Методы реализации регионального компонента в обучении младших школьников английскому языку
статья (иностранный язык) по теме

Потапова Надежда Владимировна

Данная статья предназначена для учителей английского языка, работающих в начальной школе. В статье раскрываются разнообразные методы реализации регионального компонента обучения английскому языку младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Методы реализации регионального компонента в обучении младших школьников английскому языку

В законе «Об образовании»  (статья 7) закреплены два компонента стандарта – федеральный и региональный. Федеральный компонент стандарта обеспечивает единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, а региональный компонент предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями, культурой региона.

Время, отводимое на освоение федерального компонента, составляет 80%. Региональный компонент составляет 10%, школьный и ученический компоненты составляют 10 %.

Образование в рамках регионального компонента осуществляется через:

  1. развитие интеллектуальных умений (понимать, анализировать, синтезировать, применять, обобщать, оценивать, рефлексировать (осуществлять самонаблюдение, самоанализ, самооценку);
  2. формирование знаний об истории, культуре, реалиях и традициях своего народа и носителей языка;
  3. осознание вклада края в мировую культуру.

Обращение к материалам краеведческого характера при изучении иностранного языка в значительной степени расширяет воспитательный потенциал учебного предмета, помогает эффективному усвоению его, способствует развитию у школьников интереса к родному краю, его природе, истории, культуре.

Опора на сведения краеведческого характера содействует реализации такого основополагающего методического принципа, как ситуативность в овладении иностранным языком. Краеведческий материал приближает иноязычную коммуникацию к личному опыту учащихся, позволяет им оперировать в учебной беседе теми фактами и сведениями, с которыми они сталкиваются в своей повседневной жизни.

Изучение краеведческого материала на уроке иностранного языка стимулирует обращение к сведениям географического, исторического характера, использование на уроке географической карты родного края способствует познавательной деятельности учащихся, сознательному и прочному усвоению иноязычного материала. Все это служит хорошей основой для реализации на уроке межпредметных связей. Содержание регионального компонента может быть введено в действующую федеральную программу различными способами:

-при изучении отдельных тем курса учитель может спланировать специальные уроки или фрагменты, посвященные изучению родного края.

-региональный компонент может быть выделен в отдельную группу уроков, основанную на комплексном изучении особенностей родного края. Учебный материал по основным темам усложняется от класса к классу.

Что касается методов реализации регионального компонента в процессе обучения английскому языку, то их можно классифицировать следующим образом.

  1. Использование коммуникативной методики преподавания английского языка предполагает, что:
  1. учащиеся испытывают умственное напряжение, вовлечены в процесс учения,
  2. им предлагается использовать свой личный опыт, высказывать свои мнения, ощущения, чувства,
  3. в процессе учения школьники принимают участие в реалистичных или реальных действиях,
  4. учащиеся вовлекаются в коллективную работу со сверстниками,
  5. берут ответственность за планирование, реализацию планов и результаты учения, а также выработку учебных навыков,
  6. учитель в зависимости от цели или этапа обучения выполняет различные роли: организатор, помощник, обладатель информации, оцениватель, аналитик, равноправный член ученической группы, корректор, консультант и т.п.).

2. Организация детского исследования с целью познания себя, своего окружения, быта, культуры, истории, значимости, проблем народа, живущего в Сибири.

3. Организация детского проектирования с целью создания продуктов, значимых для самого ученика, его семьи, его друзей, его школы, его малой родины, других людей, посещающих его родину (в том числе говорящих на английском языке).

4. Организация переписки (в том числе по электронной почте), общения в чате, Интернет - проектов со сверстниками, приема англоговорящих гостей в классе/школе, межклассных и межшкольных обменов с целью создания условий для реализации умения общаться на английском языке в реальной жизни.

5. Организация краткосрочных факультативов, дополнительных образовательных модулей, дистантных модулей, самостоятельной работы учащихся в библиотеках, музеях, ресурсных центрах, Интернете, индивидуальной работы учащихся, индивидуального и группового консультирования для создания и освоения содержания регионального компонента.

6. Планирование освоения регионального компонента в конце учебного года, позволяющее ученику  сделать индивидуальный выбор содержания в рамках широкой темы, освоенной в течение учебного года.

Использование краеведческого материала при обучении английскому языку связано с некоторыми трудностями. Главная из них — дефицит времени: недостаточное количество часов, отводимых на изучение иностранного языка в младших классах средней школы, ограниченный объем языкового материала, усваиваемого школьниками (в первую очередь, лексики). При большом объеме и многообразии краеведческого материала нельзя воспользоваться им на уроке из-за ограниченных языковых возможностей школьников. У них появляется неверие в свои силы, они начинают сомневаться в том, что могут адекватно выразить на английском языке те богатые сведения фактического характера, которыми располагают. Где же выход из создавшегося противоречия между несомненной полезностью включения краеведческого материала в процесс обучения английскому языку на уроке и не менее реальными трудностями такого использования?

Один из возможных вариантов - это создание приложений регионального краеведческого характера к учебникам иностранного языка (НРК), хотя в учебниках имеются отдельные упражнения, направленные на стимулирование диалогических и монологических высказываний о родном крае. Однако эти упражнения носят отвлеченный характер. Наиболее благоприятная возможность «увязки» учебника и НРК - привлечение краеведческого материала к страноведческой тематике.

В современных учебно-методических комплектах по английскому языку содержится достаточно материалов страноведческого характера, в частности, сведений из истории, культуры, географии стран изучаемого языка. Наша страна, тем более отдельные ее регионы, представлены недостаточно, да это и невозможно. Задача учителя состоит в том, чтобы научить школьника говорить на английском языке о том, что его окружает, что ему дорого с детства, чем он горд и готов поделиться со своим потенциальным партнером по межкультурной коммуникации. Именно регионоведческий материал о культуре, природе и географии родных мест, об истории малой родины существенно дополнит содержательную сторону речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мой проект.«Мобильный компьютерный класс как средство реализации деятельностного подхода в обучении младших школьников математике в рамках ФГОС второго поколения »

«Мобильный компьютерный класс как средствореализации деятельностного подхода в обучении младшихшкольников математике в рамках ФГОС второго поколения »...

Игра как ведущий метод обучения младших школьников иностранному языку

Игра как ведущий метод обучения младших школьников иностранному языку...

«Игровые методы по обучению младших школьников английскому языку»

Использование сказок при обучении ознакомительному чтению.Новыми составляющими современного востребованного обществом качества образования можно назвать владение информационными технологиями, умение з...

Конспект урока с использованием элементов регионального компонента в 4 классе по английскому языку "Проект: Дом казака"

Обобщение и систематизация знаний лексического материала по теме «Дом» и закрепление знаний по теме «Донской казачий дом» с творческим заданием в рамках освоения регионального ...

Особенности обучения младших школьников английскому языку на начальном этапе.

Специфика преподования иностранного языка  в начальных классах...

Статья "Обучение младших школьников английскому языку в общении"

       Общаться- это не значит задавать вопрос, ответ на который уже известен, а напротив, спрашивать, потому что не хватает сведений ,или желая подтвердить  то или ино...