История создания картины И.Грабаря "Февральская лазурь".
занимательные факты по изобразительному искусству (изо) по теме

Смирнова Марина Владимировна

Дополнительный материал к уроку рисования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dopolnit_mat-l_k_izo.docx14.55 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительный материал к уроку рисования.

  История создания картины И.Грабаря «Февральская лазурь».

Игорь Эммануилович Грабарь родился 13 марта 1871 года . Рисовать он любил с малых лет, традиционным и желанным рождественским подарком для него всегда были рисовальные принадлежности.  Однажды будущий художник вместе с отцом пришли в гости к учителю рисования Егорьевской прогимназии И.М.Шевченко и застали его за работой. Мальчику показалось прекрасным все: и картина и мольберт, и ярко горевшие краски на палитре, и блестящие серебряные тюбики настоящих масляных красок. «Я думал, что не выдержу от счастья, наполнявшего грудь, особенно когда почувствовал сладостный, чудесный запах свежей краски…»

И.Э.Грабарь  закончил Егорьевскую прогимназию, затем Петербургский университет (юридический факультет), он увлекался многим: иностранные языки, музыка, литература, но рисование всегда оставалась на первом месте.  В 1894 году , после окончания университета,  Грабарь поступил учиться в Академию художеств.

Через 10 лет появилась картина «Февральская лазурь» - одно из лучших произведений И.Э.Грабаря.  Даже в небольшой репродукции эта картина ярка, красочна, создает впечатление праздника. А теперь представьте пейзаж в его истинных размерах: высота – 141 см, ширина-83 см.  Чувство радости заключенное в полотне просто ошеломляет, а живопись напоминает фейерверк! Этот пейзаж был особенно дорог и самому художнику. На склоне лет И. Грабарь с удовольствием рассказывал о том, как создавался этот пейзаж. Февральскую лазурь художник увидел в Подмосковье. Зимой 1904 года он гостил у художника Н.Мещерина в имении Дугино. В одно солнечное февральское утро И. Грабарь вышел как обычно погулять и его поразило необычное состояние природы «Казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник- праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу», - вспоминал художник. Грабарь любовался березами, он всегда говорил, что из всех деревьев средней полосы России больше всего любит березы. В то утро одна из берез привлекла его внимание, поразив редкостным ритмическим строением ветвей. Заглядевшись на березу, художник уронил палку и нагнулся, чтобы ее поднять. «Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной фантастического зрелища фантастической красоты; какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенных голубой эмалью неба. Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, то и то будет бесподобно.»

Он тотчас побежал в дом, взял холст и в один сеанс набросал с натуры эскиз будущей картины. Следующие дни были такие же чудесные, солнечные, , и художник, взяв другой холст, с этого же места в течении трех дней писал этюд. После этого И.Грабарь вырыл в снегу траншею, свыше метра глубиной в котором и поместился с большим мольбертом и холстом. Для того, чтобы получить впечатление низкого горизонта и далекого леса и небесного зенита, со всеми переливами голубых  красок от нежно- бирюзовых внизу до ультрамариновых на верху. Холст он заранее подготовил в мастерской, покрыв его по меловой, впитывающей масло поверхности густым слоем плотных свинцовых белил различных тональностей.

«Февраль стоял изумительный. Ночью подмораживало и снег не сдавал. Солнце светило ежедневно и мне посчастливилось писать несколько дней подряд без перерыва и перемены погоды около двух с лишним недель, пока я не кончил картину целиком на натуре. Писал я с зонтиком, окрашенным в голубой цвет и холст поставил не только без обычного наклона вперед, лицом к земле, но повернув его лицевой стороной к синеве неба, отчего на него не падали рефлексы от горячего под солнцем снега,  и он оставался в холодной тени, вынуждая меня утраивать силу цвета для передачи полноты впечатления.

        Я чувствовал, что удалось создать самое значительное произведение из всех до сих пор мною написанных. Наиболее свое, не заимствованное…»

        Мы не видим верхушки главной березы и тех берез, тени которых лежат на снегу и пространство вокруг них кажется бесконечным. Но часть этой завораживающей бесконечности художник оставил на холсте.  Из мазков, положенных энергично, точно создающих и пространство и форму, рождаются очертания стволов берез. Переплетение их ветвей. Каждый мазок положен движением кисти вверх, отчего создается впечатление. Что деревья устремляются ввысь, к небу, к солнцу.  Грабарь пишет чистым цветом, не смешивая красок на палитре. Белый, синий, желтый, сиреневый, зеленый цвета удивительно сливаются и превращаются в плотную поверхность снега и голубовато-сиреневые тени, сияющую гладкость стволов или шероховатость коры берез, в ослепительно сияющий солнечный свет и переливы и перезвоны солнечного неба.

        «Февральская лазурь», появившаяся на свет в снежной траншее, уже в следующем 1905 году была приобретена советом Третьяковской галереи и хранится в одном из залов прославленного музея.  «Сказкой инея и восходящего солнца» назвал И.Грабарь свою картину. По сей день это произведение хранит влюбленность художника в природу, восхищение ее красотой,  его жизнерадостность, творческий азарт и мастерство.

Использованная литература: научно-методический журнал «Начальная школа»  2002г №2, статья Е.С.Аносовой «Симфония света и цвета».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение по картине Грабаря Февральская лазурь 2 кл

Очень трудная тема и без наглядности никак. Предлагаю презентацию к уроку развития речи....

Презентация к уроку русского языка по теме "Сочинение по картине Грабаря "Февральская лазурь".

Презентация содержит репродукцию картины, материал для подготовки к сочинению - план сочинения, работу над лексикой....

Сочинение-описание по картине Грабаря "Февральская лазурь" (для 4 класса)

Сочинение-описание по картине Игоря Грабаря "Февральская лазурь"....

Технологическая карта урока по русскому языку в 4 классе УМК Школа России тема " Сочинение-отзыв по картине Грабара "Февральская лазурь"

Технологическая карта урока по русскому языку в 4 классе УМК Школа России тема " Сочинение-отзыв по картине Грабара "Февральская лазурь"...

И.З. Суриков "Зима. Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении "

Урок литературного чтения  по теме И.З. Суриков "Зима. Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении "   изучается в  3 классе по программе "Школа Рос...

Создания картины «Зимний лес под луной» в технике граттаж

Графическая технологическая карта создания картины «Зимний лес под луной» в технике граттаж может быть использована при работе с учащимися 3-4 классов в группе продленного дня....

Мастер-класс по созданию картины из шерсти «Осеннее дерево».

Шерстяная Акварель - это особый вид рисования шерстью, при котором получается картина, имеющая «теплую», объемную структуру с эффектом акварельных красок.Главная особенность Шерстяной Аква...