Главные вкладки

    Элективный курс по изобразительному искусству (ИЗО) по теме:
    Программа кружка художественно-творческой направленности «Радуга»

     

     

    Направленность программы  «Радуга» является программой художественно-творческой направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по времени реализации – долговременной (4 года обучения).

    Программа  разработана на основе  авторской программы «АдекАРТ» (школа акварели) М.С.Митрохиной и типовых программ по изобразительному искусству. Является модифицированной.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    raduga_kruzh.doc246.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Программа кружка

    художественно-творческой направленности

    «Радуга»

    для обучающихся начальных классов

    Составила: Суиндикова Асия Жаудетовна  

    учитель начальных классов

    МОУ СОШ № 6 город Лениногорск Республики Татарстан

     

    Лениногорск 2011

    Пояснительная записка

    Направленность программы  «Радуга» является программой художественно-творческой направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по времени реализации – долговременной (4 года обучения).

    Программа  разработана на основе  авторской программы «АдекАРТ» (школа акварели) М.С.Митрохиной и типовых программ по изобразительному искусству. Является модифицированной.

    Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.

    Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.

    В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

    Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения  детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки  воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.

    Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа  направлена  на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.

    Основная  цель  программы:

    Приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение.

    Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:

    • воспитательной – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу  приобретения личностного опыта и самосозидания;
    • художественно-творческой – развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру  цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;
    • технической – освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).

    В целом занятия в кружке способствуют  разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.

    Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной образовательной программы 7–11 лет. Обучающиеся этого возраста способны на высоком уровне усваивать разнообразную информацию о видах изобразительного искусства.

    Принцип построения программы:

    На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников. Этапы программы:

    • ознакомительный – 1 год обучения для обучающихся 1 класса;
    • развивающий  –  2 года обучения для обучающихся 2 и 3 класса;
    • исследовательский  –  1 год обучения для обучающихся 4 класса.

    Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, в группе первого года обучения дети  выполняют  творческие задания, в группе второго года – тоже, но на более сложном творческом и техническом уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.

    Отличительные особенности  данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.

    Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.

    Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:

    • занятия в свободное время;
    • обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги);
    • обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;

    Формы занятий

    Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания  в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются  как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.

    Методы

    Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:

    • Предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем.
    • Система постоянно усложняющихся заданий с разными  вариантами сложности позволяет  овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися.
    • В каждом задании предусматривается  исполнительский и творческий компонент.
    • Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия.
    • Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.
    • Объекты творчества  обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.

    Обучающимся предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.

    Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.

    Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как репродуктивный  (воспроизводящий); иллюстративный  (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).

    Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки, праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия.  Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где  стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

    В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.

    Режим занятий

    Занятия в первый год обучения проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу, количество часов в неделю 1 часа, 34 часа в год.

    Второй и третий год обучения рассчитан на тех, кто прошёл подготовку в 1 классе. Занятия проходят в режиме – 2 часа в неделю (72 часа).

    Четвертый год обучения предполагает работу с одарёнными детьми. Больше внимания уделяется индивидуальной работе и творческим разработкам.

    Режим работы увеличивается до 108 часов в год.

    Ожидаемые результаты освоения программы:

    Главным результатом реализации программы является создание каждым обучающимся своего оригинального продукта, а  главным критерием оценки обучающегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть  всеми секретами изобразительного искусства может каждый ребёнок.

    Воспитанники, в процессе усвоения программных требований, получают допрофессиональную подготовку, наиболее одаренные – возможность обучения в специальных профессиональных учебных заведениях.  

                                                  Программа

    Первый год обучения. Ознакомительный этап:  1 класс.

    Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Для этого возраста органичны занятия изобразительным искусством. Для ребёнка 6 – 7 лет необходим определённый уровень графических навыков, важно научиться чувствовать цвет.

    Для развития двигательной ловкости и координации мелких движений рук  проводятся упражнения на рисование линий разного характера, точек, пятен, штрихов.  В процессе занятий по темам проводятся беседы ознакомительного характера по истории искусства в доступной форме, совершаются заочные экскурсии по музеям и выставочным залам нашей страны и мира. Дети знакомятся с творчеством лучших художников нашей страны и мира.  В конце каждого занятия фиксируется внимание детей на достигнутом результате.

    Тема

    Количество часов

    1.

    Радужный мир

    30

    2.

    Выставки, экскурсии, рисование на воздухе.

    Конкурсы, фестивали

    4

                                             Итого:

    34

    Разделы программы.

    Тематическая разработка занятий с детьми 1 класса  

    (Первый год обучения)

    1.        Радужный мир

    Теоретическая часть.

    • Знакомство с различными художественными материалами, приёмами работы с ними.
    • Основы цветоведения. Основные цвета. Смешение цветов. Холодные цвета.
    • Художественный язык изобразительного искусства: линия, пятно, штрих, мазок.

    занятия

    Тема

     Количество часов

    Дата проведения занятия

    Примечание

    1.

    «Знакомство с королевой Кисточкой». Урок-игра.  Условия безопасной работы. (Введение в образовательную программу.)

    1

    2-3.

     «Что могут краски?» Изобразительные свойства акварели. Основные цвета. Смешение красок. Радуга.

    2

    4.

    «Изображать можно пятном». Акварель, отработка приёма рисования кругов в разных направлениях. Плавное движение. Раскрасить приёмом «размыть пятно».

    1

    5.

    «Изображать можно пятном». Кляксография в чёрном цвете. Превратить пятно в зверушку.

    1

    6.

    «Осень. Листопад». Смешение теплых цветов. Акварель. Отработка приёма: примакивание кисти боком, от светлого к тёмному.  Беседа на тему «Осень» с использованием иллюстративного материала. Творчество великих художников.

    1

    7.

    «Силуэт дерева». Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов. Изображение дерева  с натуры.

    1

    8.

     «Грустный дождик». Образ дождя, ограниченная палитра. Акварель. Беседа о передаче чувств через иллюстративный материал.

    1

    9.

    «Изображать можно в объёме». Превратить комок пластилина в птицу. Лепка.

    1

    10.

    Обзорная экскурсия «Здравствуй, мир!»

    1

    11.

    «Красоту нужно уметь замечать». Изображение спинки ящерки. Красота фактуры и рисунка. Знакомство с техникой одноцветной монотипии.

    1

    12.

     «Узоры снежинок». Ритм. Орнамент в круге. Гуашь. Отработка приёма: смешение цвета  с белилами.

    1

    13.

    Рисуем дерево тампованием. Создание творческие работы на основе собственного  замысла с использованием художественных материалов.

    1

    14.

    «Зимний лес». Характер деревьев. Ограниченная палитра. Изобразительные свойства гуаши.

    1

    15.

     «Портрет Снегурочки». Пропорции человеческого лица. Холодные цвета.

    Урок – игра: общение по телефону.

    1

    16.

    «К нам едет Дед Мороз». Фигура человека в одежде. Контраст тёплых и холодных цветов. Урок – игра: общение по телефону.

    1

    17-18.

    «Снежная птица зимы». Холодная гамма цветов. Гуашь. Орнаментальная композиция.

    2

    19-20.

    «Дом снежной птицы». Ритм геометрических пятен. Отработка приема в декоре дома – линия зигзаг.

    2

    21.

     «Ёлочка – красавица». Впечатления о прошедшем празднике. Творческая работа. Свободный выбор материала.

    1

    22.

    «Кто живёт под снегом». Урок – игра  на развитие воображения. Холодные и тёплые цвета. Гуашь, акварель (по выбору).

    1

    23.

     «Красивые рыбы». Гуашь. Отработка приёма – волнистые линии. Закрепление навыка – примакивание кистью. Беседа с показом иллюстративного и природного материала.

    1

    24-25.

    «Мы в цирке». Ритм цветовых геометрических пятен. Гуашь. Основные цвета. Рисуем и играем.

    2

    26.

    «Волшебная птица весны». Тёплая палитра. Гуашь. Пятно, линия, точка.

    1

    27.

    «Моя мама». Творческая работа. Беседа с показом детских работ, иллюстраций по иконописи.

    1

    28-29.

    «Цветы и травы». Изобразительные свойства графических материалов: фломастеров, мелков. Ритм пятен и линий. Игра  «Мы – гномики».

    2

    30-31.

    «Цветы и бабочки». Декоративное рисование. Композиция в круге. Гуашь.  

    2

    32-33.

    «Орнамент из цветов, листьев и  бабочек для украшения коврика». Понятие «стилизация», переработка природных форм  в декоративно-обобщенные.

    2

    34.

    Заключительное занятие: выставка работ, награждение активных кружковцев

    1

    Всего часов:

    34

    Календарно-тематический план первого года обучения

    Второй – третий года обучения. Развивающий этап: 2 и 3 класс.

    Изобразительное искусство – наиболее применимая область эмоциональной сферы ребёнка. На этом этапе он исследует форму, экспериментирует с изобразительными материалами, знакомится с мировой культурой. Более свободное владение различными художественными средствами позволяют ребёнку самовыразиться.

    Разделы программы.

    Тема

    Количество часов

    1.

    Основы художественной грамоты.

    38

    2.

    Графика.

    24

    3.

    Экскурсии, выставки, конкурсы, фестивали, открытые занятия.

    8

                                                                               Итого:

    72

    Тематическая разработка занятий с детьми 2 и 3  класса.  

    (Второй-третий года обучения)

    1. Основы художественной грамоты.

    Теоретическая часть.

    • Свойства живописных материалов, приёмы работы с ними: акварель, гуашь.
    • Цвет в окружающей среде. Основные и дополнительные цвета. Основные сочетания в природе.
    • Основы рисунка. Роль рисунка  в творческой деятельности. Упражнения на выполнение линий разного характера. Художественный язык рисунка: линия, штрих, пятно, точка.
    • Основы живописи. Цвет – язык живописи. Рисование с натуры несложных по форме и цвету предметов, пейзажа с фигурами людей, животных.
    • Основы композиции. Понятия «ритм», «симметрия»,  «асимметрия», «уравновешенная композиция». Основные композиционные схемы.
    • Создание творческих тематических композиций. Иллюстрирование литературных произведений.
    • Беседы по истории искусств. Экскурсии на выставки, натурные зарисовки на пленере. Выставки, праздничные мероприятия.

    Календарно-тематический план (Практическая часть)

    Тема

    Количество часов

     Дата проведения занятия

    Примечание

    1.

    Вводное занятие. Условия безопасной работы. Знакомство с планом работы.

    2

    2.

    Выполнение линий разного характера: прямые, волнистые линии красоты, зигзаг. Орнаментальная композиция. Организация плоскости.

    2

    3.

    Натюрморт из трёх предметов. Понятие  «тон». Одноцветная акварель – «гризайль». Тоновая растяжка.

    4

    4.

    Рисующий свет. Трансформация плоскости в объём. Организация пространственной среды. Карандаш, бумага.

    2

    5.

    Холодные цвета. Стихия – вода. Акварель. Рисование по методу ассоциаций.

    2

    6.

    Теплые цвета. Стихия- огонь.  Акварель. рисование по методу ассоциаций.

    2

    7.

    Зарисовки растений с натуры. « Осенние листья». Пластика линий. Изобразительные свойства карандаша.

    Линия, штрих, тон, точка.

    3

    8.

    Природная форма – лист.  Тоновая растяжка цвета, акварель.

    2

    9.

    Натюрморт. Основные и дополнительные цвета. Изобразительные свойства гуаши.

    3

    10.

     «Дворец Снежной королевы». Ритм геометрических форм. Холодная цветовая гамма. Гуашь.

    3

    11.

    Портрет Снегурочки. Гармония теплых и холодных цветов.  Гуашь. Пропорция человеческого тела.

    3

    12.

    «Цветы весны». Изобразительные свойства акварели. Беседа о натюрморте, как о жанре живописи. Иллюстративный материал.

    3

    13.

    «Прогулка по весеннему саду». Композиция с фигурами в движении. Пропорция человеческой фигуры.

    3

    14.

    Аттестационная творческая работа. Свободный выбор тем и материалов для исполнения.

    4

             Всего часов

    38

    1. Графика.

    Теоретическая часть.

    • Художественные материалы. Свойства графических материалов: карандаш, перо – ручка, тушь, воск, мелки и приёмы работы с ними.
    • Рисунок как основа графики. Упражнения на выполнение линий разного характера. Изобразительный язык графики:  линия, штрих, пятно, точка.  
    • Свет, тень, полутень, блик, силуэт, тоновая растяжка.
    • Монотипия, творческие композиции с применением приёмов монотипии.
    • Гравюра на картоне.
    • Прикладная графика. Открытка,  поздравление, шрифт.
    • Связь с рисунком, композицией, живописью.

     

    Тема

    Количество часов

    Дата проведения занятия

    Примечание

    1.

    Вводное занятие, введение в тему. Условия безопасной работы. Знакомство с планом работы с графическими материалами и приспособлениями. Разнохарактерные линии. Тушь, перо.

    2

    2.

    «Листья и веточки». Рисование с натуры. Тушь, перо. Упражнения на выполнение линий разного характера: прямые, изогнутые, прерывистые, исчезающие.

    3

    3

    «Осенние листья» -  композиция  и использование живых листьев в качестве матриц. «Живая» линия – тушь, перо.

    3

    4.

    Натюрморт – набросочный характер рисунков с разных положений, положение предметов в пространстве. Свет и тень – падающая . собственная.

    4

    5.

    «Город» - цветовой фон в технике монотипии. Дома – линиями, штрихами. Люди – силуэты. Цвет как выразитель настроения.

    3

    6.

    «Терема».  Гравюра на картоне. Беседа о русской архитектуре с использованием иллюстративного материала.

    2

    7.

    Поздравление. Использование шаблона и трафарета. Штрих.  Выделение главного.

    3

    8.

    Открытка – поздравление. Использование аппликации, орнаментики. Шрифт. Творческая работа.

    2

    9.

    Творческая аттестационная работа. Свободный выбор техники и материалов.

    2

                              Всего часов

    24

    Календарно-тематический план (Практическая часть)

    Четвёртый года обучения. Исследовательский этап: 4 класс.

    На данном этапе важной становится цель – научить детей вести исследование доступных  им проблем. Развить их способность ставить перед собой задачу и осуществить её выполнение.

    Раздел программы

    Предметы

    Часы

    1.

    Основы изобразительной грамоты

    1. Композиция
    2. Графика
    3. Цветоведение

    50

    2.

    Декоративно – прикладное искусство

    1. Прикладная графика
    2. Батик
    3. Флористика
    4. Цветоделие

    50

    3.

    Выставки, экскурсии

    8

     Итого:

    108

    Знания и умения, полученные за годы обучения, применяются в создании творческих работ.

    Разделы программы.

    1. Основы изобразительной грамоты.

    Теоретическая часть.

    • Художественные материалы. Акварель, тушь, гуашь – свободное владение ими.
    • Рисунок. Значение рисунка в творчестве художника. Упражнения набросочного характера. Передача пространства на плоскости, представление о перспективе – линейной, воздушной.
    • Графика. Материалы – тушь, перо, типографская краска, картон, клише, матрицы из различных материалов.
    • Эстамп, монотипия. Создание образных работ с использованием знаний по композиции, рисунку, цветоведению.
    • Цветоведение. Воздействие цвета на человека. Гармония цветовых отношений.
    • Композиция. Основные правила композиции:
    • объединение по однородным признакам;
    • соблюдение закона ограничения;
    • основа живой и статичной композиции;
    • группировка элементов, обеспечение свободного пространства между группировками;
    • подчёркивание субординации между группировками и их взаимосвязь (линией, пластикой, «Законом сцены»).
    • Беседы по истории мировой культуры с показом иллюстративного материала. Посещение выставок. Работа на воздухе.

    Календарно-тематический план четвертого года обучения (Практическая часть)

    Тема

    Количество часов

    Дата проведения занятия

    Примечание

    1.

    Вводное занятие. Материалы, Инструменты. Условия безопасной работы. Рисунок – тест « Впечатление о лете». Фломастеры.

    2

    2.

    «Деревья». Пленэрные зарисовки.  Акварель, гуашь. Принцип «от общего к частному». Воздушная перспектива.

    Форма, структура.

    2

    3.

    Зарисовка растений с натуры в цвете. Принципы естественного положения, пластика. Группировка элементов. Акварель.

    5

    4.

    Натюрморт.  Наброски графическими материалами: тушью, заострённой палочкой. Предметы и пространство. Живая и статическая композиция.

    2

    5.

    Осенний натюрморт. Ассиметричная композиция. Тёплая цветовая гамма.

    Гуашь, акварель.

    4

    6.

    Небо в искусстве. Использование цвета в живописи для отражения эмоционального состояния. Творческая работа – иллюстрация прочитанных стихотворений, личный опыт.

    4

    7.

    Монотипия. «Отражение в воде». Интерпретация явлений природы: акварель, тушь чёрная, заострённые палочки.

    5

    8.

    «Зимние забавы». Движение в композиции. Ритм цветочных пятен.

    Фигура человека в движении. Личный опыт. Гуашь.

    5

    9.

    « Цветы и травы весны». Свободный выбор живописных средств. Сближенные цветовые отношения. Пластика природных форм и линий. Беседы с обращением к иллюстративному материалу, натуральный материал.

    7

    10.

    « Скачущая лошадь». Движение в композиции. Пластика форм. Линия красоты.  Гуашь.

    5

    11.

    «Улицы моего города».  Линейная перспектива. Наброски, рисунки с натуры. Творческая работа по предварительным рисункам.

    5

    12.

    Творческая аттестационная работа. Оформление работ к выставке.

    4

    13.

    Выставки, экскурсии.

    4

                                      Всего часов:

    54

    1. Декоративно – прикладное искусство.

    Теоретическая часть.

    • Декоративно – прикладное искусство – художественно выполненные изделия, имеющие утилитарное назначение.
    • Техника создания изделий: кистевая роспись, батик, прикладная графика, цветоведение, флористика.
    • Декоративная переработка природных форм, связанная с художественным конструированием, композицией, живописью.
    • Беседы по декоративно – прикладному искусству, обращение к иллюстративному и предметному материалу.
    • Посещение выставок.

    Календарно-тематический план (Практическая часть)

    Тема

    Количество часов

    Дата проведения занятия

    Примеча

    ние

    1.

    Введение в тему. Планирование работы. Знакомство с новым материалом, инструментом.

    2

    3

    1

    2

    2.

    «Цветы». Композиция в круге. Эскиз монохромной декоративной росписи. Освоение приёма  - кистевая роспись. Беседа «Голубая сказка Гжели».

    2

    3

    1

    2

    3.

    «Цветы и травы». Декоративная роспись. Ассиметричная композиция.

    Декоративная переработка природной формы. Кистевая роспись, гуашь. Ограниченная цветовая палитра.  Беседа о жостовской  росписи.

    5

    6

    1

    5

    4.

    «Цветы и бабочки» – декоративная роспись подготовленной деревянной основы. Творческая работа.

    5

    6

    1

    5

    5.

    Плакат – вид прикладной графики. Поздравление ко Дню учителя.

    Цветы, как носитель настроения. Шрифт. Использование трафарета и шаблона в изобразительных элементах.

    2

    3

    0,5

    2,5

    6.

    Новогодние поздравления. Эскиз. Работа с материалом в подгруппах, использование знаний по композиции, живописи, графике. Применение приёмов аппликации, техники бумажной пластики, кистевой росписи.

    5

    6

    1

    5

    7.

    Открытка – поздравление к 8 марта. Свободный выбор материалов и техники. Индивидуальная творческая работа.

    2

    3

    0,5

    2,5

    8.

    Холодный батик – особенности его как вида декоративно – прикладного искусства. Связь с живописью, композицией,  графикой. Техника безопасности при работе с резервирующим составом.

    4

    6

    1

    5

    9.

    «Осенние листья». Роспись по ткани. Использование в эскизе натуральных зарисовок.

    4

    6

    1

    5

    10.

    «Туманный день». Интерпретация явлений природы. Свободная роспись по ткани  без резерва. Связь с живописью, композицией.

    2

    3

    0,5

    2,5

    11.

    Кукольный антураж. Роспись ткани для кукольного платья. Орнамент. Работа над образом.

    2

    3

    0,5

    2,5

    12.

    Цветоведение. Несложные цветы из ткани. Оформление цветка в композиции. Связь с флористикой, батиком.

    6

    9

    1

    8

    13.

    Флористика. Применение основных принципов построения композиции. Объединение и выявление главного. Выражение образа, чувств с помощью природных форм и линий.

    7

    9

    1

    8

    14.

    Оформление работ, выставки, посещение выставок.

    4

    6

               Всего часов:

    54

    72

    Прогнозируемые результаты

    Обучаемые первого года обучения

    Должны знать:

    • названия основных и составных цветов;
    • понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, художник, линия, орнамент; аппликация, симметрия, асимметрия, композиция, силуэт, пятно,  роспись;
    • изобразительные основы декоративных элементов;
    • материалы и технические приёмы оформления;
    • названия инструментов, приспособлений.

    Должны уметь:

    • пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой;
    • полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы;
    • подбирать краски в соответствии с настроением рисунка;
    • владеть основными навыками использования красного, жёлтого, синего цветов их смешением;
    • моделировать художественно  выразительные формы геометрических и растительных форм;
    • пользоваться материалами.

    Обучаемые   второго – третьего  года обучения

    Должны знать:

    • особенности материалов, применяемых в художественной деятельности;
    • разнообразие выразительных средств: цвет, свет, линия, композиция, ритм;
    • творчество художников, связанных с изображением природы: И.И. Шишкина, В.М. Васнецова, И.И. Левитана, Т.А. Мавриной – Лебедевой;
    • основы графики;
    • правила плоскостного изображения, развитие силуэта и формы в пятне.

    Должны уметь:

    • пользоваться гуашью, акварелью, тушью, белой и цветной бумагой;
    • пользоваться графическими материалами и инструментами (перья, палочки);
    • различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;
    • рисовать кистью элементы растительного орнамента;
    • выполнять орнамент в круге, овал, ленту;
    • проявлять творчество в  создании работ.

    Обучаемые четвёртого года обучения

    Должны знать:

    • разнообразие возможных выразительных средств изображения;
    • значение понятий: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, линейная и воздушная перспективы;
    • различные виды декоративного творчества: батик, флористика, цветоделие;
    • основы дизайна;
    • творчество мастеров русского искусства: А.К. Саврасова, В.А. Серова, М.А. Врубеля, И.И. Левитана, М. В. Нестерова, К.Е. Маковского.
    • правила создания экспозиций, основы прикладной графики.

    Должны уметь:

    • работать в определённой цветовой гамме;
    • добиваться тональной и цветовой градации при передаче объёма предметов  несложной формы;
    • передавать пространственные планы способом загораживания;
    • передавать движение фигур человека и животных;
    • сознательно выбирать средства выражения своего замысла;
    • свободно рисовать кистью орнаментальные композиции растительного характера;
    • решать художественно творческие задачи, пользуясь эскизом, техническим рисунком.

    Список литературы

    1. Герчук  Ю.Я.  Что такое орнамент? – М.,1998г.
    2. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.,1985г.
    3. Маслов Н.Я. Пленэр. – М.,1989г.
    4. Межуева Ю.А. Сказочная гжель. –  М.,2003г.
    5. Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. – М.,1987г.
    6. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. – М.,1994г.
    7. Одноралов Н.В. «Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. – М.,1983г. 
    8. Орлова Л.В. Хохломская роспись. – М.,1998г.
    9. Основы декоративного искусства в школе. Под ред. Б.В. Нешумова, Е.Д.Щедрина.– М., 1981г.
    10. Программно – методические материалы. Изобразительное искусство.Сост. В.С.Кузин.
    11. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М., 1999 г.
    12. Сокольникова Н. М. Основы живописи. Обнинск. 1996г.
    13. Сокольникова Н. М. Основы композиции. Обнинск, 1996г.
    14. Сокольникова Н. М. Основы рисунка. Обнинск, 1996 г.
    15. Стасевич В.Н. Пейзаж: картина и действительность. – М., 1978г.
    16. Хворостов А.С. Декоративно – прикладное искусство в школе. – М..1988г.
    17. Энциклопедический словарь юного художника. – М.,1983г.

    Методические рекомендации

    Для организации занятий нужен специально оформленный и оборудованный кабинет. Для оформления стен используются работающие стенды следующих направлений:

    • где работают художники;
    • основные жанры живописи;
    • наш вернисаж;
    • богатства земли Русской;
    • техника безопасности;
    • как прекрасен этот мир;
    • информация.

    Стенды должны быть работающими, легко трансформируемыми и часто обновляемыми.

    Группа легких стендов по теме «Где работают художники» должна полно отражать разнообразие профессий художников в нашей жизни: архитекторы; дизайнеры посуды; художники-оформители; художники рекламы; художники-модельеры и, наконец, просто художники- творцы прекрасных произведений.

    Необходимо отвести достаточное место для стенда «Наш вернисаж», где систематически вывешивать лучшие работы и репродукции картин с информацией об авторе, чередуя то и другое, обобщая творчество больших художников и творчество самих учащихся.

    Стенд по технике безопасности лучше всего сделать в карикатурной веселой форме, в виде наглядных, веселых шаржей.

    Стенд для информации должен быть мобильным, желательно чтобы информацию готовили дети.

    На следующем стенде «Богатство земли Русской» желательно рассказать о видах народного творчества, о богатстве и выразительности изделий народных умельцев.

    Из оборудования в кабинете необходимо иметь посуду для наведения красок; достаточный обтирочный материал; доску школьную; мел школьный белый, мел цветной.

    Очень важно оборудовать кабинет ученическими мольбертами. В работе также необходимы палитры для акварели и темперы, гуаши.

    Для постановки натуры нужно иметь легкий, переносной столик, к нему несколько видов драпировки, осветительную лампу на штативе.

            Кабинет оснащен ТСО: ноутбук, магнитофон, экран для демонстрации слайдов, диафильмов. Желательно наличие серии дисков о шедеврах живописи во всемирно известных музеях мира; ряд фильмов о живой природе.