Авторские образовательные сценарии для школ с углублённым изучением немецкого языка в свете перехода на ФГОС
статья по иностранному языку (4 класс) на тему

Новые линии УМК по немецкому языку для начальной школы прошли экспертизу на соответствие требованиям ФГОС НОО, в них учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования уни­версальных учебных действий, но разработаны для общеобразовательных учреждений и рассчитаны на 2 часа в неделю. Этого явно недостаточно для обучения в школах с углублённым изучением немецкого языка, где для изучения основного языка отводится 4-5 часов в неделю. Методическим объединением кафедры иностранных языков нашей школы было принято решение использовать дополнительно УМК «Мозаика» для школ с углублённым изучением немецкого языка, соотнести темы этих двух учебных комплектов и разработать на их основе рабочую программу для 2-4 классов в соответствии требованиям ФГОС.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Авторские образовательные сценарии для школ с углублённым изучением немецкого языка в свете перехода на ФГОС

Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле за околицей,-

Пока идёшь за кем- то в след,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты ни попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется.

Н. Рыленков 

Современная цель образования – переход от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь»

Основной задачей образования становится обучение умению самостоятельно добывать необходимую информацию, вычленять проблемы и искать пути их рационального решения, уметь критически анализировать получаемые знания и применять их для решения новых задач. Для достижения результатов освоения образовательной программы, проектируя любой урок, учитель использует  возможности главного средства обучения – УМК.

Новые линии УМК для начальной школы прошли экспертизу на соответствие требованиям ФГОС НОО, в них учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий. И в содержании, и в структуре, и в системе заданий заложены моменты, которые позволяют достичь требуемых стандартом результатов.

Предметная линия учебников «Немецкий язык» для 2–4 классов (Авторы: И. Л. Бим, Л. И. Рыжова, Л. М. Фомичева и др. УМК «Школа России» ОАО «Издательство «Просвещение» 2013) в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по иностранным языкам. 

Данная линия учебников реализует личностно-ориентированную парадигму образования и воспитания, включающую наряду с личностно-ориентированным подходом к обучению иностранным языкам также деятельностный, коммуникативный, социокультурный (межкультурный, обеспечивающий диалог культур) подходы.

Крайне важно, что при этом учитываются индивидуальные особенности, склонности школьников, их возможности, чтобы обеспечить продвижение к цели каждого ученика, создавая для него ситуации выбора (задания, формы работы и т.п.).

Весь материал учебников сопровождается яркими иллюстрациями, рифмовками, песнями, интересными диалогами. Всё это подчинено цели вовлечь младших школьников в активное изучение немецкого языка.

Сказки, представленные в учебниках 4 классов, нацелены на привитие учащимся доброты, отзывчивости, понятий справедливости и красоты

В учебниках используются личностно-ориентированные технологии: обучение в сотрудничестве, ролевые игры (например, игра в «учителя», когда надо оказать помощь однокласснику), проектная методика (например, подготовка смотров самодеятельности, выставок, обеспечивающих смотр достигнутого), что усиливает практико-ориентированный характер обучения.

Используются также здоровьесберегающие технологии: чередование видов активности (интеллектуальной, эмоциональной, двигательной) для предотвращения усталости.

В учебниках помимо дидактических принципов реализуются принципы: социкультурной, межкультурной, коммуникативной направленности обучения, обеспечивающей речевое и культурное развитие школьника средствами немецкого языка.

Ученики могут самостоятельно выбрать, какое домашнее задание они смогут выполнить, рассчитывая свои возможности  и уровень сложности заданий, оценить успешность усвоения материала, тем самым совершенствуются регулятивные действия управления познавательной и учебной деятельностью.

Таким образом, данная линия учебников соответствует всем требованиям ФГОС, но разработана для общеобразовательных учреждений и рассчитана на 2 часа в неделю. Этого явно недостаточно для обучения в школах с углублённым изучением немецкого языка, где для изучения основного языка отводится 4-5 часов в неделю. Методическим объединением кафедры иностранных языков нашей школы было принято решение использовать дополнительно УМК «Мозаика» для школ с углублённым изучением немецкого языка, соотнести темы этих двух учебных комплектов и разработать на их основе рабочую программу для 2-4 классов в соответствии требованиям ФГОС.

В основе обучения немецкому языку по курсу «Мозаика» лежит методическая концепция, разработанная при участии института им. Гете и изложенная в «Программе для общеобразовательных школ с углубленным изучением немецкого языка». Содержание курса и технология обучения ориентированы прежде всего на интересы и потребности современного ребенка, его возрастные особенности. Поэтому изучение немецкого языка выходит далеко за рамки узко понимаемой учебной деятельности, а в процессе обучения используются преимущественно интерактивные творческие формы. Еще одна особенность курса - ярко выраженная коммуникативная направленность. Специально подобранный материал является высокочастотным и аутентичным. Работа над языковыми аспектами устной и письменной речи подчинена развитию способности осуществлять устное и письменное общение. Особое внимание уделяется формированию у ребенка способности к самостоятельной работе над языком, мотивации к осознанной оценке речевого опыта и, в случае необходимости, его осознанной коррекции.

Соотношение двух линий учебников достаточно трудное дело. Различные темы, разная лексика, уровень грамматического материала.

В приведённой таблице видны темы обоих УМК.

темы УМК «Немецкий язык» Бим

темы УМК «Мозаика»

1

Школа. Начало учебного года. Повторение.

1

Игрушки со всего мира. (Комната)

2

Летние каникулы.

2

Многое умею я.

3

Что нового в школе? (уроки, классная комната)

3

Мой друг.

4

У меня дома. Что здесь есть?

4

Путешествия. Планы на каникулы.

5

Свободное время. Что мы делаем?

5

Немецкоговорящие страны.

6

Скоро наступят большие каникулы. Праздники.

6

Почта.

7

Профессии

8

Праздники в Германии и России.

Мы выделили общие темы двух линий учебников и внесли их в таблицу для будущей рабочей программы.

темы для РП 4 класса

1.

Каникулы. Путешествия и впечатления. Письмо другу.

2

У меня дома. Детская комната. Мои игрушки.

3

Школа. Друзья.

4

Я. Свободное время.

5

Праздники в Германии и России. Праздники в классе.

Часто получалось, что грамматика или блок лексического материала, изучаемые в рамках одной темы на основе одного УМК, повторяется в другой теме, но в другой линии учебника. Это хорошо использовалось как повторение изученного материала.

Ученики научились ориентироваться в разных учебно-методических комплектах, пользоваться сносками, выделенными правилами, словами к уроку на страницах учебника, словарями. Чтобы варьировать между двумя УМК, соотносить материал, учителю, конечно, приходится больше готовиться к урокам, конкретнее разрабатывать, какой материал, на какой стадии урока и из какого УМК использовать.

Как и деятельность в рамках уроков, на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы направлена и внеурочная деятельность учащихся. Мы постарались связать планирование основных уроков с занятиями немецким языком во внеурочной деятельности. Темы из УМК «Мозаика», которые не вошли в основную рабочую программу, мы вынесли для планирования РП по внеурочной деятельности. Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет удовлетворить потребности учащихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике; дополняет содержание программ по иностранному языку по разным направлениям иноязычного образования – культурологии, страноведения, истории и филологии, позволяет реализовать свой творческий потенциал, а также обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в изучении иностранного языка и оптимизировать учебную нагрузку учащихся.

В нашей школе второй год проводится сдача  DSD A1 среди учеников 4х классов.  На занятиях по внеурочной деятельности проводится подготовка к сдаче DSD A1, тренировка чтения на понимание, работа с текстом и передача его содержания,  аудирование, работа над лексическим и грамматическим материалом. Здесь уже несколько лет мы используем учебно-тренировочный комплект: «Итоговая аттестация по немецкому языку в начальной школе. Сборник экзаменационных материалов для 4 классов общеобразовательных школ и школ с углубленным изучением немецкого языка». Авторы: Никитина Л.К., Козлова С.В., Семёновская И.С. и др. Издательство: Корона-Век. Способами определения результативности программы является сдача DSD A1. Ребята получают дипломы установленного образца.

Ещё одним эффективным средством по достижению планируемых метапредметных результатов становится систематически организуемая на уроке работа со справочными материалами. Частое обращение к словарям и справочникам формирует у учащихся информационные познавательные УУД. Систематическое применение на любом этапе урока заданий, требующих обращения к словарю, выработает у детей привычку постоянно обращаться к ним и вне урока. Оснащенность кабинетов начальных классов компьютерной техникой позволяет организовать деятельность учащихся по извлечению необходимой информации онлайн через Интеренет.

Начиная статью стихотворением Николая Ивановича Рыленкова, я думала, конечно, про современное обучение наших детей, новые образовательные стандарты, о новых подходах к образованию. Но, перечитывая эпиграф, поняла, что эти слова в большой степени подходят и к работе учителя, к нашему труду по подготовке и планированию уроков.

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но  от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаю вам, чтоб дети  в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ресурсная обеспеченность в свете перехода на ФГОС

презентация к докладу, опубликованному с сборнике материалов научно-практической конференции с международным участием "ресурсная обеспеченность нового качества образования. (Новосибирск 2009г) ...

Der beschenkte Weihnachtsmann. Инсценировка для учащихся 2-3 классов школ с углублённым изучением немецкого языка.

Инсценировка "Der beschenkte Weihnachtsmann" предназначена для учащихся 2-3 классов школ с углублённым изучением немецкого языка. В инсценировке группа детей поет песню "Kling, Glöckchen". В конце инс...

Использование стихотворного и песенного материала для развития речевых навыков и умений на уроках немецкого языка во 2-3 классах школ с углублённым изучением предмета.

Эта работа поможет молодому учителю повысить свой теоретический уровень по возрастной психологии младших школьников и методике преподавания немецкого языка в начальной школе, а потом, используя их на ...

Рабочая программа к учебнику английского языка для 2 класса школ с углубленным изучением английского языка, автор Верещагина И.Н. ФГОС

Рабочая программа составлена в соответствии с основными требованиями к рабочим программам по ФГОС. Содержание:1.    Пояснительная записка2.    Общая характеристика учебно...

Рабочая программа для 2-го класса с углублённым изучением английского языка к УМК И.Н. Верещагиной, К.А. Бондаренко, Т.А. Притыкиной

Данная рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта под редакцией  И.Н. Верещагиной , Т.А. Притыкиной, Бондаренко  К.А.  "Английский язык для второго...

Современный урок немецкого языка в свете требований ФГОС. Актуальность системно-деятельного подхода в обучении

Современный урок немецкого языка в свете требований ФГОС. Актуальность системно-деятельного подхода в обучении  Современный – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым...

Разработка урока по музыке на тему: «Мотив» (2 класс) для школ с углублённым изучением музыки

Разработка урока по тематическому разделу "Строение мелодии" с использованеим информационных технологий в школе....