Художник-иллюстратор В.А.Чижиков
методическая разработка (изобразительное искусство) на тему

Ольга Анатольевна Лимонова

Методическая разработка занятия, посвященного знакомству с творчеством художника-иллюстратора В.А.Чижикова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_mhk_vo_2_klass2.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Урок мхк во 2 классе

Тема: Художник-иллюстратор В.А.Чижиков – веселый, добрый и верный.

Цель: Познакомить с творчеством В.А.Чижикова.

Оборудование: портрет В.А.Чижикова, карточки для индивидуального опроса, таблички «Веселые уроки рисования»;

 выставка книг «Заяц – хваста», «Колобок», «Про все на свете», «Лиса-лапотница», «Три медведя», «Ладушки», «Приключения Чиполлино», «В стране невыученных уроков», «Волшебная школа Карандаша и Самоделкина», «Мурзилка»;

 иллюстрации из журнала «Мурзилка»: «Волшебник изумрудного города», «Дядя Федор, пес и кот», «Крококот», «Елка», коты, Олимпийский Миша,»Сила воли», «Трезор», «Тигр», «Кривляка»;

аудиозапись песни «Оранжевая песенка».

Ход урока:

Организационный момент:

Начать наш сегодняшний урок я предлагаю с нашей любимой «Оранжевой песенки»(под фонограмму)

Повторение и актуализация знаний

Мы не случайно вспомнили эту песню, потому что разговор на уроке пойдет о художниках-иллюстраторах, т.е. о взрослых дядях, которые… Продолжите, пожалуйста, фразу, кто же такие художники-иллюстраторы? (это художники, создающие рисунки для книг и журналов)

С какими художниками-иллюстраторами вы уже знакомы?

На партах у некоторых из вас лежат карточки. Выполните задания. А остальные работают с выставкой книг.

Найдите на выставке книги с иллюстрациями Е.Рачева. Чем толичаются его персонажи? (Художник одевает своих героев-животных в традиционные народные одежды)

Какие книги иллюстрировал В.Конашевич? Что помните об этом художнике? (его первая книга – «Азбука в картинках», последняя работа – «Сказки» А.С.Пушкина)

В каких книгах рисунки выполнены Ю.Васнецовым? А в чем отличие работ Ю.Васнецова и В.М.Васнецова? (Ю.Васнецов рисовал для детских книг и журналов, а В.М.Васнецов писал живописные картины)

А что в их творчестве общего? (оба художники-сказочники)

Ну, что ж, вот мы и вспомнили, что, оказывается, в отличие от героя «Оранжевой песенки», бывают и взрослые дяди, которые умеют смотреть на мир глазами ребенка. Это наши замечательные художники детской книги.

Знакомство с новым материалом

Я хочу обратить ваше внимание на эти рисунки (выставка). Не правда ли, их очень весело разглядывать? И хочется кому-нибудь показать: «Посмотри, какой тигр смешной!», «Гляди, какой котище – до чего потешный тип!», «А лев – он словно сам себя испугался»

Автор этих рисунков – человек такой же необыкновенный, как и художник – это Виктор Александрович Чижиков. (портрет)

Итак, тема сегодняшнего урока – «Художник-иллюстратор В.А.Чижиков – веселый, добрый и верный» (запись в тетради)

Когда у тебя вовсе нет друзей, дело твое пропащее – это всякому понятно. У Чижикова не просто  много друзей, у него великое множество верных  друзей, надежных и преданных. Вы догадываетесь, почему? Ну да, конечно, потому что он сам такой друг. Особенно много друзей среди ребят. Он прекрасно дружит и с теми, кому 7, и с теми, кому 15. Впрочем, и с 3-х летним человеком у него тоже интересный разговор получается…

Виктор Александрович очень верит в ребят. Потому и стал детским художником. Свою жизнь он посвятил детским иллюстрациям. Более 50 лет отдал работе с журналами.

Виктор Чижиков родился 26.09.1935 года в Москве. Его папа и мама были простыми служащими. Детство проходило в коммуналке. А что это такое – сейчас выясним

Физминутка

Встаньте, кто живет в однокомнатной квартире, в двухкомнатной, в трехкомнатной. Я буду называть комнаты, а вы – хлопайте, если у вас такие есть: зал, кухня, спальная, коридор, санузел, спальная. Поднимите руки, чьей кухней и санузлом пользуются чужие люди. Садитесь.

Вы все живете в отдельных квартирах. В квартире , где жил Чижиков, жили 27 соседей. У них на всех была общая кухня и санузел .Художник вспоминает:» Утром попасть в туалет было делом совсем невозможным, я об этом и не мечтал. Мой уход в школу совпадал с уходом всех на работу, и я шел в общественную уборную на Арбатской площади. Там встречалась половина нашего класса, все жили примерно в таких условиях. Мы умывались, а потом переписывали уроки – я математику, у меня – немецкий. Заведующая уборной нас всех любила, протирала подоконник, чтобы нам удобнее было работать. У нее оставались наше мыло и полотенца. Человеческая доброта была распределена в изобилии…»Именно сложности жизни учили Виктора относиться к людям тепло, принимать и ценить свое окружение.

Его первая книжная иллюстрация появилась в детском саду – из куска глины на деревянном столе вырос крокодил, персонаж сказки Михалкова. Девятиклассник Чижиков рисовал очень много. Собрав все свои творческие «пожитки», он пришел к Кукрыниксам (известным тогда художникам) и прямо спросил, получится ли из него карикатурист. Карикатурист вышел. В 1952 году у Виктора появилась первая публикация в газете «Жилищный работник». Год спустя он поступает в Московский полиграфический институт. И понеслось: работа в «Крокодиле», «Веселых картинках», «Мурзилке», журнале «Вокруг света». А с 1960 года его иллюстрации появились в детских издательствах «Малыш», «Детская литература» и др.

Мастерская художника – на Нижней Масловке. Его картины, иллюстрации и карикатуры рождаются там по особым авторским законам творения: уважение к себе и своему труду, внимание к деталям, ответственность перед зрителем.

Свое место на стене мастерской занимает портрет медвежонка Миши – символа 22-х Олимпийских игр в Москве 1980 года, за который художник получил Почетный Знак Олимпийского комитета и диплом Академии художеств СССР.

На стенах мастерской огромное количество рисунков котов. Коты – настоящая страсть Чижикова. В журнале «Мурзилка», где художник работает более 50 лет, к этому относятся с энтузиазмом: от обложки Чижикова с котом трудно отказаться. Этого кота так и хочется и погладить, и потормошить.(Стихи о котах к рисункам читают подготовленные дети)

Хоть я и не похож на птицу,

Летаю часто за границу,

Поскольку должен каждый кот

Нормально отдыхать раз в год!

Вчера я был мышегоняльным,

Вполне сметаноуплетальным.

Сегодня я диваноспальный,

Вполне подушкоодеяльный.

Вальс, гопак, кадриль и твист –

Все сыграет гитарист!

«Детский художник должен отличаться абсолютной добротой, - говорит Виктор Александрович. – Злюка может затесаться в детские художники. Может, он шерсть хорошо рисует. Пушистые у него все. А душу не обманешь»

Если очень внимательно посмотреть на эти работы, можно увидеть, что за самыми разными сюжетами и за самыми разными героями проступает в рисунках Чижикова его главная мысль. Он как бы говорит нам:  жизнь – она чудесна, в ней стольковеселой радости и веселой красоты. Но все это открывается не каждому, а только веселому, доброму, верному.

(Работа с иллюстрациями) К каким произведениям выполнены эти иллюстрации? Что можно сказать об иллюстрациях к рассказу М.Зощенко «Елка»? (Один и тот же художник иногда иллюстрирует одни и те же произведения, но по-разному)

Прочитайте отрывки к рисункам (подготовленные ученики)

«Елка» М.Зощенко

«Кривляка» Р.Сэф

«Сила воли» С. Михалков

«Тигр» Р.Сэф

«Трезор» С.Михалков

«Волшебная школа Карандаша и Самоделкина» Ю.Дружков

Виктору Александровичу Чижикову исполнилось 75 лет. За свою многолетнюю работу он удостоен звания «Заслуженный художник России», ордена «Знак Почета», многих дипломов и наград. И еще одной прекрасной награды удостоен художник Чижиков – любви тысячи тысяч его маленьких друзей, мальчиков и девочек по всей нашей стране.

Более 50 лет он посвятил творчеству, которое сделало его одним из самых счастливых людей. И своим счастьем художник готов поделиться с каждым из своих зрителей.

Для вас Виктор Александрович тоже приготовил сюрприз: веселые уроки рисования (показ) По его инструкциям очень легко нарисовать хитрого кота, грустного бульдога, озорного поросенка или нарядного петушка.

Попробуем? Я предлагаю поучиться рисовать Грустного бульдога (показ на доске после прочтения инструкционной карты)

Домашнее задание: раскрасить бульдога и придумать историю о нем.

Итог урока

Посмотрите на выставку, на записи в тетради и подведите итог: с каким художником мы познакомились на уроке? Что о нем узнали?

Оценки. Спасибо за работу. Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий - проект "Художники - иллюстраторы детской литературы", презентация к проекту.

Этот сценарий является итогом работы над проектом "Художники-иллюстраторы детской литературы". Цель данного проекта - познакомить детей с профессией художник-иллюстратор. Материал сценария будет интер...

"Художники - иллюстраторы"

Данная презентация познакомит учащихся 2 класс с творчеством художников - иллюстраторов....

Дидактический материал "Художник-иллюстратор Иван Билибин"

Дидактический материал "Художник-иллюстратор Иван Билибин" создан для уроков ИЗО, литературного чтения, классных часов и внеурочной деятельности, для учащихся 1-4 класса. Данный ресурс можно использов...

План-конспект урока по теме: Мои любимые художники-иллюстраторы

План-конспект урока по теме: Мои любимые художники-иллюстраторыКласс: 2...

Конспект занятия внеурочной деятельности "Евгений Рачев - художник иллюстратор"

Конспект занятия внеурочной деятельности "Путешествие в мир искусства" в 1 классе....

Дидактический материал "Художник-иллюстратор Иван Билибин"

Дидактический материал "Художник-иллюстратор Иван Билибин" создан для уроков ИЗО, литературного чтения, классных часов и внеурочной деятельности, для учащихся 1-4 класса. Данный ресурс можно...