Конспект урока ИЗО 4 класс
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме

Смирнова Марина Владимировна

Тема урока: "Народные праздники" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_izo_4_kl.docx15.91 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока . Изобразительное искусство  4 класс.

Тема: Народные праздники.

Цели и задачи: дать представление о языческих богах древних славян; познакомить с народными праздниками, обычаями и традициями наших предков; совершенствование навыков изображения человека в движении, в трудовой деятельности; формировать навыки владения графическими  материалами.

Зрительный ряд: иллюстрации с изображением языческих  богов древних славян; репродукции картин Кустодиева.

Музыкальный ряд: русские народные песни.

Ход урока

  1. Организация урока.
  2. Беседа по теме.

Жизнь людей в далеком прошлом очень зависела от природы. Стоит жаркая погода – пропал урожай, пойдут проливные дожди – погниет трава на лугах. Жди зимой голода. Застанут человека в дороге трескучие морозы, снегопады или пыльные бури – собьется с пути, заблудится и может погибнуть. Поэтому люди наделяли природу великой силой, обожествляли.  У славян было много богов (они были язычниками). Одним из них был Перун – бог грома и молнии и одновременно войны и оружия, властелин плодородного дождя. Память о нем сохранилась и до наших дней в названиях горы, растения (перуница) и в загадках.  Даждьбог и Ярило – боги солнца, Стрибог -повелитель  ветра; Волос(Велес) – покровитель скотоводства; Мокошь (Макошь) – божество плодородия и др. На Украине , в Полесье – восход солнца встречали молитвой, обнажая голову. Почитали огонь. Родители передавали его своим детям, начинающим самостоятельную жизнь. Отсюда возник обычай зажигать «вечный огонь» на священных могилах, на Олимпийских играх. Поклонялись Мокоши (изображение женской фигурке) . Ее ласково называли «земля-матушка», «мать сыра земля». Чтилась именно сырая, влажная земля, она дает обильные урожаи.  Весной в землю не разрешалось вбивать колья, до наших дней дошли обычаи целовать землю, хранить горсь родной земли.  Люди населяли духами все живое. Дуб считался священным деревом Перуна. Одним из почитаемых  деревьев была береза, она посвящалась духом добра. В начале ее украшали лентами, вышитыми полотенцами, около березы водили хороводы. Считалось, что в воде жили водяные духи и русалки, в лесу хозяйничал леший, дома охраняли добрые духи – домовые и берегини. (Сообщения о Древнеславянских богах можно предложить заранее подготовить детям)

  1. Практическая работа.

Мастер изображения предлагает изобразить древнеславянских богов или сказочных, фантастических существ. Лучше работать постелью.

  1. Анализ работ.
  2. Продолжение беседы учителя.

Из верований возникли праздники, обряды с игрищами. Зимой в конце декабря колядовали, по домам ходили ряженые с песнями и прибаутками. Хозяева должны были одаривать пришедших.

Ученики читают заранее подготовленные  колядки.

Праздник проводов зимы и встречи весны назывался масленицей. На масленицу катали горящее колесо – символ солнца. На праздники разъезжали на санях, сжигали чучело масленицы. В ночь с 23 на 24 июня был праздник Купалы. Девушки плели венки и пускали их по течению. Этот обычай сохранился до наших дней. Осенью отмечали праздник урожая.  В этот день пекли огромный медовый каравай. За ним прятался человек и спрашивал: «Видно меня?», ему отвечали: «Видно немного, дай бог, чтобы на следующий год совсем не видали». Во время жатвы последний сноп не увозили с поля, а завязывали узлом, полив водой, и оставляли как залог будущего урожая.

Звучит русская народная песня «Уж мы сеяли, сеяли ленок».

- Какое  настроение передают русские народные песни?

6. Рассматривание репродукций картин 

- Рассмотрите внимательно картины. Посмотрите, какое праздничное настроение распространяют эти произведения. Люди веселятся, верят в чудо, волшебство, счастье, удачу.

7. Коллективная работа. Работа в группах.

 Создание панно на тему народного праздника.

- Праздник – это народный образ радости и счастливой жизни. Необходимо, используя средства художественной выразительности, передать этот образ, чувства и настроение. (Учащиеся разбиваются на две группы. Одна группа расписывает элементы пейзажа, а другие учащиеся рисуют фигуры людей, вырезают их. )

8. Итог урока.

- Какие средства художественной выразительности вы использовали в своей работе для передачи праздничного настроения.

Домашнее задание: познакомиться с русскими традициями проведения ярмарки.

9. Рефлексия.

- Оцените свою работу на уроке. Если все получилось , то поднимите  солнышко, если есть сомнения в своих знаниях, поднимите тучку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока 2 класс. Тема урока:"Развитие умения писать большую букву в именах людей"

Целью данного урока является развитие умения писать большую букву в именах людей....

Конспект урока. 1 класс. Тема урока: «Дикие и домашние животные»

Тема урока: «Дикие и домашние животные»  Тип урока:  открытие новых знаний.Цель урока: познакомить детей с отличительными признаками диких и домашних животных, закрепить знания о животн...