Воображение и творчество в младшем школьном возрасте.
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо) на тему

Шмелева Анна Петровна

Предлагаю вашему вниманию свою курсовую работу , написанную еще 2005 году.
Воображение и творчество в младшем возрасте.

  Содержание 

Глава I. Понятие детского воображения.

1.1  Виды детского воображения.

1.2  Физиологические механизмы процесса детского воображения.

1.3  Влияние воображения на формирование личности.

Глава II. Развитие воображения.

   2.1 Практическая часть.

Глава III .Понятие творчества.

   3.1 Общая характеристика творчества детей.

Заключение.

Библиография.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon voobrazhenie_i_tvorchestvo.doc128.5 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Глава I. Понятие детского воображения.

  1. Виды детского воображения.
  2. Физиологические механизмы процесса детского воображения.
  3. Влияние воображения на формирование личности.

Глава II. Развитие воображения.

   2.1 Практическая часть.

Глава III .Понятие творчества.

   3.1 Общая характеристика творчества детей.

Заключение.

Библиография.

 

Введение.

Умственное  развитие ребенка посещающего школу, качественно меняется благодаря требованиям, предъявляемым учебной деятельностью. Ребенок вынужден входить в реальность предметного мира через постоянное погружение в ситуации решения разнообразных учебных и жизненных задач. Перечислим основные задачи, которые решаются в младшем школьном возрасте:

  1. проникновение в тайны лингвистического, синтаксического и др. строения языка;
  2. усвоение значений и смыслов словесных знаков и самостоятельное установление их тонких  интегрированных связей;
  3. решение умственных задач, связанных с преобразованием предметного мира;
  4. развитие произвольных сторон внимания, памяти и воображения;
  5. развитие воображения как способ выйти за пределы личного практического опыта, как условие творчества.

Воображение в жизни ребенка играет большую роль, чем в жизни взрослого, проявляясь гораздо чаще, и чаще допускает нарушение реальной жизни.

        В данной работе использованы исследования многих заслуженных деятелей психологопедагогических наук: Венгера Л.Н., Эльконина Д.Б., Арагуновой Т.В., Выготского Л.С., Давыдова В.В., и многих других. Но особое внимание отведено работам Мухиной Валерии Сергеевны – доктора психологических наук.

        Идеей работы является  рассмотрение многообразия составляющих психологического развития воображения.

        Целью работы является рассмотрение психологических факторов, творчества и воображения детей 6-11 лет (т.е. младшего школьного возраста).

Задачи:

  1. Дать понятие детскому воображению. Перечислить виды. Разобраться в физиологических механизмах детского воображения;
  1. влияние воображения на формирование личности.
  1. Как развить воображение у младших школьников;
  1. описание практической части, пользуясь материалами других научных работников.
  1. Дать понятие детскому творчеству.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии.

Глава I. Понятие детского воображения.

  1. Определение и виды детского воображения.

Наряду с восприятием, памятью и мышлением важную роль в деятельности человека играет воображение. В процессе отражения окружающего мира человек наряду с восприятием того, что действует на него в данный момент, или зрительным представлением того, что воздействовало на него раньше, создает новые образы 1 .

        Воображение – это психологический процесс создание нового в форме образа, представления или идеи.

        Процесс воображения свойственен  только человеку и является  необходимым условием его трудовой  деятельности. Воображение всегда направлено на практическую деятельность. Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо делать и как он будет делать. Таким образом, он уже заранее создает образ материальной  вещи, которая будет изготавливаться,  в  последующей практической деятельности человека. Эта способность человека заранее представлять конечный итог своего труда, а также процесс создания материальной вещи, резко отличает человеческую деятельность от «деятельности» животных, иногда очень искусной. Физиологическую  основу воображения  составляет образование новых сочетаний из временных связей, которые уже  сформировались за прошедший период времени. При этом  простая актуализация уже имеющихся временных связей, еще не ведет к созданию нового. Создание  нового предполагает такое сочетание, которое образуется из временных связей, ранее не вступавших в сочетание друг с другом. При этом важное значение имеет вторая сигнальная система, слово. Процесс воображения представляет собой совместную систему работу обоих сигнальных систем. Все наглядные  образы  неразрывно связаны с ними.  Как правило, слово служит источником проявления образов воображения, контролирует путь становления их, является средством их удержания, закрепления, их изменения.

        Воображение есть всегда определенный отход от действительности. Но в любом случае источник воображения – объективная реальность.2 

В психологии различают воображения:

 - произвольное;

-непроизвольное;

Произвольное – наличие осознанной  и отрефлексированной поисковой

  ____________________________________________________________

1Основы психологии. Л.Д. Столяренко. Ростов н /Д.,2001.С. 193.      

2Основы психологии. Л.Д. Столяренко. Ростов н/ Д.,2001.С.194.  

Непроизвольное – в сновидениях, так называемых измененных состояниях сознания и  т.д.

Особую форму воображения образует мечта. Она обращена к сфере более или менее отдельного будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата, а так же его полного совпадения с образом желаемого.  Вместе с тем  мечта может стать сильным  мотивирующим фактором  творческого поиска.

        Можно выделить несколько видов воображения. Некоторые можно вполне отнести к видам детского воображения.

Основные:

 - пассивное;

 - активное.

Пассивное  делится  на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, сновидовая фантазия) воображения.

Активное воображение включает в себя  артистическое, творческое, критическое,  воссоздающее. Близко к этим видам воображения находится эмпатия – способность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами, сострадать, порадоваться, сопереживать.

        Активное воображение всегда направлено на решение творческой и личностной задач. Человек оперирует фрагментами, единицами конкретной информации в определенной области, их перемещением в различных комбинациях относительно друг друга.

        Активное воображение ребенка направлено больше вовне, ребенок занят в основном средой, обществом, деятельностью и меньше внутренними, субъективными проблемами.

        Творческое воображение – это такой  вид воображения, в ходе которого ребенок самостоятельно создает новые  образы и идеи, представляющие ценность для других людей.

        Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов интеллектуальных способностей. В структуре  творческого воображения различают два типа таких  интеллектуальных операций. Первый тип операции, посредством которой формируются идеальные образы, и второй тип операции на основе которых перерабатывается готовая продукция .

        Воображение – особая форма человеческой психики, состоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфика этой формы психологического процесса  состоит в том, что воображение, вероятно, характерно только человеку и странным образом связано с деятельностью организма.

        Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею.

        Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее.

        Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разном времени, что не может позволить себе никакое другое живое существо в мире. Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи  без непосредственного вмешательства практических действий. От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла.

        Если воображение рисует сознанию такие картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если, кроме того, воображение нацелено на будущее, его именуют мечтой.

        Воображение может быть  продуктивным и репродуктивным.

        Продуктивное воображение – отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а непросто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе все же творчески преобразуется. В репродуктивном воображении становится задача воспроизвести реальность в том виде, какого она есть, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

        С феноменом воображения в практической деятельности  людей прежде всего связан процесс художественного творчества.

        Источником любого направления в искусстве может быть только жизнь. Чаще всего творческий процесс в искусстве связан с активным воображением.

        Привнесение нового в само течение наших впечатлений так, что в результате возникает некоторый новый, раньше не существовавший образ, составляющий, как известно, самую основу той  действительности, которую мы называем воображением.

        Воображение должно было быть неразрешимой загадкой, которую пытались обойти путем сведения воображения к другим психическим функциям. На самом деле исследования показали, что очень мощный шаг в развитии детского воображения совершается именно в посредственной связи с усвоением речи, что задержанные в речевом развитии дети  оказываются чрезвычайно отсталыми и в развитии воображения.        

Таким образом, наблюдение за развитием воображения обнаружило зависимость этой функции от развития речи. Если взять область художественного творчества, которое очень рано становится доступным ребенку, скажем в рисунке, рассказе, то увидим, что и здесь воображение носит направленный характер, т.е. не является подсознательной деятельностью.

Если обратиться к так называемому конструктивному воображению ребенка, ко всей  творческой деятельности сознания,  которая связана с действительным преобразованием, с техническо-конструктивной или строительной деятельностью, то мы везде и всюду видим как у настоящего изобретателя воображение является одной из основных функций, с помощью которой он работает.

Воображение и его развитие в детском возрасте.

Начало развития детского воображения связывается с окончанием периода раннего детства, когда ребенок впервые  демонстрирует способность замещать одни предметы другими и использовать одни предметы в роли других.  Дальнейшее развитие воображение получает  в играх, где символические замены совершаются довольно часто и с помощью разнообразных средств и  приемов.

О развитости детского воображения в дошкольном возрасте судят не только по представлениям  и по ролям , которые дети берут на себя в играх, но и на основе анализа материальных продуктов их творчества, в частности поделок и рисунков.

Главным видом деятельности, где проявляется творческое воображение детей, совершенствуется все познавательные процессы, становятся сюжетно-ролевые игры.

Воображение проходит в онтогенезе человека определенный путь развития. Дьяченко О.М. показала, что детское воображение в своем развитие подчинено тем же самым законам, каким следуют другие психологические процессы. Широко распространенное представление о том, что у детей воображение более развито, чем у взрослых, имеет за собой лишь то основание, что у детей воображение начинает развиваться раньше отвлеченного мышления и его удельный вес в детстве больше, чем в дальнейшем. При этом воображение у ребенка слабее, чем у взрослого. Видимое богатство детской фантазии является  в действительности скорее проявление слабости его критической мысли, чем силы его воображения. Собственно творческие и даже комбинаторные моменты в нем сначала не столь значительны. Они развиваются в процессе общего умственного развития ребенка.

Образы  воображения формируются в процессе мысленного конструирования таких объектов, прообразы, которых не существуют в окружающей среде. Преобразование наличного наглядного материала в результата чего возникает добавочная информация о нем, и составляет главный момент творческого воображения.

Примером творческого воображения у детей может быть образ изобретаемой машины, образ литературного героя. Новизна, оригинальность, неповторимость – существенные признаки образов творческого воображения. Формирование образа весьма сложный процесс. Но он не исчерпывает всей сущность творческого воображения. Сущность его скрывается  в полной мере только в творчестве ребенка. Творчество – создание  системы образов, взаимосвязанных и взаимообуславливающих друг друга. Процесс формирования образа воображения можно сравнить с элементом рисунка ковра, творчество же – изображенной на ковре, завершенной композицией взятой во всей ее целостности и сложности.

                   

  1. Физиологические механизмы процесса детского воображения.

Физиологические механизмы процессов детского воображения очень сложны и могут быть охарактеризованы следующим образом. Основная функция коры больших полушарий – образование системы временных связей, в которых фиксируется приобретенный опыт у детей в младшем школьном возрасте. Этот опыт включает круг представлений ребенка об окружающем  его мире. Система  временных связей динамична: она изменяется, пополняется  и  преобразуется. Выделенные в процессе анализа части  и признаки комплексного раздражителя, каким является предмет или данная ситуация, соотносятся, синтезируется в новых комбинациях. В результате этого создается новый образ или система новых образов, в которых большая действительность отражается ребенком в преобразованном  виде и содержании 1.  Физиологический механизм, обеспечивающий формирование нового образа – это образование новых  сочетаний из временный связей, уже  сформировавшихся  в коре больших полушарий мозга. Для того чтобы образовались новые ассоциации, необходима диссоциация, т.е. расщепление сложившихся связей.

Диссоциированные связи включаются звеньями в новые системы связей. Этот процесс не следует рассматривать как мгновенно протекающий. Он имеет фазовый характер и в каких-то фазах протекает скрытно от самого ребенка в слабо возбудимых и даже частично заторможенных участках коры больших полушарий головного мозга. Примером такого рода деятельности первой и второй сигнальных систем, хотя любое представление, любой образ формально должен быть отнесен к первосигнальному, чувственному отражению действительности.

Таким образом, образы воображения представляют собой особую форму отражения действительности, характерную только для человека.

___________________________________________________________

1 Общая психология. Учебное пособие для ВУЗов. М., 1978. С.244.

       

  1. Влияние воображения на формирование личности.

Наблюдение за жизнью детей младшего школьного возраста, за их деятельностью показывают, что развитое и ярко выраженное воображение проявляется в ряде существенных качеств детей. К таким качествам, или чертам, личности прежде всего относится одухотворенность. При одухотворенности воображение включено во всю познавательную деятельность; отношения к другим людям, к жизни эмоционально приподняты. Способность видеть новое и прекрасное в повседневно окружающих людях и предметах.

Временное состояние одухотворенности, вызванное особыми  обстоятельствами, можно наблюдать у многих детей. К примеру:  ребенок, увидев новые краски и альбом, в голове начинает выбирать себе тот или иной образ, который хотел бы изобразить.

Романтик – это, прежде всего, оптимист, который смело смотрит в будущее и идет на встречу ему. Во имя будущего, такой ребенок согласен и внутренне готов переносить трудности, лишении и опасности.

Ребенок-романтик натура деятельная, волевая. Поэтическая натура, у детей характеризуется высокие чувства и воображение. Чертой характера ребенка, возникающей из особенностей его воображения является фантазерство. У детей оно особенно развито.

Воображение ребенка в рисунке.

Для работы воображения существенно, что сам предмет не определяет для художника той формы, которую он может быть воплощен. Форма должна создаваться самим человеком, а так как форма, изобретенная кем-либо раньше, не исчерпывает мироощущения другого художника, то он вынужден  изобретать ее сам. Замечательные примеры этого можно найти в рисунках детей. Когда дети начинают экспериментировать с формой и цветом, они сталкиваются с необходимостью отыскать такой способ изображения, в котором объекты их жизненного опыта могли бы воспроизводиться с помощью определенных средств. Иногда им помогает наблюдение за деятельностью других детей, но, по существу, они всегда находят свой собственный путь.

Изобилие оригинальных решений, которые они создают, всегда изумляет, в особенности потому, что дети обращаются как правило, к самым элементарным темам.              

Глава II. Развитие воображения.

2.1. Практическая часть.

Воображение ребенка связано в своих истоках с зарождающейся к концу раннего детства знаковой функцией сознания. Одна линия развития знаковой функции ведет от замещения одних предметов другими предметам  и   их изображениями, к использованию речевых, математических и других знаков, к овладению логическими формами мышления. Другая линия ведет к появлению и расширению возможности дополнять и замещать реальные вещи, ситуации, события, воображаемыми,  строить из материала накопленных представлений новые образы.

       Воображение ребенка складывается в игре. На первых порах оно неотделимо от восприятия предметов и выполнения  с ними игровых действий. Ребенок скачет верхом – в этот момент он всадник, а палка – лошадь.

        Наиболее ярко проявляется воображение в рисунках и в сочинении сказок, стишков. Здесь дети в начале опираются на непосредственно воспринимаемые предметы или возникающие под их рукой штрихи на бумаге. Воображение ребенка оценивается по степени развитости у него фантазии.

     

Методика «Нарисуй что-нибудь».

Ребенку дается лист бумаги, набор фломастеров, красок и предлагается нарисовать что-либо необычное.

На выполнение задания отводится 4 мин. Далее оценивается качество рисунка по приведенным ниже критериям, и на основе такой оценки делается вывод об особенностях воображения ребенка.

Оценка результатов.

10 баллов – ребенок за отведенное время придумал и нарисовал нечто

        необычное, оригинальное, явно свидетельствующее о неза-

        урядной фантазии, о богатом воображении. Рисунок оказы-

        вает большое впечатление на зрителя, его образы и детали

        тщательно проработаны.

8-9 баллов – ребенок придумал и нарисовал что-то достаточно ориги-

        нальное, с фантазией, эмоциональное и красочное, хотя

        изображение не является совершенно новым. Детали кар-

        тины проработаны неплохо.

5-7 баллов – ребенок придумал и нарисовал нечто такое, что в целом

        является не новым, но несет в себе явные элементы твор-

        ческой фантазии и оказывает на зрителя определенное

        эмоциональное впечатление. Детали и образы рисунка про-

        работаны средне.

3-4 балла -         ребенок нарисовал нечто очень простое, неоригинальное,

        причем на рисунке слабо просматривается фантазия и не

        очень хорошо проработаны детали.

0-2 балла -         за отведенное время ребенок так и не сумел ничего приду-

        мать и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии.

Выводы об уровне развития.

10 баллов – очень высокий.

8-9 баллов – высокий.

5-7 баллов – средний.

3-4 балла – низкий.

0-2 балла – очень низкий.

( Приложение 1).

Из подобных исследований Ж. Пиаже сделал вывод, что воображение претерпевает генезис подобно тому, который проходят интеллектуальные операции; сначала воображение статично, ограничивается  внутренним воспроизведением состояний, доступных восприятию; по мере развития ребенка воображение становится более гибким и подвижным, способным к предвосхищению последовательных моментов возможного преобразования одного в другое 1.

Ж. Пиаже отделяет воображение, как ранее он это делал с восприятием. Воображение более высокого уровня развивается в паре с конкретными операциями, но его нельзя с ними отождествлять. Ж. Пиаже считает, что гибкое, способное на предвосхищение воображение может реально помогать операционному мышлению, даже необходимо ему. Наиболее ярко воображение проявляется в рисовании и сочинении рассказов и сказов. У младших школьников, также как и у дошкольников, мы можем наблюдать большую вариативность в характере детского творчества: одни дети воссоздают реальную действительность, другие – фантастические образы и ситуации. В зависимости от этого можно условно разделить детей на реалистов и фантазеров. Специальным интересом ребенка может стать фантастический, пугающий, привлекающий мир сказки. Черти, водяные,      

______________________________________________________________

 1 Мухина В.С. Возрастная психология.- М., 1997.    

лешии, русалки, колдуны, феи, сказочные принцессы и многие другие персонажи народного творчества, существа, созданные индивидуальной фантазией, наряду с совершенно реалистичными изображениями людей, определяют содержание работы и продуктов деятельности ребенка.

        Конечно же, содержание рисунков зависит от того культурного быта, который определен уровнем семьи и степенью ориентации самого ребенка и реальную или воображаемую действительность 1.

        Сочиняя всевозможные истории, рифмуя «стишки», придумывая сказки, дети могут заимствовать известные им сюжеты, строфы стихотворений, графические образы, порой вовсе не замечая этого. Однако, нередко ребенок специально комбинирует сюжеты, создает новые образы, гиперболизируя отдельные стороны и качества своих героев. Ребенок если у него достаточно развита речь и воображение, если он получает удовольствие от рефлексии на значение и смысл слов, словесных комплексов и образов воображения, может придумать и рассказать занимательный сюжет, может имитировать, наслаждаясь своей импровизацией сам и включая в нее других людей 2.

        В воображении ребенок создает опасные, страшные ситуации, когда необходимо идти на черную-черную гору, забраться в самую глубокую пещеру и т.д.

        Главное – преодоление, обретение друга, выход к свету, надежда и радость. Переживание негативного напряжения в процессе создания и развертывания воображаемых ситуаций, управление сюжетом, прерывание образов и возвращение к ним тренируют воображение ребенка как произвольную творческую деятельность.

        Кроме того, воображение может вступать как деятельность, которая приносит терапевтический эффект. Ребенок испытывая трудности в реальной жизни,  воспринимая свою личную ситуацию как безысходную, может уйти в воображаемый мир. Воображение, каким бы фантастическим оно ни было в своей сюжетной линии, опирается на нормативы реального социального  пространства. Пережив в своем воображении добрые и агрессивные побуждения, ребенок тем самым может подготовить для себя мотивацию будущих поступков.

        Воображение  при всей его пользе  для подготовки к творческой деятельности может увести ребенка от реального мира, придав болезненность его духовной жизни. Воображение может заводить ребенка  и в тупик, создавая навязчивые образы, которые действительно упорно преследуют ребенка. В этом случае требуется специальная помощь.  

1 Детская психология. Мухина В. С.,-М., 1992.

2 Психология. Венгер Л.А., Мухина В. С., -М., 1987.    

Методика « Необыкновенная клякса»1        .

         

        Для этого потребуется бумага – плотная, лощеная или мелованная, которая не сразу впитывает краску. Сложите лист бумаги пополам  и на одну половину капните краску, проводя по ней рукой. Посмотрите, что получится. Присмотритесь внимательно, дофантазируйте образ.

Еще один способ получения рисунков для тренировки воображения. Возьмите ниточку длиной 30-40 см.,  обмакните ее в чернила и положите на лист бумаги, свернув произвольно. Сверху на нить положите другой лист и прижми его к нижнему. Вытаскивайте  нить, придерживая листы. На бумаге от нее останется след, в котором можно увидеть много интересного. (Приложение 2).

Воображение в жизни ребенка играет большую роль, чем в жизни взрослого, проявляясь гораздо чаще, и чаще допускает нарушение реальной жизни.

Неустанная работа воображения – важный путь познания и освоения ребенком окружающего мира, способ выйти за  пределы личного практического опыта, важнейшая психологическая предпосылка развития способности к творчеству и способ освоения нормативности социального пространства, последнее принуждает воображение непосредственно на развитие личности.

Для развития воображения можно использовать еще такие виды методик:

«Необыкновенный ракурс».  Полезным для развития воображения и интересным занятием будет узнавание предметов по их изображениям в необыкновенных  ракурсах и положениях. (Приложение 3).

«Фигуры в сплетениях линий». Карандашом или ручкой машинально водить по листку бумаги. Присмотревшись к сплетению,  получившихся линий, можно увидеть в них случайный образ. (Приложение 4).

В развитии воображения можно использовать также и составление различных орнаментов, бордюров, узоров и т.д.  

 

           

1 Уроки  развития воображения. А. Цукарь. – М., 2000.

Глава III. Понятие творчества.

3.1. Общая характеристика творчества ребенка.

        Творчество – создание новых по смыслу культурных, материальных ценностей 1.

        Детское творчество, как творчество вообще, является прежде всего трудом упорным, кропотливым и в то же время вдохновенным требующим оптимального напряжения всех физических и духовных сил. Подлинное творчество дает общественно полезный и значимый результат. Творчество – социально обусловленная деятельность. В творчестве раскрываются многие психологические качества, выражающие содержание личности. Психологическая деятельность ребенка в процессе творчества протекает на самом высоком уровне. Это относится к интеллекту, эмоциональной и волевой сферам личности. Существенные моменты творчества – увлеченность и устремленность. Уже для увлеченного ребенка, творчество  является смыслом жизни. Увлеченность усиливается, если продукты творчества получают всеобщее признание.

        Состояние вдохновения – другая типичная для творчества черта. Вдохновение детей, как и взрослых характеризуется с одной стороны высокой продуктивностью, а с другой – огромным подъемом и напряжением сил.

        Репин писал, что вдохновение – это награда за каторжный труд. Творческая задача, решаемая  художником – мастером слова, кисти, или резца, - достигается через длительные  и упорные  поиски максимально выразительной и содержательной формы.

        В идеалистической психологии ранее творчество рассматривается  как бессознательный процесс, как озарение, якобы внезапно происходящее. Можно наблюдать, как многие дети , ходя в школу, посещают различные кружки. У многих детей проявляются  творческие способности. Представители  идеалистической теории бессознательного творчества исходят из следующих фактов.

        Во-первых, решение творческой задачи  возникает как бы  внезапно.

        Во-вторых, о протекании психологической деятельности в процессе творчества ребенок сказать почти ничего не может (такого рода факты также известны). Тот факт, что ребенок не может охарактеризовать самого процесса творчества, процесса формирования образов воображения, также должен быть правильно интерпретирован. Эта особенность творческого воображения еще не говорит о том, что ребенок не осознает того, что он делает, на что устремлены его творческие усилия.      

   

1 Словарь русского языка. Ожегов С. И. – М., 1989.

Неосознанным является только протекание самого процесса, так как внимание ребенка полностью концентрируется на объекте творчества.

        Ребенок всегда контролирует, оценивает творческое решение. Он удовлетворен или неудовлетворен достигнутыми результатами, а по завершении работы – продуктом творческой деятельности. Не менее типично и то, что продукт творчества много раз оценивается и переоценивается.

        Научная психология характеризует вдохновение следующими особенностями:

  1. состояние вдохновения возникает у человека страстно, и , упорно стремящегося к творческому решению поставленной проблеме;
  2. состояние вдохновения характеризуется  легкостью движения мысли и образов, их ясностью и обилием, глубокими переживаниями;
  3. на фоне состояния вдохновения все познавательные процессы протекают особенно продуктивно. Воля обеспечивает дисциплину мысли и действия.

Итак, творчество причинно обусловлено  и  является высшим проявлением сознания, выражением уровня его развития.

Заключение.

Подводя итог по теме: «Воображение и творчество в детском возрасте»,  можно сказать, что детское воображение присуще каждому  ребенку, хотя у многих взрослых оно не исчезает по истечению многих лет.

Гибкое, способное на предвосхищение  воображение может реально помогать операционному мышлению, даже необходимо ему. У младших школьников, можно наблюдать большую вариативность в характере детского творчества: одни дети воссоздают реальную действительность, другие – фантастические образы и ситуации. Таким образом, мы выявили детей реалистов и фантазеров.

Кроме того, воображение и творчество может выступать как деятельность, которая приносит терапевтический эффект. Особенно наблюдается этот факт у детей из неполных семей, детей-инвалидов.

Для развития творчества предоставлены многие условия:

  • художественные школы;
  • музыкальные школы;
  • клубы прикладного искусства (резка по дереву, шитье, вязание) и др.

Естественно, творчество без воображения существовать не может, т.е. они неотделимы.

         

       

 

Библиография.

  1. Брунер Д. С. Психология познания.- М., 1977.
  2. Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология. – М., 1987.
  3. Возрастные и индивидуальные способности младших школьников (под ред. Д. Б. Эльконина). – М., 1986.
  4. Выготский Л. С. Психология.- М., 1984.
  5. Галин А.Л. Личность и творчество. Новосибирск, 1989.
  6. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1989.
  7. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1997.
  8. Немов Р.С. Психология. Книга 3., - М., 2001.
  9. Пономарев Я. А. Знание, мышление, умственное развитие. – М., 1967.
  10. Психология младших школьников (под ред. В. В. Давыдова). – М., 1990.
  11. Общая психология (под ред. Л.Д. Столяренко). Ростов н/Д., 2001.
  12. Цукарь А. Уроки развития воображения. – М., 2000.
  13. Словарь русского языка (под ред. Ожегова С.И.). – М.,1989.  

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы "Технологии развития творчества детей младшего школьного возраста"

Период начального обучения в школе залючает в себе огромные возможности для развития творческих способностей младших школьников. ...

Развитие внимания, памяти и воображения у детей младшего школьного возраста

В данном материале  раскрываются  формы и методы работы по развитию внимания,памяти и воображения у учащихся начальных классов....

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

Суть данной статьи - новая система образования, ее цели, основополагающее значение русского языка в ней, современные методы и подходы в развитии речевого творчества, реализация интерактивных форм обуч...

Развитие творческих способностей и воображения детей младшего школьного возраста в условиях ГПД.Развивающее занятие по технологии «Панно из втулок от туалетной бумаги».

Данное занятие разработано с целью раскрытия творческого потенциала ребенка, развития пространственного мышления, фантазии, моторики рук, создания устойчивой мотивации, стремления выразить свое отноше...

Рекомендации родителям по развитию воображения, фантазии и речевого творчества у детей младшего школьного возраста

Рекомендации родителям по развитию воображения, фантазии и речевого творчества у детей младшего школьного возраста«Воображение важнее знания,ибо знание ограничено.Воображение же охватываетвсё на...