Иллюстрирование стихотворения Н.А.Некрасова "Дедушка Мазай и зайцы"
план-конспект по изобразительному искусству (изо) по теме

урок рисования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izo.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Иллюстрирование стихотворения Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»

Цель: Ознакомление с произведением изобразительного искусства; закрепление понятия «пейзаж»;  различие «теплых» и «холодных» цветов;  развитие чувства цвета, умения подбирать гармоничные цвета;  воспитание любви к весенней природе, животным.

Оборудование:

Изобразительный ряд: репродукция картины И.Левитана «Март», образец педагогического рисунка «Забота человека о животных» (акварель)

Литературный ряд: Л.Мазурина «Зима», Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»

Музыкальный ряд: Пьеса «Подснежник» из музыкального цикла П.Чуковского «Времена года».

Ход урока:

  1. Организация класса.
  1. Приветствие учащихся.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

- Выкрики с места ответом не считаются, учитель спрашивает тех, кто спокойно поднимает руку.

  1. Подготовка красок к работе

- Вспомним, как надо готовить краски к работе? Верно, надо в каждый из цветов капнуть по несколько капель воды.

  1. Постановка темы урока.

- Послушайте стихотворение:

Зима.

На дворе зима давно.

Все в снегу. Холодно!

На карнизах домов

Жалуются голуби:

 «Ходишь, ходишь не найдешь

Даже зернышка.

Пробирает дрожь –

Не греет солнышко.

Хорошо, кот в дому

Всю зиму долгую.

Пожалейте голубей,

Люди добрые».

Я мороза не боюсь –

Пойду кататься с горки.

А в карманы положу

Зернышки и корки.

Только выйду из дверей,

Крикну: «гули-гули!

Налетайте поскорей!

Что вы там, уснули?»

Сыплю зернышки в снег.

Может, пригодятся.

Голуби летят ко мне,

На плечи садятся.

А один осмелел.

Вот какой проказник!

Прямо на голову сел.

Смотрит круглым глазом.

Говорит мне: «не забудь,

Выйди вечером.

Принеси чего-нибудь,

Есть нам нечего».

На дворе зима давно.

Все в снегу. Холодно!

Каждый день в мое окно

Теперь стучаться голуби.

- Каков смысл этого стихотворения? Верно, каждый из нас должен помогать нашим меньшим братьям. И этому будут посвящены последние уроки этой четверти.

- Сегодня мы продолжим работу   над композицией, посвященной стихотворению Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Выполним ее  акварелью.

Вспомним, как живут и ведут себя дикие животные весной.

С приходом весны становится больше кормов не только для птиц, но и для зверей. Поэтому именно весной у большинства зверей подрастают детеныши. Ведь чем больше корма, тем легче животным прокормить их.

Медведи просыпаются от долгого сна. Вылезают они из берлоги сильно исхудавшими. Голодные медведи могут напасть на лосей, оленей. Опасны они и для человека. Вместе с медведицей выходят и медвежата. Она продолжает кормить их молоком, но одновременно приучает и самостоятельно отыскивать насекомые, есть прошлогодние ягоды и др.

Рано весной появляются ежи. За время зимней спячки они сильно худеют, и весной им нужно много корма – разных насекомых. Укусы некоторых насекомых ядовиты для человека. А на ежа эти яды не действуют. Даже яд гадюки для него не опасен. Весной у ежа рождаются 5-7 ежат. Малыши сначала бывают слепые и голые, но уже через несколько часов у них появляются мягкие белесые иголки. Ежиха кормит их молоком.

Почти все зверята живут с родителями. А вот зайчата сразу после рождения остаются одни где-нибудь под кустом. Покормит их мать-зайчиха жирным молоком и убежит. Вскоре начнут зайчата есть траву и листья. А пока любая зайчиха, найдя их, кормит своим молоком.

Таким образом, почти у всех зверей в эту пору есть детеныши, которые еще не умеют самостоятельно добывать себе корм. Поэтому в это время года охота на зверей запрещена.

  1. Актуализация знаний учащихся.

- Что вы знаете  о весеннем разливе рек – половодье?

Самым заметным проявлением весны является таяние снега. Сначала снег тает вблизи деревьев, построек, затем на полях и других открытых местах. Позже  тает снег в лесу.

От весеннего тепла начинают вскрываться водоемы. Сначала лед на них темнеет, потом появляются трещины, и лед раскалывается. На озерах льдины плывут медленно, на реках быстро, сталкиваясь и нагромождаясь,  друг на друга. Такое явление называется ледоход. Постепенно лед тает. От растаявшего льда и снега река переполняется водой и выходит из берегов. Вода заливает большие территории и растущие на берегу деревья, кустарники. Наступает половодье. Во время половодья терпят бедствие многие звери. Люди помогают им. Часто на лодках и плотах перевозят их в безопасные места.

- Почему дед Мазай отправился за дровами в лодке?

- Как дед спасал зайцев ?

- Как дед относился к зверькам , которых он спасал?

Верно, многие строчки в тексте этого произведения говорят, что Мазай хорошо знает повадки зайцев, любит природу, бережно , по-доброму относится ко всему живому.

- Большое место сегодня в наших работах занимает пейзаж.

- Что такое пейзаж?

Верно, изображение природы. И почти всегда пейзажи служили лишь фоном для какого-нибудь портрета или какой-то сцены. И только в 17 веке появились пейзажи-картины, где природа стала их главным содержанием.

Создали этот жанр голландские живописцы. Голландия находится на побережье Северного моря, на равнине, расположенной ниже уровня моря. И если бы не система дамб, она погрузилась в морскую пучину. Борьба со стихией научила их ценить и любить свою маленькую, но прекрасную страну. И голландские художники первыми стали писать картины , на которых была изображена их земля. Есть пейзажи, точно передающие те или иные уголки природы, а есть такие, которые создала фантазия человека. Есть пейзажи, в которых  художники сумели очень тонко описать состояние природы.

  1. Анализ произведений изобразительного искусства.

Посмотрите, как раскрывается красота весенней природы в произведении русского художника. Перед вами картина Исаака Ильича Левитана «Март». Эту картину художник написал с натуры под Москвой в Горке – имении Турчановых – друзей художника.

- Какое время года изображено?

- По каким признакам вы это определили?

- А как бы вы назвали картину?

- Какие чувства вызывает эта картина?

Ранняя весна, снег тает – образ русской весны. У художника весна проявляется в яркой красочности: в звонкой голубизне неба, яркости синих и фиолетовых теней, лежащих на подтаявшем снегу. Очень насыщенно желтым цветом художник изображает стену дома и дорожки. Сложно разработана по тону зелень сосен и елей. Красиво выполнены нежные, розоватые стволы тоненьких веток молодых тополей. Мы словно присутствуем в тот момент, когда к дому только подъехали сани, запряженные рыжей лошадкой, и остановились у дверей на проталине. Только что открылась дверь и еще будто покачивается, поскрипывает на петлях. А с крыши над крыльцом вот-вот упадет снег.

- Какие два жанра переплелись в произведении  Левитана?

В его работе переплелись элементы пейзажа и бытового жанра. И мы сегодня будем выполнять в цвете подобную работу. Ведь деда Мазая с зайцами все рисовали на фоне пейзажа весенней природы.              

  1. Работа над новым материалом.

Нам предстоит с помощью небольшого количества красок передать всю красоту родной природы в этот период. Но нельзя сосчитать, сколько оттенков есть у каждого цвета. Каждый цвет имеет очень много оттенков.

- Вы все знаете , что огурец зеленый, помидор красный, а снег?

Верно, белый. Можем ли мы на картине раскрасить их такими же красками? И да и нет. Зеленый огурец может оказаться почти красным – например, в лучах заходящего солнца. Если закрасить снег в картине одной белой краской, впечатления снега не будет, будет просто белое пятно. Это происходит потому, что белый снег имеет тысячи оттенков- розовых, золотистых, голубых, фиолетовых.

Кроме того, все цвета условно делятся на «теплые» и «холодные». К теплым относятся желтовато-красные цвета, а к холодным – сине-голубые.

- В чем различие «теплых» и «холодных» цветов?

Свои названия они получили оттого, что одни похожи на цвета солнца и огня, а другие на небо, воду, лед. Фиолетовые и зеленые цвета занимают промежуточное положение. В разных случаях, в зависимости от сочетаний, эти цвета могут быть и «теплыми» и «холодными». Вместе с тем любому цвету можно придать более «холодный» или более «теплый» оттенок.

- Смешайте разные краски и подберите основные цвета одежды деда Мазая, зайцев, лодки.

Посмотрите , какую цветовую гамму выбрала я. Так как в рисунке будет нарисовано много воды, значит много по площади, будет занимать голубой и синий цвета.

-  А какие цвета к нему подойдут?

Верно, очень красиво с голубым и синим сочетается бежевый, охристый и коричневый цвета.

  1. Самостоятельная работа учащихся.

Теперь вы подберите свою цветовую гамму и выполните самостоятельно рисунок в цвете. Помните: во время работы цветом над рисунком используются приемы «переход цвета в цвет», «вливание цвета в цвет».

Выполнять работу вам поможет музыкальное сопровождение : пьеса «Подснежник» из музыкального цикла П. Чайковского «Времена года».

  1. Итог урока.
  1. Выставка работ учащихся

- Посмотрите, какие замечательные рисунки у вас получились. Искренность, доброта, любовь к природе в различных ее состояниях, выразительность характерны для ваших работ. Многие рисунки отличаются оригинальными композициями, работы выделяются тем, что в них вы пытались передать свое отношение к изображаемому фрагменту стихотворения. По вашим работам видно как вы любите животных и переживаете за них.

  1. Обобщение изученного материала.

- С творчеством, какого художника вы сегодня познакомились?

- Какие отличительные признаки  присущи пейзажу?

- Что нового узнали о жизни животных?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Работа по картине И.И. Левитана «Весна. Большая вода». Н.А.Некрасов «Дед Мазай и зайцы» (отрывок).

Задачи урока:- познакомить учащихся с жизнью и творчеством И. И. Левитана;- учить сопоставлять непосредственное восприя­тие изменений в природе и  их опосредованное отраже­ние в живописном ...

Презентация к уроку ИЗО: "Иллюстрирование стихотворения Н. Некрасова "Дедушка Мазай и зайцы""

Презентация поможет провести урок ИЗО в 3 классе по теме "Забота человека о животных. Иллюстрирование стихотворения Н. Некрасова "Дедушка Мазай и зайцы"".В презентации содержатся иллюстрации художнико...

Фрагмент урока литературного чтения по стихотворению Н.Некрасова"Дедушка Мазай и зайцы"

Самым подходящим для анализа стихотворения Н.Некрасова"Дедушка Мазай и зайцы" будет медленное (филологическое) чтение с остановками на ключевых словах. Дальнейший анализ произведения через составление...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Картины русской природы в стихотворении Н.Некрасова "Дедушка Мазай и зайцы"

ТЕМА УРОКА: «КАРТИНЫ РУССКОЙ ПРИРОДЫ В СТИХОТВОРЕНИИ Н. НЕКРАСОВА «ДЕДУШКА МАЗАЙ И ЗАЙЦЫ»Цель урока для учителя: развивать речь обучающихся на примере анализа поэтического произведения, развивать чувс...

Конспект урока по ИЗО на тему: иллюстрирование стихотворения Н. А. Некрасова «дедушка Мазай и зайцы» (карандаш) в 3 классе

Тема урока: иллюстрирование стихотворения Н. А. Некрасова «дедушка Мазай и зайцы» (карандаш)Тип урока: смешанный урок....

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Забота о животных в стихотворении Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»"

разработка конспекта урока по произведению Н. Некрасова "Дедушка Мазай и зайцы"...