Конспект урока ИЗО "Русская матрешка"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс) по теме

Сергеева Екатерина Николаевна

Конспект урока "Русская матрешка" 3 кл. ИЗО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matryoshki.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

«Педагогический поиск» №3 ноябрь 2007г.

Е.Н. СЕРГЕЕВА, учитель начальных классов высшей квалификационной категории МОУ «СОШ № 2 г. Щигры Курской области»

Урок-праздник «Русские матрёшки»

И в десять лет, и в семь, и в пять Все дети любят рисовать. И каждый смело нарисует Всё, что его интересует.

(Из опыта работы)

Уроки изобразительного искусства заключают в себе неиссякаемые возможности для всестороннего развития младших школьников. Встречи с искусством на каждом уроке, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого учащегося, эмоциональная активность на уроке - основные признаки уроков изобразительного искусства в начальной школе.

Вот уже несколько лет эти уроки я веду сама. Мне это очень нравится. Ведь маленький человек, сидящий за партой, смотрит на тебя доверчивыми, широко открытыми глазами. Его чуткое сердце в любую минуту готово откликнуться на прекрасный, красочный мир, по-новому увиденный им в изобразительном искусстве. Постараемся не обмануть его ожиданий! Поведём маленького человека по дорогам красоты, добра, счастья, радости, творчества! И тогда дети порадуют нас своими работами, откроют нам многие тайны своего сердца и души. Уроки изобразительного искусства не могут быть неинтересными, скучными. На каждом уроке вновь и вновь переживаешь вместе с детьми радость открытия прекрасного в жизни, искусстве.

Предлагаю вариант одного из уроков изобразительного искусства в 3 классе (1-4) по программе «Изобразительное искусство» 1 -4, Кузин B.C., Кубышкина Э.И.

Предварительная подготовка

Рисование элементов росписи матрёшек; изготовление сувениров; подбор музыкальных произведений; сбор иллюстративного материала (разнообразные матрёшки, фотографии, репродукции, рисунки); изготовление учебных таблиц, шаблонов.

В подготовке праздника активно участвуют родители (изготовление костюмов, подбор материала, музыкальное сопровождение, оформление класса, видеосъёмка).

Оборудование урока-праздника

На классной доске надпись на полосе «Русская матрёшка» и на листе ватмана слева большая матрёшка. Затем в ходе урока здесь «выстраиваются» Загорская, Семёновская, Полхов-Май-данская матрёшки и в конце урока - матрёшки, расписанные детьми. В верхней части доски прикрепляются карточки с основными терминами, подлежащими усвоению по ходу объяснения. Динамические учебные таблицы «Узоры Полхов-Майда-на», «Изделия из Полхов-Майдана» демонстрируются согласно структурным элементам урока. Слева у окна выставка «Народное творчество»: дымковская игрушка, голубая гжель и хохломские изделия. Возле доски впереди выставка матрёшек из разных центров России, книги о народных промыслах.

Дети одеты в костюмы: девочки в белые блузки, юбочки, косынки; на мальчиках - брюки, белые рубашки, кушаки (или пояса) под цвет юбочек девочек. «Сёстры-матрёшки» в русских сарафанах и расшитых блузках.

Тема урока: «Русская матрешка».

Вид деятельности учащихся: декоративное рисование.

Цели: 1) роспись матрёшки элементами растительного узора Полховского-Майдана.

2) совершенствовать знания учащихся о русских матрёшках на основе ознакомления учащихся с историей возникновения русской матрёшки, их отличительных особенностей, формировать эстетические предпочтения, развивать эстетический вкус при восприятии произведений декоративно-прикладного искусства; формировать умения: анализировать изобразительный материал, обобщать, выделять особенное и характерное; развивать навыки изобразительной деятельности на основе прекрасного; воспитывать нравственные качества: аккуратность, усидчивость, ответственность, уважение к труду народных мастеров и народному искусству; развивать зрительное восприятие, эмоциональную отзывчивость и художественное мышление.

Оборудование урока:

для учителя -таблица «Матрёшка»;

  • динамическая таблица «Узоры Полхов-Май-дана»;
  • таблица «Изделия из Полхов-Майдана»;
  • большие матрёшки из картона Семёновская, Загорская, Полхов-Майданская;
  • выставка образцов изделий народного творчества: «Дымка», «Гжель», «Хохлома»
  • иллюстративный материал о матрёшках;
  • матрёшки-сувениры различного вида;
  • заготовки из дерева для матрёшки;
  • выставка книг о народных промыслах;
  • журнал «Мурзилка», книга С. Аксакова «Аленький цветочек»;
  • доска с планшетом для пед. рисунка (приемы росписи кистью);

у учащихся

  • рабочая тетрадь по рисованию 3 кл. авт. В. Кузин, Э.Кубышкина;
  • матрёшки - сувениры;
  • шаблон - заготовка матрёшки;
  • мягкая круглая кисть;
  • акварель (или гуашь);
  • простой карандаш;
  • резинка;
  • упаковка «Матрёшка» с сувенирами.

СТРУКТУРА УРОКА-ПРАЗДНИКА

I.        Организационный момент.

а)        Приветствие.

У. - Мы приветствуем гостей - дорогих учителей.

Улыбнитесь доуг другу, нашим гостям.

-        Скажем наши «волшебные слова»:
Д. -
Мы хороший, дружный класс,

Всё получится у нас!

б)        Проверка готовности к уроку.

Проверь, дружок, готов ли ты начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке? Резинка, карандаш, фломастеры, тетрадка.. Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь.

II.        Сообщение темы и постановка целей
урока.

У. - Дети, сегодня у нас не обычный урок, а урок-праздник. Мы продолжим разговор о декоративно-прикладном искусстве: узнаем много интересного, т.е. будем радовать своим творчеством гостей и получать удовольствие от своей работы; повторим приёмы различных видов декоративной росписи.

У. - Вспомните, о ком так говорят:

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на   дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

В этой молодице

Прячутся сестрицы.

Каждая сестрица

Для меньшой темница.

Д. - Матрёшка!

У. - Молодцы! Вы правильно отгадали:

Это русская матрёшка.

Наш урок будет посвящен ей.

(На доске открывается надпись «Русская матрёшка» и большая таблица ".Матрёшка»)

III. Проверка домашнего задания.

У. - К уроку вы провели большую поисковую работу. Очень много узнали из книг и сделали сами. и всё - о матрёшках. Предлагаю рассказать это нам.

(Выходит группа мальчиков)

1.        Сообщения мальчиков (5 человек)

В толковом словаре русского языка мы прочитали:

  • Матрёшка - это расписная игрушка-кукла.
  • Сделана из дерева липы, осины или берёзы. Имеет сложную округлую форму, состоит их

2-х частей.

•        Внутри полая, в неё вставляются другие кук
лы меньшего размера., но такой же формы.

У. - Перед уроком мы побывали на экскурсии в мастерской по дереву и увидели, как делают игрушки-куклы.

(продолжают мальчики)

■        Прежде чем выточить матрёшку, мастер ищет
подходящее дерево. Его распиливают на чурки,
сушат,
(демонстрация чурки)

Чурку очищают от коры и делают заготовку подходящих размеров, (демонстрация заготовки)

  • На токарном станке из заготовки вытачивают фигурку нужной формы, (демонстрация формы)
  • Далее фигурку распиливают пополам, протачивают изнутри, чтобы была полая, (демонстрация)
  • Обработанная и загрунтованная матрёшка поступает в мастерскую художника, где их расписывают (демонстрация готовой матрёшки)

У. - Спасибо, мальчики, за интересные сообщения. Теперь послушаем, что приготовили девочки.

2.        Сообщения девочек (5 человек)

1-я - (Держит игрушки - матрёшку и Ваньку-Встаньку)

Кто матрёшку создал, я не знаю,

Но известно сотни лет

Вместе с Ванькой-Встанькой, как живая,

Покоряет кукла белый свет.

2-я - (Держит палитру, краски, кисточку)

Где он краски брал, искусный мастер?

В нивах шумных, сказочном лесу?

Создал образ неуёмной страсти,

Истинную русскую красу.

3-я - На щеках навёл зари румянец,

Неба синь плеснул в её глаза.

И, пустив в неповторимый танец,

Он, должно быть, весело сказал:

4-я -  «Ну и пой, гуляй по свету,

Весели честной народ!»

И матрёшка через всю планету

До сих пор уверенно идёт.

5-я - Выступает гордо, величаво,

С удалой улыбкой на лице.

И летит за ней по миру слава

О безвестном мастере - творце.

У. - Спасибо, девочки, очень интересные стихи о матрёшках.

3. Сообщение учителя.

- Готовясь к этому уроку, я тоже искала информацию о матрёшках. Интересные сведения я нашла в вашем любимом журнале «Мурзилка». Раздел «Галерея искусств Мурзилки» сообщает:

(показ № «Мурзилки» и вкладыша)

(По ходу рассказа на доске прикрепляются карточки с выделенными терминами)

Первая русская матрёшка появилась в конце 19 в. В старинной подмосковной усадьбе русского мецената Саввы Мамонтова - Абрамцево собирались видные русские художники. Здесь была создана художественная мастерская, в которой производились и коллекционировались предметы народного искусства, в том числе и игрушки. В этой мастерской и зародилась идея создания русской деревянной куклы. Прообразом послужила привезённая женой Мамонтова из Японии деревянная кукла - КОКэСИ. Это была фигурка добродушного буддийского мудреца ФУКУРУМУ, в которой находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую, (прикрепляется рисунок этой игрушки на доске) Хоть игрушка и была привезена с далёкого японского острова Хонсю, сами японцы утверждают, что её выточил безвестный русский странник -монах.

Художники попросили знаменитого игрушечных дел мастера Василия Звездочкина выточить игрушку, похожую на эту, но только свою русскую. Мастер изготовил игрушку. Расписывал её художник Сергей Малютин. Назвали её матрёшкой. В провинции Матрёна. Матрёша считалась одним из распространённых имён. В основе его лежит латинское слово «mater» - мать. Поэтому в народе имя Матрёна ассоциировалось с матерью, причём многочисленного семейства, т.к. в крестьянских семьях было принято иметь помногу детей.

Вскоре игрушка стала популярной. В России возникли центры по её изготовлению и росписи. У каждого центра свой стиль.

IV.        Физминутка «Согреем ушки».
(точечный массаж мочек ушей пальниками)

V.        - Ставьте ушки на макушке,
Слушайте внимательно.
Пропоют для вас частушки
Очень замечательно

У. - О матрёшках много загадок, рассказов, стихов, песен. А есть и частушки. (Девочки исполняют частушки) V. Музыкальная пауза. •                                                                                                                                           Мы – матрёшки мы - матрёшки,                                                                                                                             Утром рано мы встаём,                                                                                                                                   Вчетвером поём частушки                                                                                                                                             И танцуем вчетвером.

• Никогда мы не скучаем

И у нас платочки есть.

Чашки есть у нас для чая.

И салфетки тоже есть. •                                                                                                   Наша русская матрёшка                                                                                                          Не стареет сотни лет                                                                                                                В красоте, таланте русском                                                                                                  Весь находится секрет.

Ты играй, моя матрёшка,

Ты, подружка, подпевай,

Мастеров Руси великой

Во весь голос прославляй! (вместе)                                                                                                             Мы частушки вам пропели,                                                                                                                           Хорошо ли, плохо ли                                                                                                                                                А теперь мы вас попросим,                                                                                                                             Чтобы вы похлопали                                                                                                                                            . У. - Спасибо, девочки, за прекрасные частушки-

.

(Раздаётся стук в дверь. Входят по очереди «сестрёнки-матрёшки»)

VI. Рассказы трёх матрёшек.

Загорская матрёшка

- Здравствуйте, ребята! Спасибо, что пригласили меня. Я расскажу о себе. Я - самая старшая матрёшка. Пришла к вам из Загорска. Сейчас это город Сергиев Посад. Он находится недалеко от Москвы. Возник город вокруг монастыря Троице-Сергиевой Лавры.

По преданию его основатель Сергий Радонежский вырезал первую деревянную игрушку сам. Он одаривал игрушками местных ребятишек. Богомольцы, приходившие в лавру, покупали матрёшки своим детям.

Я одета в сарафан, кофточку с вышивкой, яркий платок и передник. В руках у меня петушок, и внутри фигурки мальчиков и девочек, последний -спелёнутый малыш. Всего нас 8 штук.

Должна сказать, что на свете я живу не одна. Есть у меня ещё младшие сестрёнки. Вот они!

(входит Семёновская матрёшка)

Семёновская матрёшка

Я родилась в городе Семёнове Нижегородской области. Семёновских матрёшек расписывают иначе. Нас можно узнать по большому яркому букету цветов, который занимает почти весь фартук. У нас разноцветные платки, край платка украшен цепочкой небольших бутонов. Семёновские мастера используют «травный» орнамент, и часть поверхности оставляют не закрашенной.

(входит третья матрёшка)

Полхов-Майданская матрёшка

Я - ваша младшая сестрёнка, Полхов-Майданская матрёшка. Есть такое село в Нижегородской области. У нас свой стиль декоративной росписи. Наши матрёшки самые яркие. Волосы уложены в замысловатые колечки. Нет завязанных концов на платке, нет привычного сарафана и фартука.  Цвет  одежды ярок: малиново-красный, ярко-желтый, сине-фиолетовый, зелёный.

Голова чуть приплюснута, у плеч крутой изгиб. Такая форма придаёт нам задорный вид.

У. - Матрёшки любят играть и предлагают вам.

(матрёшки говорят вместе)

VII.        Физминутка для пальчиков.
Мы - весёлые сестрицы!

Мы - матрёшки-озорницы!

Раз, два, три, четыре, пять, - (загибают пальчики)

Предлагаем поиграть.

(Дети поют вместе с матрёшками и делают движения)

-        Мы - матрёшки, вот какие крошки (присели)
Как у вас, так у нас розовые щёчки (показ)

-        Мы - матрёшки, вот какие крошки (присели)
Как у вас, так у нас чистые ладошки (моем руч
ки)

У. - Спасибо, матрёшки! Спасибо, дети! Садитесь. А любите ли вы путешествовать?

VIII.        Работа по таблицам и в рабочей тетради

1)        - Отправляемся в гости в Полхов-Майдан.

  • Рассмотрите изделия.
  • Прочтите их названия.
  • Какие краски преобладают?
  • Это тёплые или холодные тона?
  • Что общего у всех изделий?

2)        - Свои изделия народные умельцы любят
украшать «веселыми травяными» узорами.

  • Давайте повторим их элементы.
  • Технология росписи.

а)        роспись фона оттенками желтого цвета;

б)        карандашная разметка;

в)        окраска;

г)        «наводка» черным цветом.

3)        Откройте рабочую тетрадь на с. 63-64.

  • Найдите известные вам элементы в узорах.
  • Вспомните последовательность изображения (по очереди вспоминают).

IX.        Педагогический рисунок на доске.

У. - Главный цветок росписи - Майданская роза. Это не обыкновенный цветок, а скорее символ. Таких роз не найти. Сравниться с ней может только аленький цветок из сказки С. Аксакова «Аленький цветочек» (показ книги).

Далее учитель показывает последовательность изображения розы.

- Вы внимательно следили, как я рисовала, теперь сделаем физминутку.

X.        Физминутка для глаз.
Чтоб глаза ваши зорче были,
Чтоб в очках вам не ходить.
Эти лёгкие движенья
Предлагаю повторить.

Вдаль посмотришь и под ноги.

Вправо, влево - побыстрей.

Удивимся - что такое?

И закроем их скорей.

А теперь по кругу быстро,

 Словно стрелочка часов,

Проведем газами дружно.

Ну, а дальше - будь здоров. Молодцы!

XI.        Самостоятельная работа детей.
Роспись шаблона - заготовки.

(Тихо звучит русская народная музыка, у учителя образец расписной матрёшки).

У. - У вас на парте шаблоны - заготовки. Они уже покрашены жёлтым тоном. Выберите композиционное расположение элементов росписи. Постарайтесь передать весёлый и радостный мир природы. Умело используя тёплые и холодные тона, добиваясь цветового контраста, как это делают народные мастера.

Изображаем в такой последовательности:

  1. вначале крупные элементы - роза, цветы;
  2. затем мелкие - бутоны, ягоды;
  3. соединяем их стебельками и листиками. У. - Обратите внимание:

  • алая - рядом с тёмно-зелёной;
  • жёлтая - с тёмно-синей; -чёрный объединяет цвета. (показ образца росписи матрёшки) Далее дети расписывают матрёшку

По мере готовности выставляют своих матрёшек на выставку.

XII.        Экспресс-выставка.
У. - Ваши кисточки устали,
Они матрёшек писали.

Долго трудились и вышло красиво.

Всем нам на диво!

У - Дети! Спасибо вам за творчество.

Вы с любовью расписывали матрёшек.

У всех отличные отметки.

XIII.Организованное завершение урока-праздника: обратить внимание учащихся на наиболее выразительные работы, деликатно отметить отдельные неудачные решения.

У. - Молчаливо простояли матрёшки у вас на партах. Они к нам уже приходили с подарками и сегодня они принесли всем свои сувениры.

(Дети открывают упаковки - матрёшки и достают сувениры: закладки - матрёшки, а на них записано домашнее задание (расписать свою авторскую матрёшку). Гостям дети дарят сувенирные блокноты - матрёшки.

У. - Знают все на свете -

И взрослые и дети,

Что русская матрёшка - лучший сувенир.

Русская матрёшка - это символ дружбы, любви, пожелания счастья и благополучия. Я вам желаю этого..



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока "Русская матрешка"

Конспект открытого урока трудового обучения. Аппликация "Русская матрешка"Цель:на примере истории создания матрёшки познакомиться с традиционными народными промыслами Россиипродолжить формирован...

Конспект урока изобразительного искусства "Русская матрешка"

Цель: знакомство детей с народной игрушкой - матрешкой.Задачи:Познакомить детей с историей Семеновской матрешкой, Сергиево- Посадской матрешкой  и Полхов - Майданской матрешкой.Воспитание э...

КОНСПЕКТ УРОКА "ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. РИСОВАНИЕ НАРОДНЫХ ИГРУШЕК. УКРАШЕНИЕ УЗОРОМ ИГРУШКИ МАТРЕШКИ"

Урок по ИЗО в 1 классе. Этот урок был проведен в 1 классе. Дети с интересом выполняли задания....

Конспект урока "Русская матрешка"

Урок расчитан на детей 7-8 лет,Цель урока - закрепление полученных знаний по раскрою игрушки, из фетра, знакомство с историей создания русской матрёшки....

Конспект урока по изо на тему "Русская Матрешка"

Цель урока:- познакомить обучающихся с историей русской матрешки и ее видами.Задачи урока:Предметные:- выполнить рисунок матрешки;- углубить познания в области народного искусства.Метапредметные:- фор...