Формирование у учащихся регулятивных УУД на уроке английского языка (из опыта работы)
статья по иностранному языку (4 класс)

Воронова Наталия Николаевна

Регулятивные УУД на уроках английского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воронова Н.Н., учитель английского языка

ГБОУ НОШ №615Адмиралтейского района

Санкт-Петербург

   Формирование у учащихся регулятивных УУД на уроке английского языка

(из опыта работы)



Развитие регулятивных способностей составляет ключевую компетентность личности. В программах, направленных на подготовку учащихся к самостоятельной жизни, широко используемых в современных образовательных системах, выделяют управленческие, т. е. регулятивные универсальные умения — способность справляться с жизненными задачами; планировать цели и пути их достижения и устанавливать приоритеты; контролировать своё время и управлять им; решать задачи; принимать решения и вести переговоры. А наиболее важными умениями, связанными с самореализацией личности в школьном возрасте, выступают самооценка и выстраивание стратегии в отношении учения. Таким образом, именно регулятивным УУД (далее РУУД) придаётся особое значение при современном обучении. Проблемный метод обучения, диалоговые технологии, практическая направленность уроков и занятий — всё это позволяет учителям создать условия для формирования у детей самостоятельности выбора действия, способа добывания информации, самоконтроля, адекватной самооценки, умения сотрудничать. Но особое значение в развитии регулятивных УУД имеет систематическая практика по работе с типовыми заданиями (задачами), направленными на актуализацию регулятивных действий у обучающихся.

Фактически личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты устанавливают и описывают 9 типов учебно-познавательных и учебно-практических задач, предъявляемых обучающимся. Среди них особую значимость для формирования и развития РУУД имеют следующие:

1) учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самоорганизации и саморегуляции, наделяющие обучающихся функциями организации выполнения задания: планирования этапов выполнения работы, отслеживания продвижения в выполнении задания, соблюдения графика подготовки и предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей и контроля качества выполнения работы;

2) учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка рефлексии, что требует от обучающихся самостоятельной оценки или анализа собственной учебной деятельности с позиций соответствия полученных результатов учебной задаче, целям и способам действий, выявления позитивных и негативных факторов, влияющих на результаты и качество выполнения задания.

Большим подспорьем при отборе заданий к уроку для учителя может стать таблица с типовыми заданиями с указанием планируемых результатов к каждому виду УУД. Такую таблицу учитель может составить самостоятельно (например, при разработке рабочих программ), проанализировав авторские материалы (учебники, пособия, методические материалы), по которым он организует учебную деятельность обучающихся на уроках. Задания, разработанные на основе типовых задач, необходимо систематически использовать на уроке, что при регулярной практике станет мощным фактором развития РУУД. Ниже приводится часть таблицы, в которой определены типовые задания, направленные на формирование и развитие регулятивных универсальных учебных действий:

Можно привести в качестве примера следующие регулятивные задания (задачи), разработанные на учебном материале предмета «Английский язык» и ориентированные на обучающихся 4-х классов.

Задание № 1. «Выбрать цель урока из предложенных фраз». Цель выполнения задания: формирование умения определять цель урока, исходя из темы урока. Тема урока «Правильные глаголы в прошедшем времени». Выбери из предложенных фраз ту, которая, на твой взгляд, является целью нашего урока:

1. Дать определение правильному глаголу.

2. Мне нравится искать правильные глаголы в тексте.

3. Научиться определять правильные глаголы, запомнить, какие окончания может иметь правильные глаголы в прошедшем времени.

Задание № 2. «Расскажи все, что ты знаешь о прошедшем времени и словах подсказках по плану». Темы уроков «Прошедшее время», «Правильные глаголы», «Неправильные глаголы». Цель: развивать умение соотносить полученный результат с образцом, находить и исправлять ошибки.

Расскажи все, что ты знаешь о глаголах в прошедшем времени (правильные и неправильные) по плану:

1. Что это такое?         

2. Что обозначает?

3. Слова подсказки?

4. Правила чтения?

5. Правила правописания? Сравните свой ответ с правилом в учебнике.

Задание № 3. «Составь план достижения учебной цели». На уроке была сформулирована цель: «Нам надо научиться новому действию: как без ошибок писать слова с окончанием -ed. Составь план достижения этой цели. Для этого используй предложенные действия: размести их в таблице по порядку: 1, 2 и т. д.

а) Вспомнить правило и порядок действий при проверке написания удвоенных букв согласных.

б) Вспомнить правило и порядок действий при проверке написания буквы  “y”в конце слова после согласной .

в) понаблюдать за действиями учителя — может он подскажет, как писать правильно.

г) постараться увидеть закономерность: в каком случае пишется «ied», в каком случае — «ed».

д) Спросить у самого умного отличника, как правильно писать.

ж) На основе выявленной закономерности сформулировать правило и порядок действий для проверки написания.

Хорошим подспорьем в формировании и развитии РУД выступает также и современный учебник. В новых учебниках с грифом ФГОС материал параграфов на этапе открытия нового знания специально структурирован так, чтобы можно было организовать на уроке открытие нового знания с использованием проблемно-диалогической технологии. В каждый параграф включены проблемные ситуации, позволяющие школьникам вместе с учителем и самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки. Эти части учебного материала снабжены плашкой «Определяем проблему урока» или «Постановка проблемы урока». Сформулировав проблему и определив основной вопрос (проблему урока), ученики приступают к планированию, обучаясь самостоятельно формулировать цели урока. С помощью вопросов, помещённых под плашкой «Вспоминаем то, что знаем» или «Необходимые базовые знания», ученики повторяют уже имеющиеся у них сведения, необходимые для изучения новой темы. Плашка «Решаем проблему, открываем новые знания» или «Решение проблемы» содержит необходимый учебный материал, который позволяет учителю организовать подводящий или побуждающий диалог по изучению нового, используя учебник в качестве источника информации или для проверки верности своих предположений. При этом ученики обучаются работать по плану, сверяя свои действия с целью и при необходимости исправляя ошибки с помощью учителя. Плашка «Сравниваем свой вывод с авторским» или «Обобщение новых знаний» содержит главный вывод параграфа, позволяющий школьникам учиться вырабатывать в диалоге с учителем критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы. Систематическая работа по развитию РУУД позволяет надеяться, что за годы обучения в школе ученики смогут получить необходимый для личностного становления регуляторный опыт, который составляет важное звено в развитии самостоятельности и автономии личности, обеспечивает основу самоопределения и самореализации подростка в будущем.

Литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. — М.: Просвещение, 2011

2. Компетенции в образовании: опыт проектирования / Под ред. А. В. Хуторского. — М., 2007.

3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Письменные творческие работы как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка (из опыта работы)

В данном пособии представлен опыт работы учителя по формированию коммуникативной компетентности на уроках русского языка с помощью различных видов письменных творческих работ....

Статья "Формирование у учащихся регулятивных УУД на уроке русского языка в начальной школе"

Вашему вниманию предлагаю статью о формировании у учащихся УУД на уроке русского языка в начальной школе....

Личностно ориентированная направленность в формировании творческих способностей младших школьников на уроках русского языка. (из опыта работы)

В данной статье говорится о роли учителя начальных классов в развитии творческих способностей учащихся, о том, как пробудить в ребёнке творческую активность и дать ему возможность самостоятельно выраз...

Выявление и особенности работы с одаренными детьми на уроках английского языка. (обобщение опыта работы)

Урок иностранного языка является благоприятной межкультурной средой для развития одаренных детей.Он обладает огромным потенциалом для всестороннего развития личности. Следовательно, перед современной ...

Использование современных педагогических технологий (игровая технология) на уроке английского языка (из опыта работы)

В данной статье предлагаются варианты игр, которые используются на уроках английского языка в начальной школе. Кропотливой работой на каждом уроке я стараюсь довести до сознания детей, что изучение ин...

Организация групповой работы на уроках английского языка (из опыта работы)

Семинар-практикум "Современный урок: новые образовательные форматы и и технологии....

Речевая разминка на уроке английского языка. Из опыта работы.

Речевая разминка на уроке английского языка. Из опыта работы....