МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по использованию арттерапевтических техник на воспитательных занятиях на примере «Монотипиии»
методическая разработка

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по использованию арттерапевтических техник на уроках ручного труда для детей с ОВЗ, обучающихся в школе VIII вида (II вариант программы) на примере «Монотипиии». Автор-составитель: ЛЕБЕДЕВА Наталья Борисовна – учитель коррекционной школы VIII вида, г. Санкт-Петербург

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл monotipiya.docx25.07 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 439

Петродворцового района Санкт-Петербурга

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по использованию арттерапевтических техник на уроках ручного труда

для детей с ОВЗ, обучающихся в школе VIII вида

(II вариант программы)

на примере «Монотипиии»

Автор-составитель:

ЛЕБЕДЕВА Наталья Борисовна – учитель начальных классов

29 ноября 2011 года


«Монотипия»

История возникновения

Монотипия — уникальная нетиражная техника, сочетающая в себе качества эстампа и живописи. Монотипия — Техника свободы и Божественного вмешательства!  Монотипия: Два слова: «моно» и «типия». Монотипи́я (от «моно» - один и греч. «τυπος» — отпечаток, оттиск, касание, образ...) — вид печатной графики. Если просто сказать: одно касание, прикосновение, надавливание, наверное, можно найти много еще словесных аналогов. Но, главное, это художественное произведение, выполненное за один прием!

Монотипия — удивительный жанр, который по существу занимает срединную позицию между живописью и графикой, между искусством и психологией. Монотипия — это способ свободы самовыражения, это проекция внутреннего мира. Поэтому искренность жанра бесспорна. Это та тонкая материя, которая сейчас почти утеряна в изобразительном искусстве.

Первыми монотипистами, наверное, были еще древние люди, оставившие следы отпечатков своих рук на стенах своих пещер... Лик Христа на плащанице — тоже своего рода монотипия! Можно найти много всевозможных вариантов монотипии в природе... В современной художественной жизни монотипия относится к графической технике. Многие мастера-графики экспериментировали в этой технике. Но к ней, как к отдельно взятой технике, относятся как к чему-то несерьезному! А при внимательном рассмотрении данная техника таит в себе необычайно богатые возможности с приятным элементом свободы и ожидания того непредсказуемого результата, который получается. Но тот, кто поработал в этой технике немного больше, смело скажет, что непредсказуемостью вполне можно управлять и получать великолепные графические листы.

Монотипия существует давно, более трехсот лет. Впервые применил эту технику в XVII столетии итальянский художник Джованни Кастильоне. Для произведений, выполненных в технике Монотипии, характерны тонкость цветовых отношений, плавность и мягкость очертаний форм, что внешне сближает монотипию с акварелью. Техника монотипии известна с 17 в., однако распространение получила только с конца 19 в. Среди наиболее известных мастеров: итальянец Джованни Кастильоне (1616-1670), англичанин Уильям Блейк (1757-1828), француз Эдгар Дега (1834-1917).  При этом виде графики получается один оттиск (моно) на бумаге со стекла (листа меди и др.), на которое нанесены краски. Сверху помещают лист бумаги и прижимают его к поверхности. На бумаге образуется оттиск с необычными узорами, которые не могут быть повторены художником. Образ на оттиске носит случайный характер. Художник после печати выбирает те оттиски, которые удовлетворяют его по эстетической привлекательности и сюжету. Из многих оттисков выбираются лишь совсем немногие. Поэтому художники редко используют технику монотипии: она довольно трудоемка и требует большого количества материалов и терпения.  Появление монотипии в России связано с именем Елизаветы Сергеевны Кругликовой, заново «открывшей» эту технику в начале XX века и создавшей собственную школу. В начале ХХ века русская художница Елизавета Кругликова, работавшая над цветным офортом, самостоятельно «открыла» монотипию.

В 2000 г. была установлена фрактальная природа значительной части монотипий и введен термин «фрактальная монотипия». Фрактальная природа монотипии была обнаружена химиком В. М. Лившиц и математиком В. В. Скворцовым, независимо друг от друга. Ими же был предложен и термин «фрактальная монотипия». В 1981 г. в г.Кохтла-Ярве (Эстония) состоялась первая выставка фрактальных монотипий художницы Леа-Тути Лившиц (1930-1999). Этот вид монотипии художница называла стохатипией. Таким образом, монотипию можно отнести к фрактальному искусству, причем получаемому не на компьютерах (компьютерная графика), а физико-химическим способом. Возможно, фрактальная пленочная химия найдет применение не только в искусстве.

Техника монотипии заключается в нанесении красок от руки на идеально гладкую поверхность печатной формы с последующим печатанием на станке; полученный на бумаге оттиск всегда бывает единственным, уникальным. В 2000 г. была установлена фрактальная природа значительной части монотипий и введён термин фрактальная монотипия. В психологии и педагогике используют технику монотипии для развития воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Эта техника подходит при работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. В Государственном стационарном учреждении социального обслуживания «Детском доме-интернате для детей с отклонениями в умственном развитии №1» Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга на занятиях арттерапии с воспитанниками, имеющими сложные дефекты, уделяется время и монотипии. Даже ребята с ДЦП довольны своими работами. В выборе цвета красок можно увидеть эмоциональные проблемы наших детей и молодых людей РЦ. Например, Наташа И. выполнила свою работу в темных и серых цветах с большим черным пятном. Она назвала свою работу «Грусть». Как оказалось, у нее месяц назад умерла мама, и она очень переживает.

Любите рисовать? Тогда мастер-класс «Монотипия» должен доставить Вам огромное удовольствие. По своему характеру эта художественная техника скорее напоминает игру, но результаты впечатляют! Вы, наверняка, видели такие картины, на которых краска легла так, словно до сих пор не высохла, а тонкие линии, фактурные цветовые сочетания, причудливые формы и воздушные переходы заставляют усомниться в том, что к картине прикасалась кисть художника. А кисть и в самом деле прикасалась к картине только опосредованно. Для непрофессионального художника такая техника – один из способов выразить сиюминутные эмоции и настроения, да и просто получить удовольствие от собственных художественных способностей и непредсказуемости поведения краски на стекле.

Покончив с историческими хрониками, преступим к материальной части нашего вопроса. Итак, как уже говорилось ранее, монотипия считается графической техникой.  Начнем с красок. По отношению к краскам эта техника всеядна! Акварель, гуашь, темпера, акрил, масляные краски, офортные, типографские, для полного отрыва можно использовать и строительные виды красок. Краски используются как с разбавителями, так и в чистом виде — в зависимости от задач. Также широк и многообразен выбор поверхностей, с которых можно делать оттиски: бумага, различные виды картонов, пластик разной толщины, пластины из разных металлов, стекло,  дерево, камень. Главное, чтобы фактура поверхности соответствовала Вашим задачам и целям. А вот вопрос внутреннего ощущения того, какая должна быть поверхность, приходит с Вашим личным опытом. Краска наносится на поверхность также различными инструментами: рука и пальцы художника, кисти, мастихины, различные шпатели, в том числе фигурные. В общем, есть повод для фантазии.

Первый способ, из самых простых, его еще называют — «фрактальная монотипия». Берете выбранную Вами твердую поверхность, в творческом порыве наносите краску нужным Вам инструментом, сверху накладываете бумагу, продавливаете ее сверху руками или резиновым валиком. Плавно снимаете лист. Исследуете полученный оттиск. Как правило, этот способ достаточно трудно управляем. Особенно, если Вы будете использовать водные краски: акварель, гуашь, акрил, темперу. Затем многие художники, всматриваясь в получившийся оттиск, пытаются увидеть какой-то образ, пейзаж, композицию и слегка дорабатывают оттиск, стараясь, усилить и выявить увиденное, в монотипии.

Второй способ. Когда краска наносится на пластины из металла или пластика, накладывается сверху бумага и производится оттиск с помощью офортного или литографского станка. В этом приеме, как правило, чаще используют масляные и офортные краски. Этот способ позволяет достаточно точно управлять творческим процессом и достаточно точно угадывать нужный творческий результат. Здесь можно создавать практически живописные реалистичные произведения. Для того, чтобы на бумагу не приставало масло из краски, ее перед печатью смачивают водой!

Третий способ. Пишете художественное произведение масляными красками на холсте или картоне. Затем накладываете бумагу, ткань или такой же холст — аккуратно, а можно и не очень. Все зависит от Вашего темперамента. Продавливаете бумагу, также используя различные приемы продавливания. Как показывает опыт, можно сделать до трех оттисков, и не один из них не будет повторять предыдущий. Получаются очень тонкие живописные вещи. Которые можно доделывать уже поверх монотипии. Но это будет уже смешанная техника.

Четвертый способ. Этот способ требует от художника твердого уверенного рисования, так как исправления невозможны. Берете пластик или стекло. Валиком накатываете нужное место или всю поверхность листа равномерным слоем краски, предварительно удалив лишнее масло из краски, выложив ее на некоторое время на газету. Все это приобретается опытным путем. Если Вы неуверенны, в том, что можете сразу нарисовать и скомпоновать Ваше произведение на листе то, до того, как Вы положите его на краску, легкими движениями простого карандаша можете наметить основную композицию и после этого, не придавливая, опускаете лист на накатанную краской поверхность. А далее, Вы начинаете рисовать то, что Вы наметили, работая карандашом, простой ручкой, черенком от кисточки — все зависит от толщины линии, которую Вы хотите получить. Руками на бумагу желательно не опираться. Выполнив свои экзерсисы на бумаге, аккуратно снимаете лист. Как и любой из видов монотипий, его можно доработать и завершить работу, уже видя, что с ней происходит.

Пятый способ.

Наливаете в фото-ванночку воду. Берете типографские краски, разводите их в разных баночках до жидкого состояния бензином или специальным растворителем. Потом берете кисти и, в зависимости от Вашего внутреннего живописного состояния, брызгаете краски на воду, регулируя, какого цвета необходимо больше или меньше. А далее начинается самое интересное: перемешиваете краски черенком кисти и увидите тот неповторимый узор, который, как Вам кажется, необходим. Необходимо работать быстро, но аккуратно: накладываете лист бумаги на воду, а потом только, как бы по дуге, второй край. И так же его надо снимать: сначала один, а потом по дуге второй. Перемешиваясь в воде краски создают удивительные живописные сочетания как в калейдоскопе.

Ну и шестой способ — смешанная техника.  Когда за базу берется созданная монотипия и потом дорабатывается различными другими материалами: пастель масляная, сухая, акрил, масло, темпера, фактурные пасты и так далее.

Материалы:

  1. Стекло или пластик
  2. резиновый валик или скалка
  3. ватман А3, А4.
  4. масляная краска, гуашь, акварель
  5. кисти, вода
  6. картон для изготовления паспарту или готовые рамки

Монотипия требует сотворчества. Матисс сказал: «Умение видеть – это уже творческий процесс». Монотипия – это импровизация на тему свободного пятна. Художник определяет образ, выбирает из множества вариантов и предъявляет его зрителю. И зритель то же становится участником импровизации. Таким образом, монотипия - эффективная и интересная графическая техника с большими возможностями, простором для фантазии и творческого исследования.Ну и еще раз хотелось бы сказать - что сама прелесть монотипии в том, что существует в ней Божественная непредсказуемость, которая и вносит в монотипию это удивительное ощущение ожидания чуда! Процесс в монотипии — наверное, самое захватывающее из всего действия!

Монотипия навсегда войдет в Вашу творческую жизнь и принесет много приятных творческих мгновений!

Удачи и новых открытий!


Последовательность действий при организации урока или занятия с использованием арт-терапевтической техники «Монотипия»

  1. Подготовить рабочее место, материалы и инструменты: ватман, краски, стекло или пластик, кисточки, пластиковые доски для работы, скалки, фартуки, воду.  
  2. Намочить стекло или пластик водой.
  3. Кисточками наносить различные рисунки, пятна, кляксы на стекло (пластик).
  4. Наложить лист бумаги на поверхность стекла (пластика), прижать. Можно использовать скалку. Затем аккуратно снять бумагу.
  5. Другой способ: перевернуть стекло на бумагу, надавить  и прижать рукой.
  6. Аккуратно снять стекло. Можно еще раз сделать оттиск. Каждый автор, рассматривая свое произведение, ищет ему название.
  7. Пока работы сохнут из цветного картона сделать паспарту, подбирая по цвету.
  8. Творческие работы приклеить к паспарту.
  9. Выставка.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по использованию авторского пособия "Звуковой светофор" на уроках обучения грамоте и русского языка в начальных классах.

Это методическое пособие, придуманное мною, помогает учителю на уроках русского языка, начиная с первого класса, активизировать познавательную деятельность учеников в течение всего урока. Пособие в иг...

Использование нетрадиционных техник рисования на занятиях по внеурочной деятельности "Мой край"

Нетрадиционные техники рисования способствуют повышению интереса к изучаемому материалу....

Методические рекомендации по использованию информационно – коммуникативных технологий на уроках в начальной школе.

Методические рекомендации по использованию информационно – коммуникативных технологий на уроках в начальной школе....

Учебно-методическое пособие “Методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе”

В данном материале представлены упражнения по сохранению и укреплению здоровья учеников младших классов на уроках....

Презентация "Методические рекомендации по использованию нестандартных задач в начальной школе"

В  данной презентации раскрываются способы решения задач на предположения...

Методическая разработка по использованию нетрадиционных техник рисования.

Методическая разработка  состоит из: Технологической карты урока изобразительного искусства;  Приложения (шаблон);Использование техники комбинированного рисования для создания "витража"...

Методические рекомендации по использованию ИКТ на занятиях по ПДД

Методические рекомендации по использованию ИКТ на занятиях по ПДД...