План взаимодействия с семьей обучающегося с ТМНР, в том числе с расстройством аутистического спектра.
материал по логопедии

Лешкова Наталья Владимировна

В условиях, когда в семье воспитываетсяя ребенок с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР), в том числе с РАС, участие родителей в обучении и воспитании становится неотъемлемым и необходимым условием успешного овладения коммуникативными навыками, умениями, базовыми учебными действиями, процессов социализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3.4._plan_vzaimodeystviya_s_semey.docx31.91 КБ

Предварительный просмотр:

План взаимодействия учителя с семьей обучающегося с ТМНР

 (в т.ч. с РАС)

на 2019-2020 учебный год

Актуальность.

В условиях, когда в семье воспитывается ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР, в т.ч. с РАС), участие родителей в обучении и воспитании становится неотъемлемым и необходимым условием успешного овладения коммуникативными умениями, навыками, базовыми учебными действиями, процессов социализации. Большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Между тем, именно единство требований и образовательной среды в школе и дома является залогом успешности детей. Процесс социализации крайне важен и необходим каждому ребенку.

Часто желание родителей участвовать в жизни школы и класса, перенимать успешный опыт образовательной деятельности встречается с проблемой недостаточной информированности о современных технологиях, используемых в школе, что влечет к неправильному или неточному использованию данных технологий дома. Ожидание родителями  динамичного развития, усвоения, формирования навыков и умений жизненных компетенций своего ребенка без учета психо-физических и умственных способностей, снижение результативности у детей в овладении необходимыми коммуникативными умениями и навыками, навыками социализации и БУД влечет за собой и спад заинтересованности родителей, разочарованности и безучастия в жизни своего ребенка.

Данный проект направлен на повышение уровня осведомленности и образованности родителей об используемых технологиях в школе.

Важность вовлечения родителей в обучение и воспитание детей с тяжелыми и множественными нарушениями (ТМНР, в т.ч. с РАС) обусловлена необходимостью соблюдения единства структуры и содержания обучения для повышения результативности всей адаптированной образовательной  программы развития  обучающегося.

Цель проекта: 

Повышение образовательной грамотности родителей в сфере современных технологий обучения и воспитания детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР, в т.ч.  с РАС)

Задачи: 

  • установить партнерские отношения с семьей каждого обучающегося;
  • выявление проблемных вопросов у родителей обучающихся;
  • установить доверительные отношения между детьми, родителями и педагогами;
  • повышать педагогическую компетентность родителей.

Методы использованные в реализации проекта:

  • анкетирование родителей
  • обучающие семинары
  • открытые уроки для родителей;
  • тематические родительские собрания;
  • индивидуальные консультации

Планируемые результаты:

повышение образовательной грамотности родителей;

- создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами;

- увеличение доли участия родителей в проведении совместных мероприятий;

- появление в семье совместных общих интересов, увлечений, занятий и т.п.

Описание взаимодействия учителя с семьей, воспитывающей обучающегося с ТМНР (в т.ч. с РАС)

Срок реализации плана: 1 год (2019-2020 уч.год)

Этапы работы:

1. Подготовительный

  • Разработка плана взаимодействия  «Учимся вместе». Планирование работы с родителями.
  • Анкетирование родителей
  • Составление плана открытых уроков «Общение», «Речь и альтернативная коммуникация»
  • Составление плана семинаров

2. Практический.

  • Проведение открытых уроков для родителей обучающихся
  • Проведение обучающих семинаров для родителей
  • Проведение мастер-классов  «Я мама ребенка с аутизмом»; «Делюсь своим опытом погружения в  «Мир аутизма»; «Вместе весело шагать –семья + особый ребенок»
  • Проведение  практических мастер – классов по применению систем АК в жизненных пространствах ребенка с ТМНР (в т.ч. с РАС)

3. Заключительный

- изучение результативности работы

- анкетирование родителей

- презентация проекта

План реализации взаимодействия учителя  и родителей обучающегося с ТМНР (в.ч. с РАС):

Этап I

Мероприятия

Подготовительный этап

1. Сбор информации, индивидуальные беседы с родителями:

  • нового приема
  • среднего звена

2. Индивидуальное консультирование родителей учителем-логопедом по  выявлению сложностей в освоении коммуникативных навыков и умений, речевого развития,  внедрения систем АК.  

3. «Телефон доверия». Педагог и родители всегда в «зоне доступа».

4. Совместная работа родителей и специалиста по коммуникации (учитель-логопед) над созданием индивидуальной альтернативной коммуникации (ПЕКС /КД) –  фото лиц из ближнего окружения дома, поощрения,  активности, настольные игры и др., посещаемые общественные места и т.п.

5. Индивидуальное консультирование родителей группой специалистов учителем-логопедом и учителем-психологом для выявления, предупреждения и преодолению психологических проблем в семьях, имеющим детей-инвалидов и детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР, в  т.ч. с РАС)

6. Анкетирование родителей («Знакомство с родителями», «Ваш ребёнок» и т.п.)

  • по вопросам выявления трудностей в общении с детьми в домашних условиях
  • по интересующим вопросам обучения и воспитания
  • пожелания родителей

7. Составление плана открытых уроков по интересующим образовательным областям:

  • речь и альтернативная коммуникация;
  • общение
  • социально-бытовая ориентировка
  • домоводство;
  • сенсорная интеграция
  •  АФК и др.

8. Составление плана обучающих семинаров в соответствии с запросами родителей:

  • Физиологические аспекты развития речи;
  • Коммуникация у детей с РАС;
  • Особенности речевого развития ребенка с аутизмом;
  • Альтернативная коммуникация общения;
  • Современные методики обучения детей с расстройствами аутистического спектра;
  • Система альтернативной коммуникации
  • Визуальная поддержка для организации деятельности детей с ТМНР в т.ч. с РАС.

Практический этап

1. Проведение открытых уроков:

  • Урок «Речь и альтернативная коммуникация» по теме «Осень: признаки осени»
  • Урок  «Общение» по теме: «Создание совместной аппликации «Деревья осенью»
  • Интегрированное занятие учителя-логопеда  Лешковой Н.В. и учителя-дефектолога Корневой О.А. «Магазин»

2. Проведение обучающих семинаров:

 «Современные тенденции в обучении и воспитании детей с расстройствами аутистического спектра в тесном взаимодействии с семьями»

          «Особенности речевого развития у детей с РАС»

«Решение проблем  становления коммуникативных навыков и умений через систему АК»

«Семинар-практикум: внедрение системы АК в жизненное пространство ребенка. Рабочие моменты с АК,  распространенные ошибки, сложности в применении,  проблемы при использовании»

3. Проведение совместного лектория для родителей с педагогом-дефектологом и др. учителями- предметниками.

«Актуальные методы и приемы,   используемые при построении занятий с обучающимися с ТМНР (в т.ч. с РАС).»

 «Особенности выдачи и выполнения учебных заданий  обучающихся с ТМНР  в домашних условиях»

4. Проведение совместного лектория  в рамках проекта «Родительская гостиная» с участием родителей.

Проведение мастер-классов  «Я мама ребенка с аутизмом»; «Делюсь своим опытом погружения в  «Мир аутизма»; «Вместе весело шагать – семья + особый ребенок»

Заключительный этап

1. Анкетирование родителей для выявления удовлетворенности проведенной работой по плану «Учимся вместе» за 2019-2020  уч.год

2. Изучение результативности работы по проекту на основе данных мониторинга усвоения обучающимися образовательных программ

3. Выделение приоритетных направлений работы на 2020-2021 уч.год

Вывод

У родителей обучающихся повысился уровень образовательной грамотности в сфере современных технологий обучения и воспитания детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР, в т.ч. с РАС), повысилась мотивация в работе с детьми дома в выходные каникулярный период по технологиям, методам и приемам,  используемым в школе для закрепления результатов усвоения знаний, умений, навыков.

В результате, знаний, умения и навыки, приобретенные детьми в учебное время, закрепляются в домашних условиях, что способствует повышению  уровня усвояемости коммуникативных навыков и умений, навыков социализации и базовых учебных действий.

Вовлечение родителей в воспитательно-образовательную деятельность школы и класса помогает преодолеть психологические проблемы в семьях, понимание структуры дефекта ребенка с ТМНР (в т.ч. с РАС) и пути их компенсации позволяет родителям видеть перспективы будущего в обучении и воспитании своих детей.

Выявлены приоритетные направления работы с семьями обучающихся на 2020-2021  уч.год:

1. Продолжение проведения обучающих семинаров для родителей;

2. Анкетирование родителей для выявления проблем обучения и воспитание в домашних условиях;

3. Включение родителей в образовательный процесс, путем организации совместных мероприятий с высокой степенью участия родителей в подготовке и проведении.

Необходима постоянная,  контактная деятельность между специалистами учебного процесса и родителями обучающихся с ТМНР (в т.ч. с РАС). Это необходимо  для грамотного и  планомерного разъяснения, пояснения, растолковывания  специфики  реализации образовательной деятельности, особенностей психофизиологического развития  обучающихся, специфики динамики освоения и формирования тех или иных навыков и умений у детей с ТМНР ( в.ч. с РАС).

От уровня взаимопонимания и взаимоуважения зависит уровень усвояемости   адаптированной образовательной программы обучающимся, а также успешности формирования жизненных компетенций.

                                        

 

Приложение 1

План взаимодействия учителя  и семьями, воспитывающими ребенка с ТМНР (в т.ч. с РАС)

Мероприятия

Методы осуществления

Сроки проведения

Ответственные за мероприятия

1.

Сбор информации, индивидуальные беседы, консультации  с родителями: «Знакомство с родителями», «Ваш ребёнок» и т.п.

  • нового приема
  • среднего звена

индивидуальные

беседы, консультации, анкетирование, опрос

Сентябрь -октябрь

Лешкова Н.В.

2.

Оформление  диагностической документации: заполнение коммуникативной матрицы, бланков понимания речи (импрессивная речь), бланк использования речи (экспрессивная речь) на начало учебного года

Наблюдение, диагностика,

собеседование со специалистами

Сентябрь - октябрь

Лешкова Н.В.

3.

«Телефон доверия» (учитель и родители  в «зоне доступа»)

Беседа, «почтовый ящик»

В течение года

Лешкова Н.В.

4.

Проведение семинара для родителей «Особенности речевого развития ребенка с ТМНР (в т.ч. с РАС).

Родительские гостиные

октябрь-ноябрь

Лешкова Н.В.

Корнева О.А.

5.

 Проведение семинара для родителей «Альтернативная коммуникация как один из эффективных методов развития навыков/умений  общения у обучающихся  с ТМНР, в т.ч. с РАС»

Родительские гостиные

Ноябрь-декабрь

Лешкова Н.В.

6.

Совместная работа родителей и специалиста по коммуникации (учитель-логопед) над созданием индивидуальной альтернативной коммуникации (ПЕКС /КД) и своевременно ее обновление и пополнение.

«почтовый ящик»,

беседа, консультирование,

опрос

ноябрь

Лешкова Н.В.

7.

Индивидуальное консультирование родителей группой специалистов учителем-логопедом и учителем-психологом для выявления, предупреждения и преодолению психологических проблем в семьях, имеющим детей-инвалидов и детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР, в  т.ч. с РАС)

беседа,

консультирование,

«почтовый ящик»

В течение года

Лешкова Н.В.

Корнева О.А.

Авдеева М.В.

8.

Открытые уроки по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»

урок

Декабрь

Лешкова Н.В.

9.

Мастер-класс для родителей «Особенности оформления, выполнения учебных  заданий в домашних условиях»

мастер-класс

Декабрь

Лешкова Н.В.

Корнева О.А.

Вершинина Т.А,

Урлина Е.В,

Шраменко Н.В.

10

Оформление  диагностической документации: заполнение коммуникативной матрицы, бланков понимания речи (импрессивная речь), бланк использования речи (экспрессивная речь) на начало учебного года

наблюдение, диагностика,

собеседование со специалистами

декабрь-январь

Лешкова Н.В.

11

Открытое совместное интегрированное занятия учителя-логопеда  и учителя-дефектолога «Магазин»

урок

январь

Лешкова Н.В.

Корнева О.А.

12

Семинар-практикум «Внедрение системы АК в жизненное пространство ребенка. Рабочие моменты с АК,  распространенные ошибки, сложности в применении,  проблемы при использовании»

семинар-практикум

февраль

Лешкова Н.В.

Корнева О.А.

13

«Родительская гостиная» - делимся родительским опытом по воспитанию ребенка с ТМНР (в т.ч. с РАС)

«Я мама ребенка с аутизмом»

мастер – класс

март

Лешкова Н.В.

Кривцова И.В.(родительница)

14

Семинар-практикум ««Решение проблем  становления коммуникативных навыков и умений через систему АК» работа над ошибками

беседа,

опрос, анкетирование, консультация

апрель

Лешкова Н.В.

Корнева О.А.

15

Анкетирование родителей для выявления удовлетворенности проведенной работой по плану «Учимся вместе» за 2019-2020  уч.год

Анкетирование

Май

Лешкова Н.В.

16

Оформление  диагностической документации: заполнение коммуникативной матрицы, бланков понимания речи (импрессивная речь), бланк использования речи (экспрессивная речь) на конец учебного года

наблюдение, диагностика,

собеседование со специалистами

май

Лешкова Н.В.

17

Родительское собрание «Подведение итогов учебного года (уровень усвоения коммуникативных навыков и умений, навыков социализации, БУД). Рекомендации на летний период. Пожелания родителей на следующий учебный год»»

беседа

консультация

опрос

Май-июнь

Лешкова Н.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Междисциплинарное взаимодействие учителя-логопеда и других специалистов сопровождения по организации адаптированного пространства для обучающихся с ТМНР, в том числе с расстройством аутистического спектра

Успешна работа в преодалении нарушений формировния и становления коммуникативных навыков и умений, процессов социализации обучающихся с ТМНР (в т.ч. с РАС) возможна при создании личностно-ориентирован...

Создание учебного кабинета как творческой лаборатории по разработке, созданию и апробации дидактического, раздаточного материалов для обучающихся с ТМНР в том числе с расстройством аутистического спектра

Создание эффективного обучающего дидактического материала для организации граммотных  коррекционно-развивающих занятий  для  обучающихся  ТМНР (в т.ч. с РАС) с учетом особенно...

План самообразования учителя-логопеда, реализующего адаптированную образовательную программу для обучающихся с ТМНР, в том числе с расстройством аутистического спектра

Самообразование учителя затрагивающий все  стороны личности как ПЕДАГОГА, реализующего адаптированнную образовательную программу для ТМНР (в т.ч. РАС)...

Перспективный план взаимодействия с семьями обучающихся "Мы вместе"

Перспективный план взаимодействия с семьями  обучающихся на период обучения в начальных классах....

«Здоровое питание учащихся в начальной школе, в том числе с расстройством аутистического спектра»

Cтатья «Здоровое питание учащихся в начальной школе, в том числе с расстройством аутистического спектра» в сборнике материалов форума «Здоровое питание с рождения: медицина, образова...

Особенности организации образовательного процесса с применением инновационных технологий для обучающихся с расстройством аутистического спектра и ТМНР.

Организация образовательного процесса обучающегося с расстройством аутистического спектра и ТМНР. Три основных этапа: организационный, основной и заключительный....

ПЛАН РАБОТЫ НАД ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМОЙ САМООБРАЗОВАНИЯ «Формирование успешной социальной адаптации обучающихся с расстройством аутистического спектра в процессе внеурочной деятельности»

Процесс социализации - это процесс   взаимодействия личности и    общества. Данное  взаимодействие  включает в  себя, с  одной  стороны...