Рабочая программа по искусству для 4 класса
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме

Фесько Нона Ивановна

Рабочая программа по искусству (музыка и изобразительное искусство) для 4 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iskusstvo.doc279 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное общеобразовательное учреждение

Светловская основная общеобразовательная школа

Коченевского района новосибирской области

  утверждаю                                                                  Принято на педсовете

Директор школы

_________ Н.А.Лопалнеко                                             протокол № 1

«___» ___________ 2011 г.                                             30.08.2011г

Рабочая программа по ИСКУССТВУ

(музыка и ИЗО)

                                      

4 класс

Учитель:  Фесько Нона Ивановна

Рабочая программа по искусству для 4 класса разработана на основе программы начального общего образования, авторской программы Л. А. Неменской , В. В. Алеева, утверждённой МО РФ (Москва, 2002 г.), в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта начального образования (Москва, 2004г.)

 

Учебники: «Изобразительное искусство» 4 класс, Л. А. Неменская, М., «Просвещение», 2009г.  Рабочая тетрадь.

«Музыка 4 класс» 1,2 ч, В. В. Алеев, Москва, Дрофа, 2010 г.

Рабочая тетрадь.

Пояснительная записка

Статус документа

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 4 класса и реализуется на основе следующих нормативных документов:

  1. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный приказом Минобразования РФ от 5.03. 2004 г. №1089.
  2. Федеральный перечень учебников, утвержденный приказом от 7 декабря 2005 г. №302, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
  3. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
  4.  Программы начальных классов общеобразовательных      

     учреждений .

  1. Учебный план школы на 2011 – 2012 учебный год

          Структура документа

Программа включает три раздела: пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов по разделам курса и требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.

Общая характеристика учебного предмета

При изучении курса ИСКУССТВО на базовом уровне начинается изучение учебных модулей: «Музыка» и «Изобразительное искусство». 

        Модуль «Изобразительное искусство»

Цели обучения

В результате изучения изобразительного искусства реализуются следующие цели:

  1. развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
  2. освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
  3. овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
  4. воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.  

Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программ формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.

Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель)  и  собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельное освоение изобразительного искусства.

Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – рекомендуется проводить экскурсии в художественные и краеведческие музеи, в архитектурные заповедники; использовать видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения, при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с Окружающим миром (наша Родина и мир, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), Математикой (геометрические фигуры и объемы), технологией (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).

Основные содержательные линии

В программе выделены три содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью».

Место предмета в базисном учебном плане

В Федеральном базисном учебном плане на изучение Изобразительного искусства отводится 1 час в неделю. Всего –  34   часа.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

На уроках изобразительного искусства формируются умения воспринимать окружающий мир и произведения искусства, выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения по видовым и жанровым признакам; работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа. Дети учатся решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявлять оригинальность при их решении, создавать творческие работы на основе собственного замысла. У младших школьников формируются навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат).

Результаты обучения представлены в требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента:

  1. знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; 
  2. уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности
  3. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

К концу обучения в начальной школе у младших школьников формируются представления об основных жанрах и видах произведений изобразительного искусства; известных центрах народных художественных ремесел России. Формируются умения различать основные и составные, теплые и холодные цвета; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства). В результате обучения дети научатся пользоваться художественными материалами и применять главные средства художественной выразительности живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности. Полученные знания и умения учащиеся могут использовать в практической деятельности и повседневной жизни для: самостоятельной творческой деятельности, обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства, оценке произведений искусства при посещении выставок и художественных музеев искусства.

Модуль «Музыка»

ЦЕЛЬ предмета «Музыка» в начальной школе заключается в формировании основ духовно нравственного воспитания школьников через приобщение

к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.

ЗАДАЧИ предмета «Музыка» заключаются в следующем:

—привить интерес, любовь и уважение к музыке как предмету искусства;

—научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;

—способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру;

—воспитывать и развивать нравственно патриотические чувства: любви к Родине, уважения к ее истории и традициям;

—привить основы художественного вкуса;

—воспитывать эмоционально ценностное отношение к музыкальному искусству;

—научить видеть взаимосвязи между музыкой

и другими видами искусства (в первую очередь литературой и искусством);

—обогатить знаниями о музыкальном искусстве;

—научить практическим умениям и навыкам в учебно - творческой деятельности;

—сформировать потребность в общении с музыкой.

Реализация задач осуществляется через различные виды музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, музыкально пластическое движение, драматизацию музыкальных произведений.

Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов-классиков, охватывающие временной диапазон от эпохи барокко до наших дней,

народная музыка России и стран ближнего и дальнегозарубежья, образцы духовной музыки, а также значительно обновленный репертуар композиторов-песенников. Особо отметим, что песенный материал не столько выполняет вспомогательную, «иллюстративную» функцию, сколько играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы. Отбор музыкальных произведений осуществлен с учетом их доступности, художественной выразительности, очевидной образовательной и воспитательной

направленности. Академический материал подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках урочной деятельности; песенный репертуар дан в расширенном варианте с целью его вариативного использования.

В качестве главных методов программы избраны метод междисциплинарных взаимодействий (В. Алеев), стилевой подход, творческий метод (Л. Предтеченская), системный подход, метод восхождения от частного к общему.

Метод междисциплинарных взаимодействий является важнейшим стратегическим методом данной программы. Его сущность соотносится с понятием межпредметные связи, широко применяемым в области школьной педагогики. В рамках программы для начальной школы метод

междисциплинарных взаимодействий проявляет себя в «создании художественного контекста» (Л. Горюнова) — поэтического, изобразительного  по отношению к музыкальному (1—4 классы); в выявлении содержательной общности между музыкой, поэзией и живописью на уровне темы (2 класс. Тема «Осень: поэт — художник — композитор»); в обозначении некоторых жанровых параллелей между музыкой и живописью (3 класс. Тема «Может ли музыка на_

рисовать портрет?»); наконец, в нахождении взаимодействия отдельных средств художественной выразительности между музыкой и изобразительным

искусством (4 класс. Тема «Цвет и звук: «музыка витража»).

Стилевой подход, также широко применяемый в программе, нацелен на постепенное формирование у школьников осознанного стилевого восприятия

музыки. Понимание стиля, предстающего как «музыкально-интонационный почерк» отдельного произведения (1 класс. Тема «Детский альбом» П. И. Чайковского»; 4 класс. Тема «Знаменитая Сороковая»), творчества композитора (2 класс. Тема «Вечный солнечный свет в музыке — имя тебе Моцарт!»), музыкального течения (4 класс. Тема «Великое содружество русских композиторов»), музыкального направления (4 класс. Тема «Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики»), пронизывает тематизм программы с 1 по 4 класс.

Системный подход направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы — ее тематизма, музыкального и фонового материала, видов практической деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей и целого (в данном случае содержание каждого года обучения соотносится с содержанием всего этапа начального образования, а также с внутренней структурой программы). Наконец, использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими (настоящей программы по музыке с программами по литературному чтению, изобразительному искусству, русскому языку, окружающему миру).

В 4 классе аккумулируется вышеназванная проблематика; школьники знакомятся с музыкальной культурой России, а также стран ближнего и дальнего зарубежья— Украины, Белоруссии, Польши, Италии, Австрии, Германии, Норвегии, Франции. Музыкальное путешествие предстает в ориентации

на яркие музыкальные стили:

--стиль выдающихся произведений (В. А. Моцарт. Симфония № 40; Л. Бетховен. Симфония № 5; Ф. Шопен. Этюд, соч. 10 № 12 «Революционный»;

А. Скрябин. «Прометей» и др.);

—стиль творчества отдельного композитор (В. А. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шуберт, Ф. Шопен, Дж. Верди, Э. Григ);

—стиль музыкального течения («Могучая кучка»);

—стиль направления (венский классицизм). Таким образом, подобное выстраивание содержания программы для 1—4 классов представляет,

с одной стороны, законченную и систематическую целостность, с другой — необходимый подготовительный этап для последующего качественно нового

погружения в проблематику музыкальной культуры в рамках программы основной школы. В подтверждение вышесказанного приведем пример, наглядно показывающий линию содержательного взаимодействия программ для начальной и основной школы. Так, тема, связанная с выразительностью звучания музыкальных тембров, получает следующее динамическое развертывание. В соответствии с Базисным учебным планом предмет «Музыка» в начальной школе изучается в течение четырех лет— с 1 по 4 класс. Количество часов

в неделю— 1. В первом классе курс рассчитан на 33 учебные недели; во 2—4 классах— на 34 учебные недели.

В области личностных результатов:

—наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

—ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

—наличие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

—наличие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

—наличие основы гражданской идентичности личности в форме осознания «я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

—наличие основы ориентации в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

—наличие эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;

—выражение чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями мировой и отечественной музыкальной культуры;

—наличие эмоционально-ценностного отношенияк искусству;

—развитие этических чувств;

—реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

—позитивная самооценка своих музыкально-творческих способностей.

В области метапредметных результатов:

—осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника и рабочей тетради для 4 класса;

—умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальных произведениях) в устной и письменной форме (в соответствии с требованиями учебника и рабочей тетради для 4 класса);

—умение ориентироваться на разнообразие способов решения смысловых и художественно-творческих задач (в соответствии с требованиями учебника

для 4 класса);

—умение формулировать собственное мнение и позицию;

—умение использовать знаково-символические средства, представленные в нотных примерах учебника, для решения задач;

—понимание основ смыслового чтения художественных и познавательных текстов; умение выделять существенную информацию из текстов разных видов;

—умение проводить простые аналогии и сравнения, устанавливать простые классификации между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;

—установление простых причинно-следственных связей (в соответствии с требованиями учебника для 4 класса);

—осуществление элементов синтеза как составление целого из частей (на примере материала междисциплинарных тем учебника для 4 класса);

—осуществление простых обобщений между отдельными произведениями искусства на основе выявления сущностной связи (на примере материала

междисциплинарных тем учебника для 4 класса);

—подведение под понятие на основе существенных признаков музыкального произведения и их синтеза (в соответствии с требованиями учебника для

4 класса);

—наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально-творческих задач;

—участие в музыкальной жизни класса (школы, города).

В области предметных результатов:

—наличие интереса к предмету «Музыка». Этот интерес отражается в музыкально-творческом самовыражении (пение, игра на детских музыкальных

инструментах, участие в импровизации, музыкально-пластическое движение, участие в музыкально-драматических спектаклях);

—знание имен выдающихся отечественных и зарубежных композиторов: венских классиков, композиторов — представителей «Могучей кучки»,

а также И. С. Баха, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Э. Грига, Дж. Верди;

—умение узнавать характерные черты музыкальной речи вышеназванных композиторов;

—умение воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека;

—умение соотносить простые образцы народной и профессиональной музыки;

—умение распознавать художественный смысл различных форм строения музыки (двухчастная, трехчастная, рондо, вариации);

—знание названий различных видов оркестров;

—знание названий групп симфонического оркестра;

—умение соотносить выразительные и изобразительные музыкальные интонации;

—проявление навыков вокально-хоровой деятельности (некоторые элементы двухголосия — фрагментарное пение в терцию, фрагментарное отдаление

и сближение голосов — принцип «веера»).

Содержание программы

Тема года: «МУЗЫКАЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»

«Россия— любимая наша страна...».

Великое содружество русских композиторов.

Тема Востока в творчестве русских композиторов.

Музыка Украины.

Музыка Белоруссии.

Музыкант из Желязовой Воли.

Блеск и мощь полонеза.

Музыкальное путешествие в Италию.

«Народный» композитор Италии Джузеппе Верди.

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики.

Знаменитая Сороковая.

Героические образы Л. Бетховена.

Песни и танцы Ф. Шуберта.

«Не ручей— море ему имя».

Суровая красота Норвегии. Музыка Э. Грига.

«Так полюбил я древние дороги...».

Ноктюрны Ф. Шопена.

«Музыка Шопена — это пушки, прикрытые цветами».

Арлекин и Пьеро.

В подводном царстве.

Цвет и звук: «музыка витража».

Вознесение к звездам.

Симфонический оркестр.

Поэма огня «Прометей».

«Жизненные правила для музыкантов» Р. Шумана.

Джазовый оркестр.

Что такое мюзикл?

Под небом Парижа.

Петербург. Белые ночи.

«Москва... как много в этом звуке...».

«Россия— священная наша держава, Россия— любимая наша страна».

Календарно - тематическое планирование

№ п/п

Раздел программы

Тема урока

Кол. часов

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Домашнее задание

Дата проведения

1

Тема года: «Музыкальное путешествие»

1 ч. (9часов)

«Россия – любимая наша страна…»

(Презентация)

1

Образы России в творчестве русского композитора С. Рахманинова. Отражение темы родины в его произведениях.

Музыкальный материал:

С. Рахманинов. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром. I часть. Фрагмент (слушание);

Д. Тухманов, стихи М. Ножкина. Россия

(слушание);

Е. Тиличеева, стихи Л. Шибицкой. Родина

моя (пение)

1. Различать настроения,

чувства и характер человека, выраженные в музыке.

2. Анализировать художественно образное содержание

музыкальных произведений

в соответствии с критериями, представленными в учебнике.

Стр. 4-6

2

Великое содружество русских композиторов

2

Знакомство по изображениям и материалам учебника с представителями Балакиревского кружка. Мотивы творческого объединения членов «Могучей кучки».

 Исторические идеи, идеи народности в

Опере М. Мусоргского «Хованщина» (на примере Вступления к опере).

Некоторые особенности стихосложения в

вокальном творчестве М. Мусоргского.

Музыкальный материал:

М. Мусоргский. Рассвет на Москва реке.

Вступление к опере «Хованщина» (слушание); М. Мусоргский. С няней. Из вокального цикла «Детская» (слушание);

М. Мусоргский, стихи А. Плещеева. Вечерняя песня (пение)

1. Определять по изображениям имена композиторов — членов «Могучей кучки».

2. Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове.

3. Обнаруживать общность

истоков народной и профессиональной музыки.

4. Исследовать интонационно образную природу музыкального искусства

Стр.7 - 9

3

Великое содружество русских композиторов

Стр. 10 - 13

4

Тема Востока в творчестве русских композиторов

1

Воплощение восточных сказок, песен и плясок в творчестве композиторов — членов «Могучей кучки».

Музыкальный материал:

Н. Римский -Корсаков. Тема Шахриара; Тема Шехеразады; Тема моря. Из симфонической

сюиты «Шехеразада» (слушание);

А. Бородин. Половецкая пляска с хором.

Из оперы «Князь Игорь» (слушание

1. Соотносить особенности

музыкальной речи разных

композиторов.

2. Наблюдать за процессом

музыкального развития на

основе сходства и различия

интонаций, тем, образов

Стр. 14 - 17

5

Музыка Украины

(Презентация)

1

Воссоздание истории, быта, обрядов и праздников украинского народа в музыке. Знакомство с украинским народным танцем гопаком, а также украинским народным музыкальным инструментом бандурой.

Музыкальный материал:

М. Мусоргский. Гопак. Из оперы «Сорочинская ярмарка» (слушание);

Нiч яка мiсячна. Украинская народная песня

(слушание, участие в исполнении);

Н. Лысенко. Элегия (слушание);

Ой, в лесу есть калина. Украинская народная песня (пение)

1. Наблюдать и оценивать

интонационное богатство

музыкального мира.

2. Анализировать художественно образное содержание,

музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства.

3. Исполнять различные

по образному содержанию

образцы музыкального творчества народов мира.

4. Исполнять мелодии народных песен в современных

стилях (хип хоп, диско)

Стр. 18 - 22

6

Музыка Белоруссии

1

Белорусская народная музыка: ее характер, условия бытования. Музыка о Белоруссии, посвященная событиям Второй мировой войны. Знакомство с белорусским народным музыкальным инструментом цимбалами.

Музыкальный материал:

А. Пахмутова, стихи Н. Добронравова.

Белоруссия (пение);

Бульба. Белорусская народная плясовая песня (слушание, пение);

Кума моя, кумочка. Белорусская народная

песня (пение);

Реченька. Белорусская народная песня

(пение)

1. Наблюдать и оценивать

интонационное богатство

музыкального мира.

2. Исполнять различные

по образному содержанию

образцы музыкального

творчества народов мира

Стр. 24 - 28

7

Музыкант из Желязовой Воли

1

Гений мировой музыкальной культуры

Фридерик Шопен. Фортепиано в творчестве

 Шопена. Знакомство с польским народным танцем краковяк.

Музыкальный материал:

Ф. Шопен. Концерт № 1 для фортепиано

с оркестром. II и III части. Фрагменты

(слушание);

О. Девочкина, стихи Г. Якуниной. Осень

(пение);

В. Серебренников, стихи В. Степанова.

Осенней песенки слова (пение)

1. Воспринимать на эмоционально образном уровне профессиональное и народное

музыкальнее творчество

разных стран мира.

2. Анализировать художественно образное содержание,

музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства

Стр. 29 - 33

8

Блеск и мощь полонеза

1

Национальный польский танец полонез: его происхождение, условия бытования и исполнения. Соотнесение и сравнение двух полонезов — «Прощание с родиной» М. Огиньского и Полонеза из оперы М. Глинки «Жизнь за царя» на уровне жанра, характеров. Установление причин их сходства и отличий.

Музыкальный материал:

М. Глинка. Полонез. Из оперы «Жизнь

за царя» (слушание);

М. Огиньский. Полонез (слушание);

Г. Струве, стихи В. Викторова. Полонез

дружбы (пение, танцевальная импровизация)

1. Воспринимать на эмоционально образном уровне профессиональное и народное

музыкальное творчество

разных стран мира.

2. Анализировать художественно образное содержание,

музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства.

3. Сравнивать характеры

разных произведений в рамках одного жанра

4. Импровизировать в соответствии с заданным музыкальным образом (танце_

вальная импровизация)

Стр. 34 - 36

9

Музыкальное путешествие в Италию

(Презентация)

1

Италия — страна хранительница величайших культурно исторических ценностей (краткий художественно исторический экскурс). Италия — родина оперы, родина бельканто. Чудо город Венеция. Музыкальное посвящение М. Глинки —романс «Венецианская ночь». Знакомство с жанром баркаролы.

Музыкальный материал:

М. Глинка, стихи И. Козлова. Венецианская

ночь (слушание);

Санта Лючия. Итальянская народная песня

(пение)

1. Воспринимать на эмоционально образном уровне профессиональное и народное

музыкальное творчество

разных стран мира.

2. Анализировать художественно образное содержание,

музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства.

3. Воплощать художествен_

Но образное содержание на_

родной музыки в пении

Стр.  37 - 41

10

2 четверть

(7 часов)

«Народный» композитор Италии Джузеппе Верди

1

Роль оперы в жизни итальянского народа.

Значение музыки Дж. Верди в годы оккупации Италии австрийскими войсками. Важнейшие отличительные особенности произведений Верди — сила духа, стремление к свободе, призыв к борьбе.

Музыкальный материал:

Дж. Верди. Марш. Из оперы «Аида» (слушание);

В путь. Итальянская народная песня (пение)

1. Воспринимать на эмоционально образном уровне профессиональное музыкальное

творчество народов мира.

2. Распознавать особенности

музыкальной речи композиторов (на примере творчества Дж. Верди).

3. Узнавать по характерным

стилевым признакам изученные музыкальные сочинения

Стр. 42 - 45

11

Музыкальная Австрия

1

Австрия — крупнейший музыкальный центр

Европы. Композиторы — венские классики:

Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. Бетховен. Расцвет

ряда жанров в их творчестве. Знакомство

с жанром квартета. Соединение драматизма

и лирики в произведениях В. А. Моцарта

(на примере арии Царицы ночи из оперы

«Волшебная флейта»).

Музыкальный материал:

Й. Гайдн. Квартет ре минор, соч. 76 № 2.

IV часть (слушание);

В. А. Моцарт. Ария Царицы ночи. Из оперы

«Волшебная флейта» (слушание);

Й. Гайдн, русский текст Я. Синявского.

Мы дружим с музыкой (пение)

1. Анализировать жанрово_

стилистические особенности

музыкальных произведений.

2. Наблюдать и оценивать

интонационное богатство

музыкального мира (на при_

мере произведений композиторов — венских классиков)

Стр. 46 - 49

12

Знаменитая Сороковая

1

Индивидуально характерные стилевые особенности творчества композиторов —

венских классиков.

Лирические образы в музыке В. А. Моцарта.

Роль мелодического начала в его сочинениях

Знакомство с жанром симфонии: композиционное строение, исполнительский коллектив (симфонический оркестр).

Музыкальный материал:

В. А. Моцарт. Симфония № 40. I часть.

Экспозиция (слушание);

В. А. Моцарт. Хор «Послушай, как звуки

хрустально чисты». Из оперы «Волшебная

флейта» (слушание, пение)

1. Анализировать и обобщать

Жанрово - стилистические

особенности композиторов —

венских классиков (в соответствии с критериями, представленными в учебнике).

2. Обнаруживать и выявлять

характерные свойства

музыки В. А. Моцарта.

3. Исполнять ритмический

аккомпанемент к вокальной

партии

Стр. 50 - 53

13

Героические образы Л. Бетховена

1

Героико - драматический пафос музыки

Л. Бетховена.

Фортепиано — ведущий солирующий

инструмент в эпоху венского классицизма.

Знакомство с жанром сонаты.

Музыкальный материал:

Л. Бетховен. Соната № 8 «Патетическая» для

фортепиано. I часть. Экспозиция (слушание);

Л. Бетховен, стихи Г. Пфеффель. Свободный

человек (пение)

1. Наблюдать за интонационной образностью музыкальных произведений.

2. Обнаруживать и выявлять

характерные свойства

музыки Л. Бетховена

Стр. 54 - 57

14

Песни и танцы Ф. Шуберта

(Презентация)

1

Важнейшие вехи жизни и творчества

Ф. Шуберта.

Знакомство с песенными и танцевальными

жанрами в творчестве Шуберта.

Знакомство с простой двухчастной формой

в музыке. Особенности ее строения, неконтрастность разделов.

Музыкальный материал:

Ф. Шуберт. В путь. Из вокального цикла

«Прекрасная мельничиха» (слушание);

Ф. Шуберт. Два вальса для фортепиано (слушание);

Ф. Шуберт. Музыкальный момент фа минор,

соч. 94 № 3 (слушание);

Ф. Шуберт, стихи В. Скотта. Аvе Маria

(пение)

1. Различать песенные,

танцевальные истоки в музыкальных произведениях

Ф. Шуберта.

2. Распознавать художественный смысл простой двухчастной формы.

3. Соотносить художественно образное содержание

музыкального произведения

с формой его воплощения

Стр. 58 - 61

15

«Не ручей – море ему имя»

1

Содержательные особенности композиторского творчества И. С. Баха.

Роль и место органа в музыке Баха; органные импровизации.

Знакомство с жанром токкаты.

Музыкальный материал:

И. С. Бах. Токката ре минор. Из цикла «Ток_

ката и фуга» для органа (слушание);

И. С. Бах, стихи Т. Комарницкой. Осень (

пение);

И. С. Бах, русский текст М. Ивенсен. Зима

(пение)

1. Выявлять характерные

свойства музыки И. С. Баха.

2. Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки.

3. Исполнять мелодии с ориентацией на нотную запись.

4. Определять форму музыкального произведения

Стр. 62 - 65

16

Суровая красота Норвегии. Музыка Э. Грига

1

Темы и персонажи в произведениях искусства

Норвегии. Содержательные особенности

творчества Э. Грига.

Музыкальный материал:

Э. Григ. В пещере горного короля; Песня

Сольвейг. Из музыки к драме Г. Ибсена

(«Пер Гюнт» (слушание);

Э. Григ, стихи А. Мунка. Заход солнца

(пение);

Волшебный смычок. Норвежская народная

песня (пение);

Камертон. Норвежская народная песня,

обработка Г. Струве (пение)

1. Выявлять характерные

свойства музыки Э. Грига.

зрительные особенности

музыки.

3. Применять знания основных средств музыкальной

выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения.

4. Распознавать художественный смысл двухчастной

формы.

5. Определять по фрагментам

нотной записи музыкальные

сочинения и называть их авторов

Стр. 66 - 71

17

3 четверть ( 11 часов)

«Так полюбил я древние дороги…»

1

Полисемичность слова дорога. Духовные

и исторические события в «памяти» русских

дорог. Отражение темы дороги в произведениях искусства.

Музыкальный материал:

П. Чайковский. Симфония № 1 «Зимние

грезы». I часть. Фрагмент (слушание);

А. Алябьев, стихи А. Пушкина. Зимняя

дорога (пение)

1. Различать настроения,

чувства и характер человека, выраженные в музыке.

2. Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные свойства

музыки в их взаимосвязи

и взаимодействии

2 часть

Стр. 5 - 7

18

Ноктюрны Ф. Шопена

1

Знакомство с жанром ноктюрна: значение

слова ноктюрн, особенности содержания,

воплощение содержания в средствах музыкальной выразительности. Жанр ноктюрна в творчестве Ф. Шопена.

Музыкальный материал:

Ф. Шопен. Ноктюрн ре бемоль мажор,

соч. 27 № 2 (слушание);

Ф. Шопен, стихи С. Витвицкого. Весна

(пение)

1. Наблюдать за музыкой

в жизни человека и звучанием природы.

2. Проявлять эмоциональную

отзывчивость, личностное

отношение при восприятии

музыкальных произведений.

3. Применять знания основных средств музыкальной

выразительности при анализе

прослушанного музыкального произведения.

4. Исполнять мелодию песни

с ориентацией на нотную запись

Стр. 8 - 11

19

«Музыка Шопена – это пушки, прикрытые цветами»

1

«Революционный этюд» Ф. Шопена как

пламенный отклик на события национально_

освободительного восстания в Польше 1830 г.

Сравнение двух произведений Шопена —

ноктюрна ре бемоль мажор и «Революционного этюда» — с точки зрения воплощения

контрастных музыкальных образов.

Музыкальный материал:

Ф. Шопен. Этюд до минор «Революционный»,

соч. 10 № 12 (слушание);

А. Броневицкий, стихи В. Беккера. Сердце

Шопена (пение)

1. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыкальных произведений.

2. Сравнивать музыкальные

произведения разных

жанров.

3. Применять знания основных средств музыкальной

выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения.

4. Распознавать художественный смысл музыкальной

формы (на примере песни

Б. Броневицкого «Сердце

Шопена»

Стр. 12 - 15

20

Арлекин и Пьеро

(Презентация)

1

Народный танец шествие карнавал. Карнавал

в Италии: его характер, атрибутика, персонажи. Тема карнавала в одноименном фортепианном произведении Р. Шумана (на примере

пьес «Арлекин» и «Пьеро»). Психология

образа в романсе К. Дебюсси «Пьеро».

Музыкальный материал:

Р. Шуман. Арлекин; Пьеро. Из фортепианного цикла «Карнавал» (слушание);

К. Дебюсси, стихи Т. Банвиля. Пьеро (слушание);

Н.Савичева, стихи В. Куксова. Песня о цирке

(пение)

1. Наблюдать за музыкой

в жизни человека и звучанием природы.

2. Различать настроения,

чувства и характер человека, выраженные в музыке.

3. Сравнивать музыкальные

произведения по заданным

в учебнике критериям

Стр. 16 - 19

21

В подводном царстве

(Презентация)

1

Воплощение сказочных (фантастических)

образов подводного царства в музыке.

Сравнение музыкальных образов —

Н. Римский-Корсаков «Шествие чуд морских» и Р. Щедрин «Золотые рыбки»

с точки зрения воплощения в них процесса

и результата музыкального развития.

Музыкальный материал:

Н. Римский-Корсаков. Шествие чуд морских.

Из оперы «Садко» (слушание);

Р. Щедрин. Вариация золотых рыбок.

Из балета «Конек-горбунок» (слушание);

Г. Фиртич, стихи Е. Чеповецкого. Песня

о названиях кораблей (пение)

1. Наблюдать за процессом

и результатом музыкального

развития на основе сходства

и различия интонаций, тем,

образов.

2. Сравнивать процесс и результат музыкального развития в произведениях разных

форм и жанров

Стр. 20 - 21

22

Цвет и звук: «музыка витража»

1

Витражи в области изобразительных искусств

и в музыке. Эффекты «музыкального витража» в музыке О. Мессиана. Игра красок в музыке органного цикла Мессиана «Рождество Господне».

Музыкальный материал:

О. Мессиан. Пастухи (№ 2). Из органного

цикла «Рождество Господне» (слушание);

Г. Фрид, стихи А. Бродского. Ветер (пение)

1. Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки.

2. Наблюдать за процессом

развития на основе сходства

и различия интонаций, тем,

образов.

3. Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в рисунке

Стр. 22 - 25

23

Вознесение к звёздам

1

Тема Востока в творчестве О. Мессиана:

«Турангалила симфония». Смысловые грани названия произведения, особенности композиции, оригинальность инструментовки.

Грандиозность музыкального действия

в кульминационной части симфонии

«Ликование звезд».

Музыкальный материал:

О. Мессиан. Ликование звезд. V часть.

Из «Турангалилы симфонии» (слушание);

В. Шаинский, стихи С. Козлова. Облака

(пение)

1. Наблюдать за музыкой

в жизни человека и звучанием природы.

2. Применять знания основных средств музыкальной

выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения.

3. Сравнивать музыкальные

произведения разных

жанров и стилей

Стр. 26 - 29

24

Симфонический оркестр

2

Группы музыкальных инструментов,

входящих в состав симфонического оркестра.

Родство инструментов внутри каждой группы. Тембровые особенности (возможности)

звучания инструментов симфонического

оркестра.

Музыкальный материал:

Б. Бриттен. Вариации и фуга на тему Перселла («Путеводитель по оркестру для молодежи») (слушание);

А. Сальери. Втроем как один (пение);

Е. Адлер, стихи В. Семернина. Наш оркестр

(пение

1. Узнавать по изображению

и определять звучание сим_

фонического оркестра, а так_

же входящих в него четырех

инструментальных групп —

струнной смычковой, деревянной духовой, медной

духовой, ударной.

2. Наблюдать за развитием

музыкального образа, представленного в звучании

различных музыкальных

инструментов симфонического оркестра.

3. Импровизировать при воплощении музыкального образа (инструментальная импровизация)

Стр. 30 - 33

25

Симфонический оркестр

Стр. 34 - 35

26

Поэма огня «Прометей»

(Презентация)

1

Претворение мифа о Прометее в поэме огня

А. Скрябина «Прометей». Прометеев аккорд.

Введение световой строки в партитуру поэмы.

Воплощение «громадного лучезарного

подъема» средствами симфонического оркестра и хора.

Музыкальный материал:

А. Скрябин. Прометей. Кода (слушание);

Г. Струве, стихи В. Орлова. Учитесь держаться в седле (пение)

1. Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации,

свойства музыки в их взаимосвязи, взаимодействии.

2. Анализировать стилистические особенности

музыкальных произведений.

3. Выражать свои зрительные впечатления от прослушанного музыкального произведения в рисунке

Стр. 36 - 39

27

«Жизненные правила для музыкантов» Р. Шумана

1

Продолжение начатого в 3 классе знакомства

с важнейшими правилами, адресованными

Р. Шуманом юным музыкантам.

Музыкальный материал:

повторение песенного материала по выбору

учителя (учащихся)

1. Участвовать в коллективном обсуждении «жизненных правил для юных музыкантов»

Стр. 40 - 41

28

4 четверть (7 часов)

Джазовый оркестр

1

Рождение джаза в Америке. Ритм как первооснова джазовой музыки. Группа солирующих инструментов и ритмическая групп джаз банда. Претворение джазовых ритмов,

интонаций, тембров в опере Дж. Гершвина

«Порги и Бесс».

Музыкальный материал:

Дж. Гершвин. Вступление; Песня Порги.

Из оперы «Порги и Бесс» (слушание);

Я. Дубравин, стихи В. Суслова. Джаз (пение,

игра на детских музыкальных инструментах);

Р. Бойко, стихи В. Викторова. Дело было

в Каролине (пение)

1. Узнавать по изображениям инструменты джазового

оркестра, а также узнавать

на слух их звучание.

2. Импровизировать при

воплощении музыкального

образа (ритмическая импровизация).

3. Выражать свои зрительные впечатления от прослушанного музыкального произведения в рисунке

Стр. 42 - 45

29

Что такое мюзикл?

1

Знакомство с жанром мюзикл: специфика

содержания, особенности композиционного

строения.

Музыкальный материал:

Р. Роджерс, русский текст М. Цейтлиной.

Музыкальные фрагменты из кинофильма

«Звуки музыки» (слушание, участие в испол_

нении)

В. Семенов. Когда я стану миллионером.

Из мюзикла «Том Сойер и другие» (пение)

1. Размышлять о модификации жанров в современной

музыке.

2. Соотносить основные эмоционально образные сферы

музыки, специфические

особенности жанра.

3. Воплощать в звучании

голоса настроения, выраженные в музыке. Инсценировать фрагменты мюзикла

Стр. 46 – 49

30

Под небом Парижа

1

Культурно исторические памятники Парижа.

Музыкальный Париж: многообразие стилей

и жанров. Роль песни в исполнительском

творчестве Э. Пиаф.

Музыкальный материал:

Я ни о чем не жалею; Под небом Парижа;

Гимн любви. Песни из репертуара Э. Пиаф

(слушание);

В. Косма. Музыка к кинофильмам «Игрушка», «Папаши» (слушание);

Э. Морриконе. Музыка к кинофильму

«Профессионал» (слушание);

Кадэ Руссель. Французская народная песня (пение);

Пастушка. Французская народная песня

(пение)

1. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений.

2. Сравнивать музыкальные

произведения разных

жанров и стилей

Стр. 50 - 53

31

Петербург. Белые ночи.

(Презентация)

1

Междисциплинарная тема.

Отражение явления белых ночей в произведениях искусства: прозе, поэзии, музыке.

Соотнесение и сравнение образов художественных произведений.

Художественный материал:

П р о з а

К. Паустовский. Белая ночь. Фрагмент.

П о э з и я

А. Пушкин. Медный всадник. Фрагмент.

М у з ы к а

П. Чайковский. Май. Белые ночи. Из фортепианного цикла «Времена года» (слушание).

Песенный репуртуар:

Г. Портнов, стихи Е. Гвоздева. Белые ночи

(пение)

1. Наблюдать за музыкой

в жизни человека и звучанием природы.

2. Соотносить и сравнивать

содержание произведений

литературы и музыки на

уровне образа.

3. Отражать наблюдения

за процессом музыкального

развития в рисунке в соответствии с критериями,

представленными в рабочей

тетради

Стр. 54 - 58

32

«Москва! Как много в этом звуке…»

2

Гимн Российской Федерации — звучащий

символ государства. Знакомство с жанром гимна, характером его содержания и исполнения.

Музыкальный материал:

А. Александров, стихи С. Михалкова. Государственный гимн Российской Федерации

(слушание, пение);

Р. Тульбович, стихи Л. Глазковой. Детям мира

(пение);

С. Смирнов. Не грусти, улыбнись и пой (пение

Знать гимн Российской

Федерации и участвовать

в его хоровом исполнении

Стр. 59 – 63

33

«Москва! Как много в этом звуке…»

(Презентация)

Стр. 64 - 67

34

Заключительный урок

1

тематическое планирование


п/п

Наименование раздела программы. Вид искусства

Тема урока

Кол-во
часов

Тип
урока

Элементы
содержания урока

Требования
к уровню подготовки
 
обучающихся

Вид
контроля

Элементы
дополнительного
необязательного
содержания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Рисование на тему
(композиция)

Рисование
на тему «Летний пейзаж»

1

Комбинированный

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного
искусства

Уметь различать основные и составные, теплые и холодные цвета; использовать художественные материалы: гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага; применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению)

Самостоятельная работа

Передача настроения в творческой работе (в живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью тона, штриха, материала, орнамента, конструирования

2

Рисование
с натуры,

по памяти

Изучаем азбуку

изобразительно-

го искусства.

Рисование с на-

туры. Коробка

1

Комбинированный

Овладение навыками штриховки различной толщины и силы нажима.

Первичные навыки рисования с натуры, по памяти.

Передача настроения  
в творческой работе
с помощью цвета, тона, композиции.
Определение формы, конструкции. 

Выявление размеров
частей

Уметь использовать художественные материалы; различать основные и составные, теплые и холодные цвета; рисовать
с натуры

Самостоятельная работа

Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник
и материалов: коллаж, граттаж, пастель, восковые мелки, тушь, фломастеры, пластилин, глина


1

2

3

4

5

6

7

8

9

3

Рисование с натуры и по памяти. Жук

1

Комбинированный

Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства

Уметь передавать красоту линий, формы, цветовых  оттенков объектов в  действительности и в изображении

Самостоятельная работа

Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в небольшом рассказе

4

Рисование с натуры и по памяти. Бабочка

1

Комбинированный

Определение формы, размера предмета

Уметь чувствовать и  передавать красоту линий, формы, цветовых  оттенков  объектов в действительности  и  в изображении, использовать тоновые и цветовые контрасты; 

гармоничное сочетание цветов

Самостоятельная работа

Симметрия

5

Беседы об изо-  бразительном   искусстве и  красоте вокруг нас

Беседа «Жанры    изобразительного  искусства» (пейзаж, натюрморт). Б. Кустодиев «Купчиха за чаем»,
К. Коровин «Натюрморт. Цветы и фрукты»,
В. Перов «Охотники на привале»,
А. Герасимов  «Розы»

(Презентация)

1

Комбинированный

Представление о роли изобразительных (пластических) искусств (общее представление), их связь
с жизнью. Жанры изобразительного  искусства (пейзаж, натюрморт).
 Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства

Знать основные жанры и виды произведений изобразительного искусства.

Уметь сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства); различать основные и составные, теплые и холодные цвета; использовать знания для оценки произведений искусства (выражения собственного мнения)

Самостоятельная работа

Знакомство с произведени-ями выдающихся русских и зарубежных художников: К. Ф. Юон, И. Э. Грабарь, А. А. Пластов, А. А. Дейнека, Рафаэль Санти, Леонардо да Винчи, Рембрандт ван Рейн,
В. ван Гог, К. Моне


1

2

3

4

5

6

7

8

9

6

Рисование с натуры

Рисование 

с натуры натюрмортов из фруктов и овощей, предметов быта

1

Комбинированный

Использование различных художественных материалов: гуашь, акварель, карандаш. Выполнение композиционного центра: расположение группы 

предметов на плоскости листа бумаги

Уметь выполнять наброски  фруктов и овощей с натуры акварелью приемом вливания цвета в цвет без предварительного рисунка карандашом; использовать новые и цветовые контрасты

Самостоятельная работа

Передача настроения
в творческой работе
(в живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве)
с помощью тона, штриха, материала, орнамента, конструирования

7

Аппликация

Мозаичное панно

«Солнце над мо-рем»

1

Комбиниро-ванный

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в аппликации

Уметь использовать закономерности  линейной и воздушной перспективы, светотени, цветоведения как выразительные средства аппликации; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства
(графики, живописи, декоративно-прикладного искусства)

Самостоятельная работа

Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник
и материалов: коллаж, граттаж, пастель, восковые мелки, тушь, фломастеры, пластилин, глина

8

Рисование с натуры

Изучаем азбуку изобразительного искусства.

Рисование с натуры шара

1

Комбинированный

Определение формы, конструкции предмета.

Соотношение размеров частей предмета

Уметь использовать различную штриховку для выявления объема, закономерности фронтальной и угловой перспективы

Самостоятельная работа

Передача настроения в творческой работе (в живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью тона, штриха, материала, орнамента, конструирования


1

2

3

4

5

6

7

8

9

9

Рисование на  
тему
(композиция)

Рисование по памяти на тему «Осень в саду» 

1

Комбинированный

Выделение композиционного центра. Передача светотени. Использование тоновых и цветовых  контрастов

Уметь применять основные средства художественной выразительности; различать основные и составные, теплые и холодные цвета, использовать художественные материалы

Самостоятельная работа

Знакомство с произведени-ями выдающихся русских и зарубежных художников: К. Ф. Юон, И. Э. Грабарь, А. А. Пластов, А. А. Дейнека, Рафаэль Санти, Леонардо да Винчи, Рембрандт ван Рейн,
В. ван Гог, К. Моне

10–11

Рисование с натуры,

по памяти

Современные машины в изобразительном искусстве. Рисование по памяти грузовых машин, тракторов, экскаваторов, самосвалов

(Презентация)

2

Комбинированный

Форма, конструкция, соотношение размеров частей

12

Декоративная работа

Сказка в декоративном искусстве. Эскиз сюжетной  росписи кухонной доски

1

Комбинированный

Создание моделей предметов бытового окружения человека

Знать сведения о видах современного декоративно-прикладного искусства. Уметь сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства)

Самостоятельная работа

Передача настроения в творческой работе (в живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве)
с помощью тона, штриха, материала, орнамента, конструирования

13

Рисование на  
тему
(композиция)

Иллюстрирова- 

ние русской народной сказки «Морозко» 

(Презентация)

1

Урок-

путешест-вие 

Взаимосвязь изобразительного искусства с литературой

Уметь анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности конструкции, формы, пространственного положения

Самостоятельная работа

Пастель


1

2

3

4

5

6

7

8

9

14

Аппликация

Сюжетная аппликация по мотивам сказки «По щучьему велению»

1

Комбинированный

Предварительные наброски и первоначальный схематический эскиз композиции. 

Взаимосвязи изобразительного искусства с литературой

Уметь различать основные и составные, теплые и холодные цвета; использовать закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, цветоведения как выразительные средства в аппликации

Самостоятельная работа

Передача настроения в творческой работе
(в живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью тона, штриха, материала, орнамента, конструирования

15

Беседы об изо- бразительном   искусстве и красоте вокруг нас

Изображение 

животных

в произведениях 

художников

1

Комбинированный

Жанры изобразительных искусств (анималистический жанр). Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства

Уметь рассматривать и проводить простейший анализ произведения искусства, определять его принадлежность к тому или иному жанру искусства

Самостоятельная работа

Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в небольшом сочинении

16–17

Декоративная работа

Эскиз лепного пряника и  роспись готового изделия.

2

Комбинированный

Использование форм природы (листья, цветы, фигуры животных) и их стилизация в композициях.

Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства

Уметь использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи

Самостоятельная работа

Работа с глиной


1

2

3

4

5

6

7

8

9

18–19

Рисование с натуры

Рисование с натуры фигуры человека

2

Комбинированный

Первичные навыки рисования с натуры, по памяти
(человек)

Уметь передавать конструктивно-анатомическое строение фигуры человека

Самостоятельная работа

Симметрия

20

Лепка

Лепка тематической композиции на труд человека

1

Комбинированный

Передать в изделиях объемность формы, строение, пропорции частей фигуры человека

Уметь передавать в лепных изделиях объемную форму, конструктивно-анатомическое строение фигуры человека

Самостоятельная работа

Передача настроения в творческой работе (в живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью тона, штриха, материала, орнамента, конструирования

21

Рисование
с натуры

Рисование с натуры вороны

1

Комбинированный

Элементарные основы
рисунка

Уметь передавать конструктивно-анатомическое 

строение животных; рисовать с натуры

Самостоятельная работа

22

Рисование на  
тему
(композиция)

Иллюстрирование басни И. Крылова 

«Ворона и Лисица»

1

Комбинированный

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке

Уметь применять основные средства художественной выразительности в иллюстрациях к произведениям литературы

Самостоятельная работа

Работа с тушью

23

Беседы об изобразительном  

Экскурсия в «Музей изобразительных искусств»

(Презентация)

1

Комбинированный

Жанры изобразительного искусства (портреты). Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства.

Знать известные центры народных художественных ремесел России. 

Уметь узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников,

Самостоятельная работа

Знакомство с произведениями выдающихся русских и зарубежных художников: К. Ф. Юон, И. Э. Грабарь, А. А. Пластов, А. А. Дейнека, Рафаэль Санти, Леонардо да Винчи,


1

2

3

4

5

6

7

8

9

искусстве и  красоте вокруг нас

Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России и мира. Ведущие художественные музеи России: Государственная Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств А. С. Пушкина

называть их авторов; рассматривать и проводить простейший анализ произведения искусства, определять его принадлежность  к тому или иному жанру искусства

Рембрандт ван Рейн,
В. ван Гог, К. Моне.
Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в небольшом сочинении

24

Лепка

Лепка героев русских народных сказок

1

Комбинированный

Лепка по воображению. Конструктивный способ лепки. Передача настроения в творческой работе
с помощью цвета, композиции

Уметь передавать в лепных изделиях объемную форму, конструктивно- анатомическое строение животных; уметь сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства)

Самостоятельная работа

Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник
и материалов: коллаж, граттаж, пастель, восковые мелки, тушь, фломастеры, пластилин, глина

25

Рисование на тему
(композиция)

Иллюстрирование «Сказки о рыбаке и рыбке»

А. С. Пушкина

1

Урок-путешествие 

Взаимосвязь изобразительного искусства с литературой

Уметь применять основные средства художественной выразительности в иллюстрациях к произведениям литературы; различать основные и составные, теплые и холодные цвета

Самостоятельная работа

Передача настроения в творческой работе (в живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью тона, штриха, материала, орнамента, конструирования


1

2

3

4

5

6

7

8

9

26

Декоративная работа

Выполнение эскиза сказочного стульчика и роспись готового изделия

1

Комбинированный

Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение

работ по мотивам произведений художественных промыслов

Уметь использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства)

Самостоятельная работа

27

Декоративная работа

Выполнение эскиза сказочного стульчика и роспись готового изделия

1

Комбиниро-ванный

Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов

Уметь использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи

Самостоятельная работа

Работа с пастелью

28

Рисование на  
тему

(композиция)

Рисование на тему «Песни нашей Родины»

1

Комбинированный

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции

Уметь передавать конструктивно-анатомическое строение фигуры человека

Самостоятельная работа


1

2

3

4

5

6

7

8

9

29

Рисование
с натуры, по памяти

Рисование с натуры белки

1

Комбинированный

Элементарные основы рисунка. Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идей; отношения к природе

Уметь передать конструктивно-анатомическое строение животных; различать основные и составные, теплые и холодные цвета; рисовать с натуры

Самостоятельная работа

Передача настроения в творческой работе (в живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью тона, штриха, материала, орнамента, конструирования

30

Рисование на тему
(композиция)

Рисование на тему «Праздник 9 мая – День Победы»

1

Комбинированный

Отражение патриотической темы в произведениях отечественных художников. Передача настроения в творческой работе
с помощью цвета, композиции

Знать термины «эмблема», «символ».

Уметь передавать конструктивно-анатомическое строение фигуры человека; различать основные и составные, теплые и холодные цвета

Самостоятельная работа

Работа с пастелью

31

Беседа об изо-бразительном искусстве

Прославленные центры народных художественных промыслов

1

Комбиниро-ванный

Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России, их связь с традиционной жизнью народа

Знать известные центры  художественных ремесел  России. 

Уметь сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства)

Самостоятельная работа

Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в небольшом сочинении


1

2

3

4

5

6

7

8

9

32–33

Декоративная работа                                                                                                            

Выполнение эскиза лепной свистульки в виде сказочной птицы и роспись готового изделия

2

Комбиниро-ванный

Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов. Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности

Знать известные центры  художественных ремесел  России. 

Уметь различать основные и составные, теплые и холодные цвета; использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи

Самостоятельная работа

Передача настроения в творческой работе (в живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью тона, штриха, материала, орнамента, конструирования

34

Рисование на  
тему
(композиция)

Иллюстрирование сказки Д. Свифта 

«Путешествие 

Гулливера»

(Презентация)

1

Урок-путешествие

Предварительные наброски и первоначальный  схематичный эскиз композиции. Взаимосвязи изобразительного искусства
с музыкой, литературой, театром, кино

Уметь применять основные средства художественной выразительности в иллюстрациях к произведениям литературы; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства)

Самостоятельная работа

Знакомство с произведени-ями выдающихся русских и зарубежных художников: К. Ф. Юон, И. Э. Грабарь, А. А. Пластов, А. А. Дейнека, Рафаэль Санти, Леонардо да Винчи,
Рембрандт ван Рейн,
В. ван Гог, К. Моне


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа "Изобразительное искусство" 2 класс

в программе содержится тематическое планирование по предметам 2 класса...

Рабочая программа Изобразительное искусство 1 класс.

Уроки изобразительного искусства проводятся 1 раз в неделю. УМК "Школа 2100"...

Рабочая программа Изобразительное искусство 2 класс

Рабочая программа предмета «Изобразительное искусство» для 2 класса на 2012-2013 учебный год составлена на основе:- Федерального государственного стандарта начального общего образования 2009г;- ...

рабочая программа изобразительное искусство 2 класс ФГОС

Тематическое планирование по ФГОС 2 класс по программе "Начальная школа XXI века"...

Пояснительная записка к рабочей программе «Изобразительное искусство» 2 класс УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от ...

Рабочая программа "Изобразительное искусство" 2 класс ФГОС Школа России

Рабочая программа составлена по программе Неменского Б.М. Программа содержит пояснительную записку с планируемыми результатами. Календарное планирование с деятельностью учащихся и УУД....

Рабочая программа Изобразительное искусство 2 класс Кузин В.С.

Рабочая программа Изобразительное искусство 2 класс Кузин В.С....