специфика обучению аудированию на уроках иностранного языка
учебно-методический материал на тему

специфика обучению аудированию на уроках иностранного языка в начальной школе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spetsifika_audirovanie.docx21.97 КБ

Предварительный просмотр:

 

СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ

АУДИРОВАНИЮ

НА АРАБСКОМ ЯЗЫКЕ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

                               Обобщение опыта работы

Автор – разработчик

Хазмаев М. З.

г. Махачкала

2015год

Виды речевой деятельности.  

Существует четыре вида речевых умений: аудирование (восприятие иноязычной речи на слух), говорение, чтение и письмо. Их формирование и составляет основной предмет обучения (деятельность учителя) и основной объект овладения (деятельность учащегося) в учебном процессе по иностранному языку. Это значит, что учащиеся должны овладеть иностранным языком как средством общения и уметь им пользоваться при понимании речи на слух, говорении, чтении и письме.

Обучению аудированию в методике преподавания иностранных языков придавалось большое значение, так как восприятие иноязычной речи на слух – процесс сложный, требующий от учащегося максимального внимания, а от учителя – последовательной подготовки к развитию этого вида речевой деятельности.  Поэтому необходима методически правильная организация процесса обучению аудированию, чтобы уровень сформированности аудитивных навыков учащихся отвечал запросам современного общества.

Специфика аудирования как вида речевой деятельности

Аудирование – особый вид речевой деятельности, который представляет собой одновременно восприятие и понимание речи на слух. Это сложное умение, которое невозможно полностью заавтоматизировать, а лишь частично – на уровне узнавания фонем, слов и грамматических конструкций.

Внешне это невыраженный процесс, поэтому в течение длительного времени в истории развития методики аудирования не рассматривали как самостоятельный вид речевой деятельности, а считали пассивным процессом и «побочным продуктом говорения». (Гальскова Н.Д., Гез Н.И. – стр.161).

Однако в дальнейшем учёными было доказано, что аудирование является активным процессом, во время которого происходит напряжённая работа всех психических и умственных процессов, происходит восприятие получаемой информации в виде звуковой формы, её переработка и сличение с эталонами, хранящимися в долговременной памяти учащихся, узнавание и понимание мысли.

Аудирование – единственный вид речевой деятельности, когда от нас (слушателей) почти ничего не зависит.  Ведь  языковая форма и содержание заданы извне говорящим, а пропускная способность слухового канала ниже, чем, например, зрительного.   Соответственно, слуховая память развита хуже, чем зрительная, значит, при длительном слушании быстро наступает утомляемость и быстрее происходит забывание того, что мы слышим.  

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что научить аудированию трудно. По отзывам учителей-практиков, труднее, чем другим видам речевой деятельности, тем более, что работа над аудированием у самих учащихся не вызывает положительных эмоций.

Тем не менее, необходимость обучения аудированию как отдельному, самостоятельному виду речевой деятельности обусловлена следующими факторами:

1.        Через слух поступают образцы иноязычной речи, которые, являясь эталонами, закладываются в долговременную память, где и хранятся;

2.        Слухо-рече-моторные образы входят во все виды речевой деятельности и без развития слухового анализатора нельзя научить другим видам деятельности;

3.        У учащихся развивается слуховой контроль, который входит во все виды речевой деятельности, то есть, ребёнок, когда говорит, пишет или читает, контролирует себя через слух;

4.        Развивается слуховая память, без которой невозможна успешная учебная деятельность по овладению иностранным языком.

Аудирование, как установили исследователи, занимает до 40-60% учебного времени на уроке, начинается с приветственной фразы учителя и заканчивается при подведении итогов урока.

Следовательно, вывод о необходимости специального, целенаправленного обучения аудированию как самостоятельному виду речевой деятельности, очевиден.

5

Трудности при обучении аудированию

Трудности преподавателя при обучении детей аудированию на арабском языке

Обучение детей аудированию  – процесс достаточно трудоёмкий.. В классе собраны дети с разным уровнем слухового, зрительного восприятия и памяти, и, как правило, слуховое восприятие и слуховая память развиты у учащихся значительно хуже. Всё это усугубляет проблему обучения аудированию, поскольку научить надо всех, а это требует решения целого ряда вопросов, и в частности, вопроса определения характера аудитивного материала, отбора методики выполнения упражнений, в которых должны быть учтены все условия, обеспечивающие понимание сообщений.

Виды трудностей при обучении аудированию

1.        Фонетические. Под этим предполагается отсутствие чёткой границы между звуками в слове и между словами в потоке речи.

2.        Грамматические. Ряд грамматических трудностей связан прежде всего с наличием грамматических форм, не свойственных русскому языку. Воспринимая фразу, учащийся должен расчленить её на отдельные элементы, то есть информативные признаки звучащей фразы, которые физически выражены соответствующими речевыми качествами. Существует три физически выраженных речевых параметра: интонация, наличие пауз и логическое ударение.

3.        Лексические. Именно на  наличие многих незнакомых слов учащиеся указывают как на причину непонимания текста.  .

Учащихся необходимо специально обучать умению понимать на слух речь, содержащую незнакомую лексику.  

Пути преодоления трудностей при обучении аудированию

•        Предъявление материалов для прослушивания нужно начинать с самых первых уроков, чтобы учащиеся могли различать интонационный рисунок речи, уметь слышать ударные слова, определять начало и конец предложения. Это могут быть песни, стихи, небольшие, законченные по смыслу тексты.

•        На начальном этапе основным носителем языка для учащихся является учитель. Поэтому необходимо обеспечить учащимся чёткое и правильное произношение звуков, слов и отдельных предложений, чтобы они хорошо владели словом как лексической единицей, пользовались им при построении своего самостоятельного высказывания и хорошо узнавали его в тексте.

•        На начальном этапе обучения аудированию следует подбирать посильные задания, потому что очень часто, услышав запись, и пугаясь того, что они не понимают услышанного, ребята отказываются от выполнения задания, полагая его слишком сложным для себя, и перестают вникать в смысл того, что они слышат.

•        Перед прослушиванием текста необходимо выполнять предтекстовые упражнения. Это могут быть упражнения на предсказание темы будущего прослушивания, по картинкам, диаграммам, названию текста. Целью таких упражнений является активизация словарного запаса учащихся по теме, актуализация их социокультурных знаний и фоновых знаний по теме прослушивания. Снятие лексических и языковых трудностей, а также психологического напряжения перед прослушиванием.

•     Упражнения, выполняемые во время прослушивания, чаще всего бывают на извлечение какой -  то отдельно интересующей нас информации. Здесь  следует тренировать умение учащихся ориентироваться в тексте, понимать, в какой части текста искать интересующую его информацию. Соотносить печатную информацию и информацию звучащую, быстро искать нужный отрывок. Это может быть заполнение таблицы, заполнение пропусков в тексте.

Этапы работы над аудиотекстом

Работа над прослушиванием начинается с этапа предварительное прослушивание, который позволяет активизировать мыслительную деятельность ученика по повторению пройденного материала, а также изучению новой лексики. В ходе первого этапа соблюдается определенная последовательность заданий:

1.  Учитель устанавливает ситуацию, тему, о которой пойдет речь – дать представление, о чем пойдет речь: «Рассмотрите картинки и догадайтесь, чем дети занимаются». Учащихся необходимо познакомить с новыми словами - незнакомые слова не должны мешать восприятию речи. Учащиеся повторяют словосочетания, которые будут встречаться в тексте. С учётом требований ФГОС знакомство с новой лексикой либо повторение раннее изученной происходит с использованием беспереводного способа семантизации слова, для того, чтобы ученик самостоятельно догадался о значении. Учащиеся зачитывают словосочетания по цепочке и самостоятельно стараются перевести их с помощью иллюстраций-подсказок.

2. Активизировать лексический и грамматический материал по теме с учетом психологических особенностей детей младшего школьного возраста необходимо с помощью игры. Учащиеся по очереди выходят к доске и пытаются изобразить какое-либо действие без слов, остальные стараются догадаться о значении и высказывают свои предположения при помощи грамматической конструкции. Таким образом, одновременно происходит активизация лексики .

3.  Письменное закрепление материала осуществляется в рабочей тетради при выполнении задания: «Соедини стрелками слова». Учащиеся соединяют глагол с существительными для построения словосочетания например: я ем мясо, я ем курицу и т д.

4. Вызвать интерес к теме возможно, затронув тему занятий в свободное время на личном опыте. Учащиеся могут рассказать о том, чем любят заниматься они.

Следующий этап « само прослушивание» целесообразно разделяется на две части:

1.        Аудирование для понимания определённых деталей текста. На данном этапе учащиеся прослушивают текст с заранее заданной установкой «Скажи, что предлагают дети». Таким образом, учащимся не обязательно запоминать всю информацию, заявленную в тексте, а достаточно сконцентрироваться на конкретных моментах.

2.         Аудирование для понимания общего содержания текста. Перед прослушиванием текста второй раз учащихся можно попросить запомнить, что едят дети. Иллюстрации служат опорой при составлении высказывания.

Заключительный этап «пост прослушивание» предполагает переложение изученного материла на личный опыт и подведение итогов.

Учащиеся рассказывают, что они обычно любят есть и пить . Данное задание активизирует лексику и позволяет усвоить разницу в грамматических конструкциях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфика обучения аудированию на английском языке в начальной школе.

В статье и презентации кратко описываются психолого-педагогический аспект проблемы обучения английскому языку в начальной школе; специфика аудирования как вида речевой деятельности; трудности при обуч...

Специфика обучения аудированию на английском языке в начальной школе.

опыт работы по формированию навыков аудирования у младших школьников на уроках английского языка...

Обучение аудированию на уроках иностранного языка в начальной школе

 Тема данного исследования, «Аудирование на начальном этапе обучения», является одной из самых актуальных тем в современной методике обучения английскому языку, так как б...

Конспект фрагмента открытого урока "Применение активных форм и методов обучения на уроке иностранного языка"

Данный фрагмент урока английского языка помогает активизировать активные формы и методы обучения на уроках иностранного языка, вовлекая учащихся в игровую ситуацию со знаменитым персонажем....

"Специфика обучения аудированию на начальном этапе"

Аудирование на начальном этапе обучения является одной из самых актуальных тем в современной методике обучения английскому языку. Дети приходят в школу, обладая большим опытом слушания на родном...

Научная статья. Тема: "Обучение аудированию на уроке английского языка в начальной школе"

Данная работа содержит в себе цель, задачи и продукт исследования, которые могут помочь в написании научной статьи по указанной теме....

Обучение аудированию на уроках английского языка в начальной школе.

Статья посвящена обучению аудированию на уроках английского языка в начальной школе....