Урок изобразительного искусства в 3 классе (региональный компонент) «Архитектурные памятники г. Белёва. Средства выразительности графического рисунка»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс) по теме

Романовская Ольга Вячеславовна

Цели урока:

·        знакомство с одной из сторон творчества русского народа − архитектурой и памятниками градостроения г. Белёва

·        формирование нравственно-эстетических и эмоциональных качеств

·        учить понимать и видеть прекрасное

·        прививать интерес к отечественному культурному и историческому наследию

·        воспитывать патриотизм и гордость за достижения своих земляков.

Задачи урока:

·        усвоение законов изобразительной грамоты

·        использование приёмов образной передачи действительности в рисунке различными графическими средствами

·        овладение знаниями элементарных основ графического рисунка и средствами его выразительности

·        расширение знаний о разнообразии графических материалов

·        развитие художественного вкуса, творческого воображения, изобразительных способностей.

Художественно - педагогическая идея урока: ИЗО − искусство воздействия на формирование ценностных качеств личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок изобразительного искусства в 3 классе

(региональный компонент)

 «Архитектурные памятники г. Белёва. Средства выразительности графического рисунка»

Цели урока: 

  • знакомство с одной из сторон творчества русского народа − архитектурой и памятниками градостроения г. Белёва
  • формирование нравственно-эстетических и эмоциональных качеств
  • учить понимать и видеть прекрасное
  • прививать интерес к отечественному культурному и историческому наследию
  • воспитывать патриотизм и гордость за достижения своих земляков.

Задачи урока:

  • усвоение законов изобразительной грамоты
  • использование приёмов образной передачи действительности в рисунке различными графическими средствами
  • овладение знаниями элементарных основ графического рисунка и средствами его выразительности
  • расширение знаний о разнообразии графических материалов
  • развитие художественного вкуса, творческого воображения, изобразительных способностей.

Художественно - педагогическая идея урока: ИЗО − искусство воздействия на формирование ценностных качеств личности.

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Мотивация.
  3. Обмен информацией. Исследование. Словесно − иллюстративный рассказ.
  4. Связывание информации. Терминологическая работа.
  5. Применение. Практическая         работа учащихся.
  6. Экспресс-выставка. Анализ и оценка работ.
  7. Подведение итогов.

Оборудование.

  1. Фонозаписи.
  2. Слайды. Видеоряд.
  3. Картины Л. Г. Тонкого, В. А. Саакян-Полозовой (г. Белёв)
  4. Графические рисунки учащихся МОУ «СОШ №4 г. Белёва»: Трубецкого Никиты, Нариц Александра, Медведевой Ульяны.
  5. Репродукции с графических рисунков В. А. Жуковского.

Подготовка урока.

  1. Экскурсия в Спасопреображенский монастырь г. Белёва.
  2. Посещение        краеведческого музея г. Белёва.
  3. Поездка        в село Мишенское Белёвского района.
  4. Работа        в краеведческом отделе районной библиотеки.
  5. Урок-лекция в читальном зале детской библиотеки "Умельцы Белёвского края"

Развёрнутый конспект урока изо 3 класса

1.Звучит фоновая запись.

−Есть в России города, чей скромный облик наполнен особой душевностью, очарованием и благородством старины. Где гармонично переплетены старое и новое, прошлое и настоящее....

Слайд с фото Завадкина В.: «г. Белёв»

−Таков наш маленький городок ровесник Москвы, расположенный на живописном берегу реки Оки.

Слайд "река Ока"

−Город над кручей,

  Над тихой Окой,        (Слайд "Вид Белёва летом")

  Летом - зелёный,

  Белый - зимой.     (Слайд "Вид Белёва зимой")

  Тихие улицы

  Храмы в лучах,

  Солнце покоится

  На куполах. (Слайд "Вид города с колокольни ")

  Светлые краски,

  Мир и покой.

  Город из сказки

  Над тихой Окой. (Е. Кондюрина г.Белёв)

−Сегодняшний урок мы посвятим знакомству с архитектурными памятниками нашего города, а так же попробуем отобразить некоторые из них в графическом рисунке, используя присущие этому виду искусства средства выразительности.

Слайд "Пейзаж окрестности Белёва" Картина маслом.

2. −Поэтичны белёвские места. Недаром они переполняют душу своей красотой, множатся в работах наших художников-земляков. Перед вами картины написанные Леонидом Григорьевичем Тонким, который отобразил самобытность и неповторимость природы нашего края.

а) Исследование картин:

−Какие чувства вызвали эти работы?

−Что изображено на них?

−Какими материалами воспользовался художник?

−Какие цвета присутствуют?

Словарь: ХОЛСТ − картина написанная масляными красками на ткани.

б) Сравнение картин:

−Теперь сравните следующие работы, выполненные будущими художниками Трубецким Н. и Нариц А.

−Что в них общего?

−Одинаково ли цветовое решение?

−Почему?

−Опишите акварельный рисунок. Какой он?

−А что можете сказать о втором рисунке? Ведь он не менее выразителен и красив.

3. −Всякий город славится своими памятными местами — это старинные улочки (Слайд), примечательные дома (Слайд), заповедные уголки (Слайд).

−Таких мест много и у нас. Ценители архитектуры найдут здесь редкостные по своей красоте творения русских зодчих.

Словарь: ЗОДЧИЙ − уникальный, талантливый строитель, возводивший великолепные сооружения.

−Только в нашем городе счастливо сохранился бесценный по историческому значению ансамбль Спасопреображенского монастыря (Слайд).

−Ведущая роль в этом окаменелом безмолвии принадлежит Преображенскому собору с его нарядным и затейливым убранством (Слайд). Это и есть наше архитектурное наследие.

Словарь: Архитектура − от латинского слова «archi» − главный и греческого и «tektoc» − возводить, строить.

−На рисунке − тот же храм. В какой технике он выполнен?

−Это не просто здания: они хранители памяти. Без них это не твой, не мой, ничей город. Не родной.

Когда шуршит история страницами,

Когда она в полон тебя взяла,

Перед тобой проходят вереницами

Людские судьбы, даты и дела.

−История нашего города связана с именем великого поэта В. А. Жуковского. Родные места предстают перед нами на его рисунках.

−Что видим на них?        (Слайд)

−Чем они выполнены?

−Что делает их живыми, выразительными?

−В какой технике они выполнены?

−Работы В.А. Жуковского своеобразный документ по которому мы знакомимся с давним видом города. (Исследование фотоматериала с рисунков В. А. Жуковского. Показать на них средства выразительности графики: линии, пятна, штрихи, точки)

−Работы сегодняшних школьников отображают теперешнюю действительность. (Слайд)

Белые церкви плывут в бесконечности,

Кладенцы, неземной чистоты.

Непокорённые граждане вечности

Белые церкви, святые кресты.

(М. Литвинова, г. Белёв)

−Украшают, облагораживают наш город храмы, радуют глаз, умиротворяют душу красотой, гармоничным звоном колоколов.

Фоновая запись колокольного звона.        Слайд

−Этот перезвон слышится с особой, высокой башни именуемой, колокольней или звонницей. Почти в каждом храме есть колокольни. Сохранились они и в монастыре. Сейчас полном ходом идёт их реставрация.

Физ. минутка (изображают движения художников на пленере)

Старые ступени, молчаливый камень.

Помнят песнопенья и мерцанье свеч.

Их воспоминанья не убить снегами,

Красоту былую только не сберечь.

(М. Литвинова, г. Белёв)

5.Практическая часть.

−Предлагаю Вам возродить в своих рисунках облик утраченных во времени Преображенского храма и Крестовоздвиженской колокольни.

−Нарисуйте по выбору один из этих архитектурных ансамблей, воспользовавшись различными графическими материалами.

6.Экспресс выставка (характеристика работ).

−Художники-графики делают то же самое, что и мы. Конечно, их картины сложнее, ведь у них больше опыта и времени. Старались и вы. Поэтому я хочу назвать Вас художниками. Получились прекрасные работы; но особенно удачны и выразительны у … .

7.Итог урока.

Много городов в России есть,

Разных городов и непохожих.

Но витает детства дух лишь здесь

Моего и Вашего быть может.

(Д. Акимов, г. Белёв)

−Ваши рисунки создали своеобразную панораму города.

−Вы согласны со мной?

−Спасибо за Ваш творческий труд!

−С каким настроением Вы работали?

−Какую технику использовали?

−Вы живущие, взрослеющие здесь, должны знать наследие предков, свято хранить его в своём сердце! Сегодняшний урок этому подтверждение. Это и есть наше возрождение. Возрождается в нас духовность, заполняет добрым светлым чувством.

На высоком берегу Оки

Храмы древние среди деревьев.

Хорошо сидеть здесь у реки

И смотреть на вольное теченье.

Так же вольно жизнь везде течёт,

Город не стоит на прежнем месте,

Времени река его несёт

В будущее, с жителями вместе.

−Я закончила наш урок стихотворением моей ученицы Марины Литвиновой. Несколько лет назад, быть может, на подобном уроке зародилась в ней та необъятная любовь к белёвской земле, её святыням, которая и отразилась в её поэтическом творчестве. Я смею надеяться, что и у вас сегодняшний урок затронет струны чистой, искренней души. Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок изобразительного искусства 2 класс по теме "Цвет как средство выражения. Автопортрет"

Урок изобразительного искусства во 2 классе по программе Б.М. Неменского....

Конспект урока изобразительного искусства, 4 класс, Школа России, "Выразительность формы предметов (Декоративный натюрморт: условность формы и цвета, черна линия, штрихи в обобщении формы)"

Конспект урока изобразительного искусства, 4 класс, Школа России, "Выразительность формы  предметов (Декоративный натюрморт: условность формы и цвета, черна линия, штрихи в обобщении формы)...

Конспект урока изобразительного искусства 2 класс Тема: «Ритм пятен как средство выражения. Ритм птиц» УМК "Школа России" + презентация

Конспект урока изобразительного искусстваТема: «Ритм пятен как средство выражения. Ритм птиц»  Цель деятельности учителя: закрепление с обучающимися  средство художественной...

Конспект и дидактическое средство урока изобразительного искусства, 4 класс

Представляю Вашему вниманию конспект урока изобразительного искусства, а также дидактическое средство, для самостоятельной работы. Ученик на удаленке может выполнить 3 задания, они все по типу разные....

Конспект урока изобразительного искусства 2 класс. Тема: "Цвет как средство выражения. Тихие цвета". Неменский Б.М.

Конспект урока изобразительного искусства 2 класс. Тема: "Цвет как средство выражения. Тихие цвета". Неменский Б.М....

Конспект урока изобразительного искусства 2 класс. Тема: "Линия – как средство выражения. Характер линий. Ветка дерева". Неменский Б.М.

Конспект урока изобразительного искусства 2 класс. Тема: "Линия – как средство выражения. Характер линий. Ветка дерева". Неменский Б.М....

Конспект урока изобразительного искусства 2 класс. Тема: "Линия как средство выражения: ритм линий". Неменский Б.М.

Конспект урока изобразительного искусства 2 класс. Тема: "Линия как средство выражения: ритм линий". Неменский Б.М....