Ребенок прикасается к искусству...
учебно-методический материал (изобразительное искусство) по теме

Чуянова Ирина Юрьевна

Статья-выступление на секции педагогов дополнительного образования о раскрытии творческого потенциала детей в ИЗОдеятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РЕБЕНОК ПРИКАСАЕТСЯ К ИСКУССТВУ…

«Все мы родом из детства»…

А. Сент-Экзюпери

Слова А. Сет-Экзюпери обращают нас к истокам нашей жизни, к пониманию того, что именно в нас самих, в наших детях поведет нас по дорогам жизни. Для меня, как для педагога, стремление понять, как чувствуют, думают, запоминают, творят дети в начале своего пути.

Цель моей педагогической деятельности – развивать творческий потенциал отдельно взятой личности ребенка, который приходит в наше детское объединение «Луч» при МБОУ ДОД Егорлыкском ЦВР.

Много существует подходов, различных систем в обучении изобразительной деятельности, отвечающих современности, общим воспитательным задачам подрастающего поколения. Проблема в поисках подхода в обучении изодеятельности, исходя из ресурсов творческих, психологических, культурных, социальных и материальных тех детей, которые в данное время пришли на занятие. Как раскрыть духовный потенциал ребенка? Как развивать его творческие и художественные способности? Как воспитать особое пластическое чувство?

Изобразительная деятельность детей школьного возраста как вид художественной деятельности должна носить эмоциональный, творческий характер. Педагог должен создавать для этого все условия: он прежде всего должен обеспечить эмоциональное, образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения.

Процесс обучения должен быть направлен на развитие детского изобразительного творчества, на творческое отражение впечатлений от окружающего мира, произведений литературы и искусства.

Мне, как педагогу, развивающего художественные способности, или талант, или стремление ребенка прикоснуться к изобразительному искусству, необходимо судить о процессе развития обучающегося. Я не могу говорить «прямо» и судить строго о достижениях детей на моих занятиях. Я должна судить, с внешней стороны, как бы противореча себе, в расчете на перспективу ученика.

Овладение умением изображать невозможно без целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, надо предварительно хорошо с ним ознакомиться, запомнить его форму, величину, цвет, конструкцию расположение частей.

Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний на основе представлений о разнообразии форм пространственного расположения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. При организации восприятия предметов и явлений важно обращать внимание детей на изменчивость форм, величин (ребенок и взрослый), цветов (растения в разные времена года), разное пространственное расположение предметов и частей (птица сидит, летает, клюет зерна, рыбка плавает в разных направлениях и т.д.); детали конструкций также могут быть расположены по-разному.

Обучение изобразительной деятельности формирует такие мыслительные операции, как анализ, сравнение, синтез, обобщение.

Способность анализа развивается от более общего и грубого различения до более тонкого. Познание предметов и их свойств, приобретаемое действенным путем, закрепляется в сознании.

На занятиях по изобразительной деятельности развивается речь детей: усвоение и название форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи.

Как указывают психологи, для осуществления разных видов деятельности, умственного развития детей большое значение имеют те качества, навыки, умения, которые они приобретают в процессе рисования, аппликации и конструирования.

Изобразительная деятельность тесно связана с сенсорным воспитанием. Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходства и различия, то есть производят умственные действия.

Таким образом, изобразительная деятельность содействует сенсорному воспитанию и развитию наглядно-образного мышления. Детское изобразительное творчество имеет общественную направленность. Ребенок рисует, лепит, конструирует не только для себя, но и для окружающих. Ему хочется, чтобы его рисунок что-то сказал, чтобы изображенное им узнали. Общественная направленность детского изобразительного творчества проявляется и в том, что в своей работе дети передают явления общественной жизни.

Значение занятий изобразительной деятельностью для нравственного воспитания заключается также в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п.

Изобразительная деятельность должна быть использована для воспитания у детей доброты, справедливости, для углубления тех благородных чувств, которые возникают у них.

В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо приложить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениями. Изобразительная деятельность учащихся младшего школьного возраста учит  преодолевать трудности, проявлять трудовые усилия, овладевать трудовыми навыками. Сначала у маленьких детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам оставляемыми ими на бумаге; постепенно появляются новые мотивы творчества – желание получить результат, создать определенное изображение.

 Дети овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разнообразных работ, приобретают ручную умелость, которая позволит им чувствовать себя самостоятельными. Освоение трудовых умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитываются умения трудиться, добиваться желаемого результата. Формированию трудолюбия, навыков самообслуживания способствует участие ребят в подготовке к занятиям и уборке рабочих мест.

Основное значение изобразительной деятельности заключается в том, что она является средством эстетического воспитания. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности. Непосредственное эстетическое чувство, которое возникает при восприятии красивого предмета, включает различные составляющие элементы: чувство цвета, чувство пропорции, чувство формы, чувство ритма. Для эстетического воспитания детей и для развития их изобразительных способностей большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства. Яркость, выразительность образов в картинках, скульптуре, архитектуре и произведениях прикладного искусства вызывают эстетические переживания, помогают глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в рисунке, лепке, аппликации. Постепенно у детей развивается художественный вкус.

Само по себе, творчество – нестандартное мышление, это уникальное преображение действительности. Каждый ребенок имеет задатки, которые можно взрастить в настоящие способности.

Чтобы развить творческое, нестандартное мышление ребенка, считаю важным способствовать расширению его кругозора, обогащению и накоплению его зрительного опыта.

Неограниченные возможности дает Интернет для решения данной задачи. Приведу практический пример урока-экскурсии в музей Лувр. Дети, живущие в сельской местности, не всегда имеют возможность посещать культурные и исторические объекты, освоить правила и этику их посещения, и не только из-за географического расположения местности, но и из-за различия социально-культурного и материального уровня жизни родителей. На первом этапе занятия обучающиеся познакомились с этическими нормами и правилами посещения любого музея. На этапе закрепления новых знаний в награду получали монету «Талант», за которую, в последствии, приобретали «билет» в Лувр. В импровизированном музее ребят встречали экскурсоводы. Экспозицию  смотрели на мониторах в режиме презентации и он-лайн, где видели в реальном времени залы дворца и работу в реставрационных мастерских, где уже французские дети наблюдали и знакомились с работой художников-рестовраторов. Ребята значительно обогатили социальный и  свой опыт, познакомиться с деятельностью музеев, его возможностями, расширили свой кругозор, у них появились «любимые картины». В заключении дети оставили записи в «Книге отзывов».

Таких «экскурсий» стало больше, впечатления детей ярче, появилось желание «подражать» художникам.

На базе этих ресурсов стремлюсь настроить ребенка на позитивное развитие, прививать культуру, раскрывая мир искусства, давая возможность расширять кругозор, мир эмоций, чувств, преобразовать полученные знания в собственный личностный опыт.

«Какой могучей силой является детская радость в повседневной жизни личности и коллектива», - писал В.А. Сухомлинский. Детская радость – это мощный эмоциональный импульс, созидающее начало в процессе становления личности. Ребенок входит в мир искусства и в систему взаимосвязей его с жизнью в единстве радости, добра и красоты. И ребенок уже рождается с желанием быть хорошим и стремиться к хорошему. Это отправная точка в его личностном развитии для меня, как для педагога. Через прикосновение к искусству развивающаяся личность ребенка не только учиться видеть, чувствовать и понимать прекрасное, у него формируется умение творить прекрасное в своей повседневной деятельности, повседневном труде,  повседневных человеческих отношениях.

Список используемой литературы:

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М: Сфера, 1997.
  2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. Раздел VI. Некоторые проблемы психологии взрослых. - М: Наука, 1977, С. 332 - 361
  3. Гинецинский В.И. Проблема структурирования образовательного пространства // Педагогика. 1997. ╧ 3. С. 10-15. ) Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб: Форум, 1997.
  4. Левчук Л.В. Глоссарий современного образования // Народное образование. 1997. ╧ 3. С. 94.
  5. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. - М: Сфера, 2002.
  6. http://vocabulary.ru/dictionary/896/word/potencial
  7. http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-psihologicheskogo-potentsiala-lichnosti-sotrudnika

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок изобразительное искусство- литература в 4 классе «Самая прекрасная из женщин – женщина с ребенком на руках»

. В 4 классе образу человека посвящена вся 3-я четверть. Таким образом, урок по раскрытию образа материнства здесь наиболее целесообразен. Важно не просто предложить детям данную тему, необходимо созд...

Искусство хвалить ребенка

Искусство хвалить ребенка...

Эссэ на тему "Учитель прикасается к вечности..." (Г. Адамас)

Эссэ на тему "Учитель прикасается к вечности..." (Г. Адамас)...

Эссе на конкурс "Учитель года 2017" "Учитель прикасается к вечности"

Тема эссе "Учитель прикасается к вечности"...

Эссе "Учитель прикасается к вечности...."

Учитель прикасается к вечности: никто не может сказать, где кончается его влияние» – это слова американского писателя Генри Адамса....

Эссе на тему: "Я прикасаюсь к будущему. Я учу, воспитываю"

Педагогический дебют. Эссе на тему: "Я прикасаюсь к будущему. Я учу, воспитываю"...

"Ребенок как произведение искусства"

Статья о роли родителей в воспитании...