Конспект по истории"Жизнь Отечеству.Честь никому"
план-конспект урока по истории (4 класс) на тему

история

Скачать:


Предварительный просмотр:

№ п/п

Этап урока

Время

Содержание

Деятельность учителя

Методы и приёмы

Деятельность учеников

УУД

1.

Орг. момент

1

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ирина Ризановна. Сегодня я у вас проведу урок истории. Посмотрите все ли готово у вас к уроку. Садитесь пожалуйста.

Метод –словесный:

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность учащихся к уроку.

Приветствуют учителя.

Садятся.

Проверяют готовность к уроку.

Л: принятие образа хорошего ученика.

2.

Подготовка к основному этапу занятия

7

Сегодня нас с вами ждёт очень интересная тема, но сначала давайте вспомним, что вы изучали ранее.

Ребята, давайте вспомним тему, которую вы изучали в прошлой четверти (Начало Российской империи). Сейчас проверим, насколько хорошо вы усвоили тему. Итак, я буду задавать вопрос, а кто знает на него ответ, скорей поднимает руку. Готовы?

а) Я буду задавать вам вопросы, касающиеся прошлой темы, а вы быстро отвечайте:

В каком веке правил Петр I? (В 18 веке) Если вы затрудняетесь ответить на этот вопрос, то вы можете воспользоваться учебником, откройте стр. 46.
– Где поставлен памятник Петру 1? (Высоко над Невой в Санкт – Петербурге.) Подсказка на этот вопрос есть в учебнике на стр. 46, будьте внимательны. Молодцы, вы правильно ответили на вопросы.

б) Я показываю таблички с датами, а вы называете событие, которое происходило в этом году?
1613 год – закончилась великая российская Смута. На стр. 43 вы можете найти ответ на этот вопрос.
1712 год – Санкт - Петербург – столица России. (Ответ на вопрос стр. 46).
1721 г – Петр Первый стал императором. (Ответ на вопрос стр. 46).

Переходим к теме сегодняшнего урока.

Откройте учебник на странице 48. Над какой темой мы сегодня будем работать? («Жизнь – Отечеству, честь –никому!»)  

В течение урока мы с вами познакомимся с некоторыми выдающимися личностями.

Ребята, а какие цели мы перед собой сегодня поставим?

Молодцы! Вы все правильно говорите! Сегодня мы с вами познакомимся с теми людьми, которые внесли большой вклад в историю России.

Метод -словесный: беседа

Метод –

практический

работа с учебником.

Отвечают на вопросы учителя.

П: строят речевое высказывание

Р: принимают и сохраняют учебную задачу

3.

Усвоение новых знаний и способов действий.

20

А сейчас, слушайте меня внимательно, ведь сейчас ваша задача догадаться, о ком идёт речь?

Трудно найти в нашей стране человека, который хотя бы в общих чертах не знал бы, что он сын крестьянина-рыбака, выходец из самых низов народа, благодаря своим способностям, стремлению к знаниям, несгибаемой воле и энергии достиг вершин науки и обогатил многие из ее областей своими трудами. Вы догадались, о ком идёт речь?

На экране эпиграф.
Открылась бездна, звезд полна, 
Звездам числа нет, бездне дна…

У: «Многие звезды украшали русское небо восемнадцатого столетия. Звездою первой величины явилась слава Михаила Ломоносова» Так сказал  о Ломоносове русский писатель, публицист (Борис Викторович Шергин).
Сегодня вы узнаете, почему М.Ломоносова называют «звездою первой величины» и почему именно он стал первым русским академиком. Эпиграфом сегодняшнего урока я взяла слова «Открылась бездна, звезд полна, Звездам числа нет, бездне дна …»

Задумайтесь над этими строками, а позже вы мне скажите, как вы их понимаете.

Сегодня на уроке мы совершим  экскурсию по биографии Ломоносова.
Имя Ломоносова знают во всем мире. Уже при жизни его научные работы были признаны европейскими учеными как выдающиеся. Но путь в науку у Ломоносова был долог и труден. Давайте проследим, как крестьянский сын стал первым русским академиком. (Показ презентации о Ломоносове.) 
После презентации учитель задает вопросы:

– В каких областях знаний раскрылся талант Ломоносова? Пришло время выслушать ваше мнение, о том, как вы понимаете строки эпиграфа, над которыми я вас просила задуматься. «Открылась бездна, звезд полна, Звездам числа нет, бездне дна …»
У: Кто же для нас М.В.Ломоносов? Давайте приоткроем дверь академии наук и послушаем, о чем говорят ученые? Ребята, кто желает почувствовать себя в роли ученного? Ваша задача заключается в том, что вы должны сказать кто для вас М.В. Ломоносов.

         Спасибо вам, ученые! А мы продолжаем  тему

« Жизнь – Отечеству, честь – никому!».

         Познакомимся с жизнью великого русского  полководца А. В. Суворова, который внес огромный вклад в историю нашей страны.

           А познакомиться чуть ближе с ним нам поможет учебник. Давайте прочитаем 2 абзац на страничке 49. В чём состоит смысл девиза А.В.Суворова?

Теперь прочитаем 3 абзац Памятник, установленный российским воинам- участникам легендарного перехода через Альпы вы можете посмотреть на 50 странице.

А сейчас вернемся к 49 страничке. Посмотрите, как художник Попов изобразил этот легендарный переход

  • Давайте рассмотрим картину А.Н. Попова  “Переход Суворова через Альпы”
  • Что мы видим на картине?
  • Кто возглавляет переход?
  • Легко ли совершить такой переход? В чем сложность?

За что, как вы думаете, солдаты любят и уважают полководца?

Суворов прожил 70 лет, не  прославляя себя, а защищая и прославляя Россию. Он один из великих людей, и память о нем застыла в камне, на холстах художника и устах поэтов.

Метод -словесный:

рассказ.

Метод-

практический, наглядно- образный.

Метод-

практический

работа с учебником.

Метод –

практический

работа с иллюстрацией

Слушают.

Отвечают на вопросы.

Описывают иллюстрацию

К: строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

4.

Физминутка

1

Все подняли руки- раз!

На носках стоит весь класс,

Два присели руки вниз,

На соседа посмотри.

Раз! - И вверх,

Два! И вниз,

На соседа посмотри.

Будем дружно мы вставать,

Чтобы ногам работу дать.

Раз – присели, два поднялись

Пусть мужает ваше тело.

Кто старался приседать,

Может уже и отдыхать.

Показывает движения

Повторяют

Молодцы! Садитесь, пожалуйста.

Ребята, откройте, стр. 50. скажите, пожалуйста, кто здесь изображен? Молодцы, правильно.

Это Фёдор Фёдорович Ушаков, великий русский флотоводец адмирал. Родился 26 февраля 1745 года. Он не проиграл ни одного из 43 военных походов, в которых участвовал, и не потерял в них ни одного корабля.

В 1799 году он штурмом взял на острове Корфу морскую крепость и освободил от французских войск Ионические острова в Средиземном море.

Храбрый воин проявил и талант дипломанта: был одним из авторов государственной конституции Греции и одним из создателей Республики Семи Ионических островов – первого демократического государства в новой истории Греции, которая с 1300 года жила под турецким владычеством. Вот поему на греческом острове и сейчас чтут память о Ф.Ф. Ушакове.

А теперь откройте свои рабочие тетради на стр.26-27.

Посмотрите на 2 задание. Что нужно в этом задании сделать? (вырезать из Приложения портреты и наклеить их соответствующие окошки, М.В. Ломоносов, А.В. Суворов, и Ф.Ф. Ушаков).

И так как мы закончили 2 задание, посмотрите  на стр. 27. Прочитайте задание и что нам нужно сделать. Нужно сначала прочитать рассказ о Российской империи- Севастополе, и найти в тексте подчеркивая названия знакомых вам народов, имена известных деятелей истории и культуры. (Самостоятельно).

После того как вы все закончили мы все првеверим.

Метод -словесный:

рассказ.

Слушают

Р: принимают и сохраняют учебную задачу

П: строят речевое высказывание

5.

Закрепление знаний и способов действий

5

А для того чтобы узнать как вы были активны и внимательны   уроке я хочу чтобы вы ответили на мои вопросы и я посмотрю кто был самым внимательным и хорошо слушал и запоминал.

1.Где установлен памятник российским воинам – участникам легендарного перехода через Альпы в 1799году? (Швейцария);

2.Кто был великим русским флотоводцем? (Ушаков);

3.Дополните девиз Суворова «Жизнь – Отечеству, …..- никому!» (Честь);

4.Кто был гениальным русским, ученным во многих отраслях? (Ломоносов).

5.Где помимо нашей страны чтут память о Ф.Ф.Ушакове? (Греция)

6.Через какие горы Суворов совершил легендарный поход? (Альпы)

7.Кто был великим русским полководцем? (Суворов)

 Метод-

практический

Отвечают на вопросы учителя.

П: строят речевое высказывание

7.

Итог урока.

Оценивание работы учащихся

5

И давайте с вами подведём итог урока.

-Что мы с вами сегодня изучили?

- Ранее вы уже изучали что-то подобное или это был совершенно новый для вас материал?

-Понравилось ли вам изучение этой темы?

-Понравилось ли вам, как прошёл сегодняшний урок?
-Чем он вам запомнился? 
- Кем был М.В. Ломоносов? А.В. Суворов? 
-Почему так названа тема нашего урока - «Жизнь – Отечеству, честь - никому»? 

Метод -словесный:

беседа

Отвечают на вопросы.

П: строят речевое высказывание

П: строят рассуждения

П: осуществляют синтез

Р:осуществляют итоговый контроль

8.

Рефлексия

2

Я оценила вашу работу, теперь вы оцените свою деятельность сами. Я сейчас раздам вам карточки и вы оцените, как вы работали.

1) На уроке я работал активно/ пассивно

2) Своей работой на уроке я доволен/не доволен

3) За урок я не устал/устал

4) Мое настроение стало лучше/ стало хуже

5) Материал урока мне был понятен/непонятен

                                                 полезен/ бесполезен

                                                  интересен/скучен.

Словесный: акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся  на уроки.

Осуществляют: самооценку.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили.

П: Контроль и оценка результатов своей деятельности.

Р: Коррекция, контроль

9.

Информация о домашнем задании

1

Ребята, запишите домашнее задание.

Уч. с. 48-51, р.т. с.26, №1-2.

Метод-

словесный.

Записывают домашнее задание.

Л: - учебно –познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Школа: 104                                                                                                               Методист: Сачкова Т.А.___________

Класс: 4 Б                                                                                                        Студентка: Аксулпанова И, 34 гр

Кабинет:210

Учитель:     ____________

Дата: 26.01.2016

Тема «ЖИЗНЬ - ОТЕЧЕСТВУ, ЧЕСТЬ – НИКОМУ!»

Тип урока:.

Цели: Познакомить с жизнью, деятельностью М.В. Ломоносова, и военными подвигами А.В. Суворова и Ф.Ф.Ушакова;

Развивать внимание, интерес к истории страны, отдельным личностям;

Воспитывать интерес к военной профессии, военному делу;

Расширить кругозор учащихся.

Планируемые результаты:

личностные:

  •  развивать устную речь;
  • развивать умение формулировать свои мысли
  • проявлять учебно-познавательный интерес к новому  материалу по истории; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата; самостоятельно планировать и выполнять свои действия по учебному материалу, действовать в сотрудничестве с учителем.

метапредметные:

  • умение применять цели и задачи учебной деятельности;
  • умение контролировать и оценивать свои учебные действия на основе выработанных критериев в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

 предметные:

  • Сформировать у учащихся представление о выдающихся личностях.

Понятия: фрегат, Отечество.

Оборудование: учебник Окружающий мир. 4 класс. Часть 2 /А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая; презентация..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наш класс (история жизни)

Для Вас родители фотоотчет о нашей жизни за 4 года (презентация в 2-х частях)...

План-конспект урока истории в 4 классе на тему: "Новейшее время:история продолжается сегодня"

Конспекты уроков истории в 4 классе разработаны многими учителями. В системе Интернет можно найти презентации к отдельным урокам раздела «Страницы великой истории». Они очень подробны, с большим колич...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Курса внеурочной деятельности по истории Санкт-Петербурга и малой родины «Страницы истории жизни нашего края и города Санкт-Петербурга» (общекультурное направление)

Разработка курса занятий «Страницы истории жизни нашего края и города Санкт-Петербурга» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на по...

Технологическая карта урока по истории "Жизнь- отечеству, честь - никому!" 4 класс)

Тема: «Жизнь – отечеству, честь – никому!»Тип урока: комбинированныйЦели урока: 1. Сформировать представления учащихся о вкладе в развитии  науки и образования М. В. Ломоносовым и расширении терр...

Жизнь - Отечеству, честь - никому (УМК "Перспектива" 4 класс, 2 часть)

Цели: Познакомить с жизнью, деятельностью М.В. Ломоносова, и  военными подвигами А.В. Суворова и Ф.Ф.Ушакова;Развивать внимание, интерес к истории страны, отдельным личностям;Воспитывать интерес ...