Презентация "Методические рекомендации по использованию нестандартных задач в начальной школе"
презентация к уроку по теме

Ушакова Зоя Валерьевна

В  данной презентации раскрываются способы решения задач на предположения

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon nestandartnye_zadachi.ppt1.12 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методические рекомендации по использованию нестандартных задач в начальной школе Ушакова Зоя Валерьевна, учитель МБОУ СОШ № 53 г. Хабаровска

Слайд 2

“ Помогая ученику, учитель должен оказывать ему внутреннюю помощь, т.е. ограничиться такими подсказками, которые могли бы рождаться в сознании самого ученика, и избегать внешней помощи, т.е. давать куски решения, которые не связаны с сознанием ученика” (Джордж Пойа).

Слайд 3

Применение нестандартных задач в обучении младших школьников математике реализуется в различных формах: на уроке /на этапе актуализации знаний, на этапе открытия новых знаний, на этапе включения в систему знаний, при выполнении самостоятельных и контрольных работ, индивидуальных заданий, домашней работы/; во внеклассной работе /кружки, викторины, конкурсы, олимпиады/.

Слайд 4

Основной организационной формой является урок , где все учащиеся принимают участие в решении нестандартных задач. Специально обучать детей решению нестандартных задач не нужно /в противном случае такие задачи перестают выполнять свою основную функцию и становятся стандартными/, но знакомить учащихся с некоторыми приемами, облегчающими решение задач , педагогически оправдано .

Слайд 5

Изучение условия задачи Подготовительная работа Самостоятельная работа учащихся Методы решения задачи Этапы работы над нестандартной задачей:

Слайд 6

Задачи на предположение Анализ условия задач данного вида приводит к необходимости сопоставления двух (трех и т. д.) групп объектов, сходных по сути, но имеющих отличительные признаки (например, разное количество ног, колес, страниц и т. п.). Нужно рассадить 22 туриста в двухместные и четырехместные лодки. Сколько тех и других лодок потребуется, если всего лодок 8?

Слайд 7

Подготовительная работа Цели подготовительной работы : — уточнение представлений учащихся об отдельных объектах действительности; — осознание характера зависимости одной величины от другой, так как от количества объектов каждого вида зависит суммарное значение их отличительных характеристик.

Слайд 8

Подготовительная работа Реши задачу: «На лодочной станции 9 двухместных и трехместных лодок. Сколько могло быть лодок каждого вида? Сколько туристов можно разместить в этих лодках в каждом случае?» 2-ух местные 3-х местные Всего туристов 1 8 26 2 7 25 3 6 24 4 5 23 5 4 22 6 3 21 7 2 20 8 1 19

Слайд 9

Методы решения задач на предположение Практический метод Решение данной задачи может быть представлено последовательностью символических рисунков. Введя соответствующие обозначения и выполнив практические действия, пересчетом устанавливаем, что если в каждую лодку посадить по 2 туриста, то в 8 лодках разместятся только 16 из 22 человек. Следовательно, 6 туристов разместили по двое (так как лодки были и четырехместные) в первые три лодки. Таким образом находится ответ на вопрос задачи.

Слайд 10

Арифметический метод 1) 2•8 = 16 (тур.) — разместили по двое в 8 лодках; 2) 22 – 16 = 6 (тур.) — осталось разместить; 3) 4 – 2 = 2 (мест) — больше в четырехместной лодке; 4) 6 : 2 = 3 (лод.) — четырехместные; 5) 8 – 3 = 5 (лод.) — двухместных. Проверка: 2•5 + 4•3 = 22; 22 = 22.

Слайд 11

Арифметический метод 1) 4•8 = 32 (тур.) — разместилось бы, если все лодки были бы четырехместные; 2) 32 – 22 = 10 (тур.) — сверх данного в задаче количества; 3) 4 – 2 = 2 (мест) — больше в четырехместной лодке, чем в двухместной; 4) 10 : 2 = 5 (лод.) — двухместных; 5) 8 – 5 = 3 (лод.) — четырехместные.

Слайд 12

Алгебраический метод Обозначим через x число двухместных лодок, тогда четырехместных лодок 8 – x. Уравнение, составленное по условию задачи, примет вид: 2•x + 4•(8 – x) = 22. Решение данного уравнения доступно лишь ученику более старшего школьного возраста.

Слайд 13

Метод перебора 2-ух местные 4-х местные Всего туристов 1 7 30>22 2 6 28>22 3 5 26>22 4 4 24>22 5 3 22=22

Слайд 14

Метод рационального подбора Поскольку общее число лодок равно 8, то наиболее удачным следует считать подбор, начиная со среднего варианта — 4 четырехместные лодки и 4 двухместные лодки. А затем, оттолкнувшись от полученного результата (22 туриста), выйти на решение, уменьшив на 1 число четырехместных лодок. Полезно также еще до решения сделать прикидку: — если бы все лодки были двухместные, то 2•8 = 16 туристов могли бы разместиться в них; — если бы все лодки были четырехместные, то 4•8 == 32 туриста могли бы разместиться в них. Данное в условии задачи общее количество туристов (22) ближе к 16, чем к 32, следовательно, двухместных лодок было больше, чем четырехместных, например 5 и 3 .

Слайд 15

Метод предположения ответа Предположим, что из 8 лодок только 3 лодки были двухместные, а остальные 5 — четырехместные. Узнаем, сколько туристов можно рассадить в лодки при этом условии: 2•3 + 4•5 = 26 туристов. Получили, что 26 > 22 (полученное число больше данного общего количества туристов). При принятой гипотезе количество туристов увеличилось бы на 4, так как 26 – 22 = 4. Уберем из каждой четырехместной лодки по 2 туриста, так как в каждой четырехместной лодке на 2 места больше, чем в двухместной (4 – 2 = 2). Теперь узнаем, на сколько принятая гипотеза больше истинного ответа: 4 : 2 = 2 лодки, поэтому количество четырехместных лодок равно 5 – 2 = 3, а двухместных 8 – 3 = 5 или 3 + 2 = 5 лодок. Способом установления соответствия между данными и искомыми легко определяется правильность решения предложенной задачи: 2•5 + 4•3 = 22, 22 = 22.

Слайд 16

Задачи на предположение 1. Для своего участия в школьном спектакле «Ромео и Джульетта» Вася купил 10 пуговиц двух видов — по 3 и по 4 р., на общую сумму 34 р. Сколько пуговиц каждого вида купил Вася? 2*. Имеющийся в магазине центнер картофеля разложили в 26 пакетов по 5 и по 3 кг. Сколько тех и других пакетов потребовалось? 3. Для детского сада купили 10 игрушек на 39 р. 60 к. За каждый мяч заплатили по 3 р. 30 к., а за куклу — по 5 р. 50 к. Сколько купили кукол и сколько мячей? 4. Для уроков труда всем 17 мальчикам 3 класса купили наборы инструментов. Нужного количества одинаковых наборов в магазине не оказалось, и пришлось купить наборы разных видов — по 63 и по 87 р., на общую сумму 1311 р. Сколько наборов инструментов каждого вида куплено?

Слайд 17

Предположим, что из 8 лодок только 3 лодки были двухместные, а остальные 5 — четырехместные. Узнаем, сколько туристов можно рассадить в лодки при этом условии: 2•3 + 4•5 = 26 туристов. Получили, что 26 > 22 (полученное число больше данного общего количества туристов). При принятой гипотезе количество туристов увеличилось бы на 4, так как 26 – 22 = 4. Уберем из каждой четырехместной лодки по 2 туриста, так как в каждой четырехместной лодке на 2 места больше, чем в двухместной (4 – 2 = 2). Теперь узнаем, на сколько принятая гипотеза больше истинного ответа: 4 : 2 = 2 лодки, поэтому количество четырехместных лодок равно 5 – 2 = 3, а двухместных 8 – 3 = 5 или 3 + 2 = 5 лодок. Способом установления соответствия между данными и искомыми легко определяется правильность решения предложенной задачи: 2•5 + 4•3 = 22, 22 = 22.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приёмы решения нестандартных задач в начальной школе. Практико-ориентированная монография.

                         В монографии описаны методы и приемы решения задач, практикуемые в начальных классах школы в применении...

Методические рекомендации " Как решать открытые задачи в начальной школе".

Нельзя птицу учить летать в клетке.Нельзя вырастить «творческий мускул»,не вылетев на простор заданий «открытых» — допускающих разные подходы к решению,разную степен...

Сообщение на тему «Методика работы над нестандартными задачами в начальной школе»

Сообщение на тему «Методика работы над нестандартными задачами в начальной школе»...

Работа над нестандартными задачами в начальной школе

В статье представлен материал методического семинара "Работа над нестандартными задачами, развитие аналитического и логического мышления младшего школьника в рамках внедрения ФГОС". Семинар ...

Решение нестандартных задач в начальной школе

В пособии представлены виды различных математических  задач и  способы  их решения. Данный материал поможет учителю начальных классов при подготовке обучающихся к ВПР....

"Виды и способы решения нестандартных задач в начальной школе"

В данной презентации содержится классификация нестандартных задач, решаемых в начальной школе, приводятся способы оформления решения логических задач....