Беседа по картине И.И.Левитана "Тихая обитель"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо) по теме

Бочкова Наталья Сергеевна

поход в "Музейный дом"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon beseda_po_kartine.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1.                Поход в "Музейный дом". Картина И.Левитана "Тихая обитель."

Цель: 

  • обучение навыкам анализа живописного произведения на примере картины Исаака Левитана “Тихая обитель”

Задачи: 

  1. Учить школьников составлять повествование и описание с опорой на зрительный образ.
  2. Развивать умения рассуждать, подтверждать своё мнение деталями живописного произведения на материале репродукции картины Исаака Левитана “Тихая обитель”
  3. Прививать любовь к природе, Родине.

Оборудование: На доске висят репродукции картины Левитана “Тихая обитель”, “Вечер. Золотой плёс”, “У омута”, “Берёзовая роща”, “Март”, “Первая зелень”, “После дождя. Плёс”, “Золотая осень”, портрет художника И.Левитана.

Ход урока

I. Сообщение темы и цели урока.

II. Работа над материалом.

1. Мы с вами отправляемся в “Музейный Дом”. Рассмотрим репродукцию картины Исаака Левитана “Тихая обитель”. (Обучающиеся рассматривают картину, а учитель читает стихотворение “Благовест”)

Благовест. Алексей Толстой 1840-е годы

Среди дубравы
Блестит крестами
Храм пятиглавый
С колоколами.

Их звон призывный
Через могилы
Гудит так дивно
И так уныло!

К себе он тянет
Неодолимо,
Зовёт и манит
Он в край родимый,

В край благодатный,
Забытый мною, –
И, непонятной
Томим тоскою,

Молюсь и каюсь я,
И плачу снова,
И отрекаюсь я
От дела злого;

Далеко странствуя
Мечтой чудесною,
Через пространства я
Лечу небесные,

И сердце радостно
Дрожит и тает,
Пока звон благостный
Не замирает…

2. Слово о художнике. (портрет)

Исаак Ильич Левитан родился в 1860 году. Юношеские годы Левитана прошли в тяжёлой нужде и лишениях. Рано оставшись без матери и отца, он испытал всю горечь бедности, унижений и даже гонений.

Необыкновенное дарование художника было замечено уже во время обучения его в Училище живописи, ваяния и зодчества, куда он поступил в 1873 году. Он был любимым учеником Саврасова и, по М.В. Нестерова, “слыл в школе за талант”. В 1880г. в жизни Левитана произошло знаменательное событие. Одна из первых его картин, “Осенний день. Сокольники” (1879), представленная на ученической выставке училища, была приобретена П. М. Третьяковым в его уже знаменитую к тому времени галерею.

Левитан любил природу до восторженного поклонения ей, он как никто другой глубоко чувствовал, понимал её, умел настроиться на её состояния. Свое восхищение перед солнечным светом и любование многообразной игрой красок в природе лучше всего художнику удалось запечатлеть в своих небольших, простых по мотиву, но прелестнейших произведениях. Но поистине раскрыться дарованию Левитана помогли поездки художника на Волгу. Могучая русская река подарила Исааку Левитану новые мотивы и образы.

Последние два года жизни Левитан вёл пейзажную мастерскую в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Между учителем и учениками были великолепные отношения. Ученики Левитана потом стали пейзажистами, иные хорошими, а П.И. Петровичев – знаменитым. Интересно, что все они оставили об учителе воспоминания – редкий случай в художественной среде.

В последнее десятилетие жизни, в 90-е годы XIX века, были созданы и украсили галерею П.М. Третьякова работы, превратившие фамилию Левитан – в имя. А сколько было пройдено по России дорог в поисках мотивов для пейзажей! И нечто больше, чем просто слова, несли для него понятия: лес, поля, цветы, трава, река, тихая заводь, омут… Позади оставалась значительная часть жизни. Но не уходила, возрастала самая большая любовь жизни – к природе. Художник умел слушать и слышать говор трав, понимал трепет цветов, шёпот листьев и не уставал повторять ученикам: “Больше любви, больше поклонения природе”. П.И. Петровичев рассказывает, например, как однажды они шли с Левитаном по лесу. В руках у Петровичева была трость, и он, разговаривая с учителем, машинально сбивал тростью с попадавшихся кустов и деревьев жёлтые листья.

“– Петровичев, что вы делаете? – спросил, вдруг остановившись, Левитан.

– Да ничего не делаю.

– Как вам не стыдно! От нечего делать вы сшибаете листья, вы вред наносите дереву, оно болеет…”

Зимой, когда невозможно было работать на улице, Левитан приносил в свою пейзажную мастерскую в училище букеты цветов. Каждый раз новые, чтобы ученики могли и зимой работать с живой натурой.

Однажды, когда Левитан работал на этюдах вместе с учениками под Москвой, он сказал: “А что, господа, вдруг мы с вами прославимся, как барбизонцы… Я скоплю денег … выкуплю свою мастерскую и, когда стану совсем старой калошей и умру, вы устроите в нём – Дом Пейзажа”.

Заметьте – не Дом Левитана, нет. Художник хотел подарить Москве Дом Пейзажа.

3. История картины.

Написанная в 1890 году, Картина Левитана «Тихая обитель» отнюдь не была призвана стать «портретом» какой-то конкретной местности. Впервые замысел написать подобную картину возник у художника в 1887 году. Именно тогда на Левитана, сильное впечатление произвело поэтическое зрелище заката, который осветил ярким , алым светом кресты Савинно - Сторожевского монастыря, который находится недалеко от Звенигорода. При написании картины по воспоминаниям Софьи Кувшинниковой, Левитан основой обители взял монастырь на Волге близ Юрьевца. Но это не помешало художнику создать картину, отличающуюся непосредственностью чувства и воспроизводящую «живую жизнь». Александр Бенуа, который был в числе первых зрителей, которым была представлена картина «Тихая обитель», делился позже своими воспоминаниями: «ощущение такое, точно ставни сняли с окон, раскрыв их настежь, и струя свежего, душистого воздуха ворвалась в старый выставочный зал».

Впервые картина обрела «большого зрителя» на передвижной выставке, состоявшейся в Москве в 1891 году. После нее имя Левитана было на устах у всей интеллигентной Москвы. Многие люди по нескольку раз приходили на выставку, для того, чтобы в очередной раз полюбоваться на картину, которая говорит о чем-то важном, что затрагивает сердце каждого зрителя. Многие благодарили Левитана за то душевное сладкое спокойствие и блаженное настроение, которое возникало, глядя на этот тихий уголок, изолированный от всего внешнего мира, всех суетливых и лицемерных дел, окружающих человека в жизни. Не прошло творчество Левитана, в частности связанное с тихой обителью и мимо творчества Антона Павловича Чехова. В свою повесть «Три года» он вставил эпизод, где картины рассматривает героиня, посетившая художественную выставку. Она самозабвенно смотрит полюбившуюся картину, описание которой Чеховым сильно напоминает полотно «Тихой обители»: «на главном плане течет речка, через которую перекинут бревенчатый мостик, на другом берегу тропинка , которая ведет и пропадает в темной траве. Вдали на горизонте догорает вечерняя зорька… И почему то ощущение такое. Что эти лес и облачка и поле, она видела уже много, много раз. Захотелось ей пройтись по тропинке туда, где мерцает и вечерняя заря, где хранится отражение чего-то вечного, неземного». Левитан как бы раскрывает зрителю глаза, на то как прекрасно то, что он много раз видел, ног не замечал.

4. Работа над картиной с использованием рамки и лупы.

Где находится картина И. Левитана “Тихая обитель”?

(В Государственной Третьяковской Галерее)

Рассматривание репродукции

Как ты думаешь, почему художник назвал картину “Тихая обитель”? Видно ли по этой работе, что природа Плёса произвела на художника сильное впечатление?

Почувствовать тишину и покой, разлитые в пейзаже. Безветренная погода, спокойная гладь воды, в которой отражаются храмы монастыря и розовые предзакатные облака, – видно, что художник любуется этим местом волжской природы.

Что делает этот пейзаж необыкновенно красивым, праздничным?

Обратить внимание детей на то, как чередуются и повторяются контрастные по цвету изображения берега и неба; как отражаются в воде церкви и облака – это придаёт пейзажу равновесие и праздничную торжественность. Пейзаж выглядит сказочно нарядным благодаря его красочной насыщенности: золотистые, голубые, розовые и сиреневые краски неба; зеленовато-багряный лес бело-золотые храмы…

А что – близким и обжитым? Что в нём напоминает о присутствии людей? Какие детали картины подтверждают, что в этом сказочно прекрасном месте живут обыкновенные люди?

Школьники обратят внимание на деревянные мостки, переброшенные с одного берега на другой. Предложить детям мысленно пройти по этим мосткам, держась за деревянные, отполированные руками людей перила, ощущая лёгкое покачивание мостика и скрип досок под ногами. Обратить внимание детей на то, что мостки старые, с заплатками (недалеко от ближнего к нам берега на месте выпавших досок перекинуты две горизонтальные дощечки). Ребята могут мысленно попутешествовать по пейзажу: обнаружить тропинку, ведущую к мосткам, ступеньки и тропку на другой стороне реки, которые ведут к монастырю. Главное, чтобы школьники мысленно присвоили пространство картины, ощутили присутствие в нём людей. Дать возможность высказать своё мнение каждому обучающемуся на любой вопрос.

Чтение учителем стихотворения Н. Рыленков

Всё в тающей дымке: холмы, перелески.
Здесь краски не ярки, и звуки не резки.
Здесь медленны реки, туманны озёра
И всё ускользает от беглого взора.
Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью наполнилось сердце.
Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно.
Чтоб в душу созвучья нахлынули дружно,
Чтоб вдруг отразили прозрачные воды
Всю прелесть застенчивой русской природы.

5. Галерея картин Левитана.

Показать обучающимся картины: “Вечер. Золотой плёс”, “У омута”, “Берёзовая роща”, “Март”, “Первая зелень”, “После дождя. Плёс”, “Золотая осень”

Дети по желанию высказывают свои впечатления об увиденных картинах.

III. Итог урока.

1. Обобщить.

2. Домашнее задание.

– Составить и написать повествование или описание по картине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Клуб "Ключ и Заря". Работа с картиной Д. Нолана «Святой Франциск беседует с птицами».

Так много птиц в одном месте. Аудиторное (5 часов). Форма проведения – практическое занятие, игра. Работа в Музейном доме. Работа с картиной Д. Нолана «Святой Франциск беседует с птицами».Прочтение на...

Беседа по картине В. М. Васнецова «Алёнушка». (внеклассное мероприятие)

Цель:1.     Познакомить детей с биографией художника М. В. Васнецова, его картиной «Алёнушка».Задачи:1.     Рассказать детям о художнике и раскрыть содержание к...

Урок-беседа по картине И.Шишкина "Рожь"

Методическая разработка по программе "Путешествие по миру искуства" во втором классе на тему "Беседа по картине И.И. Шишкина "Рожь""...

Методическая разработка занятия "Беседа по картине А.К. Саврасова "Грачи прилетели""

Методическая разработка занятия по программе "Путешествие по миру искусства" для 2 класса...

Методическая разработка занятия "Беседа по картинам В.М. Васнецова "Богатыри", "Аленушка", "Иван-царевич на сером волке "

Методическая разработка по программе "Путешествие в мир искусства" для учащихся 2 класса...

беседа по картине

Беседа по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели»...

Пример беседы по картине И.Грабаря «Февральская лазурь».

Пример беседы по картине И.Грабаря «Февральская лазурь»....