Педагогический проект
методическая разработка по иностранному языку по теме

 

Описание педагогического проекта

Роль знаково-символической деятельности в достижении планируемых предметных результатов при изучении английского языка в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt.docx54.76 КБ
Файл prezentaciya_k_zashchite_proekta.pptx1.87 МБ

Предварительный просмотр:

Описание педагогического проекта

Роль знаково-символической деятельности в достижении планируемых предметных результатов при изучении английского языка в начальной школе.

Новосардов Армен Анатольевич,

учитель английского языка МОУ

 «СОШ с.Тёпловка Новобурасского

района Саратовской области»

Актуальность педагогического проекта

В последние годы в связи со стремлением человечества к «обществу без границ», приобщению к культурному наследию и духовным ценностям народов мира, знание иностранного языка как инструмента межкультурной коммуникации, стало престижно и востребовано. Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «уметь учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Общеизвестно, что эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Чем более разнообразны чувственные восприятия учебного материала, тем более прочно он усваивается.

Введение наглядных моделей в процесс обучения позволяет более целенаправленно развивать речь детей, обогащать их активный словарь, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказ.

Роль знаково-символической системы в нашей современной жизни вообще и в процессе учебы в школе возрастает. От этого никуда не уйти. И ребенок должен быть подготовлен к пониманию основ семиотики, должен уметь оперировать моделированием и другими видами знаково-символической деятельности.

Новизна проекта 

Прежде средства знаково-символической наглядности и деятельности, рассматривались как второстепенные к традиционным средствам обучения языку. Данный проект  рассматривает проблему влияния системного применения знаково-символической деятельности  на достижение планируемых предметных  результатов.

Объект проекта  - знаково-символическая деятельность детей младшего школьного возраста при изучении английского языка.

Предмет проекта - методика использования знаково-символической наглядности и деятельности как средства обучения в целях достижения планируемых результатов обучения.

Цель педагогического проекта -  исследование эффективности знаково-символической деятельности при достижении планируемых результатов  основной образовательной программы по английскому языку.

Гипотеза проекта: Система знаково-символической наглядности и деятельности, применяемая в образовательном процессе, повысит эффективность обучения учащихся английскому языку, если будет организована совместная работа учителя и учащихся с знаково-символической наглядностью на уроках по моделированию и структурированию учебного материала с выделением в нем главного, существенного, его анализом, синтезом, сравнением, обобщением и абстрагированием.

Задачи         проекта: В соответствии с целью и намеченной гипотезой, определены следующие задачи исследования:

- теоретически обосновать сущность, содержание и способы применения знаково-символической наглядности и деятельности в обучении с целью организации мыслительных процессов по переработки учащимися учебной информации;

- выявить принципы создания учебных знаково-символических систем, которые могут быть применимы в обучении для переработки учащимися учебного материала с целью повышения качества его усвоения;

- диагностировать результативность применения знаково-символической наглядности и деятельности;

- на основании результатов апробации применения в обучении знаково-символической наглядности и деятельности  выявить условия эффективности их использования как средства обучения английскому языку;

- обобщить опыт работы по использованию знаково-символической наглядности и деятельности в обучении английскому языку в начальной школе.

Методы исследования:

- монографический: изучение и анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, учебных программ и учебников по английскому языку;

- праксиологический: изучение и анализ педагогического опыта учителей, использующих в своей работе знаково-символическую наглядность и деятельность;

- диагностический: тестирование учащихся по уровням усвоения знаний, письменное контактное и заочное анкетирование учащихся;

- статистический: анализ результатов педагогического проекта

Сроки реализации: 2009-2013 гг.

Участники проекта: обучающиеся 2 (3,4) класса, учитель Новосардов А. А., педагог-психолог Подифорова О. В., заместитель директора по УВР Сосновцева И. В., родители.

Этапы проекта и мероприятия по его реализации

Этапы проекта

Мероприятия

Сроки

Диагностический инструментарий

1

организационный

 Изучение научной  и методической литературы и опыта педагогов по проблеме

Май 2010

Изучение ФГОС НОО

Май-июнь 2010

Сопоставление действующей программы с примерной программой по английскому языку по ФГОС НОО

Июнь 2010

Разработка рабочей программы для 2 класса

Август 2010

Формирование банка диагностического инструментария

Август 2010

2

практический

Подбор дидактического материала для 2 класса

2010-2011

Мониторинг обученности обучающихся 2 класса

2010-2011

Диагностика во 2 классе

2010-2011

«Нахождение схем к задачам»

(по Рябинкиной)

Контрольная группа

2010

Экспериментальная группа

2011

Разработка рабочей программы для 3 класса

Август 2011

Подбор дидактического материала для 3 класса

2011-2012

Мониторинг обученности обучающихся  3 класса

2011-2012

Диагностика в 3 классе:

«Совместная сортировка» (Бурменская, 2007)

контрольная

2011

экспериментальная

2012

Участие в конкурсе «Учитель года 2012»

2012 г

Формирование банка знаково-символических средств

2010-2013

Разработка рабочей программы для 4 класса

Август 2012

Подбор дидактического материала для 4 класса

2012-2013

Мониторинг обученности обучающихся 4 класса

2012-2013

Диагностика обучающихся 4 класса

Шкала выраженности учебно-познавательного интереса

(по Г.Ю. Ксензовой)

Контрольная группа

2012

Экспериментальная группа

2013

Контрольная группа

2012

Проба на внимание

(П.Я. Гальперин и С.Л. Кабыльницкая)

Экспериментальная группа

2013

Выступления на ШМО с промежуточными итогами по проекту.

По плану ШМО

Корректировочные действия

2010-2013

3

обобщающий

Анализ результативности проекта.

Июнь 2013

Обобщение опыта на ШМО учителей гуманитарного цикла

2013-2014 уч.г

Размещение материалов на сайте школы

Практическая значимость проекта

Конкретными результатами проекта являются в области

- личных результатов: сформированная способность обучающихся к саморазвитию и сформированность мотивации к обучению на основе применения системы знако-символического моделирования грамматики английского языка  и за счет снятия трудности восприятия и воспроизведения на английском языке;

предметных результатов: усвоение учащимися программы в короткие сроки овладение устной речью в необходимом объеме,  повышение грамотности устной и письменной речи, за счет сформированных понятий о грамматической структуре английского языка на уровне автоматизма (рефлексия способов действия), смысловое чтение (способность анализировать и читать с полным пониманием текста),  умение оперировать реалиями английского  языка;

метапредметных результатов: формирование универсальных учебных действий (регулятивные как способность контроля и самоконтроля, коммуникативные как способность к произвольному высказыванию на английском языке),  знаково-символические действия (способность моделирования и преобразования объекта с целью выявления общих и частных законов), способность смыслового чтения (первичный навык работы с содержанием текста, анализом, интерпретации текста).

        

  1. Теоретическая сторона проблемы

Абстрактный характер теоретических построений в современных науках и появление специальных синтетических языков являются свидетельством развития человеческого познания от непосредственного контакта с окружающей действительностью к опосредованному ее освоению, которое совершается с помощью заместителей реальных предметов и явлений окружающей действительности.

        В педагогике, как отмечают П.И.Пидкасистый и В.В.Воронов  появился термин «визуальное образование», означающий, что в обучении схематические изображения, символические образы, модели, знаки играют все большую роль, оттесняя на второй план привычные традиционные наглядные средства обучения. Работа с компактными визуальными заместителями — символами, знаками, перевод информации из одной знаковой системы в другую, кодирование, декодирование и перекодирование информации должен уметь делать каждый человек информационного общества.

Большинство исследователей этого философского и психолого-педагогического вопроса (М.В.Гамезо, В.Ф.Ломов, В.Ф.Рубахин, Н.Г.Салмина) считают, что способность к оперированию знаково-символическими средствами начинает складываться у ребенка задолго до школьного возраста.

Знаково-символическое моделирование в обучении, как отмечают ряд авторов (Л.М.Фридман, В.А.Штофф и др.), выступает в роли специального учебного средства, обеспечивающего логическое упорядочивание учебного материала, лучшее его восприятие, запоминание и воспроизведение учащимися. Знаково-символическое моделирование ведет к структурированию учебного материала, заключающегося в связывании его отдельных частей в единое целое. По мнению большинства исследователей этого вопроса (К.П.Россова, А.М.Сохор и др.), структурирование учебного материала позволяет сгруппировать и выстроить его так, чтобы стало возможным введение в него аппарата учебно-познавательной деятельности учащихся.

Передовой педагогический опыт ряда учителей (С.Н.Лысенковой, В.Ф.Шаталова, Б.В.Фурмана, Т.А.Кутаковой и др.) говорит о широком применении в обучении различных видов знаково-символической наглядности, моделирования и структурирования учебного материала. Положительно себя зарекомендовали разработанные учителями-практиками опорные схемы, опорные сигналы и конспекты, структурно-логические и операторные схемы.

Проблема введения в урок знаково-символических средств достаточно сложна и с точки зрения методических приемов их использования, и с точки зрения формы выражения предъявляемого учебного материала.

 Даже в большой науке, которая занимается вопросами, связанными с условными обозначениями однозначного решения еще не найдено до сих пор.

Наука об условных обозначениях называется семиотикой. Это наука о знаках. Семиотика может соотноситься с любой наукой.        Проблемой знака занимается и психология. В отечественной психологии первым ученым, который обратил внимание на проблему роли знака в психогенезе и развитии семиотической функции был Л.С.Выготский. Л.С.Выготский считал, что овладение  новыми средствами (т.е. знаками, символами) переводит детей на более высокий уровень интеллектуального развития.

          Значение знаково-символического развития детей, начиная с первых классов, педагогика признает безапелляционно. Наибольший эффект может  быть, естественно, достигнут при условии, когда знаково-символическая система используется в школе в единой системе при изучении всех предметов. Практика, к сожалению, свидетельствует о другом. Знаково-символические средства вводятся учителем эмпирически, на чисто интуитивном уровне как обозначения отдельных объектов и понятий.

Знаково-символические или условно-знаковые средства – это один из видов самой большой группы визуальных средств обучения. Их  рассматривают в педагогике также как один их элементов медиаобразовательных технологий.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Ряд составляющих знаково-символической деятельности:

 I) различение двух планов: обозначаемое и обозначающей, а) в обозначаемом - предмета и значения, б) в обозначающем - формы и содержания;

2) определение типа связей между этими планами;

3) умение анализировать знаково-символические средства, осуществлять кодирование и декодирование;

4) оперирование и преобразование знаково-символических средств.

Выбор той или иной деятельности диктуется рядом причин. Эти могут быть возрастные особенности, задачи деятельности. Открытие нового предполагает реальности - кодирование и декодирование; анализ реальности с использованием этим – схематизацию.

Этапы развития знаково-символической деятельности

 1 этап - замещение, оно развивается  ещё на протяжении дошкольного детства, качественно изменяясь. Одно и тоже содержание ребенок научается выражать на разных языках - символьном, графическом и т.д.

 2 этап - моделирование. В его основе лежит замещение - возможность переноса значения с одного объекта на другой, возможность репрезентировать одно через другое.

3 этап - умственное экспериментирование. Именно здесь максимально полно реализуется функция знаков как усилителей человеческих способностей в реальном мире. Здесь лежат широкие возможности развития креативности, творчества как усиление субъектом самого себя (Н. Роджерс).

Замещение - знаково-символическая деятельность, целью которой является функциональное воспроизведение реальности, использующая любые способы работы. Под замещением, как правило, имеется в виду замены каких-либо объектов или предметов разнозначными предметами.

Кодирование (декодирование) - вид деятельности со знаково-символическими средствами, который заключается в переводе реальности на знаково-символический язык и в последующем декодировании информации. В кодировании могут использоваться любые заместители.

Схематизация - знаково-символическая деятельность, целью которой является ориентировка в реальности (структурирование, выявление связей), осуществляющая одновременно в двух планах с постоянным поэлементным соотнесением символического и реального плана. В схематизации в качестве заместителей выступают схемы. Ребёнок "видит" сквозь схемы действительные свойства, осуществляет анализ реальности посредством схемы. Схемы выступают средством ориентировки в действительности.

Моделирование - знаково-символическая деятельность, заключающаяся в получении объективно новой информации за счёт оперирования знаково-символическими средствами, в которых представлены структурные, функциональные элементы. Моделирование своим объектом имеет модели.

Критерии сформированности универсальных знаково–символических действий (ФГОС НОО)

– рефлексия как способность к осознанию планов и их соотношения, алфавитов, синтаксиса и пр.;

– обратимость – способность переходить от плана означаемого к плану означающего и обратно, от использования одного языка к другому;

– инвариантность как сохранение при всех преобразованиях некоторого инварианта содержания при изменениях его формы (например, в случае кодирования одного содержания разными знаково–символическими средствами;

– интенция – сознательное, произвольное, намеренное использование или построение тех или иных знаково–символических средств;

– отделенность – неотделенность знаково–символических средств от объекта.

II. Знаково-символическая деятельность  на уроках английского языка  в младших классах (из опыта работы)

2.1. Игра как знаково-символическая деятельность

… в игре человек испытывает такое же наслаждение

от    свободного   обнаружения   своих    способностей,

какое художник  испытывает  во  время  творчества.

Ф. Шиллер.

Начальный этап изучения семиотических аспектов игры связан с именем Л.С. Выготского.

Учить иностранный язык тяжело. Многие дети, начинающие изучать в школе иностранный язык, считают, что это весело и забавно. Но спустя некоторое время они начинают понимать, что это совсем нелегко, и вскоре иностранный язык становится одним из нелюбимых предметов. Одной из причин, которая приводит к такому результату – трудности в изучении грамматики.
        Традиционные способы объяснения и тренировки к желаемому результату не приводят. Обучение более эффективно, если ученики активно вовлечены         в         процесс.
        Есть разные способы стимулировать детей к активности, но самыми эффективными являются игра, творчество и любопытство.. Бельгийский бизнесмен, наблюдавший за детьми, которые изучали грамматику в процессе игры, сказал:
“It isn`t silly at all”, тем самым выражая удивление, что игра может быть забавной и серьезной в одно и то же время.
Мною используются  игры в начале урока или в конце для стимуляции, уменьшения напряжения после контрольной, для смены деятельности на уроке.
В своей практике я применяю:

1.    лексические игры;

2.    грамматические игры;

3.    фонетические игры;

4.    орфографические игры;

5.    творческие игры.

(Приложение 1)

Мною сделаны выводы:

-игры способствуют интенсивной языковой практике;

-одним из преимуществ игр является то, что все ученики работают одновременно;

-участие в играх развивает способность сотрудничать, соревноваться, не проявляя агрессии, уметь проигрывать, брать на себя ответственность.
       Особое значение приобретают игры, известные детям из их жизненного опыта         на         родном         языке.
1. Если ребята играли в такую игру раньше, то они чувствуют себя уверенными         в том, что должно произойти и что они должны делать.
2. Учитель уверен, что и контекст и ситуация игры понятны учениками.
3. Английские слова и фразы воспринимаются и употребляются ребятами легче.
4. Даже робкие и медлительные ученики не будут бояться, так как они знают, что ожидать, и могут выбрать себе роль полегче.

5. Использование командных и групповых игр помогает уменьшить давление соревнования         на         одного         человека.
         Применение различных игр помогает увлечь ребят иностранным языком, создает условия для достижения успеха в изучении языка. И учащиеся, которые захотят играть, обязательно захотят улучшить свои знания по иностранному языку. 

2.2. Опоры, используемые при обучении монологическому высказыванию

Опора - это модель программы высказывания, в которой заложена возможность вариативного использования средств ее выражения. Назначение опор - непосредственно или опосредованно помочь порождению речевого высказывания за счет вызова ассоциаций с жизненным и речевым опытом учащихся.

Поскольку необходимые ассоциации можно вызвать, во-первых, посредством слов, а во-вторых, посредством изображения реальной действительности, правомерно, прежде всего, различать словесные и изобразительные опоры. Такое деление открывает возможность параллельного использования и тех и других опор в одном упражнении, так как они  дополняют друг друга.

Классификацию опор :

Содержательные

словесные (вербальные)

изобразительные

· Текст (зрительно)

· Текст (аудитивно)

· Микротекст (зрительно)

· Микротекст (аудитивно)

· План

· Логикосинтаксическая схема

· Кинофильм

· Диафильм

· Картина

· Серия рисунков

· Фотография

Смысловые

· Слова как смысловые вехи

· Лозунг

· Афоризм, поговорка

· Подпись

· Диаграмма, схема, таблица

· Цифры, даты

· Символика

· Плакат

· Карикатура

Опоры всегда информативны. В одних случаях информация развернута (содержательные опоры), в других - сжата (смысловые опоры), но в любом случае она лишь толчок к размышлению. В связи с этим у учащихся возникают определенные ассоциации, которые могут быть направлены в нужное русло установками речевых упражнений. Каждая из указанных опор специфична по характеру и обладает собственной потенцией, используемой для управления процессом обучения монологическому высказыванию.

 (Приложение 2)

2.3. Функционально-смысловые таблицы

Функционально-смысловые таблицы, являясь средством наглядности, используются на уроках иностранного языка для организации коммуникативного овладения новыми лексическими единицами, для формирования социокультурной компетенции обучающихся  для совершенствования умений и навыков диалогической речи .

(Приложение3)

2.4. Детская песня на английском языке

Несложная, мелодичная детская песня на английском — прекрасный помощник для начинающих изучать иностранный язык. Детская песня на английском языке облегчает запо минание множества слов и речевых оборотов, помогает освоить грамматику английского языка. Игровой элемент большинства английских песенок позволяет превратить занятие в настоящее удовольствие. Детские песни на английском языке развивают словарный запас, музыкальный слух, по могают запомнить грамматические конструкции, необходимые для развития речи. 
Детские песни на английском языке:

  1. облегчают запоминание множества слов и речевых оборотов
  2. развивают словарный запас и музыкальный слух 
  3. помогают запомнить грамматические конструкции, необходимые для развития речи.

(Приложение 4)

2.5. Мультимедийное сопровождение уроков английского языка

Специальным образом подобранные и организованные наглядные средства обучения на различного рода носителях: видеоматериалы (фильмы, телевизионные программы, видеоклипы), а также статичные тематические изображения – дидактические картины – (слайды, транспаранты, картинки, рисунки, плакаты, таблицы, схемы) – давно и успешно используются в учебном процессе как неотъемлемая его часть, представляя собой наиболее доступную для восприятия форму предъявления учебного материала. Изобразительная наглядность на уроке является тем окружением, без которого невозможно эффективное формирование и развитие разного рода компетенций учащихся – как общеучебных, так и конкретно-предметных.

Возможности создания средств изобразительной наглядности предоставляются мультимедийными технологиями. Многофункциональность компьютера при работе с источниками информации разного типа (или его мультимедийные свойства) позволяет создавать и воспроизводить программные продукты, основной характерной чертой которых является интерактивная наглядность. При этом учащийся совершает целенаправленные интеллектуальные усилия, познавая логические связи, характер взаимодействия между предметами и явлениями, т. е. усваивает не отдельные статичные образы, а смысловые схемы, что сродни приобретению опыта самостоятельного исследования.

Кроме того, мобилизуются все основные каналы восприятия новой информации – визуальный, слуховой и моторный, начинающие работать параллельно и согласованно.

Используемые  информационные ресурсы сети Интернет позволяют мне более эффективно решать целый ряд дидактических задач на уроке:

  1. совершенствовать умение аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет;
  2. пополнять словарный запас, как активной, так и пассивной лексикой современного языка;
  3. формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности.

 А учащимся  позволяют лучше понять жизнь на нашей планете, участвовать в совместных  учебных проектах, развивать любознательность и мастерство.

Изучение английского языка с помощью компьютерных программ   вызывает интерес у учащихся.Учащихся привлекает этот вид работы. На уроке дети активны. Каждый ученик, даже слабый, проявляет свои умения и способности.

2.6. Схематизация   как   вид   знаково-символической   деятельности 

В схематизации  знаково-символические  средства выполняют ориентировочную роль, заключающуюся в структурировании реальности, обнаружении связей между явлениями. В схематизации в качестве заместителя реальных объектов выступают схемы.

Схемы структурируют реальность определенным образом, выделяя элементы и их взаимосвязи в ней. В структуре схематизации как деятельности можно выделить такие составляющие ее операции, как предварительный анализ, построение схемы (или восприятие готовой схемы) и работа с реальностью при помощи схемы.

В результате проведенного обучения познавательная деятельность детей качественно изменяется:

          -      это проявляется в смене общей познавательной позиции: от внешней, поверхностной стороны вещей ребенок на основе схематизации проникает в структуру вещей. Каждое отдельное свойство получает свою определенность, а между существенными элементами ситуации в схематическом  виде  устанавливаются внутренние отношения;

 -    перестраиваются процессы восприятия, памяти, мышления, воображения, они становятся произвольными (управляемыми);

  -    схематизация раздвигает границы познания, у ребенка расширяются возможности разнообразных способов проявления своей активности;

-   меняется сам подход к познавательным задачам, появляется тип предварительной ориентировки в задании;

-     переход к схематичному выражению своих знаний помогает ребенку выделять характерные черты предметов и строить на этой основе их полноценные группировки, а затем сознательно применять эти приемы для запоминания;

 -  схематическое обобщенное запоминание разных  видов  наглядного и вербального материала приводит к росту показателей словесно-логических компонентов познавательных процессов, что является предпосылкой дальнейшего усвоения средств познавательной деятельности  в ходе школьного обучения.

(Приложение 5)

Результаты диагностики

Задание «Совместная сортировка» (Бурменская, 2007)

Оцениваемые УУД: коммуникативные действия по согласованию усилий  в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация)

Возраст: ступень начальной школы (9 - 10,5 лет) -3 класс

Группа

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Экспериментальная группа

7,7%

30,8%

61,5%

Контрольная группа

17,6%

52,9%

29,4%

Методика «Нахождение схем к задачам» (по Рябинкиной

Оцениваемые УУД: моделирование, познавательные логические и знаково-символические действия, регулятивное действие оценивания и планирования; сформированность учебно-познавательных мотивов (действие смыслообразования).

Возраст: ступень начального образования (7-9 лет) -2 класс

Группа

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Экспериментальная группа

6,7%

40%

53,3%

Контрольная группа

16,7%

55,6%

16,7%

 Мониторинг обученности

3 класс

У

КЗ

У

КЗ

контроль

100

40

100

46,7

эксперимент

100

81,8

100

81,8

2 класс

год

У

КЗ

У

КЗ

У

КЗ

У

КЗ

У

КЗ

контроль

100

64,7

100

52,9

88

47

100

47

100

52,9

эксперимент

100

86,7

100

86,7

100

86,7

100

60

100

86,6

Вывод.

По наблюдениям, по мониторинго-диагностическим исследованиям можно сделать первые выводы о  продуктивности проекта.

Система знаково-символической наглядности и деятельности, применяемая на уроках английского языка в начальной школе, обеспечивает эффективность в достижении планируемых предметных результатов.

Подтверждена необходимость учета   индивидуальных и возрастных особенностей учащихся при использования  знаково-символической деятельности.

Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
  2. Примерная программа по  иностранному языку. Начальная школа. В 2ч. Ч.2.- М.: Просвещение, 2010 – (Стандарты второго поколения)
  3. Абакумова И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном
    процессе. (Психолого-дидактический подход). - Ростов н/Д., 2003.
  4. Асмолов А.Г. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе», Москва, Просвещение, 2010
  5. Алхазишвили А.А. Основы овладения устной иностранной речью. М.: Просвещение, 2001-с.334.
  6. Биболетова М. 3., Трубанева Н. Н. Программа курса английского языка к УМК "Английский с удовольствием" / "Enjoy English" для 2-9 кл. общеобраз. учрежд.— Обнинск: Титул, 2007
  7. Бухбиндер В.А. Устная речь как процесс и как предмет обучения / В.А. Бухбиндер // Очерки методики обучения устной речи на иностранных языках.-2000.- №4.- с.19.
  8. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: Учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
  9. Кабакчи В.В. «Английский язык межкультурного общения – новый аспект в преподавании английского языка», Иностранные языки в школе, 2000, №6, с.84.
  10. Леонтьев А. А. «Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии», Москва – Воронеж, 2004, с.309.
  11. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии. - М., 1999
  12. Фридман, А. М. Наглядность и моделирование в обучении – М.: Знание, 1984.

Интернет-источники

  1. http://festival.1september.ru/articles/518294/,
  2. http://festival.1september.ru/articles/517234/.
  3. http://window.edu.ru/window/library/pdf2txt?p_id=27110&p_page=3
  4. http://miapp.ru/sno/poleznoe/school_psychologist/1687-.html
  5. http://nsportal.ru/detskii-sad/razvitie-rechi/library/ispolzovanie-znakovo-simvolicheskoi-deyatelnosti-modelirovaniya-v
  6. http://www.childpsy.ru/dissertations/id/19614.php

А. А. Новосардов МОУ «СОШ с. Тёпловка»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль знаково-символической деятельности в достижении планируемых предметных результатов при изучении английского языка в начальной школе учитель английского языка МОУ «СОШ с.Тёпловка» Новосардов А.А. Педагогический проект Районный конкурс «Учитель года 2012»

Слайд 2

Новизна проекта - изучение влияния системного применения знаково-символической деятельности на достижение планируемых предметных результатов

Слайд 3

Объект проекта - знаково-символическая деятельность детей младшего школьного возраста при изучении английского языка . Предмет проекта - методика использования знаково-символической наглядности и деятельности как средства обучения в целях достижения планируемых результатов обучения.

Слайд 4

Цель педагогического проекта - исследование эффективности знаково-символической деятельности при достижении планируемых результатов основной образовательной программы по английскому языку.

Слайд 5

Гипотеза проекта:

Слайд 6

Задачи проекта: теоретическое обоснование сущности, содержания и способов применения знаково-символической наглядности и деятельности; выявление принципов создания учебных знаково-символических систем; диагностика результативности применения знаково-символической наглядности и деятельности; выявление условий эффективности использования знаково-символической наглядности и деятельности ; обобщение опыта работы по использованию знаково-символической наглядности и деятельности в обучении английскому языку в начальной школе.

Слайд 7

Методы исследования : монографический : философия, психология, педагогика и методика праксиологический : изучение и анализ педагогического опыта учителей диагностический : тестирование учащихся статистический : анализ результатов педагогического проекта

Слайд 8

Этапы проекта и мероприятия по его реализации:

Слайд 9

саморазвитие мотивация умение оперировать реалиями языка УУД

Слайд 10

П.И.Пидкасистый В.В.Воронов «визуальное образование»

Слайд 13

Проблема введения в урок знаково-символических средств Л.С.Выготский

Слайд 14

Ряд составляющих ЗСД: Различение двух планов:

Слайд 15

Возрастные особенности Задачи деятельности

Слайд 16

Замещение - функциональное воспроизведение реальности Кодирование – перевод реальности на знаково-символический язык Схематизация – структурирование, выявление связей, «ориентировка» в реальности Моделирование – получение новой информации за счёт оперирования знаково-символическими средствами Виды знаково-символической деятельности:

Слайд 17

Критерии сформированности универсальных знаково-символических действий :

Слайд 18

… в игре человек испытывает такое же наслаждение от свободного обнаружения своих способностей, какое художник испытывает во время творчества. Ф. Шиллер.

Слайд 19

словесные изобразительные толчок к размышлению

Слайд 22

МУЛЬТИМЕДИА целенаправленные интеллектуальные усилия усвоение смысловых схем = опыт самостоятельного исследования мобилизация всех основных каналов восприятия информации формирование устойчивой мотивации

Слайд 23

структурирование материала восприятие, память, мышление, воображение становятся произвольными (управляемыми ) предварительная ориентировка в задании выделение характерных черт предметов Рост показателей словесно-логических компонентов познавательных процессов

Слайд 24

Мониторинг обученности: контроль 2 кл 2009-2010 уч.г; эксперимент 2 кл. 2010-2011 уч.г.

Слайд 25

Мониторинг обученности: контроль 3 кл 2010-2011 уч.г; эксперимент 3 кл. 2011-2012 уч.г

Слайд 26

«Совместная сортировка» (Бурменская) Оцениваемые УУД : коммуникативные действия

Слайд 27

«Нахождение схем к задачам»(Рябинкина) Оцениваемые УУД : моделирование, познавательные логические и знаково-символические действия, регулятивное действие оценивания и планирования; действие смыслообразования

Слайд 28

Вывод По наблюдениям, по мониторинго-диагностическим исследованиям можно сделать первые выводы о продуктивности проекта: - система знаково-символической наглядности и деятельности, применяемая на уроках английского языка в начальной школе, обеспечивает эффективность в достижении планируемых предметных результатов - подтверждена необходимость учёта индивидуальных и возрастных особенностей учащихся при использовании знаково-символической деятельности

Слайд 29

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Реализация творческих проектов в начальной школе при изучении окружающего мира».

Использование проектного метода при изучении курса окружающий мир позволяет значительно повысить познавательный интерес к данному предмету, способствует повышению их интеллектуального и творческ...

Педагогический проект учителя начальных классов Сорокиной Э.К. "Применение метода учебных проектов на уроках математики в начальной школе"

Педагогоический проект с применением инновационных технологий написан и реализован в рамках внедрения ФГОС в начальной школе. Проект отображает образовательные, методологические, организационные аспек...

Педагогический проект на тему "Использование метода проектов для повышения познавательной и коммуникативной активности учащихся"

В педагогическом проекте описаны этапы работы при введении метода проектов, приведены примеры из личного опыта работы....

Педагогический проект на тему: "Мой проект"

Педагогический проект отражает работу учителя с детьми по обучению проектной деятельности во внеурочное время, прилагается календарно-тематическое планирование на 1 класс....

Конкурс «Шагни за горизонт» Педагогический проект на тему: «Развитие инновационного педагогического потенциала»

Муниципальное общеобразовательное учреждениегорода Джанкоя Республики Крым«Средняя школа № 8» Педагогический проектна тему:«Развитие инновационного педагогического потенциала»Разработала:Ипанова ...

Мастер-класс "Изготовление абажура" на Республиканском Фестивале педагогического мастерства «1001 идея педагогических проектов».

Учитель начальных классов Дазырбан Ч.В. по итогам участия в Фестивале удостоена Дипломом 3 степени...

Педагогический проект: Организация педагогического взаимодействия с учащимися, направленного на реализацию дидактического принципа Л.В. Занкова «Работа над развитием всех детей, в том числе и слабых»

Сегодняшние требования времени таковы, что от учеников требуется не простое усвоение определенной суммы знаний, а умение мыслить самостоятельно, грамотно излагать собственные мысли, адекватно выражать...