Внеурочная деятельность "Компьютерная азбука" 4 класс
рабочая программа по информатике (4 класс) на тему

Андреяшина Яна Вячеславовна

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Компьютерная азбука" 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska_nach_shkola.doc42.5 КБ
Microsoft Office document icon planirovanie_4_klasss.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности  «Компьютерная азбука» составлена на основании  следующих нормативно-правовых документов:

1.Федерального Закона №273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в РФ»;

2.Приказа Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»;

3.Приказа Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

4. Письма Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;

5. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях";

6.Учебного плана ГБОУ  СОШ  «Центр образования» пос. Варламово на 2016-2017 учебный год.

Рабочая программа учебного курса «Информатика в играх и задачах» для 1-4 класса четырёхлетней начальной школы составлена на основе авторской программы А.В. Горячева «ИНФОРМАТИКА И ИКТ (ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ)» (для четырёхлетней начальной школы), М.:Баласс,2008г.

 Изучение программы проходит в 1-4 общеобразовательных классах в рамках внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление), в основе реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (с 01 сентября 2011года).

Реализация программы обеспечена УМК:

 Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика (Информатика в играх и задачах)1-4 класс. Учебник-тетрадь в 2- х частях.-М. : Баласс; Школьный дом. 2012год.

 Горячев А.В. Методическое пособие для учителя. 1-4 класс..-М. :Баласс; Школьный дом. 2012год.

 Горина К.И., Волкова Т.О. Поурочные разработки курса.1-4 класс.

Рабочая программа внеурочной деятельности предполагает следующие сроки изучения материала:

 1 класс-33 часа в год, 1 час в неделю;

 2 класс-34 часа в год, 1 час в неделю;

 3 класс-34 часа в год, 1 час в неделю;

 4 класс-34 часа в год, 1 час в неделю.

Данный курс предназначен для развития логического, алгоритмическое а и системного мышления, создания предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.

Цель программы - дать учащимся инвариантные фундаментальные знания в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.

Цели изучения основ информатики в начальной школе:

1 Формирование навыков решения задач с применением таких подходов к peшению, которые наиболее типичны и распространены в информатике:

  • применение формальной логики при решении задач: построение выводов применения к известным утверждениям логических операции («если- то», «и», «или», «не» и их комбинаций - «если ... и ..., то...»);
  •  алгоритмический подход к решению задач
  •  умение планирования последовательности действий для достижения какой- либо цели, решения широкого класса задач, для которых ответом являетсяне число или утверждение, а описание последовательности действий;
  •  системный подход - рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
  •  объектно-ориентированный подход: самое важное - объекты, а не действа умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу: состоит и что делает (можно с ним делать)».

2 Создание кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими.

3 Формирование навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач - «как решать задачу, которую раньше не решали» (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).

Задачи:

  1.  развить умение проведения анализа действительности для построения информационной модели и ее изображения с помощью какого-либо системно- информационного языка;
  2.  расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой;
  3. развитие у учащихся навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач.

В результате изучения выпускник научится:

 представлять на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунка, таблицы, числами;

работать с текстами и изображениями (информационными объектами) на экране компьютера;

 использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач, для этого: иметь начальные навыки использования компьютерной техники, уметь осуществлять простейшие операции с файлами (создание сохранение, поиск, запуск программы); запускать простейшие, широкоиспользуемые прикладные программы: текстовый и графический редактор, тренажеры и тесты.

 понимать термины «исполнитель», «состояние исполнителя», «система команд»; понимать различие между непосредственным и программным управлением исполнителем;

• строить модели различных устройств и объектов в виде исполнителей, описывать возможные состояния и системы команд этих исполнителей;

• понимать термин «алгоритм»; знать основные свойства алгоритмов (фиксированная система команд, пошаговое выполнение, детерминированность, возможность возникновения отказа при выполнении команды);

• составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями;

• использовать логические значения, операции и выражения с ними; • понимать (формально выполнять) алгоритмы, описанные с использова-нием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;

• создавать алгоритмы для решения несложных задач, используя конструкции ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательные алгоритмы и простые величины;

Выпускник получит возможность:

 познакомиться с использованием строк, деревьев, графов и с простей-шими операциями с этими структурами;

• создавать программы для решения несложных задач, возникающих в процессе учёбы и вне её.

Метапредметные результаты:

  1. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  2. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  3. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  4. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
  5. использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
  6. осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме;
  7. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  8. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  9. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
  10. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях информационных объектов, процессов и явлений действительности;
  11. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты:

  1. владение базовым понятийным аппаратом:

 цепочка (конечная последовательность);

 мешок (неупорядоченная совокупность);

 утверждения, логические значения утверждений;

 исполнитель, система команд и ограничений, конструкция повторения;

 дерево, понятия, связанные со структурой дерева;

 игра с полной информацией для двух игроков, понятия: правила игры, ход игры, позиция игры, выигрышная стратегия;

  1. владение практически значимыми информационными умениями и навыками, их применением к решению информатических и неинформатических задач:

 выделение, построение и достраивание по системе условий: цепочки, дерева, мешка;

 проведение полного перебора объектов;

 определение значения истинности утверждений для данного объекта; понимание описания объекта с помощью истинных и ложных утверждений, в том числе включающих понятия: все/каждый, есть/нет, всего, не;

 использование имён для указания нужных объектов;

 использование справочного материала для поиска нужной информации, в том числе словарей (учебных, толковых и др.) и энциклопедий;

 сортировка и упорядочивание объектов по некоторому признаку, в том числе расположение слов в словарном порядке;

 выполнение инструкций и алгоритмов для решения некоторой практической или учебной задачи;

 достраивание, построение и выполнение программ для исполнителя, в том числе включающих конструкцию повторения;

 использование дерева для перебора, в том числе всех вариантов партийигры, классификации, описания структуры.

 Личностные результаты:

  1. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  2. развитие мотивов учебной деятельности;
  3. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  4. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Основные принципы реализации программы - обеспечить вхождение учащихся в информационное общество, научить каждого учащегося пользоваться новыми массовыми ИКТ. Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность должно подкрепляться са- мостоятельной творческой работой, личностно значимой для обучаемого. Это достигается за счет информационно-предметного практикума, сущность которого состоит в наполнении задач по информатике актуальным предметным содержанием. Только в этом случае в полной мере раскрывается индивидуальность, интеллектуальный потенциал обучаемого, проявляются полученные на занятиях знания, умения и навыки, закрепляются навыки самостоятельной работы.

Содержание программы: 

Целевая аудитория: 2 - 4 класс. Занятия внеурочной деятельности проводится 1 раз в неделю по 1 часу, всего 34 часа

Реализация программы опирается на содержание следующих предметов:

- изобразительное искусство;

- математика.

Программа предусматривает проведение занятий, работу детей самостоятельно, индивидуальную работу.

Организации занятий:

  • групповые;
  • словесное обучение (беседа);
  • наглядные (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентация);
  • проект;
  • тренинг;
  • дискуссия;
  • конкурс;
  • исследование;
  • викторина;
  • обсуждение.

Формы контроля: Контроль осуществляется с помощью тестирования, презентации, устного контроля, компьютерное тестирование.



Предварительный просмотр:

Тематическое планирование

№ п/п

Название темы

Характеристика основных видов деятельности

Всего часов

из них

УУД

Форма контроля

аудиторных

внеаудиторные активные

1.

Алгоритмы

Составлять и записывать вложенные алгоритмы. Выполнять, составлять алгоритмы с ветвлениями и циклами и записывать их в виде схем и в построчной записи с отступами. Выполнять и составлять алгоритмы с параметрами

9

4

5

Личностные УУД

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т.д. 2. Уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов. 3. Освоение личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршрута. 4. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать. 2. Использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы. 3. Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценк у.  

Познавательные УУД

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. 2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски. 3. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет). 4. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. 5. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений. 6. Составлять сложный план текста. 7. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

Коммуникативные  УУД

1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. 2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. 3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное. 4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). 5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. 6. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

7. Понимать точку зрения другого 8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений.

Тестирование

2.

Способы описания объектов

Определять составные части предметов, а также состав этих составных частей, составлять схему состава (в том числе многоуровневую). Описывать местонахождение предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит (по аналогии с почтовым адресом). Записывать признаки и действия всего предмета или существа и его частей на схеме состава. Заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса (в каждой ячейке таблицы записывается значение одного из нескольких признаков у одного из нескольких предметов).

8

3

5

Тестирование

3.

Способы описания логических рассуждений

Изображать на схеме совокупности (множества) с разным взаимным расположением: вложенность, объединение, пересечение. Определять истинность высказываний со словами «НЕ», «И», «ИЛИ». Строить графы по словесному описанию отношений между предметами или существами. Строить и описывать пути в графах. Выделять часть рёбер графа по высказыванию со словами «НЕ», «И», «ИЛИ». Записывать выводы в виде правил «если …, то …»; по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если …, то …»; составлять схемы рассуждений из правил «если …, то …» и делать с их помощью выводы.

10

4

6

Тестирование

4.

Применение моделей для решения задач  

Придумывать и описывать предметы с необычным составом и возможностями. Находить действия с одинаковыми названиями у разных предметов. Придумывать и описывать объекты с необычными признаками. Описывать с помощью алгоритма действие, обратное заданному. Соотносить действия предметов и существ с изменением значений их признаков

7

3

4

Тестирование

Итого

34

14

20

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Всего часов

Дата

Форма организации занятий

По плану

По факту

Ветвление в построчной записи алгоритма

(«Команда «ЕСЛИ-ТО»

1

Беседа

Ветвление в построчной записи алгоритма

( «Команда «ЕСЛИ-ТО-ИНАЧЕ»)

1

Объяснение

Цикл в построчной записи алгоритма («Команда «Повторяй»)

1

Объяснение

Алгоритм с параметрами («Слова-актеры»)

1

Объяснение

Пошаговая запись результатов выполнения алгоритма («Выполняй и записывай»)

1

Объяснение

Подготовка к практической работе

1

Объяснение

Практическая работа №1

1

Индивидуальная работа на компьютере

Работа над ошибками

1

Обсуждение

Повторение

1

Объяснение

Описание общих свойств и отличительных признаков группы объектов

(«Что такое? Кто такой?»)

1

Объяснение

Схема состава объекта.

Адрес составной части

(«В доме — дверь, в двери - замок»)

1

Беседа

Массив объектов на схеме состава

 («Веток много, ствол один», «Чем помогут номера?»)

1

Презентация

Признаки и действия составных частей объекта

(«Сам с вершок, голова с горшок»)

1

Обсуждение

Подготовка к практической работе

1

Объяснение

Практическая работа №2

1

Индивидуальная работа на компьютере

Работа над ошибками

1

Обсуждение

Повторение

1

Обсуждение

Множество. Подмножество. Пересечение множеств («Расселяем множества»)

1

Обсуждение

Истинность высказываний со словами «не», «и», «или»

(«Слова «НЕ», «И», «ИЛИ»)

1

Объяснение

Описание отношений между объектами с помощью графов («Строим графы»)

1

Объяснение

Пути в графах

(«Путешествуем по графам»)

1

Презентация

Высказывания и подграфы («Разбираем граф на части»)

1

Объяснение

Правило «если-то»

1

Объяснение

Схема рассуждений («Делаем выводы»)

1

Объяснение

Подготовка к практической работе

1

Объяснение

Практическая работа №3

1

Индивидуальная работа на компьютере

Работа над ошибками

1

Обсуждение

Составные части объектов. Объекты с необычным составом («Чьи колеса?»)

1

Объяснение

Действия объектов. Объекты с необычным составом и действиями

 («Что стучит, и что щекочет?»)

1

Презентация

Признаки объектов. Объекты с необычными признаками и действиями

(«Чей дом вкуснее?»)

1

Презентация

Объекты, выполняющие обратные действия. Алгоритм обратного действия

(«Все наоборот»)

1

Презентация

Подготовка к практической работе

1

Объяснение

Практическая работа №4

1

Индивидуальная работа на компьютере

Работа над ошибками Повторение.

1

Обсуждение

ВСЕГО: 34 часа

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Рабочая программа по информатике составлена на основе программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная спст< 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М: Бал асе, 2014).
  2. Информатика в играх и задачах: Учебник-тетрадь для  2, 3и 4 кл./ А. В. Горячев, Т. О. Волкова, К. И. Горина и др.- М.: Баласс, 2012г.
  3. Информатика в играх и задачах для 2, 3 и 4 кл.: Методические рекомендации для учителя/А. В. Горячев, Т. О. Волкова, К. И. Горина и др.- М.: Баласс, 2012г..



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"

Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...

внеурочная деятельность 1 класс УМК Школа России ФГОС

Данная рабочая учебная программа по литературному чтению для 1 класса  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепци...

внеурочная деятельность 1 класс "Спортивно-оздоровительное направление"

Календарно-тематическое планирование по спротивно - оздоровительному направлению в 1 классе...

внеурочная деятельность 1 класс "Мой родной край "

Научно позновательное направление "Мой родной край"...

Комплексная программа внеурочной деятельности 1 класса на 2011 - 2012 учебный год.

Комплексная программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО для 1 класса для учащихся малокомплектной школы. Программа реализует социальное, духовно-нравственное, с...

"Скелет - наша опора" Внеурочная деятельность 1 класс

Разработка занятия " Скелет - наша опора" по программе внеурочной деятельности " Школа докторов природы" в 1 классе".Составлено  в соответствии с ФГОС.Цель занятия - побудить стремление детей быт...

Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс

Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...