ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА « ИНФОРМАТИКА - СТРАНА ФАНТАЗИЙ »
рабочая программа по информатике (1 класс) по теме

Кузнецова Галина Александровна

1.1.Дополнительная общеразвивающая программа «Информатика – страна фантазий» реализуется в соответствии с технической направленностью образования.

Программа составлена на основе авторской программы Н.Н.Нечаева «Проектное моделирование как творческая деятельность», с учётом требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, возрастных и психологических особенностей младшего школьника.

1.2.Актуальность программы. Рабочая программа имеет целью удовлетворение интересов и запросов учащихся, связанных с изучением и применением информационных технологий, формирование у школьников мировоззрения открытого информационного общества и самостоятельного приобретения знаний с помощью средств информационных технологий, начальное формирование и развитие логического мышления и пространственного воображения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_informatike.doc132 КБ

Предварительный просмотр:

Цифровая мультипликация

                                                                                Кузнецова Г.А. учитель  начальных                           классов, МОУ Удельнинская гимназия Раменского района Московской области

                                                                     

   С 2011 года во все Российские школы пришли на  образовательные стандарты. А вместе  с ними  появилась внеурочная деятельность:   кружки, секции, клубы.

     Я хочу вам представить работу кружка «Учусь создавать проекты».    Почему гимназия заинтересовалась проектной деятельностью? Проектная деятельность формирует у обучающихся исследовательские способности, умения работать с информацией, при этом выделять в ней главное, существенное, делать выводы. Проектная деятельность способствует развитию творческих способностей и активности, формированию проектного мировоззрения и мышления, разностороннему развитию личности. Уже с первого класса мы вовлекаем детей  в активную творческую деятельность. Обучающиеся стоят перед выбором, какую тему проекта выбрать?

  А что самое любимое у детей? Ну, конечно же, мультфильмы!

    Мультипликация всегда востребована у наших ребят.  Их интересуют вопросы возникновения мультфильмов, виды мультфильмов, возможности создания мультфильмов в домашних условиях.

   Для создания цифровой мультипликации мы используем программу ПервоЛого 3.0. Данная интегрированная творческая среда на базе языка Лого предназначена для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Использование данной компьютерной среды позволяет развивать у детей логическое и алгоритмическое мышление, кроме того применение Перволого позволяет развивать творческие способности детей.

Детям очень интересно работать с программой ПервоЛого, т.к. на занятиях они создают собственные  анимационные картинки, красочные открытки. Текстовый, графический и музыкальный редакторы позволяют проявить свою индивидуальность, создавая собственные проекты, в том числе мультимедийные презентации на любую тему.

 ПервоЛого 3.0 – среда для развития познавательных способностей детей, т.к. является средой программирования. Ее объекты, могут перемещаться, поворачиваться, рисовать, менять форму, размеры, цвет. Эти объекты  - черепашки. Конечно для того, чтобы черепашки «ожили», нужно написать программу, в ПервоЛого это доступно даже ребенку, который еще не может писать. Но самое главное, дети начинают понимать, что компьютер - это инструмент, с помощью которого можно многое сделать и многому научиться!

 Проекты по мультипликации, созданные обучающимися гимназии:

 Видеофильмы: «Как создаются мультфильмы»(1 класс); «Буква Я», творческий проект   (1 класс).

          2. Мультфильмы: «Машенька» (1класс), «Колобок»  (1класс),«Котёнок Гав» (1класс),  «Море»  (2класс), «Пустыня» (3класс), «Маша и Медведь» (4класс), «8 марта»  (4класс), «Новый год» (4класс) и другие.

       Для проведения данных занятий  реализуется  дополнительная программа  «Информатика – страна фантазий» внеурочной деятельности «Учимся создавать проекты», модуль   «Цифровая мультипликация». 

Образовательная программа «Информатика – страна фантазий»

 Пояснительная записка

Содержание образовательной программы «Информатика – страна фантазий» направлена на освоение знаний, умений и навыков работы на компьютере на базовом уровне. Обучение информатике направлено на развитие мелкой моторики пальцев рук с помощью основных средств ввода информации (мышь, клавиатура); развитие логического мышления и воображения с помощью творческой среды ПервоЛого.

        Методика преподавания заключается в обучении ребёнка общим принципам и подходам работы на компьютере. Основным методом обучения признаётся непосредственная работа на компьютере с использованием программных продуктов.

        По программе обучающиеся работают с незнакомым им ранее программным обеспечением, изучают новый интерфейс программы, инструменты, команды. Данный вид работы способствует корректировке и расширению кругозора детей, формированию их компьютерной грамотности и компетентности как пользователей. Программа предусматривает развитие информационной компетенции обучающихся. Дети осваивают инструменты, учатся их рационально применять и развивают мышление, логику, внимание.

        В данной программе используются: калькулятор, в качестве редактора используется стандартная программа Word, в качестве графического редактора используется среда ПервоЛого со встроенным в неё растровым графическим редактором. Компьютер используется как инструмент для реализации собственных идей и замыслов.

        Для реализации данной программы используется учебно – методический комплект ПервоЛого, включающий: сборник проектов (Е. И. Яковлева, ЛогоМозайка), справочное пособие ПервоЛого 3.0.; раздаточные материалы.

        В основу обучения положены практические групповые занятия, проводимые в кабинете, оснащённом современными персональными компьютерами.

   Цель программы: приобщение детей к доступной и полезной  деятельно-сти, приобретение ими опыта при работе с компьютером.

        Задачи программы.

     - Раскрыть потенциальные познавательные возможности  детей, привить им социально – значимые умения.

   - Сформировать практические навыки работы на компьютере.

- Овладеть умением использовать потенциал собственного воображения и логического мышления.

    Программа рассчитана на детей 7 – 10 лет, на 2 года обучения. Режим занятий – 2 раза в неделю по 1 часу, всего 72 часа в год.

 Комплексное методическое обеспечение.

Технические средства:

     Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.

     Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.

    Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.

     Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.

    Устройства вывода звуковой информации – колонки.

    Устройства для ручного ввода информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь.

    Устройства создания графической информации (графический планшет) – используются для создания и редактирования графических объектов, ввода рукописного текста и преобразования его в текстовый формат.

     Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира.

     Управляемые компьютером устройства – дают возможность учащимся освоить простейшие принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т. д.), одновременно с другими базовыми понятиями информатики.

Не технические средства обучения:

Готовые файлы с заданиями, раздаточный материал (папки с практическими работами, карточки).

Аудиовизуальные средства (презентации, фильмы).

Программное обеспечение:

 Для начального курса – графический редактор встроенный в среду ПервоЛого, среда программирования ПервоЛого 3.0.

Для базового курса – текстовый процессор Word, графический редактор, среда программирования ПервоЛого 3.0.

 Учебно-методическая литература:

Сопрунов С.Ф., Ушакова А.С., Яковлева Е.И. ПервоЛого 3.0: Справочное пособие – М.: Институт новых технологий. - 144 с.

Яковлева Е.И. ЛогоМозайка. Сборник проектов – М.: Институт новых технологий.-75с.

 Ожидаемые результаты

1 год обучения.

       Предметно – информационная составляющая образованности

        Дети должны знать:

- технологию работы с клавиатурой и мышью;

- технологию создания и редактирования рисунка;

- правила гигиены и безопасности при работе с ЭВМ;

- назначение программы Калькулятор;

- основные правила набора текста;

       Дети должны уметь:

 - в правильном порядке начинать и завершать работу с компьютером;

     работать мышью;

       - запускать программу и завершать работу с ней;

       - изменять размеры и расположение окна;

        - заполнять расчёты при помощи программы Калькулятор;

 - выполнять несложные рисунки, изменять их форму, цвет с помощью простейшего графического редактора;

 - набирать небольшой текст, исправлять ошибки, изменять форму или при необходимости содержание;

 - уметь создавать объекты с помощью готовых форм;

 - уметь строить модели в графическом редакторе.

Ожидаемые результаты

2 год обучения.

         Дети должны понимать:

 - значения информации для человеческой деятельности;

 -  назначения компьютера как средства обработки различного вида информации;

 - назначение основных устройств компьютера.

         Дети должны уметь:

 - выполнять несложные рисунки (графические изображения), изменять их форму, цвет с помощью простейшего графического редактора;

  - создавать объекты с помощью готовых форм;

  - строить модели в графическом редакторе;

Ценностно-ориентационная составляющая:

  - осознание ценности информации для понимания и дальнейшего познания окружающего мира;

        - умение выделять в информации главное;

  - осознавать необходимость выполнения мер безопасности и соблюдения санитарно-гигиенических норм при работе на ПК;

- умение выбирать из представленных программных средств такие, которые необходимы для познавательной или игровой деятельности.

 Задачи 1 года обучения:

         - Научить работать с клавиатурой и мышью.

         - Научить создавать и редактировать рисунки.

 - Научить набирать небольшой текст, исправлять ошибки, изменять форму или содержание.

        - Научить создавать объекты с помощью готовых форм.

        - Научить строить модели в графическом редакторе.

 Примерный учебно – тематический план

1 год обучения

N п/п

Название темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие.

0,5

0,5

1

Раздел I. Обучение работе на компьютере

Тема 1. Информация и информационные процессы

2.

Рабочий стол и приемы работы с мышью с помощью программы ПервоЛого

0,5

4,5

5

3.

Знакомство с клавиатурой. Первые навыки работы на клавиатуре

0,5

0,5

1

4.

Выполнение заданий из клавиатурного тренажера

-

15

15

5.

Работа в текстовом редакторе. Набор текста, специальных символов и знаков

0,5

7,5

8

Тема 2. Вычисления с помощью приложения «Калькулятор»

6.

Выполнение простейших математических операций с помощью калькулятора

0,5

1,5

2

Раздел II. Компьютерная графика как средство развития творческого потенциала

Тема 1. Освоение графической среды ПервоЛого

7.

Знакомство с панелью инструментов среды ПервоЛого

0,5

0,5

1

8.

Создание компьютерного рисунка с помощью карандаша и кисти

0,5

1,5

2

9.

Создание компьютер-ного рисунка с помощью графических примитивов

0,5

1,5

2

10.

Создание компьютерного рисунка с помощью графического планшета

0,5

1,5

2

Раздел III. Развитие логического мышления

Тема 1. Развитие логического мышления с помощью среды ПервоЛого и компьютерных игр

11.

Выполнение заданий в среде ПервоЛого на логическое мышление

0,5

14,5

15

12.

Логические игры на выбор ребенка: Zuma, Пасьянс, Игра на развитие памяти, Пятнашки и др.

0,5

3,5

4

Раздел IV. Обработка информации

Тема 1. Обработка текстовой информации

13.

Набор и редактирование сложного текста

0,5

4,5

5

Раздел V. Развитие познавательных способностей и творческого мышления

Тема 1. Создание эскизов проектов в ПервоЛого

14.

Создание эскиза проекта на заданную тему

0,5

7,5

8

Тема 2. Подведение итогов

15.

Контрольная работа

-

1

1

Итого:

6,5

65,5

72

 Содержание программы

1 год обучения

Вводное занятие.   Правила поведения в компьютерном классе. Первые навыки                    работы за компьютером. Техника безопасности.

 Раздел I. Обучение работе на компьютере

Тема 1. Информация и информационные процессы

Правила работы за компьютером. Сопоставление роли и назначения компьютерного и реального рабочего стола. Назначение объектов компьютерного Рабочего стола. Освоение приемов работы с мышью.

Клавиатурный тренажер. Назначение текстового редактора. Структура графического интерфейса текстового редактора. Назначение и Команды основного меню текстового редактора. Технология ввода текста. Редактирование текста: вставка, удаление и замена символов.

Тема 2. Вычисления на компьютере с помощью Калькулятора

Технология вычислений с помощью программы Калькулятор.

Раздел II. Компьютерная графика как средство развития творческого потенциала

Тема 1. Освоение графической среды ПервоЛого

Что такое компьютерная графика. Основные возможности по созданию графических объектов. Интерфейс графического редактора и его основные объекты. Панель Палитра. Панель Инструменты. Настройка инструментов рисования. Создание рисунков с помощью инструментов. Создание рисунка с помощью графического планшета. Использование инструмента ластик с целью редактирования рисунка.

Раздел III. Развитие логического мышления

Тема 1. Развитие логического мышления с помощью среды ПервоЛого и компьютерных игр

Интерфейс программы и его основные объекты: Рабочее поле, Поле команд, Инструментальное меню, Черепашка.

Понятие команды в среде. Команды управления Черепашкой; оживление рисунка: простейший алгоритм движения объекта, создание мультипликационного эффекта; создание новых форм и оживление их; создание мультипликационного сюжета.

Компьютерная игра, интерфейс программы, самостоятельное включение и выключение игры.

Раздел IV. Обработка информации

Тема 1. Обработка текстовой информации

Текстовое окно, размер и цвет шрифта, проверка правописания, изменение размера и перемещение текста.

Раздел V. Развитие познавательных способностей и творческого мышления

Тема 1. Создание эскиза проекта на заданную тему

Мозаика, фрагменты, ее составляющие. Эскиз проекта.

    Тема 2. Подведение итогов

     В контрольную работу входят все темы пройденные в учебном году.

Средства контроля

Устный контролирующий материал

Определения и назначения основных технических средств работы: мышь, клавиатура, монитор, графический планшет, принтер.

Практический контролирующий материал

Практическая работа №1 «Приемы работы с мышью в программе ПервоЛого».

Практическая работа №2 «Определение скорости набора символов за минуту с помощью клавиатурного тренажера».

Практическая работа №3 «Выполнение упражнений из клавиатурного тренажера».

Практическая работа №4 «Знакомство со специальными символами, набор текста».

Практическая работа №5 «Выполнение простейших математических операций с помощью калькулятора».

Практическая работа №6 «Знакомство с панелью инструментов среды ПервоЛого».

Практическая работа №7 «Создание компьютерного рисунка с помощью карандаша и кисти на свободную тему».

Практическая работа №8 «Создание компьютерного рисунка на свободную тему с помощью графических примитивов».

Практическая работа №9 «Выполнение упражнения на координацию рук и глаз с помощью графического планшета».

Практическая работа №10 «Рисуем шахматную доску с помощью графического планшета».

Практическая работа №11 «Выполнение заданий в среде ПервоЛого на логическое мышление».

Практическая работа №12 «Компьютерные игры на развитие логики».

Практическая работа №13 «Набор и редактирование сложного текста».

Практическая работа №14 «Подводный мир».

Практическая работа №15 «Орнаменты».

Практическая работа №16 «Зоопарк».

Практическая работа №17 «Шотландский плед».

Практическая работа №18 «Подводный мир 2».

Практическая работа №19 «Орнаменты 2».

Практическая работа №20 «Зоопарк 2».

Практическая работа №21 «Шотландский плед 2».

Задачи 2 года обучения:

- Научить выполнять несложные рисунки, изменять их форму, цвет.

- Научить пользоваться компьютером как средством обработки различного вида информации.

- Научить выбирать из представленных программных средств такие, которые необходимы для познавательной и игровой деятельности.

 Учебно – методический план

2 год обучения

N п/п

Название темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие

0,5

0,5

1

Раздел I. Обучение работе на компьютере

Тема 1. Информация и информационные процессы

2.

Выполнение заданий из клавиатурного тренажёра

-

10

10

3.

Работа в текстовом редакторе. Набор текста, специальных символов и знаков.

0,5

6,5

7

Раздел II. Развитие логического мышления

Тема 1. Развитие логического мышления с помощью среды ПервоЛого и компьютерных игр

4.

Выполнение заданий на логическое мышление в среде ПервоЛого.

-

8

8

5.

Логические игры на выбор ребёнка: Zuma, Пасьянс, Головоломка, Пятнашки и т.д.

0,5

4,5

5

Раздел III. Развитие познавательных способностей и творческого мышления

Тема 1. Среда программирования ПервоЛого

6.

Создание эскиза проекта на заданную тему с помощью графического планшета

0,5

3,5

4

7.

Создание эскиза проекта на заданную тему с помощью инструментов для рисования.

0,5

3,5

4

8.

Среда программирования ПервоЛого

0,5

9,5

10

9.

Создание детьми совместного проекта

0,5

4,5

5

Раздел IV. Технология работы с текстовой и числовой информацией

Тема 1. Обработка текстовой информации

10.

Устройства и программы необходимые для обработки информации

1

-

1

11.

Набор и редактирование сложного текста

-

6

6

Тема 2. Работа с числовой информацией

12.

Выполнение простейших математических операций с помощью калькулятора

0,5

1,5

2

Тема 3. Создание проектов в ПервоЛого

13.

Создание проекта на заданную тему

0,5

7,5

8

Тема 4. Подведение итогов

14.

Контрольная работа

-

1

1

Итого:

4,5

31,5

72

 Содержание программы

2 год обучения

1. Вводное занятие. Вводный инструктаж.  Правила поведения в компьютерном классе. Правила включения и выключения компьютера

Раздел I. Обучение работе на компьютере.

Тема 1. Информация и информационные процессы

Правила работы за компьютером. Сопоставление роли и назначения компьютерного и реального рабочего стола. Назначение объектов компьютерного Рабочего стола. Освоение приемов работы с мышью.

Клавиатурный тренажер. Назначение текстового редактора. Структура графического интерфейса текстового редактора. Назначение и Команды основного меню текстового редактора. Технология ввода текста. Редактирование текста: вставка, удаление и замена символов.

Раздел 2. Развитие логического мышления.

Тема 1. Развитие логического с помощью среды ПервоЛого и компьютерных игр.

Интерфейс программы и его основные объекты: Рабочее поле, Поле команд, Инструментальное меню, Черепашка.

Понятие команды в среде. Команды управления движением  Черепашки. Входные параметры команды. Рисование фигур с помощью Черепашки. Освоение технологии работы с Полем форм. Заполнение Рабочего поля оттисками форм.

Создание декораций микромира, Поле форм и графический редактор.

Компьютерная игра, интерфейс программы, самостоятельное включение и выключение игры.

Раздел 3. Развитие познавательных способностей и творческого мышления

Тема 1.Среда программирования ПервоЛого.

Мозаика, фрагменты её составляющие. Эскиз проекта.

Знакомство со средой ПервоЛого. Черепашка, костюмы Черепашки. Добавление, удаление Черепашки. Курс Черепашки. Команды Черепашки. оформление программы. Датчики. Кнопки. Личная карточка. Набор инструментов.

Раздел 4. Технология работы с текстовой и числовой информацией.

Тема 1. Обработка текстовой информации.

Текстовой редактор и его назначение. Интерфейс редактора. Возможности использования меню для редактирования текста. Шрифт, размер шрифта, абзац, отступ.

Тема 2. Работа с числовой информацией.

Вид калькулятора. Включение и выключение. Исторические примеры различных приспособлений для выполнения арифметических операций. Технология вычислений с помощью программы Калькулятор.

Тема 3. Создание проектов в ПервоЛого.

Орнамент, фрагменты, его составляющие. Эскиз проекта. Работа над проектом: цели, задачи, инструменты, защита проекта.

Тема 4. Подведение итогов.

В контрольную работу входят все темы пройденные в учебном году.

 Средства контроля

Устный контролирующий материал

Определения и назначения основных средств работы: мышь, клавиатура, монитор, графический планшет, принтер.

Практический контролирующий материал

В курсе изучения информатики второго года обучения проводятся две проверочные работы:

Проверочная работа №1 «Команды».

Проверочная работа №2 «Программа ПервоЛого».

Творческая работа «Открытка» - совместная работа детей.

При освоении информационных технологий большое внимание уделяется проведению практических работ. В соответствии с данной программой на каждом занятии запланирована практическая часть.

Перечень практических работ:

Практическая работа №1 «Включение и выключение компьютера».

Практическая работа №2 «Выполнение заданий в среде ПервоЛого на логическое мышление».

Практическая работа №3 «Компьютерные игры на развитие логики».

Практическая работа №4 «Орнаменты».

Практическая работа №5 «Зоопарк».

Практическая работа №6 «Шотландский плед».

Практическая работа №7 «Орнаменты 2».

Практическая работа №8 «Зоопарк 2».

Практическая работа №9 «Шотландский плед 2».

Практическая работа №10 «Формы черепашки».

Практическая работа №11 «Команды управления черепашкой».

Практическая работа №12 «Микромир наполняется обитателями».

Практическая работа №13 «Перемещаем черепашку».

Практическая работа №14 «Учим черепашку».

Практическая работа №15 «Запускаем несколько черепашек одновременно».

Практическая работа №16 «Кнопки».

Практическая работа №17 «Тексты».

Практическая работа №18 «Устройства и программы необходимые для обработки информации».

Практическая работа №19 «Набор и редактирование сложного текста».

Практическая работа №20 «Работа с калькулятором».

Проверочная работа №1 (Команды)

1 вариант

1. Что означает команда «нов_форма»?

2. Найдите ошибки:

жди10

вперед 20

вправо 90

нов_форма

3. Определите параметр команды нов_курс для движения черепашки по указанной траектории:

Проверочная работа №1 (Команды)

2 вариант

1. Что означает команда «нов_форма»?

2. Найдите ошибки:

вперед50

назад 20

влево 90

нов_форма

3. Определите параметр команды нов_курс для движения черепашки по указанной траектории:

Проверочная работа №2 (Программа ПервоЛого)

вариант 1

  1. 1.В каких случаях перед командой «Повернись <>» добавляют команду «курс на север»?
  2. 2.Какие команды из перечисленных в ПервоЛого существуют, а какие – нет: иди <>, поворот <>, стой,  «перо опусти», назад <>.
  3. 3.Напиши последовательность команд для создания анимации летящей и машущей крыльями бабочки (используй две формы: одна есть в Формах, а другая – в Графическом редакторе).
  4. 4.Задай команды для движения черепашки по указанной траектории:

Проверочная работа №2 (Программа ПервоЛого)

вариант 2

1.Чем отличаются команды «повернись 90» и «курс на север повернись 90»?

2.Какие команды из перечисленных в ПервоЛого существуют, а какие – нет: жди <>, замри, стой,  «перо подними», позади всех.

3.Напиши последовательность команд для создания анимации летящей и машущей крыльями птички (используй две формы: одна есть в Формах, а другая – в Графическом редакторе).

4.Задай команды для движения черепашки по указанной траектории:

 Литература

1.Сопрунов С.Ф., Ушакова А.С., Яковлева Е.И. ПервоЛого 3.0: Справочное пособие – М.: Институт новых технологий. - 144 с.

2.Яковлева Е.И. ЛогоМозайка. Сборник проектов – М.: Институт новых    технологий.-75с.

3.Программа по информатике профессора Н. В. Макаровой. СПб.: Питер, 2008.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по рукопашному бою.

Актуальность предлагаемой образовательной программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы физкультурно-спортивной направленности в области единоборств, развития физических...

Дополнительная общеразвивающая (образовательная) программа художественной направленности «Пластичный мир»

Программа дополнительного образовавния по работе с лепными массами, основной из которых является пластилин (пластилинография)...

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа по математике "Занимательная математика"

Данная программа имеет углубленное изучение некоторых тем по математике в 4 классе...

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа внеурочной деятельности «Край мой - Ульяновск» для обучающихся первого года обучения с умеренной умственной отсталостью

Основным двигателем общественных сил всегда был патриотизм - любовь к Родине, Отечеству, своему народу, к лучшим национальным традициям. В настоящее время отмечается возросший интерес к изучению истор...

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа "Проектная мастерская"

        Актуальность предлагаемой программы состоит в том, что она позволяет раскрыть таланты учащихся, развить их физические и духовные возможности, научить молод...

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа экологической направленности "Юный эколог"

Возраст обучающихся 6-8 лет . Программа направлена на воспитание экологически грамотной личности. «Охраняйте природу! Она не имеет ни кулака,...