Работа над нестандартными задачами в начальной школе
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Аитова Марина Сергеевна

В статье представлен материал методического семинара "Работа над нестандартными задачами, развитие аналитического и логического мышления младшего школьника в рамках внедрения ФГОС". Семинар освещает проблему, актуальность работы данного направления. Рассматриваются некоторые виды логических задач и способы их решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx32.04 КБ

Предварительный просмотр:

Всем известно, что решение задач представляет особую трудность в обучении. Особенно труден этап анализа текста задачи. Но так как эта работа неотъемлемая часть урока математики, а всякое трудное действие вызывает у детей негатив, то, для поддержания интереса необходимо разнообразить виды деятельности, пробудить заинтересованность, удивление. Поэтому того обязательного минимума задач, который предусмотрен действующими учебниками, бывает недостаточно. Дети на протяжении определенного отрезка времени мыслят по шаблону, перейти на новый тип задачи им бывает трудно. И тут нам на помощь приходят нестандартные задачи. Поддерживая интерес к таким заданиям, мы воспитываем интерес к математике как к науке. Решать нестандартные задачи желательно ежедневно, так как они развивают умение анализировать, сравнивать, классифицировать, необходимое не только на уроках математики, развивают творческие способности. Решение нестандартных задач это искусство, которым можно владеть лишь в результате глубокого постоянного анализа действий по решению задач и постоянной тренировки в решении разнообразных задач. Нестандартная задача - это задача, решение которой для данного ученика не является известной цепью известных действий. Включая нестандартные задачи в урок, необходимо помнить, что они должны соответствовать теме урока или серии уроков и возрастным особенностям детей.

Нестандартные задачи по математике, используемые в начальной школе, условно можно разделить на следующие группы:

  • задачи на взвешивание
  • задачи на переливание;
  • задачи, решаемые с «конца»;
  • задачи на установление взаимно-однозначного соответствия между множествами;
  • задачи о лжецах;
  • задачи о переправах;
  • задачи, решаемые с помощью логических выводов и т.д.

Способы решения логических задач:

  • способ рассуждений;
  • способ составления таблиц;
  • способ построения графов;
  • способ  кругов Эйлера

Задачи на взвешивание – достаточно распространенный вид математических задач.  В таких задачах от решающего требуется выделить отличающийся по весу предмет за ограниченное число взвешиваний.

        Поиск решения в этом случае осуществляется путем операций сравнения  не только одиночных элементов, но и групп элементов между собой.

Задача:

Из девяти монет одна фальшивая: она легче остальных. Как за два взвешивания на чашечных весах без гирь определить, какая именно монета фальшивая?

Решение:

Разобьём монеты на 3 кучки по 3 монеты.

Первое взвешивание: положим по 3 монеты на каждую чашку весов.

Возможны два варианта:

1.Равновесие.

     Тогда на весах только настоящие монеты, а фальшивая среди  тех монет, которые не взвешивались.

2.Одна из кучек легче.

          Значит в ней фальшивая монета.

Второе взвешивание: теперь требуется найти фальшивую среди трёх монет (по методу первого взвешивания).

Задачи на переливание – это задачи, в которых с помощью сосудов известных ёмкостей требуется отмерить некоторое количество жидкости.

Задача:

В восьмилитровом бидоне находится молоко. Как при помощи пятилитрового бидона и трёхлитровой банки отмерить 4 литра молока?

Решение:

Бидон 8л

8

3

3

6

6

1

1

4

Бидон 5л

0

5

2

2

0

5

4

4

Банка 3л

0

0

3

0

2

2

3

0

Задачи  на установление  взаимнооднозначного соответствия между множествами

Многие логические задачи  связаны с рассмотрением нескольких конечных множеств с одинаковым количеством элементов, между которыми имеются некоторые зависимости.           Требуется установить взаимнооднозначное соответствие между элементами данных множеств. Решение задач такого типа оформляется в виде таблицы. Элементы одного множества располагаются по строкам, другого – по столбцам. Если по условию задачи между элементами множеств есть соответствие, то в клетке на пересечении данных строки и столбца ставится «плюс», в случае отсутствия зависимости – «минус». Рассмотрим этот метод на примере конкретных задач.

Задача:

Наташа, Валя, Маша, Галя и Лена вырезали из бумаги разные фигуры. Кто-то вырезал круг из бумаги в клетку, кто-то круг из бумаги в линейку, кто-то квадрат из бумаги в клетку, кто-то квадрат из бумаги в линейку, а кто-то флажок из белой бумаги. Галя и Валя вырезали круги. Галя и Наташа вырезали из бумаги в клетку. Наташа и Маша вырезали квадраты. Кто что вырезал?

Решение:

Наташа

Валя

Маша

Галя

Лена

 клетка

-

-

+

       линейка

+

-

        клетка

+

-

        линейка

+

             белый

+

Задачи, решаемые с «конца».  Выделение данных задач в отдельную группу связано со способом рассуждения при решении, которое выполняется с «конца» задачи. В математической литературе он назван методом инверсии.  

  Простейшим примером такой стратегии может служить игра в  лабиринты, нарисованные на бумаге, которые нужно проходить с помощью карандаша.

 Задача:

Крестьянин и царь. Крестьянин пришел к царю и попросил: “Царь, позволь мне взять одно яблоко из твоего сада”. Царь ему разрешил. Пошел крестьянин к саду и видит: весь сад огорожен тройным забором. Каждый забор имеет только одни ворота, и около каждых ворот стоит страж. Подошел крестьянин к первому стражу и сказал: “Царь разрешил мне взять одно яблоко из сада”. “Возьми, но при выходе должен будешь отдать мне половину яблок, что возьмешь, и еще одно”, – поставил условие страж. Это же повторили ему второй и третий. Сколько яблок должен взять крестьянин, чтобы после того, как отдаст  части трем стражам, у него осталось одно яблоко?»

Решение:

(1+1)*2=4 – третьи ворота

(4+1)*2=10 – вторые ворота

(10+1)*2=22 – первые ворота

Надо собрать 22 яблока.

Помните, что решение задач - есть вид творческой деятельности, а поиск решения - процесс изобретательства. В умении решать нестандартные задачи входят моральные качества: настойчивость, терпение, воля к победе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над текстовой задачей в начальной школе

Материал содержит рекомендации для начинающих учителей....

Презентация "Методические рекомендации по использованию нестандартных задач в начальной школе"

В  данной презентации раскрываются способы решения задач на предположения...

Методы и приёмы решения нестандартных задач в начальной школе. Практико-ориентированная монография.

                         В монографии описаны методы и приемы решения задач, практикуемые в начальных классах школы в применении...

Сообщение на тему «Методика работы над нестандартными задачами в начальной школе»

Сообщение на тему «Методика работы над нестандартными задачами в начальной школе»...

Решение нестандартных задач в начальной школе

В пособии представлены виды различных математических  задач и  способы  их решения. Данный материал поможет учителю начальных классов при подготовке обучающихся к ВПР....

"Виды и способы решения нестандартных задач в начальной школе"

В данной презентации содержится классификация нестандартных задач, решаемых в начальной школе, приводятся способы оформления решения логических задач....