«Круглая скульптура»
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) по теме

Малиновская Маргарита Иосифовна

 

Государственное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр внешкольной работы

Калининского района

Санкт-Петербурга «Академический»

 

 

План-конспект

 

к открытому занятию по теме:

«Круглая скульптура»

для воспитанников

ТО студии керамики и лепки

«Глиняный СЛОН»

второго года обучения

 

 

 

 

Составитель: Малиновская М.И.

Педагог ДО ТО «Глиняный СЛОН»

 

 

 

 

 

 

 

 

 Санкт-Петербург

2013 год

 

План- конспект

открытого занятия в студии керамики

«Глиняный СЛОН»

(для воспитанников второго года обучения)

 

 

 

 

Тип занятия: комбинированный урок

Тема: «Круглая скульптура»

Цель: научить созданию круглой скульптуры из кембрийской глины.

Задачи:

Обучающие:

- Ознакомить воспитанников с понятием «круглая скульптура» на примерах работ известных художников

- Формировать чувство формы (целостность, гармоничность)

- Научить приёмам создания круглой скульптуры

Развивающие:

- Развивать образное мышление в процессе решения творческих задач

-Развивать восприятие объёма, пропорций, симметрии.

-Развивать критическое мышление

 

 

 

Воспитывающие:

- Формировать мотивационную, познавательную, эмоциональную сферу обучающихся

- Воспитывать самостоятельность, настойчивость в решении поставленных задач

- Формировать бережное отношение к материалам, воспитывать аккуратность

- Воспитывать бережное отношение к своему и чужому труду

- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу

 

Принципы обучения:

- наглядности, доступности, творческой активности, положительного эмоционального фона обучения, интереса к работе с глиной

 

Форма обучения: коллективная

Методы обучения: словесный, наглядный, практический

Приёмы: устное изложение, диалог, показ, работа с наглядным материалом, демонстрация видеоматериалов, анализ работ

 

 

 

 

Оснащение занятия.

Материалы:

Глина, стеки, оргалит, ткань, скалки, шликер, бумага, карандаш, нож, баночка с водой, кисти, демонстрационные диски

 

Иллюстрационный материал: альбомы с изображениями скульптурных композиций художников разных стран и эпох; работы воспитанников из фонда студии

 

Средства обучения: компьютер, проектор с экраном, дидактические пособия

 

План урока:

-Орг. момент ( проверка присутствующих)- 5 мин.

-Введение в новый материал- 20 мин.

-Практическая часть- 65 мин.

-Обсуждение- 5 мин.

-Подведение итогов- 5 мин.

-Уборка рабочего места- 5 мин.

 

Подготовительный этап:

За несколько дней до открытого занятия обучающимся предложено понаблюдать за домашними животными – их пластикой и повадками, сделать зарисовки; прочитать книги о животных

Ход занятия.

Первый этап:

Педагог: « Ребята сегодня мы с вами отправимся в мир СКУЛЬПТУРЫ. В переводе с латинского слово «скульптура» означает – пластика. Художника, который работает с камнем, деревом, глиной, создавая объёмные изображения, называют скульптором.

-Что же больше всего любят изображать скульпторы?

-Вы правы. Скульптора привлекают живые подвижные образы людей, животных, птиц. Значит, он использует в своей работе ОБЪЁМ и ПЛАСТИКУ.

Различается круглая скульптура ( статуэтка, бюст), осматриваемая со всех сторон, и рельеф.

Давайте вспомним, что же такое рельеф? Какие виды рельефа вы знаете? ( Ответы детей)

Главные жанры скульптуры - портрет, исторические, мифологические, бытовые изображения, анималистический жанр (изображения животных) (Слайды №1-4)

Монументальная скульптура ( памятники, монументы) связана с архитектурной средой. Монументально-декоративная скульптура украшает здания (атланты, кариатиды), «живёт» в садах , парках и на улицах городов. Наш город, как никакой другой, богат такими изображениями.

Вспомните, какие скульптуры вы видели в нашем городе?»

Ответы воспитанников: « Кони Клодта на Аничковом мосту, памятник Петру I ( «Медный всадник»), грифоны, сфинксы, львы и т.д.»

(Слайды 5-10)

 

Педагог: « Скульптор Этьен-Морис Фальконе работал над моделью памятника Петру I вместе с помощницей 17-летней Мари Анн Колло с 1768 по 1770 годы. Голову Петра I вылепила Мари- Анн Колло, за что Екатерина II назначила ей пожизненную пенсию. Установлен на Сенатской площади памятник Петру был только в 1782 году.

Это связано с трудностями отливки, с поисками, обработкой и доставкой постамента.

Существуют легенды, в которых Пётр I пророчит: «Пока я на месте, моему городу нечего опасаться».

И действительно, Медный всадник оставался на своём месте во время Отечественной войны 1812 года и во время блокады Ленинграда в Великую Отечественную войну.

А вот ещё один памятник Петру I художника Михаила Шемякина, установленный в 1991 году на месте «Плясовой площади» в Петропавловской крепости.

Эта скульптура – не парадный портрет императора.

Кажется, присел царь передохнуть, снял парик, а голова под ним бритая. Лицо Шемякин лепил в точном соответствии с маской, которую снял скульптор Бартоломео Карло Растрелли.

Особую выразительность образу Петра I придаёт разница между очень длинным туловищем и крохотной головой, как у апостолов на русских иконах. С Петром знакомятся наощупь. От несчётных прикосновений кисти его рук блестят, а дети карабкаются к нему на колени. Таков Пётр I Михаила Шемякина.

Пётр I Фальконе – торжественен и недоступен, но и тот и другой памятники являются гордостью и украшением нашего города.

 

Сейчас я хочу показать вам здания нашего города, украшенные барельефами и горельефами.

(Слайды 11-13).

К сожалению, на улицах Петербурга очень мало современной скульптуры. Видимо, архитекторы считают, что классически строгий город не впустит современную скульптуру, чего не скажешь о европейских городах. Там можно увидеть работы из самых неожиданных материалов – металлолома, мусора, цветов прекрасно вписывающиеся в архитектурный ландшафт старинных городов.

(Слайды 14-17)

Итак, сегодня вы создадите круглую скульптуру таким образом, чтобы она существовала в трёх измерениях. Вы сможете обойти вокруг скульптуры, потрогать её руками и увидеть множество её очертаний. Пока вы будете работать руками, ваш ум постарается упростить образ и найти СУТЬ его формы. Упростить форму (стилизовать) – не значит обеднить её, а лишь подчеркнуть её выразительную сторону (вспомните Петра I Михаила Шемякина).

 

Второй этап.

Педагог: « Перейдём к работе с глиной. Дома вы сделали эскизы «братьев ваших меньших». Это ваши любимые кошки, собаки, попугаи, черепахи, хомяки и крысы. В общем, целый зоопарк.

Разомните глину. Почувствуйте её податливость.

Вы можете лепить из целого куска или из отдельных частей, т.е. сначала лепите голову, потом туловище, лапки и т.д. Все детали вы соединяете шликером, тщательно примазывая их друг к другу. Поверхность готовой фигурки отшлифуйте пальцами или губкой».

В процессе самостоятельной работы педагог предоставляет детям творческую самостоятельность, оказывая в случае необходимости индивидуальную помощь.

Педагог: « Посмотрите внимательно на ваши фигурки. Надеюсь, они не похожи на персонажей «Скрюченной песенки» Корнея Чуковского?»

Педагог читает стихи Чуковского.

 

Скрюченная песня.

 

Жил на свете человек,

Скрюченные ножки,

И гулял он целый век

По скрюченной дорожке.

 

А за скрюченной рекой

В скрюченном домишке

Жили летом и зимой

Скрюченные мышки.

 

И стояли у ворот

Скрюченные ёлки,

Там гуляли без забот

Скрюченные волки.

 

И была у них одна

Скрюченная кошка,

И мяукала она,

Сидя у окошка.

 

 

А за скрюченным мостом

Скрюченная баба

По болоту босиком

Прыгала, как жаба

 

И была в руке у ней

Скрюченная палка,

И летела вслед за ней

Скрюченная галка.

 

 

Подведение итогов.

Давайте внимательно посмотрим на ваши скульптуры. Конечно же они не скрюченные, а гармоничные и чудесные. У каждого животного свой характер. Одни из них весёлые, а другие серьёзные; одни – непоседы, а другие ленивцы. Говорят, домашние питомцы похожи на своих хозяев. А ваши фигурки похожи на вас?

Вот и пролетело наше занятие.

После того как ваши работы высохнут и побывают в муфельной печи, вы их раскрасите разноцветными глазурями. И они засияют от радости. Надеюсь, и вы будете сиять от радости, глядя на творения ваших рук. Ведь вы – настоящие волшебники, которые бесформенный кусок глины превратили в КРАСОТУ.

Спасибо вам за удовольствие работать с вами.

 

 

Уборка рабочего места.

Каждый воспитанник убирает своё рабочее место: вытирает стол, моет кисти, стеки, стирает тряпки, подметает пол под своим столом.

 

Физкультминутка – на усмотрение педагога на любом этапе работы.

 

Список литературы, предлагаемый детям для прочтения накануне открытого занятия:

 

А.П. Чехов – «Каштанка»

Н.А.Некрасов – «Дед Мазай и зайцы», «Генерал Топтыгин»

Г. Троепольский – «Белый Бим – чёрное ухо»

В. Гаршин – «Лягушка- путешественница»

И.С. Тургенев – «Муму»

Зальтен Феликс – «Бэмби»

Р. Киплинг – «Сказки»

 

Фотографии детских работ из фонда студии, демонстрируемые во время открытого занятия. и фотографии работ, выполненных на занятии, прилагаются.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики "Деление "круглых" сотен на число 100. Деление "круглых" тысяч на число 1000"

Конспект открытого урока по математике, проведённого в 3 классе.Тема урока "Деление "круглых" сотен на число 100. Деление "круглых" тысяч на число 1000".Урок с использованием игровой технологии.Т...

Что такое "круглый стол"?Как организовать круглый стол для дискуссий.

Переговоры и совещания в формате "круглого стола" популярны еще со времен Средневековья. Тогда рыцари собирались именно за круглым столом. Ведь только так все чувствуют себя равноправными и равными по...

Тема : Способ действия при деление круглых десятков на 10 и на круглые десятки

Цели:познакомить учащихся со способом действий при делении круглых десятков на число 10 и на круглые десятки; совершенствовать вычислительные навыки; ...

«Круглые десятки. Счёт круглыми десятками », 2 класс

Конспект и презентация урока по математике «Круглые десятки. Счёт круглыми десятками», 2 класс...

Технологическая карта урока по математике "Умножение и деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число". для 5 класса

Технологическая карта урока по математике "Умножение и деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число". для 5 класса коррекционного 8 вида...