Программа факультатива "Информатика" для обучающихся 3-х классов.
рабочая программа по информатике (3 класс) на тему

Данный факультатив  «Информатика » входит образовательную область   математика  и  информатика.

   Главной целью  факультатива является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.

Это определило цели обучения  информатики:

                Формирование представлений об информации как одном из трех основополагающих понятий науки – вещества, энергии, информации, на основе которых строится современная научная картина мира;

                Подготовка школьников к последующей профессиональной деятельности;

                Овладение информационными и телекоммуникационными технологиями как необходимое условие перехода к системе непрерывного образования.

                На основании требований  Государственного образовательного стандарта в содержании календарно-тематического планирования предполагается  реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный  подходы, которые определяют задачи обучения:

  • Формирование навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в информатике.
  • Овладение способами  индивидуальной, фронтальной, парной и групповой деятельности.
  • Освоение коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентированной компетенций и компетенций личностного саморазвития. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatika_3_a_n.e.docx73.13 КБ

Предварительный просмотр:

1) Пояснительная записка

   Данная программа факультатива « Информатика» адресована педагогическому  коллективу  МБОУ  «СОШ  №  72»,  обучающимся  3  А  класса  и  их  родителям.

Программа факультатива «Информатика» для 3 А класса разработана на основе Примерной основной образовательной программы начального  общего образования , Образовательная системы   «Школа 2100», авторской программы А.В. Горячева «Информатика  в  играх  и  задачах», утвержденной в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

 Учебник «Информатика» А.В.  Горячев  - М.:Баласс,2013 рекомендован к использованию в образовательном процессе Министерством образования и науки Российской Федерации и соответствует федеральному перечню учебников.

     Концепция (основная идея)    УМК «Школа  2100»  - оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей в условиях специально  организованной аудиторной и внеурочной деятельности. В этой деятельности учебник как равноправный участник процесса образования выступает то в роли обучаемого, то обучающего, то в роли организатора этого процесса.   Изучение информатики  имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретенные им знания, первоначальные навыки владения  информационным    языком помогут ему при обучении в основной школе, а так же пригодятся в жизни.

    Логические связи данного предмета.  Предмет «Информатика» создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: алгебры,  геометрии, информатики.

    Обоснованность (актуальность, новизна)  учебно-методического комплекта обоснована желанием родителей и возможностей  учащихся, успешно усваивать учебный материал курса. Программа факультатива составлена в соответствии с нормативными требованиями. Данная программа  предназначена для развития логического, алгоритмического и системного мышления, создания предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества

          Данный факультатив  «Информатика » входит образовательную область   математика  и  информатика.

   Главной целью  факультатива является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.

Это определило цели обучения  информатики:

        Формирование представлений об информации как одном из трех основополагающих понятий науки – вещества, энергии, информации, на основе которых строится современная научная картина мира;

        Подготовка школьников к последующей профессиональной деятельности;

        Овладение информационными и телекоммуникационными технологиями как необходимое условие перехода к системе непрерывного образования.

        На основании требований  Государственного образовательного стандарта в содержании календарно-тематического планирования предполагается  реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный  подходы, которые определяют задачи обучения:

  • Формирование навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в информатике.
  • Овладение способами  индивидуальной, фронтальной, парной и групповой деятельности.
  • Освоение коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентированной компетенций и компетенций личностного саморазвития.

        Настоящий календарно-тематический план учитывает систему обучения в 3 классе, в котором будет осуществляться учебный процесс, который формирует понимание происхождения и значимости понятий информатики и информационных технологий, роли информатики в системе наук, развивает мыслительные операции, умения анализировать, сравнивать, классифицировать, рассуждать по аналогии, обеспечивает духовное, творческое и личностное развитие детей.

 Сроки реализации программы  2014-  2015  учебный  год

   Общая характеристика учебного процесса: является выбор учителем рациональной системы методов и приёмов обучения, её оптимизация с учётом возраста учащихся, уровня их математической подготовки, развития общеучебных умений. В зависимости от указанных факторов необходимо рационально сочетать традиционные и новые методы обучения, устных и письменных видов работ, как при изучении теории, так и при решении задач. Необходимо особое внимание обратить на развитие речи учащихся, формирования у них навыков умственного труда – планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическую оценку результатов. 

Методы  учебной деятельности:

- простейшие наблюдения и исследования объектов, способов их обработки, конструкций, их свойств.

- моделирование.

- решение доступных конструкторско-технологических задач.

- простейшее проектирование

   В основе методического аппарата данной программы  лежит проблемно-диалогическая технология, позволяющая формировать у учащихся умение обучаться с высокой степенью самостоятельности.   Деятельностный подход ( технология деятельностного метода) – основной способ получения знаний.

В тексте рабочей программы используется следующая система условных обозначений:

УУД – универсальные учебные действия

ФГОС – Федеральный государственный образовательный стандарт.

К.р. -  Контрольная работа

                             2)  Общая характеристика учебного предмета, курса

 Данная  программа  создана  на основе личностно ориентированных, деятельностно ориентированных и культурно ориентированных принципов, сформулированных в образовательной программе «Школа 2100», основной целью которой является формирование функционально грамотной личности,  готовой к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе, владеющей системой математических знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач, руководствуясь при этом идейно-нравственными, культурными и этическими принципами, нормами поведения, которые формируются в ходе учебно-воспитательного процесса.

      Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников начальной школы, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта — переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой  деятельности, что предполагает повышенное внимание  к развитию межпредметных связей курса.
        Дидактическая модель обучения и педагогические средства  отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных  результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов  деятельности.  Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование активных форм познания, нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.

        Для  современного предмета  информатики приоритетным можно считать, развитие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов — в плане это является основой для целеполагания.

        На ступени начальной школы задачи учебных занятий  определены как, формирование умений анализировать, сравнивать, различать, приводить примеры, определять признаки и др. 

        При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.

        Инновационное развитие методики преподавания информатики ориентировано, прежде всего, на формирование информационно-коммуникативной компетенции учащихся.

     В  рабочей программе сконцентрировано   основное  внимание  на  развитие  логического  и  алгоритмического  мышления  и  на  освоение  ими  практической  работы.

3)  Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом факультатив «Информатика» изучается с 1 по 4 класс по1 часу в неделю.

Количество часов в год   в  3 классе  - 32 часа.

    На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания  образования по информатике, и с учетом стандарта  конкретного образовательного учреждения реализуется программа базового уровня.

       С учетом специфики класса выстроена система уроков, спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения ( планируемые результаты).

4) Описание ценностных ориентиров содержания   учебного предмета

1.Технологический  компонент

   Обучению  творческому  применению  осваиваемых       информационных  и  коммуникационных  технологий  позволяет  развивать  широкие  познавательные  интересы  и  инициативу  учащихся,  стремление  к  творчеству,  отношение  к  труду  и  творчеству  как  к  состоянию  нормального  человеческого  существования.

    Заложенный  в  основу  изучения  новых  технологий  выбор  из  предлагаемых  жизненных  ситуаций  или  возможность  придумывать  свою  тематику  жизненных  ситуаций,  завершающиеся  созданием  творческих  работ  с  применением  изучаемых  технологий,  позволяют  ориентировать  учащихся  на  формирование:

-основ  гражданской  идентичности  на  базе  чувств  сопричастности  и  гордости  за  сою  Родину,  народ,  историю;

-ценности  семьи  и  общества  и  их  уважение;

-чувство  прекрасного  и  эстетических  чувств;

-способности  к  организации  своей  учебной  деятельности;

-целеустремленности  и  настойчивости   в  достижении  цели.

2.Логико-алгоритмический  компонент  

    Развитие  логического  и  алгоритмического  и  системного  мышления,  создание  предпосылок  успешного  освоения  учащимися  инвариантных  фундаментальных  знаний  и  умений   областях,  связанных  с  информатикой.

     Ориентация  курса  на  осознание  множества  моделей  окружающей  деятельности  позволяет  формировать  не  только  готовность  открыто  выражать  и  отстаивать  свою  позицию,  но  и  уважение  к  окружающим,  умение  слушать  и  слышать  партнёра,  признавать  право  каждого  на  собственное  мнение.

                                             

                                       5)  Содержание  учебного  предмета

Тематический  план

Последовательность  изучения  учебного  материала  (разделов)

Распределение  учебного  времени по  разделам

Контроль

Раздел I. Алгоритмы

8

К. р.  -1

Раздел II. Объекты

7

К. р.  -1

Раздел III. Множества и графы

10

К.р.  -1

Раздел IV. Аналогичная закономерность

7

К.р.  -1

ИТОГО:

32

К.р.  - 4

6)Личностные,  метапредметные и предметные результаты освоения учебного

 предмета

Раздел

учебного курса,

кол-во часов

                           УУД   разделов

Раздел I.

Алгоритмы.

 8  часов

Личностные  результаты

 К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:

- критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;

-уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;

- осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;

- начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия:

-освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;

-формирование умений ставить цель - создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы;

- оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.

 Познавательные универсальные учебные действия:

- поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, вфедеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;

- использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач.

 Коммуникативные универсальные учебные действия:

- создание гипермедиасообщений, включающих текст, набираемый на клавиатуре, цифровые данные, неподвижные и движущиеся, записанные и созданные изображения и звуки, ссылки между элементами сообщения;

- подготовка выступления с аудиовизуальной поддержкой

Предметные результаты:

В результате обучения информатики и ИКТ ученик будет знать/понимать:

Область применения и назначения компьютера;

Основные источники информации;

Назначение основных устройств компьютера

Правил безопасного поведения и гигиены при работе с компьютером.

Уметь:

называть признаки, состав и действия предметов;

ориентироваться в пространстве;

находить предмет на координатной сетке;

определять действие, его результат и обратное действие;

составлять алгоритм, алгоритм с ветвлением;

называть множество, элементы множества, сравнивать множества;

уметь решать задачи путем отображения множеств;

кодировать слова разными способами;

находить пересечение, объединение, включение множеств;

определять истинные и ложные высказывания, смысл понятий «и» и «или»;

чертить графы и деревья, решать с их помощью задачи.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

решения несложных учебных и практических задач с применением возможностей компьютера;

поиска информации с использованием простейших запросов;

изменения и создания информационных объектов на компьютере.

Раздел II. Объекты

7  часов

Личностные  результаты

 К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:

- критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;

-уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;

- осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;

- начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия:

-освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;

-формирование умений ставить цель - создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы;

- оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.

 Познавательные универсальные учебные действия:

- поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, вфедеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;

- использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач.

 Коммуникативные универсальные учебные действия:

- создание гипермедиасообщений, включающих текст, набираемый на клавиатуре, цифровые данные, неподвижные и движущиеся, записанные и созданные изображения и звуки, ссылки между элементами сообщения;

- подготовка выступления с аудиовизуальной поддержкой

Предметные результаты:

В результате обучения информатики и ИКТ ученик будет знать/понимать:

Область применения и назначения компьютера;

Основные источники информации;

Назначение основных устройств компьютера

Правил безопасного поведения и гигиены при работе с компьютером.

Уметь:

называть признаки, состав и действия предметов;

ориентироваться в пространстве;

находить предмет на координатной сетке;

определять действие, его результат и обратное действие;

составлять алгоритм, алгоритм с ветвлением;

называть множество, элементы множества, сравнивать множества;

уметь решать задачи путем отображения множеств;

кодировать слова разными способами;

находить пересечение, объединение, включение множеств;

определять истинные и ложные высказывания, смысл понятий «и» и «или»;

чертить графы и деревья, решать с их помощью задачи.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

решения несложных учебных и практических задач с применением возможностей компьютера;

поиска информации с использованием простейших запросов;

изменения и создания информационных объектов на компьютере.

Раздел III.

Множества и графы .

10  часов

Личностные  результаты

 К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:

- критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;

-уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;

- осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;

- начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.

Метапредметные результаты 

Регулятивные универсальные учебные действия:

-освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;

-формирование умений ставить цель - создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы;

- оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.

 Познавательные универсальные учебные действия:

- поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, вфедеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;

- использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач.

 Коммуникативные универсальные учебные действия:

- создание гипермедиасообщений, включающих текст, набираемый на клавиатуре, цифровые данные, неподвижные и движущиеся, записанные и созданные изображения и звуки, ссылки между элементами сообщения;

- подготовка выступления с аудиовизуальной поддержкой

Предметные результаты:

В результате обучения информатики и ИКТ ученик будет знать/понимать:

Область применения и назначения компьютера;

Основные источники информации;

Назначение основных устройств компьютера

Правил безопасного поведения и гигиены при работе с компьютером.

Уметь:

называть признаки, состав и действия предметов;

ориентироваться в пространстве;

находить предмет на координатной сетке;

определять действие, его результат и обратное действие;

составлять алгоритм, алгоритм с ветвлением;

называть множество, элементы множества, сравнивать множества;

уметь решать задачи путем отображения множеств;

кодировать слова разными способами;

находить пересечение, объединение, включение множеств;

определять истинные и ложные высказывания, смысл понятий «и» и «или»;

чертить графы и деревья, решать с их помощью задачи.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

решения несложных учебных и практических задач с применением возможностей компьютера;

поиска информации с использованием простейших запросов;

изменения и создания информационных объектов на компьютере.

Раздел IV.

Аналогичная закономерность

7  часов

Личностные  результаты

 К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:

- критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;

-уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;

- осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;

- начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.

Метапредметные результат

Регулятивные универсальные учебные действия:

-освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;

-формирование умений ставить цель - создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы;

- оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.

 Познавательные универсальные учебные действия:

- поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, вфедеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;

- использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач.

 Коммуникативные универсальные учебные действия:

- создание гипермедиасообщений, включающих текст, набираемый на клавиатуре, цифровые данные, неподвижные и движущиеся, записанные и созданные изображения и звуки, ссылки между элементами сообщения;

- подготовка выступления с аудиовизуальной поддержкой

Предметные результаты:

В результате обучения информатики и ИКТ ученик будет знать/понимать:

Область применения и назначения компьютера;

Основные источники информации;

Назначение основных устройств компьютера

Правил безопасного поведения и гигиены при работе с компьютером.

Уметь:

называть признаки, состав и действия предметов;

ориентироваться в пространстве;

находить предмет на координатной сетке;

определять действие, его результат и обратное действие;

составлять алгоритм, алгоритм с ветвлением;

называть множество, элементы множества, сравнивать множества;

уметь решать задачи путем отображения множеств;

кодировать слова разными способами;

находить пересечение, объединение, включение множеств;

определять истинные и ложные высказывания, смысл понятий «и» и «или»;

чертить графы и деревья, решать с их помощью задачи.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

решения несложных учебных и практических задач с применением возможностей компьютера;

поиска информации с использованием простейших запросов;

изменения и создания информационных объектов на компьютере.

8) Система  оценки  достижений  обучающихся;  инструментарий  для  оценивания  результатов

          В качестве критериев оценивания результатов учеников в программе обозначены 3 уровня успешности:

Необходимый уровень( базовый) – решение типовой задачи, когда используются отработанные действия и усвоенные знания – «хорошо, но не отлично».

Повышенный уровень ( программный) – решение нестандартной задачи – действие в новой , непривычной ситуации и ( или) использование новых знаний по только изучаемой теме – «отлично».

Максимальный уровень (Необязательный) – решение задачи по материалу, не изучавшемуся в классе – «превосходно».

  Уровни успешности применяются только при проверке контрольных работ, в которых каждое задание уже соотнесено авторами с тем или иным уровнем успешности. По желанию учителя – при оценивании любого задания на уроке, когда нужно совместно с учениками определять его уровень.

Таблица  перевода уровня успешности в предметную отметку.

Уровни успешности

5 – бальная шкала

Не достигнут необходимый уровень

Не решена типовая, много раз отработанная задача

«2» ( или 0) – ниже нормы, неудовлетворительно

Необходимый ( базовый) уровень

Решение типовой задачи, подобно тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные умения и уже усвоенные знания

«3» - норма, зачет, удовлетворительно.

Частично успешное решение с незначительной, не влияющей на результат  ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения.

«4» - хорошо.

Полностью успешное решение, без ошибок и полностью самостоятельно.

Повышенный ( программный) уровень

Решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить новые знания по изучаемой в данный момент теме, либо уже усвоенные знания и умения, но в новой, непривычной ситуации

«4+» - близко к отлично.

Частично успешное решение с незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения.

«5» - отлично.

Полностью успешное решение, без ошибок и полностью самостоятельно.

Максимальный( необязательный) уровень.

Решение задачи по материалу, не изучавшемуся в классе, где потребовались либо самостоятельно добытые новые знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения

«5+»

Частично успешное решение с незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения.

«5 и 5» - превосходно.

Полностью успешное решение, без ошибок и полностью самостоятельно.

Т.к. в первый год обучения в данном  классе использовалась  15 – бальная шкала в оценочной деятельности, в  2013/2014 учебном году, работая по 5-ти бальной шкале, учитель при оценивании  и выставлении отметок за выполненные письменные работы и устные ответы обучающихся опирается на критерии оценки 2012/2013 учебного года.

Критерии текущей оценки учебно-познавательной деятельности учащихся

Характеристика учебно-познавательной  деятельности обучающихся

Отметка 2014/2015 уч.год

Баллы 2012/2013 уч.год

1.Изложение учебного материала неполное, бессистемное. Преобладают  простейшие (обыденные) представления об изучаемых фактах, явлениях, объектах. Ответы обучающегося односложные, механически  воспроизводящие отдельные сведения. При ответах допускаются существенные ошибки, исправленные с помощью одноклассников или педагога. Неумение производить простейший анализ и синтез, делать обобщение и выводы, выделять  элементы изучаемого материала.

 «1»,«2-», «2»

1-3

2.Изложение  полученных знаний неполное, но это не препятствует усвоению  последующего программного материала. Обучающийся  допускает отдельные существенные ошибки которые исправляет самостоятельно или  с минимальной помощью. Испытывает затруднения при  выделении существенных признаков изученного, при выявлении  причинно-следственных связей и формулировке выводов. При применении знаний в практической деятельности проявляется недостаточная самостоятельность (нуждается в наводящих вопросах). Безошибочно выполняет только задания воспроизводящего характера. Познавательная деятельность  характеризуется пассивностью при выполнении новых или более сложных заданий.

«3-», «3», «3+»

4-6

3.Имеющиеся  у обучающихся  знания соответствуют минимальному объему содержания предметной подготовки. Изложение знаний в устной и письменной форме полное, системное   в соответствии с требованиями  учебной программы. Обучающийся  воспроизводит  материал по памяти,  приводит  примеры, выделяет причинно-следственные связи с посторонней помощью в какой-то момент ответа. Допускает несущественные ошибки при формулировке выводов.  Самостоятельно выполняет задания воспроизводящего характера, с помощью педагога- творческого характера.

«4-», «4», «4+»

7-9

4. Имеющиеся  у обучающихся  знания соответствуют минимальному объему содержания предметной подготовки. Изложение знаний в устной и письменной форме полное, системное   в соответствии с требованиями  учебной программы. Обучающийся  воспроизводит  материал по памяти,  приводит  примеры, выделяет причинно-следственные связи.. Самостоятельно выполняет задания воспроизводящего характера, с помощью педагога- творческого характера.

«5-», «5», «5+»

10-12

 4.Имеющиеся  знания превышают минимальный объем содержания предметной подготовки за счет самостоятельно усвоенных  дополнительных  сведений. Обучающийся  уверенно воспроизводит элементы знания в учебном материале,   свободно оперирует ими, дает характеристику их сущности, выделяет элементы межпредметных связей и отношений приводит собственные примеры и внепрограммный материал. Самостоятельно применяет знания при выполнении заданий , допущенные ошибки замечает и исправляет самостоятельно. Познавательная деятельность характеризуется устойчивостью и эффективностью.  

«5+!» или «5.Превосходно! »

13-15

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Характеристика качества выполнения домашней работы обучающегося

Отметка 2014/2015 уч.год

Баллы 2012/2013 уч.год

1.При выполнении отдельных заданий домашней работы не может восстановить ход своих рассуждений, допускает существенные ошибки. При многоуровневом характере работы выполняет без ошибок только воспроизводящие задания с опорой на образец (примеры, задачи, упражнения, задания из учебника, аналог заданий на уроке)

 «1»,«2-», «2»

1-3

2.При выполнении отдельных заданий домашней работы способен описать ход своих рассуждений, ошибки носят несущественный характер и могут быть исправлены самостоятельно.

 «3-», «3», «3+»

4-6

3.Обучающийся безошибочно воспроизводит все задания домашней работы. Встречающиеся ошибки являются описками. Однако существуют затруднения при воспроизведении заданий на комбинирование алгоритмов  и правил.

 «4-», «4», «4+»

7-9

4.Обучающийся безошибочно воспроизводит все задания домашней работы. Встречающиеся ошибки являются описками.

«5-», «5», «5+»

10-12

5. Опираясь на опыт, способен выполнять новые задания, которые требуют использования нескольких известных алгоритмов или для выполнения которых требуется привлечение дополнительных источников.

 «5+!» или «5» Превосходно!

13-15

 9)Предполагаемые  результаты

Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: совершенствование навыков речевого общения, развитие коммуникативной, учебно-познавательной и рефлексивной компетенции учащихся. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. В младшем школьном возрасте продолжается социально-личностное развитие ребенка.

Это определило необходимость выделить в капендарно-тематическом планировании не только содержание знаний, которые должны быть предъявлены ученику (обязательный минимум) и сформированы у него (требования), но и содержание практической деятельности, которое включает конкретные умения школьников по организации разнообразной деятельности, по творческому применению знаний..

Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос: что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и набор конкретных способов деятельности - ответ на вопрос: что ученик должен делать, чтобы применять (добывать, оценивать) приобретенные знания.

На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по информатике, и с учетом системы обучения класса реализуется программа базисного уровня. С учетом системы и модели обучения класса выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в схематической форме ниже.

Общие учебные умения, навыки предполагают повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса информатики.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование активных форм познания наблюдение, обсуждение разных мнений, предположений, учебный диалог, нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр.

При выполнении творческих работ формируется:

умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;

комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности;

искать оригинальные решения.

Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, составлять план, таблицы, схемы, графы. На уроках учащиеся могут:

участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение);

приводить примеры;

подбирать аргументы;

перефразировать мысль (объяснять «иными словами»);

формулировать выводы.

Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.

Акцентированное внимание к продуктивным формам учебной деятельности предполагает актуализацию информационной компетентности учащихся: формирование простейших навыков работы с источниками, энциклопедическими материалами. При развивающем обучении стимулируются активные формы познания:

наблюдение;

опыты;

обсуждение разных мнений, предположений;

учебный диалог и пр.

Большую значимость имеет информационно-коммуникативная Деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (схема, таблица и др.), отделения основной информации от второстепенной.

Учащиеся должны овладеть следующими учебными действиями:

обосновывать суждения;

давать определения;

приводить доказательства (в том числе от противного);

объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах;

следовать этическим нормам и правилам ведения диалога.

С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся оценивать свои мысли и действия «со стороны», соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять свое знание и незнание и др. Способность к рефлексии - важнейшее качество, определяющее социальную роль ребенка как ученика.

В результате изучения материала учащиеся должны уметь:

предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных;

выделять группы однородных предметов среди разнородных и давать названия этим группам;

разбивать предложенное множество фигур (рисунков) на два подмножества по значениям разных признаков;

находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков;

приводить примеры последовательности действий в быту, в сказках;

точно выполнять действия под диктовку учителя;

отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания.

         Личностными результатами изучения информатики являются воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.

         Метапредметными результатами изучения информатики и ИКТ является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

         Предметными результатами изучения информатики и ИКТ являются доступные по возрасту начальные сведения о компьютере, элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.

     

Содержание контрольных работ находится в методическом пособии: Горячев А.В., Волкова Т.О., Горина К.И.  Информатика. 3 класс. Методические рекомендации для учителя по курсу информатики и по курсу математики с элементами информатики. – Изд. 3-е, испр. – М.: Баласс, 2013.


                10)  Учебно-тематическое  планирование  с  определением  основных  видов  учебной  деятельности  обучающихся

Учебно-тематическое  планирование

урока

Раздел учебного  курса, кол-во  часов

Последовательность  уроков  в  теме

Учебные  единицы

Виды  контроля  за  уровнем  усвоения  учебной  единицы

Характеристика  деятельности  учащихся раздела

Примечание

1

Раздел I.

Алгоритмы.

 8  часов

Алгоритм

Этапы действий, алгоритм действия, команда алгоритма.

 Знать: алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели; формы записи алгоритмов: блок- схема, построчная запись; линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы; правила поведения в компьютерном классе; что такое компьютерные программы; рабочий стол. Понимать: построчную запись алгоритмов и с помощью блок-схем; Уметь: выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии; включать и выключать компьютер, открывать некоторые компьютерные программы.

2

Схема алгоритма

Алгоритм, вложенность алгоритмов, схема алгоритма

3

Ветвление в алгоритме

Алгоритм, ветвление алгоритма, схема алгоритма

4

Цикл в алгоритме

Ветвление в алгоритме, цикл в алгоритме.

5

Алгоритмы с ветвлениями и циклами

Ветвления и циклы в алгоритме

6

Подготовка к контрольной работе

Линейный алгоритм, последовательность команд в алгоритме, нелинейный алгоритм, ветвление и цикл алгоритма.

7

Контрольная работа по теме «Линейный и нелинейный алгоритм».

К.р.

8

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

9

Раздел II. Объекты

7  часов

Состав и действия объекта

Объект, предмет, существо, явление.

Знать: общие названия и отдельные объекты; разные объекты с общим названием; разные общие названия одного отдельного объекта; состав и действия объектов с одним общим названием; отличительные признаки; значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе; имена объектов; Уметь: описывать предмет (существо, явление), называя его составные части и действия; находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов); именовать группы однородных предметов и отдельные предметы из таких групп; записывать значения признаков в виде таблицы; описывать особенные свойства предметов из подгруппы

10

Группа объектов. Общее название.

Общие имена. Класс, группа объектов.

11

Общие свойства объектов группы. Особенные свойства объектов  подгруппы.

Объект, объекты группы и объекты подгруппы.

12

Единичное имя объекта. Отличные признаки объектов.

Объект, общие и единичные имена объектов предмет, существо, явление., .

13

Единичное имя объекта. Отличные признаки объектов.

14

Контрольная работа «Объекты»

К.р.

15

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

16

Раздел III.

Множества и графы .

10  часов

Множество. Число элементов множества. Подмножество.

Множество, элемент множества, подмножество.

Знать: понятия множество, подмножество; высказывания со элементами, не принадлежащими множеству. Пересечение множеств. Самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; – установление причинно- следственных связей; – построение логической цепи рассуждений; – анализировать условия учебной задачи; – умение оценивать работу в соответствии с критериями; – признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения; словами «все», «не все», «никакие»; отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность); истинность высказываний со словом «не»; истинность высказываний со словами «и», «или»; графы и их табличное описание; пути в графах; деревья; Уметь: определять принадлежность элементов заданной совокупности (множеству) и части совокупности (подмножеству); определять принадлежность элементов пересечению и объединению совокупностей (множеств); отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания; строить высказывания, с использованием связок «И», «ИЛИ», «НЕ»; определять истинность составных высказываний; выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;

17

Элементы, не принадлежащие множеству. Пересечение множеств.

Отрицание, карта множеств, множество, подмножество, пересечение. Слова «не», «и», «или» на карте множеств.

18

Пересечение и объединение множеств.

Объединение двух множеств, карта множеств, элементы множества, пересечение. Слова «не», «и», «или» на карте множеств.

19

Истинность высказывания. Отрицание. Истинность высказывания со словом «НЕ»

Истинность высказывания. Отрицание. Истинность высказывания со словом «НЕ»

20

Истинность высказывания со словами «И», «ИЛИ».

Высказывание, сложное высказывание, истинность высказывания со словами «И», «ИЛИ».

21

Граф. Вершины и ребра графа.

Граф, предметы, существа.

22

Граф с направленными ребрами

Граф, граф с направленными ребрами, словесное описание Высказывание, сложное высказывание, истинность высказывания со словами «И», «ИЛИ».. Отрицание. Истинность высказывания со словом «НЕ»

23

Граф с направленными ребрами

24

Контрольная

работа по теме «Множества и графы» Урок проверки знаний и умений

К.Р.

25

Разбор контрольной работы. Повторение.

26

Раздел IV.

Аналогичная закономерность

7  часов

Аналогия.

Аналогия, аналогичный. Действия, признаки, пары с аналогичным составом.

Знать: понятие аналогии; понятие закономерности; аналогичные закономерности; способы решения задач по аналогии; анализ игры с выигрышной стратегией. Уметь: находить пары предметов с аналогичным составом, действиями, признаками; находить закономерность и восстанавливать пропущенные элементы цепочки или таблицы; располагать предметы в цепочке или таблице, соблюдая закономерность, аналогичную заданной; находить закономерность в ходе игры, формулировать и применять выигрышную стратегию

27

Закономерность

Закономерность расположения объектов, элементы цепочки и таблицы, нарушенная закономерность, аналогичная закономерность. Аналогия, аналогичный . Действия, признаки, пары с аналогичным составом.

28

Аналогичная  закономерность

29

Аналогичная  закономерность

30

Контрольная работа  по теме «Аналогичная закономерность»»

К.Р.

31

Анализ контрольной работы. Повторение пройденного

материала.

32

Выигрышная стратегия

Выигрышная стратегия, секрет выигрыша

ИТОГО:  32

К.р. -  4

   


11)Учебно – методическое и материально-техническое обеспечение рабочей программы включает в себя:

  • Методические и учебные пособия для учителя и учащихся
  1. Горячев А.В., Волкова Т.О., Горина К.И.  Информатика. 3 класс. Методические рекомендации для учителя по курсу информатики и по курсу математики с элементами информатики. – Изд. 3-е, испр. – М.: Баласс, 2012-180 с..
  2. А.В.Горячев. Информатика в играх и задачах. учебник-тетрадь в 2 частях. 3 класс” А.В. Горячев, 2012.  -   М.: Баласс., 2013. – 86 с.
  3. Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа в 2-х книгах. Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. – Изд. 2-е, испр. – М. : Баласс, 2011. – 432 с.
  • Информационно-коммуникативные средства:
  • «Академия младшего школьника», 1-4 классы   ( СD)

  • «Начальная математика», интерактивные наглядные пособия для интерактивных досок по четырем тематическим разделам: Числа; Алгебра; Форма, пространство, измерения; Управление данными;  ( СD)

 

  • Наглядные пособия:

1.Изобразительные наглядные пособия ( рисунки, геометрические фигуры, схематические таблицы)

2.Раздаточный материал: раздаточный геометрический материал, карточки с заданиями.

3. Измерительные приборы:  сантиметровые линейки, циркуль.

  • Технические средства обучения:

1. Интерактивная доска, ноутбук, проектор

2.Колонки для компьютера

3.Компьютеры для обучающихся

  • Учебно-практическое оборудование:

1.Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, схем.

2. Шкафчик для хранения таблиц.

3.Орг.техника ( Принтер, сканер, ксерокс).

  • Специализированная мебель:

Компьютерный стол.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа сопровождения обучающихся 4-х классов

Рабочая программа по сопровождению обучающихся и подготовка к переходу в 5-ый класс...

Индивидуальная рабочая программа Предмет : Адаптивная физкультура Вид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7

Рабочая программаПредмет: адаптивная физкультурадля обучающегося с интеллектуальными нарушениями  (с ТМНР)...

Индивидуальная рабочая программа Предмет: Альтернативное чтение Вид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7

Индивидуальная рабочая программа  Предмет: Альтернативное чтениеВид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7...

Индивидуальная рабочая программа Предмет: Графика и письмо Вид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7

Предмет: Графика и письмоВид программы: АООП УО (ИН)  ТМНР вариант 2Класс: 7...

Индивидуальная рабочая программа Предмет: Музыка и движение Вид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7

Индивидуальная рабочая программа  Предмет: Музыка и движениеВид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7...

Индивидуальная рабочая программа Предмет: Ручной труд Вид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7

Индивидуальная рабочая программа  Предмет: Ручной трудВид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7...

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа для обучающейся 2 «б» класса с ЗПР вариант 7.2 2019/2020 учебный год

Программа является коррекционно-развивающей, направленная на преодоление проблем и компенсацию недостатков коммуникативной и эмоциональной сферы, развитию произвольной регуляции, коррекцию и развитие ...