"Платок для мамы"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

Морозова Светлана Николаевна

Урок изобразительного искусства в 3 классе, можно провести в ноябре, перед Днем Матери

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_izobrazitelnogo_iskusstva_v_3_klasse.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  изобразительного искусства в 3 классе

Тема: «Мамин платок».

Задание: создание эскиза платка для мамы, девочки или бабушки (праздничный или повседневный)

Прогнозируемые результаты

Прогнозируемые результаты. Дети научатся эстетически оценивать варианты росписи ткани на примере платка; понимать зависимость характера узора, цветового решения платка от того, кому и для чего он предназначен; узнают основные варианты композиционного решения росписи платка (с акцентированием изобразительного мотива в центре, по углам, в виде свободной росписи), а также характер узора (растительный или геометрический); обретут опыт творчества и художественно-практические навыки создания эскиза росписи платка (фрагмента), выражая его назначение.

Формируемые УУД. Воспринимать и эстетически оценивать разнообразие вариантов росписи ткани на примере платка. Различать постройку (композицию), украшение (характер декора), изображение (стилизацию) в процессе создания образа платка. Создавать эскиз платка для мамы, девочки или бабушки (праздничного или повседневного). Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении. Учитывать правила в планировании и контроле способа решения.

Учебные материалы:  Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С. Изобразительное искусство: Искусство вокруг нас. 3 класс / Под ред. Б.М. Неменского, Н.А. Горяева и др.; Изобразительное искусство: Твоя мастерская: Рабочая тетрадь. 3 класс / Под ред. Б.М. Неменского; компьютер, презентация «Павлово-Посадские платки»; заготовки из цветной или белой бумаги треугольной и квадратной формы; гуашь, кисти, непроливайка; салфетка; платок.

Предварительная подготовка. Ученики выясняют, какие платки особенно нравятся их мамам и бабушкам. Если возможно — приносят в класс платок для  экспозиции.

ноябрь 2014 НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА 35

ХОД УРОКА

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Учитель. Ребята, тема сегодняшнего урока – «Мамин платок». Предположите, о чем мы будем говорить?

Выслушиваются ответы детей.

– Как вы считаете, давно ли появился  платок и какую роль он играл в ансамбле народного костюма?

Дети отвечают.

III. РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ

У. Предшественником платка на Руси считают белое льняное полотенце с вышивкой – убрус. Издревле женщины покрывали им голову. С конца ХVII века он уступил место платку. Спустя век в русском языке появилось слово шаль, заимствованное из

персидского языка. А означает оно большой узорный платок.

  В ансамбле народного костюма платок играет важную роль, завершая головной убор или украшая повседневный и праздничный женский наряд. Понятие «русский платок» признано во всем мире благодаря труду талантливых российских художников и мастеров ткацкого и красильного дела. Они создали оригинальный художественный образ. Истоками его стали традиции народного искусства и творческое заимствование из культур других народов.

  В платке гармонично сочетаются русская ромашка, персидский лотос, иранские «бобы», французские букетики «мильфлер», солнечные розетки, античные вазы и разнообразные вариации восточных орнаментов.

   Промышленное производство набивных и узорных платков в России началось на рубеже ХVIII–ХIХ веков. Основой будущей российской текстильной промышленности были крестьянские хозяйства с красильнями и ручными ткацкими станками. На смену ручному труду пришли паровые двигатели, ситценабивные машины и станки для узорного ткачества. Пришла слава и к русским платкам и шалям. Техника ткачества позволяла тогда делать узоры одно- и двусторонними. Одним из ярких примеров традиций набивного рисунка являются платки и шали мануфактуры Я.И. Лабзина и В.И. Грязнова из Павловского Посада.

Подготовленные ученики(девочки) читают стихотворения:

Город Павловский Посад

Славен мастерами.

Знают люди – стар и млад-

О платках с цветами.

      Подарили мне платочек

      Он цветет как летний сад.

      Оказалось, это чудо сделал

      Павловский Посад.

Как накину я на плечи

Расписную эту шаль,

Сразу все мои печали

Уплывут куда-то вдаль.

      Прямо чудо, прямо чудо

      Сотворили на века

      Рукодельницы Посада,

      Рукодельницы платка.

IV. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПЛАТКОВ

Презентация «Платки из Павловского Посада» в сопровождении рассказа учителя:

Слайды 1-3

СлСреди известных всему

миру уникальных изделий, составляющих гордость России, особое место занимают

платки и шали из города Павловский Посад. Павлово-Посадская платочная мануфактура ежегодно выпускает около 400 видов шалей, платков, шарфов, кашне, палантинов,

скатертей из шерсти, хлопка и шелка.

    Предприятие имеет статус народного художественного промысла России.

 Слайды 4-5сссссСССлайды 4–

С5История предприятия насчитывает более двух веков. Производство знаменитых павловопосадских платков и шалей было налажено купцами Я.И. Лабзиным и В.И. Грязновым в начале 60-х годов XIX века − спустя полвека с момента основания фабрики. Шаль прочно вошла в быт русского общества, став характерным элементом русского костюма – сначала дворянского, а затем купеческого и крестьянского.

    Широкое распространение шали получают во время налаживания производства более

дешевых, по сравнению с ткаными, шалей с набивным узором.

Слайд 6

ЯНа предприятии сложилась единственная в своем роде Павлово-Посадская школа  платочного рисунка, благодаря которой сохраняются традиции. Работа над каждым новым изделием начинается с рисунка – крока, который рассматривается и утверждается художественным советом. После утверждения рисунка колористы подбирают рецепты печатных красок, добиваясь точного воспроизведения с помощью текстильных красителей авторского рисунка, выполненного гуашью. До получения окончательного ре-

цепта колористу приходится делать множество пробных набивок.

Слайд 7

СлС XIX века рисунок на платочную ткань наносили деревянными резными формами, используя доски двух типов: «манеры» и «цветки». «Цветки» резали из дере-

ва, с их помощью на ткань наносили краски. Каждый цвет требовал отдельной доски.

Контур рисунка набивали «манерами». Их изготовление было трудоемким: вначале

узор на дереве прожигали на определенную глубину, затем заливали свинцом. Полученный контур накладывали на отдельные доски. Изготовить «цветки» и «манеры»

величиной с весь платок было невозможно, поэтому рисунок делили на части. Для на

бойки платка требовалось иногда более 400 наложений досок.

Слайд 8

С На фабрике создавали новые платочные композиции и печатали платки по старым рисункам в иных колористических разработках, на грунтах таких расцветок, как пунц, бордо, золото, салат,оранж, зеленый, бирюза, фиолет. С 1970-х годов часть платков набивается нанесением рисунка на ткань с помощью шелковых или капроновых сетчатых шаблонов.

Слайд 9

С  Каждый рисунок печатается в нескольких цветовых вариантах – колоритах – на печатных столах с автоматическими печатными каретками. Самые ответственные  операции выполняются вручную. И проделать их нужно много для создания уникального павловопосадского платка!

Слайды 10-11

СлаПечатные краски готовятся на автоматической красковарке. Все процессы – от растворения порошка красителя до перемешивания готовой краски – выполняются без участия человека. Печатные шаблоны готовятся с помощью уникальной установки прямого гравирования, которая наносит под управлением компьютера капельки расплавленного воска на поверхность сетки, покрытой фотоэмульсией.

Слайд 12

Сл С конца 90-х годов XX века на платочной мануфактуре посредством печати по шаблону выпускаются шали и платки, раскрашенные более чем двенадцатью красками. Эти изделия по своему внешнему виду и качеству превосходят прежние.

Слайд 13

С Изделия предприятия неоднократно экспонировались на многочисленных отечественных и зарубежных выставках. В 1958 году на Всемирной выставке в

Брюсселе павловопосадские платки были награждены Большой золотой медалью.

Слайды 14-20

  Павлово-Посадские платки.

Слайды 21-25

СЖенские портреты в платках и шалях.

Слайд 26

СВ узорах павловского платка преобладают букеты и цветочные гирлянды. Популярны турецкий «огурец», «медальоны», овалы, звезды. На платке можно увидеть античные вазы, лотосы, ромашки, птиц и древние символы. Но главным символом стала роза, играющая всеми цветами радуги. Георгины – второй по частоте изображения цветок на павловопосадских платках. Часто в «букете» художники используют лилию, тюльпан и пион. Простор для творчества мастеров-художников дают разнообразные полевые цветы. Русское поле пестрит разными цветами, все они дополняют друг друга и подчеркивают

яркость каждого. Меняются времена, технологии, а платок и шаль остаются лучшим

подарком.

Слайд 27

СТолковый словарь. (Толкование всех слов дано во втором значении.)

  • Набойка – способ нанесения рисунка на ткань посредством печати с резных досок; ткань с таким узором, рисунком.
  • Набивной – об узоре, рисунке, нанесенном на ткань; о ткани с таким узором, рисунком (нанесенным вручную или машинным способом).
  • Мануфактура (устар.) – фабрика, преимущественно текстильная.

У. Что нового вы узнали? Что показалось особенно интересным? Что понравилось,

запомнилось?

Выслушиваются ответы детей.

V. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

В яркий солнечный денек (исходное положение – сидя на корточках, сомкнув

руки над головой)

Золотой расцвел цветок (встать, разводя руки в стороны).

Дует легкий ветерок –

Закачался наш цветок (руки на пояс, наклоны вправо и влево).

Сильный ветер дует,

Лепестки волнует (руки к плечам,кружатся).

VI. ВЫСТАВКА ПЛАТКОВ

 Создать эмоциональную атмосферу на уроке помогает импровизированная выставка

женских платков разного эмоционального звучания.

 Дети выходят к доске с платками своих мам, бабушек и сестер и демонстрируют их.

 Ученики рассматривают каждый платок, делают предположение о принадлежности

платка (мамин, бабушкин, младшей или старшей сестры) и его назначении (повседневный или праздничный), объясняя свою точку зрения.

У. Ребята, рассмотрите узоры на цветном поле платка. Какие композиционные варианты построения узора вы увидели?

Дети. Украшение каймы, угла, центра и четырех углов, свободная роспись.

У. Визитная карточка Павлово-Посадского платка – расположение на ткани узора.

Рисунок, крупный по краям, к центру становится мельче, а углы украшают броские

цветы.

   Композиция чаще всего строится с акцентом на углы. По кайме и углам симметрично размещают букеты крупных цветов, а середина поля заполняется редко разбросанными мелкими цветочками.

   Есть также композиции, состоящие из цветочных гирлянд, которые замкнуты в пространстве и увеличиваются к центру. Часто кайма украшена плотным узором из

садовых цветов.

   В платках ярко проявлялось композиционное мастерство народных художников, умение вписать узор в квадрат, построить угол, найти новый вариант узора.

   Ребята, обратите внимание на характер узора.

  Найдите платки с растительным узором. Почему он так называется?

Д. Потому что он состоит из растительных элементов.

У. Найдите платки с геометрическим узором. НА рь 2014 НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

 Обратите внимание на цветовое решение платка. В какой цветовой гамме может быть

оформлен рисунок платка?

Д. В теплой или холодной цветовой гамме, а может и с контрастными цветами.

VII. РАБОТА С УЧЕБНИКОМ

1. Чтение текста учебника (с. 30–33).

2. Ответы на вопросы:

  • Почему не всегда красивы яркие и пестрые вещи? Бывает ли яркая, нарядная одежда неуместна, а потому некрасива?
  • Как ты думаешь, можно ли через орнамент на платке выразить красоту и звонкость раннего утра?
  • Какими узорами и цветом на платке можно передать сказочную таинственность наступающего вечера?
  • Кому бы могли предназначаться такие платки?

Дети отвечают.

У. Ребята, определите, каково участие Мастеров Постройки, Украшения и Изображения в создании нарядных платков? Кто из них ведущий?

Д. Мастер Постройки помогает выбрать расположение узора на платке – на углах, в середине или на всем поле.

  Мастер Изображения помогает выбрать изображение на платке – птиц, цветы, бабочек или что-либо другое.

  А Мастер Украшения помогает превратить изображение в узор – выбрать цвет и

ритм узора.

VIII. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: СОЗДАНИЕ ЭСКИЗА РОСПИСИ ПЛАТКА

У. Ребята, по заданию в учебнике нарисуйте платок для своей мамы, платок или

косынку для сестренки или бабушки. Постарайтесь, чтобы платки получились разными и соответствовали возрасту того, кому они предназначаются.

   Для работы вам понадобятся бумага и гуашь. Вначале на рисунок нанесите светлые

краски, потом, используя фантазию, заполните платок изображениями трав, цветов,

листьев, веточек, птичек, бабочек в соответствующей замыслу цветовой гамме.

IX. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Выполнить задание в рабочей тетради на с. 10.

X. ИТОГ УРОКА

У. Чему вы научились на уроке? Что было самым интересным?

Выслушиваются ответы детей.

На доске устраивается выставка детских работ.

Материалы к уроку

  1. Неменский Б.М. Уроки изобразительного искусства. 1–4 класс. Поурочные разработки. ФГОС. М.: Просвещение, 2013.
  2. Е.Кострюкова. Мамин платок // Первое сентября. Начальная школа. №11, 2014
  3. http://platki.ru
  4. http://www.kleopatra.ru
  5. http://muztunes.net
  6. http://slovonline.ru
  7. http://www.artgalery.ru
  8. http://kykolnik.dreamwidth.org__