Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс УМК "Планета Знаний"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

Федосова Евгения Дмитриевна

Предварительный просмотр:

Оглавление

I.  Пояснительная записка        

II.  Общая характеристика учебного предмета        

III. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане        

IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса изобразительного искусства.        

V. Содержание тем учебного курса        

VI. Календарно-тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся        

VII. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса        

VIII. Приложение        

I.  Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса составлена с учётом общих целей изучения курса, определённых Государственным стандартом содержания начального образования II поколения и отражённых в его примерной (базисной) программе курса технология, реализуется на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Федеральный государственный стандарт начального общего образования (приказ МОиН №363 от 06 октября 2009, зарегистрирован Минюст № 17785 от 22.12.2009);
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2015/2016 учебный год: Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 N 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования";
  •  Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4  классы, УМК «Планета знаний» в 2 ч. Ч. 1. – 2-е изд., доработанное. – АСТ-Астрель  Москва 2011. – 576 с. – (Новый стандарт начального образования), рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации;
  • Учебный план образовательного учреждения на 2015/2016 учебный год;
  • Авторской программы для 3 класса Н.М. Сокольниковой - М.; Астрель, 2014 г. (УМК «Планета знаний» под редакцией И. А. Петровой)  и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС НОО) утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373.

Учебная программа и пособие УМК «Планета знаний» нацелены на решение приоритетной задачи начального общего образования — формирование универсальных учебных действий (общих учебных умений, обобщённых способов действий, ключевых умений), обеспечивающих готовность и способность ребёнка к овладению компетентностью «уметь учиться».

Курс направлен на реализацию целей обучения технологии в начальном звене, сформулированных в Федеральном государственном стандарте начального общего образования (ФГОС).

Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.

Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, и поиск разнообразной художественной информации в Интернете.

Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель - формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.

Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное  значение  имеет  познание  художественной  культуры  своего народа.

Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.

Цель и задачи учебного предмета изобразительное искусство:

Цель: приобщение школьников к миру изобразительного искусства, развитие их творчества и духовной культуры.

В соответствии с этими целями и методической концепцией автора можно сформулировать следующие задачи курса:

  • освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах использования их в быту в повседневном окружении ребенка;
  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Основные задачи изучения курса «Изобразительное искусство» в 3 классе:

  • изучение выразительных возможностей графических материалов (графитный карандаш, цветной карандаш, фломастеры, тушь, перо, пастельные и восковые мелки и т.п.) в передаче различной фактуры;
  • обучение умению выбирать живописные приемы (по-сырому, лессировка, раздельный мазок и т.п.) в соответствии с замыслом;
  • продолжение освоения приемов лепки фигуры человека и животных с учетом передачи пропорций;
  • продолжение изучения основ цветоведения (цветовой контраст и нюанс, эксперименты по составлению различных оттенков);
  • продолжение изучения способов передачи пространства на плоскости листа (загораживание, размещение объектов на листе), освоение цветового, текстурного, тектонического, мерного и образного пространства в процессе игр (изобразительных, декоративных, конструктивных);
  • формирование умения выделять'композиционный центр (размером, цветом, композиционной паузой и т.п.)
  • ознакомление с художественно-конструктивными особенностями русской деревянной избы;
  • продолжение знакомства с традиционными народными художественными промыслами (резьба по дереву, деревянная и глиняная посуда, богородские игрушки, жостовские подносы, павлопосадские платки, скопинская керамика);
  • изучение традиционных знаков (земли, воды, солярных и т.п.) и мотивов (древо жизни, ладья, русалка, птица и т.п.) народных орнаментов;
  • продолжение знакомства с приемами ассоциативного рисования (ассоциации с различной фактурой);
  • обучение умению узнавать форму спирали, волны, яйца в объектах архитектуры и дизайна, создавать эскизы и модели дизайна на основе этих форм;
  • продолжение ознакомления с проектной деятельностью исследовательского и творческого характера.

В соответствии с Образовательной программой школы на изучение предмета «Окружающий мир» во втором классе отводится 34 часа в год, 1 час в неделю

Реализация целей программы рассматривается в связи с системой функций предмета «Изобразительное искусство»:

  • эмоционально-развивающая функция, состоящая в воздействии искусства на эмоционально-чувственную сферу личности, способствующая обогащению этой сферы, развитию эмоциональной отзывчивости личности на произведения искусства как на отражение человеческих переживаний, эмоций, чувств;
  • ценностно-ориентационная функция, позволяющая учащимся использовать приобретённые художественные знания, умения и навыки для самостоятельной ориентации в художественной культуре, в окружающей их социокультурной среде по высшим духовно-нравственным и эстетическим критериям;
  • арт-терапевтическая, состоящая в коррекции негативных психологических состояний и оздоровлении учащихся в процессе организации их художественной деятельности;
  • информационная функция, обеспечивающая расширение общего и художественного информационного пространства через освоение учащимися основных источников и каналов информации об искусстве (в том числе аудиовизуальных, компьютерных, текстовых и др.).

Программа «Изобразительное искусство» позволяет решать следующие задачи:

  • сформировать первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
  • сформировать познавательный интерес и положительное отношение к изобразительному искусству, народному и декоративно-прикладному искусству, архитектуре и дизайну;
  • ознакомить с шедеврами русского и зарубежного изобразительного искусства;

—сформировать эстетическое восприятие произведений искусства; эстетическое отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

  • сформировать представления о видах и жанрах изобразительного искусства, в том числе об архитектуре, дизайне как видах искусства, об основных видах народного и декоративно-прикладного искусства;
  • сформировать практические умения и навыки в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; обучить пониманию языка графики, живописи, скульптуры, умению анализировать средства художественной выразительности произведений искусства;
  • обучить теоретическим и практическим основам рисунка, живописи, композиции, лепки;
  • обучить основам народного и декоративно-прикладного искусства;
  • обучить основам дизайна (элементам проектирования, конструирования, макетирования и моделирования; чувству стиля);
  • развить у школьников способность выражать в творческих работах своё отношение к окружающему миру;
  • обучить элементарным умениям, навыкам, способам художественной деятельности;
  • обучить основным средствам художественной выразительности (линия, пятно, цвет, колорит, фактура, тон, композиция, ритм, гармония и др.), необходимым для создания художественного образа;
  • обучить способам изображения растений, животных, пейзажа, портрета и фигуры человека на плоскости или в объёме;

—        развить творческое воображение, художественное мышление, зрительную память, пространственные представления, изобразительные способности;

  • развить эмоционально-эстетическую и нравственную сферы личности.

II.  Общая характеристика учебного предмета

Реализация учебной программы обеспечивается учебником (Н.М. Сокольникова). Изобразительное искусство: учебник для 3 класса в 1 ч. – М.; Астрель 2013 г., включенным в Федеральный Перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2015-2016 учебный год.

Форма организации учебных занятий: классно-урочная система.

Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого  мироотношения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

III. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Место учебного предмета в учебном плане.

В соответствии с учебным планом школы на 2015-2016 учебный год рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю). 

  •      Количество часов в    I триместре – 12
  •      Количество часов во  II триместре – 11.
  •      Количество часов в    III триместре – 11.

Тип программы: базовая программа по изобразительному искусству.

IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса изобразительного искусства.

Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.

Личностные результаты

У третьеклассников будут сформированы:

  • внутренняя позиция на уровне положительного отношения к учебной деятельности;
  • понимание сопричастности к культуре своего народа, уважение к мастерам художественного промысла, сохраняющим народные традиции;
  • понимание разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру;
  • положительная мотивация к изучению различных приемов и способов живописи, лепки, передачи пространства;
  • интерес к посещению художественных музеев, выставок.

Учащиеся получат возможность для формирования:

  • осознания изобразительного искусства как способа познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека;
  • представления о роли искусства в жизни человека;
  • восприятия изобразительного искусства как части национальной культуры;
  • положительной мотивации и познавательного интереса к изучению классического и современного искусства; к знакомству с выдающимися произведениями отечественной художественной культуры;
  • основ эмоционально-ценностного, эстетического отношения к миру, явлениям жизни и искусства, понимание красоты как ценности.

Метапредметные результаты

Регулятивные результаты

Третьеклассники научатся:

  • следовать при выполнении художественно-творческой работы инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия;
  • объяснять, какие приемы, техники были использованы в работе, как строилась работа;
  • продумывать план действий при работе в паре;
  • различать и соотносить замысел и результат работы;
  • включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную);
  • анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной художественнотворческой работы по заданным критериям.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно выполнять художественно-творческую работу;
  • планировать свои действия при создании художественно-творческой работы;
  • руководствоваться определенными техниками и приемами при создании художественно-творческой работы;
  • определять критерии оценки работы, анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной художественно-творческой работы по выбранным критериям.

Познавательные результаты

Третьеклассники научатся:

  • осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы;
  • свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;
  • группировать, сравнивать произведения народных промыслов по их характерным особенностям, объекты дизайна и архитектуры по их форме;
  • анализировать, из каких деталей состоит объект;
  • различать формы в объектах дизайна и архитектуры;
  • сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
  • характеризовать персонажей произведения искусства;
  • различать многообразие форм предметного мира;
  • конструировать объекты различных плоских и объемных форм.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • находить нужную информацию, используя словари учебника, дополнительную познавательную литературу справочного характера;
  • наблюдать природу и природные явления, различать их характер и эмоциональное состояние;
  • использовать знаково-символические средства цветовой гаммы в творческих работах;
  • устанавливать и объяснять причину разного изображения природы (время года, время суток, при различной погоде);
  • классифицировать произведения изобразительного искусства по их видам и жанрам;
  • конструировать по свободному замыслу;
  • анализировать приемы изображения объектов, средства выразительности и материалы, применяемые для создания декоративного образа;
  • сравнивать произведения изобразительного искусства по заданным критериям, классифицировать их по видам и жанрам;
  • группировать и соотносить произведения разных искусств по характеру и эмоциональному состоянию;
  • моделировать дизайнерские объекты.

Коммуникативные результаты

Третьеклассники научатся:

  • выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому при обсуждении в классе;
  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;
  • задавать вопросы уточняющего характера по сюжету и смысловой связи между объектами;
  • учитывать мнения других в совместной работе, договариваться и приходить к общему решению, работая в группе;
  • строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

Учащиеся получат возможность научиться:

  • высказывать собственное мнение о художественно-творческой работе при посещении декоративных, дизайнерских и архитектурных выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
  • задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и художественновыразительным средствам;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при создании художественно-творческой работы в группе;
  • владеть монологической формой речи, уметь рассказывать о художественных промыслах народов России;
  • владеть диалогической формой речи, уметь дополнять, отрицать суждение, приво- - дить примеры.

Предметные результаты

Третьеклассники научатся:

  • называть и различать основные виды (скульптура, живопись, архитектура) и жанры (портрет, пейзаж, натюрморт) изобразительного искусства;
  • называть ведущие художественные музеи мира: Британский музей (Лондон), Лувр (Париж), музей Прадо (Мадрид), Дрезденская картинная галерея (Дрезден), Музей Гуген- хайма (Нью-Йорк);
  • узнавать (определять), группировать произведения традиционных народных художественных промыслов (Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома, Гжель, Полхов-Майдан, Мезень, Каргополь и др.);
  • применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и лепке (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах; иллюстрациях к произведениям литературы;
  • выбирать живописные приемы (по-сырому, лессировка, раздельный мазок и др.) в соответствии с замыслом композиции;
  • лепить фигуру человека и животных с учетом пропорциональных соотношений;
  • изображать глубину пространства на плоскости (загораживание, уменьшение объектов при удалении, применение линейной и воздушной перспективы и др.);
  • передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами, выстраивать последовательность событий, выделять композиционный центр;
  • различать основные и составные, теплые и холодные цвета, контрастные цвета и оттенки;
  • составлять разнообразные цветовые оттенки, смешивая основные и составные цвета с черным и белым;
  • различать особенности использования карандаша, туши в графике;
  • работать с цветом, линией, пятном, формой при создании графических и живописных работ;
  • выразительно использовать в работе разнообразные художественные материалы;
  • выбирать живописные приемы в соответствии g замыслом;
  • изображать глубину пространства на плоскости;
  • передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами;
  • подбирать цвет в соответствии с передаваемым в работе настроением.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов (А. Рублев «Троица», В. Суриков «Взятие снежного городка», В. Кандинский «Композиция», Б. Кустодиев «Купчиха за чаем», К. Малевич «На сенокосе», А. Матисс «Танец» и др.);
  • сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);- применять цветовой контраст и нюанс, выразительные возможности красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного, белого и коричневого цветов;
  • правильно использовать выразительные возможности графических материалов (графитный и цветной карандаши, фломастеры, тушь, перо, пастельные и восковые мелки и др.) в передаче различной фактуры;
  • моделировать образы животных и предметов на плоскости и в объеме;
  • выполнять ассоциативные рисунки и лепку;
  • подбирать краски и цветовую гамму (колорит) в соответствии с передаваемым в работе настроением.


V. Содержание тем учебного курса

Раздел учебного курса, кол-во часов

Элементы содержания

Характеристика деятельности учащихся

УУД

Формы контроля

3 класс (34 часа)

Жанры изобразительного искусства – 12 часов

Знакомство с ведущими художественными музеями мира: Британский музей (Лондон), Лувр (Париж), музей Прадо (Мадрид), Дрезденская картинная галерея (Дрезден), Музей Гугенхайма (Нью-Йорк).

Натюрморт. Пейзаж. Портрет.

Уметь:

называть и различать основные виды изобразительного искусства;

выбирать живописные приёмы (по-сырому, лессировка,

раздельный мазок и др.) в соответствии с замыслом композиции;

передавать объёмное изображение формы предмета с помощью светотени

подбирать краски и цветовую гамму (колорит) в соответствии с передаваемым работе настроением.

правильно использовать выразительные возможности графических материалов (графитный и цветной карандаши, фломастеры, тушь, перо, пастельные и восковые мелки и др.) в передаче различной фактуры

применять цветовой контраст и нюанс, выразительные возможности красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, синего, фиолетового, чёрного, белого и коричневого цветов;

Знать и уметь: различать основные жанры (портрет, пейзаж, натюрморт, исторический, батальный, бытовой, анималистический) произведений изобразительного искусства и его

виды: графика (книжная графика, каллиграфия, компьютерная графика), живопись, скульптура

моделировать образы животных и предметов на плоскости и в объёме;

сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);

Узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов

(А. Рублёв «Троица», В.Суриков «Взятие снежного городка», В. Кандинский «Композиция», Б.Кустодиев

«Купчиха за чаем», К.Малевич «На сенокосе», А.Матисс «Танец» и др.); лепить фигуру человека и животных с учётом пропорциональных соотношений;

Познавательные:

осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы;

свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;

группировать, сравнивать произведения народных промыслов по их характерным особенностям, объекты дизайна и архитектуры по их форме;

Регулятивные: 

следовать при выполнении художественно-творческой работы инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия;

объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа;

продумывать план действий при работе в паре;

различать и соотносить замысел и результат работы;

Коммуникативные:

учитывать мнения других в совместной работе, договариваться и приходить к общему решению, работая в группе;

строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя). Учащиеся получат возможность научиться: высказывать собственное мнение о художественно-творческой работе при посещении декоративных, дизайнерских и архитектурных выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др..

Беседа, рисунок, фронтальный опрос, тестирование

Народное искусство – 5 часов

Резьба по дереву. Деревянная и глиняная посуда. Богородские игрушки. Жостовские подносы. Павлопосадские платки. Скопинская керамика.

сопоставлять формы природных объектов с формами окружающих предметов;

анализировать приёмы изображения объектов, средства

выразительности и материалы, применяемые для создания декоративного образа;

сопоставлять формы природных объектов с формами окружающих предметов;

различать и называть центры традиционных народных

художественных промыслов России(Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома, Гжель, Полхов-Майдан, Мезень, Каргополь, Жостово, Богородское,

Скопин, Вологда, Палех, Федоскино, Павловский Посад и др.);

художественные

особенности создания формы в зависимости от традиционной технологии народного промысла, взаимосвязь народного орнамента и формы изделия, выразительные

возможности цветового решения в разных школах народного мастерства, зависимость колористического решения художественной вещи от традиционной технологии её изготовления;

Познавательные:

группировать и соотносить произведения разных искусств по характеру и эмоциональному состоянию;

группировать, сравнивать произведения народных промыслов по их характерным особенностям, объекты дизайна и архитектуры по их форме;

анализировать, из каких деталей состоит объект;

различать формы в объектах дизайна и архитектуры.

Регулятивные:

планировать свои действия при создании художественно-творческой работы;

определять критерии оценки работы, анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной художественно-творческой работы по выбранным критериям.

Коммуникативные:

задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и художественно-выразительным средствам; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при создании художественно-творческой работы в группе;

владеть монологической формой речи, уметь рассказывать о художественных промыслах народов России.

Творческий рисунок, рисунок, фронтальный опрос, беседа

Декоративное искусство – 9 часов

Декоративная композиция. Замкнутый орнамент. Декоративный натюрморт. Декоративный пейзаж. Декоративный портрет.

Уметь:

правильно использовать выразительные возможности графических материалов (графитный и цветной карандаши, фломастеры, тушь, перо, пастельные и восковые мелки и др.) в передаче различной фактуры;

выполнять ассоциативные рисунки и лепку; подбирать краски и цветовую гамму (колорит) в соответствии с передаваемым в работе настроением;

выбирать живописные приёмы (по-сырому, лессировка, раздельный мазок и др.) в соответствии с замыслом композиции;

Знать:

(определять), группировать произведения традиционных народных художественных промыслов (Дымка, Филимонове-, Городец, Хохлома, Гжель, Полхов-Майдан, Мезень, Каргополь и др.).

Познавательные:

сравнивать произведения изобразительного искусства по заданным критериям, классифицировать их по видам и жанрам;

группировать и соотносить произведения разных искусств по характеру и эмоциональному состоянию;

анализировать, из каких деталей состоит объект;

различать формы в объектах дизайна и архитектуры.

Коммуникативные:

владеть диалогической формой речи, уметь дополнять, отрицать суждение, приводить примеры.

выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому при обсуждении в классе;

соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;

задавать вопросы уточняющего характера по сюжету и смысловой связи между объектами;

Регулятивные:

объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа;

продумывать план действий при работе в паре;

различать и соотносить замысел и результат работы;

планировать свои действия при создании художественно-творческой работы.

Творческий рисунок, рисунок, фронтальный опрос, беседа

Мир дизайна и архитектуры – 8 часов

Деревянная и глиняная посуда. Богородские игрушки. Жостовские подносы. Павлопосадские платки. Скопинская керамика.

Уметь:

правильно использовать выразительные возможности графических материалов (графитный и цветной карандаши, фломастеры, тушь, перо, пастельные и восковые мелки и др.) в передаче различной фактуры;

моделировать образы животных и предметов на плоскости и в объёме;

выполнять ассоциативные рисунки и лепку; подбирать краски и цветовую гамму (колорит) в соответствии с передаваемым в работе настроением

Познавательные:

группировать, сравнивать произведения народных промыслов по их характерным особенностям, объекты дизайна и архитектуры по их форме;

анализировать, из каких деталей состоит объект;

различать формы в объектах дизайна и архитектуры;

находить нужную информацию, используя словари учебника, дополнительную познавательную литературу справочного характера;

Регулятивные:

следовать при выполнении художественно-творческой работы инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия;

объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа;

продумывать план действий при работе в паре;

различать и соотносить замысел и результат работы;

Коммуникативные:

учитывать мнения других в совместной работе, договариваться и приходить к общему решению, работая в группе;

строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

Творческий рисунок, рисунок, фронтальный опрос, беседа

VI. Календарно-тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся

№ п/п

Дата

Тема урока

Вид деятельности

Тип урока

Характеристика УУД

Вид контроля

План

факт

Жанры изобразительного искусства – 12 часов

Натюрморт

Индивидуальная, парная

Урок изучения нового

Уметь:

называть и различать основные виды изобразительного

искусства;

выбирать живописные приёмы (по-сырому, лессировка,

раздельный мазок и др.) в соответствии с замыслом композиции;

передавать объёмное изображение формы предмета с помощью светотени

подбирать краски и цветовую гамму (колорит) в соответствии с передаваемым работе

настроением.

правильно использовать

Познавательные:

осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы;

свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;

группировать, сравнивать произведения народных промыслов по их характерным особенностям, объекты дизайна и архитектуры по их форме;

выразительные возможности

графических материалов (графитный и цветной карандаши, фломастеры, тушь, перо, пастельные и восковые

мелки и др.) в передаче различной фактуры

применять цветовой контраст и нюанс, выразительные

возможности красного, оранжевого, жёлтого, зелёного,

синего, фиолетового, чёрного, белого и коричневого цветов;

Знать и уметь: различать основные жанры (портрет, пейзаж, натюрморт, исторический, батальный, бытовой, анималистический) произведений изобразительного искусства и его

виды: графика (книжная графика, каллиграфия, компьютерная графика), живопись, скульптура

моделировать образы животных и предметов на плоскости и в объёме;

сравнивать различные виды изобразительного искусства

(графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);

Узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов

(А. Рублёв «Троица», В.Суриков «Взятие снежного городка», В. Кандинский «Композиция», Б.Кустодиев

«Купчиха за чаем», К.Малевич «На сенокосе», А.Матисс «Танец» и др.); лепить фигуру человека и животных с учётом пропорциональных соотношений;

Регулятивные: 

следовать при выполнении художественно-творческой работы инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия;

объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа;

продумывать план действий при работе в паре;

различать и соотносить замысел и результат работы;

Коммуникативные:

учитывать мнения других в совместной работе, договариваться и приходить к общему решению, работая в группе;

строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя). Учащиеся получат возможность научиться: высказывать собственное мнение о художественно-творческой работе при посещении декоративных, дизайнерских и архитектурных выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др..

Беседа, рисунок

Учимся у мастеров

Композиция в натюрморте

Индивидуальная, парная

Урок обобщения и систематизации знаний

Рисунок, фронтальный опрос

Светотень

Индивидуальная, парная

Комбинированный

урок

Рисунок, тест

Школа графики

Рисование кринки, куба

Индивидуальная, парная

Урок обобщения и систематизации знаний

Рисунок

Школа живописи

Натюрморт с кувшином

Индивидуальная, парная

Урок обобщения и систематизации знаний

Рисунок, ответы на вопросы

Учимся у мастеров Композиция в пейзаже

Индивидуальная, парная

Урок изучения нового

Фронтальный опрос,

рисунок

Перспектива

Индивидуальная, парная

Урок изучения нового

Рисунок

Перспективные построения

Индивидуальная, парная

Комбинированный

урок

Рисунок

Воздушная перспектива

Индивидуальная, парная

Комбинированный

урок

Индивидуальный опрос, рисунок

Школа живописи. Рисование пейзажа

Индивидуальная, парная

Урок обобщения и систематизации знаний

Рисунок

  1. -12

Учимся у мастеров

Портрет

Автопортрет

Индивидуальная, парная

Урок изучения нового

Рисунок, беседа

Народное искусство – 5 часов

Резьба по дереву. В избе.

Индивидуальная, парная

Урок изучения нового

сопоставлять формы природных объектов с формами окружающих предметов;

анализировать приёмы изображения объектов, средства

выразительности и материалы, применяемые для создания декоративного образа;

сопоставлять формы природных объектов с формами окружающих предметов;

различать и называть центры традиционных народных

художественных промыслов России(Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома, Гжель, Полхов-Майдан, Мезень, Каргополь, Жостово, Богородское,

Скопин, Вологда, Палех, Федоскино, Павловский Посад и др.);

художественные

особенности создания формы в зависимости от традиционной технологии народного промысла, взаимосвязь народного орнамента и формы изделия, выразительные

возможности цветового решения в разных школах народного мастерства, зависимость колористического решения художественной вещи от традиционной технологии её изготовления;

Познавательные:

группировать и соотносить произведения разных искусств по характеру и эмоциональному состоянию;

группировать, сравнивать произведения народных промыслов по их характерным особенностям, объекты дизайна и архитектуры по их форме;

анализировать, из каких деталей состоит объект;

различать формы в объектах дизайна и архитектуры.

Регулятивные:

планировать свои действия при создании художественно-творческой работы;

определять критерии оценки работы, анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной художественно-творческой работы по выбранным критериям.

Коммуникативные:

задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и художественно-выразительным средствам; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при создании художественно-творческой работы в группе;

владеть монологической формой речи, уметь рассказывать о художественных промыслах народов России.

Беседа по вопросам, рисунок

Деревянная и глиняная посуда

Индивидуальная, парная

Урок обобщения и систематизации знаний

Беседа по вопросам, изделие

Жостовские подносы

Индивидуальная, парная

Комбинированный

урок

Рисунок, фронтальный опрос

Павлопосадские платки

Индивидуальная, парная

Комбинированный

урок

Инливидуальный опрос, рисунок

Скопинская керамика

Индивидуальная, парная

Комбинированный

урок

Рисунок

Декоративное искусство – 9 часов

Декоративная композиция

Индивидуальная, парная

Урок изучения нового

Уметь:

правильно использовать выразительные возможности графических материалов (графитный и цветной карандаши, фломастеры, тушь, перо, пастельные и восковые мелки и др.) в передаче различной фактуры;

выполнять ассоциативные рисунки и лепку; подбирать краски и цветовую гамму (колорит) в соответствии с передаваемым в работе настроением;

выбирать живописные приёмы (по-сырому, лессировка, раздельный мазок и др.) в соответствии с замыслом композиции;

Знать:

(определять), группировать произведения традиционных народных художественных промыслов (Дымка, Филимонове-, Городец, Хохлома, Гжель, Полхов-Майдан, Мезень, Каргополь и др.).

Познавательные:

сравнивать произведения изобразительного искусства по заданным критериям, классифицировать их по видам и жанрам;

группировать и соотносить произведения разных искусств по характеру и эмоциональному состоянию;

анализировать, из каких деталей состоит объект;

различать формы в объектах дизайна и архитектуры.

Коммуникативные:

владеть диалогической формой речи, уметь дополнять, отрицать суждение, приводить примеры.

выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому при обсуждении в классе;

соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;

задавать вопросы уточняющего характера по сюжету и смысловой связи между объектами;

Регулятивные:

объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа;

продумывать план действий при работе в паре;

различать и соотносить замысел и результат работы;

планировать свои действия при создании художественно-творческой работы.

Индивидуальная работа, рисунок

Замкнутый орнамент

Индивидуальная, парная

Комбинированный

Урок

Рисунок, фронтальный опрос

Декоративный натюрморт

Индивидуальная, парная

Комбинированный

Урок

Текущий контроль, рисунок

Декоративный пейзаж

Индивидуальная, парная

Комбинированный

Урок

Творческий рисунок

Декоративный портрет

Индивидуальная, парная

Комбинированный

Урок

Рисунок

Школа декора

Индивидуальная, парная

Урок обобщения и систематизации знаний

Рисунок, текущий контроль

  1. -25

Секреты декора

Катаем шарики

Рисуем нитками

Индивидуальная, парная

Урок обобщения и систематизации знаний

Фронтальный опрос, рисунок

Праздничный декор

Писанки

Индивидуальная, парная

Комбинированный

урок

Творческий рисунок

Мир дизайна и архитектуры – 8 часов

Форма яйца в архитектуре и дизайне

Индивидуальная, парная

Урок изучения нового

Уметь:

правильно использовать выразительные возможности графических материалов (графитный и цветной карандаши, фломастеры, тушь, перо, пастельные и восковые мелки и др.) в передаче различной фактуры;

моделировать образы животных и предметов на плоскости и в объёме;

выполнять ассоциативные рисунки и лепку; подбирать краски и цветовую гамму (колорит) в соответствии с передаваемым в работе настроением.

Познавательные:

группировать, сравнивать произведения народных промыслов по их характерным особенностям, объекты дизайна и архитектуры по их форме;

анализировать, из каких деталей состоит объект;

различать формы в объектах дизайна и архитектуры;

находить нужную информацию, используя словари учебника, дополнительную познавательную литературу справочного характера;

Регулятивные:

следовать при выполнении художественно-творческой работы инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия;

объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа;

продумывать план действий при работе в паре;

различать и соотносить замысел и результат работы;

Коммуникативные:

учитывать мнения других в совместной работе, договариваться и приходить к общему решению, работая в группе;

строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

Рисунок, фронтальный опрос

Школа дизайна. Форма яйца. Мобиль. Декоративная свеча.

Индивидуальная, парная

Урок обобщения и систематизации знаний

Творческий рисунок

Форма спирали. Архитектура и дизайн.

Индивидуальная, парная

Урок обобщения и систематизации знаний

Творческий рисунок

Форма спирали. Школа дизайна. Бумажная роза. Бусы. Барашек.

Индивидуальная, парная

Комбинированный

урок

Творческий рисунок

Форма волны. Архитектура и дизайн. Декоративное панно. Коробочка для печенья.

Индивидуальная, парная

Урок обобщения и систематизации знаний

Творческий рисунок

Обобщение по теме: «Мир архитектуры и дизайна».

Индивидуальная, парная

Комбинированный

урок

Фронтальный опрос

Твои творческие достижения

Индивидуальная, парная

Комбинированный

урок

Выставка

Проекты по теме «Мир дизайна и архитектуры»

Парная, групповая

Комбинированный

урок

Творческий рисунок

VII. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Доска   StarBoard         

Магнитная доска

Компьютер

Принтер – сканер

Краски

Альбом

Кисти

Гуашь

Цветная

Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:

  1. Изобразительное искусство. Учебник. 3 класс / Сокольникова Н.М., Ломов С.П. - М.: ACT: Астрель, 2013
  2. Изобразительное искусство. 3 класс. Рабочая тетрадь / Сокольникова Н.М. - М.: ACT, Астрель, 2013.

VIII. Приложение

Предмет «Изобразительное искусство» подразумевает как творческое развитие, так и формирование знаний о материалах, инструментах, техниках, умение применять их в работе.

Система оценки предметных достижений учащихся, предусмотренная в рабочей программе, предполагает:

  1. ориентацию образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения содержания предмета и формирование универсальных учебных действий;
  2. оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности учителя;
  3. осуществление оценки динамики учебных достижений обучающихся;
  4. включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность с тем, чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии);
  5. использование критериальной системы оценивания;
  6. оценивание как достигаемых образовательных результатов, так и процесса их формирования;
  7. разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами; целью получения информации.

Уровень

Отметка

Комментарий

Материал не усвоен

«2»

(неудовлетворительно)

Учащийся не владеет изученными материалами и техниками, не знает соответствующей терминологии, основ изобразительного искусства, выполняет рисунок по образцу с серьезными нарушениями технологии

Минимальный

уровень

«3»

(удовлетворительно)

Минимальные знания о материалах и техниках, слабое владение терминологией, выполнение работы по образцу с отклонениями от основ изобразительного искусства, небрежно

«4»

(хорошо)

Умение оперировать терминологией, обязательной для усвоения, знание изученной информации о материалах и техниках, выполнение работы по образцу с незначительными отклонениями от канонов, в использовании материалов, в аккуратности исполнения

Программный уровень

(решение нестандартной задачи, которая " требует применения новых знаний в непривычных условиях)

«4+»

(очень хорошо)

Владение обязательной терминологией, знание информации о материалах и техниках, умение применять полученные умения навыки при создании собственных творческих работ с незначительными отклонениями от канонов либо с помощью взрослых

«5»

(отлично)

Свободное владение обязательной терминологией, информацией о материалах и техниках, умение применять их при создании собственных творческих работ без ошибок и помощи

Высокий уровень (решение нестандартной задачи с привлечением не входящих в программу данного класса знаний, умений и навыков)

«5+»

(превосходно)

Владение знаниями, умениями и навыками, терминами, учебными материалами, инструментами, соблюдение правил живописи, декоративного рисования, выходящими за границы обязательного к изучению материала, свободное применение обязательных и неизученных техник и материалов при создании собственных творческих работ без помощи взрослых

Овладение учащимися опорным уровнем (образовательным минимумом «Ученик научится») расценивается как учебный успех ученика и соотносится с отметкой «удовлетворительно». Умение осознанно произвольно владеть опорной системой знаний, изученными операциями и действиями в различных условиях оценивается как «хорошо» и «отлично», что соответствует отметкам «4» и «5».

Текущий контроль: проверяется уровень усвоения умений и навыков работы с конкретным изучаемым материалом и технологией, оцениваются практические работы как результат изучения темы.

Тематический итоговый контроль проводится в конце изучения раздела. Оценивается уровень сформированное™ практических умений по разделу. Умения проверяются в виде самостоятельной творческой работы по заданию учителя, во время которого учащиеся самостоятельно изучают поэтапное выполнение рисунка или скульптурного изображения либо задумывают авторский проект, продумывают план работы, создают творческую работу, опираясь на полученные умения и навыки работы с материалами.

Критерии оценки теоретических знаний учащихся по изобразительному искусству

Вид

работы

«5»

(отлично)

«4»

(хорошо)

«3»

(удовлетворительно)

«2»

(неудовлетворительно)

Устный

опрос

Полные и безошибочные ответы на все вопросы учителя

Ответы на вопросы с незначительными ошибками либо с незначительной ПОМОЩЬЮ

Ответы на вопросы с помощью учителя, одноклассников

Значительные затруднения при ответах на вопросы, отказ от ответа

Тестиро

вание

Выполнение работы без ошибок

Верное решение не менее 80 процентов заданий либо незначительные недочеты, неполные и неточные ответы на отдельные вопросы

Верное решение не менее 60 процентов заданий либо неполные, неточные ответы на все вопросы

Верное решение менее 60 процентов заданий

Для оценки творческих работ учащихся целесообразно применять критериальное оценивание.

Самостоятельные творческие работы оцениваются в соответствии с критериями, каждый из которых оценивается в 1 балл:

  • Соответствие теме задания.
  • Самостоятельность выполнения работы (делал все сам или привлекал взрослых).
  • Оригинальность идеи, исполнения (интересные подходы в использовании материалов, техник).
  • Аккуратность исполнения.
  • Презентация своей работы, способность описать процесс, технологию исполнения.

Критерии оценивания самостоятельно подготовленных сообщений, докладов:

  • Отбор, систематизация материала в соответствии с темой, заданием.
  • Разнообразие источников информации.
  • Выразительный устный рассказ.
  • Краткость изложения в соответствии с ограничением времени.

Подробные ответы на вопросы учителя и одноклассников по своему материалу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса по программе "Планета Знаний"

Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса общеобразовательной школы разработана на основе авторской  программы Н.М. Сокольникова (Программы общеобразовательных учреждений...

Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс УМК "Планета знаний"

Рабочая программа "Изобразительное искусство" (3 класс) УМК "Плпнета знаний" (пояснительная записка, основное содержание программы, требования к уровню подготовки обучающихся, требования к оценки знан...

Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...

Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса , УМК "Планета знаний"

Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса , УМК "Планета знаний" расчитана для учителей начальных классов.   Рабочая программа по изобразительному искусству ориентир...

Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...