Формирование социокультурной компетенции у учащихся начальной школы на уроках английского языка
статья по иностранному языку на тему

Формирование социокультурной компетенции у учащихся начальной школы на уроках английского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_sotsiokult._kompetentsii_.docx30.14 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ "Гимназия№4"

 Формирование социокультурной компетенции у учащихся начальной школы на уроках английского языка

Володина Т. А.

 

03.11.2016


Формирование социокультурной компетенции у учащихся начальной школы на уроках английского языка

        Новые федеральные государственные стандарты и примерная программа начального общего образования по иностранному языку диктуют новый подход к обучению, суть которого заключается не только в пересмотре методики преподавания отдельных аспектов языковой системы, но и в обеспечении культуроведческой направленности обучения. Обучение иностранному языку на основе ознакомления учащихся с культурой, традициями и реалиями стран изучаемого языка является в настоящее время одним из базовых принципов обучения предмету. Приобщение младшего школьника с помощью иностранного языка к иной культуре позволяет лучше осознать культуру своей страны, способствует формированию умения её представить в условиях межкультурного общения.
        
Одним из ключевых моментов социокультурной компетенции является готовность сравнивать страны и их историческое развитие, культурный уровень и особенности людей, населяющих конкретную территорию. Также очень важно объяснить учащимся, насколько важно уважать другие культуры, обычаи, устои и проявлять толерантность к представителям любой нации. Быть достойным представителем своей страны и ее культуры и проявлять готовность в предвосхищении трудностей со стороны слушателей тоже крайне важно. И в то же самое время необходимо уметь защищать свою точку зрения и найти нужные аргументы, уважать сотоварищей, но не зависеть от их мнения. Таким образом, в итоге рассмотрения данного вопроса следует еще раз отметить, что формирование социокультурной компетенции на уроках английского языка сложно переоценить. Принимая во внимание тот факт, что социокультурная компетенция является компонентом иноязычной коммуникативной компетенции, а также то, что на современном этапе развития методики преподавания английского языка формирование социокультурных знаний и умений является одной из целей образования в школе, можно смело заявить, что овладение английским языком без приобщения к культуре и менталитету страны изучаемого языка не может быть полноценным.
        Анализ методической литературы по проблеме исследования позволил выделить особенности структуры социокультурной компетенции учащихся. В общем плане социокультурная компетенция включает в себя знания о социокультурной специфике стран изучаемого языка, общие фоновых знания и знания правил, норм и традиций, специфических для конкретной иноязычной культуры. Анализ компонентного состава социокультурной компетенции, предлагаемый Л.А. Лукьяновой, позволяет  выделить следующие компоненты социокультурной компетенции младших школьников: социокультурные знания, социокультурные умения, способности и качества личности обучаемых.

         Социокультурные знания включают в себя:

 - знание культурных особенностей носителей языка, их традиций, ритуалов (время прихода/ухода, подарки, одежда, угощение, ведение беседы, комплименты, прощание, культура застолья);                                                                                                                          - знание норм поведения и этикета, включая способы вербального и невербального контакта (рукопожатия, прикосновения, объятия, поцелуи, жесты, мимика, язык глаз, дистанция общения, позы, правила вежливости);                                                                      

- знание социокультурного портрета страны изучаемого языка (основных этапов его развития, наиболее важных вех в ее истории, знание культурного наследия);
        

        Блок социокультурных умений включает в себя: 

- умение использовать этикетные формулы в устной и письменной коммуникации (приветствие, прощание, поздравление, извинение, просьба);                                                    - умения представлять свою страну, свою культуру в условиях иноязычного межкультурного общения;                                                                                                              - проводить аналогии и сопоставления фактов и явлений соизучаемых культур;                   - строить речевое и неречевое поведение в соответствии с культуроведческими нормами социума;                                                                                                                                             - собирать, систематизировать, анализировать и интерпретировать информацию общекультурного, культуроведческого, социолингвистического и лингвострановедческого характера;

 Развитие социокультурной компетенции предполагает формирование определенных способностей и качеств личности младших школьников, к числу которых относятся:
- открытость (свобода от предубеждений по отношению к людям – представителям иной культуры);                                                                                                                                        -  способность слышать и слушать собеседника;                                                                         - способность понимать и принимать различия культур поведения родного языка и языка изучаемой страны;                                                                                                                           - потребность самостоятельно изучать иностранный язык во внеурочное время.                   - терпимость (терпимом отношении к проявлениям чуждого, непривычного нам в других культурах);                                                                                                                                       - готовность к общению (желание и возможность вступать в активное общение с представителями иной социокультурной общности);                                                                 - речевой и социокультурный такт и вежливость.

        Главным социокультурным компонентом содержания обучения является учебный текст. В качестве учебного текста используются:

  • тематические, страноведческие, художественные тексты,
  • диалоги и полилоги,
  • стихи,
  • песни,
  • письма,
  • интервью,
  • аудиотексты с носителями языка. Важно, чтобы текст был аутентичным, соответствовал интересам и возрасту учащихся и был максимально приближён к естественной ситуации .

        Одним из эффективных путей развития социокультурной компетенции учащихся являются аудиотексты, записанные в реальных ситуациях иноязычного общения или начитанные носителями языка. Ещё одним способом развития социокультурной компетенции учащихся является использование видеоматериалов. Видеофильмы – это своего рода культурные портреты страны.

        Учеными разработаны требования к отбору материалов для формирования социокультурной компетенции. Такими требованиями являются:

  • аутентичность используемых материалов;
  • информационная насыщенность;
  • новизна информации для адресата;
  • современность и актуальный историзм;
  • учет интересов учащихся (в том числе профессиональных), а также увлечений, предпочтений;
  • соответствие речевых высказываний литературной норме изучаемого иностранного языка;
  • страноведческая и лингвострановедческая значимость материалов;
  • отбор и использование учебных материалов в соответствии с уровнями владения иностранным языком обучающихся (с учетом принципа доступности и посильности);
  • организация отобранных материалов в соответствии с принципами тематичности и нарастания сложности.

        В учебнике Spotlight имеется специальный раздел  Culture corner, знакомящий детей с реалиями англоговорящих стран в сравнении с Россией: еда, праздники, домашнии животные,  школа  и т.д. Ученики знакомятся с правилами оформления открыток, написания поздравлений. писем. В учебный план включено знакомство с популярными сказками страны изучаемого языка (одна сказка в год), все аудиозаписи озвучены носителями языка, т.е. являются аутентичными. Широкое применение видео с образовательных ресурсов позволяет формировать социокультурную компетенцию у младших школьников по всем изучаемым темам.

 



 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование орфографических навыков у учащихся начальной школы на уроках русского языка

Формирование орфографических навыков у учащихся начальной школы на уроках русского языка...

Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальной школы на уроке английского языка

В настоящий момент модернизация образовательной системы ставит нас перед необходимостью формировать у учащихся способность к обучению в течение всей жизни. для достижения этой цели учителю необходимо,...

Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальной школы на уроке английского языка

Необходимость формирования у учащихся осознаётся особенно остро всвязи с модернизацией российского образования, поэтому необходимо научит обучающихся учиться. В статье представлены планомерные действи...

Игровые технологии ,как средство формирования комунникативных УУД учащихся начальной школы на уроках английского языка.

Презентация на тему :"Игровые технологии ,как средство формирования комунникативных УУД учащихся начальной школы на уроках английского языка" для учителей английского языка...

Методическая разработка на тему: «Инфографика, как средство обучения монологической речи учащихся начальной школы на уроках английского языка на примере УМК «Rainbow English 2 класс».

Методическая разработка на тему: «Инфографика, как средство обучения монологической речи учащихся начальной школы на уроках английского языка на примере УМК «Rainbow English 2 класс»...

Статья «Формирование орфографических навыков у учащихся начальной школы на уроках русского языка»

               Решение проблемы орфографической грамотности своими корнями уходит в начальную школу, так как именно здесь закладываются основы всех лингв...

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Оценивание учащихся начальной школы на уроках английского языка имеет свои особенности, которые необходимо учитывать. Эффективная система оценивания образовательных достижений по английскому языку дол...