Приемы мнемотехники при изучении иностранного языка
методическая разработка по иностранному языку (2 класс) на тему

Садовникова Татьяна Анатольевна
Процесс запоминания иностранных слов представляет большую трудность для младших школьников. Вместе с тем, большой объем изучаемого материала заставляет обучающихся и учителей обратиться к более продуктивным методикам запоминания слов. Можно предположить, что внедрение современных методик облегчит процесс запоминания слов у младших школьников, если учитель будет систематически и методически верно их применять.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sadovnikova_mnemonika.docx21.62 КБ

Предварительный просмотр:

 Добрый день, уважаемые коллеги!Сегодня я хочу поговорить с вами о приемах мнемотехники при изучении иностранного языка. Не секрет, что одна из основных сложностей, возникающих при изучении английского языка – это трудности запоминания чужеземных слов. Ни учебники, ни словари, ни порой даже специалисты ответа на этот вопрос не дают. Нет универсального способа в этом сугубо индивидуальном для каждого человека процессе. В этом учебном году мы во втором классе перешли на  новый УМК  О. В. Афанасьевой и И.В. Михеевой “ Rainbow English” и тут же столкнулись с трудностью усвоения большого обьема лексики малышами.  Процесс запоминания иностранных слов представляет большую трудность для младших школьников. Вместе с тем, большой объем изучаемого материала заставляет обучающихся и учителей обратиться к более продуктивным методикам запоминания слов. Можно предположить, что внедрение современных методик облегчит процесс запоминания слов у младших школьников, если учитель будет систематически и методически верно их применять.

 Понятно, что усвоение лексики иностранного языка напрямую связано с работой важнейшего инструмента нашего разума – памяти. Память складывается из нескольких сложных процессов, в осуществлении которых задействован практически весь головной мозг. Для начала, любые данные нужно зафиксировать (запоминание), причем желательно, чтобы эта информация задержалась в голове подольше (сохранение). Затем, воспоминания необходимо периодически извлекать и как-то использовать (воспроизведение). Сбой в системе на любом из этапов – и мы сталкиваемся с тем, что мы не можем воспользоваться той или иной информацией, потому что не помним (забывание). Забывание связано с неумением вспомнить, с неумением подобрать нужный ключ к нужной двери. Помочь нам решить эту проблему может мнемоника.

Мнемоника (от греч. Mnemonikа) – это искусство запоминания, которое связано с использованием мнемотехник – специальных приемов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объем памяти путем образования ассоциаций (связей)

Не стоит забывать и о психологических особенностях младших школьников, главной из которых является наглядно-образное мышление. Развитие этого психического процесса является актуальным вопросом, поскольку мышление у младших школьников развивается на основе усвоенных знаний, и если нет последних, то и нет и основы для развития мышления, и оно не может созреть в полной мере. Переизбыток тренировочных упражнений, основанных на подражании, может только усугубить ситуацию. В этих условиях недостаточно развиваются такие качества мышления, как глубина, критичность, гибкость.

С одной стороны, согласно требованиям современного Федерального Государственного Образовательного Стандарта (далее ФГОС) на начальном этапе обучения, в рамках языковой компетенции обучающийся должен распознавать и употреблять в речи изученные лексические единицы и грамматические явления . Однако используемые техники заучивания слов являются малоэффективными и не способны решить эту задачу. С другой стороны, в основе современного ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который ставит во главу познавательную деятельность ученика, активную и как можно более самостоятельную. Значит, урок должен быть организован так, чтобы дети самостоятельно овладевали новыми знаниями и применяли их в решении разнообразных проблем. Для достижения наилучшего результата в поставленной задаче встает вопрос о применении более эффективных техник запоминания иностранных слов.

Применение мнемотехники дает возможность продуктивного переключения, своеобразного «отвлечения» от науки на уровень житейских ассоциаций, игры воображения и фантазии. Мнемоприёмы разгружают информацию, делая новый материал «легкоусвояемым».

Это достигается благодаря введению игрового элемента без ущерба основному содержанию урока, а также за счет эмоциональной насыщенности, заложенной в мнемотехнике, которые являются непосредственными составляющими интереса школьника.

Итак, рассмотрим, как реализуются приемы мнемотехники на конкретном примере, УМК под редакцией О. В. Афанасьевой и И.В. Михеевой “ Rainbow English” 2 класс

Существует большое количество методов мнемоники: метод Марка Твена, метод Линкольна, метод Наполеона и прочие. Я хочу поделиться  мной опробованными .

 1. Метод прямых ассоциаций. Вы связываете новое слово с каким-нибудь образом - смешным, ярким или неожиданным или подбираете словосочетание на русском. Мнемоника предлагает находить в родном языке слова, похожие по звучанию c английским.

Например, буквально в четвертом уроке необходимо выучить сразу восемь слов, которые никак сюжетно не связаны.

belt – [belt] – ремень – «белт

Если очень много ел ты, не сойдутся твои белты

Net – сеть,сачок

Не заходи ты в интернет, не то тебя затянет « нэт»

 Nest гнездо

Есть у курицы насест, а у птицы просто нест

 Bell – колокольчик

 Колокольчик прозвенит и на бал всех пригласит

В уроке 23 учащимся необходимо запомнить сразу несколько прилагательных, характеризующих человека

bad        -      плохой  

Козел Плохой он БАДается  

Good – хороший

Робин Гуд хорошим был

 sad        печальный                                                                                               

Осенью сад печальный              

happy – счастливый

 будь счастлив хапни денег

2. Англо - русские рифмовки

Одной из трудностей для младших школьников является запоминание вопросительных слов

В книге А. А. Пыльцына «Английский в семейном кругу»  я нашла забавное стихотворение и теперь широко применяю его на уроках

What? Вот – что?

 Who? Ху – кто?

 When? Вэн – когда? – сковорода.

 Where? Вэа – где? — в Караганде.

 How? Хау – как? – да просто так.

Why? Вай, вай, вай – почему? Ничего я не пойму

]. 3. Перевод слова в образ. Например: «Cabbage» (капуста) – «кэб» (мысленно рисуем картинку: кэб объезжает город, загруженный капустой). «Wind» (ветер) – «Винни Пух дарит Пятачку воздушный шарик, который уносит ветер» (мысленно рисуем картинку: Винни Пух и Пятачок. В руках у Винни шарик. Вдруг налетает ветер и шарик улетает.

4.Логические закономерности.

Примером может быть составление рассказа на основе новых слов. Например, урок 8 , слова: pig, kid, milk, hill, wind,six

Поросенок Пиг и козленок Кид хотели очень выпить милк, они пошли гулять на хилл, но помешал им сильный винд,   к тому же  мама  их .дома ждала в сикс.

5.Хороший результат может дать и метод запоминания при помощи фонематической классификации.

В английском языке имеются односложные и двусложные слова. Среди данных слов выделяются группы слов, отличающиеся между собой всего одним звуком. Стоит изменить всего один звук и смысл слова меняется:

Например урок 16, можно вводить слова парами или тройками

Cat – hat

Cap – map – Lamp

Ant- van – bag

6.Составление карт памяти (mind-maps) помогает заучивать слова по темам или подтемам.

Создание  классических  интеллект-карт .

Классические интеллект-карты создаются таким образом:

1.Горизонтально располагаем чистый лист бумаги (лучше А4). Используем разноцветные ручки, фломастеры, маркеры, карандаши. Пользоваться ластиком не рекомендуется. Особое внимание надо уделить возможности использования нескольких цветов.

2.В центре листа рисуем центральный образ, который будет символизировать тему, с которого и начинается работа, как на карте, так и в мыслях. Не обязательно уметь рисовать. Можно представить мысль схематично, использовать вырезки из старых журналов, чужие рисунки. Главное проявить фантазию. Тщательно прорисовываем существенные детали. ВООБРАЖЕНИЕ поможет создать рисунки, а мы знаем, что в одном рисунке можно выразить тысячи слов, сэкономив таким образом время и силы, которые потребовались бы, чтобы записать эти слова. Более того, рисунки и запоминаются лучше, чем слова. Рисунки могут быть красочными или схематичными, раскрашенными или черно-белыми. Все зависит от создателя интеллект-карты.

4.От центрального образа отводим ветви, на которых пишем самые важные ключевые слова и мысли, касающиеся данной темы. Каждая ветвь должна содержать одно слово или мысль. Чтобы подчеркнуть важность этих ветвей (ведь они соприкасаются напрямую с данной темой!) делаем их потолще. Пишем печатными буквами.

5.От толстых ветвей аналогично чертим более тонкие ветви, уточняющие основные мысли. Расположите ассоциации к ключевым словам. Количество тонких веточек не ограничено — их может быть столько, сколько идей возникает. Чем больше разветвлений, тем меньше шрифт.

Исходя из своего опыта использования различных мнемотехнических приемов, могу отметить, что мнемотехника значительно облегчает процесс изучения языка, она позволяет думать на английском языке, мысленно проговаривая слова, фразы, предложения и диалог, обеспечивает долговременное запоминание. Еще К.Д. Ушинский говорил, что педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в детской памяти, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств детей – глаз, ухо, голос, чувство мускульных движений и даже, если возможно, обоняние и вкус принимали участие в акте запоминания. Поэтому необходимо «провести» лексическую единицу через все виды памяти ученика. Мнемоника помогает быстро и эффективно запомнить новые слова и фразы, обеспечивает долговременное запоминание и облегчает непосредственное понимание иностранной речи без внутреннего перевода на родной язык.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование этимологического анализа и приемов мнемотехники при изучении словарных слов

Существует  много  различных  приемов  обучения  для  решения  проблемы  написания  так  называемых  словарных  слов. Появилось  много ...

статья использование игровых приемов при изучении иностранного языка

в статье отражены рекомендации начинающим изучать язык и их обучающим...

Использование приемов мнемотехники при изучении словарных слов, на уроках русского языка и литературного чтения.

Для эффективного изучения слов с непроверяемым написанием на уроках русского языка следует разнообразить работу путём использования различных средств и способов обучения. Особую роль в решении этой за...

Использование приемов мнемотехники при изучении словарных слов, на уроках русского языка

  Мнемотехнические приемы опираются на различные виды памяти, что позволяет эффективно усвоить слова с непроверяемым написанием детям с разными типами памяти. Мышление учащихся начальных к...

Изучение и использование приемов, повышающих мотивацию учеников к изучению иностранного языка

Дети начинают изучать английский язык во втором классе. Для них это что-то новое, необычное, интересное, но со временем иностранный язык превращается в такой же школьный предмет, как и все остальные, ...