Игра-драматизация на уроке английского языка как средство развития коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста
статья по иностранному языку (2, 3, 4 класс)

Иванова Настасья Геннадьевна

Игра-драматизация на уроке английского языка как средство развития коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста. (Иванова Н.Г.)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Иванова Настасья Геннадьевна,

Учитель английского языка

Лицея 590 Красносельского района

Города Санкт-Петербурга

Игра-драматизация на уроке английского языка как средство развития коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста

Хорошо известно, что игра – один из основных видов деятельности, в процессе которой у дошкольников развивается способность чувствовать эмоциональные состояния окружающих, способность занимать позицию переживающего и, совершая определенные действия, проигрывать различные варианты отношений с другими людьми. Несмотря на то, что в начальной школе ведущий вид деятельности - учебный, на уроках английского языка без элементов игр не обойтись.

В своих трудах В.А. Деркунская и Т.А. Гайворонская отмечают, что такой вид игры, как игра-драматизация (или театрализованная игра) способствует развитию психических процессов и различных качеств детской личности – самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости, воображения.

Своеобразие игр – драматизаций, по мнению исследователя Л.В. Артемовой, определяется сюжетом, заранее придуманным автором литературного произведения. От содержания драматизируемого произведения зависит состав участников игры, слова, которые они произносят, последовательность происходящих событий, создание определенных декораций, атрибутов, подбор музыкального сопровождения и т.д. Действия, производимые детьми в игре – драматизации, более сложны, чем в сюжетно – ролевой игре при подражании увиденному в жизни. Здесь ребенку необходимо не только воссоздать какой – либо из встречающихся в жизни объектов, но и поставить его в условия, предложенные автором литературного текста. Литературное произведение подсказывает, какие действия следует выполнять, но в нем нет указаний о способах воплощения их – движениях, мимике, интонациях. Это, в свою очередь, инициирует проявление детского творчества при подборе изобразительных и выразительных средств. Созданием игры-драматизации является ее литературная или фольклорная основа содержания и наличие зрителей.

Как отмечает Т.Н. Донорова, игры-драматизации сложнее по содержанию, подготовке и организации. В такой игре, заняты все учащиеся: одни как ведущие, другие как участники массовых сцен. Эти игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Театрализованные игры отличаются от детского спектакля. Прежде всего, они отличаются своей целевой установкой: детский спектакль создан для представления на сцене в детском театре, в условиях праздников, а театрализованная игра – это особый вид игровой деятельности, в которой ребенок организует свой досуг.

Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, - сюжетом игры. Чтобы понять, какой герой, надо научиться анализировать его поступки, оценивать их, понимать мораль произведения. Умение представлять героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом зависит от личного коммуникативного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т.п.). Следовательно, подготовленность к театрализованной игре можно определить, как такой уровень общекультурного и коммуникативного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа. Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе освоения игрового опыта.

Сами по себе театрализованные игры, как отмечают В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина: являются частью воспитательно-образовательной работы. Она имеет большое значение для развития личности ребенка – младшего школьника не только потому, что в ней упражняются отдельные психические процессы (мышление, память, речь, воображение, внимание), но и потому, что эти процессы поднимаются на более высокую ступень развития благодаря тому, что в игре развивается вся личность ребенка, его сознание, его коммуникативные способности. Ребенок осознает себя, учится желать и подчинять желанию свои мимолетные аффективные стремления; учится действовать, подчиняя свои действия определенному образцу, правилу поведения, учится жить, проживая жизни своих героев, любя или не любя их, анализируя и пытаясь вникнуть в суть и причины их поступков и учась на их ошибках.

Игра-драматизация ставит перед ребенком немало очень важных задач. Дети должны уметь при небольшой помощи со стороны учителя организовываться в игровые группы, договариваться о том, что будет разыгрываться, определять и осуществлять основные подготовительные действия (подобрать необходимые атрибуты, костюмы, декорации, оформить место действия, выделить исполнителей ролей и ведущего, произвести несколько раз пробное разыгрывание); уметь пригласить зрителей и показать им спектакль. Речевые и пантомимические действия исполнителей ролей при этом должны быть достаточно выразительны (внятны, интонационно разнообразны, эмоционально окрашены, целенаправленны, образно правдивы). В игре формируется такое качество личности ребенка как умение общаться с окружающими. Оно не только характеризует нравственный облик ребенка, но и перестраивает существенным образом его эмоциональную и интеллектуальную сферу, так как в игре происходит взаимодействие различных смыслов, развитие событийного содержания и достижение общей игровой цели. В игре дети получают первый опыт делового общения. Все это убедительно доказывает, что театрализованные игры способствуют формированию коммуникативных способностей ребенка и воспитывают коммуникативную культуру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через развитие речи

Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной,   активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личнос...

Игра на уроках математики и во внеклассной работе, как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста.

Виды игр для детей очень разнообразны. Есть такие игры, которые предназначены специально для развития умственных способностей школьников, совершенствования и тренировки их памяти и мышления,которые по...

«Сочинение сказок как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста»

Цель: Развивать творческие способности детей через сочинение сказок (слайд). Задачи: 1. Познакомить с приёмами творческого воображения. 2. Показать технологии. 3. Раскрыть приёмы сочинения сказок...

Игры на развитие коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста

В данной публикации представлена картотека игр на развитие коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста. Данная картотека игр имеет определенные цели и задачи:чувство единс...

Курсовая работа на тему "Музыкально-дидактическая игра как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста"

Курсовая работа на тему "Музыкально-дидактическая игра как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста"...

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Сформированность коммуникативных навыков детей определяет их социализацию и личностное развитие. Сильное влияние на формирование навыков общения у детей с интеллектуальными нарушениями оказывают их пс...