Жизнь - Отечеству, честь - никому (УМК "Перспектива" 4 класс, 2 часть)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Герасимова Ирина Сергеевна

Цели: Познакомить с жизнью, деятельностью М.В. Ломоносова, и  военными подвигами А.В. Суворова и Ф.Ф.Ушакова;

Развивать внимание, интерес к истории страны, отдельным личностям;

Воспитывать интерес к военной профессии, военному делу;

Расширить кругозор  учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okr.mir_27.02_-_kopiya.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «ЖИЗНЬ - ОТЕЧЕСТВУ, ЧЕСТЬ – НИКОМУ!»

Тип урока: изучение нового материала.

Цели: Познакомить с жизнью, деятельностью М.В. Ломоносова, и  военными подвигами А.В. Суворова и Ф.Ф.Ушакова;

Развивать внимание, интерес к истории страны, отдельным личностям;

Воспитывать интерес к военной профессии, военному делу;

Расширить кругозор  учащихся.

Планируемые результаты:

личностные:

  •  развивать устную речь;
  • развивать умение формулировать свои мысли
  • проявлять учебно-познавательный интерес к новому  материалу по истории; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата; самостоятельно планировать и выполнять свои действия по учебному материалу, действовать в сотрудничестве с учителем.

метапредметные:

  • умение применять цели и задачи учебной деятельности;
  • умение контролировать и оценивать свои учебные действия на основе выработанных критериев в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

 предметные:

  • Сформировать у учащихся представление о выдающихся личностях.

Понятия: император, генералиссимус, фрегат.

Оборудование: учебник Окружающий мир. 4 класс. Часть 2 /А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая ; презентация; таблички с датами; смайлики.

Этап урока

Хронометраж

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

Орг. момент

2

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Каролина Валерьевна. Сегодня я буду вести у вас урок истории. Сейчас тихо сядет первый ряд, затем второй и третий.

Словесный:

слово учителя.

Проверяют готовность к уроку.

Л: принятие образа хорошего ученика.

Повторение

ранее

изученного.

5-7

-Сегодня нас с вами ждёт очень интересная тема, но сначала давайте вспомним, что вы изучали ранее.

Ребята, давайте вспомним тему, которую вы изучали в прошлой четверти (Начало Российской империи). Сейчас проверим, насколько хорошо вы усвоили тему. Итак, я буду задавать вопрос, а кто знает на него ответ, скорей поднимает руку. Готовы?

а) Я буду задавать вам вопросы, касающиеся темы, а вы быстро отвечайте:

В каком веке правил Петр I? (В 18 веке) 
– Когда родился Петр I? (30 мая 1672 года) 
– Сколько лет прожил Петр I? (53 года) 
– Назови рост Петра I? (2 м 4 см) 
– Где поставлен памятник Петру 1? (Высоко над Невой в Санкт – Петербурге.)

б) Я показываю таблички с датами, а вы называете событие, которое происходило в этом году?


1613 год – закончилась великая российская Смута. 

1712 год – Санкт - Петербург – столица России. 

1 марта 1564 года – вышла первая печатная книга «Апостол». 

1799 год – родился А.С. Пушкин. 
1721 г – Петр Первый стал императором. 

Проводит опрос.

Отвечают.

П: строят речевое высказывание

Р: принимают и сохраняют учебную задачу

Мотивационный

3

Переходим к теме сегодняшнего урока.

Откройте учебник на странице 48. Над какой темой мы сегодня будем работать? («Жизнь – Отечеству, честь –никому!»)  

Догадайтесь, о ком идёт речь?

В течение урока мы с вами познакомимся с некоторыми выдающимися личностями.

Ребята, а какие цели мы перед собой сегодня поставим?

Молодцы! Вы все правильно говорите! Сегодня мы с вами

Задает вопросы. Рассказывает.

Слушают.

Читают.

Разгадывают кроссворд.

П: строят речевое высказывание

М: высказывание, обоснование своей точки зрения, ориентация в своей системе знаний.

Решение частных задач

20

Давайте начнем реализовать наши цели урока. А сейчас, слушайте меня внимательно, ведь ваша задача догадаться, о ком идёт речь?

Трудно найти в нашей стране человека, который хотя бы в общих чертах не знал бы, что он сын крестьянина-рыбака, выходец из самых низов народа, благодаря своим способностям, стремлению к знаниям, несгибаемой воле и энергии достиг вершин науки и обогатил многие из ее областей своими трудами.

На доске эпиграф.
Открылась бездна, звезд полна, 
Звездам числа нет, бездне дна…

У: «Многие звезды украшали русское небо восемнадцатого столетия. Звездою первой величины явилась слава Михаила Ломоносова» Так сказал  о Ломоносове Б.Шергин.


Сегодня вы узнаете, почему М.Ломоносова называют «звездою первой величины» и почему именно он стал первым русским академиком. Эпиграфом сегодняшнего урока я взяла слова «Открылась бездна, звезд полна, Звездам числа нет, бездне дна …»

Задумайтесь над этими строками, а в конце урока скажите, как вы их понимаете.

Сегодня на уроке мы  совершим  экскурсию в биографию Ломоносова, увидим, как Ломоносов  любил  Родину, свой народ, как он стремился  к знаниям. 
: Имя Ломоносова знают во всем мире. Уже при жизни его научные работы были признаны европейскими учеными как выдающиеся. Но путь в науку у Ломоносова был долог и труден. Давайте проследим, как крестьянский сын стал первым русским академиком. (Показ презентации о Ломоносове.) 
После презентации учитель задает вопросы:

– В каких областях знаний раскрылся талант Ломоносова?


У: Кто же для нас М.В.Ломоносов? Давайте приоткроем дверь академии наук и послушаем, о чем говорят ученые?

(Выходит Оксана в шляпе и подводит итог о вкладе М.В. Ломоносова)

         Спасибо тебе, ученый! А мы продолжаем  тему « Жизнь – Отечеству, честь – никому!».

         Познакомимся  с жизнью великого русского  полководца А. В. Суворова, который внес огромный вклад в историю нашей страны.

           А познакомиться чуть ближе с ним нам поможет учебник. Давайте прочитаем 2 абзац на страничке 49. В чём состоит смысл девиза А.В.Суворова.

Теперь прочитаем 3 абзац Памятник, установленный российским воинам- участникам легендарного перехода через Альпы вы можете посмотреть на 50 странице.

А сейчас вернемся к 49 страничке. Посмотрите, как художник Попов изобразил этот легендарный переход

  • Давайте рассмотрим картину А.Н. Попова  “Переход Суворова через Альпы”
  • Что мы видим на картине?
  • Кто возглавляет переход?
  • Легко ли совершить такой переход? В чем сложность?
  • Почему солдаты улыбаются?

За что, как вы думаете, солдаты любят и уважают полководца?

Суворов прожил 70 лет, не  прославляя себя, а защищая и прославляя Россию. Он один из великих людей, и память о нем застыла в камне, на холстах художника и устах поэтов.

Послушаем стихотворение Всеволода Рождественского «Памятник Суворову».

Рассказывает.

Даёт задание.

Слушают..

Работают с тетрадью на печатной основе

П: осмысленно слушают

Физ. мин.

2

Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнем мы на привале.
Вправо, влево повернись
Выше, выше потянись
Руки в стороны, вперед
Раз наклон и два наклон,
Пошагаем дружно…Стоп!

Показывает движения

Повторяют

Молодцы! Садитесь, пожалуйста. Давайте откроем стр. 50 и познакомимся ещё с одной выдающейся личностью. Кто мне скажет кто это? (Фёдор Фёдорович Ушаков). Какого числа день памяти великого русского флотоводца адмирала? В каком году он родился? Кто мне прочитает ,что произошло в 1799 году? Скажите мне, пожалуйста, почему сейчас чтут память о Ф.Ф. Ушакове?

Спасибо за ответы.

-А теперь откройте дневники и давайте запишем домашнее задание. Страницы 48-51 читать и отвечать на вопросы устно. Рабочая тетрадь № 1, 2, 3.

Итог урока.

Оценивание работы учащегося

5

-И давайте с вами подведём итог урока.

-Что мы с вами сегодня изучили?

- Ранее вы уже изучали что-то подобное или это был совершенно новый для вас материал?

-Понравилось ли вам изучение этой темы?

-Понравилось ли вам, как прошёл сегодняшний урок?
-Чем он вам запомнился? 
-
Кем был М.В. Ломоносов? А.В. Суворов? 
-Почему так названа тема нашего урока - «Жизнь – Отечеству, честь - никому»? 

Проводит беседу по  вопросам

Отвечают на вопросы

П: строят речевое высказывание

П: строят рассуждения

П: осуществляют синтез

Р:осуществляют итоговый контроль

Рефлексия

3

На доске вы видите дерево. Нам сейчас нужно его оживить листочками. У меня в руках сейчас 2 коробочки с листками. Возьмите зелёный листок и прикрепите к дереву, если вам понравился наш урок и вы всё поняли. А если урок вам не понравился, то прикрепите жёлтый листок.

Посмотрите, какое красивое дерево у нас получилось! Мы с вами молодцы! На этом наш урок окончен. Спасибо. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Письменный мини-опрос № 2 Окружающий мир 3 класс, часть II "Моё Отечество" Система "Школа 2100" Тема: "С чего начинается Родина?"

Мини-опрос по теме: "С чего начинается Родина?". Окружающий мир, учебник, частьII "Моё Отечество" Система "Школа 2100" 3 класс  Вопросы сформулированы так, чтобы дети могли быстро, с минимальной ...

Учебно-матодический комплект ПНШ 3 класс «Жизнь корня в составе слов разных частей речи»

Технологическая карта урока«Жизнь корня в составе слов разных частей речи»Предмет: «Русский язык»Класс: 3Тема урока: «Жизнь корня в составе слов разных частей речи»Цели урока: создание условий п...

Технологическая карта урока по истории "Жизнь- отечеству, честь - никому!" 4 класс)

Тема: «Жизнь – отечеству, честь – никому!»Тип урока: комбинированныйЦели урока: 1. Сформировать представления учащихся о вкладе в развитии  науки и образования М. В. Ломоносовым и расширении терр...

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Жизнь корня в составе слов разных частей речи"

Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Жизнь корня в составе слов разных частей речи.Цель урока: обобщить учебный материал обеспечить понимание обучающимися, что  родственные слова могут отно...