свою помощь в создании сайта класса, тем самым активно участвуя в жизни школы.

          Таким образом, успешность педагогического взаимодействия общеобразовательного учреждения и семьи сегодня во многом зависит от того, насколько педагог использует в своей работе новые информационно-коммуникационные технологии, имеющие огромный потенциал, призванный заинтересовать родителей и создать условия для их активного участия в образовательно-воспитательном процессе современного образовательного учреждения.

          Информационные технологии сегодня играют исключительно важную роль в обеспечении информационного взаимодействия между людьми. Для внедрения в практику взаимодействия с родителями могут быть  предложены следующие формы работы:

1. Информирование родителей через интернет.

Может быть  создана специальная рассылка, которая помогла бы родителям быть в курсе всех мероприятий, происходящих в общеобразовательном  учреждении. Для этого учителя собирают электронные адреса родителей воспитанников и регулярно, заблаговременно сообщают членам семьи о каком-либо событии или достижении. Основной девиз здесь – " Все, что вы узнали сами – расскажите родителям!"

          Как показывает практика, если родители больше знают о том, каких успехов добились дети или педагоги, их интерес к образовательному учреждению существенно повышается.

2. Проведение семинаров для родителей – на дистанционном уровне посредством электронной почты.

Дистанционные методы позволяют проинформировать гораздо большее число "занятых" родителей, которые не всегда имеют возможность посещать собрания. Родители, работающие с использованием интернета, становятся более активными участниками школьной  жизни, так как в любой момент педагог может связаться с ним по электронной почте – буквально, по несколько раз в день. Такая форма проведения более эффективна по сравнению с традиционной. Активность в диалогах, заинтересованность в получаемой информации у родителей значительно увеличится.

3. Просвещение родителей через интернет - размещать информацию о новых книгах, издаваемых законах и созданных программах.

 4.Возможно проведение  дистанционных родительских собраний.

Проведение родительских собраний в ОУ требует модернизации и появления новых сетевых форм. Внедрение новых технологий в практику проведения родительских собраний позволит достичь большей оперативности во взаимодействии с родителями, повысить удовлетворенность от собраний, а также сделать родителей более активными участниками жизни ребенка.

Среди неоспоримых преимуществ можно говорить о возможности участия каждого родителя. При дистанционном варианте общения каждый может высказать свою точку зрения и будет услышан (прочитан) и прокомментирован аудиторией. При проведении традиционного собрания этот процесс затягивается во времени, нарушает организацию.

Проект основан на принципах:

    -Информационная культура и компьютерная грамотность педагогов;

    -Педагогическая целесообразность;

    - Интеграция;

    - Принцип мультимедийности;

    - Принцип интерактивности.

Основные формы реализации проекта - экспериментальная  и инновационная деятельность, методическая работа, сопровождение инновационных проектов, активные формы обучения, анкетирование родителей.

Этапы работы над проектом:

I этап Подготовительный - сентябрь 2012 – январь 2013г.

IIэтап Основной -  февраль 2013 – сентябрь 2013г.

III этап Заключительный – октябрь 2013 – май 2014г.

Этапы реализации проекта

1.Подготовительный этап (сентябрь 2012 – январь 2013) 

 

1.Изучение  опыта работы школьных учреждений по использованию ИКТ

Сентябрь-октябрь

2012года

Учителя, завучи

2.  Разработка  Проекта « ИКТ как средство взаимодействия с семьями обучающихся»

Октябрь2012– январь 2013

Учителя, завучи

3.Анкетирование педагогов и родителей «Уровень информационно – коммуникативной компетенции»

Ноябрь 2012

учителя

4 Создание слайд – шоу Использование ИКТ в управлении взаимодействием школы и семьи»

декабрь 2012 года

Завучи, учителя

5. Презентация проекта,  проведение родительского собрания, педагогической конференции, с целью включения  участников  в проектную деятельность.

Январь 2013 года

Завуч, учителя

6.Проведение мастер – классов по освоению электронной почты для учителей  и родителей

 

В течении года

Завуч, учителя

 

II. Основной этап ( февраль 2013 – сентябрь 2013 )

 

Содержание деятельности

сроки

ответственный

              I.     Создание информационно – коммуникативной службы МБОУ

Сентябрь

2012года

Учителя информатики

2   Создание  и презентация сайта МБОУ

январь 2013

Учителя информатики, завучи

3. Создание информационных потоков по электронной почте и сотовым телефонам

Февраль 2013

Учителя, классные руководители

4. Приобретение для службы ИКТ сотового телефона, компьютера

Январь 2013

«Попечительский совет»

5. Помещение газеты МБОУ на ссылки сайта   и рассылка  по электронной почте родителям.

1 раз в месяц

Учителя информатики

        6.  Выпуск электронного журнала для родителей

1 раз в месяц

 «Попечительский совет

7. Создание медиатеки

 

 

8. осуществление электронной консалтинговой деятельности

 

 

9.  Анкетирование родителей и педагогов – промежуточный результат (корректировка направлений деятельности участников проекта)

Май 2013

Завуч, классные руководители

 

 

III. Заключительный (октябрь 2013 – май 2014 года )

Содержание деятельности

сроки

ответственный

1.                     Анкетирование родителей и педагогов – итоговый результат

Апрель 2014 года

 

Завуч, классные руководители

 2.Книга отзывов о ИКТ

Май 2014

 

Ресурсное обеспечение проекта

Нормативно-правовое обеспечение: 

- Разработка  новых локальных актов, регламентирующих деятельность МБОУ  (приказов, положений, правил, функционалов);

- Заключение договоров с партнёрами.

Научно-методическое: 

- Создание банка компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе МБОУ;

- Создание модели информационно-методического и технического обеспечения воспитательно-образовательного процесса МБОУ;

- Разработка  системы методических консультаций по ходу реализации проекта;

- Оснащение педагогов методическими пособиями и рекомендациями по использованию ИКТ в работе с детьми.

Кадровое обеспечение: 

- Создание условий для повышения квалификации, подготовки и переподготовки специалистов участвующих в реализации проекта; подготовка педагогических кадров к новой образовательной практике;

-Привлечение необходимых специалистов извне;

Создание творческих групп создание творческих групп из высококвалифицированных и  креативных специалистов для работы  по реализации проекта в МБОУ.

Материально-техническое обеспечение: 

-Совершенствование материально-технической базы МБОУ  в сфере информатизации;

-Обновление и обогащение предметно-развивающей среды МБОУ.

-Взаимодействие с семьей охватывает все уровни управления школой,  к которым относится:

     - функциональные обязанности руководителя МБОУ входит обеспечение эффективного взаимодействия с родителями

Участники: – учителя, родители,  «Попечительский совет школы, администрация школы.

Завуч по воспитательной работе мобилизует педагогов на решение задач взаимодействия с семьей, привлекает к их решению родителей и общественность. Организовывает  просветительскую работу для родителей.

· Педагог – психолог  создает психологически безопасные условия для субъектов образовательного процесса. Формирует психологическую культуру родителей и педагогов.

· Старшая медицинская сестра организует совместную работу с семьей по воспитанию здорового ребенка

· Учитель управляет процессом взаимодействия с семьей воспитанников.

Учитель -  является носителем  навыков использования информационно – коммуникативных технологий, консультантом родителей в повседневном деятельности. В проекте принимают активное участие и другие педагоги школьного учреждения.

Родители воспитанников школы – неотъемлемые участники проекта. Получают информацию, используют ее и осуществляют обратную связь со школой через информационно – коммуникативные  технологии.

Виды мониторинга по отслеживанию результатов.

·        Анкетирование участников проекта;

·        Социологический опрос.

Ожидаемые результаты:

1) Повышение компетентности педагогов и родителей в вопросах использования информационно – коммуникативных технологий;

2)Обновление форм и методов взаимодействия школы с семьей;

3)Публичность  и открытость  системы управления МБОУ;

4)Функционирование информационно – коммуникативной службы;

5)Обоюдная готовность школы и семьи к решению актуальных проблем воспитания школьников.

        Преимущества использования ИКТ во взаимодействии с родителями:

• минимизация времени доступа к информации субъектов коммуникации;

• возможность продемонстрировать любые документы, фотоматериалы;

• обеспечение индивидуального подхода к субъекту коммуникации;

• оптимальное сочетание индивидуальной работы с групповой;

• рост объема информации;

• обеспечивает диалог субъектов коммуникации (электронная почта, форум);

• оперативное получение информации;

• расширение информационных потоков;

• создание электронных газет, журналов.

 Занятость родителей  является основной проблемой взаимодействия школы с семьей. Посещаемость собраний, лекториев, конференций в МБОУ  от общей численности родителей. В период утренних и вечерних встреч с родителями, учитель занят с детьми и не может уделить должного внимания  родителям. Необходим поиск новых продуктивных форм взаимодействия  с родителями.

Проблемы использования ИКТ:

• нет компьютеров у родителей;

• недостаточная компьютерная грамотность педагогов и родителей;

• недостаточное материально-техническое обеспечение

         Использование новых информационно-коммуникационных технологий сегодня активно проникает в систему работы педагога с родителями воспитанников. В  нашей школы учителя стараются использовать ИК технологии: размещают фото проведённых мероприятий на школьном сайте, решают некоторые вопросы с родителями учеников посредством  электронной  почты, в  классах проводятся родительские собрания с использованием Интернет-ресурсов и интерактивной доски. Но в силу определённых причин не в полной мере возможно использование информационно-коммуникационных средств, так как пока нет интернета в классах, 6 интерактивных досок, да и не у всех родителей пока есть интернет.

Список литературы.

  1. Болотов, В. А., Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе [Текст] / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. - 2003. - № 10. С. 8-14.
  2. Крючкова, О. В. Комплексная информатизация образования [Текст]/ О. В. Крючкова. - Минск: Красико-Принт, 2006. - 176с.
  3. Полонский, В. М. Словарь по образованию и педагогике [Текст]/ В. М. Полонский. - М.: Высшая школа, 2004.
  4. Степанов, С. В. Ключевые компетенции в современной школе: новые требования к содержанию образования и педагогу.
  5. Шитов, С. Е. Компетентностный подход к образованию как необходимость [Текст] / С. Е. Шитов, И. Г. Агапов. - Мир образования - образование в мире. - 2001. - №4

Ресурсы интернета: http://verhspas.68edu.ru/Romanzova/pervaj.htm

 (Всероссийский Интернет-педсовет -http://pedsovet.org/ mtree/task, RusEdu Информатика и ИКТ в образовании -http://www. rusedu.info, Информационные технологии в образовании –http://www.ito.edu.ru, Искусство и Интернет-технологии –http://art.ioso.ru и др.) и педагогическими Интернет-клубами ("Детский сад настоящего: 100 резервов" -http://www.pik100.ucoz.ru, Всероссийский Интернет-педсовет -http://pedsovet.org/mtree/task и др.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках литературного чтения и русского языка в начальных классах.

Модернизация российского образования существенно меняет подходы к определению его содержания. Сегодня представляется важным не только его понятийно-фактологическое обновление, но и практико-ориентиров...

Игровые технологии как средство формирования познавательных УУД обучающихся начальной школы во внеурочной деятельности

Игровые технологии как средство формирования познавательных УУД обучающихся начальной школы во внеурочной деятельности....

Педагогический проект «Использование современных образовательных технологий как средство развития познавательной активности обучающихся начальной школы»

Направленность на формирование инициативности, ответственности и самостоятельности ребенка должна выступить в современных условиях как главный приоритет с самого начала обучения в школе. Основной форм...

Доклад на ШМО «Применение игровых технологий как средство повышения познавательной активности обучающихся»

Использование игровых форм организации учебной деятельности способствует повышению познавательной активности обучающихся, формированию интереса к знаниям, развитию учебной мотивации и инициативы, стре...

План взаимодействия с семьей обучающегося с ТМНР, в том числе с расстройством аутистического спектра.

В условиях, когда в семье воспитываетсяя ребенок с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР), в том числе с РАС, участие родителей в обучении и воспитании становится неотъемлемым и необходим...

Перспективный план взаимодействия с семьями обучающихся "Мы вместе"

Перспективный план взаимодействия с семьями  обучающихся на период обучения в начальных классах....