Рабочая программа искусство(музыка) 4 класс(автор Е.Д.Критская)
рабочая программа по музыке (4 класс) на тему

Рабочая программа, содержание тем, календарно-тематическое планирование 4 класс.

(Авторы Е.Д.Критская,Г.П.Сергеева,Т.С.Шмагина)

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon искусство(музыка).zip48.58 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

               средней общеобразовательной школы №1 пгт Шкотово.

Утверждаю                                                             Согласовано                                                 Рассмотрено

директор МБОУ сош№1                                    зам, директора по УВД                              на заседании МО

                                                                                   Бочко А.В.                                                      протокол №1

_____________                                                   __________________                                от ____________

                       

                     

                  Рабочая программа

                   учителя начальных классов

               Николотовой Галины Николаевны

               по искусству (музыка)  4 класс «Б»

                                             Пояснительная записка

      Программа по предмету «Музыка» для 1—4 классов четырехлетней начальной школы общеобразовательных учреждений составлена в соответствии с основными положениями художественно-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского и концепции «Преемственность четырехлетней начальной школы в системе непрерывного образования». В данной программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов-музыкантов в обновлении содержания и новые технологии массового музыкального образования.
      
Широкое культурологическое пространство данной программы позволяет осуществлять выходы за пределы музыкального искусства, включать в контекст уроков музыки сведения из истории, произведения литературы, изобразительного искусства, которые способствуют общему и музыкальному развитию учащихся, формированию их ассоциативно-образного мышления, познавательных интересов, становлению творческих способностей развивающейся личности. Содержание программы «Музыка» органично соединяется с содержанием таких предметов концепции «Преемственность... », как «Родное слово» (русский язык, литературное чтение), «Знакомство с окружающим миром», «Изобразительное искусство», «Труд» (с элементами художественной деятельности учащихся), «Физическая культура». В процессе музыкальных занятий совершенствуется восприятие детьми окружающей жизни и художественных образов с помощью не только музыки, но и других видов искусства, а также их память, внимание, воображение.
      
Цель массового музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
      
Задачи музыкального образования младших школьников формулируются на основе целевой установки программы:
      — воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
      — развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
      — накопление на основе восприятия музыки тезауруса — интонационно-образного словаря, багажа музыкальных впечатлений, первоначальных знаний о музыке, опыта музицирования, хорового исполнительства, необходимых для ориентации ребенка в сложном мире музыкального искусства.
      
Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, духовной музыки, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), сочинений современных композиторов. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры — «от родного порога», по выражению народного художника России Б. М. Неменского. При этом произведения отечественного музыкального искусства рассматриваются в контексте мировой художественной культуры.
      Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных жанров фольклорных сочинений, народных обрядов, обычаев и традиций, из устных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу произведений духовной музыки базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.
      Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. Через опыт общения с музыкой как «искусством интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев), с конкретным музыкальным произведением у детей формируется опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к музыке и жизни; осваиваются основные сферы музыкального искусства, виды музыкальной деятельности (исполнение, сочинение, слушание), интонация как носитель образного смысла музыкального произведения, принципы развития музыки (повтор, вариационность, контраст), особенности формы музыкальных сочинений (одночастная, двухчастная, трехчастная, куплетная, рондо, вариации), жанры музыки (песня, танец, марш, сюита, опера, балет, симфония, инструментальный концерт, кантата, соната, оперетта, мюзикл и др.), основные средства музыкальной выразительности и своеобразие, специфика их преломления в музыкальной речи композитора в конкретном произведении.
      
Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского — это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.
      Основными
методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора — исполнителя — слушателя, принцип тождества и контраста, интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру.
      
Принцип увлеченности, согласно которому в основе музыкальных занятий лежит эмоциональное восприятие музыки, предполагает развитие личностного отношения ребенка к явлениям музыкального искусства, активное включение его в процесс художественно-образного музицирования и творческое самовыражение.
      
Принцип триединства деятельности композитора — исполнителя — слушателя ориентирует учителя на развитие музыкального мышления учащихся во всех формах общения с музыкой. Важно, чтобы в сознании учащихся восприятие музыки всегда было связано с представлением о том, кто и как ее сочинил, кто и как ее исполнил; и в равной мере исполнение музыки всегда должно быть связано с ее осознанным восприятием и пониманием того, как сами учащиеся ее исполнили.
      
Принцип тождества и контраста реализуется в процессе выявления интонационных, жанровых, стилистических связей музыкальных произведений и освоения музыкального языка. Этот принцип является важнейшим для развития не только музыкальной культуры учащихся, но и всей их культуры восприятия жизни и осознания своих жизненных впечатлений.
      
Интонационность выступает как ведущий принцип, регулирующий процесс развития музыкальной культуры школьников и смыкающий специфически музыкальное с общедуховным. Музыкальное произведение открывается перед ребенком как процесс становления художественного смысла через разные формы воплощения художественного образа (литературные, музыкально-слуховые, зрительные) и опору на выявление жизненных связей музыки.
      Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус, потребность общения с высокохудожественной музыкой в современных условиях широкого распространения образцов поп-культуры в средствах массовой информации.
      
Виды музыкальной деятельности на уроках музыки разнообразны. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.
      Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, ответах на проблемные вопросы, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др.
      
Урок музыки в данной программе трактуется как урок искусства, нравственно-эстетическим стержнем которого является художественно-педагогическая идея. В программе раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка вечные темы искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и др., запечатленные в художественных образах.
      Какие же
методы музыкального обучения, представленные в программе «Музыка», наиболее полно отражают процесс развития музыкальной культуры младших школьников?
      Как известно, методы обучения должны отражать цель, задачи и содержание изучаемого предмета. В научно-методической литературе последних лет исследователями в области музыкальной педагогики предлагаются различные методы. Для авторов данной программы наиболее значимы те методы, которые получают свое реальное воплощение как в научно-методических исследованиях последнего времени, так и в практике работы учителей музыки. Это методы
художественной педагогики. Среди них: метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки; метод интонационно-стилевого постижения музыки; метод эмоциональной драматургии; метод концентричности организации музыкального материала; метод «забегания вперед и возвращения к пройденному» (перспективы и ретроспективы в обучении); метод создания «композиций» (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.); метод игры; метод художественного контекста (выхода за пределы музыки).
      
Метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки предполагает организацию такой совместной деятельности учителя и учащихся, при которой содержание произведения осваивается на разных уровнях: а) художественной значимости данного сочинения в контексте культурных ценностей эпохи, творчества конкретного композитора, особенностей восприятия современного слушателя; б) нравственной проблематики данного сочинения, ее направленности на формирование личностных установок учащихся; в) освоения общих (художественно-эстетических) и частных (языковых) свойств музыкального образа, отражающих степень развития позитивного отношения ребенка к эстетическим ценностям, уровень его понимания особенностей музыкального языка. Действие этого метода предполагает активное использование в учебно-воспитательном процессе таких форм общения, как диалог и полилог. Учитель при этом выступает как мудрый посредник между музыкой и детьми.
      
Метод интонационно-стилевого постижения музыки предполагает наличие в деятельности учителя таких действий, которые стимулируют детей на выявление интонационно-образной и жанрово-стилевой природы музыки и освоение ее как искусства временного, процессуального. Действие этого метода проявляется в намеренном соединении на уроке произведений различных эпох, национальных и индивидуальных стилей, опирается на проблемность вопросов, направленных на развитие способностей учащихся «схватывать» своеобразие индивидуального воплощения композиторами и исполнителями вечных тем искусства и связи, отношения между отдельными художественными явлениями. Этому могут способствовать приемы вокализации, пластического интонирования музыки и введение импровизации-«сочинения» интонаций, мелодий в определенном жанре и стиле.
      
Метод эмоциональной драматургии урока проявляется при разработке учителем музыки сценария урока. В зависимости от смысловых акцентов на том или ином музыкальном сочинении, от конкретных художественных пристрастий учителя и учащихся, позитивного отношения школьников к тем или иным видам музицирования, уровня общего и музыкального развития класса определяется драматургия урока — последовательность учебных задач, содержание и объем звучащей музыки, кульминация урока, «последействие», эмоциональный тонус. Возможны разработки сценарных планов уроков, построенных по законам музыкальной формы, например трехчастной, рондо, вариаций. В любой из выбранных учителем композиций урока важно не утратить его сугубо музыкальную направленность.
      
Метод концентричности организации музыкального материала рассматривается в программе «Музыка» в двух смыслах — широком и узком. В широком смысле действие этого метода рассматривается в контексте организации всего музыкального материала: на разных отрезках учебных циклов (четверть, год) изучаются одни и те же произведения, но с разными задачами. Образно это повторение можно сравнивать с движением по восходящей концентрической спирали, каждый виток которой выявляет все новые качества уже знакомых детям сочинений. В узком смысле метод концентричности проявляется на конкретном уроке, когда изучение нового произведения опирается на уже известные детям интонации, темы, образы.
      
Метод «забегания вперед и возвращения к пройденному» (перспективы и ретроспективы в обучении) тесным образом связан с предыдущим методом музыкального обучения. «Разведывая» возможности усвоения детьми новых закономерностей музыки, учитель в процессе урока обращается к таким явлениям, понятиям, категориям музыкального искусства, которые ранее не фигурировали в жизненно-музыкальном опыте детей. Возвращение же к знакомым интонационно-образным аналогиям, перекидывание содержательно-смысловых арок от знакомого музыкального материала к новому позволяют расширить музыкальный словарь учащихся, пополнить запас жизненно-музыкальных впечатлений.
      
Метод создания «композиций» (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.) позволяет варьировать в процессе музыкального обучения различные виды музыкальной деятельности. Их сочетание, построенное по принципу тождества и контраста, дает возможность не только усилить эмоциональное воздействие музыки на слушателей-школьников, но и совершенствовать навыки коллективного, ансамблевого, сольного исполнения музыки, что способствует более глубокому и эмоционально окрашенному освоению содержания музыкального искусства.
      
Метод игры — один из основных методов практического освоения содержания программы и учебно-методического комплекта «Музыка» в начальной школе. В игре развиваются мышление ребенка, его речь, воображение, музыкальные способности, творческие задатки. По мнению известного педагога-психолога Д. Б. Эльконина, «внутренняя сущность игры заключается в том, чтобы воссоздать именно отношения людей друг к другу»2. Ролевые, сюжетные, дидактические музыкальные игры позволяют сделать процесс постижения основных закономерностей музыкального искусства доступным и увлекательным для младших школьников. Игра активно используется на всех этапах урока, во всех видах музыкальной деятельности учащихся — при восприятии музыки и размышлениях о ней, в разных формах детского музицирования и импровизаций-сочинений музыки.
      Действие
метода художественного контекста (выхода за пределы музыки) обусловлено содержанием учебников и рабочих тетрадей. Их ассоциативно-образный ряд многообразен и включает в себя литературные и изобразительные аналоги музыкальных сочинений. Именно окружение конкретных музыкальных произведений художественными творениями других видов искусства (литературы, изобразительного искусства) позволяет учащимся глубже осваивать эмоционально-образное содержание музыки, особенности ее формы и языка.
      
Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года. Занятия в 1 классе носят пропедевтический, вводный характер и предполагают знакомство детей с музыкой в широком жизненном контексте. В программе данного класса два раздела: «Музыка вокруг нас» и «Музыка и ты». В программе 2—4 классов семь разделов: «Россия — Родина моя», «День, полный событий», «О России петь — что стремиться в храм», «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!», «В музыкальном театре», «В концертном зале» и «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...».
      Основные понятия и музыкальные термины (общие и частные) обозначены в аннотациях к каждому разделу программы, а также предлагаются на страницах учебников и тетрадей. Постепенное их усвоение подкрепляется музыкальной деятельностью детей.
      Данная программа не подразумевает жестко регламентированного, рецептурного разделения музыкального материала на учебные темы, уроки. Творческое планирование художественного материала в рамках урока, распределение его внутри четверти, учебного года в зависимости от интерпретации учителем той или иной художественно-педагогической идеи, особенностей и уровня музыкального развития учащихся каждого конкретного класса будут способствовать вариативности музыкальных занятий. Творческий подход учителя музыки к данной программе — успех его музыкально-педагогической деятельности.

Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 4 класса:

-  наличие интереса к предмету «Музыка», который выражается в стремлении к музыкально-творческому самовыражению (пение в хоре, игра на детских музыкальных инструментах, участие в импровизации, участие в музыкально-драматических спектаклях);

- умение высказывать свои размышления о любимых музыкальных произведениях, изученных на уроках музыки;

- знание имён композиторов – венских классиков, композиторов – представителей «Могучей кучки», а также И. С. Баха, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Э. Грига;

-  знание названий различных видов оркестров;

-  узнавание музыкальных произведений, изученных в 4 классе (не менее 4х);

-  проявление навыков вокально-хоровой деятельности (некоторые элементы двухголосия).

Требования к уровню подготовки окончивших начальную школу

Требования заключаются в следующем:

Знать/ понимать

  1. слова и мелодию гимна России;
  2. имена великих русских и зарубежных композиторов и наиболее известные их произведения (3-4 изученных произведения);
  3. наиболее распространённые музыкальные инструменты;
  4. народные традиции родного края, фольклорные праздники и обряды.

Уметь

  1. различать основные виды и жанры музыкального искусства;
  2. узнавать изученные произведения разных жанров и называть имена их создателей;
  3. сравнивать различные музыкальные произведения (фрагменты), определять средства выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика);
  4. передавать характер музыки в пении, танцевально-пластическом движении.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. обогащения опыта восприятия музыкальных произведений;
  2. исполнения мелодий знакомых музыкальных произведений и танцевальных движений;
  3. участие в хоровом исполнительстве;
  4. музицирование на детских музыкальных инструментах;
  5. передачи музыкальных впечатлений в движении, рисунке и др.

  Оценка музыкально-практической деятельности младших школьников на уроках музыки носит лишь поощрительный, стимулирующий характер. Она должна учитывать индивидуальный исходный уровень общего и музыкального развития школьника, интенсивность формирования музыкально-слуховых представлений, практических умений и навыков, накопление первичных знаний о музыке.

Таким образом, оценка уровня музыкального развития учащихся, предлагаемая ниже, носит условный характер:

  1. Эмоциональная отзывчивость как показатель развития интереса, желания слушать музыку;
  2. Проявление любой творческой активности, самостоятельности;
  3. Уровень развития музыкального мышления (образность, ассоциативность);
  4. Умение применять «ключевые знания» о музыке;
  5. Уровень исполнительской культуры (творческий подход, эмоциональность).

Урок музыки  требует от педагога большого творческого потенциала, умения создать условия для самовыражения ребёнка; собственной деятельностью, эмоциональной выразительностью пробуждать интерес, вкус, потребность, представления о красоте.

Показателем уровня сформированности музыкальной культуры школьников может стать опыт восприятия музыки, внутреннее слышание шедевров мирового музыкального искусства и личностное заинтересованное отношение к музыке в целом и отдельным полюбившимся сочинениям прошлого и наших дней.

               Содержание тем учебного  курса

Россия — Родина моя

      Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. Лирическая и патриотическая темы в русской классике.
      
Музыкальный материал: Концерт № 3 для фортепиано с оркестром, главная мелодия 1-й части; «Вокализ». С. Рахманинов; «Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня; «Песня о России». В. Локтев, слова О. Высотской; Русские народные песни: «Колыбельная» в обработке А. Лядова, «У зори-то, у зореньки», «Солдатушки, бравы ребятушки», «Милый мой хоровод», «А мы просо сеяли» в обработке М. Балакирева, Н. Римского-Корсакова; «Александр Невский» (фрагменты из кантаты). С. Прокофьев; «Иван Сусанин» (фрагменты из оперы). М. Глинка; «Родные места». Ю. Антонов, слова М. Пляцковского.

День, полный событий

      «В краю великих вдохновений...». Один день с А. Пушкиным. Музыкально-поэтические образы.
      
Музыкальный материал: «В деревне». М. Мусоргский; «Осенняя песнь» (Октябрь) из цикла «Времена года». П. Чайковский; «Пастораль» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов; «Зимнее утро» из «Детского альбома», «У камелька» (январь) из цикла «Времена года». П. Чайковский; «Сквозь волнистые туманы», «Зимний вечер», «Зимняя дорога». В. Шебалин, стихи А. Пушкина; «Зимняя дорога». Ц. Кюи, стихи А. Пушкина; «Зимний вечер». М. Яковлев, стихи А. Пушкина; «Три чуда», вступление ко II действию оперы «Сказка о царе Салтане». Н. Римский-Корсаков; «Девицы, красавицы», «Уж как по мосту, мосточку», хоры из оперы «Евгений Онегин». П. Чайковский; Вступление и «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский; «Венецианская ночь». М. Глинка, слова И. Козлова.

«О России петь — что стремиться в храм»

      Святые земли Русской. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Церковные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание.
      
Музыкальный материал: «Земле Русская», стихира; «Былина об Илье Муромце», былинный напев сказителей Рябининых; Симфония № 2 («Богатырская»), фрагмент 1-й части. А. Бородин; «Богатырские ворота» из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский; Величание святым Кириллу и Мефодию, обиходный распев; Гимн Кириллу и Мефодию. П. Пипков, слова С. Михайловски; Величание князю Владимиру и княгине Ольге. «Баллада о князе Владимире», слова А. Толстого; Тропарь праздника Пасхи. «Ангел вопияше», молитва. П. Чесноков; «Богородице Дево, радуйся», № 6 из «Всенощной». С. Рахманинов; «Не шум шумит», русская народная песня; «Светлый праздник» (фрагмент финала Сюиты-фантазии для двух фортепиано). С. Рахманинов.

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

      Народная песня — летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Интонационная выразительность народных песен. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в народной и композиторской музыке. Праздники русского народа. Троицын день.
      
Музыкальный материал: народные песни: «Ой ты, речка, реченька», «Бульба», белорусские; «Солнце, в дом войди», «Светлячок», грузинские; «Аисты», узбекская; «Солнышко вставало», литовская; «Сияв мужик просо», украинская; «Колыбельная», английская; «Колыбельная», неаполитанская; «Санта Лючия», итальянская; «Вишня», японская, и др.; Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (фрагмент 3-й части), «Камаринская», «Мужик на гармонике играет». П. Чайковский; «Ты воспой, жавороночек» из кантаты «Курские песни». Г. Свиридов; «Светит месяц», русская народная песня-пляска; «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков; Троицкие песни; «Музыкант-чародей», белорусская сказка.

В музыкальном театре

      Линии драматургического развития в опере. Основные темы — музыкальная характеристика действующих лиц. Вариационность. Орнаментальная мелодика. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Жанры легкой музыки. Оперетта. Мюзикл.
      
Музыкальный материал: «Иван Сусанин», фрагменты из оперы: интродукция; танцы из 2-го действия; сцена и хор из 3-го действия; сцена из 4-го действия. М. Глинка; Песня Марфы («Исходила младешенька») и «Пляска персидок» из оперы «Хованщина». М. Мусоргский; «Персидский хор» из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка; «Колыбельная» и «Танец с саблями» из балета «Гаяна». А. Хачатурян; Первая картина из балета «Петрушка». И. Стравинский; «Вальс» из оперетты «Летучая мышь». И.  Штраус; Сцена из мюзикла «Моя прекрасная леди». Ф. Лоу; «Звездная река». Слова и музыка В. Семенова; «Джаз». Я. Дубравин, слова В. Суслова; «Острый ритм». Дж. Гершвин, слова А. Гершвина.

В концертном зале

      Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки. Интонации народных танцев. Музыкальная драматургия сонаты. Музыкальные инструменты симфонического оркестра.
      
Музыкальный материал: «Ноктюрн» из Квартета № 2. А. Бородин; «Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром (фрагменты). П. Чайковский; «Сирень». С. Рахманинов, слова Е. Бекетовой; «Старый замок» из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский; «Песня франкского рыцаря» в редакции С. Василенко; «Полонез» (ля мажор); Мазурки № 47 (ля минор), № 48 (фа мажор), № 1 (си-бемоль мажор). Ф. Шопен; «Желание». Ф. Шопен, слова С. Витвицкого, перевод Вс. Рождественского; Соната № 8 («Патетическая»), фрагменты. Л. Бетховен; «Венецианская ночь». М. Глинка, слова И. Козлова; «Арагонская хота». М. Глинка; «Баркарола» (Июнь) из цикла «Времена года». П. Чайковский.

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»

      Произведения композиторов-классиков и мастерство известных исполнителей. Сходство и различие музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. Форма музыки (трехчастная, сонатная). Авторская песня. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов.
      
Музыкальный материал: Прелюдия (до-диез минор). С. Рахманинов; Прелюдии № 7 и № 20, Этюд № 12 («Революционный»). Ф. Шопен; Соната № 8 («Патетическая»). Л. Бетховен; «Песня Сольвейг» и «Танец Анитры» из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ; народные песни: «Исходила младешенька», «Тонкая рябина», русские; «Пастушка», французская в обработке Ж. Векерлена, и др.; «Пожелания друзьям», «Музыкант». Слова и музыка Б. Окуджавы; «Песня о друге». Слова и музыка В. Высоцкого; «Резиновый ежик», «Сказка по лесу идет». С. Никитин, слова Ю. Мориц; «Шехеразада» (фрагменты 1-й части симфонической сюиты). Н. Римский-Корсаков; «Рассвет на Москве-реке». Вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.

      Критерии уровня музыкального развития учащихся:
      
— насколько  ярко и устойчиво проявляется у учащихся интерес к музыке, увлеченность ею, любовь к ней;
      — умеют ли учащиеся размышлять о музыке, оценивать ее эмоциональный характер и определять образное содержание;
      — умеют ли учащиеся применять знания, полученные в процессе музыкальных занятий, по отношению к музыке, звучащей вокруг них;
      — каков уровень исполнительской культуры, насколько развита способность творчески, ярко и эмоционально передавать в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, в музыкально-ритмических движениях содержание и характер исполняемых произведений


                              Литературный материал для учителя.  

1. Б.Б.Грановский, И.Н.Грановский « Русская песня в жизни И.Е.Репина»                      

     изд. «Советский композитор» Москва 1993г.

2. Н.Завадская «Любимые песни военных лет» изд. «Советский композитор»  

       Москва 1987г.

   3. Е.Королёва «Музыка в сказках, стихах и картинках» изд. «Просвещение»

       Москва 1994г.    

   4. С.А.Карцева « Музыкальная фонотека в школе» изд. «Просвещение»  

       Москва 1971г.  

   5. Д.Б.Кабалевский «Про трёх китов и многое другое» изд. «Детская  

       литература» Москва 1972г.  

   6.  Д.Б.Кабалевский «Воспитание ума и сердца» Москва, 1981г.  

    7. Д.Б. Кабалевский « Как рассказывать детям о музыке» Москва,  

        «Просвещение», 1989г.  

    8. Д.Б.Кабалевский «Сила искусства» «Молодая гвардия», 1984г.  

   9. Лирические русские песни ( песенник) изд. «Кифара» Москва 1997г.  

   10. А.К. Лебедев «В.М.Васнецов» изд. «Искусство» Москва, 1955г.

   11. Музыка в школе 4 класс ( пособие для учителя) изд. «Музыка», Москва 1978г.  

   12. Л.П.Маслова «Педагогика искусства» Новосибирск 1997г.

   13. Музыкальные инструменты народов СССР. Государственный Центральный  

         музей музыкальной культуры им. М.И.Глинки, Москва 1980г.  

   15. Л.Михеева «Музыкальный словарь в рассказах» изд. «Советский композитор»

         Москва 1988г.    

   16. Русские исторические песни (хрестоматия) изд. «Высшая школа» Москва

         1985г.  

   17. Русские народные песни (песенник) выпуск № 4.

   18. Русская музыка в школе Москва 1998г.

   19. Рассказы о музыке. Москва 1972г.      

   20. Н.А. Саутин «Б.М.Кустодиев» изд. «Художники РСФСР» Ленинград 1987г.  

   21. Н.А.Терентьева «Музыка» Министерство образования Российской Федерации

         1994г.  

   22.. С.Тагорян «В мире музыкальных инструментов».

   23. Журнал «Начальная школа» № 7 2001г.  

   24. Л.Т.Дмитриеева, Н.М.Черноиваненко Методика музыкального воспитания в

         школе Москва 1989г.

                            Тематическое планирование.

Наименование разделов и тем.

Всего часов

1

Россия-Родина моя.

5

2

День,полный событий.

4

3

« О России петь- что стремиться в храм»

4

4

« Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

4

5

В музыкальном театре.

6

6

В концертном зале.

6

7

«Чтобы музыкантом быть, так надобно уменье…»

5

                         Урочно – тематическое планирование

Количество часов: 34

№ п.п.

Дата

Тема урока

Музыкальный материал

Основные понятия

Методические пособия

Россия – Родина моя

1

Музыка моего народа

Гимн РФ

Знакомство с музыкальными символами страны и школы

 

2,3

Протяжные - лирические песни

Р.н.п. «Вниз по матушке по Волге», Р.н.п. «Тонкая рябина»

Знакомство с протяжными-лирическими песнями, отличительными чертами жанра

Иллюстрации, диск, ноты

4

Плясовые песни

Р.н.п. «Светит месяц», Р.н.п. «Ах вы, сени!»

Знакомство с плясовыми песнями, отличительными чертами жанра

Диск, ноты

5

Частушки

Саратовские частушки. Озорные частушки. Р.Щедрин.

Знакомство с частушками, отличительными чертами жанра

Диск, ноты

«О России петь – что стремиться в храм»

6

Былины

«Былина о Добрыне» в обработке Н.А.Римского-Корсакова, «Богатырская» симфония А.П. Бородина, Опера-былина «Садко» Н.А. Римского-Корсакова

Знакомство с жанром былины, отличительными чертами жанра.

Текст былины, портреты

7

Исторические песни

Р.н.п. «Тишина», Р.н.п. «Ермак», Р.н.п. «Как за речкою, да за Дарьею»

Знакомство с историческими песнями, особенностями жанра

Диск, ноты

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

8,9

Обрядовые песни

Р.н.п. «Как на речке, на лужочке», Р.н.п. «Земелюшка-чернозем».

Знакомство с обрядовыми песнями, отличительными чертами жанра

Видеозаписи

10

Свадебные обрядовые песни

Р.н.п. «Виноград в саду цветет», Р.н.п. «Ты ль, река моя, реченька».

Знакомство со свадебными обрядовыми песнями, отличительными чертами жанра

Ноты, диск

11

Солдатские песни

Р.н.п. «Солдатушки», Современная р.н.п. «Шел ленинградский паренек».

Знакомство с солдатскими песнями, отличительными чертами жанра

Ноты, диск

Музыка ближнего зарубежья

12

Музыка Белоруссии

Б.н.п. «Сел комарик на дубочек», Б.н.п. «Бульба»

Знакомство с музыкальной культурой страны, белорусской народной музыкой.

Пейзажи разных стран, иллюстрации достопримечательностей, портреты композиторов, ноты, диски

13

1

Музыка Украины

У.н.п. «Веселые гуси», У.н.п. «Веснянка», У.н.п. «Журавель»

Знакомство с музыкальной культурой страны, украинской народной музыкой.

14

Музыка народов Закавказья

Г.н.п. «Светлячок», Гусейнли «Цыплята», Г.н.танец «Лезгинка»

Знакомство с музыкальной культурой стран Закавказья

15

Музыка Прибалтики

Л.н.п. «Вей, ветерок», Э.н.п. «Хор нашего Яна», Р. Паулс «Кашалотик», «Золотая свадьба»

Знакомство с музыкальной культурой стран Прибалтики

16

Музыка Чехии

Ч.н.п. «Полька», Ч.н.п. «Пастух», Ч.н.п. «Вот волынки заиграли»

Знакомство с музыкальной культурой страны, чешской народной музыкой.

17

Музыка Польши

П.н.п. «Жаворонок», П.н.п. «Висла», Ф. Шопен «Вальс», Огинский «Полонез»

Знакомство с музыкальной культурой страны, польской народной музыкой.

18

Музыка Болгарии

Б.н.п. «Посадил я полынь», Б.н.п. «Путьв горах», Б.н.п. «Эхо»

Знакомство с музыкальной культурой страны, болгарской народной музыкой.

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» Музыка зарубежных стран

19,20

Немецкая музыка

Музыка И.С.Баха, Л.Бетховена.

Знакомство с отличительными чертами народной и композиторской музыки разных стран, совершенствование умения анализировать музыкальное произведение и средства музыкальной выразительности. Знакомство с творчеством композиторов разных стран.

Пейзажи разных стран, иллюстрации достопримечательностей, портреты композиторов, ноты, диски

21,22

Музыка Австрии.

Музыка В.А.Моцарта.

23

Музыка Польши.

П.н.п. «Жаворонок»; Ф.Шопен «Этюд».

24

Музыка Норвегии.

Н.н.м. «Камертон»; музыка Э. Грига.

25

Музыка Венгрии.

З.Кодай «Чардаш»; Ф.Лист «Венгерская рапсодия №2»

26

Музыка Италии.

И.н.п. «Санта Лючия», А.Вивальди «Времена года».

27

Музыка Франции.

Ф.н.п. «Са ира»; песни Д.Дассена и др.

28

Музыка Испании.

Испанская гитара, Ж. Бизе опера «Кармен» (Хабанера).

29

Музыка США.

А.н.п. «Маленький Джо», Дж.Гершвин опера «Порги и Бесс».

30

Музыка Японии.

Я.н.п. «Вишня»; Д.Б.Кабалевский «Вариации на японскою народную тему.

31

Музыка Индии.

Музыка из кинофильмов.

32

Музыка Англии.

«Битлз».

33

Между музыкой моего народа и музыкой других стран нет непереходимых границ.

Повторение пройденного материала

Закрепление полученных знаний и навыков

 

34

Обобщающий урок.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке 2 класс Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина

Пояснительная запискаСодержание программыОсновные требования к уровню знаний и умений учащихся во 2 классеТематический план учебного курсаТематическое планированиеКалендарно – тематическое планировани...

Рабочая программа по музыке 3 класс Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина

Пояснительная запискаСодержание программыОсновные требования к уровню знаний и умений учащихся в 3 классеТематический план учебного курсаТематическое планированиеКалендарно – тематическое планирование...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ. 1 КЛАСС. Е.Д. КРИТСКАЯ, Г.П. СЕРГЕЕВА, Т.С. ШМАГИНА.

Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят:...

Рабочая программа ОПК 4 класс (автор учебника А.Кураев)

Рабочая программа  составлена к учебному курсу А.Кураева  (в соответствии с тербованиями ФГОС НОО)....

Рабочая программа для 2 класса(автор учебника Афанасьева О.В.)

Рабочая программа по английскому языку для 2 класса  по учебнику О.В. Афанасьевой (ФГОС)...

Методическая разработка урока музыки «Здравствуй, Родина моя" по программе «Музыка» 2 класс авторов Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной.

Методическая разработка урока музыки во 2 классе по теме «Здравствуй, Родина моя» представляет материалы к уроку с использованием готовых электронных образовательных ресурсов. Разработка в...