конспект урока истории в 4 классе
план-конспект урока по окружающему миру по теме

Залужная Елена Ивановна

Тема: "Начало Великой Отечественной войны"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_istorii_na_konkmicrosoft_word.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока  по окружающему миру в 4-е классе 12.04.2012г.

Тема: Начало Великой Отечественной войны.(учитель начальных классов Залужная Е.И.)

Цели, задачи, планируемые результаты:

   1. Познакомить учащихся с трагическими событиями в начале войны,      подвести учащихся к пониманию причин поражения Красной Армии в начале  ВОВ. Продолжить формирование умений     работать с картой, историческими документами, дополнительными информационными источниками при подготовке мини-презентации, анализировать их, делать выводы . (предметные результаты)

   2.  Корригировать произвольное и непроизвольное внимание,                       развивать связную устную речь, пополнять и обогащать активный и пассивный словарный запас, корригировать и развивать мыслительную деятельность - установление логических и причинно- следственных связей при выполнении заданий. (метапредметные результаты)

   3. Воспитывать на примерах мужества и героизма советских воинов                   чувство долга и  глубокого уважения к нашим героям.(личностный результат)

Форма урока:  урок  изучения нового материала в форме презентации

Оборудование: презентация «Начало Великой Отечественной войны», карта,

Боевые листки, понятийный аппарат, выставка книг.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

-Сегодня мы проведем урок в форме презентации. Для этого мы поделили класс на группы и каждая группа получила свое задание, выполнение которого нам продемонстрирует.

2.      Постановка темы, актуализация знаний

Сейчас вы внимательно прослушаете композицию Александрова и попробуете сформулировать тему урока. (звучит композиция на фоне 1-3 слайдов) + 4 слайд

Словарная работа ( 5 слайд)

В ходе прослушивания вам встретились такие слова: священная, великая, отечественная, фашистская орда. Как понимаете смысл? Посмотрим какое толкование в словаре:

Отечественная – справедливая война в защиту своего отечества;

Священная – чрезвычайно почетная, исключительно важная;

Орда – толпа, скопище, банда;

Фашизм – жестокий режим, агрессивная идеология.

-Все ли жители Германии были фашистами?

Актуализиция знаний

Некоторые события ВОВ вам уже известны.

-Когда началась, закончилась ВОВ?

- Сколько лет длилась эта война?

- Каких полководцев ВОВ знаете? (Жуков, Рокоссовский, Конев, Малиновский)

- Назовите города-герои (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, Киев, Волгоград…)

3.        Основной этап.

1)        мотивационный этап.

-А знаете ли вы что-нибудь о том, как начиналась война, каковы были планы фашистов как люди защищали Родину? На какие вопросы сегодня на уроке хотите получить ответы?

2) определение целей и вопросов изучения, планирование

- 2 Мировая и Великая Отечественная война это одно и тоже событие?

- Как стороны были готовы к войне?

- Кто принял на себя первый удар?

- С какого момента фашисты стали нести потери и поняли, что их планы провалились?

Составляем план урока , по которому будем заслушивать ваши выступления. (слайд 6)

3) Дети готовят боевые листки и выступления

4) Выступления обучающихся (5 команд) и обобщения учителя

I. Начало II Мировой

1 сентября 1939г. Фашистская Германия напала на Польшу. Началась Вторая Мировая война. Вслед за Польшей фашистам покорились Австрия, Чехословакия, Франция, Норвегия. 13 европейских государств были захвачены фашистами. А планы у гитлеровцев были – захватить мировое господство. А некоторые страны стали их союзниками (Румыния, Италия, Венгрия, Япония) С июля 1940г. фашистская Германия начала скрытно готовиться к войне против Советского Союза. (слайд 7)

II. Начало Великой Отечественной войны

Подписанный договор о ненападении был нарушен, 22 июня 1941 года в воскресенье, в 4 утра, войска Германии без объявления войны напали на Советский союз. В это время советские люди отдыхали после трудовой недели. В эти же часы тысячи юношей и девушек после выпускных балов на улицах городов и деревень встречали утро. Они мечтали о своем дальнейшем пути, о будущем. Но исполниться их планам не дала война.

 Нападение было внезапным, граница была нарушена на огромном участке – от Баренцева моря на севере до Черного моря на юге. Враг рассчитывал на молниеносную войну (еще в декабре этого годы был утвержден план нападения на СССР, который получил название «план Барбаросса»). (слайд 8)Германский генеральный штаб разработал план молниеносного разгрома Советского Союза в течение 6-8 недель. Немецкая армия была сведена в мощные наступательные группы:Группа армий «Север» - наступала из Восточной Пруссии на Даугаву, Ленинград, Псков с целью уничтожения советских войск в Прибалтике, захвата портов на Балтийском море;Группа армий «Центр» - самая мощная, - наносила удары в район Белостока, далее Минск, Смоленск и наступление на Москву;Группа армий «Юг» - должна была уничтожить войска Красной Армии на Западной Украине, захватить Киев, далее Крым. Еще до зимы фашисты планировали уничтожить Красную Армию и промышленный комплекс до Урала.

III. Готовность сторон к войне

Готов ли был Советский Союз к войне? Некоторые военачальники думали, что войны удастся совсем избежать. Хотя разведка доносила, что гитлеровцы готовы напасть и даже сообщали точную дату начала войны. В Красной армии на вооружении не хватало новых видов техники: танков, самолетов, артиллерийских орудий, автоматов. Советский         Союз только приступил к перевооружению нашей армии и флота. По этим и другим причинам советские войска несли огромные потери. Многие командиры были молодыми и неопытными, а опытных, преданных своей стране Сталин объявил врагами народа и расстрелял. Кавалерию считали главной военной силой, но в бою лошадь не могла противостоять танку, а шашка – автомату. (слайды 9,10,11)

Поэтому в первые дни войны наша армия несла непоправимые огромные потери.

IV. Первый удар

Особое внимание немецкое командование придавало военным действиям в Беларуссии. Это было направление на Москву. Поэтому в Беларусь была направлена самая крупная группировка немецких войск. Она насчитывала почти 1 миллион солдат и офицеров, полторы тысячи самолетов, почти 1000 танков, более чем 10 тысяч орудий и минометов. (Демонстрация направлений нападения на исторической карте).        Руководил фронтами Красной армии И. В. Сталин. В первый день войны Сталин был настолько растерян, что к советскому народу обратился не он сам, а председатель Совнаркома Молотов. Молотов сказал, что советский народ обязан выстоять в этой борьбе с врагом.  «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!»- эти слова Молотова услышала вся страна. Весь советский народ от мала до велика встал на защиту Родины. Красная Армия мужественно встретила врага. 1000-чи бойцов ценой собственных жизней старались сдерживать натиск фашистов. (слайд 12,13)

Таким образом, на Беларусь обрушился удар огромной силы. Приграничные города и деревни Беларуси сотрясались от разрывов бомб. Немецкая авиация наносила бомбовые удары в первую очередь по аэродромам, железнодорожным станциям, местам, где размещалось большое количество советской военной техники. Одновременно разрушались жилые здания, фабрики, заводы. Погибали мирные люди. Одно из первых сражений произошло у пограничной Брестской крепости. Ее защитники около месяца вели непрерывные бои.

Война сплотила народы нашей страны, которые не щадили жизней отстаивали свободу Отечества. Но несмотря на это гитлеровские войска двигались вперед. После упорных боев были сданы Минск, Киев, Смоленск. Враг приближался к Москве.

V. Битва под Москвой

Стояла осень, когда фашисты подошли к Москве. Местами они находились в 25-30 километрах от столицы. Они были уверены, что война скоро закончится. Верховный главнокомандующий И.В.Сталин поставил во главе войск, защищавших Москву, талантливого полководца Георгия Константиновича Жукова. Жуков принял срочные меры по наведению порядка в войсках и усилению обороны столицы. Сотни тысяч людей, в том числе и женщины и подростки рыли окопы, противотанковые рвы, заграждения. Небо над столицей защищали зенитные пушки, аэростаты. На помощь защитникам Москвы подошли войска из Сибири, Урала, Казахстана, Средней Азии, Дальнего Востока.  Враг получил сокрушительный удар и бежал от столицы. (слайд 14)

За месяц врага отбросили на десятки километров от столицы. Были освобождены Тверь, Клин, Калуга, тысячи сел и деревень. Это была первая с начала войны большая победа Красной Армии и полный провал плана «Барбаросса». Битва под Москвой придала уверенности людям, что врага можно разгромить. Но до окончания войны было еще далеко.

5) Закрепление по вопросам, предложенными детьми (слайд 15)     

6)        Домашнее задание.

–        Ребята, откройте ваши дневники, запишите домашнее задание – стр.128- 134, читать, отвечать на вопросы. Поработать с картой.

7)        Подведение итогов урока.  (рефлексия)

–        Ребята, понравился вам сегодняшний урок? Посмотрите на карточки на доске (вывешиваются карточки «На уроке мне понравилось…», «На уроке я узнал нового…» «На какие поставленные вопросы я не получил ответа…»), прочитайте, что на них написано. Дополните выражения на доске.

8)        оценивание деятельности, выставление отметок.

Выставляются отметки за урок, при выставлении отметок учитывается степень активности детей при подготовке к уроку, правильность ответов, уровень выполнения ответов на вопросы, уровень самостоятельности детей при выполнении заданий, понимание причинно-следственных связей темы урока и др.

Курсивом приведены примерные слова учащихся (защита их боевых листов).

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока истории в з классе по теме:"Моя родословная"

Пропедевтический курсначального  исторического образования -3 класс, система Л.В.Занкова. На данном уроке дети знакомятся  с такими понятиями, как "предок", "родословная", "поколение". Учатся составля...

План-конспект урока истории в 4 классе на тему: "Новейшее время:история продолжается сегодня"

Конспекты уроков истории в 4 классе разработаны многими учителями. В системе Интернет можно найти презентации к отдельным урокам раздела «Страницы великой истории». Они очень подробны, с большим колич...

Конспект урока истории (окружающий мир) в 4 классе, на тему : «Екатерина Великая».

Конспект урока  истории (окружающий мир) в 4 классе, на тему : «Екатерина Великая»....

Конспект урока "История письменности" для учащихся 4 класса

Познакомить учащихся с историей  возникновения письменности, донести до учеников мысль, что возникновение письменности – долгий и сложный путь....

Конспект урока "История рассказывает о прошлом" 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Конспект урока по предмету окружающий мир для 2 класса...

Конспект урока истории по учебнику Н.Я.Чутко 3 класс. Александр Невский. Ледовое побоище

Александр Невский. Ледовое побоище Урок изучения нового материала 1. Познакомить детей с историческим периодом, событиями 1240-1242 гг., с исторической личностью Александра Невского. 2. Учить дават...