Календарно-тематическое планирование по информатике 2 класс УМК "Школа России"
рабочая программа по информатике (2 класс) по теме

Календарно-тематическое планирование по информатике  2 класс  УМК "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ, 2 КЛАСС

п/п

Дата проведения

Тема урока

(стр. учебника, тетради)

Решаемые проблемы

        Планируемые результаты         

(в соответствии с ФГОС)

Понятия

Планируемые результаты

(компьютерный практикум)

УУД

Личностные результаты

1

2

3

4

6

6

7

8

Глава 1. Виды информации. Человек и компьютер.

1

Человек и информация. Правила поведения и безопасности в компьютерном классе.

Технологии:

-здоровьесберег.;

-ИКТ;

-групповая работа

-учебный диалог

Как принимается информация человеком?

Информация воспринимается органами чувств. Органы чувств – глаза, уши, нос, кожа, язык

Техника безопасности при работе с компьютером. Правила работы с компьютером, комментарии начала работы

ЛичностныеУУД:

актуализация сведений из личного жизненного опыта: примеры с павлином, конфетой; примеры с солнцем, петухом, сторожем, зайцем; примеры с рабочими инструментами, музыкальными инструмента-ми, компьютером; дополнительные примеры в виде рисунков

Регулятивные УУД:

цель, понять, знать, уметь — структура параграфа нацелена на целеполагание как постановку учебной задачи; планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий;

практические задания после параграфа нацелены на работу в рабочей тетради и на компьютере, предваряются специальными значками, которые помогают ориентироваться в элементах УМК.

Общеучебные УУД: развитие читательских умений, умения поиска нужной информации в повествовательном и описательном текстах, умения адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста

Логические УУД: формирование понятия «Главное»

Знаково - символические УУД:

отображения учебного материала; выделение существенного; отрыв от конкретных ситуативных значений; формирование обобщенных знаний.

Текст параграфа содержит примеры, с которыми учащиеся несомненно встречались, и которые им предстоит осмыслить в рамках добывания нового знания;

постановка и решение проблем: практические задания после параграфа содержат проблемные вопросы, для ответа на которые учитель имеет возможность поставить учебный эксперимент

Коммуникативные УУД: текст параграфа дает возможность учителю организовать работу в группах уже во время изучения новой темы (одновременное чтение разных примеров с после-дующим пересказом и т. п.);

задания после параграфа нацелены на развитие умений с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка)

Актуализация сведений из личного жизненного опыта: примеры из текста параграфа.

2

Какая бывает информация?

Технологии:

-здоровьесберег.;

-пробл.обуч.;

-ИКТ;

-игровая

Какие виды информации существуют.

Игра – аукцион «Виды информации».

Виды информации и способы ее получения.

Тренажер мыши. Игра «Собери картинку».

Актуализация сведений из личного жизненного опыта: примеры с павлином, конфетой.

Дополнительные примеры в виде рисунков

3

Источники информации.

Технологии:

-здоровьесберег.;

-ИКТ;

-работа групповая

Что такое источники информации, что может быть источником информации и с помощью чего можно получить информацию.

Источники информации.

Продолжи фразу.

Включение и выключение компьютера. Меню пуск.

Актуализация сведений из личного жизненного опыта: примеры с солнцем, петухом, сторожем, зайцем. Дополнитель-ные примеры в виде рисунков.

4

Приёмники информации.

Технологии:

-здоровьесберег.;

-ИКТ;

-проблемное обуч.

Приёмники информации. Кто это или что?

Человек как источник и приемник информации. Устройства как источники и приемники информации

Работа с главным меню.

Актуализация сведений из личного жизненного опыта: примеры

5

Компьютер и его части.

Технологии:

-здоровьесберег.;

-ИКТ;

-исследоват.деят.

Что такое компьютер?

Компьютер – устройство для хранения, обработки и передачи разных видов информации.

Клавиатура.

Актуализация сведений из личного жизненного опыта: примеры с рабочими инструментами,музыкальными инструментами,компьютером

6

Повторение, работа со словарём, тесирование.

Технологии:

-здоровьесберег.;

-ИКТ;

-педагогика сотру-дничества

Значение новых слов.

Работа со словарем.

Тестирование по группам.

Актуализация сведений.

Глава 2. Кодирование информации.

7

Носители информации.

Технологии:

-здоровьесберег.;

-пробл.обуч.;

-ИКТ;

-дидакт.игры

Что или кто может быть носителем информации?

Звук, бумага, береста, камень, снег и следы на снегу, электронные носители.

Клавиатура. Расположение пальцев на клавиатуре. Перемещение курсора. Клавиши управления курсором.

Личностные УУД: актуализация сведений из личного жизненного опыта: примеры с записками, берестяной грамотой, камнем, магнитными дисками, следами на снегу

Регулятивные УУД:

цель, понять, знать, уметь — структура параграфа нацелена на деятельностное обучение;

практические задания после параграфа нацелены на работу в рабочей тетради и на компьютере

Общеучебные УУД: развитие читательских умений, умения поиска нужной информации в повествовательном и описательном текстах, умения адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста;

развитие умений работы с разными видами информации: текстом, рисунком, знаком, фотографией

Логические УУД: формирование понятия «Главное»

Знаково – символические УУД: 

развитие умений работы с разными видами информации: текстом, рисунком, знаком, фотографией;

постановка и решение проблем: практические задания после параграфа содержат проблемные вопросы, для ответа на которые учитель имеет возможность организовать работу над учебным проектом

Коммуникативные УУД: текст параграфа дает возможность учителю организовать работу в группах уже во время изучения новой темы (одновременное чтение разных примеров с последующим пересказом и т. п.);

задания после параграфа нацелены на развитие умений с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка);

задания параграфа дают возможность учителю организовать проектную деятельность (индивидуальную или групповую)

Актуализация сведений из личного жизненного опыта: примеры с записками, берестяной грамотой, камнем, магнитными дисками, следами на снегу.

8

Кодирование информации.

Декодирование информации.

Технологии:

-здоровьесберег.;

-ИКТ;

-учебный диалог;

-исследоват. деят.

Что значит закодировать информацию?

Звуковое кодирование, рисуночное письмо, буквенное кодирование и иероглифы.

Текстовый редактор.

Актуализация сведений из личного жизненного опыта: примеры из текста параграфа.

9

Письменные источники информации.

Технологии:

-здоровьесберег.;

-ИКТ;

-проект.деят.

Какие письменные источники информации существуют?

Папирусы, свитки, книги, архивы

Текстовый редактор.

Актуализация сведений из личного жизненного опыта: примеры с буквами греческого и латинского алфавитов.

10

Языки людей и языки программирова-ния.

Технологии:

-здоровьесберег.;

-ИКТ;

-дидакт.игры;

-групповая

Чем отличается язык людей от языка программирова-ния?

Естественные и искусственные языки, построенные на строгих правилах, компьютерный алфавит.

Текстовый редактор. Удаление символов. Переход на следующую строку.

Актуализация сведений из личного жизненного опыта: примеры, с которыми учащиеся могли сталкиваться на уроках окружающего

мира или при чтении книг.

11

Работа со словарём и проверочная работа.

Технологии:

-здоровьесберег.;

-ИКТ;

-педагогика сотру-

дничества

Работа со словарем. Контрольное тестирование

Актуализация сведений.

Глава 3. Информация и данные.

12

Текстовые данные.

Технологии:

-пробл.обуч.;

-здоровьесберег.;

-ИКТ;

-групповая

Древние и современные тексты.

Набор текста. Заглавные и строчные  буквы. Клавиши shift, caps lok

Личностные УУД: Актуализация сведений из личного жизненного опыта: примеры.

Регулятивные УУД:

цель, понять, знать, уметь — структура параграфа нацелена на деятельностное обучение;

практические задания после параграфа нацелены на работу в рабочей тетради и на компьютере.

Общеучебные УУД: развитие читательских умений, умения поиска нужной информации в повествовательном и описательном текстах, умения адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста

Логические УУД: Формирование понятия «Главное».

Знаково – символические УУД: 

развитие умений работы с разными видами информации: текстом, рисунком, знаком;

постановка и решение проблем: практические задания после параграфа содержат проблемные вопросы, для ответа на которые учитель имеет возможность организовать работу над учебным проектом.

Коммуникативные УУД: текст параграфа дает возможность учителю организовать работу в группах уже во время изучения новой темы (одновременное чтение разных примеров с последующим пересказом и т. п.)

Актуализация сведений из личного жизненного опыта: примеры.

13

Графические данные.

Технологии:

-здоровьесберег.;

-ИКТ;

-педагогика сотру-

дничества

Представление графической информации.

Информация графическая.

Вставка в текст рисунков

Актуализация сведений из личного жизненного опыта: примеры.

14

Числовая информация.

Технологии:

-здоровьесберег.;

-ИКТ;

-исслед.деят.

Ещё один вид информации.

Число как способ представления информации о времени, дата, календарь, текущая дата.

Вставка таблицы.

Актуализация сведений из личного жизненного опыта: примеры из параграфа.

15

Десятичное кодирование.

Технологии:

-здоровьесберег.;

-ИКТ;

-игровая;

-групповая

Что такое кодирование?

Число – носитель информации о размере, расстоянии, времени, с помощью чисел можно закодировать текстовую информацию.

Переход по строкам и столбцам таблицы.

Актуализация сведений из личного жизненного опыта: примеры из параграфа.

16

Код из двух знаков.

Технологии:

-здоровьесберег.;

-ИКТ;

-игровая;

-учебный диалог

Звуковое двоичное кодирование информации, письменное двоичное кодирование.

Набор текста в таблице. Переход по строкам и столбцам таблицы.

Актуализация сведений из личного жизненного опыта: примеры с измерением времени.

17

Числовые данные.

Технологии:

-здоровьесберег.;

-ИКТ;

-учебный диалог

Число как носитель.

Абак, счеты, арифмометр, калькулятор, компьютер.

Работа со стандартной программой. Калькулятор. Решение примеров с помощью калькулятора.

Актуализация сведений из личного жизненного опыта: обсуждение примеров из параграфа.

18

Работа со словарём и

Контрольная работа № 1

по теме: «Информация и данные».

Технологии:

-здоровьесберег.;

-ИКТ;

-учебный диалог

Контрольная работа  и работа над ошибками.

Действовать по самостоятельно составленному плану. Анализировать выполнение работы.

Действовать по самостоятельно составленному плану. Анализировать выполнение работы.

Глава 4. Документ и способы его создания.

19,

20

Документ и его создание.

Технологии:

-здоровьесберег.;

-пробл.обуч.;

-ИКТ;

-игровая

Восприятие текста людьми, информация и животные, смысл текста.

Клавиатурный тренажер в режиме ввода слогов.

Личностные УУД: актуализация уже известных ученикам сведений из их личного жизненного опыта: примеры со словами, с которыми учащиеся могли познакомиться на уроках русского языка, чтения; примеры из параграфа учебника

Регулятивные УУД:

цель, понять, знать, уметь — структура параграфа нацелена на деятельностное обучение;

практические задания после параграфа нацелены на работу в рабочей тетради и на компьютере;

преобразование одной формы представления информации в другую; создание комбинированных объектов.

Общеучебные УУД: развитие читательских умений, умения поиска нужной информации в повествовательном и описательном текстах, умения адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста;

развитие умений работы с разными видами информации: текстом, рисунком, знаком

Логические УУД: формирование понятия «Главное»

Знаково – символические УУД: 

развитие умений работы с разными видами информации: текстом, рисунком, знаком;

постановка и решение проблем; практические задания после параграфа содержат задания, которые позволяют реализовать межпредметные связи со всеми изучаемыми предметами

Коммуникативные УУД: текст параграфа дает возможность учителю организовать работу в группах уже во время изучения новой темы (одновременное чтение разных примеров с последующим пересказом и т. п.);

задания после параграфа нацелены на развитие умений с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка)

Актуализация уже известных ученикам сведений из их личного жизненного опыта. Примеры из параграфа учебника.

21,

22

Электронный документ и файл.

Технологии:

-здоровьесберег.;

-ИКТ;

-исслед.деят.

Влияние знаков препинания на смысл предложения, ударение и смысл слова.

Работа в текстовом редакторе. Форматирование текста.

Актуализация уже известных ученикам сведений из их личного жизненного опыта. Примеры из параграфа учебника.

23

Поиск документа.

Технологии:

-здоровьесберег.;

-ИКТ;

-педагогика сотру-

дничества

Текст как цепочка компьютерных символов, текст в памяти компьютера.

Рамки, границы, заливка, анимация текста.

Актуализация сведений из личного жизненного опыта: примеры со словами, с которыми учащиеся могли познакомиться на уроках русского языка, чтения.

24,

25

Создание текстового документа.

Технологии:

-здоровьесберег.;

-ИКТ;

-дидакт.игры

Компьютер-ный, электронный текст.

Клавиши backspace и delete.

Актуализация уже известных ученикам сведений из их личного жизненного опыта. Примеры из параграфа учебника.

26,

27,

28

Создание графического объекта

Технологии:

-здоровьесберег.;

-ИКТ;

-групповая;

-учебный диалог

Создание и обработка графического документа.

Объект  WordArt.

Актуализация уже известных ученикам сведений из их личного жизненного опыта. Примеры из параграфа учебника.

29,

30

Создание комбинированных документов.

Технологии:

-здоровьесберег.;

-ИКТ;

-игровая

Преобразование одной формы представления информации в другую; создание комбинированных объектов.

31

Повторение по теме «Документ и способы его создания».

Работа с новыми словами.

Технологии:

-здоровьесберег.;

-ИКТ;

-групповая

Повторение, работа со словарем.

32

Контрольная работа № 4 

по теме: «Документ и способы его создания».

Технологии:

-здоровьесберег.;

-ИКТ;

-учебный диалог

Контрольная и работа над ошибками.

Действовать по самостоятельно составленному плану. Анализировать выполнение работы.

Действовать по самостоятельно составленному плану. Анализировать выполнение работы.

33,

34

Повторение изученного за год.

Технологии:

-здоровьесберег.;

-ИКТ;

-дидакт.игры;

-учебный диалог

Обработка текстовой и числовой информации.

Действовать по самостоятельно составленному плану. Анализировать выполнение работы.

35

Резерв учителя (обобщение и систематизация знаний)



Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ ВО 2 КЛАССЕ

Пояснительная записка.

Рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ»  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования, базисного учебного плана, авторской программы по «Информатике» для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы Н. В. Матвеевой, Е. Н. Челак, Москва, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 год.

Нормативно – правовая база:

1. Закон РФ от10.07.1992 г. №3266-1 (редакция от 02.02.2004г.) «Об Образовании»

2. Федерального компонента Государственного Образовательного стандарта, утвержденного приказом Министерства образования РФ №15785 от 22.12.2009 года

3. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357);

4. Примерных программ, созданных на основе федерального компонента Государственного Стандарта, рекомендованных Министерством образования РФ №15785 от 22.12.2009г.

5. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 189 от 29.12.2010 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993);

6. Приказ Министерства образования Российской Федерации № 1312 от 09.03.2004 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 № 241, от 30.08.2010 № 889, от 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 № 74)

7. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 21.02.2012 N 23290)

8. Приказа департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области №760 от 27.07.2012 г. « Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

       Программа разработана с учётом особенностей первой ступени общего образования, а также возрастных и психологических особенностей младшего школьника. При разработке программы учитывались разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, моторике и т. п.

       Образование в начальной школе является базой, фундаментом последующего образования, поэтому важнейшая цель начального образования – сформировать у учащихся комплекс универсальных учебных действий (далее – УУД), обеспечивающих способность к самостоятельной учебной деятельности, т. е. умение учиться. В соответствии со Стандартом целью реализации ООП является обеспечение планируемых образовательных результатов трёх групп: личностных, метапредметных и предметных. Программа по информатике нацелена на достижение результатов всех этих трёх групп. При этом в силу специфики учебного предмета особое место в программе занимает достижение результатов, касающихся работы с информацией. Важнейшей целью-ориентиром изучения информатики в школе является воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, в частности приобретение учащимися информационной и коммуникационной компетентности (далее – ИКТ-компетентности). Многие составляющие ИКТ-компетентности входят и в структуру комплекса универсальных учебных действий. Таким образом, часть предметных результатов образования в курсе информатики входят в структуру метапредметных, т. е. становятся непосредственной целью обучения и отражаются в содержании изучаемого материала. При этом в содержании курса информатики для начальной школы значительный объём предметной части имеет пропедевтический характер. В результате удельный вес метапредметной части содержания курса начальной школы оказывается довольно большим (гораздо больше, чем у любого другого курса в начальной школе). Поэтому курс информатики в начальной школе имеет интегративный, межпредметный характер. Он призван стать стержнем всего начального образования в части формирования ИКТ-компетентности и универсальных учебных действий.

Общая характеристика учебного предмета.

Непрерывность обучения информатики  со второго класса – это необходимый шаг в развитии общего образования. Уже во втором классе начальной школы необходимо донести до детей понимание того, что в жизни современного человека как никогда раньше велика роль информации, закодированной текстом или иным способом, которая может хранится в закодированном виде в памяти компьютера или на других материальных носителях. Текст (текстовые данные), любое изображение (графические данные) могут обрабатываться компьютером. А это означает, что компьютер есть не что иное, как универсальный инструмент по обработке данных.

Содержание курса информатики в начальной школе определено стандартом базового курса информатики для основной школы.

Информатика во втором классе – это предварительный курс, знакомство с предметом. Изучение информатики во втором классе должно подготовить детей к восприятию учебного материала в третьем и четвертом классе на уровне понимания языка информатики и осуществления осознанных действий с информацией и данными, в том числе с помощью компьютера.

Изучение информатики во втором классе позволит детям:

1. Получить и уточнить предварительные представления о значении некоторых важных терминов информатики на основе активизации их личного опыта информационной деятельности, получить первичные представления об информационной картине мира;

2. Научиться видеть определенные объекты информатики (например, источники информации и данных, приемники информации и данных и др.) в разных жизненных ситуациях;

3. Приводить примеры использования информации в жизни человека, прежде всего из собственного опыта и собственной жизни;

4. Активно использовать термины информатики в устной и письменной речи, то есть научиться применять язык информатики на практике;

5. Научиться использовать компьютер на уровне начального пользователя, а именно: правильно сидеть за компьютером, включать и выключать его, понимать смысл и значение экранных объектов (меню, виртуальных кнопок, курсора и пр.), запускать нужные программы, пользоваться мышью для управления экранными объектами, набирать тексты с клавиатуры и т.д.

      Каждый урок информатики в начальной школе должен состоять из нескольких видов деятельности ученика:

  • теоретической работы с текстом учебника, иллюстрациями;
  • ответов на вопросы;
  • выполнение заданий в рабочей тетради традиционными способами;
  • компьютерного практикума, то есть выполнения аналогичных заданий другими способами деятельности, то есть с помощью компьютера;
  • обсуждения выполняемых действий, то есть рефлексии (что мы делали, зачем и как), что позволит сделать информационную деятельность осознанной.

        В курсе условно можно выделить следующие содержательные линии:

- основные информационные объекты и структуры (цепочка, мешок, дерево, таблица);

- основные информационные действия (в том числе логические) и процессы (поиск объекта по описанию, построение объекта по описанию, группировка и упорядочение объектов, выполнение инструкции, в том числе программы или алгоритма и пр.);

- основные информационные методы (метод перебора полного или систематического, метод проб и ошибок, метод разбиения задачи на подзадачи и пр.).

       В соответствии с ООП в основе программы курса информатики лежит системно-деятельностный подход, который заключается в вовлечении обучающегося в учебную деятельность, формировании компетентности учащегося в рамках курса. Он реализуется не только за счёт подбора содержания образования, но и за счёт определения наиболее оптимальных видов деятельности учащихся. Ориентация курса на системно-деятельностный подход позволяет учесть индивидуальные особенности учащихся, построить индивидуальные образовательные траектории для каждого обучающегося.

Цели и задачи курса

 Главная цель курса — дать учащимся инвариантные фундаментальные знания в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.

Цели изучения основ информатики в начальной школе:

  • Формирование общих представлений школьников об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности;
  • Знакомство с базовой системой понятий информатики;
  • Приобретение опыта создания и преобразования текстов, рисунков, схем, графов и графиков различного вида, информационных объектов, моделей с помощью компьютера;
  • Развитие умения строить простейшие информационные модели и использовать их при решении учебных и практических задач, в том числе при изучении других школьных предметов;
  • Получение предметных знаний, умений и навыков, таких как умение создавать с помощью компьютера простейшие тексты и рисунки, умение использовать электронные конструкторы, использовать компьютер при тестировании, при организации развивающих игр и эстафет, при поиске информации в электронных справочниках и энциклопедиях;
  • Обеспечение подготовки младших школьников к решению информационных задач на последующих ступенях общего образования;
  • Воспитание способностей школьника к адаптации в быстроменяющейся информационной среде как одного из важнейших элементов информационной культуры человека, наряду с формированием общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией.

Место курса в учебном плане.

         Содержание курса информатики в начальной школе определено стандартом по информатике и информационным технологиям для основной школы и примерным поурочным планированием, который должен подготовить детей к восприятию учебного материала курса основной школы на уровне понимания языка информатики.

       Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение курса «Информатика» во 2 классе отводится 34 ч + 1 ч (1 ч в неделю, резерв 1 ч. на  35 учебных недель).

Результаты изучения учебного предмета «Информатика и ИКТ».

В результате работы по программе учащимися должны быть достигнуты следующие результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования:

личностные:

 1) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

2) развитие мотивов учебной деятельности;

3) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

 4) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

метапредметные:

-  освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;

- осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;

- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях информационных объектов, процессов и явлений действительности;

- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

предметные:

-  владение базовым понятийным аппаратом:

- цепочка (конечная последовательность);

-  мешок (неупорядоченная совокупность);

- одномерная и двумерная таблицы;

-  круговая и столбчатая диаграммы;

- утверждения, логические значения утверждений;

-  исполнитель, система команд и ограничений, конструкция повторения;

- дерево, понятия, связанные со структурой дерева;

-  игра с полной информацией для двух игроков, понятия: правила игры, ход игры, позиция ----  игры, выигрышная стратегия;

- владение практически значимыми информационными умениями и навыками, их применением к решению информатических и неинформатических задач:

- выделение, построение и достраивание по системе условий: цепочки, дерева, мешка;

- проведение полного перебора объектов;

-  определение значения истинности утверждений для данного объекта; понимание описания объекта с помощью истинных и ложных утверждений, в том числе включающих понятия: все/каждый, есть/нет, всего, не;

- использование имён для указания нужных объектов;

- использование справочного материала для поиска нужной информации, в том числе словарей (учебных, толковых и др.) и энциклопедий;

- сортировка и упорядочивание объектов по некоторому признаку, в том числе расположение слов в словарном порядке;

-  выполнение инструкций и алгоритмов для решения некоторой практической или учебной задачи;

-  достраивание, построение и выполнение программ для исполнителя, в том числе включающих конструкцию повторения;

-  использование дерева для перебора, в том числе всех вариантов партий игры, классификации, описания структуры;

- построение выигрышной стратегии на примере игры «Камешки»;

- построение и использование одномерных и двумерных таблиц, в том числе для представления информации;

- построение и использование круговых и столбчатых диаграмм, в том числе для представления информации;

- использование метода разбиения задачи на подзадачи в задачах большого объёма;

- ИКТ-квалификация

- сканирование изображения;

- запись аудиовизуальной информации об объекте;

- подготовка и проведение презентации перед небольшой аудиторией;

- создание текстового сообщения с использованием средств ИКТ;

-  заполнение учебной базы данных;

- создание изображения с использованием графических возможностей компьютера; составление нового изображения из готовых фрагментов (компьютерная аппликация).

Содержание курса.

Виды информации. Человек и компьютер (6 часов)

Человек и информация: мы живем в мире информации; информацию человек воспринимает с помощью органов чувств (глаза, уши, нос, язык, кожа).

В мире звуков: мы живем в мире звуков; звуки несут человеку информацию; пример звуковой информации.

Какая бывает информация: звуковая, зрительная, вкусовая, тактильная (осязательная), обонятельная; примеры.

Источники информации: природные источники информации (солнце, человек, петух, хлеб и т. д.) и искусственные источники информации (колотушка сторожка и пр.)

Приёмники информации: люди и животные – приемники различных видов информации (на примерах).

Радио и телефон: радио и телефон как устройство для передачи информации; телефон – средство связи и общения.

Человек и компьютер: человек создал для себя разные инструменты: орудия труда, музыкальные инструменты, а также компьютер как помощник при работе информацией, например, с текстовой и графической.

Тестирование по теме «Виды информации. Человек и компьютер».

Учащиеся должны понимать:

- что в зависимости от органов чувств, с помощью которых человек воспринимает информацию, её называют звуковой, зрительной, тактильной, обонятельной и вкусовой;

- что в зависимости от способа представления информации на бумаге или других носителях информации, её называют текстовой, числовой, графической, табличной;

- что информацию можно хранить, обрабатывать и  передавать на большие расстояния в закодированном виде;

- что человек, природа, книги могут быть источниками информации;

- что человек может быть и источником информации, и приёмником информации;

знать:

- правила работы с компьютером и технику безопасности;

уметь:

- пользоваться средствами информационных технологий: радио, телефоном, магнитофоном, компьютером.

Кодирование информации (5 часов)

Носители информации: звук, бумага, береста, камень, снег и следы на снегу, электронные носители, любые предметы (на примерах).

Кодирование информации: звуковое кодирование; рисуночное письмо, буквенное кодирование и иероглифы.

Алфавит и кодирование информации: греческий и латинский алфавиты как основа алфавитного письма.

Английский алфавит и славянская азбука: происхождение и использование.

Письменные источники информации: папирусы, свитки, книги, архивы.

Разговорный и компьютерный языки: люди разговаривают на естественном языке; современный человек создал искусственные (формальные) языки, построенные на строгих правилах; компьютерный алфавит.

Текстовая информация: древние тексты, современные тексты (на примерах).

Тестирование по теме «Кодирование информации».

Учащиеся будут понимать:

- что в зависимости от способа представления информации на бумаге или других носителях информации, её называют текстовой, числовой, графической, табличной;

- что информацию можно представлять на носителе информации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других);

знать:

- что данные – это закодированная информация;

- что одну и ту же информацию можно представить различными способами: текстом, рисунком, таблицей, числами;

- как описывать объекты реальной действительности, т.е. как представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);

уметь:

- кодировать информацию различными способами и декодировать её, пользуясь кодовой таблицей соответствия.

Числовая информация (7 часов)

Числовая информация: способы счета предметов и древности, человек и информация -  это форма представления информации и способ кодирования информации.

Время и числовая информация: число как способ представления информации о времени, даты, календарь, текущая дата.

Число и кодирование информации: число несет в себе информацию о размере предметов, о расстоянии, о времени; с помощью чисел можно закодировать текстовую информацию.

Код из двух знаков: звуковое двоичное кодирование информации; письменное двоичное кодирование.

Помощники человека при счете: абак, счеты, арифмометр, калькулятор, компьютер.

Память компьютера: электронная лампа, ламповая память.

Контрольная работа по теме «Числовая информация и компьютер».

Учащиеся будут знать:

- что данные – это закодированная информация;

- что  информацию можно представить  числами;

- как описывать объекты реальной действительности, т.е. как представлять информацию о них в виде чисел;

уметь:

- представлять в тетради и на экране компьютера  информацию об объекте  числами;

- кодировать информацию числами и декодировать её, пользуясь кодовой таблицей соответствия;

- называть и описывать различные помощники человека при счёте и обработке информации (счётные палочки, абак, счёты, калькулятор и компьютер).

Данные и компьютер (16 часов)

Текст и текстовая информация: воспринимать информацию из текста могут только люди и животные, текст имеет смысл.

Текст и его смысл: слово – это цепочка букв, имеющая смысл; влияние знаков препинания на смысл текста; замена буквы в слове и смысл слова; шрифт.

Передача текстовой информации: почта, средства доставки писем, электронная почта.

Обработка текстовой информации:  текст как цепочка компьютерных символов текст в памяти компьютера, компьютерный (электронный) текст.

Контрольная работа по теме «Текстовая информация».

Учащиеся будут понимать:

- что информацию можно хранить, обрабатывать и  передавать на большие расстояния в закодированном виде;

знать:

- что данные – это закодированная информация;

- что  информацию можно представить  текстом;

- как описывать объекты реальной действительности, т.е. как представлять информацию о них в виде  текста;

уметь:

- представлять в тетради и на экране компьютера  информацию об объекте  в виде текста;

- работать с текстами  на экране компьютера.

Материально-техническое обеспечение

образовательного процесса по предмету « Информатика и ИКТ».

1.Печатные средства обучения:

  • Н. В. Матвеева, Е. Н. Челак, Н. К. Конопатова и др. Информатика: учебник для 2 класса: в 2 ч. / Н.В. Матвеева, Е.Н Челак, Н. К. Конопатова и др. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
  • Н. В. Матвеева, Е. Н. Челак, Н. К. Конопатова и др.Информатика: рабочая тетрадь для 2 класса: в 2 ч. / Н.В. Матвеева, Е.Н Челак, Н. К. Конопатова и др. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

2. Раздаточный и демонстрационный материал:

3. Учебно – лабораторное оборудование.

Рассмотрено на заседании

методического объединения учителей

начальных классов

протокол № 1 от «28»  августа 2013 г.

Руководитель                        

                                        Р.Ф.Ванцева              

Согласовано

Зам.директора по УВР      

                                        М.В.Воканова  

« 29» августа  2013 г.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Рабочая программа по курсу «Информатика и ИКТ»  разработана в соответствии:

 - с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Москва «Просвещение» 2010);

 - с рекомендациями Примерной программы (Москва «Просвещение» 2010, составитель Е.С. Савинов), рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации;

- с возможностями авторской программой «Информатика и ИКТ» Н.В. Матвеевой, Е.Н. Челпак, Н.К. Конотоповой, Л.П. Панкратовой

Общая характеристика курса.

        Обучение информатике в начальной школе – это объективная потребность настоящего времени, очередной шаг в развитии общего образования, необходимость которого осознана еще не всеми.

              Современные профессии, предлагаемые выпускникам учебных заведений, становятся все более интеллектоемкими. Информационные технологии, предъявляющие высокие требования к интеллекту работников, занимают лидирующее положение на международном рынке труда. Но если навыки работы с конкретной техникой можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определенные природой сроки, таковым и останется. Опоздание с развитием мышления — это опоздание навсегда. Поэтому для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способности к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации) и синтезу (созданию новых схем, структур и моделей). Важно отметить, что технология такого обучения должна быть массовой, общедоступной, а не зависеть исключительно от возможностей школ или родителей. Именно такой ответ на вопрос, чему и как учить на уроках информатики, представлен в предлагаемом курсе, и этим определяется его актуальность.

        Существуют разные подходы к обучению младших школьников информатике, но, как правило это либо начальная компьютерная грамотность, либо просто курсы, развивающие мышление школьника. На уроках информатики школьники должны осознать роль устной и письменной речи как способа общения. Общение   - это обмен информацией между людьми.

              Во многом роль обучения информатике в развитии мышления обусловлена современными разработками в области методики моделирования и проектирования, особенно в объектно-ориентированном моделировании и проектировании, опирающемся на свойственное человеку понятийное мышление. Умение для любой предметной области выделить систему понятий, представить их в виде совокупности атрибутов и действий, описать алгоритмы действий и схемы логического вывода (т. е. то, что и происходит при информационно-логическом моделировании) улучшает ориентацию человека в этой предметной области и свидетельствует о его развитом логическом мышлении.

              Рассматриваются два аспекта изучения информатики:

— технологический, в котором информатика рассматривается как средство формирования образовательного потенциала, позволяющего развивать наиболее передовые на сегодня технологии — информационные;

— общеобразовательный, в котором информатика рассматривается как средство развития логического мышления, умения анализировать, выявлять сущности и отношения, описывать планы действий и делать логические выводы.

              Кроме того, можно выделить два основных направления обучения информатике.         Первое — это обучение конкретным информационным технологиям. Для этого необходимо адекватное обеспечение школы компьютерами и программами. Такое обучение целесообразно вести в старших классах школы, чтобы выпускники могли освоить современные программные средства. В качестве пропедевтических занятий учащиеся начальной и средней школы могут использовать различные доступные их возрасту программные продукты, применяя компьютер в качестве инструмента для своих целей (выпуск журналов, рисование, клубы по компьютерной переписке и т. д.).

        Второе направление обучения информатике — это упоминавшееся выше изучение информатики как науки. Для этого нет необходимости иметь в школе компьютер, поэтому изучение такого курса может проходить в любом удаленном населенном пункте. Рассматривая в качестве одной из целей этого направления обучения развитие логического мышления, следует помнить: психологи утверждают, что основные логические структуры мышления формируются в возрасте 5—и лет и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным. Следовательно, обучать детей в этом направлении целесообразно с начальной школы.

Цели и задачи курса

              Главная цель курса — дать учащимся инвариантные фундаментальные знания в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.

Цели изучения основ информатики в начальной школе:

  • Формирование общих представлений школьников об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности;
  • Знакомство с базовой системой понятий информатики;
  • Приобретение опыта создания и преобразования текстов, рисунков, схем, графов и графиков различного вида, информационных объектов, моделей с помощью компьютера;
  • Развитие умения строить простейшие информационные модели и использовать их при решении учебных и практических задач, в том числе при изучении других школьных предметов;
  • Получение предметных знаний, умений и навыков, таких как умение создавать с помощью компьютера простейшие тексты и рисунки, умение использовать электронные конструкторы, использовать компьютер при тестировании, при организации развивающих игр и эстафет, при поиске информации в электронных справочниках и энциклопедиях;
  • Обеспечение подготовки младших школьников к решению информационных задач на последующих ступенях общего образования;
  • Воспитание способностей школьника к адаптации в быстроменяющейся информационной среде как одного из важнейших элементов информационной культуры человека, наряду с формированием общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией.

Место учебного предмета в учебном плане.

        Содержание курса информатики в начальной школе определено стандартом по информатике и информационным технологиям для основной школы и примерным поурочным планированием, который должен подготовить детей к восприятию учебного материала курса основной школы на уровне понимания языка информатики.

Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение курса «Информатика» в начальной школе выделяется  135 ч, из них в 1 классе 33 ч (1 ч в неделю, 33 учебные недели), во 2, 3 и 4 классах по 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

Организация учебно-воспитательного процесса и состав учебно-методического материала по курсу

              Формы, методы и отчасти содержание обучения информатике зависят от наличия или отсутствия компьютерного класса. Предлагаемый авторами учебный курс обладает определенной развивающей силой, так как в ходе его изучения происходит теоретическое обобщение знаний, полученных на уроках математики и русского языка, развитие целостной системы знаний за счет введения новых обобщающих понятий: «объект», «модель», «виды информации», «действия с информацией», «хранение информации».

        Учебный материал подобран в соответствии с возрастными особенностями младшего школьника и уровнем его знаний в соответствующем классе начальной школы и представлен в виде учебно-методического комплекта (УМК), в который входят:

- учебник для 2классов

- Рабочие тетради по две для каждого года обучения

Ценностные ориентиры содержания.

         Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. В процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.

         Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческими ценностями.

          На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над вечными ценностями: добром, справедливостью, правдой и т.д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.

         Курс литературного чтения в начальной школе закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, оно лежит в основе всех читательских умений, носит универсальный метапредметный характер. Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий: личностных, метапредметных, предметных.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса математики.

         Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знания моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных и межличностных отношениях. В курсе литературного чтения формируются следующие личностные универсальные учебные действия:

- понимание роли чтения для решения познавательных и коммуникативных задач;

- познание героического прошлого своей страны и народа на образцах доступных литературных произведений;

- духовно-нравственное воспитание, формирование эстетических и морально-этических ценностей на примерах поступков героев литературных произведений;

- овладение морально-этическими нормами поведения через выявление морального содержания и нравственного значения поступков героев произведений;

- формирование морально-ценностной позиции у младших школьников путем целенаправленной работы с произведением (выделять суть нравственных поступков героев произведения, видеть мотивы поведения героев, определение собственной позиции в отношении показанных в произведении норм морали и нравственности);

- самоопределение и самопознание себя через сравнение с героями литературных произведений;

- использование умения читать для удовлетворения личного интереса.

          Метапредметные универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные)

         Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию учебной деятельности и самостоятельной работы с произведениями и книгами:

- понимание и постановка учебной задачи;

- составление плана и последовательности действий;

- самоконтроль и самооценка, сравнение результата своей работы с образцом и выделение неточностей и ошибок;

- коррекция — внесение исправлений, дополнений и изменений по результатам оценки своей деятельности;

- овладение алгоритмом учебных действий формирования умения читать вслух и молча, читать выразительно, работать с произведением и книгой.

         В курсе данной программы разработаны памятки (алгоритмы действий), которые усложняются от класса к классу с учетом требований программы и служат основой для формирования регулятивных универсальных учебных действий.

         Познавательные универсальные учебные действия:

- формирование познавательной учебной задачи;

- выбор продуктивных способов действий для выполнения учебной задачи;

- выбор вида чтения (ознакомительное или первичное, изучающее, поисковое, просмотровое, выразительное) в зависимости от поставленной цели;

- восприятие прослушанного или прочитанного произведения;

- поиск и выделение нужной информацию о героях и их поступках, о произведении или книге;

- умение работать с текстами произведений разных жанров: определять тему и жанр, понимать главную мысль произведения, делить текст на смысловые части и составлять план, понимать состояние героев произведений и выражать свое отношение к их поступкам, объяснять свое эмоциональное состояние в процессе слушания или чтения произведения, отвечать на вопросы по содержанию;

- способность понимать позицию автора произведения и выражать свою точку зрения о произведении, героях и их поступках;

- интерпретация текста (умение сравнивать произведения, героев положительных и отрицательных, рассказывать от лица одного из героев произведения или от лица читателя, делать выводы и подтверждать их словами из текста произведения);

- рефлексия на содержание и форму произведения (формулировать свою точку зрения о героях, произведении или книге, подтверждая ее фактами из произведения или других  источников информации, что служит развитию умственных способностей, нравственному и эстетическому воспитанию учащихся);

- выполнение практико-ориентированных заданий: нахождение информации в тексте изучаемого произведения, интерпретация текста, рефлексия и оценка.

         Для формирования познавательных умений в данном курсе в процессе обучения используются знаково-символическое моделирование и логические познавательные действия.

         Знаково-символические познавательные действия:

- моделирование на уроках литературного чтения помогает формированию литературной грамотности, используется для развития основных видов речевой деятельности. Заместители, с помощью которых ученик перекодирует текст произведения, помогают глубже понять произведение, сжато представить информацию о произведении.

- составление моделей, использование готовых моделей, дополнение и сравнение моделей обложек помогают усваивать литературоведческие понятия;

- составление модельного плана, работа с блок-схемами, схемами, таблицами — все это эффективные приемы обучения пониманию содержания произведения, сложному процессу, основанному на личном и субъективном восприятии каждого ученика-читателя.

         Логические универсальные действия:

- анализ произведения или книги до чтения (выделение фамилии автора, заголовка, подзаголовка; прогнозирование содержания произведения, определение темы и жанра);

- установление причинно-следственных связей в тексте произведения при составлении плана;

-формирование  умения синтезировать при составлении плана рассказа о произведении, героях и их поступках;

- сравнение произведений по жанру, теме, авторской принадлежности;

- аргументация высказываний и суждений о произведении с опорой на текст.

         Постановка и решение учебных задач творческого и поискового характера под руководством учителя:

- понимание и формирование учебной задачи;

- выбор способов и форм решения учебной задачи: выполнение проектов индивидуально, в парах и группах; презентации творческих работ и проектов;

-подготовка и проведение конкурсов, библиотечных уроков, литературных уроков

в музеях и т. д.

         Коммуникативные универсальные учебные действия в курсе литературного чтения обеспечивают развитие основных видов речевой деятельности (слушания, чтения, говорения и письменной речи). Коммуникативные универсальные действия:

- слушать и слышать художественное слово, речь учителя и одноклассников (воспринимать произведение, отвечать на вопросы по содержанию произведения);

- умение находить в тексте произведения диалоги героев, читать их по ролям, передавая особенности образов героев;

- овладевать монологической речью (находить в тексте монологи героев и читать их, составлять высказывания о героях и их поступках, о произведениях и книгах);

- умение отвечать на вопросы: по содержанию произведения, выявляющие характер отношений между героями произведений, побуждающие читателя дать оценку событиям и поступкам героев, требующие обучающегося поставить себя на место героя произведения, выявляющие эмоциональное отношения ученика к событиям и героям произведений;

- умение слушать ответы одноклассников на вопросы по изучаемому произведению; дополнять и уточнять их ответы, подтверждая информацией из текста произведения;

- умение задавать одноклассникам вопросы разных видов по изучаемому произведению;

- умение вести диалог или дискуссию о героях и их поступках, проявляя уважение к другому мнению;

- умение полно и аргументировано с троить свои высказывания, полно и точно выражать свои мысли.

         Содержание данного курса литературного чтения обеспечивает формирование предметных универсальных умений и решение следующих задач литературного развития младших школьников:

- овладение навыками чтения, умением воспринимать и понимать прослушанное или прочитанное произведение;

- воспитание интереса к чтению как средству получения информации и удовлетворения личных познавательных и эстетических запросов, а также интереса к книге (учебной, художественной, справочной);

- овладение устной и письменной коммуникативной культурой: работа с произведениями разных жанров; ведение диалога и построение монологического высказывания о героях и их поступках; поиск необходимой информации в учебниках, словарях, справочниках и энциклопедиях и ее использование; высказывание мнения о прочитанных или прослушанных произведениях и книгах;

- воспитание эстетического вкуса и умения воспринимать художественное произведение как искусство слова: выделять особенности художественных произведений, находить (на доступном уровне) средства выразительности и использовать их в речи;

- формирование эстетического вкуса и понимания младшими школьниками нравственно-этических ценностей при изучении художественных произведений.

Структура курса основ информатики.

        Содержание курса строится на основе трех основных идей:

1. Элементарное изложение школьного курса информатики на уровне формирования предварительных понятий и представлений о компьютере.

2. Разделение в представлении школьника реальной и «виртуальной» действительности, где под «виртуальной действительностью» понимаются, например, компьютерные модели.

3. Формирование и развитие умения описывать объекты реальной и «виртуальной» действительности на основе умений представлять (кодировать) информацию в различных формах и на различных носителях в виде текста, рисунков, таблиц, схем, двоичных чисел.

        В ходе изучения информатики происходит активное развитие определенных видов мышления:

  • Системного мышления – умения планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели, а также умения решать задачи, ответом для которых является описание последовательности действий;
  • Объективно-ориентированного мышления – умения работать с объектами, объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов в этой группе или общих действий, выполняемых над этими предметами.
  • Формального мышления и способность применять логику при решении информационных задач – умения выполнять операции над понятиями и простыми суждениями.

Данный курс информатики в начальной школе рассчитан на широкое применение в общеобразовательных учебных заведениях и на обучение с применением компьютера. В минимальном варианте компьютер используется в качестве электронной доски во время обсуждения нового материала, при организации обучающих игр, эстафет.

        В процессе обучения информатике также происходит развитие интеллектуальных способностей учащихся, их потребности к познанию, самостоятельности и творческой активности, а это, в свою очередь, способствует развитию духовных способностей и формированию общей информационной культуры младшего школьника.

        Обучение по данному комплекту позволяет:

  • Получить первичное представления об информационной картине мира;
  • Осуществить переход от неосознанной познавательной активности младшего школьника к осознанной учебно-познавательной деятельности, в том числе с использованием компьютера на уровне простого пользователя;
  • Сформировать системное мышление школьника и первичные представления об информационной картине мира;
  • Обеспечить развитие рефлексивного мышления, равитие способности управлять своим поведением, ответственности за свои решения, действия и поступки, т.е. за духовно-нравственное развитие младших школьников.

Содержание программы.

2 класс (34 ч)

План действий и его описание (11 ч)

Последовательность действий. Последовательность состояний в природе. Выполнение последовательности действий. Составление линейных планов действий. Поиск ошибок в последовательности действий. Знакомство со способами записи алгоритмов. Знакомство с ветвлениями в алгоритмах.

Отличительные признаки и составные части предметов (11 ч)

Выделение признаков предметов, узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более предметов. Разбиение предметов на группы по заданным признакам. Составные части предметов.

Логические рассуждения (12 ч)

Истинность и ложность высказываний. Логические рассуждения и выводы. Поиск путей на простейших графах, подсчет вариантов. Высказывания и множества. Вложенные множества. Построение отрицания высказываний. В результате обучения учащиеся должны уметь:

— предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных;

— выделять группы однородных предметов среди разнородных и давать названия этим группам;

— разбивать предложенное множество фигур (рисунков) на два подмножества по значениям разных признаков;

— находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков;

— приводить примеры последовательности действий в быту, сказках;

— точно выполнять действия под диктовку учителя;

— отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания.

1. Информатика  и ИКТ: Учебник 2кл./ Н.В. Матвеева, Е.Н. Челпак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова.-4-е изд.-М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

2. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 2кл. (в двух частях): Н.В. Матвеева, Е.Н. Челпак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова.-4-е изд.-М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование.Математика 1 класс. Школа России

Календарно-тематическое планирование.Математика 1 класс. Школа России...

Календарно - тематическое планирование для 1 класса "Школа России" ФГОС

Календарно - тематическое планирование для 1 класса...

календарно-тематическое планирование изо 4 класс школа россии

календарно-тематиское планирование ИЗО 4 класс программа Школа России...

Календарно-тематическое планирование. Математика. 3 класс. Школа России.

Пояснительная записка и планирование уроков математики по учебникам Моро и Бантовой. Школа России....

календарно-тематическое планирование для 4 класса (ШКОЛА РОССИИ)

Уважаемые коллеги.Представляю  свои календарно – тематические планы по программе «Школа России».Надеюсь,  они помогут Вам не только в работе, но и сэкономят время для отдыха.По ним удобно за...

Календарно тематическое планирование по технологии2 класс "Школа России"

Календарно тематическое планирование по технологии 2 класс "Школа России" Роговцева...