Рабочая программа 1 класс. 2014-2015 М. С. Красильникова МУЗЫКА К вершинам музыкального искусства
календарно-тематическое планирование по музыке (1 класс) по теме

Новодворская Наталия Васильевна

Рабочая программа 1 класс. 2014-2015   М. С. Красильникова МУЗЫКА К вершинам музыкального искусства

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Рабочая программа 1 класс. 2014-2015   М. С. Красильникова МУЗЫКА К вершинам музыкального искусства

Наименование раздела

программы

Тема урока

Элементы

содержания

Планируемые результаты обучения

Универсальные учебные действия (УУД ):

Дата.

План

Факт

1

1-1-1

I четверть:

Образы песенной, танцевальной, маршевой

музыки (9 ч)

Песня, танец, марш в творчестве

композитора, исполнителя, слушателя

Музыка вокруг нас

Творчество композитора–исполнителя–слушателя.

Три основы музыки.

Песня, танец, марш как три типа связи музыки и жизни. Опосредованное

выражение в музыке чувств и мыслей человека (обобщение через жанр).

Разные способы исполнения и записи музыки

Музыкальный материал

П. И. Чайковский. «Мелодия».

П. И. Чайковский.

 «Детский альбом»:

 пьесы «Полька», «Сладкая грёза»,  «Марш деревянных солдатиков».

Народные песни, танцы и марши.

Размышлять о роли музыки  в жизни человека.

 Проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии и исполнении музыки.

Различать на слух песни, танцы и марши и характеризовать их особенности.

Иметь представление о разных способах исполнения музыки.

Соотносить звуковой образ с его пластическим и графическим воплощением.

Иметь представление о неразрывном единстве и специфике деятельности композитора, исполнителя и слушателя.

Учебно-познавательный интерес, желание учиться. (Л.)

Наблюдать за музыкальными явлениями. (П.) Осуществлять сравнение, обобщение по родовым признакам. (П.)  Соотносить слуховое, зрительное восприятие и двигательные ощущения. (П.)

Принимать учебную задачу, действовать по указанию учителя. (Р.) Участвовать в коллективной беседе, выражать свою точку зрения, соблюдать правила общения. (К.)

2

1-1-2

I четверть:

Образы песенной, танцевальной, маршевой

музыки

Маршевая музыка

Какие бывают марши?

Марш в музыке народной и композиторской: образное и стилевое разнообразие, особенности музыкального языка и жанровые атрибуты, средства выразительности.

Особенности маршей  Чайковского, Бетховена, С. С. Прокофьева.

Маршевая музыка Бетховена.

Марш в симфонической

музыке: образное содержание, особенности построения. Симфонический оркестр.

Средства воплощения образного разнообразия маршей: мелодия, ритм,

темп, динамика, регистр.

Марши Чайковского, Прокофьева, Бетховена.

Военные, спортивные марши

Выявлять особенности маршевой музыки.

Разучивать  и петь маршевые мелодии,

передавать характер маршевой музыки

в движении. Сравнивать марши по характеру (ритм, динамика, темп, тембры и др.).

Знакомиться со звучанием симфонического и духового оркестров.

Сочинять слова к маршевой мелодии.

Различать звучание симфонического и духового оркестров.

Выдвигать предположения и подтверждающие их доказательства.

Познавательный интерес к учебному предмету. (Л.) Готовность к сотрудничеству с учителем и одноклассниками. (Л.) Осуществлять сравнение, обобщение, классификацию по видовым признакам. .) Создавать пластическую модель маршевой музыки. (П.) Ориентироваться в графической модели маршевых мелодий. (П.)

Выдвигать предположения и подтверждающие их доказательства. (П.) Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. (П.) Осуществлять поиск информации в учебнике. (П.)

3

1-1-3

I четверть:

Образы песенной, танцевальной, маршевой

музыки

Какие бывают марши?

Духовой оркестр.

Соотношение вступления и основной темы в марше. Особенности маршей

П. И. Чайковского, Бетховена,

С. С. Прокофьева.

Маршевая музыка Бетховена.

Марш в симфонической

музыке: образное содержание, особенности построения. Симфонический оркестр.

Средства воплощения образного разнообразия маршей: мелодия, ритм,

темп, динамика, регистр.

Марши Чайковского, Прокофьева, Бетховена.

Военные, спортивные марши

Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.

Осуществлять поиск информации в учебнике. Преобразовывать музыкальный материал в соответствии с учебной задачей.

Подбирать ритмическое сопровождение к маршам на детских музыкальных инструментах.

Импровизировать маршевые мелодии.

Импровизировать интонации и мелодии (в пении, движении, игре на детских музыкальных инструментах) в характере основных жанровых сфер музыки

Выявлять основные средства музыкальной выразительности

Знать название произведений, автора.

Уметь:

- воспринимать контрастные образы фортепианных пьес;

- следить за развитием музыкального образа пьесы.

Преобразовывать музыкальный материал в соответствии с учебной задачей. (П.)

Понимать и принимать учебную задачу, искать способы её решения, выполнять действия проверки. (Р.)

4

1-1-4

I четверть:

Образы песенной, танцевальной,

маршевой музыки

Танцевальная музыка

Какие бывают танцы? Танец в музыке народной и композиторской: образное и стилевое разнообразие, особенности музыкального языка и жанровые атрибуты, средства выразительности.

Разнообразие вальсов

Разнообразие жизненного содержания музыкальных образов в вальсах

П. И.Чайковский. «Детский альбом»:

«Полька», «Вальс», «Мазурка»,

«Камаринская».

П. И. Чайковский. Вальс из балета «Спящая красавица».

С. С. Прокофьев. Вальс из  оперы  «Война и мир».

С. С. Прокофьев. «Вальс» из Детской музыки».

Выражать характер танцевальной музыки в пении, пластическом интонировании, мелодической  импровизации.

Выявлять особенности ритмической организации музыки разных танцев.

Наблюдать за развитием музыки в вариациях (на основе принципов повтора и контраста). Осуществлять сравнение, обобщение, классификацию по видовым признакам. Преобразовывать танцевальную мелодию в пластическую модель. Ориентироваться в графической модели танцевальной мелодии.

Уметь анализировать интонационно-образный строй фортепианных пьес с опорой на средства музыкальной выразительности ритм, форму, темп, динамику, фразировку, наличие украшений

Познавательный интерес к учебному предмету. (Л.) Готовность к сотрудничеству с учителем и одноклассниками. (Л.) Слышать за музыкальной интонацией характер человека и его жизненные обстоятельства. (П.) Осуществлять сравнение, обобщение, классификацию по видовым признакам. (П.)Создавать пластическую модель танцевальной мелодии. (П.) Ориентироваться в графической модели танцевальной мелодии. (П.) Выдвигать предположения и подтверждающие их доказательства. (П.)

5

1-1-5

I четверть:

Образы песенной, танцевальной,

маршевой музыки

Какие бывают танцы?

Народный наигрыш и его композиторская интерпретация.

Содержание и форма пьесы. Вариации.

Танцевальная музыка Бетховена.

Танец в симфонической музыке: образное содержание, особенности

развития. Инструменты

симфонического оркестра

П. И. Чайковский. «Детский альбом»:

«Полька», «Вальс», «Мазурка»,

«Камаринская».

П. И. Чайковский.  Вальс из балета «Спящая красавица».

С. С. Прокофьев.  Вальс из оперы  «Война и мир».

С. С. Прокофьев. «Вальс» из «Детской музыки».

Выявлять особенности ритмо-интонаций, выделять в танцах характерные ритмические фигуры.

Определять (первые пробы) автора незнакомой музыки в опоре на ранее

изученные произведения этого композитора.

Участвовать в коллективной инсценировке народной песни (пение, движение, игра на детских музыкальных инструментах).

Сочинять ритмическое сопровождение к пьесе «Камаринская» на детских шумовых музыкальных инструментах.

Получить представление о варьировании как типе развития и форме вариаций.

Уметь:

- размышлять о сравниваемых музыкальных произведениях;

- анализировать результаты сравнения.

Преобразовывать музыкальный материал в соответствии с учебной задачей. (П.) Устанавливать ассоциативные и причинно- следственные связи. (П.) Понимать и принимать учебную задачу, искать способы её решения, выполнять действия проверки. (Р.) Выявлять и исправлять допущенные ошибки. (Р.) Участвовать в коллективной

беседе и исполнительской деятельности (К.)

6

1-1-6

I четверть:

Образы песенной, танцевальной,

маршевой музыки

Песенная музыка

Какие бывают песни?

Разнообразие песен в музыке народной и композиторской.

Особенности песенных мелодий.

Мелодия напевная и речитативная.

 Разучивание песни  П.И. Чайковского «Осень», анализ строения её мелодии.

Русская народная песня

 «Во поле берёза стояла»,

кант «Радуйся, Росско земле!», слова колыбельных, потешек, прибауток, закличек для импровизации.

П. И. Чайковский.

Мелодия для скрипки и фортепиано, хор «Уж как по мосту, мосточку» из оперы «Евгений Онегин». 

Слова и музыка в песне

Взаимодействие слов и музыки в песне.

 

 Наблюдать за отражением в песне разных чувств и мыслей человека.

Разучивать и исполнять русские народные песни с движением и аккомпанементом на детских музыкальных инструментах.

Ощущать взаимосвязь слов и музыки в песнях. Импровизировать песенные мелодии на заданные слова. Слушать песенную музыку в разных исполнительских составах (вокалисты, хоры, ансамбли, оркестры).Анализировать построение мелодий русских народных песен. Осуществлять сравнение, обобщение, классификацию по видовым признакам.

Создавать пластическую модель песенной мелодии. Ориентироваться в графической модели песенной мелодии.  Выявлять интонации, типичные для разных песенных жанров. Импровизировать мелодии песен на народные слова. Инсценировать песни

 Знать жанры народных песен.

Уметь: исполнять фрагменты р.н.песен различных жанров. Разыграть хороводную песню с движениями.

Развитие познавательных интересов. (Л.)

Уважение к музыкальной культуре (народной и профессиональной) своего народа. (Л.)Готовность к сотрудничеству с учителем и одноклассниками. (Л.) 

Развитие интереса к чужому мнению. (Л.) Осуществлять сравнение, обобщение, классификацию по видовым признакам. (П.)

Создавать пластическую модель песенной мелодии. (П.)

7

1-1-7

I четверть:

Образы песенной, танцевальной,

маршевой музыки

Какие бывают песни?

Песенная музыка Бетховена Песенная мелодия в симфонической музыке: образное содержание, особенности развития. Инструменты симфонического оркестра. Первоначальный опыт выявления характерных особенностей музыки Бетховена. Л. В. Бетховен. Связующая тема экспозиции финала Пятой симфонии. 

Пьесы для фортепиано  П. И. Чайковского и

С. С. Прокофьева (два разворота) Мелодия напевная и речитативная. Песенные мелодии в фортепианных пьесах

 П. И. Чайковского и  С. С. Прокофьева. Построение пьес. Трёхчастная форма. Взаимодействие содержания и композиции в музыке. П. И. Чайковский.

 «Сладкая грёза», «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла».

С.С. Прокофьев. Раскаяние».

Кто написал эти мелодии?

Своеобразие песенных мелодий разных композиторов (Л.В. Бетховен,

 П. И. Чайковский, С. С. Прокофьев).

 

Осуществлять сравнение, обобщение классификацию по видовым признакам.

Создавать пластическую модель песенной мелодии.

Выявлять интонации, типичные для разных песенных жанров.

Импровизировать мелодии песен на народные слова. Инсценировать песни.

Слушать, исполнять и анализировать симфонические песенные мелодии Бетховена, Чайковского.

Размышлять об особенностях музыкальной речи Бетховена, П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева и о сходстве разных мелодий, написанных каждым композитором.

Выявлять значимость композиции для передачи музыкально-образного содержания.

Соотносить особенности музыкальной речи разных композиторов.

Понимать и принимать учебную задачу, искать разные способы её решения, выполнять действия проверки. Участвовать в коллективной деятельности (обсуждение и исполнение музыки).

Ориентироваться в графической модели песенной мелодии. (П.) Выявлять конструктивные особенности музыкальноречевого высказывания. (П.) Устанавливать аналогии и причинно-следственные (П.) связи.

8

1-1-8

I четверть:

Образы песенной, танцевальной,

маршевой музыки

Построение песни.

Жанры песен и их типичные интонации. Построение песни.

Куплетная форма. Песня без слов.

Взаимодействие слов и музыки в песне.

Взаимодействие содержания и композиции в музыке. Своеобразие песенных мелодий разных композиторов (Бетховен, Чайковский, Прокофьев).

Выявление соотношения слов и мелодии в песне.

Взаимодействие содержания и композиции в музыке. Своеобразие песенных мелодий разных композиторов (Бетховен, Чайковский, Прокофьев).

Бетховен. Связующая тема экспозиции финала Симфонии №5.

С.С. Прокофьев «Раскаяние»

Чайковский. Главная тема 2 части симфонии № 4.

Прокофьев. Побочная тема из 1 части симфонии № 7.

Выявлять значимость композиции для передачи музыкально-образного содержания.

Соотносить особенности музыкальной речи разных композиторов.

Понимать и принимать учебную задачу, искать разные способы её решения, выполнять действия проверки. Участвовать в коллективной деятельности (обсуждение и исполнение музыки).

Размышлять об особенностях музыкальной  речи Бетховена, П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева и о сходстве разных мелодий, написанных каждым композитором.

Уметь:

- определять художественную идею произведения;

- объединять произведения искусства по общим видам и жанровым признакам;

- участвовать в ансамблевом исполнении.

 Выдвигать предположения и подтверждающие их доказательства. (П.) Соотносить содержание образов разных видов искусства. (П.)

Составлять целое из частей и сравнивать полученные результаты. (П.) Понимать и принимать учебную задачу, искать разные способы её решения, выполнять действия проверки. (Р.)

Участвовать в коллективной деятельности (беседа, обсуждение и исполнение музыки). (К.)

9

1-1-9

I четверть:

Образы песенной, танцевальной,

маршевой музыки

Моделирование музыкального произведения

Собираем музыкальное

произведение Бетховена.

Композиционные функции музыкальной речи (вступление, изложение, развитие, завершение).

Бетховен. Экспозиция

Финала  Пятой симфонии.

Повторить (петь, пластически интонировать, анализировать) четыре симфонические темы Бетховена в опоре на графическую запись. Составлять музыкальную композицию из этих тем, опираясь на представление об общности композиционных функций музыкальной и разговорной речи. Слушать и пластически интонировать экспозицию финала симфонии целиком.

Выявлять композиционные функции разделов музыкального произведения (вступление, изложение, развитие, завершение).

Моделировать композицию музыкального произведения.

Слушать и пластически интонировать экспозицию финала симфонии целиком.

Уметь:

- размышлять о сравниваемых музыкальных произведениях;

- анализировать результаты сравнения;

-передать выразительность интонации в прочтении стихотворения.

- выделять в музыкальной ткани произведений изобразительные моменты

- передавать музыкальные впечатления изобразительными средствами

Развитие познавательных интересов. (Л.) Формирование позитивной самооценки. (Л.) Составлять целое из частей. (П.)

Выдвигать предположения и подтверждающие их доказательства. (П.) Устанавливать причинно- следственные связи. (П.) Понимать и принимать учебную задачу, искать разные способы её решения, выполнять действия проверки. (Р.) Оценивать результаты экспериментальной деятельности. (Р.)

Уметь сотрудничать с учителем и сверстниками в творческой музыкальной деятельности. (К.)

10

1-2-1

II четверть:

 «О чём говорит музыка?»

Выразительность и изобразительность в музыке  

О чём рассказывает музыка?

Выразительность и изобразительность в музыке.

Выражение в музыке чувств и мыслей человека.

Чайковский. «Мужик на гармонике играет», «Песня жаворонка», «Шарманщик». Прокофьев. «Дождь и радуга». М. И. Глинка. «Попутная песня».

Выражение в музыке чувств и мыслей человека. Определяют жизненную основу музыкальных интонаций. Сочиняют мелодии по названиям и иллюстрациям к фортепианным пьесам П. И. Чайковского и Прокофьева. Слушают фортепианные пьесы, анализируют их содержание и соотношение выразительности и изобразительности. Разучивают «Попутную песню» М. И. Глинки в опоре на графическую запись. Выявляют и передают в исполнении её выразительные и изобразительные особенности. Анализируют соотношение слов и мелодии, мелодии и аккомпанемента песни, её содержание и построение.

Сравнивают разные интерпретации песни.

Выявлять выраженные в музыке чувства и мысли людей и эмоционально откликаться на них.

Распознавать выразительные и изобразительные особенности музыки.

Сочинять мелодии музыкальных пьес по их названиям и иллюстрациям к ним.

Исследовать выразительные и изобразительные возможности музыки.

Учиться выражать и изображать в звуках различные явления жизни. Применять знания средств музыкальной выразительности при сочинении и анализе разных по характеру музыкальных образов.

Развитие познавательного интереса. (Л.) Формирование эмоционально-ценностного отношения к творчеству выдающихся композиторов. (Л.) 

Умение слушать и слышать себя и других участников коммуникации. (Л.) 

Осознавать многозначность содержания художественного образа. (П.)

Выявлять известное и неизвестное при решении учебной творческой задачи. (П.)

Уметь схватывать смысл музыкального высказывания. (П.)

Переводить художественный образ из изобразительной формы в звуковую. (П.) 

Приобретать опыт мысленного представления результата творческого задания. (П.)

Выявлять основания для сравнения и сравнивать разные интерпретации одного произведения. (П.) Адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников. (Р.)

Чувствовать затруднения партнёра и правильно реагировать на них. СКЛ

11

1-2-2

II четверть:

 «О чём говорит музыка?»

Портрет в музыке

Музыкальный портрет.

Воплощение в интонации внутреннего и внешнего облика музыкального героя.

 Музыкальный материал

Чайковский. «Мама», «Баба-яга», «Неаполитанская песенка» и изученные ранее музыкальные произведения.

«Выходили красны девицы». Русская народная песня

Сходство и различие музыкальных образов песни.

Слышать в музыке человека и его жизненные обстоятельства.

Исследовать возможности музыки в передаче образа человека.

 Узнавать темы музыкальных героев пройденных произведений.

Импровизировать музыкальные портреты в разных видах музыкальной деятельности.

Воспринимают внутренний и внешний облик музыкального героя по музыкальной интонации.

Размышляют о возможностях отражения в музыке человека и его жизненных обстоятельств.

Слушают, поют, пластически интонируют фрагменты изучаемых музыкальных произведений, анализируют воплощённые в них музыкальные образы.

 Разучивают мелодию русской народной песни «Выходили красны девицы» в опоре на нотную и графическую записи.

Создают разные музыкальные портреты путём пере- интонирования одной мелодии.

Участвуют в инсценировке русской народной песни.

Уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного текста. (П.) Преобразовывать художественный текст в соответствии с учебными задачами. (П.)

Уметь действовать по плану. (Р.) Участвовать в индивидуальной, групповой и коллективной деятельности. (К.)

12

1-2-3

II четверть:

 «О чём говорит музыка?»

 Музыкальный портрет

Музыкальный портрет.

Герои симфонической сказки С. С. Прокофьева «Петя и волк».  Инструменты симфонического

оркестра, их выразительные

и изобразительные возможности.

Особенности движений в музыке и средства их воплощения.

С. С. Прокофьев.

Музыкальные образы

симфонической сказки «Петя и волк».

Вальс из оперы «Война и мир».

Бетховен. Главная тема финала Пятой симфонии.

П. И. Чайковский. «Мама», «Баба-яга», «Болезнь куклы», «Новая кукла».

М. И. Глинка.

«Попутная песня».

Узнавать звучание групп инструментов симфонического оркестра и тембры отдельных инструментов.

Разыгрывать русскую народную песню по ролям.

Иметь представление о возможностях музыки в передаче разнообразных движений.

Определять на слух  и передавать в исполнении характер движения в музыке.

Слушают, поют, пластически интонируют

(в опоре на графическую запись) музыкальные портреты героев симфонической сказки

С. Прокофьева «Петя и волк».

Характеризуют тембровую окраску темы каждого героя. 

Слушают, поют, пластически интонируют разнообразные музыкальные образы, подчёркивая выразительность их движения.

Определяют характер движений, воплощённых в музыке.

Выявляют сходство и различие разных типов движения в музыке.

Адекватно принимать оценку взрослых и одноклассников. (Р.) Воспроизводить музыкальные фразы осмысленно, выразительно, понятно для одноклассников. (К.) Участвовать в индивидуальной, групповой и коллективной деятельности. (К.) Взаимодействовать с учителем и одноклассниками в процессе учебной деятельности. (К.)

13

1-2-4

II четверть:

«О чём говорит музыка?»

Взаимодействие музыкальных образов

в симфоническом произведении

Л. В. Бетховен.

Пятая симфония. Третья часть (три разворота)

Развитие музыкальных образов в произведении.

Повтор и контраст — принципы развития музыки.

Музыкальный

материал

Л. В. Бетховен.

Третья часть Пятой симфонии.

Распознавать в музыкальной истории третьей части симфонии жизненные образы, человеческие отношения и характеры.

Выявлять изменения, происходящие в музыкальных темах (на основе принципов повтора и контраста).

Охватывать музыкальную историю целостно — как процесс и как результат.

Создавать пластическую модель музыкальной истории и соотносить её с графической моделью.

Выявлять значение средств музыкальной выразительности в создании контрастных музыкальных образов.

Предвосхищать продолжение музыкальной истории.

Слушают, поют, следят по графической записи, ищут  пластическое выражение основных тем-образов третьей части симфонии.

Размышляют над художественным смыслом построения музыки третьей части.

Анализируют средства воплощения музыкальных образов и их развития.

Расширение представлений детей о собственных познавательных возможностях. (Л.)

Развитие позитивной самооценки. (Л.)

Проявление интереса к художественной деятельности. (Л.)

14

1-2-5

II четверть:

«О чём говорит музыка?»

Бетховен. Пятая симфония.

Четвёртая часть

Л. В. Бетховен. Пятая симфония. Четвёртая часть

Развитие музыкальных образов в произведении.

Интонационно-тематическое родство в симфонии.

Музыкальный материал

Л. В. Бетховен.

Экспозиция финала

Пятой симфонии.

Охватывать музыкальную историю целостно — как процесс и как результат.

Создавать пластическую модель музыкальной истории и соотносить её с графической моделью.

Предвосхищать продолжение музыкальной истории.

Выявлять смысловые и интонационные связи между третьей и четвёртой частями симфонии.

Наблюдают за изменениями тем-образов в процессе их развития, обсуждают с одноклассниками смысл происходящих изменений.

Анализируют интонационное родство тем третьей и четвёртой частей Пятой симфонии Бетховена на основе графической модели этой музыки.

Прогнозируют продолжение развития музыкальной истории в четвёртой части симфонии.

Слушают и пластически интонируют третью часть и экспозицию четвёртой части Пятой симфонии Бетховена

Сравнивать разные графические модели одного музыкального образа и выбирать наиболее адекватную. (П.)

 Охватывать художественное произведение в единстве процессуальной и композиционной сторон. (П.)

Предвосхищать развитие музыкальной истории. (П.)

15

1-2-6

II четверть:

«О чём говорит музыка?»

Как связаны части в симфонии Бетховена?

Как связаны части в симфонии Бетховена?

Развитие музыкальных образов в произведении. Интонационно-тематическое родство в симфонии. Повтор и контраст –принципы развития музыки.

Музыкальный

материал

Л. В. Бетховен. Третья часть и экспозиция финала Пятой симфонии.

Выявлять значение средств музыкальной выразительности в создании контрастных музыкальных образов. 

Предвосхищать продолжение музыкальной истории.

Наблюдают за изменениями тем-образов в процессе их развития, обсуждают с одноклассниками смысл происходящих изменений.

Анализируют интонационное родство тем третьей и четвёртой частей Пятой симфонии Бетховена на основе графической модели этой музыки.

Отмечают этапы сближения двух контрастных музыкальных героев в крайних разделах.

Характеризуют выразительность полифонических приёмов развития и пере- дают «многоголосие» музыки в пластическом интонировании.

Соотносить целое и его части. (П.)

Составлять целое из частей. (П.)

Увеличивать шаг ориентировки в музыкальном произведении в разных видах музыкальной

деятельности. (Р.)

Доброжелательно относиться к одноклассникам.(К).

Сотрудничать с одноклассниками, обмениваться способами действия. (К).

16

1-2-7

II четверть:

«О чём говорит музыка?»

Особенности музыки П. И. Чайковского

Начальные представления о композиционных функциях музыки (вступление и завершение).

Что отличает музыку П. И.Чайковского?

Своеобразие музыкальной речи П. И. Чайковского.

Музыкальный материал

П. И. Чайковский. Пьесы из «Детского альбома» «Утренняя молитва», «В церкви».

Определять характерные признаки музыки Чайковского.

Целостно охватить цикл фортепианных пьес «Детский альбом» П. И. Чайковского.

Выявить основную идею цикла, его композицию, палитру музыкальных образов.

Передавать в пении, пластическом интонировании, графической записи особенности музыки П. И. Чайковского.

Сравнивать разные интерпретации фортепианных пьес

П. И.Чайковского.

Слушают, поют, пластически интонируют мелодии П. И. Чайковского.

Определяют особенности музыкальной речи Чайковского в опоре на графическую запись. Слушают две пьесы:

 «Утренняя молитва», «В церкви» (из цикла «Детский альбом») — и следят по графической записи; выявляют зависимость характера движения мелодии в пьесах от местоположения этих пьес в цикле.

Эмоционально откликаться на шедевры отечественной музыкальной культуры. (Л.) 

Сравнивать разные точки зрения на художественное явление. (П.)

Понимать коммуникативные функции частей произведения. (П.)

Оказывать взаимопомощь. осуществлять взаимоконтроль. (Р.)

Проявлять понимание чужих затруднений, возможных причин ошибок.(Р.)

Увеличивать шаг ориентировки в музыке в разных видах музыкальной деятельности. (Р.)

Слушать чужое мнение, аргументировать свою точку зрения. (К.)

Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками: работать в парах, группах. (К.)

17

1-3-1

III четверть:

Жизнь музыкальных образов в симфонии, опере, балете (8часов).

Жизнь музыкальных образов в балете

Своеобразие музыкально-сценических жанров. Музыка как основа синтеза искусств  в балете. Создатели балетного спектакля.

Специфика образов и их взаимодействие в балетной музыке. Танцевальное начало в балете: танец-состояние и танец-действие

Выявляют особенности балетного спектакля и процесса его создания. Слушают и анализируют музыку вступления к балету как обобщённое выражение его содержания. Распознают пластическое выражение музыкальных образов в балете.

П. И. Чайковский. Балет «Спящая красавица»

(два разворота)

П.И. Чайковский. Интродукция, вальс

и финал 1 действия из балета «Спящая

красавица».

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыкально-сценического произведения.

Знакомиться с миром театральных профессий, их содержанием и социальной значимостью.

Составлять целое из частей.

Наблюдать за взаимодействием разных видов искусств при просмотре видеофрагмента балета.

Создают на основе музыкального портрета героя балета его словесный, графический и пластический образы.

Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками: работать в парах, группах.

Знакомство с миром театральных профессий, их содержанием и социальной значимостью. (Л.) Приобретение опыта эмоционального переживания жизненных проблем других людей, сочувствия человеку, находящемуся в трудной ситуации. (Л.)

Составлять целое из частей. (П.)

Выявлять известное и неизвестное при решении учебной творческой задачи. (П.)

Осуществлять перевод художественного образа из одного вида искусства в другие. (П.) Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. (П.)

Уметь:

- определять оркестровые тембры инструментов;

- узнавать на слух выученные жанры, произведения.

18

1-3-2

III четверть:

Жизнь музыкальных образов

в симфонии, опере, балете

Как создаётся балет?

Как создается балет?

Пластическое выражение музыкальных образов в балете. Танцевальное начало в балете: танец-состояние и танец-действие.

Своеобразие музыкально-сценических жанров.

Особенности балетного спектакля и  процесса его создания.

Слушают окончание сцены бала и определяют по музыке последовательность происходящих событий.

Анализируют преобразования интонаций темы Карабос. Разыгрывают в классе фрагмент финала первого действия.

Знакомятся с видеофрагментом сцены бала и обсуждают его с одноклассниками

П. И. Чайковский. Балет «Спящая красавица»

(два разворота)

П.И. Чайковский. Интродукция, вальс

и финал 1 действия из балета «Спящая

красавица».

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыкально-сценического произведения.

Знакомиться с миром театральных профессий, их содержанием и социальной значимостью.

Составлять целое из частей.

Наблюдать за взаимодействием разных видов искусств при просмотре видеофрагмента балета.

Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками: работать в парах, группах.

Подбирают из знакомых вальсов П. Чайковского подходящий по характеру для звучания на балу.

Проводить аналогии по сходству между музыкальными образами разных произведений одного композитора.

Понимать смысл преобразования музыкального материала. (П.) Договариваться о распределении ролей в совместной деятельности. (Р.) Осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата. (Р.) Уметь действовать по плану. (Р.)

Принимать различные точки зрения на решение задачи. (К.) Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками: работать в парах, группах. (К.)

Уметь:

- определять оркестровые тембры инструментов;

- узнавать на слух выученные жанры,

19

1-3-3

III четверть:

Жизнь музыкальных образов

в симфонии, опере, балете

Жизнь музыкальных образов в опере

Как создается опера?

Своеобразие музыкально-сценических жанров. Музыка как основа синтеза искусств в опере. Создатели оперного спектакля.

Наблюдать за преобразованиями интонаций в хорах интродукции оперы.

Наблюдать за взаимодействием разных видов искусств при просмотре видеофрагмента оперы.

Иметь представление об особенностях создания и исполнения оперного спектакля. Выражать в пении образы оперных героев.

М. И. Глинка. Опера «Иван Сусанин». Специфика образов и их взаимодействие

в оперной музыке. Ведущая роль пения в опере. Мужской, женский и смешанный хоры.

М. И. Глинка.

Интродукция, из оперы «Иван Сусанин».

Создавать сценический образ на основе

музыкального. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыки оперы. Понимать по музыке развитие сценического действия в опере и объяснять его. Получать представление об особенностях создания и исполнения оперного спектакля.

Понимать смысл преобразований музыкальных тем и интонаций. Соотносить музыкальный и сценический портреты оперных героев.

Переводить музыкальный образ на язык слов, жестов, движений.

Выявляют специфические особенности оперного спектакля и процесса его создания. Знакомство с миром театральных профессий, их содержанием и социальной значимостью. (Л.) Приобретение опыта эмоционального переживания жизненных проблем других людей, сочувствия людям, находящимся в трудной ситуации. (Л.)

Проявление интереса к историческому прошлому своего народа. (Л.) Составлять целое из частей. (П.) Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. (П.)

Знать значение понятий «речитатив», «ария». Уметь:

- следить за развитием музыкально-сценического действия;

- охарактеризовать изменения в развитии музыкального образа

- находить музыкальные средства, подчеркивающие образ завоевателей в опере «Иван Сусанин»;

- различать на слух звучание мужского и женского хора.

20

1-3-4

III четверть:

Жизнь музыкальных образов

 в симфонии, опере, балете

Как создается опера?

Создают на основе музыки оперы сценические образы героев в пении, мимике, жесте, движении. Подбирают музыкальные фразы (из уже знакомых) к словам диалога односельчан и разыгрывают диалог. Разучивают мужской и женский хоры интродукции. Выявляют в них общие интонации.

Составляют план инсценировки фрагмента встречи ополченцев и разыгрывают его. Знакомятся с видеозаписью постановки этого фрагмента. М. И. Глинка. Опера «Иван Сусанин». Специфика образов и их взаимодействие в оперной музыке. Ведущая роль пения в опере. Мужской, женский и смешанный хоры.

М. И. Глинка.

Интродукция, из оперы «Иван Сусанин».

 Понимать по музыке развитие сценического действия в опере и объяснять его. Наблюдать за преобразованиями интонаций в хорах интродукции оперы.

Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов. Инсценировать фрагмент интродукции оперы. Наблюдать за взаимодействием разных видов искусств  при просмотре видеофрагмента оперы. Соотносить музыкальный и сценический портреты оперных героев. 

Характеризуют тембровую окраску мужского, женского и смешанного хоров.

Моделируют мелодию заключительного хора («Беда неминучая») на основе интонаций предшествующих хоров.

Выявлять известное и неизвестное при решении учебной творческой задачи. (П.)

Понимать смысл преобразований музыкальных тем и интонаций. (П.) Осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата. (Р.)

Договариваться о распределении ролей в совместной деятельности и действовать по плану. (Р.) Принимать различные точки зрения на решение задачи. (К.) Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками: работать в группах.(К.) Расширять опыт вербального и невербального общения. (К.) Переводить музыкальный образ на язык слов, жестов, движений. (К.)

21

1-3-5

III четверть:

Жизнь музыкальных образов

в симфонии, опере, балете

Жизнь музыкальных образов в симфонии

Своеобразие инструментальных жанров. Создатели симфонии. Группы инструментов симфонического оркестра.

Выявление особенностей процесса создания и исполнения симфонических

произведений. Специфика образов симфонии и их взаимодействие. Иметь представление о построении первой части симфонии и функциях её основных разделов

Знакомятся с музыкальными героями симфонии: слушают  поют, пластически интонируют, характеризуют основные темы-образы в опоре на графическую запись. Предвосхищают возможные пути развития музыки, озвучивают свои предположения в музыкальной импровизации.

Бетховен. 1 часть симфонии № 5

(экспозиция,   разработка, реприза, кода).

Получать представление об особенностях создания и исполнения симфонии. Иметь представление об особенностях создания и исполнения симфонии. Распознавать в музыкальной истории первой части симфонии жизненные образы, человеческие отношения и характеры. Охватывать музыкальную историю (часть симфонии) как процесс и как результат.

Выявлять изменения, происходящие в темах (на основе принципов повтора и контраста).

Узнавать на слух музыкальные темы и основные этапы их развития.

Выявлять интонационные связи между разными темами первой части симфонии.

Уметь:

- узнавать тембры музыкальных инструментов симфонического оркестра.

- объединять музыкальные произведения по общим видовым и жанровым признакам;

- определять оркестровые тембры инструментов;

Уважение к творческим достижениям выдающихся композиторов. (Л.) Получить представление о развитии конфликта и путях его разрешения. (П.) Освоение графической модели первой части, её преобразование для выявления этапов развития музыкальной истории (П.) Анализировать разные графические модели одного музыкального образа и выбирать наиболее адекватную (П.) Обсуждать с одноклассниками смысл происходящих изменений в музыке. (К.) Распределять воли, участвовать в групповой и коллективной деятельности. (К.)

22

1-3-6

III четверть:

Жизнь музыкальных образов

 в симфонии, опере, балете

Как создаётся симфония?

Как создаётся симфония?

Л в. Бетховен. Пятая симфония. Первая часть (пять разворотов)

Специфика образов симфонии и их взаимодействие. Своеобразие обобщённой сюжетности в симфонии, психологический контекст анализа взаимодействия тем- образов. Первоначальные представления о композиционных функциях экспозиции, разработки, репризы, коды. Распознают содержание первой части симфонии по характеру музыкальных образов, их развитию и взаимодействию. Сравнивают звучание тем героя в разных разделах части и выявляют линию развития образа. Получают представление о композиционных функциях основных разделов первой части  (экспозиция, разработка, кода, реприза) Выявлять интонационные связи между разными темами первой части симфонии.

.

Определяют на слух характер звучания групп инструментов симфонического оркестра и тембры отдельных инструментов. Создавать пластическую модель музыкальной истории и соотносить её с графической моделью

Слушают, пластически интонируют первую часть симфонии целиком в опоре на два типа графической записи: полную и сокращенную (конспект). Проводят эксперимент по выявлению истоков новой маршевой темы в коде. Распознавать в музыкальной истории первой части симфонии жизненные образы, человеческие отношения и характеры. Охватывать музыкальную историю (часть симфонии) как процесс и как результат. Иметь представление об особенностях создания и исполнения симфонии.

Приобретение опыта эмоционального переживания жизненных проблем других людей. (Л.) Расширение представлений детей о собственных познавательных возможностях (Л.) Предвосхищать развитие музыкальной истории.(П) Охватывать явление в единой процессуальной и композиционной сторон.(П.) Соотносить целое и его части (П) Проявлять доброжелательное отношение к одноклассникам. (К.)Уважение к достижениям отечественной и зарубежной музыкальной культуры. (Л.) Участвовать в обсуждении видеофрагментов музыкально-сценического и симфонического произведений. (К.) Участвовать в индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности. (К.) 

23

1-3-7

III четверть:

Жизнь музыкальных образов

в симфонии, опере, балете

Специфика образов симфонии и их взаимодействие.

Расширить представление о группах инструментов симфонического оркестра и тембрах отдельных инструментов. Своеобразие обобщенной сюжетности в симфонии,

Психологический контекст анализа взаимодействия тем - образов. Первоначальные представления о

композиционных функциях экспозиции, разработки, репризы, коды. 

Бетховен. 1 часть симфонии № 5

(экспозиция,   разработка, реприза, кода).

Анализируют и фиксируют в графической записи динамическое развитие в первой части Пятой симфонии Л. в. Бетховена.

Создавать пластическую модель музыкальной истории и соотносить ее с графической моделью.

Получать представление о построении первой части симфонии и функциях ее основных разделов (в опоре на графическую  запись). Получать представление о композиционных функциях основных разделов первой части (экспозиция, разработка, реприза, кода).

Расширить представление о группах инструментов симфонического оркестра и тембрах отдельных инструментов. 

Знакомиться с видеофрагментом исполнения экспозиции первой части симфонии, обсуждать особенности интерпретации музыки, наблюдать за характером  общения дирижера и музыкантов, за расположением групп инструментов на сцене.

Уметь:

- определять оркестровые тембры инструментов;

- узнавать на слух выученные жанры, произведения.

- называть симфоническое произведение

- передавать музыкальные впечатления изобразительными средствами.

Расширение представлений детей о собственных познавательных возможностях. (Л.) Соотносить целое и его части (П.) Составлять целое из частей.(П.) Проявление эмоциональной отзывчивости при восприятии и исполнении музыкальных произведений. (Л.)

Принятие мнения собеседника. (Л.) Корректировать результаты своей исполнительской деятельности. (Р.)

24

1-3-8

III четверть:

Жизнь музыкальных образов

в симфонии, опере, балете

Где мы встречаемся с балетом, оперой, симфонией?

Иметь представление об особенностях бытования опер, балетов, симфоний.

Сравнение  специфики отражения жизни в опере, балете, симфонии.

Самые значительные оперные театры и концертные залы России (Большой театр, Детский музыкальный театр

им. Н. Сац, Большой зал Консерватории, Концертный зал им. Чайковского и др.). Слушают, поют, пластически интонируют, следят по графической записи, инсценируют фрагменты пройденных оперы, балета, симфонии.  

Чайковский. Интродукция, вальс и финал 1 действия

из балета «Спящая красавица». М. И. Глинка.

Интродукция, из оперы «Иван Сусанин». Бетховен. 1 часть симфонии № 5 (экспозиция,  разработка,

реприза, кода).

Узнавать на слух изученные музыкальные произведения и называть их авторов. Узнавать на слух изученные музыкальные темы и основные этапы их развития.

Знакомиться с видеофрагментами балетной постановки и исполнения симфонии, обсуждать с одноклассниками особенности сценического воплощения; слушать, петь, пластически интонировать, следя по графической записи, анализировать динамическое развитие в первой части Пятой симфонии  Бетховена. Рассказывать о самых ярких впечатлениях от встреч с оперой, балетом, симфонией. 

Уметь:

- следить за развитием музыкального образа;

- называть симфоническое произведение П.Чайковского;

- исполнять разученные народные песни с движениями, танцами.

Знать

- понятие «музыкальный образ»;

- название жанра,  название произведения, автора.

-названия выученных музыкальных произведений и авторов

Развитие позитивной самооценки. (Л.)

Проявление интереса к художественной деятельности. (Л.) Составлять целое из частей. (П.) Увеличить шаг ориентировки в музыкальном произведении в  разных видах музыкальной деятельности. (Р) Расширять представление о культурной жизни своей страны, её национальных достояниях, культурных центрах. (П.)

25

1-4-1

IV четверть:

«Как говорит музыка?»

Интонационная природа музыкальной речи

Речь музыкальная и разговорная.

Сходство и отличие музыкальной и разговорной речи: представление о типах интонаций.

Интонация в речи музыкальной и разговорной

Интонация как носитель смысла в музыке.

Представление о синтаксисе, композиционных функциях музыкальной речи. Переинтонирование – изменение смысла в музыкальном высказывании.

Интонация в музыкальной речи композитора и исполнителя. Скороговорка как способ (манера) разговорной и музыкальной речи. Форма рондо. М. И. Глинка.

Интродукция, из оперы «Иван Сусанин».

С. С. Прокофьев.

«Болтунья». Стихи Агнии Барто.

Получать представление об интонации как носителе смысла в музыке. Осознавать сходство и отличие музыкальной и разговорной речи.

Сравнивать музыкальную речь одного героя в разных обстоятельствах, выявлять её  интонационные изменения. Характеризовать интонации по жанровым, образным, коммуникативным признакам.

Сочинять на одни слова разные мелодии и отбирать из них наиболее органичный вариант.

Сравнивать  музыкальную речь одного персонажа в разных ситуациях, выявлять проявление характера героя в его музыкальной речи.

Определять особенности формы рондо в музыке.

Понимание чувств собеседника. (Л.) Эмоциональное и осмысленное восприятие художественного высказывания. (Л.) Ориентироваться на разнообразие способов решения одной задачи. (П.) Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. (П.) Классифицировать интонации по цели высказывания, находить повествовательные, вопросительные, побудительные интонации. Рефлексировать в ходе творческого сотрудничества. (Р.) Оценивать свою деятельность по результату. (Р.) Овладевать средствами вербального и невербального общения. (К.) Расширять интонационно- выразительные средства своей речи. (К.) Участвовать в коллективном обсуждении. (К.)

26

1-4-2

IV четверть:

«Как говорит музыка?»

Музыкальные диалоги

Музыкальные диалоги

Взаимодействие героев в музыкальных диалогах. Сходство и различие музыкальной речи участников диалогов.

Разнообразие диалогов в вокальной и инструментальной музыке.

Музыкальный материал

М. И. Глинка. Интродукция из оперы «Иван Сусанин».

Л. в. Бетховен.

Главная тема первой части Пятой симфонии.

«Солдатушки, бравы ребятушки». Русская народная песня

Читают слова русской народной песни

«Солдатушки, бравы ребятушки» и сочиняют к ним мелодию-диалог.

Разучивают народную песню, составляют план её исполнения в диалоге, сочиняют к песне ритмический аккомпанемент и разыгрывают песню по ролям.

Вспоминают народные песни диалогического характера и исполняют их по ролям (куплет).

Взаимодействие героев в музыкальном диалоге. Сходство и различие музыкальной речи участников диалога. Вспомнить изученные музыкальные произведения, найти  в них повествовательные, вопросительные, призывные, утвердительные интонации, передавать  характер интонаций в исполнении (пении, пластическом интонировании); экспериментировать с интонацией в разговорной и музыкальной речи, выявлять значимость интонации для передачи смысла высказывания. Находить разнообразные диалоги (согласия, борьбы, ссоры, примирения, сомнения, убеждения и др.)  в изученных музыкальных произведениях. Вспомнить народные песни диалогического характера и исполнять их фрагменты по ролям.

Разыгрывают в классе по ролям музыкальные диалоги из пройденных произведений.

Исполнять фрагменты музыкальных произведений диалогического характера в пении, пантомиме, пластическом интонировании. Инсценировать народную песню в диалоге, сочинять ритмический аккомпанемент к песне

Понимание чувств других людей и сопереживание им. (Л.)Принятие разных точек зрения на одно явление. (Л.) Расширить представления о диалогической речи. (П.)Осуществлять синтез как составление целого из частей. (П.) Достраивать и восполнять недостающие компоненты. (П.) Договариваться о распределении ролей в совместной деятельности и действовать по плану. (Р.) Общаться и взаимодействовать в процессе  ансамблевого и коллективного музицирования. (К.)

27

1-4-3

IV четверть:

 «Как говорит музыка?»

Временная природа музыки

Музыка живёт во времени

Отличия передачи событий в живописи и музыке. Коммуникативные функции разделов музыкальных форм.

Музыкальный материал

С. С. Прокофьев.

Симфоническая сказка «Петя и волк» и пройденные музыкальные          произведения.

Выявляют временную природу искусства в процессе сравнения живописного и музыкального произведений.

Характеризуют значение основных разделов построения музыкального произведения.

Анализируют построение изученных музыкальных произведений. Характеризуют диалоги музыкальных героев сказки. Импровизируют в парах музыкальный пересказ диалогов

Выявлять различие передачи событий в музыке и живописи.

Иметь представление о композиционных функциях музыкальной речи.

Охватывать симфоническую сказку С. С. Прокофьева «Петя и волк» как целое. Определять этапы развития действия в сказке.

Соотносить звучание симфонической сказки со схемой-партитурой. Выявлять и дописывать недостающие элементы схемы-партитуры. Исполнять темы героев сказки и наблюдать за их развитием. Характеризовать музыкальные диалоги героев сказки. Расширять представление о выразительных и изобразительных возможностях инструментов симфонического оркестра. 

Вспоминают (поют, пластически интонируют, анализируют) темы музыкальных героев симфонической сказки.

Разбираются в порядке составления схемы-партитуры сказки. Размышляют о связи формы произведения с его содержанием.

Выявляют особенности его исполнения.

Слушают симфоническую сказку целиком и следят по схеме-партитуре, выявляют недостающие элементы и дописывают их.

Познавательный интерес к музыкальному искусству. (Л.) Эмоциональный отклик и нравственная оценка действий героев музыкального произведения. (Л.) Определять этапы развития действия в произведении. (П.)

Выявлять отличие языков разных видов искусств.

(П.) Достраивать знаково-символическую модель музыкального произведения. (П.) Оценивать свою деятельность по результату. (Р.) Участвовать в коллективном обсуждении. (К.) Проявлять доброжелательное отношение к одноклассникам. (К.)

28

1-4-4

IV четверть:

«Как говорит музыка?»

Вторая часть в музыкальной истории симфонии

Л. в. Бетховен.

Пятая симфония. Вторая часть

 (три разворота)

Содержание музыкальных образов второй части, выразительные и изобразительные черты музыки. Взаимодействие тем в двойных вариациях. Этапы развития тем второй части.

Вспоминают музыку первой, третьей и четвёртой частей Пятой симфонии Бетховена.

Выявляют изменения в музыке двух героев (характер тем и их соотношение) в окончании первой и начале третьей части симфонии.

Проводят эксперимент с целью выявления интонационно-образного содержания второй части симфонии.

Сочиняют свои мелодии и сравнивают их с композиторскими.

Прогнозировать образное содержание второй части симфонии. Импровизировать музыкальные темы. Распознавать в музыке второй части жизненное содержание музыкальных образов.

Целостно охватывать медленную часть симфонии. Исполнять темы второй части симфонии. Выявлять изменения, происходящие в музыкальных темах (на основе принципов повтора и контраста). Узнавать на слух музыкальные темы и основные этапы их развития. Выявлять интонационные связи между темами второй и первой частей симфонии. Иметь представление о построении второй части симфонии.

Наблюдают за изменениями тем от вариации к вариации, ориентируясь по графической записи. Исследуют преобразование двух тем в кульминации части и анализируют коду как обобщение музыкального развития второй части.

Слушают, поют, пластически интонируют, анализируют две основные темы второй части Пятой симфонии.

Уважение к творческим достижениям выдающихся композиторов. (Л.) Эмоциональное и осмысленное восприятие содержания художественного произведения. (Л.) Выявлять известное и неизвестное при решении учебной творческой задачи. (П.)  Моделировать образы второй части симфонии в вербальной и интонационно-звуковой формах. (П.) Соотносить пластическую и графическую модели музыки второй части. (П.) Корректировать результаты своей исполнительской деятельности. (Р.) Взаимодействовать с учителем и одноклассниками в учебной деятельности. (К.)

29

1-4-5

IV четверть:

 «Как говорит музыка?»

Музыкальная история симфонии

Людвиг ван Бетховен.

Пятая симфония. Обобщение жанра

симфонии. Представление о содержании и композиционной функции частей симфонического цикла.

Бетховен. 1 часть симфонии № 5

(экспозиция,  разработка, реприза, кода).

Вспоминают (слушают, поют, пластически интонируют) развёртывание музыкальной истории в Пятой симфонии Бетховена. Характеризуют каждую часть симфонического цикла как этап развития музыкальной истории. Выявляют характерные особенности музыкальной речи Бетховена

Анализируют интонационные связи частей симфонии, сквозное развитие тем-образов.

Исполняют одну из частей Пятой симфонии Бетховена (по выбору).

Распознавать в симфонической музыке жизненные образы, их развитие и взаимодействие. Охватывать музыкальную историю Пятой симфонии Бетховена как процесс и как результат. Характеризовать каждую часть симфонии как этап развёртывания целостной музыкальной истории.

Выявлять интонационные связи между частями симфонии.

Ориентироваться в графической записи основных тем многочастного симфонического произведения.

Воспроизводить фрагменты музыкального произведения подробно и сжато.

Характеризовать особенности музыкальных образов Бетховена.

Познавательный интерес к музыкальным занятиям. (Л.)

Формирование оптимистического мировосприятия. (Л.)

Приобщение к шедеврам мирового музыкального искусства. (Л.)

Развитие позитивной самооценки. (Л.) Эмоциональное и осмысленное восприятие

содержания художественного произведения. (Л.) Составлять целое из частей, характеризовать функцию каждой части в целом. (П.) Увеличивать шаг ориентировки в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности. (Р.)

Участвовать в групповом и коллективном обсуждении и исполнении музыки. (К.)

30

1-4-6

IV четверть:

 «Как говорит музыка?»

Мир музыкальных образов

Разнообразие образов музыки М. И. Глинки, П. И. Чайковского,

С. С. Прокофьева, Бетховена. Характерные черты музыкальных стилей композиторов. Выразительные возможности основных элементов музыкального языка и их неразрывное единство в живой музыкальной речи.

Вспоминают народные песни и произведения М. И. Глинки,

П. И. Чайковского,  С. С. Прокофьева.

Л. в. Бетховена, напевают их основные темы. Выявляют интонации характерные для музыки каждого композитора.

Придумывают правила конкурса знатоков классической музыки и проводят его в классе.

Составляют программу концерта из своих любимых произведений. Исполняют фрагменты пройденных произведений (по выбору учащихся).

Определять на слух и исполняют темы пройденных музыкальных произведений.

Раскрывать многообразие связей музыки и жизни.

Слушать, исполнять, сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей.

Выявлять особенности музыкальной речи П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, Л. в. Бетховена,

М. И. Глинки. Воплощать образное содержание народной и профессиональной музыки в пении,

пластике, игре на детских музыкальных инструментах. Анализируют музыку, применяя знания основных средств музыкальной выразительности.

Слушают, анализируют, передают в графической записи особенности разных интерпретаций пьесы

Рисуют обложки для нот «Детского альбома» Чайковского и симфонической сказки Прокофьева

«Петя и волк», Чайковского «Болезнь куклы».

Уважение к творческим достижениям выдающихся композиторов. (Л.) Формирование интереса к музыке и музыкальной деятельности. (Л.) Понимать возможность различных интерпретаций одного музыкального произведения. (П.) Сравнивать и обобщать образы художественных произведений. (П.) Переводить художественный образ из одного вида искусства в другой. (П.) Воспринимать индивидуальные особенности музыкальной речи композиторов-классиков. (П.) Сочетать индивидуальную, групповую и коллективную деятельность. (Р.) Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.(Р) Проявлять доброжелательность к одноклассникам. (К.)

31

1-4-7

IV четверть:

 «Как говорит музыка?»

Обобщающие уроки

Слушание и исполнение любимых произведений.

Подготовка к концертным выступлениям.

Исполняют фрагменты пройденных произведений (по выбору учащихся).

Произведения Глинки, Чайковского, Бетховена, Прокофьева, пройденные на уроках.

Анализировать  музыку, применяя знания основных элементов музыкального языка.

Рисовать  обложки для нот «Детского альбома» Чайковского и симфонической сказки Прокофьева «Петя и волк».

Составлять программу концерта из своих любимых произведений.

Раскрывать многообразие связей музыки и жизни. Сравнивать и обобщать образы художественных произведений.

Слушать, исполнять, сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей. Определять на слух темы пройденных музыкальных произведений (народные песни и произведения Глинки, Чайковского, Прокофьева, Бетховена).

Понимать возможность различных интерпретаций одного музыкального

Произведения (на примере пьесы Чайковского «Болезнь куклы»).

Воплощать образное содержание музыкальных произведений  в пении, пластике, игре на детских музыкальных инструментах.

Выявлять индивидуальные особенности музыкальной речи композиторов-классиков.

32

1-4-8

IV четверть:

 «Как говорит музыка?»

Обобщающие уроки

Слушание и исполнение любимых произведений.

Подготовка к концертным выступлениям.

Исполняют фрагменты пройденных произведений (по выбору учащихся).

Произведения Глинки, Чайковского, Бетховена, Прокофьева, пройденные на уроках.

Анализировать  музыку, применяя знания основных элементов музыкального языка.

Рисовать  обложки для нот «Детского альбома» Чайковского и симфонической сказки Прокофьева «Петя и волк».

Составлять программу концерта из своих любимых произведений.

Раскрывать многообразие связей музыки и жизни. Сравнивать и обобщать образы художественных произведений.

Слушать, исполнять, сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей. Определять на слух темы пройденных музыкальных произведений (народные песни и произведения Глинки, Чайковского, Прокофьева, Бетховена).

Понимать возможность различных интерпретаций одного музыкального

Произведения (на примере пьесы Чайковского «Болезнь куклы»).

Воплощать образное содержание музыкальных произведений  в пении, пластике, игре на детских музыкальных инструментах.

Выявлять индивидуальные особенности музыкальной речи композиторов-классиков.

33

1-4-9

IV четверть:

 «Как говорит музыка?»

Обобщающие уроки

Слушание и исполнение любимых произведений.

Подготовка к концертным выступлениям.

Исполняют фрагменты пройденных произведений (по выбору учащихся).

Произведения Глинки, Чайковского, Бетховена, Прокофьева, пройденные на уроках.

Анализировать  музыку, применяя знания основных элементов музыкального языка.

Рисовать  обложки для нот «Детского альбома» Чайковского и симфонической сказки Прокофьева «Петя и волк».

Составлять программу концерта из своих любимых произведений.

Раскрывать многообразие связей музыки и жизни. Сравнивать и обобщать образы художественных произведений.

Слушать, исполнять, сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей. Определять на слух темы пройденных музыкальных произведений (народные песни и произведения Глинки, Чайковского, Прокофьева, Бетховена).

Понимать возможность различных интерпретаций одного музыкального

Произведения (на примере пьесы Чайковского «Болезнь куклы»).

Воплощать образное содержание музыкальных произведений  в пении, пластике, игре на детских музыкальных инструментах.

Выявлять индивидуальные особенности музыкальной речи композиторов-классиков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование по программе "К вершинам музыкального искусства". Авторы:М.С. Красильникова, О.Н. Яшмолкина, О.И. Нехаева.

Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию тематическое планирование по музыке, по программе "К вершинам музыкального искусства", для 1 класса, УМК "Гармония". Тематическое планирование выполнено с ...

Рабочая программа 2 класс. 2014-2015 М. С. Красильникова МУЗЫКА К вершинам музыкального искусства

Рабочая программа 2 класс. 2014-2015   М. С. Красильникова МУЗЫКА К вершинам музыкального искусства...

Рабочая программа на 2014-2015 уч.год для 1 класса,УМК "Гармония"

Представляю свою рабочую программу для 1 класса по УМК "Гармония" , разработанную  согласно базисному плану МОУ СОШ №3 г.Ершова Саратовской области....

Рабочая программа на 2014-2015 уч.год для 1 класса,УМК "Гармония"

Представляю свою рабочую программу для 1 класса по УМК "Гармония" , разработанную  согласно базисному плану МОУ СОШ №3 г.Ершова Саратовской области....

Рабочая программа по математике УМК " Школа России" 2 класс 2014-2015 уч.год

Рабочая программа по математике УМК " Школа России" 2 класс  2014-2015 уч.г...

Рабочая программа по математике УМК " Школа России" 2 класс 2014-2015 уч.год

Рабочая программа по математике УМК " Школа России" 2 класс  2014-2015 уч.г...

Размышления о новой программе по музыке " К вершинам музыкального искусства ". Автор - Киселева Зоя Викторовна, учитель музыки

Размышления о новой программе по музыке " К вершинам музыкального искусства " Автор - Киселева Зоя Викторовна, учитель музыки ГБОУ сош №595 Приморского района г.Санкт-Петербурга  ...