Рабочая программа Изобразительное искусство 1 класс.
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему

Уроки изобразительного искусства проводятся 1 раз в неделю. УМК "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kurevina__izo_1.doc121.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по учебному курсу «Изобразительное искусство» для  1 класса

1 час в неделю (всего 33 часа)

Автор : Разина Наталья Викторовна, учитель начальных классов

                                                                                               О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская

Пояснительная записка

Программа по изобразительной деятельности направлена на формирование духовной культуры средствами художественно-творческой изобразительной деятельности, которая дает возможность не только отстраненно воспринимать духовную культуру, но и непосредственно участвовать в ее созидании на основе эмоционального и интеллектуального включения в создание визуального образа мира.

Программа адресована учащимся 1–4-го классов. Ее содержание полностью соотносится с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта общего образования и уровнем образовательной программы по Изобразительной деятельности.

Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом  МОУ СОШ с. Калининское на 2011-2012 учебный год.

     Программа строится по содержательным блокам, охватывающим как общепознавательный компонент, так и непосредственно художественно-деятельностный. В процессе освоения программных дидактических единиц учащиеся получают не только навыки овладения определенными изобразительными операциями и манипуляциями, не только приемами создания конкретно-визуального образа, но и постигают контекст художественного явления как результата преобразования действительности в процессе самовыражения. Художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно переплетена с эстетическими представлениям о действительности, о деятельности, о человеке и о самом себе. Поэтому ей как необходимое условие предшествует общеэстетический контекст (взаимодействие, окружение), выраженное в программе через понятия, усвоение которых поможет учащимся включиться в процесс творчества через сопричастность и сопереживание.

Целью курса является общеэстетическое развитие учащихся средствами изобразительной художественно-творческой деятельности.

Цель определяет следующие задачи:

– расширение художественно-эстетического кругозора;

– приобщение к достижениям мировой художественной культуры в контексте различных видов искусства;

– освоение изобразительных операций и манипуляций с использованием различных материалов и инструментов;

– создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики;

– освоение простейших технологий дизайна и оформления;

– воспитание зрительской культуры.

В соответствии с базисным учебным планом реализация программы рассчитана на заданное количество часов (по 33 часа в 1, 2, 3 и 4-м классах)

Практическая реализация программы предполагает наличие заданий на размышление, на усвоение цветоведения и ощущение формы, поисково-экспериментальной направленности, результатом чего является коллективная работа, которая завершает каждый проблемный содержательный

1. Словесно-речевой алгоритм должен всегда присутствовать на уроках по изобразительной деятельности: связь речевой и художественной деятельности способствует осознанию создаваемого художественного продукта как результата самостоятельного эмоционального и интеллектуального поиска.

2. При участии в коллективном проекте предоставлять ученику возможность самостоятельно выбирать участок работы по силам, с учетом его возможностей и способностей. Готовыми работами можно оформить класс.

3. Ситуация успеха должна сопутствовать художественно-творческой изобразительной деятельности ученика постоянно.

4. Используйте задания разного уровня сложности (1-й и 2-й уровни) – это поможет эффективной реализации принципа минимакса.

5. Вместе с учениками удивляйтесь каждой неожиданной краске и ее неожиданному оттенку, разнообразию форм и композиций. Творите вместе с учениками разноцветный мир.

                       

                         Перечень учебно-методического обеспечения

1. Программа обеспечена учебниками «Изобразительное искусство» «Разноцветный мир», 1 класс (авт. О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская)

2.Программа обеспечена рабочими тетрадями «Разноцветный мир», 1 классы (авт. О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская) с методическим комментарием и пошаговыми рекомендациями.

3. В процессе реализации программы возможно использование учебников «Технология», 1 класс (авт. О.А. Куревина, Е.А. Лутцева), в которых содержится материал общеэстетической направленности, помогающий решить задачу общекультурного развития.

4. О.А. Куревина, Е.А.Лутцева «Прекрасное рядом с тобой». Методические рекомендации. .М.: «Баласс» 2009.

5. Изобразительное искусство и компьютер: методические материалы по курсу изобразительного искусства для начальной школы / Отв. О.В. Кузнецова. – Железногорск:

6. Уроки  технологии  1-4 классы. Современная школа. Издательство Глобус. Москва

      7. .    Большая детская энциклопедия. Мировая художественная культура. ИДДК. ООО                        

           Хорошая погода». Россия. 2008 год.

Содержание курса

1-й класс

Цвет и форма (33 часа)

№ п/п

Тема. Раздел.

Количество уроков

1

Цветные карандаши

11

2

Работаем с гуашью

15

3

Прозрачная акварель

7

ВСЕГО:

33 урока

I. Основные художественно-эстетические понятия.

Эстетическое в действительности и в искусстве.

Эстетический идеал в искусстве разных народов.

Эстетический вкус народа и человека, выраженный в произведениях искусства и декоративно-прикладного творчества.

Сюжет.

Подражание природным явлениям в искусстве и дизайне.

II. Основы композиции.

1. Мера – соотношение части и целого.

2. Тождество – абсолютное равенство. Зеркальность изображения.

3. Гармония в жизни и искусстве.

4. Соотношение частей.

III. Из истории развития искусства.

Искусство первобытного общества как утилитарная необходимость.

Общехудожественные умения: правильно пользоваться изобразительными средствами и инструментами: промывать и сушить кисть, снимать лишнюю краску; знать свойства гуаши, акварели; техника – закрашивание, штриховка, примакивание, мазок, тычок; передавать строение, величину и расположение предметов, цвет, фактуру, используя разные способы изображения; изображать несложный сюжет; знать художников и скульпторов (в пределах программы); уметь обосновывать свое эстетически-художественное мышление.

Понятия:

1. Культурологические: эстетическое, эстетический идеал, эстетический вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое.

2. Художественно-изобразительные: изобразительный материал, инструмент, линия, мазок, пятно, цвет, симметрия, рисунок, узор, орнамент, плоскостное и объемное изображение, рельеф, мозаика.

Содержание программы

1. Художественно-графические материалы (рисовальная бумага, акварельные краски, гуашь, мелки, пастель, графит), пластические материалы (глина, пластилин), их названия, свойства, назначение. Выявление эстетического в простом материале.

Познакомить со средствами графического рисунка: карандаш, уголь, сангина, тушь, мелки, пастель и техникой работы с ними.

Учить использовать в рисунке линии разной толщины и характера.

2. Организация рабочего места при работе с художественными материалами.

3. Виды художественных кистей и правила пользования ими. Приемы работы кистью, карандашом, фломастером.

4. Основы композиции. Представление о композиции как части и целом. Мера. Тождество. Соотношение частей.

Изображать предметы круглой, овальной, прямоугольной формы, составлять модели из 2–3-х частей разной формы.

5. Компоненты изобразительной деятельности:

– изготовление и подготовка к работе палитры;

– способы разведения и смешивания красок;

– нанесение точек, линий, мазков;

– выполнение простейших узоров, орнаментальных рисунков;

– передача в рисунках простейших форм предметов, общего пространственного положения и основного цвета предмета;

– работа по мокрому листу;

– штриховка (не выходя за контур, по контуру, изображая пушистую фактуру.)

6. Знакомство с творчеством живописцев и скульпторов (И. Шишкин, К. Брюллов, А. Венецианов, В. Мухина).

Виды работ

Отработка навыков рисования на разной бумаге (глянцевая, чертежная и др.).

Отработка графических приемов (набросок, зарисовки, тушевка, шриховка) карандашом.

Знакомство с орнаментами.

Отработка приемов работы углем и фломастером (работа по контуру, штриховка внутри контура, работа «клячкой», растушевка).

Декорирование интерьера.

Работа пастелью (нанесение, втирание).

Знакомство с сангиной. Гризайль.

Первобытная живопись.

Работа с гуашью (смешивание на палитре, с белилами, накладывать послойно).

Знакомство с пейзажем. Освоение работы гуашью: подготовка, смешивание красок, способы нанесения (от светлого к темному, по спектру, фоновое и главное изображение).

Знакомство с работой восковыми мелками (совместно с акварелью).

Знакомство с городским пейзажем.

Передача представлений о величине предметов, об их строении.

Передача с помощью цвета фактуры и формы предмета (шар, прямоугольник).

Знакомство с эмоциональным назначением цвета в живописи.

Создание сюжета. Нахождение словесного аналога. Реализация эстетического контекста (рисование на основе музыкального, литературного образа).

Мозаика. Работа локальными мазками.

Бумагопластика.

Создание портфолио.

Результаты обучения и развития учащихся нна конец 1 класса

         К концу учебного года учащиеся должны иметь представление об эстетических категориях: эстетический идеал, эстетический вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое.

По художественно-творческой изобразительной деятельности должны знать:

– особенности материалов (изобразительных и графических), используемых учащимися в своей деятельности, и их возможности для создания образа; линия, мазок, пятно, цвет, симметрия, рисунок, узор, орнамент, плоскостное и объемное изображение, рельеф, мозаика.

Должны уметь:

– работать с гуашью (подготовка, смешивание красок, способы нанесения: от светлого к темному, по спектру, фоновое и главное изображение), реализовывать замысел образа с помощью полученных на уроках изобразительного искусства знаний в контексте (связи) художественно-творческой и трудовой деятельности, изображать однодетальные и многодетальные предметы, работать в технике аппликации, бумагопластики;

– под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нем во время работы, правильно пользоваться средствами художественной деятельности;

– с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;

– самостоятельно аккуратно выполнять графические приемы, работать с акварелью, гуашью.

Учебно-тематический план.  Изобразительное искусство 1 класс.

1 час в неделю – 33 часа.

№ п/п

№ в теме

Тема

Использование ИКТ

Дата план

Дата факт

Коррекция

                         Раздел 1.      Цветные карандаши  - 11 часов

1

1

Как работать с учебником. Кто такой художник?

07.09

2

2

Фантазируем и учимся. «Дружные соседи»

14.09

3

3

Тренируем наблюдательность. Детали. Рисуем животных. «Городок».

21.09

4

4

Чудо-радуга. Цвет. «Загадочный фазан».

28.09

каникулы

5

5

Цвет. «Чудо-дерево».

12.10

6

6

Линии – какие он бывают? «Коврик».

19.10

7

7

Линия и форма. «Солнечный денёк».

26.10

8

8

Учимся видеть и говорить на языке искусства.

02.11

9

9

Какие бывают фигуры? «Любимая игрушка».

Презентация «Аппликация»

09.11

каникулы

10

10

Рисование листьев. Понятие о симметрии. «Осень».

Презентация «Осенние листья»

23.11

2 триместр

11

11

«Осенний букет» Понятия «Орнамент», «Геометрический орнамент».

Презентация «Аппликация из листьев»

30.11

                         Раздел 2.        Работаем гуашью – 15 часов.

12

1

«Живое письмо». Живопись.

Разноцветные узоры.

Презентация «Жанры живописи»

07.12

   13

2

Тёплые и холодные цвета. Орнамент.

14.12

14

3

Декоративное панно «С Новым годом!»

21.12

15

4

Декоративная открытка «Новогодняя ёлка», Морозные узоры.

28.12

каникулы

16

5

Мир вещей. Натюрморт. Смешиваем краски (гуашь). Фрукты на тарелочке.

Презентация «Картина- натюрморт»

11.01

2012 г.

17

6

Основные, родственные, дополнительные цвета. Как использовать тёплые и холодные цвета. Плоды на столе.

18.01

18

7

Графика: чёрное и белое. Графика, контраст, пятно, штрих, точка. Рисование кистью.

25.01.

19

8

Учимся видеть и говорить на языке искусства.

01.02

20

9

Чёрное на белом и белое на  чёрном. Что такое иллюстрация? Зимний лес.

08.02.

21

10

Делаем открытку-поздравление папам и дедушкам «Праздничный салют».

15.02

каникулы

22

    11

Цвета и цветы.  «Букет».

29.02

3 триместр

23

12

«С Днём 8 Марта» Выполняем открытку с элементами объёма в технике аппликации.

07.03

24

13

Учимся видеть и говорить на языке искусства.

14.03

25

14

Пейзаж. Учимся видеть и говорить на языке искусства.

Презентация «Великие пейзажисты»

21.03

26

15

Народные художники. Народные промыслы.

Презентации «Народные промыслы»

28.03

                          Раздел 3.     Прозрачная акварель  -  7 часов.

27

1

Прозрачность акварели. Чудесная радуга. Витраж.

04.04

каникулы

28

2

Секреты акварели. «Рыбка в море» Насыщенность цвета.

18.04

29

     3

Картины о жизни людей. Сюжет. «Наши друзья».

25.04

30

4

Учимся видеть и говорить на языке искусства.

02.05

31

5

Из истории искусства. Древний мир. Рисунок на скале.

16.05

32

6

Рисунок на скале (продолжение)

23.05

33

7

Итоговый урок. Что ты узнал в этом году.

Презентация «Жанры  ИЗО»

30.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа искусство(музыка) 4 класс(автор Е.Д.Критская)

Рабочая программа, содержание тем, календарно-тематическое планирование 4 класс.(Авторы Е.Д.Критская,Г.П.Сергеева,Т.С.Шмагина)...

рабочая программа 3 класс изобразительное искусство ФГОС

Рабочая программа содержит пояснительную записку, основное содержание,требования к планируемым результатам изучения программы (личностные, метапредметные, предметные), календарно- тематическое планиро...

Рабочая программа 1 класс. 2014-2015 М. С. Красильникова МУЗЫКА К вершинам музыкального искусства

Рабочая программа 1 класс. 2014-2015   М. С. Красильникова МУЗЫКА К вершинам музыкального искусства...

Рабочая программа 2 класс. 2014-2015 М. С. Красильникова МУЗЫКА К вершинам музыкального искусства

Рабочая программа 2 класс. 2014-2015   М. С. Красильникова МУЗЫКА К вершинам музыкального искусства...

Рабочая программа 1 класс Изобразительное искусство "Школа России"

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образовани...

Рабочая программа 1 класс изобразительное искусство и художественный труд "Гармония"

Рабочая программа 1 класс изобразительное искусство и художественный труд "Гармония"...