"Скелет - наша опора" Внеурочная деятельность 1 класс
методическая разработка (окружающий мир, 1 класс) по теме

Коробова Марина Арсеньевна

Разработка занятия " Скелет - наша опора" по программе внеурочной деятельности " Школа докторов природы" в 1 классе".

Составлено  в соответствии с ФГОС.

Цель занятия - побудить стремление детей быть здоровыми душой и телом. творить своё здоровье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skelet_-_nasha_opora.rar972.55 КБ

Предварительный просмотр:

направления

Цель учебной деятельности

  1. Тема занятия

Скелет – наша опора

  1. Цель занятия

-побудить стремление детей быть здоровыми душой и телом, творить своё здоровье

  1. Планируемые результаты                                       1. Личностные

- овладение навыками бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;

-  активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи;

- формирование  мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

2. Метапредметные

-умение характеризовать действия, давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

- умение организовывать собственную деятельность;

- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

- оценивать  красоту телосложения и осанки, сравнивать  их с эталонными образцами;

3.Предметные

-  расширить представления о своём организме, культуре здоровья: скелете человека как опоре организма, о правильной осанке и умении сохранять её в покое и движении;

- применять знания, личностные ориентиры, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психологического здоровья;

- планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня

  1. Содержание темы

 Расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов:

значение ОДС;  система  скелета – часть опоры; функции скелета; основные отделы: голова, туловище, конечности; особенности строения; осанка

  1. Термины и понятия

Скелет, череп, верхние и нижние конечности., грудная клетка, позвоночник, таз, осанка, здоровый образ жизни

  1. Межпредметные  связи

Ориентация в мире энциклопедий  и кроссвордов (чтение), комплексе упражнений для осанки (физкультура), окружающем мире

  1. Формы работы и ресурсы

Поисковая и творческая деятельность; самостоятельное экспериментирование; индивидуальная, групповая и фронтальная формы работы;

частично – поисковый метод; оздоровительные минутки.

Оборудование для мультимедийной демонстрации( компьютер, медиапроектор), презентация, интернетресурсы( картинки, кроссворд), макет скелета, энциклопедии, буклет, конверты  для групповой работы,2 тряпичная и обычная куклы; клей, светофор «Цифры»,рис, портфеля,солнышко и тучка для этапа рефлексии..

Ход занятия

  1. Этапы изучения темы
  1. Мотивация

( самоопределение)

     Береги платье снову, а здоровье смолоду. слайд№1………………………………………………………………

Как вы понимаете эту пословицу?                                              (Чтобы платье служило долго нужно его бережно носить,  и здоровье , чтобы его хватило до старости нужно начинать беречь смолоду)    

Самокоррекция

Смотрим прямо

Дышим ровно, глубоко.

Смотрим влево, смотрим вправо

Спинка ровная у нас,

А осанка – высший класс!

Оздоровительная минутка

Растираем пальчики, гладим руки к плечам, живот, ножки хлопаем, спину гладим, вдох к солнышку, выдох – к земельке)

Мы опять с вами встретились на занятии в « Школе докторов природы». Доктора природы  нас лечат и ничего не требуют взамен. С какими докторами природы мы уже знакомы?

(Доктор Вода, доктор Свежий воздух, доктор Здоровая пища, доктор Упражнение, доктор  Любовь)

 С ними мы узнали как мы слышим, видим, дышим, перевариваем пищу, чувствуем разные вкусы. 

Цифровой диктант 1. Язык  2. Ухо 3. Кожа 4. Глаза 5. Лёгкие

   слайд№2

  1. Задания
  1. Какой орган защищает наше тело от различных повреждений.
  2. Орган человека , при помощи которого мы можем определить сладкую, кислую, солёную, горькую пищу.
  1. При помощи этого органа мы видим друг друга, любуемся красотой окружающего мира
  2. С помощью этого органа мы различаем звуки, шум и шорох.
  3. При помощи этого органа мы дышим

  1.  1    4     2      5(самопроверка по эталону)

Сегодня мы продолжим изучать свой организм. Хотите?

Тогда начнём поиск новых знаний. Какие шаги мы должны сделать? (Понять, что мы ещё не знаем и постараться  самим «открыть» новое )

  1. Мотивировать учащихся  к деятельности посредством  анализа пословицы, отражающей значимость ЗОЖ
  2. Определить содержательные рамки  занятия: как я устроен.
  3. Стимулировать деятельность и её  целенаправленность

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном  действии

Почему тряпичная кукла падает, а обычная – нет?                              ( предположения) 

Буклет -  решим ребус

    

1 2 3                       1 2 3 4

 слайд№3

Зашифрованное слово будет отгадкой к загадке

Я опору телу составляю

Ходить, бегать, прыгать помогаю

Получилось слово : СКЕЛЕТ 

Печатаем слово в буклете .

Какая тема нашего занятия? Как мы его назовём?

Какую цель перед собой поставим? Чему мы должны научиться?

(Узнать что такое скелет, почему и как его нужно беречь)

  1. Тренировать мыслительные операции (анализ, аналогия,синтез)
  2. Мотивировать учащихся к пробному учебному действию
  3. Организовать самостоятельное выполнение детьми пробного учебного действия

2.Учебно – познавательная деятельность.

 Буклет – определение скелета

Скеле́т (от др.-греч. σκελετοσ — «высушенный») — биологическая система, обеспечивающая опору в живых организмах.

Это костный каркас, который поддерживает наше тело. Скелет-наша опора.

 Я предлагаю вам познакомиться с опорой нашего организма - скелетом.

Исследовательская деятельность

 Пощупайте свою голову( что вы чувствуете?) Как называется скелет головы?

  Череп . Он защищает мозг от повреждения

Работа с МАКЕТом « СКЕЛЕТ»

(СЛАЙД 4)скелет

                                   

Череп  

                                       позвоночник  

                                         грудная клетка

                                       

                              таз

верхние  конечности

                               нижние конечности

Прогнитесь и проведите рукой по грудной клетке, что чувствуете?

(Твердые кости). Она защищает  сердце и лёгкие от повреждения

Согнитесь и друг у друга пощупайте спину, проведите сверху вниз по спине. Что почувствовали?

Это позвоночник.

Позвоночник слегка изогнут. Он поддерживает череп. Гибкий позвоночник  смягчает все толчки. Сколько бы человек ни бегал, ни прыгал, мозг не испытывает тряски.

Позвоночник  состоит из (33-34)небольших костных коробочек – позвонков, соединенных друг с другом мягкими хрящиками. В нём находится спинной мозг.

Таз. К нему крепятся нижние конечности. 

К грудной клетке крепятся верхние конечности.

Скелет защищает и поддерживает наше тело, без  него оно превратилось бы в бесформенную массу.

Теперь можете сказать, почему тряпичная кукла падает?( не имеет опоры)

Буклет. Творческая работа.

  Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

слайд№4

Соедините части скелета и подписи. Работайте в паре.

 Самопроверка по эталону

 Оздоровительная минутка «Деревце».

Стоя или сидя за столом, поставьте ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая. Сделайте спокойно вдох и выдох, плавно поднимите руки вверх, ладонями друг к другу, пальцы вместе. Потянитесь всем телом. Вытягиваясь вверх, представьте, что вы – крепкое, сильное деревце. Высокий, стройный ствол тянется к солнцу. Организм, как деревце, наливается силой, бодростью, здоровьем. Выполнять 15–20 секунд.

Опустите руки и расслабьтесь

Работа с энциклопедией по группам

( поисковая деятельность)

1.Где находятся самые  маленькие  косточки скелета?

(В ухе находятся самые маленькие косточки твоего организма. Они называются молоточек, наковальня и стремечко -  её длина лишь 3 мм.)

*(Энциклопедия Человек. Всё о строении человеческого телаМ.: «Астрель»,2001г)

  1. Сколько костей у человека?

(У младенца примерно 300 костей. В процессе роста многие из них срастаются друг с другом. У взрослого человека – 206 костей)

*(Вопросы и ответы.М.: «Махаон», 1999г.

          3. Какая кость скелета самая длинная?

(берцовая)  показать на макете*Большая книга « Почему»М.:РОСМЕН, 2008г.

1.Организовать коммуникативное взаимодействие, направленное на приобретение недостающих знаний.

2. Организовать фиксацию построенного способа действия в речи  и  знаково ( с помощью эталона)

3.Организовать уточнение общего характера нового знания.

4. Тренировать способность к самоконтролю и самооценке.

3.Практическая деятельность.

Включение в систему знаний и  повторение.

Работа в группе. Аппликация  «Собери скелет»

У детей на парте лежит конверт, в котором находятся изученные части скелета.

(Полученные работы помещаем  на доску)

У вас получились интересные модели скелета человека.

 А можно ли по ним сказать здоров человек или нет?

 Какие слова – характеристики здорового человека мы можем подобрать?   слайд№6

Крепкий

Толстый

Ловкий

Бледный

Стройный

сутулый
По происхождению,
осанка – слово русское, означает привычку держать свое тело в покое и движении.
Каждый человек с детства должен постоянно следить за правильной осанкой, то есть правильным положением тела при стоянии, ходьбе и сидении. Тогда скелет будет нормально развиваться, и фигура станет стройной и красивой.
При правильной осанке происходит нормальное движение, хорошо работает сердце, свободно движется кровь по телу.

У многих людей неправильная осанка. От чего зависит неправильная осанка?  

Исследовательская деятельность

Опыт с портфелем. Как правильно носить портфель(выясняем какой способ не портит осанку) 

Кости детей мягкие, эластичные. Если ученик за партой сидит, согнувшись, если одно плечо держит выше другого или упирается грудной клеткой в парту, то у него может произойти искривление позвоночника, сдавливание грудной клетки. Он может остаться на всю жизнь сутулым, кособоким.
Кроме того, при неправильной посадке ученику трудно дышать, сдавленная грудная клетка мешает дыханию и правильной работе сердца.
Если он низко наклоняется над книгой или тетрадью, то это приводит к ухудшению зрения.
Осанка вырабатывается в детстве. Чтобы выработать хорошую осанку, быть здоровым, нужно выполнять правила, многие из которых вы уже знаете.

Идет работа в группах, в ходе которой дети приходят к выводу, что осанка портится при неправильной посадке за столом, при неправильной переноске тяжестей (портфелей) и при нежелании заниматься физическим трудом.

Какие вы молодцы! Ну, а теперь, раз вы смогли выяснить, отчего зависит неправильная осанка, как вы думаете, какой следующий шаг мы можем с вами предпринять? Совершенно верно, мы должны придумать правила правильной посадки.

Дети  выявляют на основе всего выше сказанного и, опираясь на собственный опыт,

 слайд№7…………….

правила правильной посадки.

ПРАВИЛА ДЛЯ ПОДДЕРЖАНИЯ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ.

  1. Выполнять упражнения по укреплению мышц туловища.
  2. Правильно сидеть за столом, партой, на стуле, не горбиться.
  3. При переносе тяжестей нужно равномерно нагружать руки.
  4. Спать на жесткой постели с невысокой подушкой.
  5. Каждый день смотреть на себя в зеркало, которое подскажет, какая у вас осанка.

Оздоровительная минутка

– Доктор Красивая Осанка дает нам

советы.  

.Ходите по комнате, положив на голову тетрадь или небольшую книгу. В тот момент, когда ваша осанка окажется неправильной, тетрадь упадет.

а) Правую руку поднять и сцепить замком за спиной, прогнуться назад. Поменять руки.

 б) Руки сцепить замком перед собой и потянуться вперёд. Затем развести руки в стороны, расслабиться.

 в) Руки поднять вверх, согнуть в локтях и пальцами помассировать между лопатками.

 г) Выполнить наклоны вправо и влево, положив руки на пояс.

 д) Опереться спиной о спинку стула, руки сцепить снизу (за спинкой стула) и потянуть плечи назад.

 е) Наклоны головы вперёд – назад, вправо – влево.

 ж) Медленное вращение головой в правую и левую стороны

Чтобы кости были крепкими нужно кушать молочные продукты ( молоко, творог,кефир), рыбу, мясо.

  1. Тренировать способность к применению полученных знаний на практике.
  2. Организовать коммуникативное взаимодействие  с целью реализации построенного проекта.
  3. Тренировать способность к самоконтролю и самооценке.

  1. Результат деятельности

Кроссворд         БУКЛЕТ

1.Вода,воздух, солнце закаливают наш (организм)

2.Комплекс упражнений, который проводят в утреннее время( зарядка)

3. Футбол, хоккей – это (спорт)

4. Правильное сочетание труда и отдыха(режим)

5.Двигательная активность на свежем воздухе( прогулка)

6. Питательное вещество, которые содержатся в овощах и фруктах(витамин)

7. Частота сердцебиения( пульс)

8. Соблюдение чистоты тела, одежды, жилища(гигиена)

Ключевое слово : здоровье

Сам себе я помогу

И здоровье сберегу!

Интервью

  1. Какие части скелета ты знаешь?
  2. Может ли человек прожить без скелета?
  3. Что защищает скелет?
  4. Как сохранить правильную осанку?

  1. Выявить и зафиксировать границы применимости нового знания
  2. 2. Организовать тренировку ранее сформированных умений
  1. Рефлексивная деятельность

Вспомните, вначале занятия мы не могли понять почему тряпичная кукла падает.  Можем ли мы теперь дать этому объяснение?

Удалось ли каждому из вас открыть  «новое» знание самому?

Как работала наша группа? ( Дружно, вместе обсуждали, искали выход)

Оцените свои достижения: если вам сегодня было интересно, вы узнали «новое» - поднимите солнышко. Если было не интересно, ничего не получалось – тучку, или солнышко и тучку.

Дома будете в роли учёных – расскажите родителям новые знания и подберёте пословицы о здоровье в буклет

Похлопали друг дружке за работу.

1, Зафиксировать новое содержание.

2.Оценить собственную деятельность и деятельность группы

3. Соотнести  цель  и результат своей деятельности

Коробова Марина Арсеньевна , МБОУ СОШ №24 с. Агой , Туапсинский район, Краснодарский край


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению "Наши проекты" 4 класс

Программа разработана на основе программы курса "Исследовательская деятельность младших школьников". (Автор авторы –составители Е.В. Кривобок, О.Ю. Саранюк), пособия «Проектные задачи в начальной школ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности к курсу " Экология нашего края", 4 класс.

Курс для младших школьников, в содержании которого рассматривается многообразие проявлений форм жизни, взаимосвязей природного мира, основные методы и пути его познания, развиваются эстетическое воспр...

Наша внеурочная деятельность: Театральный кружок "Веселые Петрушки", Занимательная математика, "Веселая грамматика", "Белая ладья",

Внеурочная деятельность по театральному кружку "Веселые Петрушки" успешно функционирует уже 4 год, и является победителями республиканских фестивалей со сохранению снежного барса. Воспитанники кружков...

Программа внеурочной деятельности "Наше наследие". 4 класс

Программа    «Наше наследие» предназначена  для  организации  внеурочной  деятельности  младших  школьников (духовно - нравственное  напра...

Скелет человека. Тест. 4 класс.

Тест для учащихся 4 класса....

Урок окружающего мира на тему "Скелет человека". 3-й класс.

Урок окружающего мирана тему "Скелет человека".3-й класс....

Урок Окружающего мира на тему "Скелет человека" в 3 классе

Урок Окружающего мира на тему "Скелет человека" в 3 классе...