Рабочая программа элективного курса «ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЕ» для начальной школы
рабочая программа по теме

Алифатова Наталья Николаевна

Целью элективного  курса «Человекознание»  является приобщение учащихся к основам психологической,  валеологической и нравственной культуры.

Основной предмет изучения — личная жизнь, внутренний мир человека, его душа и организм, сущностные характеристики, разнообразные связи с окружающим миром (природой, обществом).

Программа может использоваться на занятиях кружка, внеурочной деятельности, на уроках окружающего мира, а также психологами и социальными педагогами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon elektivnyy_kurs_chelovekoznanie.zip40.99 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа элективного курса

«ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЕ»

для начальной школы

 

                                                                                                                                  Составитель:

        Алифатова

Наталья Николаевна,

учитель начальных классов, I категория;

                                                                                                                       

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основные положения

Во всем мире  неуклонно нарастает тенденции интеграции и сотрудничества, стремления решать конфликты и проблемы творчески, создания условий для полноценного развития личности, её самореализации, возрастания ценностей семьи и здорового образа жизни.

Существует множество проблем,  связанных с человеком, его жизнью, благополучием, которые, помимо прочих причин, свидетельствует так же о низком уровне духовной, нравственной, валеологической культуры людей:

- ослабление жизненных сил, рост нервно – психических и соматических заболеваний;

- снижение генетического потенциала как следствие нездорового образа жизни, алкоголизма, наркомании;

- слабая социализация личности, выражающаяся в агрессивности (немотивированная жестокость, насилие, суицид, жестокое обращение с детьми);

- нетерпимое отношение к «иным» по этническим признакам;

- рост количества разводов, неблагополучие семейных отношений, отказ от выполнения родительских функций.

На рубеже XXI века становится особенно актуальной проблема гуманитарной культуры, особенно у подрастающего поколения. От того, какой она будет, зависит не только благополучие, будущее нашей страны, мира, но и выживание тех, кто сегодня ещё ходит в детский сад, школу.

Анализируя состояние и проблемы современной школы, учёные отмечают, что из социального института, ориентированного на повышение уровня культуры в обществе, школа превратилась в рядового потребителя культурной продукции и ныне не всегда обеспечивает даже простое воспроизводство социальных норм и ценностей.

Школа пока недостаточно ориентирована на повышение гуманитарной культуры личности  в таких её компонентах как психологическая, валеологичсекая, нравственная. Анализ содержания современного общего среднего образования показывает, что в нём недостаточно представлены через учебные предметы область, связанная с человекознанием, в частности, с психологическими,  с медицинскими, духовно – нравственными проблемами человека.

Целью курса «Человекознание»  является приобщение учащихся к основам психологической,  валеологической и нравственной культуры.

Задачи:

- обеспечить духовное, валеологическое, этическое сопровождение развития учащихся;

- дать практически ориентированные знания об организме и психике человека и самого себя, нравственных основах жизни человека, здоровом образе жизни, личной и семейной жизни;

- сформировать основные приёмы и способы: получения знаний о человеке, самопознания, саморегуляции, самоорганизации, самосовершенствования, психической деятельности, самопомощи, конструктивного взаимодействия и общения, гигиены, поведения в различных ситуациях;

- способствовать развитию интереса к внутреннему миру человека, гуманистических установок, идеалов и ценностей, стремлению к самореализации и гармонии с самим собой, другими людьми;

- развить личностную, познавательную, коммуникативную рефлексию себя как субъекта культуры;

- способствовать построению целостной Концепции Человека и позитивной Я-концепции, гармонизации личности;

- помочь учащимся в жизненном, личностном, профессиональном самоопределении, самореализации на основе самопознания и' раскрытия собственного потенциала.

Основаниями для отбора содержания образования выступают:

—  основные позитивные тенденции и достижения современной мировой и отечественной культуры;

—  запросы современной образовательной системы, ориентированной на гуманизацию и гуманитаризацию;

— представления науки о возрастных возможностях школьников в достижении определенного уровня культуры;

—  естественный интерес учащихся к себе, своему организму и психике, взаимоотношениям, имеющие особенности в каждом возрастном периоде;

—  духовные, нравственные, валеологические проблемы, типичные для каждого возраста.

Человек в нашем курсе является одновременно объектом и субъектом изучения, а предметом изучения являются, образно выражаясь, три его «ипостаси» в единстве: дух, душа и тело.

Психология, этика, валеология относятся к классу рефлексивных наук, поэтому предмет направлен, прежде всего, на познание собственного внутреннего мира, самого себя, собственную жизнь, а не абстрактного человека. Этот учебный предмет позволяет удовлетворить естественный интерес ребёнка к себе, другим людям. Он не повторяет традиционную структуру курсов психологии, гигиены, этики, не является вариантом академических курсов.

Курс касается как общественной, так и личной жизни человека.

Основной предмет изучения — личная жизнь, внутренний мир человека, его душа и организм, сущностные характеристики, разнообразные связи с окружающим миром (природой, обществом).

«Личная жизнчеловека — это самое богатое, самое конкретное, включающее в себя как единичное многообразие, так и иерархию всё более абстрактных отношений (в том числе и отношение к человеку как носителю той или иной общественной функции или как природному существу и т.д.). В своей конкретности она содержательнее, чем каждая из трёх абстракций, которую из неё можно извлечь».

Одним из показателей культуры личности, согласно определению, данному О.С. Газманом, является состояние внутренней гармонии с самим собой, другими людьми, обществом и природой. Это состояние необходимо, чтобы чувствовать себя здоровым и счастливым. Поэтому наш курс в качестве сверхзадачи имеет ввиду гармонизацию учащихся, помощь в построении жизни в гармонии с самим собой и другими людьми, что означает:

- заботу о себе и своём здоровье, благополучии, личных интересах в соотношении с заботой о других людях, интересах и благополучии близких людей, общества;

- развитие и тренировку психических процессов, интеллекта в соответствии с становлением духовно-нравственной сферы;

- единство сознания и поведения, слова и дела, разума и чувств.

Когда ребёнок рождается, если он не болен, не разлучён с матерью, удовлетворены его базовые потребности, то он испытывает именно состояние гармонии. Естественно, достижение взрослым человеком внутренней гармонии — это, скорее всего, метафора, идеал. Однако, чем полнее будут удовлетворены потребности личности, актуальные для каждого конкретного возраста, тем полнее будет ощущение жизни, тем счастливее человек, тем более гармоничным он является.

В раскрытии возрастных возможностей мы опираемся на положение Л.С. Выготского о сензитивности периодов, создающей благоприятные внутренние условия для закономерного появления и развития тех или иных особенностей, качеств психики.

При определении актуальности, значимости отдельных проблем в возрастном становлении базисной культуры личности мы исходили из положений концепции А. Маслоу об иерархии и порядке появления человеческих потребностей: от физиологических (органических) к потребности в безопасности, затем — к потребности в общении, принадлежности, любви и достижении успеха и в конечном итоге — потребность в самореализации и саморазвитии. Эти идеи А. Маслоу, связанные с характеристикой спонтанного становления ценностно-смыслового компонента культуры личности, могут служить исходным основанием учёта естественно возникающих потребностей в отборе содержания образования. Так, уже в дошкольном и младшем школьном возрасте особенно актуальным, видимо, является внимание к вопросам личной безопасности, принадлежности к общности, общения, достижения успехов и др. Для юношеского возраста непременным условием внутренней гармонии является успешное жизненное, профессиональное, личностное самоопределение, самоутверждение. Поэтому программа для этого возраста выстраивается в контексте актуальных и жизненно важных проблем, свойственных для юношеского периода.

Основные доминанты в курсе человекознания — это нравственность, физическое и психическое здоровье, творчество, саморазвитие, самореализация и самоопределение. Поэтому приоритетными аспектами человекознания в нашем курсе являются этический, валеологический. Кроме того, в курсе фрагментарно представлены философский, психотерапевтический, логический, эстетический, правовой, и педагогический аспекты, также осуществляются межпредметные связи с литературой, историей, физкультурой, биологией и т.д.

Названные приоритеты определяются, во-первых, их актуальностью для жизнедеятельности человека, во-вторых, обострением соответствующих проблем в современный период, в-третьих, несистематической, фрагментарной, крайне недостаточной представленностью в содержании современного образования, в-четвёртых интересом учащихся к изучению себя и других людей.

Основываясь на представлении Б.М. Кедрова, Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, Е.А. Шороховой, Ж. Пиаже и др. о центральном месте психологии в системе наук о человеке, мы выделили этот аспект курса человекознания в качестве основного. Мы исходили из мысли А.Н. Леонтьева  о том, что одним из главных условий повышения значения и роли психолгии является её практическая направленность, смена логики изучения человека — «не по областям науки, а по проблемам». Поэтому, выделив ключевые психологические проблемы каждого возрастного периода, мы выстраивали логику и содержание образования каждого аспекта человекознания по годам обучения.

Культура личности включает в себя культуру психической деятельности (мышления, эмоций и чувств), культуру общения, игры, практической, учебной деятельности, поведения и отношений, культуру жизненного самоопределения. Наш курс является своеобразным сопровождением процессов самопознания, саморегуляции, самоорганизации, саморазвития, самоопределения, самореализации личности школьника.

В.А. Сухомлинский писал: «Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательн6о, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает  и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу – всё равно будет зло, потому что человек рождается существом, способным стать человеком, но не готовым человеком».

Программа кружка по  «Человекознанию» подготовлена по принципу выделения разделов  с точки зрения актуальных проблем человекознания, требующих подготовки школьников, и раскрытия содержания «по спирали» последовательно и систематично по годам обучения. В каждом классе с различной степенью полноты отражены следующие сквозные разделы:

1. Человек и окружающий мир. Сущность, природа, происхождение человека. Человек: индивид, индивидуальность, личность.

2. Культура общения и взаимоотношений.

3. Психические процессы.  Культура познавательной деятельности, эмоций и чувств.

4. Поведение человека в различных ситуациях (обычных, экстремальных и т.д.). Культура поведения. Культура личной безопасности.

5. Нравственные основы жизни человека.

6. Здоровье и здоровый образ жизни.

7. Культура самоопределения, выбор жизненного пути.

8. Мир семьи. Культура семейных отношений.

9. Саморегуляция, самоорганизация, самореализация, самосовершенствование.

10. Таинственные и загадочные явления, связанные с человеком.

Области применения программы

Программа рассчитана на реализацию в общеобразовательных учреждениях разного типа, как в рамках предметов по выбору детей и родителей, так и во внеклассной и внешкольной работе. Программа ориентирована на учащихся 1- 4 классов; реализовывается в течение учебного года. Регулярность занятий – 1 час, 3-4 раза в неделю.

Формы проведения занятий и методы обучения

 В начальной школе занятия с детьми построены на сюжетно-событийной основе. Каждое занятие проводится по определенному сюжету, иногда несколько занятий объединены единым сюжетом. Дети вовлечены в деятельность, которая является целесообразной и мотивированной, что повышает эффективность занятий и интерес к изучаемому материалу. Занятия в начальной школе преимущественно построены по сценарному типу, это не исключает возможностей импровизации, построение другой сценарной линии в зависимости от ситуации на занятиях или особенностей класса. В каждом классе вырабатываются свои традиции, ритуалы (встречи, прощания, приветствия).

Использование форм и методов работы с детьми определяется особенностями предмета изучения:

- групповая  дискуссия, беседы;

- анализ конкретных жизненных ситуаций, текстов, решение задач;

- создание и анализ проблемных ситуаций;

- элементы наблюдения, самонаблюдения, эксперименты;

- игры (деловые, имитационные, драматизации);

- тестирование и другие диагностические процедуры;

- метод творческого самовыражения.

Основными принципами построения и реализации программы кружка «Человекознание» являются:

- интегрированность, междисциплинарность;

- систематичность и последовательность изучения материала;

- вариативность содержания, форм и методов, последовательности изучения материала;

- научность в сочетании с доступностью и практической направленностью.

Для успешной реализации  программы необходим ряд условий. Первым является создание соответствующей среды, атмосферы в школе, определяемой как психологизация, валеологизация, этизация жизни школы. Это означает особое внимание к указанным аспектам в работе всего педагогического коллектива, деятельность медико – социально – психолого –педагогической службы, создание поддерживающей ребенка  среды  классе, в частности, на уроке.

Вторым условием является обеспечение поддержки работы педагога в семье ребенка, причастность родителей к тому, что происходит в школе, на уроках.

Третьим условием является соответствующая подготовка педагога к ведению кружка, его личные и профессиональные качества.

СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ

элективного курса  «ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЕ»

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

1 КЛАСС «ИГРАЕМ, ОБЩАЕМСЯ, УЧИМСЯ ВМЕСТЕ»

Тема 1. Знакомство. Я — ученик

Знакомство детей друг с другом (игры «Паровозик», «Снежный ком»). Ознакомление с помещением. Оформление стенда «Наш класс — наш дом» (с фотографиями детей). Обсуждение вопросов: Что такое школа? Для чего нужно учиться? Первые впечатления о школе: что нравится, что не нравится. Проективный рисунок «Что мне нравится в школе». Что значит — быть учеником? Права и обязанности ученика.

Тема 2. Играем, общаемся, учимся вместе

Знакомство с игрушками в кабинете, в том числе, с персонажем (ёжиком Тишей). Обсуждение вопросов: Во что я люблю играть? Мои любимые игры, игрушки. Какие бывают игры? Какие мы знаем правила игр? Правила дружной и честной игры. Правила общения в группе. Правила совместной деятельности. Умения слушать, договариваться в совместной деятельности, делиться игрушками или предметами, спрашивать о непонятном, выражать согласие (или несогласие), устанавливать очередность в разговоре и др.

Тема 3. Правила вежливости

Какого человека называют вежливым? Вежливые слова (спасибо, пожалуйста, прошу Вас, разрешите, будьте добры, простите, извините и т.д.). Учимся здороваться, прощаться, благодарить, просить, извиняться, обращаться на «ты» и «Вы».

Тема 4. Правила поведения в общественных местах

В столовой: как вести себя за столом, правила самообслуживания. В библиотеке: как обращаться, заказывать книгу. В театре: до начала спектакля, в антракте, гардеробе. В транспорте: как вести себя, уступать место. Как вести себя при переходе улицы.

Тема 5. Праздники в школе и дома

Праздничное общение. Основные праздники в нашей жизни. Поздравления: учимся поздравлять. Приглашение в гости. Поведение в гостях (продолжительность визита, поведение хозяина дома, уход гостей). Повседневная и нарядная одежда, вкус в одежде. Украшения, их уместность. День рождения. Дарим и получаем подарки. Обсуждение вопросов: В каких случаях дарят подарки? Как дарить и принимать подарки? Как обращаться с подарком? Всегда ли подарок — вещь?

Тема 6. Моя семья

Понятие семьи. Помощь, забота друг о друге, уважение, любовь в семье, обращения и вежливые слова. Обсуждение вопросов: Из кого состоит моя семья? Что я могу сделать для членов семьи? Проективный рисунок «Моя семья».

Тема 7. Внимание и наблюдательность

Что такое внимание? Для чего нужны внимание, наблюдательность? Учимся замечать различия и сходство, детали. Что бывает с невнимательным, рассеянным человеком. Наблюдение за мимикой, жестами, позами других людей. Тренинг внимания и наблюдательности (освоение способов).

Тема 8. Для чего нужна память?

Что такое память? Для чего нужна память? Из чего она состоит запоминание, заучивание, повторение, узнавание, воспоминание)? Память животных и человека. Освоение способов запоминания (словесной, образной информации). Учимся запоминать стихи, сказки, образовывать ассоциации.

Тема 9. Фантазируем вместе

Мы — фантазеры! Где человеку нужна фантазия, воображение? Придумаем то, чего на свете не бывает: обучение приемам фантазирования  («бином  фантазии»,  необычные  способы  употребления предметов, «истории наоборот» и др.)

Тема 10. Учимся мыслить

Знание и незнание. Как мы получаем знания? Учимся анализировать, сравнивать, абстрагировать, обобщать, классифицировать, синтезировать. Работа с моделями, по схематическим планам. Учимся задавать вопросы («что», «как», «почему», «сколько», «какая», «зачем»») и отвечать на них. Правильное употребление слов «и», «или», «не», построение суждений.

Тема 11. Что в имени моем?

Знаю ли я, почему (в честь кого) меня так назвали? Что означает мое имя? (домашнее задание). Какой вариант имени мне больше всего нравится? Рисуем свое имя. Отчество: мое и моих родителей. Фамилия.

Тема 12. Я и мои желания

Мои интересы, чем я люблю заниматься. О чем я мечтаю? Если бы я был волшебником (методика «Три желания»). Учебно-познавательная мотивация (игра «Да и нет» и др.). Любимый учебный предмет.

Тема 13. Я во времени. Я и время

Мир времени: настоящее, прошлое, будущее. Единицы измерения времени: минуты, часы, дни, недели, месяцы, годы. Прошлое: мое и моих родителей. Я в настоящем, прошлом, будущем (проективный рисунок). Когда время «бежит» незаметно и «тянется» долго? Что такое возраст? Какой у меня возраст?

Тема 14. Кто я? Какой я?

Человек и другие живые существа: сходство и различия. Человек

-  часть природы и общества, чем отличаются люди друг от друга (пол, возраст, внешность, характер, привычки, профессии). Все мы -  разные. Основные качества человека: трудолюбие, доброта, справедливость, честность, вежливость, внимательность, аккуратность, заботливость, ответственность, принятие себя. Что значит быть: честным, аккуратным, добрым и т.д. Правила поведения, их роль в жизни. За что меня хвалят, наказывают? Какой я? Каким я хочу быть9 (методика «Лесенка»). Мои роли: какой я ученик, какой я сын (дочь), какой я товарищ?

Тема 15. Мои привычки

Какие бывают привычки? Какие нужны привычки, чтобы хорошо учиться? Привычки хорошие и плохие, полезные и вредные. Какие привычки есть у меня?

Тема 16. Переживания, настроения, эмоции

Основные виды эмоций человека: радость, печаль (грусть), интерес (удивление), страх, гнев, горе (страдание). Их проявления, выражение в мимике, позе, жестах и распознавание. Определение своих эмоциональных состояний, настроения. Как можно улучшить свое настроение (тренинг саморегуляции). Сочувствие, сопереживание. Как можно улучшить настроение папы, мамы, бабушки и т.д.?

Тема 17. Как я устроен?

Заполнение «карты» человека (контурного рисунка человека). Части тела, их функции, деятельность. Внутренние органы, скелет, мышцы, кожа. Правильная осанка. Как правильно сидеть за столом, партой? Органы чувств.

Тема 18. Зрение и забота о нем

Для чего нужны глаза, зрение? Зрительные ощущения. У кого самое острое зрение? Кто хорошо видит ночью? Что может случиться с глазами, зрением? Как беречь свое зрение? Как обращаться с очками?

Тема 19. Слух, уход за ушами

Для чего нужен слух? Особенности слуховых ощущений. Как беречь уши? Признаки простуды и болезней уха.

Тема 20. Вкус и запах

Для чего нужен нос, язык? Какие бывают вкусовые, обонятельные ощущения? Как беречь нос, язык? Что делать при насморке?

Тема 21. Сон

Зачем нужен сон? Что происходит с человеком во сне? Сколько и как нужно спать? Что не следует и что следует делать перед сном? Сон и здоровье, сон и красота, сон и настроение.

Тема 22. Уход за зубами

Зубы у животных. Молочные и постоянные зубы. Что бывает при потере зуба? Чем и как нужно питаться, чтобы зубы были здоровыми? Как чистить зубы?

Тема 23. Правила безопасного поведения в экстремальных ситуациях дома, на улице, в школе

Если остаешься один дома: что делать, когда загорелось что-то? Если в дом постучался кто-то чужой? Если тебя приглашает (зовет) куда-то незнакомый человек.

2 КЛАСС. «МОЙ МИР ВО МНЕ И ВОКРУГ МЕНЯ»

Тема 1. Наш класс и я

Наш класс - наш второй дом. Построим дом-класс (изготовление планшета в виде дома с окнами, где помещены фотографии детей). Изготовление экрана-стенда для представления информации, рисунков детей и т.д. С кем я хочу быть соседом в «доме», в групповой работе, с кем хочу работать в паре. Я — ученик (напоминание прав и обязанностей).

Тема 2. Мои роли сейчас

Какие роли я выполняю сейчас (моделирование ролевой структуры личности — «Я сейчас»). Какие роли — самые главные?

Тема 3. Мои роли в будущем

Моё будущее. Кем я хочу стать? Какие роли я буду выполнять в будущем? (Моделирование ролевой структуры личности — «Я в будущем»)

Тема 4. Играем, общаемся, учимся вместе

Я - ученик. Напоминание школьных правил. Обучение навыкам общения и учебного сотрудничества в дидактических играх, упражнениях на развитие психических процессов. Умение договориться о выполнении совместного дела, делить предметы и делиться ими, обмениваться мнениями, высказывать свое мнение, возражать, просить, отказывать. Взаимоконтроль, взаимооценка. Рефлексия по поводу выполненной работы, своих действий.

Тема 5. Вежливость на каждый день

Повторение правил поведения и общения в различных ситуациях. Волшебство вежливых слов. Как вести себя с папой, мамой, бабушкой, дедушкой, учителями, старшими, с мальчиком (девочкой)? Общение по телефону: как отвечать на звонок, приветствие по телефону, как заканчивать разговор. Когда уместно и неуместно звонить.

Тема 6. Мои поручения

Что я умею делать? Как я это делаю (рассказать, показать).Сам я это делаю или по поручению взрослых? Что такое поручение? Поручения в школе и дома (планирование). Как я их выполняю?

              Тема 7. Воля

Для чего человеку нужна воля? В чем проявляется воля? Выдержка, смелость, организованность, настойчивость, решительность, дисциплинированность - волевые качества.

Тема 8. Привычки

Что такое привычка? Полезные и вредные привычки. Какие бывают вредные привычки и в чем состоит их вред организму, обществу? В чем заключаются последствия вредных привычек (на примере курения, употребления алкоголя)?

Тема 9. Режим дня, самоорганизация

Организация своих действий: сами ставим цель, сами планируем действия, выбираем способы действия, контролируем и оцениваем себя. Режим дня: планируем дела на день, неделю. Как я расходую время? Теряю ли я свое время?

Тема 10. Тренируем внимание, наблюдательность

Внимание как контроль над своими действиями. Приемы самоконтроля. Постановка цели, словесные инструкции, правила -приемы произвольного внимания. Тренируем зрительное, слуховое произвольное внимание.

Тема 11. Тренируем память

Приемы произвольного запоминания: установка, цель, использование средств (записей, «пиктограмм»), ассоциации, сравнения. Тренируем зрительную, слуховую, словесную, двигательную память.

Тема 12. Учимся мыслить

Правильно задаем вопросы. Учимся придумывать и отгадывать загадки. Строим суждения и умозаключения. Формирование основ понятийного мышления. Отработка операций анализа, сравнения, абстрагирования, сериация, классификация, обобщения — на словесном и образном материале. Активизация приемов творческого мышления и фантазирования.

Тема 13. Моя любимая сказка, герой

Для чего люди придумывают и рассказывают сказки? Какие сказки, книги, фильмы мне больше всего нравятся? Моя любимая сказка, фильм, Мой любимый герой. Почему он мне нравится? Придумываем коллективно и инсценируем сказки.

Тема 14.  Привычки

Что такое привычка? Какие бывают привычки? Все ли мои привычки хороши? В чем состоят последствия вредных привычек? Какие привычки я хочу приобрести, какие изменить?

Тема 15. Как я отношусь к людям?

Примеры положительного отношения к людям (из жизни, художественные произведения). Мое отношение к близким, родным, учителю, товарищам, одноклассникам. Что я хотел бы изменить? Как называется хорошее отношение к людям (доброжелательность, дружелюбие, благодарность, заботливость, внимательность, справедливость, отзывчивость, сочувствие, щедрость, уважение). Зависть, почему она возникает? Что такое эгоизм?

Тема 16. Как я отношусь к себе?

Примеры положительного отношения к себе в жизни, художественных произведениях. Черты, характеризующие отношение к себе: самопринятие, самоконтроль, уверенность, скромность и т.д. Какого человека называют хвастливым, зазнайкой и почему? Что мне нравится и что не нравится в себе. Я глазами других (мамы, учителя). Каким я хочу быть?

Тема 17. Как я отношусь к делам?

Примеры положительного отношения к делу, учебе из жизни и художественных произведений. Какие качества нужны, чтобы хорошо учиться: организованность, трудолюбие, самостоятельность, любознательность, дисциплинированность, ответственность. Какие качества есть у меня? Какие черты я хотел бы изменить?

Темя 18. Как я отношусь к вещам, предметам?

Примеры положительного отношения к вещам, предметам, природе. Какие черты характеризуют мое отношение к вещам, предметам (бережливость, аккуратность). Что я хотел бы развить в себе?

Тема 19. Добро и зло

Что значит - быть добрым, злым. Кого называют так и почему? Добро и зло в сказках, примерах, рисунках. Добро и красота, добро и здоровье. Творение добра, проявления доброты в жизни. Что и кому я могу сделать доброго?

Тема 20. Праздничное общение

Вместе готовимся к празднику: приглашения, сюрпризы, костюмы, выступления, поздравления. Проведение праздника в классе, его последующий анализ и рефлексия своего поведения, настроения, общения.

Тема 21. Смешное и грустное

Над чем я смеюсь? Над чем можно или нельзя смеяться? Шутки и юмор в нашей жизни. Небылицы. Как отличить веселое и грустное (мимика, жесты, интонации)? «От улыбки станет всем светлей». Улыбка в жизни человека. Определи настроение папы, мамы, бабушки, дедушки. Проективный рисунок «Самое веселое», «Самое грустное».

Тема 22. Горе, обида, радость

Что такое горе, печаль, обида, страдание? Как проявляются? «Нарисуй горе, обиду», «Нарисуй радость» — проективные рисунки. Что доставляет людям наибольшую радость? Почему? Что приносит наибольшие огорчения? Почему?

Тема 23. Чего я боюсь?

Что самое страшное, чего я боюсь (рисунок)? Снятся ли мне страшные сны, какие? Какие герои книг, фильмов вызывают во мне страх? Как избавиться от страха? Храбрость и трусость.

Тема 24. Поссорились - помирились

Учимся высказывать свою позицию, слушать другого, мысленно «встать» на точку зрения другого, доказывать свою правоту, соглашаться, если не прав, примеряться в конфликтной ситуации.

Тема 25. Как следует питаться?

Как питаются животные? Зачем нужно питаться? Как питаться правильно? От чего зависит качество пищи, какая пища «здоровая»? Как избежать отравлений?

Тема. 26. Откуда берутся болезни?

Микробы, их роль в возникновении заболеваний. Основные признаки заболеваний. Как вести себя во время болезни? Роль прививок.

Тема 27. Что нужно знать о лекарствах?

Лекарства: необходимость их применения, польза и вред. Как их используют (назначение врача, лекарственные дозы). Аллергия на лекарства, опасность отравления ими.

Тема 28. Для чего нужна зарядка?

Роль зарядки, когда и как нужно делать зарядку? Закаливание. Обтирание и обливание: для чего они нужны, когда и как их правильно делать. Как одеваться по погоде? Зарядка, закаливание и здоровье.

Тема 29. Охрана жизни и здоровья

Правила безопасного поведения в школе, на улице, в транспорте.

3 КЛАСС. «ОТ САМОПОЗНАНИЯ – К САМООГРАНИЗАЦИИ И САМОРАЗВИТИЮ»

Тема 1. Я в мире людей

Где я живу? Где находится школа? Какая улица, какой город (село)? В какой стране? Я - юный гражданин России. «Мы— дети Земли» (рисунок). Все люди — одна большая семья под названием «Человечество». А что дальше? Космос, Вселенная.

Тема 2. «Карта» человека: я и мои роли

Рисунок контура человека (в дальнейшем он будет постепенно заполняться в соответствии с изучаемыми темами) — «карта» человека. Я и мои роли: девочки (мальчика), дочери (сына), сестры (брата), внучки (внука), ученика, читателя, пассажира, зрителя и т.д. Сочинение-размышление «Я - девочка», «Я — мальчик».

Тема 3. Я и мои роли (продолжение)

Я в библиотеке, столовой, магазине, поликлинике, театре, кинотеатре, транспорте. Составление памяток с обсуждением в классе: «Если я ученик..,», «Если я пассажир...», «Если я зритель...», «Если я читатель...» и т.д.

Тема 4. Я в школе

С кем мне нравится играть, работать, сидеть за одной партой? Мои роли в классе, школе (социометрия). Что значит - быть другом? Какой я друг, подруга? Есть ли у меня друг? Что мне в нем нравится?

Тема 5. Я в семье

Какой я сын (дочь)? Какой я брат (сестра)? Какой я внук (внучка)? Эгоизм, грубость, черствость, непонимание, их проявления. Хорошо ли так вести себя с близкими? Отношение к близким, забота о них. Что я вместе с ними делаю? Что бы я мог сделать для членов семьи? Мои поручения, обязанности по дому (планирование домашних дел, задания учителя, самоконтроль и контроль родителей, последующий самоотчет). Чем отличаются поручения от других дел? «Женские» и «мужские» роли в семье. Уважение к старшим («чти родителей и прародителей своих и все сотворенное ими почитай и сохраняй»), «чти отца и мать свою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты жил на земле»). Дружба, любовь, нежность в семье. Моя родословная. Сочинение «Я — сын (дочь)».

Тема 6. Поступок

Связь мысли, слова и поступка, действия. Верность слову, слово и дело. Воля и выбор поступка. Намерение и поступок. Связь потребности и поступка. Хорошие и плохие поступки - как их отличить? Как поступить? Нравственный аспект поведения, проявления жадности, зависти, агрессивности. Правила Жизни Человека. Путь к Добру/Что делать вредно для себя и для других? Какие действия, поступки делают человека добрым, счастливым, нужным обществу и другим людям? Значение поступков для других людей. Планируем поступки: дома, в школе, на улице (чего бы я хотел добиться, как поступить — программа действий с самоанализом нравственного аспекта поведения). Формулировка требований к себе («Что я могу сделать, для кого?», «Что я хочу сделать, для кого?», «Что я должен сделать?»). Поступки и отношения к людям. Реакция на добрый или злой поступок другого человека. Как поступить, если тебя обидели, оскорбили (тренинг).

Тема 7. Привычки

Что такое привычка? Полезные и вредные привычки — их разнообразие: в учебе, общении, труде, гигиене. Все ли мои привычки хороши? В чем состоят последствия вредных привычек? Какие привычки я хочу приобрести, какие изменить? Как это можно сделать?

Тема 8. От самопознания к самовоспитанию

Словарь качеств человека, черт характера: их значение, описание. Пословицы, поговорки, жизненные и литературные примеры черт характера человека. Что мне нравится (не нравится) в себе? За что я могу похвалить себя? Качества, которые видят во мне родители, учитель. Какие черты характера я хотел бы иметь? «Я — это Я, такого же человека больше в мире нет».

Тема 9. Я занимаюсь самовоспитанием.

В мире нет двух одинаковых людей, все люди разные. Я сам могу «вырастить» себя, стать таким, каким хочу. Силы,» строящие» человека: мысли, желания, воля, поступки, действия. Сам определяю себе задания, сам выполняю их, сам отчитываюсь о их выполнении. Планирую свое поведение на неделю (каникулы), на праздник (день рождения мамы, папы, Новый год и др.): добрые слова, дела, подарки и т.д. Планирование успехов в учении (как я могу улучшить результаты учебы).

Тема  10.   Мозг — главный орган «управления» человеком

Где находится мозг? Череп - охрана мозга. Нервы — провода, передающие сигналы от органов чувств и движений к мозгу. Где хранятся знания? Мозг — орган памяти, мысли, речи, воли, внимания и т.д. (Обращение к «карте» человека). Питание человека, режим сна, бодрствования и работа мозга. «Загадки» мозга.

Тема 11. Тренируем память

Память на каждый день: учимся запоминать словесную, зрительную, слуховую информацию. Приемы развития памяти: как правильно запоминать, повторять. «Загадки» памяти.

Тема 12. Учимся мыслить

Какого человека считают умным и почему? Что я делаю, когда думаю? Учимся сравнивать, обобщать, классифицировать. Что такое рассуждение, задача, вывод? Причина и простое совпадение, причина и следствие. Правильное использование логических слов: «если», «потому что», «все», «некоторые». Учимся задавать вопросы («что будет, если..?», «можно ли..?», «может быть..?», «чем объяснить, что..?») и отвечать на них.

Тема 13. Мысль и слово

Связь мыслей и слов (обращение к «карте» человека). Как я говорю? Четкость произношения, темп речи. Слова-паразиты, неправильные обороты, ударения. Бранные слова, клички, как они влияют на человека. Воздействие словом, взглядом. Злословие, ложь, поспешное осуждение других людей. Сила слова, выбор слов в выражении мыслей. Обращения к сверстникам, старшим, внимательное, бережное, чуткое отношения к другому человеку (коммуникативный тренинг). Учимся контролировать свою речь (самоанализ, самооценка, самоконтроль, самоотчет). Народная мудрость, выраженная в слове (пословицы, поговорки о мысли и слове).

Тема 14. В мире фантазии

Реальное и нереальное. Образы фантазий в кино и сказках. Придумываем свою сказку. Освоение некоторых приемов фантазирования («наоборот», придумать необычные способы употребления, свойства, состав чего-либо, придумать последствия чего-либо, необычные причинно-следственные связи).

Тема 15. Сердце человека

Сердце на «карте» человека, где оно находится, его назначение. Сердце и наши чувства, переживания (страдание, радость, любовь, ненависть и др.). Значение слов «болит сердце», «бессердечный», «золотое сердце», «сердцем чувствую» и др. Совесть — голос сердца. Когда болит сердце? Какой вред (пользу) приносят переживания человеку, его сердцу? Как беречь сердце мамы, папы, бабушки, дедушки и других? Сострадание, сочувствие.

Тема 16. Любовь                             

Что значит - любить? Что я люблю? Кого я люблю? Любовь к Родине, занятиям, животным, людям. Любовь и ее проявление (слова, улыбки, приветствия). Волшебство ласковых слов: милая, дорогая, любимая, родная (их значение). «Возлюби ближнего своего, как самого себя»: что значит — «ближний», «возлюби»? Любовь, не требующая ничего взамен, бескорыстие и любовь .

Тема 17. Жизнь — самый ценный дар человеку

Рождение и развитие, жизнь и смерть в природе. Продолжительность жизни животных и человека. Зачем, ради чего мы живем (опрос членов семьи, знакомых). Творчество, труд на благо других и себя, рождение и воспитание детей и т.д. — то, ради чего живет человек. Трудолюбие и хорошая учеба сейчас, работа над собой — главные задачи сегодняшней жизни. Ценность жизни, здоровья. От чего зависит продолжительность жизни человека? Забота о здоровье продлевает жизнь. Как предотвратить болезни? Как нужно заботиться о своём здоровье и здоровье близких людей?

4 КЛАСС. «МОЙ ВЫБОР»

 

Тема 1. Я - человек в мире людей

Каждый человек неповторим. Что я знаю о себе? Кто я? Какой я? Какие бывают люди? Что мы знаем о человеке, о людях планеты Земля? Что нужно делать ,чтобы всем жить в мире и согласии ?

Тема 2.  Мои способности

У каждого ли человека есть какой-то талант? Как его раскрыть и развить? Что такое талант, способность? Примеры из жизни выдающихся людей. Мои таланты, способности. Как о них можно узнать? Способности и природный дар. Способности и здоровье. Способности и упорный труд. Кого я считаю трудолюбивым человеком, образцом трудолюбия? Изучаем некоторые свои общие способности, связанные с памятью, мышлением, вниманием, и т.д.

Тема 3. Мой темперамент

Почему одно и тоже дело люди выполняют по-разному? Почему один любит компании, а другой - уединение? Представление о темпераменте. Нервная система и темперамент. Проявления темперамента в игре, учёбе, труде, общении. Как определить свой темперамент и у другого человека? Основные признаки темперамента.

Тема 4.  Мой характер

Что я уже знаю о характере? Какие бывают черты характера? В каких чертах характера проявляется отношение человека к себе, к другим людям, к делу (учёбе, труду), к вещам и явлениям? Составляем словарик черт характера. Какой у меня характер? Самооценка черт характера (методика Дембо-Рубинштейн). Как я отношусь к себе? За что я себя уважаю? Какие мои черты характера нравятся моим родителям, друзьям? Характер и темперамент. Характер и способности. Поступки, привычки и характер. Анкета «как я себя веду».

Тема 5. Я в будущем

Мои мечты. Сочинение «Я через 10 лет». Что нужно делать уже сейчас, чтобы мечты сбылись, чтобы добиться желаемой цели? Примеры из жизни выдающихся людей, с детства стремящихся воплотить свои мечты в реальность.

Тема 6. Самовоспитание - «шаг» в будущее

Мои главные желания, стремления. Как они появились? Все ли они хороши? Есть ли в моей жизни человек, который служит для меня примером, образцом? Мой идеал. Проективный рисунок «Идеальный человек». Как можно приблизиться к идеалу уже сейчас, что для этого нужно? Построение программы «Расту здоровым, добрым, умным».

Тема 7. Пагубные привычки

Хорошие и плохие, полезные и вредные, пагубные привычки. От поступка к привычке. О вреде курения, употребления алкоголя и др. токсических веществ. Пробовать или не пробовать? Что легче: не начинать или бросить? Как появляется, пристрастие, зависимость? Умение отказать другому, не идти «на поводу» группы. Интересные дела, хобби — лучший способ предотвращения пагубных привычек.

Тема 8. Мои интересы, увлечения

Рассказываем в классе о своих увлечениях, интересах, хобби. Хорошо ли жить без них? Что посоветовать человеку, у которого нет любимого занятия? Как можно узнать интересы человека? Узнаём интересы, хобби у учителей, родителей, что они дают им в жизни.

Тема 9. Учимся анализировать своё поведение

Что значит — анализировать действия, поведение? Какой бывает анализ? Вопросы, которые можно ставить перед собой до совершения поступка, действия. Вопросы, которые нужно задать себе после совершения действия, поступка. Как можно узнать причины поведения человека? Нужно ли представлять последствия действия, поступка? Почему? Составляем «Свод правил поведения».

Тема 10. Правила общения

Какие мы уже знаем правила общения? Что бы ты рассказал своему младшему братику (сестре) о правилах общения? Составление «Свода правил общения».

Тема 11. Навыки общения

Тренинг коммуникативных умений, связанных с вступлением в контакт, оказанием знаков внимания, сочувствием другому, умением слушать, принятием и оказанием помощи, реагированием на успех или неуспех (свой и чужой), реагированием на поощрения или замечания и др. Диагностика и анализ сформированное™ коммуникативных умений.

Тема 12. Дружеское общение

Чем отличается дружба от других отношений? Чем отличается моё общение с другом и другими сверстниками? Хороший ли я друг? Что нужно, чтобы быть хорошим другом? Стремлюсь ли я к этому? Сочинение «Я — друг».

Тема 13. Взаимоотношения и дружба в классе

Пословицы и поговорки о дружбе. Дружба в жизни выдающихся людей. Взаимоотношения в нашем классе. Дружный ли наш класс? Что мне нравится и что не нравится в друге? Сочинение «Мой друг в классе».

Тема 14. Красота внешняя и внутренняя

Представления о красивом и некрасивом, прекрасном и безобразном. Что вы видели в жизни красивого? Рисунок «Самое красивое». Внешняя и внутренняя красота в человеке. Как научиться видеть красивое? Как самому стать красивым? Любовь, доброта, сочувствие делают человека красивым.

Тема 15. Милосердие и забота

Сочувствие и милосердие, забота. О ком нужно прежде всего заботиться? Есть ли в нашем окружении люди, нуждающиеся в милосердии, заботе? Планируем и совершаем добрые дела (посещение долго болеющих детей, детей- инвалидов и др.).

Тема 16. Мужественность и женственность

Как ведут себя девочки? Как ведут себя мальчики? Проявление мужественности и женственности. Эталоны мужественности и женственности в жизни, художественных произведениях. В чём проявляется равенство мужчины и женщины? Сочинение «Я - девочка (мальчик)».

Тема 17. Красота и любовь

Что значит — любить? Красив тот, кого любят или тот, кто любит? Любовь и бескорыстие. Любовь преображает человека, делает его лучше, добрее, красивее. Любовь в семье. Выражение своей любви к родителям, близким. Что я выбираю: доброжелательность, любовь, дружбу или ненависть, страх.

Тема 18. Путешествие в тайну рождения

Любовь мужчины и женщины. Зачем люди создают семьи? Роль отца и матери в происхождении, рождении и уходе за ребенком. Ребенок - высшее проявление чувств и привязанности мужчины и женщины. Сходство ребенка с отцом, матерью. Развитие плода в организме матери. Рождение ребенка. Забота о маленьком ребенке, брате, сестре. Какой он — малыш, что умеет, не умеет делать? Первые потребности маленького ребёнка.

Тема 19. Мой выбор — здоровье

Может ли человек прожить до ста лет? Почему люди часто не доживают до этого возраста? Примеры из жизни известных людей, являющихся образцом бережного отношения к своему здоровью, активного долголетия. Можно ли улучшить своё здоровье? Как вести себя, если дома кто-то заболел? Сочинения «Как я берегу своё здоровье», «Как я берегу здоровье близких мне людей?».

Тема 20. Здоровый образ жизни: очищение организма

Как организм очищается? Роль кожи, органов выделения в очищении организма. Как часто нужно мыться, менять одежду. Особенности гигиены у мальчиков и девочек. Гигиена половых органов.

Тема 21. Здоровый образ жизни: активность или бездеятельность?

Важность для здоровья умения отдыхать, расслабляться, снимать усталость. Отдых и сон. Гигиена сна. Зачем человеку нужно заниматься спортом, физкультурой, делать зарядку. Физкультура и долголетие. Любимый вид спорта, спортивных занятий. Сочетание физической и умственной активности. Дополнение собственной программы самосовершенствования. «Загадки» сна.

Тема 22. Хорошее настроение и здоровье

Связь души и тела, состояния психики и здоровья. О вреде для здоровья злости (гнева), ненависти, зависти, уныния, страха. Что такое настроение? Как улучшить своё настроение? Настроение и внешний вид.                                         

Тема 23. Мой выбор

От выбора поступка — к выбору жизненного пути. Как научиться делать правильный выбор. Нормы, правила, ценности — основы выбора. Выбор и воля. Методика «Мой выбор». У каждого человека - свой жизненный путь, своя судьба. Какой жизненный путь, образ жизни, ведёт к долголетию, счастью, благополучию? Какой жизненный путь, образ жизни, ведёт к ранним болезням, смерти, приносит несчастья? Какой образ жизни можно назвать «здоровым»? Строим свою «Лестницу Жизни». Человек, его жизнь, здоровье — высшие ценности.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ  УЧАЩИХСЯ, ЗАКАНЧИВАЮЩИХ 4  КЛАСС

Учащиеся должны знать:

  1. Конкретные представления о внешних и внутренних особенностях человека:

- о частях тела, внешнем виде;

- о роли и функциях внутренних органов и органов чувств;

- об основных чертах характера;

- половых, возрастных, этнических различиях людей, профессиях.

2. Представлять основные отличия человека и животных. Иметь общие представления о смысле жизни, предназначении человека.

3. Знать основные нравственные эталоны поведения, иметь понятие о честности, доброте, справедливости, трудолюбии, ответственности, аккуратности, бережливости, вежливости, заботливости, отзывчивости.

4. Знать основные  социальные роли человека (семейные, бытовые. общественные, профессиональные).

5. Иметь полезные привычки, связанные с личной гигиеной, познавательной деятельностью, общением, бытом. Знать какую пользу или вред приносят отдельные привычки.

6. Знать основные правила этикета, выполнять их.

7. Иметь постоянные поручения в семье, выполнять их. Знать фамилии, имена родственников, родословную, традиции своей семьи.

8. Иметь представления о себе во временной перспективе: «Я – мальчик (девочка)», «Я – сын (дочь)» и т.д.;  «Я в прошлом, настоящем и будущем».

9. Уметь правильно определять основные состояния человека по их внешним проявлениям  в мимике, позе, голосе и т.д..

10. Знать 10-15 подвижных, познавательных игр, их правила, уметь организовывать сверстников.

11. Иметь некоторые соответствующие возрасту понятия:

- психологические (память, мышление, внимание, воображение);

- этические (совесть, добро, зло, зависть, ответственность, справедливость);

- валеологические (здоровье, болезнь, привычки, витамины, микробы, аллергия, здоровый образ жизни);

- общие (человек, психика, организм, возраст, сон, профессия, игра, дружба)

12. Владеть элементарными приемами и способами познания себя и других людей (наблюдение, анализ, выводы).

13.  Основные правила питания, сна, физических нагрузок, режима, закаливания, поведения во время болезни).

14. Основные правила осторожности обращения с лекарственными средствами, вредными веществами. Назначение нескольких местных лекарственных трав.

15. Основные правила ухода за зубами, телом, руками, волосами, выполнять их.

16. Некоторые традиции других культур в области человеческих отношений.

Учащиеся должны уметь:

1. Культурно вести себя в общественных местах согласно обстоятельствам.

2. Применять необходимые навыки самообслуживания и гигиены, и регулярно следовать им (выбор одежды, приготовления еды, уборка постели, комнаты, накрывание на стол и уборка посуды).

3. Следовать правилам вежливости, оказывать и принимать знаки внимания.

4. Уметь действовать в ситуации выбора, осуществлять выбор поступка согласно усвоенным нормам, умение сказать «нет» в соответствующих ситуациях.

5.  Уметь договариваться, сотрудничать в игре, учёбе, другой совместной деятельности, делиться предметами.

6. Уметь устанавливать  контакт со взрослыми, сверстниками (знакомыми, в общественных местах), проявляя инициативу.

7. Понимать состояние другого человека, уметь ориентироваться на них в общении.

8. Устанавливать доброжелательные отношения со сверстниками.

9. Уметь и быть готовым помочь сверстнику, взрослому, а также принять помощь другого.

10. Уметь внимательно слушать другого человека.

11. Уметь проявлять и принимать сочувствие, сопереживания.

12. Уметь адекватно вести себя в ситуации успеха и неуспеха.

13. Уметь культурно и согласно обстоятельствам выражать некоторые невербальные средства общения.

14. Уметь правильно задавать разнообразные вопросы.

15. Владеть и адекватно использовать некоторые приёмы закаливания, укрепления здоровья, использовать природные факторы (солнце, воздух, вода).

16. Уметь действовать адекватно в некоторых экстремальных ситуациях.

УЧЕБНО -  МЕТОДИЧЕСКОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Постоянный действующий персонаж – ёжик Тиша (мягкая игрушка).

2. Сказочный персонаж - Держатель Знаний (является символом мудрого человека).

3. Комплект методик  для диагностики психологической культуры младших школьников.

4. Альбом успехов.

5. Принадлежности для рисования, лепки, конструирования.

6. Сборники  мультфильмов (по темам).

7. Развивающие игры.

 

                                                     

СПИСОК   ИСПОЛЬЗУЕМОЙ  И  РЕКОМЕНДУЕМОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ:

1.  Акимова М.К., Козлова ВТ. Коррекционно-развивающие упражнения для учащихся 3-5 классов. М, 1993.

2. Амонашвили Ш..A. Школа жизни: Трактат о начальной ступени образования, основанной на принципах гуманно-личностной педагогики. М., 1996.

3. Арнольдов А.И. Человек и мир культуры. Введение в культурологию. М., 1992.

4. Асмолов А.Г. XXI век: психология в век психологии.//Здравый смысл и достоинство в школе. Современные проблемы социально-психологической адаптации детей и подростков . М.: Генезис, 1998.

5. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986.

 6. Бодалев А.А. Психологическая наука и перспектива ее развития в условиях перестройки общества и школы. // Вопросы психологии. 1988. № 2.

 7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте (Психологические исследования). М.: Просвещение, 1968.

8. Божович   Л.И.   Проблема   развития   мотивационной   сферы ребёнка.//Изучение мотивации поведения детей и подростков. М.: Педагогика, 1972.

9. Брехман И. И. Валеология - наука о здоровье. 2-е изд., перераб. и доп. М., Физкультура и спорт, 1990.

10.  Бушеева Б.В. Поговорим о воспитанности. М., 1988.

11. Винокурова Н. Магия интеллекта. М., 1994.

12. Васильева-Гангус Л.В Азбука вежливости. М., 1988.

13. Вачков И. В. Программа «Психологическая азбука» в системе начального обучения. / Развивающаяся психология — основа гуманизации образования:Материалы 1-й Всерос. конф. М., 1998..

14. Воловикова М.И. Интеллектуальное развитие и моральные суждения младших щкольников.// Вопросы психологии. 1987. № 2.

15. Востриков А.А. Человековедение. Курс интеллектуального и духовного развития для первого и второго классов. Теория и технология

преподавания. Книга для учителя в 2-х частях: Одесса-Томск, 1996.

16. Востриков А. А. Программа развивающего и формирующего обучения в начальной школе «Сибирская школа развития». Дополнение к федеральному образовательному стандарту. Изд. ТПГУ, Томск, 1997.  .

17. Востриков А.А., Марткович В.М., Сазанова М.А. Практическое человекознание для учащихся и родителей. Учебное пособие для первого класса в двух частях. Первая часть. Томск: Изд-во «Пеленг», 1998.  

 18.Востриков   А.   А.    Практическое   человекознание.   Журнал личностно-ориентированного обучения в первом классе. Изд. ТГ^ТУ. Томск, 1998.

 19. Выготский Л. С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте.//Хрестоматия по психологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. / Под ред. А.В. Петровского. М.: Просвещение, 1987.  .

 20. Газман О.С. Воспитание: цели, средства, перспективы / Новое педагогическое мышление. М., 1989.  

 21. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? М.: «МАСС МЕДИА», 1995.  

 22. Дёмина И.В. Игра в воспитании воли шестилеток /Начальная школа. 1988. № 3.

23. Дёмина Л.Д. Психический мир личности. Методич. материал по курсу «Человек и общество": индивидуальные характеристики человека. Барнаул, 1994.  

24. Дусавицкий А.К. Межличностные отношения в младшем школьном возрасте и их зависимость от способа обучения //Вопросы психологии. 1988. №1.

25. Дьяченко М.И. Кандыбович Л.А. Краткий психологический словарь: Личность, образование, самообразование, профессия.— Мн.: Хэл-тон, 1998.

26. Жуков Ю. М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991.  

27. Зайцев Г. Уроки Айболита. С-Пб., 1995.

28. Зайцев Г.  К.  Школьная валеология:   Педагогические основы обеспечения здоровья учащихся и учителей. — 2-е изд., перераб. и доп., - СПб.: Акцидент, 1998.  

29. Зак А.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников / НИИ общей и пед. психологии Акад. пед. наук СССР.-М.: Педагогика, 1984.

 30. Зинченко В.П. Аффект и интеллект в образовании. М., 1995.

               31. Здоровый образ жизни / Под ред. Соколова. М., 1988.

32.  Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Ярославль, 1996.

33.  Кейри Э. Я волнуюсь. Я сержусь. Я горжусь. Я боюсь. Я расстраиваюсь. С-Пб , 1995.

34.  Мартынов С. Здоровье ребенка в ваших руках. М., 1991. Ю.Матюгин Н. Школа эйдетики. М., 1995.

35. Мошкин В.Н. Как уберечься от преступника. Барнаул, 1995.

36. Нестеренко А.А. Страна загадок. Петрозаводск, 1990.

37. Перельман И.М   Клишко Т. Л. Уроки этики в младших классах /Начальная школа. 1995. №4.

38. Родари Д. Грамматика фантазии. М., 1978.

39. Ротенберг Р. Расти здоровым: Детская энциклопедия здоровья. М., 1993.

40. Сорокоумова Е.А. Уроки общения в начальной школе. С-Пб., 1994.

41. П.Семенова И. Учусь быть здоровым, или как стать Нболейкой. М., 1991.

42. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. Ярославль, 1995.

43. Учебник Добра (педагогические записки: Томск, 1996.

44. Цукерман Г.А., Поливанова Н.К. Введение в школьную жизнь. Томск, 1992.

45. Чего на свете не бывает? /Под ред. О.М. Дьяченко, Е.А. Агаевой. М., 1991.

46. Чистякова М.И. Психогимнастика М., 1990.

47. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 1993.

48. Шумакова Н.В. Возраст вопросов. М.,1993.

49. Шемшурина Л.И. Этическая грамматика. Методическое пособие для 1-2 кл. Л., 1991.

50. Юдин Г.Н. Главное чудо света. М., 1992.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по курсу "Экономика" для начальной школы

Программа ориентирована на подготовку младших школьников к жизни в новых хозяйственно-экономических условиях. Получение детьми знаний позволит уже в начальных классах включиться в экономическую жизнь ...

Рабочая программа элективного курса "Занимательная математика" для 2 класса коррекционной школы VIII вида

Рабочая программа элективного курса "Занимательная математика" для 2 класса коррекционной школы VIII вида...

Учебная программа элективного курса для учащихся начальной школы "История России"

    Курс логически вписывается в общую систему образовательного процесса и имеет связь с другими предметами. Курс является интегрированным и реализует историческое, обществоведч...

Рабочие программы по курсам внеурочной деятельности (начальная школа)

Рабочие программы по курсам внеурочной деятельности разработаны  на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерс...

Рабочая программа по курсу "Экономика для начальной школы 4 класс"

Основная цель социально-экономического образования и воспитания младших школьников является формирование элементарных эконмических представлений, необходимых в практической деятельности, и начала...

Рабочие программы по курсу "Информатика" в начальной школе

Документ содержит рабочие программы по курсу "Информатика" 1-4 класс, как сквозную, так и по классам....