Конспект урока на тему: "Современная Россия" 4 класс
план-конспект урока по истории (4 класс) на тему

Конспект урока на тему: "Современная Россия" 4 класс (конспект + презентация)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovremennaya_rossiya_novyy.doc100 КБ
Файл lenta.pptx169.52 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_4_m_sovr.rossiya.ppt2.4 МБ
Office presentation icon umniki_i_umnitsy.ppt237 КБ

Предварительный просмотр:

Этап

Время

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организация начала занятия

1мин

Здравствуйте, ребята!

Ровно встали, тихо сели,

Головами повертели.

Очень сладко потянулись

И друг другу улыбнулись.

Прозвенел сейчас звонок,

Начинаем наш урок.

Меня зовут Дарья Эдуардовна и сегодня, урок окружающего мира у вас проведу я.

Представляется ученикам.

Организуют рабочее место

Настраив. на хорошую работу

 Л: Умение организовать себя. Умение слушать.

Мотивационный этап

Повторение

Подгот. к основному этапу знаний

Постановка цели урока, сообщен. темы

Усвоение новых знаний и способов действий

Физ. минутка

Первичная проверка понимания

физминутка

Проверка знаний

Подведение итогов занятия

Рефлексия

4мин

2мин

2мин

1мин

3мин

1 мин

4 мин

2 мин

1 мин

3 мин

3 мин

4 мин

3мин

2мин

2мин

2 мин

-Итак,  ребята,  изучая раздел «Путешествие по реке времени», мы познакомились с историей нашей страны, с важными вехами и ее становлении, с историческими личностями, сыгравшими важную роль в сохранении ее независимости, развитии культуры, науки, искусства.  Вы научились объяснять эти события, опираясь на свои знания о прошлом России, сравнивать разные исторические эпохи , находить в них общее, закономерное.

- Давайте вспомним об этих важнейших исторических периодах.

- У вас на парте лежат карточки, где написаны исторические периоды, ваша задача в правильной последовательности расположить их на Реку времени.( Древняя Русь, Московское царство, Российская империя, Советский Союз, Современная Россия).

- Давайте проверим верно ли вы выполнили задание ( на слайде).

- Посмотрите, какой значительный путь мы проделали по Реке времени. Через века этот путь привел нас в Современную Россию.

- Ребята, а кто уже догадался,  о каком периоде  истории страны мы будем говорить сегодня на уроке ?

 (о Современной России)

- Какие цели поставим перед собой ? (узнаем, что произошло в период Современной России).

- Итак, давайте же узнаем, что произошло в Современной России.

- Много тягот и лишений выпало на долю советского народа. Невероятных усилий потребовали строительство  новой жизни после Гражданской войны, победа в Великой Отечественной войне, восстановление страны в послевоенные годы. Страна развивалась, но наряду с успехами в культуре, образовании, науке, в политической и общественной жизни накапливались и негативные явления: отсутствие многих демократических прав и свобод, например свободы слова, злоупотребления государственных служащих и многое другое.

- Ребята, как вы понимаете выражение «свобода слова»?         ( Свобода слова – это право человека свободно выражать свои мысли как в устной, так и в письменной форме.)

Все больше трудностей возникло и в экономике. В плачевном состоянии находилось сельское хозяйство.

Появились талоны на продовольственные и промышленные товары. За обычными продуктами, которые мы привыкли видеть каждый день у себя на столе, выстраивались огромные очереди. А если промышленные товары и появлялись в магазине, они были низкого качества.

- Подумайте, как можно назвать экономическое явление в тот период развития России? ( экономический кризис- резкое ухудшение экономического состояния страны, проявляющееся в значительном спаде производства, росте безработицы, и в итоге — в снижении жизненного уровня, благосостояния населения. )

- Ребята, какие республики входили в СССР? (Российская СФСР, Белорусская ССР, Украинская ССР, Эстонская ССР, Азербайджанская ССР, Армянская ССР, Грузинская ССР, Казахская ССР, Киргизская ССР, Узбекская ССР, Туркменская ССР, Таджикская ССР, Молдавская ССР, Латвийская ССР и Литовская ССР. )

Необходимы были экономические и политические преобразования. В стране была объявлена перестройка.

- Кто знает, что такое перестройка? ( это реформы, направленные на ускорение социально – экономического развития, демократизацию всех сторон жизни общества.)

Главным средством демократизации стала гласность – открытая критика и обсуждение недостатков в жизни общества.

В советских республиках началось движение за национальную  независимость – суверенитет.

В 1991 году Советский Союз распался на 15 независимых государств.

И 8 декабря 1991 года было подписано Беловежское соглашение Б.Н.Ельциным, президентом Украины Леонидом Кравчуком и председателем Верховного совета Республики Беларуси Станиславом Шушкевичем о распаде СССР и о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) .

25 декабря 1991 года на карте мира появилось новое государство – Российская Федерация.

И после подписания Беловежского соглашения Б.Н.Ельцин стал первым Президентом  России.  (на слайде портрет).

- Ребята, а кто сегодня является Президентом РФ?

 ( В.В.Путин, портрет на слайде).

В последнее десятилетие Россия сделала большой шаг вперед в экономическом развитии. Страна строит свое будущее.

Физминутка

Из-за парт мы быстро встали

И все дружно зашагали.

А потом мы улыбнулись,

Выше – выше потянулись.

Сели – встали, сели – встали

За минутку сил набрались.

Плечи ваши распрямите,

Поднимите, опустите,

Вправо, влево повернитесь

Улыбнитесь

И за парты вновь садитесь.

-Как вы думаете, какое сооружение  необходимо, чтобы переправиться с одного берега на другой, чтобы люди, живущие на разных берегах, не теряли между собой связи?

( Мост)

-Сейчас мы с вами прочитаем текст об одном из таких сооружений на стр 104 – 105.

Но для этого нам нужно разделиться на группы и у каждой   группы будут свои вопросы.

1 ряд – это 1 группа: вы читаете первые 2 абзаца.

2 ряд – это 2 группа; вы читаете 3 абзац; и доп.материал на стр 140.

3 ряд – это 3 группа. И вы читаете 4 и 5 абзац.

- После того, как вы ответите на вопросы, один представитель от группы выходит к доске и отвечает на них.

1 группа:

1) Какие географические пункты соединит мост? Почему это стало необходимо? ( г.Владивосток и остров Русский, потому что военные моряки покинули свою базу, а жители там остались)

3) Какое историческое событие произошло здесь в 2012 г? (заседание стран АТЭС, первый в России)

2) Как вы понимаете выражение «мост свяжет остров с новой жизнью»? ( Жизнь на острове с постройкой моста изменится)

2 группа:

1) Какой отечественный ученый внес большой вклад в сохранение природы, культуры этого края?  ( В.К.Арсеньев)

2)Какие редкие деревья будут посажены в Дендрарии?

( абрикос, лимонник, вишня и т.д)

2) Для чего на острове строят университет? (там будут нужны разные специалисты)

3 группа:

1) В каких областях науки студенты будут работать?  ( медицина, науки о земных недрах и океане, об освоении месторождений нефти и газа).

2) Видите ли вы связь этих событий с прошлым нашей страны? (После войны страну восстанавливали разные народы России).

3) Какое символическое значение имеет этот мост? (мост между прошлым и будущим).

-Давайте с вами сделаем вывод. Прошлое нашего Отечества и наша сегодняшняя жизнь тесно связаны друг с другом. А от того, какова жизнь сейчас, зависит и будущее страны. Настоящее – мост между прошлым и будущим. Мы сами каждый день строим это будущее.

- Теперь, ребята, давайте посмотрим, кто же из вас на протяжении последних уроков  был внимательным и активным. Для этого мы с вами проведем интеллектуальную  игру « Умники и умницы» и выявим настоящих знатоков истории. Посмотрите на слайд: перед вами 4 темы. Каждая тема содержит 3 вопроса, вопросы разного уровня сложности и поэтому чем сложнее вопрос, тем больше баллов за него можно получить.  

- Каждый сам выбирает тему и вопрос, если ученик на выбранный вопрос отвечает верно, то получает жетон с баллами, соответствующими уровню сложности.  ( красный жетон-30 б, желтый жетон-20б, зеленый-10б)( на слайде)

- Кто хочет начать нашу игру?

- Итак, подведем итоги нашей игры. При подсчете баллов, мы выявили 5 учеников, которые набрали наибольшее количество баллов. Именно эти ученики становятся истинными знатоками истории и получают почетные медали

Чем занимались мы сегодня на уроке?

Что нового узнали о Современной России?

1. На уроке я работал             активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я  доволен/ не доволен

3. Урок для меня показался  коротким / длинным

4. За урок я                              не устал / устал

5. Мое настроение                  стало лучше / хуже

6. Материал урока мне был  понятен / не понятен

                                                 интересен / скучен

        

Словесный: рассказ

Практический

работа с карточкой в паре

Подводит

детей к теме

Словесный: ответы на вопросы

Словесный: рассказ

Словесный: ответы на вопросы

Словесный: рассказ

Словесный:

Ответы на вопросы

Словесный:

Работа с понятиями

Словесный: хар-ка личности

Наглядный: рассматривание портрета Б.Н.Ельцина

Практический: проверка знаний

Словесный: ответы на вопросы

Практический: самостоят. работа

Прктический: работа с учебником

Словесный: ответы на вопросы

Практический: проверка знаний

Анализируют, отвечают на вопросы.

Выполняют задание

Выясняют тему урока,

размышляют о целях урока.

Анализируют, отвечают на вопросы.

Слушают рассказ учителя

Слушают

Читают текст, анализируют, комментируют текст

Слушают рассказ

Рассматривают иллюстрации

Отвечают на вопросы

Слушают рассказ, рассматривают изображение личности

Слушают

Читают текст, анализируют, комментируют текст

Выполняют задание

Выполняют физ.минутку

Предполагают, высказывают своё мнение

Высказывают свои предположения в группах

Выполняют задание

Проверяют, работают в группах

Делают вывод

Высказывают свои мнения

Формируют конечный результат своей работы на уроке

Предполагают, высказывают своё мнение

Формируют конечный результат своей  работы на уроке

Высказывают свое мнение.

П: Обеспечивают способность к познанию: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование

информации.

К:Высказывают собственную точку зрения

К: умение работать в парах

Р:постановка и формулирование проблемы

умение слушать и отвечать на вопросы

Совместно с учителем обнаруживать и формулир. учебную проблему.

Л: Умение слушать.

Готовность обрабатывать новую информацию

П:Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний

П:Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Л: Умение слушать

Л: Умение слушать

Р: умение отвечать на вопросы, участвовать в диалоге

К:Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Р: Работа По предложенному плану, использование необходимых средств (учебник, доп.материал)

П: систематизац.,  обобщение и использование полученной информации

Л: Умение слушать

К: Обобщение и взаимодейств, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

К:Общение и взаимодейств. аргументация своей позиции.

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка результатов деятельности.

Информация о д.з

1мин

Читать стр 104-105.

Записывают задание

Тема:

«СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ» («Перспектива»)

4 класс

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: формировать представление об особенностях перестройки, образования Российской Федерации в 1991 г. и жизни страны в первом десятилетии XXI в.: преобразования в экономической, политической и социальной жизни.

Планируемые результаты:

предметные развивать умения учащихся характеризовать особенности жизни страны во второй половине 80 –90-х гг. XX в. 

метапредметные: учиться понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем, выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения, планировать своё высказывание.

личностные: освоение основ гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как  гражданин России.

Понятия:

  • перестройка, суверенитет, экономический кризис, свобода слова, гласность.

Оборудование: учебник «Окружающий мир» 4 класс, 2 часть А.А.Плешаков, презентация, раздаточный материал.

10

20

30

В поисках справедливости

В каком году наша страна стала называться СССР? (1922)

Какой русский император и в каком году отменил Крепостное право?(Александр II 1861г)

Какое событие произошло в 1914 году и из-за чего? (Первая мировая война, борьба за мировое господство)

«Вставай, страна огромная!»

Дата начала и окончания  блокады Ленинграда?                  (Начало -8 сентября 1941 года. Окончание- январь 1943)

Когда проходила оборона Москвы и кому было поручено командовать обороной Москвы?

(Г.К.Жуков декабрь 1941 год)

Какая битва стала переломным моментом в ВОВ, и сколько она длилась? (Сталинградская битва 125 дней)

Трудовой фронт России

Что эвакуировали на Восток страны, когда наступали немецко – фашистские войска?  (военные заводы )

Какой вклад внесли студенты и дети в общее дело обороны Отечества?

( сооружали противотанковые рвы для защиты городов, помогали в госпиталях)

Какой подвиг совершили сотрудники эрмитажа?

( сохраняли произведения искусства)

Достижения 1950-1970-х

Кто и в каком году совершил первый полет в космос? ( Ю.А.Гагарин ,12 апреля 1961 г)

В каком году проводились 22 летние Олимпийские игры?

(1980)

В каком году и где проходили 22 зимние Олимпийские игры?

( 2014,г.Сочи)


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Советский Союз Современная Россия Московское царство Древняя Русь Российская империя Исторические периоды: Река времени

Слайд 2

Река времени Современная Россия Древняя Русь Московское царство Российская империя Советский Союз

Слайд 3

Современная Россия

Слайд 4

Узнать что произошло в период Современной России Цель урока

Слайд 5

Свобода слова - это право человека свободно выражать свои мысли как в устной, так и в письменной форме.

Слайд 8

Экономический кризис - резкое ухудшение экономического состояния страны, проявляющееся в значительном спаде производства, росте безработицы, в итоге – в снижении жизненного уровня, благосостояния населения.

Слайд 9

Перестройка - это реформы, направленные на ускорение социально-экономического развития, демократизацию всех сторон жизни общества.

Слайд 10

Гласность - это открытая критика и обсуждение недостатков в жизни общества.

Слайд 11

Суверенитет -это движение за социальную независимость.

Слайд 13

Беловежское соглашение 8 декабря 1991 года было подписано Беловежское соглашение главами Российской Федерации (РСФСР), Республики Беларусь и Украины.

Слайд 15

Борис Николаевич Ельцин (1931 – 2007 гг.) – российский политический и государственный деятель, председатель Верховного Совета РСФСР, первый президент Российской Федерации.

Слайд 16

Памятник Борису Ельцину, установленный при его жизни, в Чолпон-Ате, Киргизия.

Слайд 17

В.В. Путин

Слайд 19

Работа в группах


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Трудовой фронт России В поисках справедливости «Вставай, страна огромная!» Достижения 1950 – 1970 – х годов 10 20 30

Слайд 2

1922 год В каком году наша страна стала называться СССР?

Слайд 3

Александр II в 1861 году Какой русский император и в каком году отменил Крепостное право?

Слайд 4

Первая мировая война Борьба за мировое господство Какое событие произошло в 1914 году и из-за чего?

Слайд 5

Дата начала и окончания блокады Ленинграда? Начало -8 сентября 1941 года Окончание- январь 1943

Слайд 6

Когда проходила оборона Москвы и кому было поручено командовать обороной Москвы? Г.К.Жукову в декабре 1941 года

Слайд 7

Какая битва стала переломным моментом Великой Отечественной войне, и сколько она длилась? Сталинградская битва 125 дней

Слайд 8

Что эвакуировали на Восток страны, когда наступали немецко-фашисткие войска? Военные заводы

Слайд 9

Какой вклад внесли студенты и дети в общее дело обороны Отечества? Сооружали противотанковые рвы для защиты городов, Помогали в госпиталях

Слайд 10

Какой подвиг совершили сотрудники Эрмитажа? Сохраняли произведения искусства

Слайд 11

Ю.А.Гагарин 12 апреля 1961года Кто и в каком году совершил первый полет в космос?

Слайд 12

1980 году В каком году проводились 22 летние Олимпийские игры?

Слайд 13

В каком году и где проводились 22 зимние Олимпийские игры? 2014 года, г.Сочи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...

Итоговый тест по теме «Современная Россия» (4 класс система Л.В.Занкова)

16 вопросов тестового характера помогут быстро проверить знания учащихся....

Конспект урока по предмету: Конспект урока по русскому языку (4 класс) «Слова, обозначающие действие предмета»

Конспекты уроков были составлен для детей, обучающихся по1 и по 2 варианту адаптированной основной общеобразовательной программы.Для учащихся характерна повышенная утомляемость. Нарушено переключение ...

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме Конспект урока по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов»

Программа Т.Г. Рамзаева 4 класс.Цели:Познавательные:Ввести сведения об изменении правописания безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени по н.ф.;Формировать умения определять с...

Открытый урок по теме «Современный урок – современным детям»

Урок окружающего мира 4 класс "Древний мир - рождение первых цивилизаций"...