"Специфика обучения аудированию на начальном этапе"
презентация к уроку по иностранному языку на тему

Краюхина Елена Алексеевна

 Аудирование на начальном этапе обучения является одной из самых актуальных тем в современной методике обучения английскому языку. Дети приходят в школу, обладая большим опытом слушания на родном языке. Они способны долго и внимательно слушать сказки или рассказы, задавать уточняющие вопросы, переспрашивать. К сожалению, эта любознательность в школе часто утрачивается. Обучение аудированию на английском языке строится так, чтобы поддержать уже сложившиеся умения и постепенно развивать их.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Специфика обучения аудированию на начальном этапе Автор: Краюхина Елена Алексеевна, учитель английского языка высшей квалификационной категории МБОУ «Лицей №165»

Слайд 2

Виды речевой деятельности Продуктивные: Говорение (устная форма речи) Письмо (письменная форма речи) Рецептивные: Аудирование (устная форма речи) Чтение (письменная форма речи)

Слайд 3

Специфика аудирования как вида речевой деятельности Аудирование ( Listening comprehension ) - этот термин был введен в отечественную методику не так давно и означает процесс восприятия и понимания речи на слух.

Слайд 4

Специфика аудирования как вида речевой деятельности Аудирование осуществляется в результате выполнения целого ряда сложных логических операций : анализ, синтез, дедукция, индукция, сравнение, абстракция, конкретизация и др. Аудирование складывается из умений : дифференцировать воспринимаемые звуки, интегрировать их в смысловые комплексы, удерживать их в памяти во время слушания, осуществлять вероятное прогнозирование, и, исходя из ситуации общения, понимать воспринимаемую звуковую цепь.

Слайд 5

Специфика обучения аудированию на начальном этапе Важно при обучении аудированию на начальном этапе – поддержать уже сложившиеся умения и постепенно развивать их.

Слайд 6

Умение слушать – залог успеха в изучении английского языка! жесты мимика Специфика обучения аудированию на начальном этапе

Слайд 7

Специфика обучения аудированию на начальном этапе Через слух поступают образцы иноязычной речи, которые, являясь эталонами, закладываются в долговременную память, где и хранятся; Слухо-рече-моторные образы входят во все виды речевой деятельности и без развития слухового анализатора нельзя научить другим видам деятельности; У учащихся развивается слуховой контроль, который входит во все виды речевой деятельности, то есть, ребёнок, когда говорит, пишет или читает, контролирует себя через слух; Развивается слуховая память, без которой невозможна успешная учебная деятельность по овладению иностранным языком.

Слайд 8

прекрасно развита долговременная память; все, что ребенок учил надолго запоминается; небольшой словарный запас в родном языке; небольшое количество сфер общения; чувство успеха более яркое Специфика обучения аудированию на начальном этапе

Слайд 9

PRE-listening - вызвать интерес, сфокусировать на теме и актуализировать лексику перед прослушиванием; DURING-listening - снять трудности во время аудирования и заострить внимание на каких-то важных моментах, научить слышать именно нужную информацию; POST-listening - проверить, насколько хорошо понято содержание аудиоматериала, и закрепить знания. Задачи учителя при обучении аудированию

Слайд 10

Трудности, связанные с особенностями речи Обучаясь на родине и не имея достаточных контактов с носителями языка, ученик, как правило, не обладает необходимыми знаниями об окружающем мире применительно к стране изучаемого языка Виды трудностей при обучении аудированию Фонетические отсутствие чёткой границы между звуками в слове и между словами в потоке речи Грамматические следует обратить внимание на развитие у учащихся навыков адекватного восприятия интонации, пауз и логического ударения Лексические необходимо вырабатывать у учащихся способность принимать информацию и при наличии незнакомых языковых явлений

Слайд 11

Пути преодоления трудностей В основе этих классификаций лежит критерий направленности упражнений на развитие языковых навыков или речевых умений: языковые и речевые упражнения(И.В. Рахманов), языковые, предречевые и речевые упражнения(С.Ф. Шатилов), условно-коммуникативные/условно-речевые и коммуникативные/речевые упражнения(Е.И. Пассов, Л.В. Скалкин и др.) Речевые упражнения используются, чтобы выработать „умения воспринимать речевые сообщения в условиях, приближающихся к естественному общению” : подготовительные и речевые упражнения (Вайсбурд М.Л., Морозова И.Д.) С позиции деятельностного подхода И.Л. Бим предлагает применительно ко всем видам речевой деятельности выделять: 1) ориентирующие упражнения (ориентирующие в конкретном виде деятельности, нацеливающие на выполнение определенного действия с учебным материалом); 2) исполнительские упражнения (непосредственное осуществление деятельности); 3) контролирующие упражнения (направленные на осуществление контроля и самоконтроля).

Слайд 12

Количество слов или предложений: начальный этап - тексты, состоящие из 3—6 предложений, на средней ступени - это количество увеличивается до 10—15, а к концу обучения в школе — до 20—25. Эффективность аудирования зависит Размер текста ( измеряемый продолжительностью звучания ): для начального этапа - составля е т 1 мин . , в пятых-шестых классах - 2-3 мин . , а у старших — 3-5 мин.

Слайд 13

нормативность (правильность) речи, ее узуальность (общеупотребительность) -именно так скажет носитель языка в данной ситуации, отбор и повторяемость языковых средств, адекватность возможностям учащихся ее понять, эмоциональность и артистизм. Требования к речи учителя

Слайд 14

вести урок вселяющим спокойствие, но несколько интригующим голосом; подбадривать детей, поощрять за успехи, вселять уверенность; объяснять, что не всегда можно понять все слова - иногда это и не нужно; дети должны ясно понимать, зачем слушают, что должны услышать; развивать языковую догадку детей с помощью системы упражнений; просить детей внимательно смотреть на учителя, в т.ч. на его артикуляцию; просить детей соблюдать тишину во время аудирования; заранее приготовить наглядный материал и визуальные опоры. Рекомендации

Слайд 15

Образец задания для определения уровня сформированности навыков аудирования (2 класс) Выделение звука в начале слова (Слушай внимательно и произноси только первый звук – с которого начинается слово) «Прохлопывание» ритмического рисунка фразы (Постучи карандашом по столу столько раз, сколько ты услышишь слов с ударением) Соединение звуков в одно слово (Послушай звуки и произнеси это слово целиком) Распознавание рифмы (Прослушай четыре слова и назови два, которые рифмуются друг с другом ) .

Слайд 16

Результаты работы по обучению аудированию ИФ Степень сформированности навыка 1. Дарья Б. с ч ч 2. Влад Б. с ч н 3. Алексей В. н н х 4. Полина В. х х х 5. Никита Ж. с с с 6. Анна К. с ч н 7. Мария К. н х х 8. Александра К. с ч н 9. Матвей К. ч н н 10. Севастьян Л. с с ч 11. Алена М. ч н х Класс 2 3 4 Показатели степени сформированности навыков аудирования: с-слабая, ч- частичная, н-нормальная, х-хорошая

Слайд 17

I. Подготовительные упражнения на распознавание фонетических единиц: Послушать звуки и определить (дать знак, поднять руку, показать карточку и т.п.) ГЛАСНЫЕ и СОГЛАСНЫЕ звуки, ГЛУХИЕ и ЗВОНКИЕ согласные; ПОХОЖИЕ на звуки русского языка и ОТЛИЧАЮЩИЕСЯ от них; ДОЛГИЕ и КОРОТКИЕ гласные; Послушать слова и определить в них гласные звуки, распознать в них согласный звуки, похожие по звучанию дифтонги; Послушать слово и определить количество слогов, определить слог под ударением (со зрительной опорой и без нее), произнести этот слог и это слово. Тренировочные упражнения

Слайд 18

Тренировочные упражнения II. Подготовительные упражнения на распознавание лексических единиц Прослушать словo и показать соответствующую картинку (еда, животные, действия, виды спорта, предметы разного цвета, etc.); Прослушать команды - глаголы и показать, выполнить эти действия; Прослушать предложения и раскрасить предмет в соответствующий цвет; Прослушать (одно) или ряд прилагательных и назвать слово, которое может с ними употребляется; Прослушать фразу или краткое предложение и назвать ситуацию, в которой они могут употребляться; Прослушать набор отдельных слов и построить из них предложение; Прослушать 2-3 короткие фразы и построить из них предложение; Прослушать просьбу и выполнить ее, если есть слово please; Прослушать рассказ и определить, от чьего имени он может звучать; Прослушай названия продуктов и назови блюдо, которое можно из них приготовить.

Слайд 19

Тренировочные упражнения III. Подготовительные упражнения на развитие умений вероятностного прогнозирования: 1.Прослушать набор слов и отметить номера тех, которые подходят к названной теме; Прослушать группу слов и назвать их тему; Прослушать начало слова и произнести его полностью, закончить его; 2. Прослушать заголовок рассказа и предположить, о чем пойдет речь. 3. Прослушать фразу и добавить к ней еще одну, связанную по смыслу; 4. Прослушать начало предложения и закончить его, опираясь на значение союзов или союзных слов; 5. Прослушать ключевые слова и спрогнозировать идею, тему, сюжет; По картинкам, фотографиям, схемам, таблицам спрогнозировать возможный сюжет, тему. 6. Построить ассоциограмму (кластер) по теме текста, который предстоит прослушать.

Слайд 20

Тренировочные упражнения IV. Упражнения на распознавание грамматических явлений: Прослушать существительные и определить их число. Показать сигнальную карточку или знак. Отметь клетки в соответствии с услышанным звуком. Прослушать предложение и определить его тип (утвердительный, отрицательный, вопросительный), показать сигнальную карточку « + », « - », «?». Прослушать предложения и показать карточку с пропущенным словом. Упражнение такого же типа с глаголами HAVE или HAS. Прослушать глагол (неправильный) и определить его форму. Прослушать слова - указатели времени и назвать соответствующие видовременные формы глагола. Прослушать вопрос и выбрать краткий ответ соответствующей грамматической формы: (со зрительной опорой).

Слайд 21

Тренировочные упражнения V. Речевые упражнения, выполняемые в процессе прослушивания Найти и обозначить путь движения экскурсии (сыщика или другого действующего лица). Заполнить таблицу (график, кластер) необходимой информацией после прослушивания диалога. Отметить на рисунке (схеме, карте) названия мест событий, о которых идет речь. Пронумеровать на рисунке предметы, в порядке упоминания их в тексте. Изобразить услышанную информацию в виде рисунка. Расположите ключевые слова в порядке в порядке их употребления в тексте. Участие в диалоге. Прослушать вопрос диктора и в паузу дать ответ.

Слайд 22

Тренировочные упражнения VI. Речевые упражнения, выполняемые после прослушивания текста. Прослушать текст и озаглавить его. Упражнения - тесты TRUE - FALSE. Ответить на вопросы. Составить план по прослушанному тексту. Пересказать содержание прослушанного текста (по-русски, по-английски). Беседа по содержанию прослушанного текста. Дискуссия по проблеме, отраженной в тексте. Дать характеристику герою (героям) текста. Дать оценку поступкам героев. Выделить смысловые куски и озаглавить их. Прослушать короткие тексты и установить их соответствия рубрикам. Прослушать предложения и отметить, к кому из главных героев они относятся. Прослушать текст и инсценировать его с опорой на ключевые слова, фразы. Прослушать ряд фраз и отметить те, которые подходят для описания предложенной картины.

Слайд 23

Специфика обучения аудированию на начальном этапе заключается: в том, что: в этот период закладывается перцептивная и артикуляторная база видов речевой деятельности, формируются слухо-произносительные и орфографические навыки и речевой слух, инсталлируются звуко-буквенные и буквенно-звуковые связи, а также приобретается нужный запас языкового материала. Успешность аудирования зависит: от самого слушающего, от условий восприятия, от лингвистических особенностей. Аудирование - основа обучения языку в начальной школе. Выводы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Обучение говорению на начальном этапе" английский язык

Обучение говорению на начальном этапе.        Обучение говорению представляет собой сложную методическую задачу, так как это продуктивный процесс он требует больших усилий, ...

Специфика обучения аудированию на английском языке в начальной школе.

В статье и презентации кратко описываются психолого-педагогический аспект проблемы обучения английскому языку в начальной школе; специфика аудирования как вида речевой деятельности; трудности при обуч...

Специфика обучения аудированию на английском языке в начальной школе.

опыт работы по формированию навыков аудирования у младших школьников на уроках английского языка...

Обучение аудированию на начальном этапе.

Один из приемов обучения аудированию....

специфика обучению аудированию на уроках иностранного языка

специфика обучению аудированию на уроках иностранного языка в начальной школе...