Учебная программа элективного курса для учащихся начальной школы "История России"
элективный курс по истории (4 класс) на тему

Егорова Ольга Викторовна

 

      Курс логически вписывается в общую систему образовательного процесса и имеет связь с другими предметами. Курс является интегрированным и реализует историческое, обществоведческое и страноведческое содержание образовательной области «Обществознание» в начальной школе. Он опирается на знания, полученные младшими школьниками в 1-2 классах из курса «Окружающий мир».

       Темы для изучения курса «История России» отобраны с учётом возрастных возможностей школьников. Исторический материал курса даётся в хронологической последовательности: с древности до современности, по периодам. Это способствует созданию у мл. школьников конкретных образов об исторических эпохах, формированию историко-временных представлений, помогающих детям преодолевать присущее их возрасту сближение прошлого и настоящего. В программе курса даются предложения по привлечению на занятиях регионального материала. Он даёт возможность познакомить детей с историей и современностью на близком и наглядном материале, максимально приближенном к ученику. Такое соединение близкого детям материала с далёким даёт им представление о тесной связи истории Отечества и родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_rossii.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»

«История России»

Учебная программа элективного курса для начальной школы

                                                                      Автор: Егорова О.В.

                                                            Учитель начальных классов

                                                                    МАОУ «СОШ №5» г. Сатка

                                                                         Саткинского района

                                                                        Челябинской области

Сатка 2008

Курс «История России»

пояснительная записка

Тип и вид элективного курса:  

          историко-обществоведческий, пропедевтический     

Цели изучения курса:

1. Формировать у детей интерес к прошлому и настоящему родной

страны.

2. Формировать у детей представление об историческом процессе,

об окружающем их мире.

Задачи изучения курса:

1. Предварительное знакомство учащихся с далёким и недавним прошлым родной страны и края.

2. Создание у младших школьников конкретных образов об исторических эпохах, формированию историко-временных представлений.

3. Развитие познавательного интереса младших школьников к изучаемому предмету.

4. Воспитание любви к Отечеству и родному краю, уважения к истории и культуре народов России.

5. Оказание нравственного воздействия на личность учащихся, расширение их социального опыта.

Методологическую основу курса составляют небольшие беседы с использованием иллюстраций, исторических карт; отрывки из исторических документов, литературных памятников, воспоминаний современников и др.

Место и роль курса.

      Курс логически вписывается в общую систему образовательного процесса и имеет связь с другими предметами. Курс является интегрированным и реализует историческое, обществоведческое и страноведческое содержание образовательной области «Обществознание» в начальной школе. Он опирается на знания, полученные младшими школьниками в 1-2 классах из курса «Окружающий мир».

       Занятия проводятся 2раза в неделю, количества часов – 34. Категория обучающихся – учащиеся 3-х классов. Программа составлена с использованием пособия Ворожейкиной Н.И. Пропедевтический курс истории в начальной школе: беседы с учителем.- Смоленск: Ассоциация 21 век, 2006.

Обоснование отбора содержания образования.

      Темы для изучения курса «История России» отобраны с учётом возрастных возможностей школьников. Исторический материал курса даётся в хронологической последовательности: с древности до современности, по периодам. Это способствует созданию у мл. школьников конкретных образов об исторических эпохах, формированию историко-временных представлений, помогающих детям преодолевать присущее их возрасту сближение прошлого и настоящего. В программе курса даются предложения по привлечению на занятиях регионального материала. Он даёт возможность познакомить детей с историей и современностью на близком и наглядном материале, максимально приближенном к ученику. Такое соединение близкого детям материала с далёким даёт им представление о тесной связи истории Отечества и родного края.

Общие характеристики содержания обучения.

Для активизации процесса обучения и воспитания используются различные методы и приёмы:

-   рассказ;

- беседы с заданиями, требующие привлечение знаний из внешкольных источников информации;

- вопросы и задания репродуктивного и продуктивного, творческого характера;

- загадки, кроссворды, пословицы и поговорки;

- иллюстрации: рисунки, портреты исторических деятелей, карты;

- работа с терминами, хронологические задания;

- рисунки, раскрывающие термины;

- изложение содержания, такие как повествование и описание;

- игры – состязания.

Содержание учебного исторического материала должно стать основой для дальнейшего изучения истории в средней школе.

Основные знания и умения:

Дети должны уметь воспроизводить знания, в том числе:

называть:

             - Основной Закон страны;

             - народы, населяющие Россию (не менее трёх);

перечислять:

             - права ребёнка;

различать и сравнивать:

             - элементарные этические и эстетические понятия (добро-

             зло, трудолюбие-леность и др.);

             - государственную символику современной России;

приводить примеры:

             - исторических и культурных памятников страны;

             - достопримечательностей родного края;

             - государственных праздников Российской Федерации.

Решать учебные  и практические задачи: 

             - определять последовательность исторических событий;

             - соотносить год с веком;

             - показывать на исторической и современной картах России

             территорию государства, крупные города, места историчес-

             ких событий;

             - рассказывать о родной стране, её столице;

             - рассказывать о наиболее важных событиях в истории Оте-

             чества.

        Выявление уровня освоенности содержания проводится в занимательной форме в виде творческих заданий, решения простейших экономических задач, выполнения проектов, экономических викторин.

Форма оценивания: зачётная система, самооценивание.

Учебно – тематический план.

п/п

Наименование

раздела

Кол-во ч.

Теоретические

формы

реализации

программы

Практические

формы

реализации

программы

Формы

Контролям  

Введение в историю.

3ч.

1.

Что изучает история Отечества, родного края.

1ч.

Беседа

Работа с рисунком-схемой

2.

Счёт лет в истории.

1ч.

Рассказ,беседа

Хронологич.задачи

3.

Как люди узнают о прошлом.

1ч.

Рассказ

Работа с иллюстрацими

Опрос

Древняя Русь.

8ч.

4.

Восточные славяне.

1ч.

Чтение

Вопросы

5.

Русь при первых князях.

1ч.

Рассказ, слов.работа

Карта, иллюстрации

6.

Древний Новгород.

1ч.

Учебная игра

Карта,иллюстрации

7.

Владимиро-суздальская земля.Древняя Москва.

1ч.

Чтение,рассказ

Сравнение

8.

Батыево нашествие.

1ч.

Беседа,слов.работа

Карта

Задания

9.

Борьба Руси с нем. и швед. захватчиками.

1ч.

Рассказ

Игра

Опрос

10.

Родной край в древности.

1ч.

Рассказ, беседа

Экскурсия

11.

Повторение темы.

1ч.

Беседа,работа с терминами

Карта, кроссворд

Задания

Московская Русь

6ч.

12.

Москва-центр объединения русских земель

1ч.

Беседа

Работа с картой

13.

Куликовская битва

1ч.

Чтение

Иллюстрации

14.

Иконописец Андрей Рублёв

1ч.

Рассказ

Иллюстрации

Творч.задания

15.

Русский город времён Московской Руси

1ч.

Беседа

Иллюстрации, карта

16.

Московское государство при Иване Грозном

1ч.

Рассказ, термины

Фотографии

17.

Повторение темы.

1ч.

Дискуссия, краеведение

Карта,иллюстрац

Игра-состяз.

Россия

6ч.

18.

Защита Отечества от иноземных захватчиков.

1ч.

Понятия, термины

Работа с картой

19.

Жизнь и быт царской семьи.

1ч.

Рассказ

Иллюстрации

20.

Жизнь и быт горожан и крестьян.

1ч.

Беседа

Сравнение

Задания

21.

Русские землепроходцы.

1ч.

Рассказ

Иллюстрации

22.

Образование в России в 17веке.

1ч.

Беседа

Рисунки

Проект

23.

Повторение темы.

1ч.

Дискуссия

Игра-состязание

Российская империя

11ч.

24.

Пётр 1 и его преобразования

1ч.

Беседа

Составление характеристики

25.

Первый русский академик

1ч.

Рассказ

26.

Россия в царствование Екатерины 2.

1ч.

Рассказ, беседа

Сравнение

27.

Воинская слава России.А.В.Суворов

1ч.

Рассказ

Иллюстрации,пословицы

Творческие задания

28.

Отечественная война 1812года.

1ч.

Беседа, работа с терминами

Карта, хронологические задания

29.

«Золотой век»русской литературы.

1ч.

Чтение,рассказ

Декламирование

Творческие задания

30.

Освобождение крестьян от крепостной зависимости.

1ч.

Чтение, расказ

Хронологические задания

31.

Расцвет русской музыки и живописи

1ч.

Рассказ

Иллюстрации, прослушивание

Проект

32.

Конец Российской империи

1ч.

Беседа

Вопросы, работа с картой.

33.

Родной край в 18-нач.20 века.

1ч.

Рассказ, беседа

Фото, иллюстрации

34.

Повторение темы.

1ч.

Дискуссия

Игра-путешествие

Содержание программы.

Раздел 1.  Что изучает история Отечества, родного края. Счёт лет в

                  истории. «Лента времени». Как люди узнают о прошлом.

                  Исторические источники. Понятия и термины: история,    

                Родина, Отечество, летосчисление, век, археологи, перга –

                  мен, берестяные грамоты.

Раздел 2: Жизнь и быт, занятия, религия восточнославянских пле –

                  мён, жителей древнерусских городов; дать представле –

                  ние о древнерусском государстве, памятниках культуры;

                  героизм наших предков в борьбе с захватчиками.

Раздел 3: Усиление Московского княжества, рост его территории;

                 Становление и развитие Московского государства, жизнь

                 и быт его населения. Куликовская битва как наиболее зна

                 чимое событие в истории Отечества. Иконы, церковная и

                 гражданская архитектура Московской Руси.

Раздел 4: Жизнь, быт, культура, военная слава наших предков в 18-

                 19в.; необходимость отмены крепостного права, переме –

                 ны, произошедшие после него. Причины и последствия

                 Февральской революции. Исторические личности: Пётр 1,

                 Екатерина 2, М.В.Ломоносов, А.В.Суворов, М.И.Кутузов,

                 А.С.Пушкин, П.М.Третьяков и др.

Прогнозируемый результат обучения: самостоятельная учебно-познавательная деятельность, творческая познавательная деятельность с успешной презентацией.

Литература:

1. Приказ Министерства РФ № 1235 от19.05 1998г.

2.Ворожейкина Н.И. Наша Родина в прошлом. Беседы по истории России для 3 класса четырёхлетней начальной школы.Издательство «Ассоциация 21 век». Смоленск, 2001.

3. Ворожейкина Н.И. Пропедевтический курс истории в начальной школе:беседы с учителем.- Смоленск: Ассоциация 21век, 2006.

4. Воржейкина Н.И. Рабочая тетрадь по истории России, 3 класс.- С.: Ассоциация 21 век, 1999г.

5. Ишимова А.О. История России для детей.- М.-Мн., 1993г.

6. Трапезникова Г.П. История нашей Родины(методические рекомендации для учителей нач.классов).- Златоуст,1997г.

7.Ермильченко Н.В. История Москвы.: Белый город. – М.: 2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса «ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЕ» для начальной школы

Целью элективного  курса «Человекознание»  является приобщение учащихся к основам психологической,  валеологической и нравственной культуры.Основной предмет изучения — личная жизнь, вну...

Программа элективного курса по математике «Наглядная геометрия» для учащихся начальных классов.

Программа курса «Наглядная геометрия» разработана на основе Концепции стандарта второго поколения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у млад...

Учебная программа элективного курса по математике "Решение логических задач" (2,4) классы

Учебная программа«Решение логических  задач»(элективный курс по математике для учащихся 2 и 4 классов на 34 часа)...

Элективный курс для учащихся начальной школы "Юный эколог"

Программа «Юный эколог» - имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.Теоретические основы программы – исследования возраст...

Элективный курс для учащихся начальной школы "Я хочу читать"

Элективный курс ориентирован на совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), а также способствуют более глубоко...