Рабочая программа по изобразительному искусству. 1 класс. УМК "Начальная школа 21 века"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) по теме

 

Рабочая программа

 

по курсу: «Изобразительное искусство».

1 класс (базовый уровень).

 

Учебник: «Изобразительное искусство» для 1 класса четырёхлетней начальной школы. Савенкова Л. Г., Ермолинская Е. А.

                                                                                                                                                                          Издательство «Вентана - Граф»

 

Учитель: Никанорова Светлана Николаевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_izobrazitelnomu_iskusstvu_1_klass.docx78.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-

Средняя общеобразовательная школа №8

города Мценска

Рабочая программа

по курсу: «Изобразительное искусство».

1 класс (базовый уровень).

на 2013 – 2014 учебный год.

Количество часов в неделю – 1.

            УМК «Начальная школа 21 века»

Учебник: «Изобразительное искусство» для 1 класса четырёхлетней начальной школы. Савенкова Л. Г., Ермолинская Е. А.

Издательство «Вентана - Граф»,2012 г.

Учитель: Никанорова Светлана Николаевна

 Мценск-2013

Пояснительная записка

Рабочая программа по Изобразительному искусству  разработана  на основе Концепции стандарта второго поколения,  требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, фундаментального ядра содержания общего образования, примерной программы по  изобразительному искусству и   авторской программы« Изобразительное искусство 1-4 классы.» Л. Г. Савенкова ( Сборник программ к комплекту учебников « Начальная школа XXI века». – 3 – е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана – Граф, 2013.) с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

Структура методических разработок в целом соответствует учебной программе, в которой реализуется принцип полихудожественного воспитания и учитываются требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

В программе отражены следующие важнейшие программные ориентиры:

Основные направления развития учащихся:

  1. Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму.
  2. Развитие фантазии и воображения (воспитание творческой инициативы).
  3. Художественно – образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика).

Цели курса:

  • Развитие у ребёнка эмоционально – образной сферы, интереса к разнообразию цвета, света, форма, звуков, предметов, движений и ритмов, запахов и ароматов, интонаций и настроений в природе, в предметном окружении и в искусстве; формирование умения наблюдать за предметным миром и природой, видеть, слышать, чувствовать;
  • развитие умения понимать явления художественной культуры, их роль в жизни общества и человека;
  • формирование практических навыков художественной деятельности;
  • развитие зрительного восприятия и зрительной памяти, композиционной культуры, пространственного мышления, фантазии, визуального воображения и комбинаторики;
  • развитие умения передавать в отчётливых образах реальный мир и мир воображаемый, отображать окружающий мир в творчестве.

Задачи (учебные и личностные):

  • развитие пространственного мышления и представлений о пространстве в разных видах искусства;
  • развитие представлений о форме в окружающей действительности и в искусстве, активизация интереса к предметам и разнообразию форм;
  • развитие представлений о цвете в окружающем мире и в искусстве: цвет в природе (вода, воздух, радуга, солнце, огонь, растения, животные); цвет и форма, цвет и настроение; формирование индивидуального чувства цвета;
  • знакомство с понятием композиции; формирование представлений о возможностях и роли композиции в художественном произведении; развитие основ проектного мышления, освоение изобразительной поверхности листа.

Виды деятельности учащихся:

  • работа на плоскости;
  • работа в объёме и пространстве;
  • декоративно-прикладная деятельность;
  • художественное восприятие.

Общая характеристика учебного предмета «Изобразительное искусство»

Предполагается решение важнейшей стратегической  национальной задачи – преобразование образовательного стандарта в инструмент опережающего развития образования.

Новизна стандарта второго поколения образовательной области «Искусство» заключается в том, что в нем предлагается развернутое определение целей художественного образования, для которых приоритетом является формирование художественных и культурных компетенций обучающихся, расширение кругозора, развитие образного, ассоциативно-критического мышления, приобретение личностного художественно-творческого опыта, а также выбора путей собственного культурного развития. Приобретенные на базе учебного предмета «Изобразительное искусство» компетенции в комплексе могут стать основой для духовно-нравственного,  гражданского становления личности, ее социализации на базе гуманистических и общечеловеческих ценностей.

              Сегодня в начальной школе закладывается основа формирования учебной деятельности школьника – система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Именно в начальной школе формируется готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, закладываются основы нравственного поведения, определяющего в дальнейшем отношение личности с обществом и окружающими людьми.

 Изучение изобразительного искусства в начальной школе направлено на формирование основ художественной культуры: представлений о специфике изобразительного искусства, потребности в художественном творчестве, общении с искусством, первоначальными понятиями о выразительных возможностях его языка; развитие образного мышления, воображения, учебно-творческих способностей,  формирование  основ анализа произведений искусства, эмоционально-ценностного отношения к миру; овладение практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и различных видов художественно-творческой деятельности (рисунок, живопись, скульптура, народное и декоративно-прикладное творчество,  художественное конструирование); развитие толерантного мышления учащихся;  воспитание культуры межнационального общения в процессе системного, комплексного освоения связей отечественной истории и культуры (с учетом регионального; этнокультурного компонента) и культуры других народов; формирование и развитие  умений и навыков исследовательского поиска.

Включение информационных технологий в учебно-воспитательный процесс является мощным средством повышения эффективности познавательной и практической деятельности обучающихся при изучении изобразительного искусства.

Место курса «Изобразительное искусство» в учебном плане

В федеральном базисном учебном плане на изучение «Изобразительного искусства» отводится 1 час в неделю с I по IV класс. Всего – 135 час ( 1класс – 33 ч; 2 – 4 классы по 34 ч).

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

При изучении каждой темы, при анализе произведений искусства  постоянно делается акцент на гуманистическую составляющую искусства: говорить о таких категориях, как красота, добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы и человеческой жизни.

Результаты изучения курса «Изобразительное искусство»

                     В результате обучения детей изобразительному искусству в начальной школе предполагается достижение следующих результатов:

- личностные результаты:

- в ценностно-ориентационной сфере: формировать основы художественной культуры;  эмоционально-ценностного отношения к миру и художественного вкуса;

- в трудовой сфере: формировать навыки самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческих заданий;

- в познавательной сфере: умения видеть, воспринимать и передавать в собственной художественно-творческой деятельности красоту природы, окружающей жизни, выраженную с помощью средств рисунка, живописи, скульптуры и др.;

Метапредметные результаты изучения изобразительного искусства в начальной школе проявляются: в развитии художественно-образного воображения и мышления; художественной интуиции и памяти; восприятия и суждения о художественных произведениях как основы формирования коммуникативных умений;

Предметные результаты изучения изобразительного искусства проявляются: 

- в познавательной сфере: представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества; осваивать основы изобразительной грамоты, особенности средств художественной выразительности; приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности; различать виды художественной деятельности; узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны окружающего мира и жизненных явлений (с учетом специальной терминологии);

- в ценностно-ориентационной сфере: формировать эмоционально- ценностное отношение к искусству и к жизни на основе лучших отечественных художественных традиций (произведений искусства); развивать художественный (эстетический) вкус; видеть и понимать проявления художественной культуры вокруг (музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, народное и декоративно-прикладное искусство); понимать и уважать культуру  других народов;

- в коммуникативной сфере: формировать основы коммуникативной культуры в процессе выполнения коллективных художественно-творческих работ, а также освоения информационных коммуникаций;

- в эстетической деятельности: развивать художественный вкус, воображение, фантазию; формировать эмоциональное, интеллектуальное восприятие на основе различных видов изобразительного искусства;  умения воспринимать эстетические ценности, заложенные в пластических искусствах, высказывать свое отношение к произведениям искусства; формировать устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа, достижениям мировой культуры; формировать эстетический кругозор;

- в трудовой сфере: применять в собственной творческой деятельности средства художественной выразительности, различные материалы и техники.

          Для учебного курса «Изобразительное искусство» на базовом уровне приоритетом является: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; устанавливать несложные реальные связи и зависимости; сопоставлять, классифицировать, оценивать феномены культуры и искусства; осуществлять поиск, отбор и обработку необходимой информации в источниках различного типа; использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ; понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности; определять собственное отношение к  произведениям классического и современного искусства; осознавать свою культурную и национальную принадлежность.

Ведущими подходами при изучении предмета являются деятельностный и проблемный. Особое значение необходимо придавать формированию основ критического мышления на основе восприятия и анализа произведений изобразительного искусства, а также понимания роли искусства в жизни человека.

Изучение изобразительного искусства располагает возможностями реальной интеграции со смежными предметными областями (музыка, история и обществоведение, русский язык и литература, технология и др.). Появляется возможность выстраивания системы межпредметных и надпредметных связей, интеграции основного и дополнительного образования посредством обращения к реализации художественно-творческого потенциала учащихся, синтезу обучения и воспитания, реализуемому в проектной деятельности. Творческая деятельность с использованием различных художественных материалов и техник может быть дополнена творческими проектами на основе компьютерных мультимедийных технологий, с использованием  музейной педагогики и т.п.

Личностные результаты освоения курса ИЗО:

а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;

б) воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;

в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

г) формирование духовных и эстетических потребностей;        

д) овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

Предметные результаты:

а) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;

б) ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;

в) ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;

в) первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;

г) получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.

Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых

поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.

Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД

• Проговаривать последовательность действий на уроке.

• Учиться работать по предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные УУД

• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

• Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

• Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ОКАНЧИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ

Восприятие искусства и виды художественной деятельности

Выпускник научится:

• различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

• различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;

• эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;

• узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;

• приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.

Выпускник получит возможность научиться:

• воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;

• видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д. в природе, на улице, в быту);

• высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.

Азбука искусства. Как говорит искусство?

Выпускник научится:

• создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

• использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;

• различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать

их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;

• создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ  человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;

• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания

выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;

• использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).

Выпускник получит возможность научиться:

• пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной  художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;

• моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;

• выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.

Значимые темы искусства.

О чём говорит искусство?

Выпускник научится:

• осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;

• выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.

Выпускник получит возможность научиться:

• видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;

• понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;

• изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним своё отношение;

• изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.

Содержание курса «Изобразительное искусство» 1 класс

Тема раздела

Программное содержание

Характеристика деятельности детей

(универсальные учебные действия)

Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир)

(16 ч)

Развитие фантазии и воображения

(11 ч)

Художественно – образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика)

(6 ч)

1.Изучение окружающего мира и мира природы связь изобразительного искусства с природой)

2.Формирование представлений о происхождении искусства. Наскальная живопись, рисунки древних людей. Чем и как рисовали люди.

Инструменты и художественные материалы современного художника

3.Развитие умения наблюдать за изменениями в природе, формирование умения передавать в цвете своё впечатление от увиденного в природе и окружающей действительности.

4.Освоение всей поверхности листа и её гармоничное заполнение. Первые представления о композиции.

5. Развитие представлений об основных направлениях: вертикально, горизонтально, наклонно. Передача в рисунке своих наблюдений.

6. Развитие интереса к разнообразию цвета, форм и настроений в природе и окружающей действительности. Изображение предметов в открытом пространстве.

7. Развитие понятия зрительной глубины и её в рисунке: выделение первого плана., главного элемента в композиции.

 8. Развитие умения наблюдать за изменениями в природе и окружающей жизни. Развитие представлений о пространстве в искусстве.

9. Получение нового цвета путём смешивания двух красок, выполнение плавных переходов одного цвета в другой. Наблюдение: изменение цвета с помощью белой краски.

10. Развитие интереса к объектам животного мира. Наблюдение за красотой и выразительностью движений зверей, птиц, рыб.

11. Формирование представлений о рельефе. Лепка рельефа: развитие понятий ближе — ниже, дальше — выше. Загораживание предметов в рисунке с сохранением их взаимного расположения: «рядом», «над», «под».

12. Развитие индивидуального чувства формы.

13. Передача движения в объёме, знакомство с понятием динамики. Формирование представлений о соразмерности изображаемых объектов.

14. Стилизация природных форм как приём их перевода в декоративные. Освоение техники бумажной пластики.

15. Изображение по представлению с помощью линий, разнообразных по характеру начертания. Передача ощущения нереальности сказочного пространства: предметы, люди в пространстве.

16. Конкретное, единичное в пространстве природы и жизни.

Навыки работы гуашевыми красками. Развитие представлений о цвете в декоративном искусстве: цвет и краски. Цвет и форма в искусстве. Цвет и настроение

1.Развитие ассоциативного мышления. Освоение техники работы кистью и палочкой, «кляк- сографии».

2.Развитие представлений о контрастных и нюансных (сближенных) цветовых отношениях. Передача сюжета в работе. Развитие умения выстраивать свой сюжет.

3.Развитие ассоциативных форм мышления. Звуки окружающего мира. Передача настроения, впечатления от услышанного в цвето- музыкальных композициях.

4. Изображение движения.

5. Развитие интереса и внимания к цвету в живописи, звукам в музыке, словам в стихах, ритму, интонации. Развитие наблюдательности, умения видеть необычное в обычном.

6. Связь между звуками в музыкальном произведении, словами в стихотворении и в прозе. Различение звуков природы и окружающего мира. Прогулки в лес, парк, по городу, зоопарку.

        

7. Скульптура как вид изобразительного искусства. Пластические мотивы в объёмной форме.

8. Работа с крупными формами. Конструирование замкнутого пространства.

Создание глубинно- пространственной ком - позиции, в том числе по мотивам литературных произведений.

9. Творческая деятельность по оформлению помещения (интерьера).

10. Форма и украшение в народном искусстве.

11. Контраст и нюанс в цвете и форме, в словах, звуках музыки, настроении.

1.Изобразительное искусство среди других искусств. Связь изобразительного искусства с действительностью.

2. Материалы и инструменты художника (холст, кисти, краски, карандаш, бумага, камень, металл, глина).

3. Представление о картине, рисунке, скульптуре, декоративной композиции, произведениях декоративно-прикладного искусства. Их эстетические особенности.

4. Наблюдение за изменениями цвета и настроения в природе, многообразие цветовых оттенков осенних листьев.

Экскурсия в парк или в лес.

5.Представление о работе художника-скульптора и о скульптуре. Скульптура в музее и вокруг нас. Образы людей и животных в скульптуре. Выразительность формы и силуэта в скульптуре.

6.Знакомство с крупнейшими музеями России. Государственная Третьяковская галерея. Государственный Эрмитаж. Музей под открытым небом.

Работа на плоскости

Познавательные:

Изучать окружающий предметный мир и мир природы, наблюдать за природными явлениями.

Различать характер и эмоциональные состояния в природе и искусстве, возникающие в результате восприятия художественного образа (связь изобразительного искусства с природой).

Изучать природные объекты (камни, листья, ракушки, кору деревьев и др.).

Наблюдать за окружающими предметами, деревьями, явлениями природы, настроением в природе и конструктивными особенностями природных объектов.

Размещать на рисунки предметы в разных положениях.

Представлять и передавать в рисунке направления: вертикально, горизонтально, наклонно.

Иметь представление о набросках и зарисовках.

Работать разными мягкими материалами.

Наблюдать за животными и изображать их.

Наблюдать за красотой и выразительностью движений зверей, птиц, рыб (экскурсии в зоопарк, просмотр фильмов, телепередач).

Регулятивные:

Создавать цветовые композиции на передачу характера светоносных стихий в природе (грозы, огня, дождя, северного сияния, радуги, цветущего луга). Овладевать приёмами работы красками и кистью.

Представлять, откуда и когда появилось искусство. 

Развивать способность наблюдать и замечать разнообразие цвета и формы в природе.

Выбирать материал и инструменты для изображения.

Передавать в цвете своё настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности. Передавать с помощью линии и цвета нужный объект.

Изображать по памяти и представлению.

Осваивать, гармонично заполнять всю поверхность изобразительной плоскости.

Уметь замечать и передавать в рисунке разнообразие цвета. Форм и настроений в природе и окружающей действительности (формы вещей, звуки и запахи в природе, движение людей, животных, птиц).

Получать сложные цвета путём смешивания двух красок (жёлтый — красный, синий — жёлтый, красный — синий); составлять оттенки цвета, используя белую и чёрную краски.

Использовать основные правила композиции: главный элемент в композиции, его выделение цветом и формой.

Выполнять этюды в пластилине или глине по памяти и наблюдению. Создавать коллективные композиции из выполненных игрушек.

Коммуникативные:

Рассматривать и обсуждать картины, выполненные детьми, обращать внимание на особенности работы на листе.

Личностные:

Иметь представление о том, что у каждого живого существа своё жизненное пространство, уметь передавать его в рисунке.

Передавать с помощью цвета настроение, впечатление в работе, создавать художественный образ.

Работа в объёме и пространстве

Познавательные:

Изображать предметы в рельефном пространстве: ближе — ниже, дальше — выше. Передавать простейшую плановость пространства и динамику (лепка в рельефе с помощью стеки)

Осваивать лепку из целого куска (глина, пластилин). 

Регулятивные:

Передавать в объёме характерные формы игрушек по мотивам народных промыслов.

Передавать в декоративной объёмной форме характерные движения животного.

Представлять соразмерность форм в объёме.

Представлять и создавать несложные декоративные объёмные композиции из цветного пластилина с использованием готовых форм.

Создавать коллективные композиции.

Коммуникативные:

Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

 Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

Личностные:

Проявлять интерес к окружающему предметному миру и разнообразию форм в образах народного искусства.

Декоративно-прикладная деятельность

Познавательные:

Уметь наблюдать и замечать изменения в природе и окружающей жизни. Вносить свои изменения в декоративную форму.

Работать с готовыми формами.

Уметь работать графическими материалами: карандашом, фломастером и др.

Иметь представление о стилизации: пе ревод природных форм в декоративные. Создавать несложный орнамент из элементов, подсмотренных в природе (цветы, листья, трава, насекомые, например жуки, и др.).

Уметь работать с палитрой и гуашевыми красками.

Регулятивные:

Создавать коллективные работы

Создавать свободные композиции по представлению с помощью разнообразных линий.

Развивать представление о различии цвета в искусстве и окружающем предметном мире.

Понимать взаимодействие цвета и формы в декоративном искусстве; цвета и настроения.

Создавать подарки своими руками.

Уметь видеть и передавать необычное в обычном

Коммуникативные:

Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

 Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Личностные:

Формировать у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;

воспитывать уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;

Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

Формировать духовных и эстетических потребностей;

Овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

Воспитывать готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

Отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

Работа на плоскости

Познавательные:

Отображать контраст и нюанс в рисунке.

Наблюдать и замечать изменения в природе в разное время года.

Проводить линии разной толщины — вертикальные, горизонтальные, изогнутые.

Находить в книгах, журналах фотографии, на которых передано разное состояние природы.

Передавать движение и настроение в рисунке.

Создавать коллективное панно. Бумага, гуашь.

Уметь работать в группе.

Создавать собственные творческие работы по фотоматериалам и собственным наблюдениям.

Сравнивать контраст и нюанс в музыке и танце, слове; повседневные звуки с музыкальными (нахождение различий и сходства).

Проводить самостоятельные исследования на тему «Цвет и звук».

Наблюдать и передавать динамику, настроение, впечатление в цветомузыкальных композициях (цветовые композиции без конкретного изображения). Примерные задания: бегущее животное или птицы; ветер в траве или среди деревьев; музыка ветра и дождя.

Понимать связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и в прозе.

Различать звуки природы (пение птиц, шум ветра и деревьев, стук дождя, гул падающей воды, жужжание насекомых и др.) и окружающего мира (шум на улице, звуки машин, голоса людей в доме, в школе, в лесу).

Работать графическими материалами: акварель, пастель.

Регулятивные

Уметь импровизировать в цвете, линии, объёме на основе восприятия музыки, поэтического слова, художественного движения.

Уметь работать кистью (разных размеров) и палочкой (толстым и острым концом).

Создавать цветовые композиции по ассоциации с музыкой.

Передавать движение и настроение в рисунке.

Создавать коллективное панно. Бумага, гуашь.

Уметь работать в группе.

Фиксировать внимание на объектах окружающего мира.

Импровизировать на темы контраста и нюанса (сближенные цветовые отношения).

Коммуникативные:

Уметь описать словами характер звуков, которые «живут» в этом уголке природы.

Личностные:

воспитывать уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;

Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

Формировать духовных и эстетических потребностей;

Овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

Воспитывать готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

Отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

Работа в объёме и пространстве

Познавательные:

Вычленять в окружающем пространстве художественно-организованные объёмные объекты.

Работать с крупными формами.

Конструировать замкнутое пространство, используя большие готовые формы (коробки, упаковки, геометрические фигуры, изготовленные старшеклассниками или родителями).

Конструировать из бумаги и создавать народные игрушки из ниток и ткани.

Регулятивные:

Создавать глубинно-пространственную композицию, в том числе по мотивам литературных произведений. Использовать в работе готовые объёмные формы, цветную бумагу, гуашь.

Украшать интерьер аппликацией или росписью.

Коммуникативные:

Улавливать и передавать в слове свои впечатления, полученные от восприятия скульптурных форм.

Личностные:

Воспитывать уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;

Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

Формировать духовных и эстетических потребностей;

Овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

Воспитывать готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

Отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

Декоративно – прикладная деятельность

Познавательные:

Создавать образ интерьера по описанию.

Выполнять работы по созданию образа интерьера по описанию оформления помещения (класса, рекреации, сцены в школе) к празднику, для торжественных случаев, событий в классе и др.

Передавать контрастные и нюансные цветовые отношения в небольших композициях в технике отрывной аппликации, с помощью гуаши или акварели.

Регулятивные:

Использовать материал литературных образов в лепке (герои сказок, декоративные мотивы).

Создавать из работ коллективные композиции.

Привносить свой предмет в создаваемое пространство, не нарушая его целостности.

Коммуникативные:

Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

 Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Личностные:

Воспитывать уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;

Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

Формировать духовных и эстетических потребностей;

Овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности.

Познавательные:

Отличать материалы и инструменты художников — живописца, графика, прикладника, архитектора, скульптора.

Понимать, каким образом художник изображает предметы и события.

Различать жанры изобразительного искусства и уметь их группировать, представить и объяснить.

Различать средства художественной выразительности

Наблюдать и воспринимать и эмоционально оценивать картину, рисунок, скульптуру, декоративные украшения изделий прикладного искусства.

Проводить коллективные исследования о творчестве художников.

Регулятивные:

Воспринимать и эмоционально оценивать образную характеристику произведений художника.

Воспринимать и оценивать скульптуру в музее и в окружающей действительности.

Выполнять зарисовки по впечатлению от экскурсий, создавать композиции по мотивам увиденного.

Коммуникативные:

Участвовать в обсуждениях на темы: «Какие бывают художники: живописцы, скульпторы, графики», «Что и как изображает художник-живописец и художник- скульптор».

Высказывать своё эстетическое отношение к работе.

Выражать своё отношение и объяснять роль и значение искусства в жизни.

Участвовать в беседах о красоте пейзажа в природе и искусстве; об отображении времён года в пейзажной живописи, в музыке и поэзии.

Представлять особенности работы скульптура, архитектора, игрушечника, дизайнера.

Называть и объяснять понятия: форма, силуэт, пропорции, динамика в скульптуре.

Понимать и объяснять роль и значение музея в жизни людей. Комментировать видеофильмы, книги по искусству.

Личностные:

Формировать у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства.

Воспитывать уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей.

Развивать самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач.

Формировать духовных и эстетических потребностей.

Овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности.

Воспитывать готовности к отстаиванию своего эстетического идеала.

Отрабатывать навыков самостоятельной и групповой работы.


Календарно – тематическое планирование 1 класс

№ урока п/п

Раздел

Тема урока

Предметное содержание

Кол-во часов

Дата

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

Развитие дифференци-рованного зрения: перенос наблюдаемого в художествен-ную форму.

Развитие фантазии и воображения.

Художественно – образное восприятие изобразитель-ного искусства  (музейная педагогика).

Работа на плоскости . Художник – живописец. Осенние листочки.

Работа на плоскости. Наскальная живопись древних людей. Почему камни такие красивые?

Работа на плоскости.  Знакомство с палитрой. Листопад.

Работа на плоскости.  Изобразительная плоскость. Мы гуляли в лесу. (проект на плоскости).

Работа на плоскости. Художник – график. Строится новый дом.

Работа на плоскости. Рисование с натуры предметов разной формы в сравнении с другими предметами.

Работа на плоскости. Зарисовки, этюды на передачу настроения в цвете. Заколдованный зимний сад Снежной королевы.

Работа на плоскости. Освоение жизненного пространства человека и животного. Мышка в норке.

Работа на плоскости. Причудливые облака в небе.

Работа в объёме и пространстве. Художник – скульптор. Рыбы.

Работа в объёме и пространстве. Представление о рельефе. Корабли в море.

Работа в объёме и пространстве.  Художник – прикладник. Народная игрушка: «Петушок».

Работа в объёме и пространстве. На водопой.

Декоративно – прикладная деятельность.  Великий художник природа. Листья с волшебного дерева.

Декоративно – прикладная деятельность. Перевод реального изображения в декоративное. «Баю – бай…». Колыбельная.

Декоративно – прикладная деятельность. Выполнение декоративного фриза. Лунные цветы.

Работа на плоскости. Освоение  техник работы «от пятна» и «по сырому». Изображение животного, образа которого создан в музыке. Сказочные птицы.

Работа на плоскости. Создание картин фантазий. Дворец царя Нептуна.

Работа на плоскости. Музыка и звуки природы в живописных цветовых композициях. Рисуем звуки и мелодии.

Работа на плоскости. Передача движения. Бегущее животное.

Работа на плоскости. Дворец снежной Королевы.

Работа на плоскости. Импровизация. Как звучит мой дом, улица, город.

Работа в объёме и пространстве. Художник – скульптор. Лесовик.

Работа в объёме и пространстве. Художник – архитектор. Проектирование окружающей среды.  Детская площадка.

Декоративно – прикладная деятельность. Внутреннее архитектурное пространство и его украшение. Праздник в сказочном городе.

Декоративно – прикладная деятельность. Работа с литературными сказочными произведениями.  Путешествие по сказкам.

Декоративно – прикладная деятельность. Контраст и нюанс в разных видах искусства. Творческая работа « Солнечно и пасмурно».

 Изобразительное искусство среди других видов искусств.

Материалы и инструменты художника.

Представление о видах изобразительного искусства. (живописном полотне. Рисунке, скульптуре, декоративной композиции).

Экскурсия «Сколько цветов у природы?»

Художник – скульптор и его работы.

Крупнейшие музеи России: Третьяковская галерея, Эрмитаж.

Подведение детей к  эмоционально – образной характеристике восприятия осенней листвы. Пробуждение интереса к разнообразию форм и цвета листьев в осеннее время года, особенностям их движения  при листопаде; выделение из общей информации о времени года запахов осени, звуков шумов (шуршание листвы, звук ветра, тишина леса).

Умение видеть и замечать красивое и необычное в природе и в повседневной жизни, находить  интересное в обыденном. Воспитание любви и бережного отношения к природе, потребности познавать, оберегать и защищать её.

Умение видеть и замечать красивое и необычное в природе: оттенки осеннего неба, цвет, форму облаков, их расположение. Передача в цвете своего впечатления от увиденного в природе и окружающем предметном мире.

Умение гармонично заполнять всю поверхность листа. Умение включать в восприятие окружающего мира разные каналы получения информации – слух (шумы и музыка), обоняние (запахи), тактильные ощущения, реакция на температурный режим.

Формирование умения рисовать по наблюдениям.  Развитие представлений об основных направлениях: вертикально, наклонно; передача в рисунках своих наблюдений, приобретёние начального опыта изображения человека в движении.

Развитие умения у детей способности сравнивать, сопоставлять, охватывать объект (реальную картину) целиком, видеть наиболее выразительное, самое характерное, отличительное, особенное. Освоение понятий «ритм», «форма», передача их особенностей в рисунке.

Изображение предметов открытом пространстве; разработка сюжетной композиции в цвете.

Освоение понятий «ритм», «форма», передача их особенностей в рисунке.

Формирование представления о зрительной глубине и умения передавать её в   рисунке (первый план, второй план,  первичное освоение пространства, ориентация в нём и ощущение себя в пространстве). Формирование умения наблюдать за животными, сравнивать их, изображать на рисунке.

Формирование умения составления разнообразных оттенков цвета, получения новых цветов путём смешивания двух красок, выполнения плавных переходов (от красного – к синему, от белого – к чёрному, от жёлтого – к коричневому и т. д.), соотнесение характеров оттенка с временем года, создание с помощью колористического решения нужного настроения в рисунке.

Формирование копилки зрительных образов на основе личных наблюдений (перенос впечатлений в рисунок – выполнение этюдов по памяти). Знакомство со скульптурой как видом изобразительного искусства.

Знакомство со скульптурой как видом изобразительного искусства. И рельефом как видом изобразительного изображения. Формирование представлений о рельефе.

Освоение лепки из целого куска методом исключения лишнего. Знакомство с декоративно – прикладным искусством и народным промыслами. Формирование представлений о стилизации и выработка у детей практических навыков её использования.

Передача движения в объёме, знакомство с понятием динамики; формирование представлений о соразмерности изображаемых объектов. Работа над динамичной двухфигурной композицией из объемных форм.

Знакомство с законами стилизации как способа передачи основных характеристик предмета, делающих его узнаваемым. Освоение приёма стилизации природных форм при их использовании в декоративно – прикладной деятельности. Освоение техники бумажной пластики.

Активизация зрительной памяти при создании композиций по представлению с использованием  разнообразных по характеру начертания линий. Развитие умения наблюдать, стилизовать, переводить реальные знакомые формы в декоративные.

Формирование навыков работы с гуашевыми красками, использование палитры. Развитие представлений о цвете в декоративном искусстве: цвети краски, цвет и форма, цвет и настроение. Освоение навыков создания фантастических композиций, использование знаков стилизации.

Формирование представлений о технике работы «от пятна» и «по сырому». Развитие способности составить свой сюжет на основе предлагаемой ситуации (превращение кляксы в животного). Изображение животного на основе образа, созданного в музыке.

Формирование у детей общего представления о контрастных и нюансных (сближенных) цветовых отношениях. Развитие умения работать с литературными текстами, порождать собственный сюжет при создании картин – фантазий.

Развитие ассоциативных и конструктивных форм мышления. Включение в процесс выстраивания сюжета и звуковых сигналов, голосов окружающего мира. Передача впечатлений от услышанного в цвето - музыкальных композициях.

Создание композиций по впечатлению на передачу динамики, движения; изображение бегущего животного ( под предложенную музыку или рассказ учителя)

Знакомство с понятием «контраст» и «нюанс». Формирование представлений о контрастных и нюансных (сближенных) цветовых соотношениях; сравнение понятий « контраст»  и «нюанс» в изобразительном искусстве, музыке, танце. Развитие интереса к цвету в живописи, звуками в музыке, словами в стихах, ритм, интонации.

Установление связи между звуками в музыкальном произведении, словами в стихах и в прозе. Распознавание звуков окружающего мира: природа (пение птиц, шум ветра и деревьев, дождя, жужжание насекомых и др.) и города (уличный гул, автомобильные сигналы, голоса людей); сравнение повседневных звуков с музыкальными ( различное и общее). Создание цветовых этюдов на передачу характера и особенностей звуков (без конкретного изображения); выполнение быстрых графических  зарисовок по впечатлению, по памяти.

Знакомство со скульптурой как видом изобразительного искусства. Развитие внимания к непосредственного окружению, умения выделять из художественно – организованной среды произведения скульптуры, порождать пластические образы и воплощать их в объёмной форме.  Формирование способности осознавать и передавать в слове собственные впечатления, полученные от восприятия скульптурных форм.

Знакомство  с работой художника – архитектора, особенностями и возможностями проектирования окружающей среды.  Создание глубинно – пространственной композиции, в том числе по мотивам литературных произведений ( работа в гриппах по 3 – 5 человек); использование в работе готовых объёмных форм, цветной бумаги, гуаши.

Знакомство с основами декоративно – прикладной деятельности, простейшими украшениями окружающей среды. Оформление помещения (класса, рекреации) к празднику, торжественным случаям, событиям в классе.

Создание глубинно – пространственной композиции, в том числе по мотивам литературных произведений ( работа в группах по 3-5 человек). Закрепление навыков использования в работе готовых объёмных форм, цветной бумаги, гуаши.

Создание небольших композиций на передачу контрастных и нюансных цветов отношений в технике отрывной аппликации, гуашью или акварелью. Формирование представлений о том, что нюанс и контраст существуют в разных видах искусства.

Формирование у детей начальных представлений об изобразительном искусстве, художественных материалах, изобразительных средств, которыми пользуется художник, о связи искусства с действительностью, об общих свойствах воздействия на человека произведений разных видов искусств.

Формирование у детей представлений о разнообразии художественных материалов, знакомство с некоторыми приёмами работы с ними. Развитие у детей начальных представлений об изобразительном искусстве, инструментах и материалах художника, их разнообразии и особенностях, значении в передаче творческой манеры.

Формирование представлений у школьников представления  о видах изобразительного искусства и т произведениях – картине ( живописном полотне), рисунке, скульптуре, декоративной композиции, произведениях декоративно – прикладного искусства; раскрытие их эстетических способностей.

Обогащение представлений о многообразии цвета и формы в природе, формирование способности видеть, замечать, быть внимательными любознательными. Использовать полученные знания, зрительные образы, цветовые сочетания предметного мира в работе с цветом; формирование потребности обогащать свою цветовую палитру.

Формирование представления о скульптуре как виде изобразительного искусства, об особенностях объёмного изображения. Знакомство с художественными возможностями и языком скульптуры (выразительность формы и силуэта). Формирования умения воспринимать скульптуру как произведение искусства, которое можно видеть в непосредственном окружении, на выставках, в музеях.

Знакомство с крупнейшими музеями России  - Третьяковской галереей, Эрмитажем. Развитие первичных представлений об изобразительном искусстве, о музеях как хранилищах культурного наследия и современных достижений в искусстве, значении искусства в жизни страны.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Материально – техническое оснащение образовательного процесса по предмету «Изобразительное искусство»

Печатные пособия

1.Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. Изобразительное искусство. 1 класс: учебник. – М.: Вентана-Граф,2011г.

2.Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская, Н.В. Богданова. Рабочая тетрадь. 1 класс. – М.: Вентана-Граф, 2012г.

3.Е.А.Ермолинская.  Методические разработки уроков. Органайзер для учителя. 1 класс. – М.: «Вентана - Граф», 2010г.

4. Работ художников.

5. Литературные произведения.

Технические средства обучения:

6.Классная магнитная доска.

7. Мультимедийный проектор.

8.Персональный компьютер.

9. МФУ (сканер, принтер, копир).

Экранно – звуковые пособия

10.Самостоятельно разработанные презентации ( CD- ROM ).

11.Фотографии и иллюстрации.

12. Записи музыкальных произведений.

Материалы и инструменты

13. Альбом для рисования.

14. Акварельные краски.

15. Гуашевые краски.

16. Кисти разных размеров.

17.Палитра.

18. Цветные карандаши.

19. Ножницы.

20. Пластилин.

21. Стеки.

22. Доска для лепки.

23. Фломастеры.

24. Цветная бумага.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса по программе "Начальная школа XXI века"

В данном файле представлены материалы по изобразительному искусству...

рабочая программа по изобразительному искусству по ОС "Школа 2100"

Данная рабочая программа предназначенна для учителей работающих по образовательной системе "Школа 2100" с 1 по 4 класс. Для реализации программного содержания используется УМК по образовательной ...

Рабочая программа по изобразительному искусству для 2класса . "Школа России"

Эта программа предназначена для работы учителя  во 2классе по УМК "Школа России"....

Рабочая программа по изобразительному искусству УМК "Начальная школа 21 века"

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  на основании Основной образовательной программы начальн...

Рабочая программа по изобразительному искусству 1-4 Школа XXI века

Рабочая программа по изобразительному искусству 1-4 Школа XXI века...

Рабочая программа по изобразительному искусству. "Перспективная начальная школа" 4 класс

Рабочая программа составлена на основе авторской программы по изобразительному искусству В.С. Кузина «Программа для общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство 1 – 4 класс...

Рабочая программа по изобразительному искусству Перспективная начальная школа 4 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе ФГОС начального образования для 4 класса...