Добрые дети-дому венец 3 класс
план-конспект урока по истории (3 класс)

Технологическая карта по окружающему миру

Тема:  «Добрые дети- дому венец»

Цель:  познакомить с традициями семейного воспитания девочки и мальчика, определяющими их дальнейшую судьбу как женщины и мужчины, матери и отца, отражёнными в народных сказках, пословицах, в старинной и современной культуре воспитания детей и подростков; инициирование поисково-исследовательской работы в стремлении узнать значение имени, которое носит, жизнь и деятельность знаменитого соотечественника - своего тёзки.

Задачи:

Образовательные: познакомятся со значением своего имени и творчески выразят заложенный в нём нравственный смысл как образец для самовоспитания; опишут личностные качества человека, выбранного в качестве образца для подражания; научатся находить необходимую информацию на страницах учебника; применять школьные правила;

Развивающие: Развивать познавательную активность и творческие способности; формировать коммуникативные способности и умение вести диалог; развивать психические процессы: память, мышление, воображение, восприятие, внимание, эмоции, речь.

Воспитательные: Воспитать у детей интерес к изучению истории всей страны через знакомство с архитектурными достопримечательностями; воспитать чувство патриотизма, гордость за свою Родину; бережного трепетного отношения к историческому наследию России; воспитывать любознательность и пытливость в процессе учения, расширить кругозор детей.

Планируемые результаты:

Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета

Познавательные: умения использовать научные методы познания; умения сравнивать, делать выводы.

Регулятивные: умение выявлять проблему; умение определять и сохранять цель; умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Оборудование: Окружающий мир 3 кл: учебник А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая «Перспектива», 2ч.;    мультимедийная презентация

Тип урока: открытие нового знани

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dobrye_deti_istoriya.docx30.85 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Астраханской области

ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»

Конспект (технологическая карта) пробного урока

По предмету «Окружающий мир»

Класс 3 «Г» МБОУ «НОШ №19» г. Астрахани

Тема: «Добрые дети-дому венец»

Студентки 4 «А» группы

Допуск к проведению урока:

Студентка:

____________________(Подпись)

Учитель: Мищенко О. Н.

____________________(Подпись)

Методист: Ванюшина Е.Е.

Оценка за урок___________

Астрахань, 2018

Технологическая карта по окружающему миру

Тема:  «Добрые дети- дому венец»

Цель:  познакомить с традициями семейного воспитания девочки и мальчика, определяющими их дальнейшую судьбу как женщины и мужчины, матери и отца, отражёнными в народных сказках, пословицах, в старинной и современной культуре воспитания детей и подростков; инициирование поисково-исследовательской работы в стремлении узнать значение имени, которое носит, жизнь и деятельность знаменитого соотечественника - своего тёзки.

Задачи:

Образовательные: познакомятся со значением своего имени и творчески выразят заложенный в нём нравственный смысл как образец для самовоспитания; опишут личностные качества человека, выбранного в качестве образца для подражания; научатся находить необходимую информацию на страницах учебника; применять школьные правила;

Развивающие: Развивать познавательную активность и творческие способности; формировать коммуникативные способности и умение вести диалог; развивать психические процессы: память, мышление, воображение, восприятие, внимание, эмоции, речь.

Воспитательные: Воспитать у детей интерес к изучению истории всей страны через знакомство с архитектурными достопримечательностями; воспитать чувство патриотизма, гордость за свою Родину; бережного трепетного отношения к историческому наследию России; воспитывать любознательность и пытливость в процессе учения, расширить кругозор детей.

Планируемые результаты:

Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета

Познавательные: умения использовать научные методы познания; умения сравнивать, делать выводы.

Регулятивные: умение выявлять проблему; умение определять и сохранять цель; умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Оборудование: Окружающий мир 3 кл: учебник А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая «Перспектива», 2ч.;    мультимедийная презентация

Тип урока: открытие нового знани

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Орг момент

Здравствуйте ребята, сегодня урок у вас проведу я. Меня зовут Евгения Павловна.

Повернитесь к своему соседу и улыбнитесь друг другу. И пусть до конца дня у вас будет хорошее настроение. 

Приветствуют учителя, настраиваются на учебную деятельность.

1) Регулятивные: - волевая саморегуляция; 2) Личностные: - смыслообразование (Я должен посмотреть...) 3) Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

2. Усвоение

новых знаний

и способов

действия

- Давайте вспомним, что такое пословица?

- Приведите примеры пословиц.

- Ребята, сегодня на уроке мы будем изучать новую тему. Прочитайте её на слайде.

- Тема нашего урока представлена в виде пословицы.

А вы знаете что такое венец? Если мы не знаем значение слова, то где мы можем его узнать?

Посмотрите, у этого слова есть несколько значений. Как вы думаете какое значение больше всего подходит к этой пословице?

ВЕНЕ́Ц, -нца, муж.

1. То же, что венок (устар.).

2. перен., чего. Успешное завершение чего-н. как награда за труды, старания (высок.). В. усилий, достижений. Конец делу в. (посл.).

3. Драгоценный головной убор, корона. Царский в.

4. В церковном обряде венчания: головное украшение в виде короны, к-рое шаферы держат над головами вступающих в брак. Пойти под в. с кем-н. (вступить в брак). После венца (после венчания).

5. Ореол, светлый ободок вокруг небесного светила.

6. Нимб, ореол.

7. В деревянном срубе: звено из четырёх брёвен в связи.

Смысл этой пословицы заключается в том, что если вам удалось вырастить добрых, умелых и трудолюбивых детей, значит, ваша семья состоялась во всех отношениях и ваши усилия увенчались успехом. В данном случае, слово "венец", употребляется, как результат правильного воспитания детей.

Как вы думаете, одинаково ли мальчиков и девочек воспитывают, готовят к взрослой жизни?

Какие цели мы поставим перед собой?

Что может быть разного в воспитании мальчиков и девочек, когда их готовят к взрослой жизни, мы узнаем с вами в течение урока.

В толковом словаре

Больше всего подходит 2 значение. И 3 значение.

Узнать, как воспитывали детей на Руси.

1) Регулятивные: - целеполагание как постановка учебной задачи, - планирование, - прогнозирование. 2) Познавательные: - умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. 3) Общеучебные: Моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач.

4. Реализация построенного проекта и закрепление изученных способ действий.

Я принесу лучину на урок.

  - Давайте узнаем, а какие обязанности вы выполняете по дому?

- Одинаковые ли поручения у девочек и мальчиков?

- А чем отличаются обязанности мальчиков и девочек?

- А как же было в крестьянских семьях? В крестьянских семьях девочку и мальчика воспитывали по-разному, готовя к взрослой жизни. Как думаете, почему?

- Девочки На странице 40, прочитайте текст «Дочки-матери» про себя и ответьте на вопрос: «Чему учит эта игра девочек?»

-Мальчики, прочитайте самостоятельно текст «Тот хорош, кто на дело гож», ответьте на вопрос: о каких игрушках мечтали дети в старину?

- Почему мальчик мечтал о маленьком топорике?

- Чему учился мальчик в старину, готовясь к взрослой жизни?

Почему именно главное, чему учат мальчика, это пахать землю, сеять и косить?

А что главное для девочки?

- Ребята, обратите внимание на репродукции картин.

Как вы понимаете- кто такая пряха. Посмотрите, что делает девочка.

Пряха- Женщина, умеющая прясть, занимающаяся ручным прядением.

Посмотрите на мальчика. У него в руках лучина. А что это?

Лучи́на (драночка, щепань) — тонкая длинная щепка сухого дерева, предназначенная для растопки печи или для освещения избы. Для получения лучин полено щепили, то есть разделяли на щепы.

Для этого могли использовать специальный большой нож-косарь, обычный нож или припечный топорик. Чтобы получить больше света, одновременно жгли несколько лучин. Их закрепляли в светец. Это специальное металлическое приспособление, вбивавшееся нижним заострённым концом в чурбак или иную подставку. Под лучины ставили сосуд с водой. Вода отражала свет, а также предохраняла от пожара, который могли вызвать падающие угольки.

Чему учатся дети? Это полезная работа?

- Помогут ли вам ваши игры и игрушки научиться быть хорошим хозяином, кормильцем семьи или матерью семейства?

- Чему бы вы сейчас хотели научиться от своих мам, пап, бабушек, родственников?

 Ребята, детство - это возраст учения. Многому должен научиться человек, чтобы достичь своей цели в жизни. Если не научится в детстве, то потом учиться этому будет некогда.

У меня для вас есть загадка.  

Нас не было — оно было,
Нас не будет — оно будет;
Никто ни у кого его не видел,
А у каждого оно есть.

Что это?

С давних пор люди считают, что судьба человека тесно связана с его именем.

Сейчас мы с вами поработаем в группах и узнаем, как же раньше детям выбирали имена.

1 група

Национальные имена.

Имя присваивается человеку при рождении. Сейчас мы точно можем определить по имени принадлежность человека к тому или иному народу.

Русские имена- Мария, Настя, Иван, Алексей

Казахские имена- Зарина, Ермек, Керим и тд.

Татарские имена- Фарида, Нарим, Рахмат, Занума и тд.

Признаки или внешние особенности человека

В Древней Руси имен было много. Нам они сейчас кажутся смешными, но отмечали они наиболее характерные признаки или внешние особенности человека: Светлана, Чернава, какие-либо свойства новорожденных: Пискун, Прыгунок, Лобик.  

Порядок появления детей

Были имена которые отражали порядок появления детей: Первой, Старшой, Вторунья, Третьяк.

2группа

Время рождения ребенка

Некоторые имена характеризовали время рождения ребенка- Зима, Весна и тд.

Явления природы в момент рождения ребенка

Так же могли означать явления природы в момент рождения ребенка – Метелица, Дождь и др.

Христианские праздники

Если ребенок рождался в день, когда проходит праздник, его так и называли- Постник, Мясоед.

3группа

В 988 году, во время правления киевского князя Владимира, Русь приняла христианство. Эта религия была заимствована из Византии. Вместе с религией пришли и новые имена, которые в свою очередь произошли от древнегреческих и древнеримских.

Пришли из Греции

Греческие имена подчеркивали в людях моральное и физическое достоинство.

Андрей- мужественный

Евгений- благородный

Тихон- счастливый

Софья- мудрая

Галина- спокойная

Пришли из Рима

Римские имена, так же, как и греческие подчеркивали в людях их главные качества.

Виктор- победитель

Валерий-здоровый, сильный

Марина- морская

Максим- величайший

Древнееврейские имена

У древних евреев имена означали принадлежность человека к богу.

Михаил- равный Богу

Илья- сила Божья

Даниил- суд Божий

4группа

Имя ангела хранителя

По христианской традиции ребенку давали имя одного из святых, день памяти которого совпадал или был наиболее близок ко дню рождения малыша. Этот святой становился его ангелом хранителем. Считалось что он оберегал человека с самого его рождения. В христианских странах первым, главным в жизни обрядом было крещение, через которое ребенок приобщался к религии. Количество имен было ограничено числом признанных святых.

Имя ребенку давал сначала священник. Потом стали выбирать сами родители.

5группа

Наиболее часто повторяющиеся имена.

Среди большого разнообразия имен всегда были такие которые употреблялись наиболее часто. Положительный герой русских сказок всегда назывался Иван.

Имена в доме Романовых

В царском доме Романовых регулярно повторялись такие имена как Александр, Николай, Павел, Мария, Анна

Имена монахов

У монахов так же были свои имена Варлаам, Досифей, Евлампий, Фотий

Имена крестьян

В крестьянской среде детей обычно называли Гаврила, Ермолай, Емельян, Арина, Матрена.

Купеческие имена

В прошлом веке появилась целая группа купеческих имен Тит, Гордей, Фома, Фрол, Федул.

6группа

Прозвища

Наряду с именами были распространены и прозвища. Они всегда отражали определенные свойства, качества человека или род его занятий Рыболов, Дьяк, Балагур, Грамотей, Скоморох. Так же были такие прозвища, которые указывали на происхождение из определенной местности Муромец, Казанец, Татарин. Встречались прозвища от названия еды: Коврига, Тюря, Сахар, Борщ.

 

Нет

У девочек более легкие домашние обязанности, а у мальчиков они сложнее.

Девочка в будущем становилась хранительницей очага, а мальчик выполнял более сложную мужскую работу.

О топорище

Чтобы на ровне со взрослыми рубить дрова и помогать маме.  

Учился двор содержать в порядке, делать деревянную утварь, кожаную упряжь для коня, учился пахать, косить, сеять.

Раньше главное было хозяйство, и мальчик должен был уметь следить за ним.

Следить за домом и растить детей

Она изготавливает нитки из шерсти.  

Не знаем

Они учатся полезной работе по дому.

Не всегда

Ответы детей

Имя

1) Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества 2) Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации - смысловое чтение - построение логической цепи рассуждения


5. Контроль и

самооценка

знаний и

способов

действия

Какие обязанности были у девочек?

А у мальчиков?

Как раньше давали имена?

Пряли пряжу, заботились о доме и о младших

Учились работать по хозяйству.

1) Регулятивные: - контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном. 2) Познавательные: -умение осознанно и произвольно строить высказывать

7. Подведение

итогов

занятия

домашнее задание

Что нового вы узнали? Что вы запомнили?

Продолжите фразы-

Я узнал

Мне понравилось

Мне было не понятно

Стр. 40-43 читать. Найти значение своего имени.

1) Познавательные: - умение структурировать знания - оценка процессов и результатов деятельности 2) Регулятивные: - волевая саморегуляция - осознание того, что уже усвоено


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира 3 класс "Добрые дети - дому венец. Детские игры - школа здоровья"

Представляю вашему вниманию конспект урока окружающего мира в 3 классе на тему: "Добрые дети - дому венец. Детские игры - школа здоровья". Конспект составлен по УМК "Перспектива"...

Акция "Доброе сердце" для детей дома малюток г.Кызыла

Принимали участие в акции члены клуба "Рукодельница"...

Технологическая карта урока окружающего мира на тему "Добрые дети - дому венец" (3 класс)

Данная разработка урока сопровождается презентацией, разработана по учебнику А.А.Плешакова (УМК "Перспектива"). Урок получился динамичным, особенно рекомендую учителям сельских школ с малень...

Технологическая карта к уроку окружающего мира в 3 классе по теме "Добрые дети – дому венец"

Тип урока: урок «открытие» нового знания.Цель урока: познакомить с традициями воспитания девочки и мальчика, определяющими их дальнейшую судьбу как женщины и мужчины, матери и отца, отражё...