Конспект урока по изо "Ярмарка народных промыслов"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему

Конспект урока по изобразительному искусству. Урок может проводиться в 5 или в 4 классах. В конспекте представлена работа по систематизации и обобщению материалов предыдущих уроков по знакомству с народными художественными промыслами. Работа проходит по группам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока изо70 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  

Урока изобразительного искусства

5 класс

Тема: «Ярмарка народных промыслов. Из прошлого в настоящее»

Цель: систематизация и обобщение материалов предыдущих уроков по знакомству с народными художественными промыслами.

Задачи:

  1. развить умения выполнять вариации орнаментальных композиций на основе народных росписей России.
  2. расширить знания об обычаях, традициях Центральной России.
  3. формировать уважения к творчеству народных мастеров и интереса к народным художественным промыслам России; осознанного видения связи прошлого и настоящего времён, а также эстетического вкуса и аккуратности в работе.
  4. Формирование умений различать стили известных видов декоративной росписи: хохломской, городецкой, гжельской, дымковской
  5. развивать умения пользоваться компьютерными технологиями.
  6. воспитать уважение, любовь, интерес к творчеству народных промыслов.

План урока:

I. Организационный момент.

II. Интерактивная презентация народных промыслов.

1.Хохлома

2. Гжель

 3.Городец

4.Игрушка (Дымково)

III. Итог урока.

IV. Домашнее задание

Ход урока:

  1. Организационный момент

В душе каждого человека живет светлое чувство любви к Родине. Да и как не любить край, где ты родился и вырос? Вся наша земля - это земля мастеров. Народное искусство сегодня представляет собой стержень, соединяющий современную художественную культуру с истоками человеческой цивилизации.

  1. Вступительное слово учителя

Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старину не вспоминаем,
Забываем мы о ней.
Хоть и более привычны

Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину.

Человек во все времена стремился украсить свой быт. «Не то дорого, что красно золото, а то, что доброго мастерства» - гласит пословица. Народ творил из простого материала: дерева, глины, кости и др., но ценность изделия умельцев определялось не материалом, а их мастерством.

Много талантливых мастеров было на русской земле. В народных промыслах участвовали порой целые деревни: секреты мастерства передавались из поколения к поколению, от отца к сыну, от матери к дочери. Очень многие художественные традиции сохранились до наших дней. Народные промыслы сохраняют ручной труд. Художественная особенность предмета зависит от творческого труда – мастера – художника. Что привлекает нас в изделиях народных умельцев?   Во - первых, это простота и совершенство формы изделия. Любой знак, линия, штрих имеет определенный смысл, о чем – то рассказывает. Во – вторых, богатство цветового решения, гармония красок, умелое использование натурального цвета изделия.

Сегодня мы поговорим только о некоторых видов народных промыслов.

Итак, мы открываем ярмарку!

II. Презентация народных промыслов.

Учитель. Сегодня на уроке мы проводим ярмарку народных ремесел. А что такое ярмарка?

Ученики. Это праздник, народное гулянье, на котором артисты проводят аттракционы, концерты, представления; продавцы расхваливают свой товар; мастера различных ремесел демонстрируют свои умения и навыки.

Учитель. И продавцам, и покупателям, и мастерам – всем им необходимо хорошо знать, чем отличаются друг от друга художественные промыслы, как украшаются изделия и какие особые приметы имеют украшающие их узоры. Мы разделились  на группы-артели по видам художественных промыслов. Вы уже нарисовали эскиз будущего изделия с росписью. Сначала надо представить  народный  промысел. Потом, представить свой товар, расхваливать так, чтобы захотелось его купить.

Учащиеся объединены по 3-4 человека в группы-артели по выбранному промыслу. В классе работают артели: “Городец”, “Гжель”, “Хохлома”, «Дымковская игрушка»

Учитель.  Послушайте стихотворение и скажите, про какой народный промысел идет речь.

Удивляя,
Прорастая,
Как-то празднично жива
Молодая,
Непростая,
Чёрно-красная трава.
Листья рдеют,
Не редея
От дыхания зимы.
Входим в царство Берендея -
В мир волшебной Хохломы.
(Б. Дубровский)

Учитель. Встречайте мастеровой, торговый люд! А уж они расскажут нам о творениях хохломских умельцев.

Ученики.  Свое название хохломской промысел получил от крупного торгового села Хохлома Нижегородской губернии, в которое из близлежащих деревень свозили деревянные изделия на продажу (в самом селе Хохлома эти изделия никогда не производились). Для хохломского промысла характерна оригинальная техника окраски дерева в золотистый цвет без применения золота.

Хохломские изделия привлекают не только красотой орнамента. Их ценят за прочное лаковое покрытие, благодаря которому ими пользуются в повседневной жизни.

Промысел родился в середине XVII века (хотя самые ранние хохломские изделия, сохранившиеся в музеях, относятся лишь к началу XIX века), когда в Поволжье появились раскольники, которые спасались в этих лесных местах от преследования властей. Начинался знаменитый промысел в небольших селах Ефимово, Большие и Малые Бездели, Семино, Кулигино и др. на реках Узола и Керженец Семеново – центр Хохломы. Здесь в 1918 году была организована школа художественной обработки дерева.

Создание изделий состоит из нескольких этапов: сначала на токарном станке вытачивается заготовка, так называемое "белье", затем заготовку грунтуют жидким раствором глины ("вапы") и смазывают сырым льняным маслом, на следующей стадии изделие пропитывают олифой и просушивают. Эту операцию повторяют три-четыре раза. Следующий этап — лужение: предмет покрывают полудой — металлическим порошком алюминия (когда-то использовался порошок серебра, позднее более дешевый порошок олова). Теперь изделие (серебристого цвета) готово к росписи, которая наносится масляными красками и закрепляется сушкой в печи, потом покрывается несколькими слоями лака, причем каждый слой сушится отдельно. Лак под воздействием высокой температуры и превращает серебристый цвет изделия в золотой.

 Хохломская роспись очень выразительна. В Хохломской росписи используются три основных цвета: красный, черный и золотой, вспомогательными цветами, употребляющимися в небольших количествах, являются зеленый и желтый. Черные и красные узоры на золоте вызывают впечатление красочных мазков. Орнамент – травка, точки – ягодки. Роспись наносится мастерами кистью от руки без предварительной разметки. Существуют два основных вида хохломской росписи: "верховая" (красным и черным цветом на золотистом фоне) и "под фон" (золотистый рисунок на цветном фоне). К "верховой" росписи принято относить традиционную "травку" и орнамент "под листок". "Травка" — это роспись включающая изображения травинок, веточек, написанных красной и черной краской на золотом фоне. Роспись "под листок" состоит в изображении овальных листочков, ягодок, расположенных обычно вокруг стебля. Роспись "под фон" строится на крупном золотистом рисунке на красном или черном фоне. Сначала наносится контур рисунка, затем закрашивается фон, затем выполняется мелкий узор (приписка) поверх фона. Разновидностью росписи "под фон" является роспись "кудрина" — пышный узор с затейливыми золотыми завитками, напоминающими кудри.    

Учитель. Очень красивые у вас изделия получились. Перейдем к следующей группе.

Под Москвою мы живем.

Глину месим и поем.

Очень любим синий цвет,

Потому что краше нет.

Чашки, блюдца, самовары

Знают люди всей Земли.

Учитель. Правильно, это гжель. Мастера, представляйте свой товар.

Ученики.  Гжель – большой район, объединивший 30 сел и деревень, находится в 60 км. От Москвы. «Гжельский куст» расположен примерно в шестидесяти километрах от Москвы по железнодорожной линии Москва-Муром-Казань.

Гжель – родина русской керамики. Гжельскую посуду отличает единство вещи и ее декора. Все виды росписи – цветы, птицы, люди, животные, посуда – прочно связаны между собой. Рельефность фигур, отдельных декоративных деталей, появляющихся в самоварах, сахарницах и других произведениях, не разрушают общего единства предмета и украшений. Все, что рисует кисть художника, становится,   синим и голубым, и цветы, и люди, и птицы, и трава. А какая нарядная и праздничная роспись. Гжельские мастера – большие фантазеры. Одни чашки – стройные и высокие, другие - похожи на маленький бочонок, а иные – фигурки фигурные, затейливые и ручки у всех разные. Бело – синие, сине – синие цвета всегда радуют взор человека.

Одной из причин развития именно этого промысла послужила качественная гжельская глина. Развитие гончарного дела в гжельской местности началось ещё  в IVвеке до нашей эры. В XIV же веке гжельская земля стала центром керамического производства Руси. Именно там делали керамические изделия для самого Великого князя Ивана Калиты.

Процесс производства гжельских изделий таков. Сначала мастера вытачивают на специальных станках гипсовые модели по эскизам художников. Станок напоминает гончарный круг, но заготовки обрабатываются не руками, а при помощи специальных резцов.

В последствии с неё делают рабочую форму для отливки изделий. Формы, в которые заливают шликер – жидкую фарфоровую массу, также изготавливают из гипса. Гипс благодаря своей пористости хорошо впитывает влагу, постепенно масса затвердевает и приобретает форму.

После этого изделия обжигаются, и художник расписывает их окисью кобальта. Процесс росписи всегда происходит только вручную, что способствует уникальности каждого изделия. Но в то же время художники не забывают и о стиле, в котором преобладают растительные орнаменты, а также различные геометрические фигуры. Также неизменным остаётся фирменное гжельское сочетание белого и голубого.

Секретом популярности Гжели является не только необычный, простой, но в тоже время оригинальный и легко узнаваемый стиль, но и разнообразие форм, рисунков, и самой продукции, которые предлагают нам гжельские мастера. Гжель является символом гончарного искусства России, в том числе и за рубежом.

Учитель. Прекрасные работы.  Слушаем следующую загадку.

Знает каждый мальчуган
Про купавку и розан.
В росписи у мастеров,
Много красочных цветов.
Самый яркий и прекрасный,
Это цвет, конечно красный.
Можешь цвет найти любой:
Синий, желтый, голубой.
Нарисуем кистью ловко
Для цветов два подмалевка.
После замысел свой смелый,
Оживим мы краской белой.
Э.Межелайтис

Учитель. Слушаем выступление группы Городец.

Ученики.  Городец — город в нижегородском Заволжье, на левом берегу Волги. Он принадлежит к числу древнейших русских городов–крепостей. Городец — родина самых разнообразных промыслов. Он славился резьбой по дереву («глухая» домовая резьба), изготовлением инкрустированных мореным дубом донец (дощечка, на которую садится пряха) прялок, городецкой росписью, резными пряничными досками.

Возникновение городецкой росписи связано с производством деревянных прялочных донец в деревнях, расположенных вблизи Городца. Производство донец способствовало зарождению оригинального местного живописного стиля.
Всадники, кареты, барыни, солдаты, кавалеры, собачки – вот пантеон образов, создаваемых при помощи более нигде не встречающейся техники и стиля резных городецких донец.

До сих пор живут в городецких росписях композиции с конями, всадниками, древом и собачками. Разнообразны фантазии на тему прогулок кавалеров и дам, но из традиционных мотивов прочно сохраняются кони. Образ коня олицетворяет представление о красоте и силе.

Господствующий цвет городецких росписей или ярко-желтый хром или киноварь. Они обычно являются доминантой колорита, фоном всей росписи в целом; синий, зеленый и иногда «разбеленные» тона (розовый, голубой) используются для написания узора, черный и белый – для проработки деталей. Из каждого основного цвета составляется два оттенка: один разбеленный, другой более насыщенный.

Порядок выполнения росписи:

А) Роспись выполняется прямо на деревянной основе или основа грунтуется желтым, красным, черным цветами.
Б) В узлах композиции широкой кистью наносятся, как правило, пятна правильной круглой формы - основа цветка.
В) Поверх светлых пятен наносятся тонкие мазки вторым, более темным колером того же оттенка, например, синим по голубому – обводка. Контур обводки – рисующий, изображает контуры лепестков цветка. На этом же этапе между крупными элементами изображаются листочки, форму которых получают двумя-тремя мазками кисти. Вся роспись состоит из элементов: круги - подмалевки, скобки, капли, точки, дуги, спирали, штрихи.

Г) Заключительный этап росписи - нанесение черной и белой краской штрихов и точек. Этот прием называется «оживкой» и придает работе законченный вид. Выполняется самой тонкой кистью.

Учитель. Яркие и красочные работы у вас получились. Переходим к следующей группе.

Ведь недаром же, радуя глаз,
Жизнью жили живою игрушки:
Вот ударились барыни в пляс, 
Кавалеры поют им частушки;
Гуси-лебеди в небе кричат,
Петухи спозаранку горланят,
Мчатся тройки, коровы мычат,
Круторогие блеют бараны.
Мир волшебный цветет, многолик,
В колдовстве неуемном и звонком,
И душой молодеет старик,
И становится взрослый ребенком…

Учитель. Слушаем вас мастера, группа «Дымковская игрушка»

Ученики. Дымковская игрушка - русский художественный промысел, возникший на основе местных гончарных традиций. Название игрушки происходит от слободы Дымково, ныне район города Вятки, где производство игрушек уже в начале 19 в. приобрело самостоятельное значение. Промысел имел семейную организацию - игрушку лепили женщины и девочки, приурочивая ее изготовление к весенней ярмарке.

Возникновение промысла

Игрушечный промысел в Вятке, видимо, возник в глубокой древности. Многие исследователи связывают изготовление глиняных свистулек с вятским весенним праздником "свистопляской", имеющим языческие корни и посвященном солнцу. Участники праздника свистели в глиняные игрушки и перекидывались расписными глиняными шариками.

Особенности производства дымковской игрушки

Для их производства используется местная красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Фигурки лепят по частям, свертывая нужную форму из раскатанных в блин глиняных комов. Отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают влажной тряпкой для придания изделию ровной поверхности. После полной просушки и обжига игрушки покрывают темперными белилами (прежде побелку осуществляли мелом, разведенным на молоке). Раньше игрушки расписывали анилиновыми красителями, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанная игрушка вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало блеклым анилиновым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются темперные краски и мягкие колонковые кисти. Использование широкой гаммы - до десяти цветов - придает дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора.

 III. Итог урока.

Учитель. Какие прекрасные изделия мы сейчас увидели. Сколько умения и терпения надо иметь, чтобы стать мастером. Любить Родину по-настоящему - это значить вместить в душе день вчерашний и день сегодняшний. Древние ремесла расцветают благодаря труду и творчеству новых мастеров, а секреты старых мастеров бережно хранятся, передаются из поколения в поколение – и ниточка, связывающая нас с далекими предками, не рвется.  Спасибо за вашу творческую активность.

IV. Домашнее задание

Учитель. Предлагаю посетить самый большой в мире макет страны. В 2011 году в Санкт-Петербурге будет открыт уникальный действующий макет, символизирующий Российскую Федерацию от Калининграда до Камчатки. На 800 квадратных метрах макетного поля будут представлены все ключевые и характерные объекты территории России, над изготовлением которых работают лучшие моделисты. Посещение макета предоставит возможность составить представление о масштабности территории Российской Федерации, обилии природных и территориальных ресурсов и огромном экономическом потенциале страны. Полученные посетителями макета эмоции прибавят россиянам уважения к своей стране. Макет расположен по адресу: Цветочная ул., 16


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения "Народные промыслы в литературе"

Конспект урока построен по технологии развития критического мышления. Работа ведется по учебнику Романовской...

Конспект интегрированного урока по русскому языку и изобразительному искусству "Заглавная буква в названиях населённых пунктах. Чудеса народных промыслов"

Интегрированный урок для 1 класса по русскому языку и изобразительному искусству. Содержит визитную карточку урока, самоанализ....

Конспект открытого урока по технологии 2 класс (Роговцева Н.И.) Тема: «Народные промыслы. Матрёшка. Работа с текстильными материалами. Аплицирование.»

Цель урока: Изготовить аппликацию матрешки из разнообразных материалов (ткань, тесьма и т.д.) Задачи урока:- закрепить знания об изученных народных промыслах ,- познакомить учащихся с истор...

конспект урока по технологии в начальных классах на тему: "Народные промыслы России. Гжель."

Дети знакомятся с историей возникновения промысла, географией, особенностями . Несложная в выполнении работа  будет интересна младшим школьникам...

Конспект урока технологии "Народные промыслы. Матрёшка" (3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование у учащихся представление о народных промыслах; формирование умения и навыков при работе с бумагой; выполнить изделие «Матрешка».Планируемые результа...