Конспект урока истории -Новейшее время 4 класс
план-конспект урока по истории (4 класс)

Халимова Лилия Муратовна

Конспект урока истории для 4 класса "Новейшее время" УМК "Школа России"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_istorii-_noveyshee_vremya_4_klass.docx107.25 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

-Здравствуйте ребята, меня зовут Лилия Муратовна. Сегодня урок истории проведу у вас я.

Приветствуют учителя.

Актуализация знаний

Сегодня на уроке у нас будет много интересной работы. Пусть этот урок принесет нам радость общения и новые открытия.

-Ребята, какую тему вы изучали на прошлом уроке?

- Сейчас я вам раздам тестовые листы, вам необходимо ответить на вопросы самостоятельно. Это будет проверкой домашней работы. После мы все вместе проверим.

Тест:

  1. Материк, который называют Новым Светом?

А) Африка б) Америка в) Антарктида

  1. Колумб хотел открыть морской путь:

А) в Индию б) в Америку в) в Африку

  1. Что доказал своей экспедицией Фернан Магеллан?

А) открыл Америку

Б) Земля имеет форму шара

В) открыл Антарктиду

  1. Техническое изобретение XIX?

А) паровоз

Б) печатный станок

В) компьютер

  1. Кто открыл Америку?

А) Фернан Магеллан

Б) Христофор Колумб

В) Михаил Лазарев

  1. Какую эпоху историки называют Новым временем?

А) XVI-XIX вв

Б) IX-X вв

В) XX вв

  1. Автор знаменитого «Робинзона Крузо»?

А) Даниэль Дефо

Б) Жюль Верн

В) Леонардо да Винчи

-Поднимите руку, те у кого были ошибки. Если все решили правильно, продолжаем.

Новое время: встреча Европы и Америки.

Определение темы урока

-Итак, мы познакомились со знаменитыми людьми Нового времени, отважными путешественниками, техническими изобретениями 19 века.

-И сегодня мы продолжаем путь по дороге истории и заглянем в следующую эпоху. А чтобы узнать, как называется это время, надо решить кроссворд. Вопросы вы видите на слайде, отвечайте на вопросы, одним словом.

1. Назовите фамилию французского писателя, автора произведения «20000 лье под водой»

2. Кто открыл Америку?

3. Кто открыл Антарктиду?

4. Какой материк называется Новым светом?

5. Имя русского путешественника Беллинсгаузена?

6. Магеллан совершил кругосветное…

7.Имя художника, написавшего картину «Джоконда»

8. Фамилия писателя, автора произведения «Робинзон Крузо»

Итак, ребята, выполнилb все верно. Молодцы! Какое слово у нас получилось?

В е р н

Колумб

Лазарев

Америка

Фаддей

Путешествие

Леонардо

Дефо

Новейшее.

Сообщение темы урока

Ключевое слово «Новейшее». Тема нашего урока «Новейшее время: история продолжается сегодня»

Слушают учителя

Постановка целей и задач

Давайте вместе сформулируем задачи урока. Как вы думаете, что мы сегодня будем делать?

Слушаю ответы детей

Планирование

  • Новейшее время
  • Покорители космоса
  • Мировые войны

План до доске

Практическая деятельность

Работа с лентой времени.

Рассказ

Работа с учебником.

Работа с карточками

Рассказ «Покорители космоса»

Рассказ «Мировые войны»

На какие эпохи делят ученные историю человечества?

Посмотрите на ленту времени, обратите внимание на экран.

Древний мир

 Эпоха средних веков

Новое время

Новейшее время

-Сегодня мы поговорим о Новейшем времени.

-Новейшее время – самая короткая среди эпох в истории человечества. С начала XX века мы ведем отсчет истории Новейшего времени и сегодняшних дней.

Вы, конечно, заметили, что этот отрезок исторического времени самый короткий по сравнению с другими.  Быть может, вы подумали, что новейшая история не так важна, как вся предыдущая? Ведь сто — лет- это совсем немного по сравнению с веками и тысячелетиями.  Но еще никогда в истории на протяжении ста лет жизнь людей не менялась так стремительно, как в XX веке.

- -С какого по какой век идет новейшее время?

Началось новейшее время в октябре 1917 года, когда в России произошла Октябрьская революция.

-Какое же это было время?

Жестокое время – Первая и Вторая мировые войны (СЛАЙД), атомная бомбардировка японских городов (СЛАЙД).

Мудрое время - человек в космосе, а затем и на Луне (СЛАЙД).

Время компьютеров - нужно ли объяснять значение этой фразы? (СЛАЙД).

Время новейших материалов - нас уже не удивишь самолетом из различных пластмасс, кузовом автомобиля из стеклопластика и двигателем, где не использовано ни грамма металла (СЛАЙД)

Трудное время - не только для людей, но и для нашей родной планеты Земля (СЛАЙД)

Загрязнение и обмеление рек и озер, исчезновение многих видов растений и животных - все это результат безответственного отношения людей к природе.

Новейшее время сейчас действительно самая короткая историческая эпоха. Сколько она продлится - зависит от нас с вами.

Откройте учебник на странице 28, найдите 3 абзац.

 

К началу XX века наша планета была основательно изучена. Но на карте мира ещё оставались белые пятна. Давно манили путешественников бескрайние ледяные просторы Арктики и Антарктиды. Долгое время они были недоступны. Много смельчаков погибло в тех краях. В начале XX века полярники отважились бросить новый вызов суровой природе. В 1909 году американец Роберт Пири (1) достиг Северного полюса. А в 1911 году норвежец Руал Амундсен (2) покорил Южный полюс.

-Ребята обратите внимание на иллюстрации на странице 28. Под номером 1- это Роберт Пири, который достиг Северного полюса в 1909 году. 2- это Руал Амундсен, который в 1911 году покорил Южный полюс.

-В каком веке полярники отважились бросить вызов суровой природе?

- Кто и в каком году достиг Северного полюса?

-  А кто и в каком году покорил Южный полюс?

-Хорошо, молодцы.

Сейчас мы с вами поработаем по карточкам. Сейчас я вам раздам карточки, я буду называть номер карточки, а вы будите читать. Слушайте внимательно, после я буду задавать вопросы.

1 карточка-

В XX веке на карте мира появились десятки новых государств. Изменилось и устройство государственной жизни. В начале века во многих странах на вершине власти находился один человек — монарх, а к концу века в большинстве стран мира власть стала выборной.

- Как изменилось устройство государственной жизни?

В начале XX века жили ваши прабабушки и прадедушки. Давайте взглянем на старые фотографии: дамы в длинных платьях, мужчины в строгих костюмах старинного покроя. Вряд ли бы люди со старых фотографий чувствовали себя уютно на оживлённой улице современного города.

 

-Какие изменения еще произошли в XX веке? 

Как преобразились города! Крупнейшие из них насчитывают теперь по нескольку миллионов жителей.

Никого уже не удивляют автомобили, самолёты, которые были диковинкой в начале века.

Мы не представляем свою жизнь без достижений современной техники. Практически в каждом доме есть телевизор, компьютер, холодильник и многое другое. А кто из нас не любит кино — одно из удивительных изобретений конца XIX века? В XX веке оно прочно вошло в нашу жизнь.

-Какие изобретения 20 века присутствуют в каждом доме?

Выдающихся успехов достигли учёные. Они сумели разгадать многие тайны природы и открыли невидимый глазу мир частиц, основы всего существующего.

2 карточка-

В XX веке появились лекарства, которые сегодня есть в каждом доме, например аспирин. Медики смогли победить многие болезни.

Человечество с глубокой древности стремились к звёздам. В России мысль о возможности полета в космос впервые высказал Константин Эдуардович Циолковский. Эстафету у Циолковского принял Сергей Павлович Королев. Под его руководством в нашей стране было построено  множество космических аппаратов- искусственных спутников.  4 октября 1957 года был запущен первый искусственный спутник Земли. Затем в космосе побывали собаки. С помощью собак выяснили, что в невесомости можно жить.

-Ребята, давайте посмотрим, видео о первом запуске спутника.

-В каком году в первые запустили искусственный спутник?

-

3 карточка-

В XX веке началось освоение космоса. Как вы уже знаете, первым человеком, побывавшим в космосе, стал наш соотечественник Юрий Алексеевич Гагарин. Произошло это 12 апреля 1961 года.

-Посмотрим видео о полете Юрия Гагарина в космос.

- Что еще освоили люди в 20 веке?

- Кто был первым человеком, побывавшим в космосе?

-В каком году это произошло?

4 карточка-

Новейшие средства связи объединили все континенты. По мобильному телефону можно связаться с любой точкой Земли. С появлением глобальной электронной сети «Интернет» невероятно увеличилась скорость передачи информации. А облететь земной шар на самолёте теперь можно всего за 24 часа.

- Какая глобальная электронная сеть появилась в 20 веке?

Однако XX век запомнился не только замечательными открытиями учёных, но и двумя самыми страшными войнами в истории. Это Первая (1914 — 1918) и вторая (1939 — 1945) мировые войны.

Мировая война – это вооруженный конфликт, охватывающий более чем два континента, в котором по меньшей мере 20 стран объединяются против общего врага, и который привлекает внимание благодаря исключительно высокому уровню людских потерь.

Две войны занимают особое место в истории — человечества- это мировые войны, так как в них были втянуты все крупнейшие государства мира. Обе войны «пришли» из Германии, основные боевые действия разворачивались на земле Европы.

Первая мировая война продолжалась более четырех лет с 1 августа 1914 по 11 ноября 1918 года.

Первая Мировая война закончилась поражением Германии, но это ее ничему не научило. 1 сентября 1939 года вторжением в Польшу Германия развязала Вторую Мировую войну. Эта война была еще более разрушительной и кровопролитной, чем первая. Основным противником Германии стала наша страна - именно она оказала решительное сопротивление врагу, а затем разгромила его. Наша страна понесла в этой войне наибольшие потери.

2. После разгрома Германии - государства, развязавшего Вторую Мировую войну, люди многих стран поняли старую истину: «Худой мир лучше доброй ссоры». Ведь любая «ссора» между двумя государствами может привести к страшным бедствиям.

5 карточка-

В XX веке было изобретено самое разрушительное оружие в истории — ядерное.

Разработка ядерного оружия велась одновременно в нескольких странах. В истории лишь дважды произошли случаи применения ядерного оружия. Оба раза ядерное оружие было применено США -- 6 и 9 августа 1945 года. Оно является самым мощным и опасным видом оружия массового поражения, угрожающим всему человечеству невиданными разрушениями и уничтожением миллионов людей.

-Какое было изобретено самое разрушительное оружие в истории?

6 карточка-

Пережив две войны, люди поняли, как важно сохранить мир. После Второй мировой войны страны-победительницы (среди них и наша страна) создали Организацию Объединённых Наций (ООН).

Организация Объединённых Наций — международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами.

-Какая организация была создана? И для чего?

В Организацию Объединённых Наций, входит большинство государств мира. Представители различных стран обсуждают важнейшие вопросы международной жизни, чтобы сохранить мир на Земле и укрепить сотрудничество между государствами.

-Обратите внимание на иллюстрацию в учебнике. Так выглядит, Здание ООН в Нью-Йорке.

-Ребята, какое из достижений XX века кажется вам наиболее важным?

Древний мир

 Эпоха средних веков

Новое время

Новейшее время

С 20 века по сегодняшний день .

Слушают учителя

Читают по 1 абзацу.

В начале XX века.

В 1909 году Роберт Пири.

Руал Амундсен, в 1911 году.

В начале века во многих странах на вершине власти находился один человек — монарх, а к концу века в большинстве стран мира власть стала выборной.

Изменилась одежда и быт людей.

Холодильник, телевизор, радио, видеомагнитофон, компьютер

4 октября 1957 года

Космос

Юрий Алексеевич Гагарин.

12 апреля 1961 года.

Интернет

Ядерное оружие.

Организацию Объединённых Наций (ООН). Созданна для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами.

Слушаю ответы детей.

Осуществление контроля

Викторина

А теперь давайте проверим как вы усвоили новый материал.

Проведем викторину. Отвечаете по поднятой руке. За правильные ответы вы получаете жетоны.

 1.Какую организацию создали после Второй мировой войны? (НОО)

2. Почему она была создана? (Чтобы сохранить мир на земле и укреплять сотрудничество между разными странами)

3.Как называется эпоха, о которой говорили на уроке?  (Эпоха новейшего времени)

4. Чем интересен этот отрезок истории? (на протяжении 100 лет жизнь людей менялась очень стремительно)

5.Почему путешественники отправлялись в опасные экспедиции? (на карте мира еще оставались белые пятна)

6.Кто первый побывал на Южном полюсе? (Роберт Пири в 1909 г.)

7.Кто покорил Южный полюс? (Руал Амундсен)

8. - Как изменилось устройство государственной жизни? (В начале века во многих странах на вершине власти находился один человек — монарх, а к концу века в большинстве стран мира власть стала выборной)

9. Какие изобретения 20 века есть в каждом доме?

-Молодцы ребята, вы отлично справились.

Подведение итогов урока

С начала XX века мы ведём отсчёт истории Новейшего времени. XX столетие — это время величайших открытий в истории человечества и время двух самых кровопролитных войн. Люди стали осознавать, как важно сохранить нашу планету и всё живое на ней.

Домашняя работа

Прочитать учебник на странице 28-32. Написать мини-сочинение «Что я могу сделать для своей эпохи?»

Записывают д.з

Мини-сочинение «Что я могу сделать для своей эпохи?»

Если я не буду бросать мусор на улицах и в общественных лесах, то в дальнейшем, каждый гражданин последует за мною! Все будут соблюдать чистоту и порядок в природе. Я могу также помогать окружающим меня людям, и в последствии каждый будет брать с меня пример. А вы представьте, что будет тогда в другой эпохе! В мире будет взаимовыручка, все будут неравнодушны к окружающему их миру... Вот, что я могу сделать для нашей и следующей эпохи!

Конспект урока

По истории

Учитель : Халимова Лилия Муратовна

Класс: 4«Б»

Тема урока: ««Новейшее время: история продолжается сегодня»

Задачи урока:

Предметные:

  • Иметь представление о продолжительности истории Новейшего времени (с использованием «Ленты времени»)
  • Понимать роль научных открытий и технических изобретений в развитии человечества;

Регулятивные:

  • Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • работать по предложенному учителем плану;

Познавательные:

  • развивать умения анализировать.

Коммуникативные:

•        Учить отвечать на вопросы учителя полным грамотным ответом.

Личностные:

•        ·Проявлять чувства доброжелательности и эмоциональности, отзывчивости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока истории в з классе по теме:"Моя родословная"

Пропедевтический курсначального  исторического образования -3 класс, система Л.В.Занкова. На данном уроке дети знакомятся  с такими понятиями, как "предок", "родословная", "поколение". Учатся составля...

План-конспект урока истории в 4 классе на тему: "Новейшее время:история продолжается сегодня"

Конспекты уроков истории в 4 классе разработаны многими учителями. В системе Интернет можно найти презентации к отдельным урокам раздела «Страницы великой истории». Они очень подробны, с большим колич...

Презентация к урокам окружающего мира "Страницы всемирной истории.Новое время. ч.1."".

При загрузке презентацию пришлось поделить на части. Слайды о Новом Времени соответствуют 24-26, 27-30 слайдам в общих комментариях....

Презентация к урокам окружающего мира "Страницы всемирной истории.Новое время.ч. 2 "".

При загрузке презентацию пришлось поделить на части. Слайды о Новом времени соответствуют 24-26, 27-30 слайдам в общих комментариях....

конспект урока истории в 4 классе

Тема: "Начало Великой Отечественной войны"...